Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать

Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать

Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать
СОДЕРЖАНИЕ
07 ноября 2019

Содержание

Антифриз для алюминиевых радиаторов: как выбрать и залить?

Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать0

Довольно часто многие владельцы автономных алюминиевых радиаторов используют для их наполнения обычную воду.

Это негативно сказывается на работе отопительного контура, снижает срок его эксплуатации, способствует возникновению коррозии, в конце концов, выводит систему из строя.

На сегодняшний день можно использовать множество других жидкостей, предназначенных специально для использования их в радиаторах. Самым распространенным из них является антифриз.

Обратите внимание

Выбирая антифриз для заливки в радиатор, следует подобрать специальный состав, предназначенный для этих целей. Антифриз подразумевает под собой особую жидкость, которая не замерзает при низких температурах. В специальных растворах для отопительных контуров имеются особые примеси и добавки, которые не причиняют вреда радиатору и поддерживают его стабильную работу.

Среди отрицательных сторон антифриза можно отметить несколько факторов.

  • Тепловая ёмкость антифриза невысока. Такие жидкости уступают воде в данном показателе на 115%.
  • Для использования данного теплоносителя в радиаторе необходим специальный насос для запуска всей системы, так как жидкости для отопительных контуров имеют высокую вязкость. Поэтому их необходимо разгонять насосом, чтобы система начала работать.
  • Антифриз имеет высокую текучесть. По этой причине следует особое внимание уделить сварочным швам и соединениям на радиаторе.
  • Некоторые составы крайне ядовиты и вредны для здоровья человека.

Но несмотря на вышеперечисленные недостатки данного вида теплоносителя, он прекрасно подходит для использования его в алюминиевых контурах при автономной системе обогрева.

Антифриз имеет различные свойства в зависимости от содержания в нём различных примесей.

Рассмотрим некоторые из самых часто используемых типов теплоносителя.

  • Глицерин. Такой состав практически нетоксичен и безвреден. Он хорошо растворяется и имеет длительный срок эксплуатации в радиаторах. Такой состав не вызывает появления вредных осадков в системе.
  • Этиленгликолевые составы. С данным наполнителем для радиаторов следует обращаться предельно осторожно, так как он является очень вредным и токсичным. Плюсом данного вида теплоносителя является его низкая стоимость. В остальном данная охлаждающая жидкость является пригодной для использования в отопительных контурах. Такая примесь обычно используется в качестве базы для теплоносителя.
  • Пропиленгликоль. В отличие от предыдущего теплоносителя данный вид жидкости для радиатора имеет довольно высокую стоимость. Но в остальном он имеет самые положительные качества – безвредность для здоровья, длительный срок использования, предотвращение появления осадков в радиаторе.

ЭтиленгликольГлицеринПропиленгликоль

В некоторых ситуациях простой теплоноситель для радиатора можно изготовить и собственными силами. Для этого необходимо смешать дистиллированную воду с 40% этиловым спиртом.

Такой состав является менее вязким и вполне пригоден для использования в контурах. Но стоит помнить о пропорциях. При снижении температур до -10 градусов нужно использовать около 20% этилового спирта в общем объеме раствора.

При более низких температурах, например, – 23 градуса нужно использовать чуть более 30% спирта в составе.

Использовать специальный теплоноситель можно не во всех случаях.

Для применения таких составов существуют ограничения.

  • Антифриз нельзя использовать в отопительном контуре с электролизными котлами.
  • Категорически запрещено применение данных теплоносителей в открытых системах отопления, так как многие составы являются токсичными. В основном это касается тех составов, в основе которых присутствует этиленгликоль, а вот глицерин или пропиленгликоль вполне можно использовать в открытых системах.

Обычно многие системы отопления делаются специально с учётом дальнейшего использования в них антифриза. Планируется мощность котлов и материалы, используемые в самой системе. Но так бывает не всегда.

Часто возникает ситуация, когда нужно залить специальный теплоноситель в радиатор, в котором раньше использовалась вода. В данном случае следует провести некоторые перерасчеты, относящиеся к мощности котла.

Важно помнить, что не рекомендуется использовать антифриз в радиаторах, где присутствует цинк.

В алюминиевых отопительных контурах, в которых присутствует медь или латунь, не рекомендуется использовать антифриз. Его реакция с данными металлами может вызвать электролитическую реакцию.

В качестве прокладок между секциями радиатора при использовании антифриза стоит использовать не резиновые, а полимерные уплотнители.

А также антифриз необходимо использовать в контурах, имеющих более одной секции, ведь данный теплоноситель имеет невысокую теплоёмкость, а поэтому ему нужно больше пространства.

Выбирая теплоноситель, следует определиться с необходимым объемом раствора, мощностью котла и циркулярного насоса, а также необходимо тщательно проверить общее состояние отопительной системы перед её наполнением.

Использование антифриза в алюминиевых отопительных радиаторах имеет ряд положительных сторон по сравнению с другими видами наполнителей. Благодаря использованию антифриза отопительный контур прослужит длительное время и будет стабильно давать необходимый уровень тепла.

О том, что лучше заливать в систему отопления – воду или антифриз, вы можете узнать из видео ниже.

Можно ли использовать дистиллированную воду в системе отопления. Можно ли заливать в систему отопления дистиллированную воду

Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать1

ГлавнаяРазноеМожно ли заливать в систему отопления дистиллированную воду

В быту нам необходима очищенная от солей и примесей вода. Один из эффективных способов очищения – это дистилляция.  Это процесс, похожий на природный: воду испаряют, а потом охлаждают и конденсируют. Это гарантирует отсутствие вредных частиц в составе.

Так выглядит накипь в системе

Дистиллированная вода для отопления предотвращает накипь внутри системы обогрева. Бережное отношение к отопительной системе окупится сторицей. Тепло в вашем доме будет постоянно. Не потребуются незапланированные остановки на ремонт.

Вода имеет особые свойства, благодаря которым ее используют для отопления в холодный период:

  • Высокая теплоемкость по сравнению с другими носителями тепла. Остывая на 20˚С, она отдает тепла на 20 ккал.
  • Отсутствие угрозы для людей.
  • Доступность.

Но, если говорить о простой и дистиллированной воде, то разница имеется.

Дистиллированная вода имеет ряд преимуществ:

  • Основной причиной коррозии труб являются соли и кислород. Тут они отсутствуют.
  • Нет налета на стенках, а значит теплоотдача остается высокой.

Важно: не дистиллированная вода значительно сокращает срок службы котла и системы в целом.

Разумеется, что купить дистиллированную воду для отопления будет дороже, чем использовать обычную.  Но благодаря бережному отношению к трубам, теплый дом будет вас радовать не один год.

Альтернативные способы обогрева

Некоторые предпочитают не использовать дистиллированную воду для отопления. Их выбор падает на антифриз, который похож своими свойствами.

Благодаря тому, что он не замерзает при температуре -30˚С и даже -65˚С, его можно использовать в домах, где жильцы бывают нечасто.

Читайте — замерзает ли дистиллированная вода?

Низкие температуры способствуют переходу в гелеобразную консистенцию. Но он не теряет своих свойств. При повышении градуса на улице, антифриз возвращается в первоначальное состояние. Это не приносит никакого вреда трубам.

Важно

Наряду с положительными моментами, помните, что антифриз, в отличие от дистиллированной воды, не может повсеместно применяться для отопления помещений. Изготовители добавляют в состав ингибиторы, удаляющие очаги коррозии и накипь.

Для определенных тканей это продлевает их срок службы, а для полимерных материалов вызывает коррозию электрохимического типа.

Совет: через 3-5 лет обязательно замените антифриз в системе.

Что же выбрать?

Оба теплоносителя имеют как преимущества, так и недостатки. Каждый нужно использоваться в зависимости от окружающих факторов.

Выбирая для своего дома антифриз, учтите такие факторы:

  • Нужна установка дополнительного насоса в связи с повышенной вязкостью вещества.
  • Радиаторы для антифриза должны быть вдвое больше, чем водные.
  • Повышенное расширение во время нагрева.
  • Токсичность.
  • Дистиллированная вода – противоположность антифризу. Приобрести ее можно несколькими путями. Один из них: сделать самому.

    Видео ниже как раз об этом: как сделать такую воду в домашних условиях самостоятельно. Довольно любопытный способ – обязательно с ним ознакомьтесь.

    Второй вариант – купить дистиллированную воду в интернете (цена вполне адекватна).

    Совет: какой бы теплоноситель вы не выбрали, перед его заливкой, обязательно промойте котел и трубы обычной водой. В них может содержаться грязь.

    Надеемся, что материал был вам полезен. Будем благодарны, если поделитесь им в социальных сетях. Для этого нужно нажать на кнопки ниже.

    Хорошего вам дня!

    kvarremontnik.ru

    Производители, продукцию которых мы применяем, являются лидерами в своей области, отлично зарекомендовавшими себя на протяжении длительного времени. Все дистрибьюторы, с которыми мы работаем, являются официальными представителями заводов-производителей и осуществляют дополнительный контроль качества.

    В быту нам необходима очищенная от солей и примесей вода. Один из эффективных способов очищения – это дистилляция.  Это процесс, похожий на природный: воду испаряют, а потом охлаждают и конденсируют. Это гарантирует отсутствие вредных частиц в составе.

    Так выглядит накипь в системе

    Дистиллированная вода для отопления предотвращает накипь внутри системы обогрева. Бережное отношение к отопительной системе окупится сторицей. Тепло в вашем доме будет постоянно. Не потребуются незапланированные остановки на ремонт.

    Вода имеет особые свойства, благодаря которым ее используют для отопления в холодный период:

    • Высокая теплоемкость по сравнению с другими носителями тепла. Остывая на 20˚С, она отдает тепла на 20 ккал.
    • Отсутствие угрозы для людей.
    • Доступность.

    Но, если говорить о простой и дистиллированной воде, то разница имеется.

    Дистиллированная вода имеет ряд преимуществ:

    • Основной причиной коррозии труб являются соли и кислород. Тут они отсутствуют.
    • Нет налета на стенках, а значит теплоотдача остается высокой.

    Важно: не дистиллированная вода значительно сокращает срок службы котла и системы в целом.

    Разумеется, что купить дистиллированную воду для отопления будет дороже, чем использовать обычную.  Но благодаря бережному отношению к трубам, теплый дом будет вас радовать не один год.

    Альтернативные способы обогрева

    Некоторые предпочитают не использовать дистиллированную воду для отопления. Их выбор падает на антифриз, который похож своими свойствами.

    Благодаря тому, что он не замерзает при температуре -30˚С и даже -65˚С, его можно использовать в домах, где жильцы бывают нечасто.

    Низкие температуры способствуют переходу в гелеобразную консистенцию. Но он не теряет своих свойств. При повышении градуса на улице, антифриз возвращается в первоначальное состояние. Это не приносит никакого вреда трубам.

    Важно

    Наряду с положительными моментами, помните, что антифриз, в отличие от дистиллированной воды, не может повсеместно применяться для отопления помещений. Изготовители добавляют в состав ингибиторы, удаляющие очаги коррозии и накипь.

    Для определенных тканей это продлевает их срок службы, а для полимерных материалов вызывает коррозию электрохимического типа.

    Совет: через 3-5 лет обязательно замените антифриз в системе.

    Что же выбрать?

    Оба теплоносителя имеют как преимущества, так и недостатки. Каждый нужно использоваться в зависимости от окружающих факторов.

    Выбирая для своего дома антифриз, учтите такие факторы:

  • Нужна установка дополнительного насоса в связи с повышенной вязкостью вещества.
  • Радиаторы для антифриза должны быть вдвое больше, чем водные.
  • Повышенное расширение во время нагрева.
  • Токсичность.
  • Дистиллированная вода – противоположность антифризу. Приобрести ее можно несколькими путями. Один из них: сделать самому.

    Второй вариант – купить дистиллированную воду в интернете. Нужно набрать соответствующий поисковой запрос, и заказать у поставщика, который рядом с вами.

    Можете использовать рекламные объявления в поисковых системах, на сайтах.

    Цени зависят от объема и производителя

    Совет: какой бы теплоноситель вы не выбрали, перед его заливкой, обязательно промойте котел и трубы обычной водой. В них может содержаться грязь.

    www.trmc.ru

    Совет

    Для полноценного функционирования центральной отопительной системы потребуется сложный комплекс оборудования – котельная или ТЭЦ, тепловые сети (трубопровод), батареи.

    Для постоянного обогрева индивидуальных домов необходима автономная система, где вместо ТЭЦ источником тепла является водяной котёл или радиатор. Необходимо понимать, что универсального теплоносителя нет.

    И при выборе обращается внимание на его технические показатели, от которых зависит качество отопления и жизнеспособность всей системы.

    Главные требования к теплоносителю

  • Безопасность для людей. Возможность причинения ущерба здоровью должна быть минимальной.
  • Теплоёмкость. За определённый отрезок времени переносится максимум тепла с наименьшими потерями.
  • Стабильность как химического, так и физического состава.

    Теплоноситель под воздействием больших температур не должен разлагаться, менять вязкость и плотность.

  • Доступность и экономичность. При регулярном использовании дорогого теплоносителя главным условием должна стать его долговечность.

  • Инертность по отношению к контактирующим материалам, будь то резина или металл, для недопущения коррозионных процессов и быстрого износа.

  • Широта температурного режима от точки закипания до границы замерзания, между которыми теплоноситель эксплуатируется, не теряя технических характеристик. Выход за пределы режима приведёт к необратимым последствиям.
  • Какую жидкость использовать?

    В качестве теплоносителей выступает вода, самый распространённый теплоноситель в нашей стране, и жидкости, не замерзающие при весьма низких температурах. С их помощью происходит перенос по системе отопления энергии, необходимой для обогрева. Отличающиеся условия эксплуатации не позволяют использовать эти теплоносители в одинаковом режиме. Рассмотрим отдельно характеристики каждого.

    Вода

    Дешёвое сырье, обладающее высокими показателями теплоёмкости и плотности. Нагреваясь, вода аккумулирует энергию, при остывании отдаёт её для обогрева.

    Неудивительно, что больше семидесяти процентов отопительных систем используют именно воду с различными добавками. Перед синтетическими теплоносителями у неё большие преимущества в экологическом плане.

    Если случится авария, вода не нанесёт вреда токсичными элементами.

    Разновидности воды:

    • умягчённая обычная, получаемая при фильтрации и кипячении;
    • дистиллированная, очищенная от различных включений и примесей с помощью особого оборудования. Это абсолютно чистая и мёртвая вода, созданная человеком;
    • содержащая химические добавки для уменьшения коррозии.

    В автономных системах отопления наиболее подходящим вариантом является дистиллированная вода. Её можно купить или сделать самому. Перед тем как залить воду в трубы, их необходимо промыть. И не имеет значения, использовалась ли в предыдущем сезоне система, или это только что смонтированная.

    Специалисты рекомендуют покупать дистиллят технический с различными присадками для систем отопления, уменьшающий коррозию. А вводимые в состав жидкости ПАВы помогут избежать накипи на внутренних поверхностях труб и вывести имеющиеся отложения. Кроме этого, дистиллированная вода не будет разрушать уплотнительные сальники и прокладки.

    Преимущества воды.

    • Доступность для каждого и в любое время.
    • Экологическая безопасность.
    • Хорошая теплоотдача.
    • Большая скорость внутри системы.
    • Долговечность работы.
    • Легко устранимые утечки.

    Недостатки воды.

    • Разрушение металла изнутри находящимся в воде кислородом.
    • Замерзание при нуле градусов, что влечёт за собой выход системы отопления из строя.
    • Солевые отложения внутри труб, снижающие эффективность теплообмена и приводящие к заменам батарей.

    Антифриз

    Если для центральной системы отопления основным теплоносителем является, конечно, вода, то владельцы частных домов могут применить незамерзающую жидкость, которая будет работать при минусовых температурах. Трубы с антифризом не лопнут, что важно для жителей, нерегулярно появляющихся в доме или на даче.

    При низких температурах теплоноситель не затвердеет, лишь потеряет свою текучесть, принимая гелеобразное состояние. С повышением градусов он обретёт свою прежнюю структуру, без потери технико-эксплуатационных качеств. Главное – покупать безопасный антифриз, специально предназначенный для систем отопления.

    На рынке существуют несколько вариантов «незамерзайки». Один применяется для температурного режима до – 60 оС, что для условий российских зим является излишним. Второй состав, разбавленный дистиллятом, работает с минусовым порогом 30–35 оС.

    Добавление в антифриз химических элементов позволяет ему функционировать примерно 5 лет, после чего производят полную замену теплоносителя.

    Преимущества антифриза

  • Работа при низких температурах.
  • Введение присадок для увеличенного срока службы системы отопления.
  • Недостатки антифриза

    • Повышенная вязкость жидкости, не дающая замёрзнуть системе, потребует для нормального перемещения внутри батарей установки очень мощных насосов.
    • Агрессивные составы антифриза буквально разъедают уплотнители из резины, поэтому встаёт вопрос прочных прокладок с усиленной герметизацией для недопущения подтекания. Контакт с цинком и чугуном следует исключить.
    • Низкая теплоёмкость по сравнению с водой снижает эффективность системы отопления. Для увеличения объёма обогреваемой площади необходимо усилить радиаторы дополнительными секциями, что не очень экономично.
    • Токсичные вещества, содержащиеся в «незамерзайке», опасны для вдыхания. Установка обогревательных элементов выполняется самым тщательным образом, исключая вероятность любой утечки и вдыхания ядовитых паров.
    • При перегреве теряет свои физические свойства из-за необратимых изменений.

    Виды незамерзающей жидкости:

    • глицериновая;
    • этиленгликолевая;
    • пропиленгликолевая.

    Из-за глицеринового антифриза ведутся ожесточённые споры. Кто-то критикует, а кто-то считает его самым подходящим для систем отопления.

    Среди достоинств чаще всего выделяют экологическую безопасность, ведь антифриз производят из пищевого глицерина.

    Он имеет большой диапазон рабочего температурного режима, не нарушает целостность уплотнителей, не горит, имеет длительный срок использования (до 10 лет). Разводить водой глицерин не нужно, он уже готов к использованию.

    Обратите внимание

    Среди минусов выделяют сильное пенообразование при повышении температуры, следовательно, надо снижать его особыми присадками.

    При работе в морозы вязкость повышается, что влечёт за собой износ оборудования, а при высоких температурах разлагается на элементы, забивающие трубы.

    В последнее время производители контрафакта глицерином разбавляют другие теплоносители, заменяя им дорогой пропиленгликоль. В Европе антифриз на основе глицерина не считается эффективным и не производится.

    Этиленгликолевый теплоноситель на сегодняшний день популярен за счёт невысокой цены. Однако недостатков слишком много и главный из них – токсичность. Вдыхание даже незначительного содержания пара может причинить вред здоровью, а высокая концентрация приведёт к смерти человека.

    Обязательно необходимо применять строгие меры безопасности при работе с этиленгликолем.

    В двухконтурных котлах, где есть хоть малейшая вероятность попадания химии в горячую воду, использование его строго запрещено! В целях безопасности этиленгликоль окрашивают в красный цвет для выявления утечки.

    Ещё один важный момент, который говорит не в пользу такого антифриза – поддерживание определённой температуры с недопущением её повышения.

    Иначе этиленгликоль распадается на осадок, образующий наросты внутри радиаторов, и кислоту, разрушающую металлические части узлов отопления.

    Важно

    Если нет технической возможности оснастить котёл автоматическим регулятором температуры, то такой антифриз использовать нельзя.

    Пропиленгликолевая незамерзающая жидкость – усовершенствованный вариант, лишённый токсичности. Подтекания и пары не страшны для здоровья, так же как и подмес в горячую воду при двухтрубной схеме.

    Пропиленгликоль активно используется в кондитерской сфере для смягчения веществ. В радиаторах он словно смазывает внутренние элементы, не подвергая их коррозии. Специальные присадки подавляют накипь и пенообразование.

    Пока этот антифриз зелёного цвета является наиболее приемлемым для автономных отопительных систем и самым дорогим.

    https://www.youtube.com/watch?v=ePyAZ3vEUr0

    Задумываясь о покупке и последующем монтаже отопительной системы, надо сразу учитывать, какой антифриз будет использоваться в качестве теплоносителя, а не после установки котла. Ведь из-за особых свойств «незамерзайки» требуется специальное оборудование, подходящее для работы.

    Воду можно поменять на антифриз только в случае разрешения производителей котла. В противном случае гарантийное обслуживание может быть остановлено.

    Отзывы

    Была проблема – пришлось уехать в командировку зимой. Морозы сильные. И антифриз выручил, иначе система полетела бы. Покупал неядовитый. Протечек было несколько, в основном по резьбе. Если сравнивать с водой, то теплей с ней, конечно. Но уезжаю часто сейчас, оставил антифриз.

    Сергей Витальевич, г. Красноярск

    В стальные батареи залил антифриз. Заранее купил 12 секций, не прогадал. Можно даже ещё добавить для тепла. В целом, конечно, не замерзали, теплоотдача хорошая. Пугали коррозией, но за 2 года ничего не потекло.

    Виктор, г. Липецк

    Заливал «незамерзайку» на дачу, раньше в системе был дистиллят. Через 5 лет антифриз слил, поменял на новый. Доволен работой. Было тепло, да и долго прослужил. Правда, трубы внутри были в масле, промывать пришлось.

    Андрей, г. Москва

    Радиаторы отопления для антифриза

    Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать

    Каждого владельца, установившего алюминиевые радиаторы в доме или квартире, заботит вопрос о продлении им «жизни», эффективность и безопасность их работы. Часто ответы на него кроются в качестве теплоносителя.

    В многоквартирных домах, подключенных к централизованной системе отопления, о составе и уровне Ph воды говорить не приходится, так как после того, как она пробежит под напором по многочисленным трубам тепломагистрали в ней постоянно присутствуют взвеси и грязь, которые на него влияют.

    Другое дело, когда речь идет об автономной системе обогрева, дающей человеку право выбора, что применить, воду или специальный антифриз для алюминиевых радиаторов.

    Свойства антифриза

    Потребители настолько привыкли, что в качестве теплоносителя используется вода, что даже не подозревают, что есть жидкости лучше ее по качеству. У воды самое большое преимущество – это ее стоимость и не токсичность, но в остальном для системы отопления она может быть врагом. Ее умение вызывать у металлов коррозию «сгубило» не одно поколение радиаторов .

    Кроме этого, в случае аварии на тепломагистрали в зимний период, когда отопление вынужденно не работает, она может замерзнуть в трубах даже при нулевой температуре. Ее способность к расширению, как при замерзании, так и нагреве вызывает их разрыв.

    Антифриз, обогащенный специальными присадками для использования в отопительных системах, обладает рядом с водой некоторыми преимуществами, но и отрицательные качества у него так же есть:

    • Этот теплоноситель замерзает при -70 градусах.
    • Он не вредит алюминию, что очень важно для такого «чувствительного» металла.
    • У него хороший уровень теплопроводности, хотя для его нагрева требуется немного больше времени, чем воде.

    Это были положительные качества антифриза. Среди его минусов:

    • Он обладает большей вязкостью, поэтому для его продвижения по отопительной системе нужен довольно мощный котел.
    • Текучесть антифриза представляет угрозу, если нарушена целостность стыков или элементов теплосети.
    • Антифриз токсичен, поэтому следует предпринимать меры предосторожности при его использовании.

    Многие потребители задаются вопросом, зная об этих недостатках, можно ли использовать антифриз в алюминиевых радиаторах. В данном случае он даже предпочтителен, если дело касается автономной системы обогрева.

    Долговечности этого теплоносителя хватает для обогрева дома в течение 10 зим, что само по себе радует.

    За этот период батареи из алюминия нисколько не меняются под его воздействием, что так же позитивно сказывается на сроке их эксплуатации.

    Узнайте полезную информацию об алюминиевых батареях на нашем сайте:

    Виды антифризов

    В зависимости от того, какое вещество добавлено к дистиллированной воде, меняются технические характеристики антифриза.

    • Глицерин в качестве добавки прекрасно себя проявляет, он не токсичен и хорошо растворим, что позволяет его длительно использовать в системе, не страшась появления осадков.
    • Антифриз на основе этиленгликоля является самым дешевым и токсичным. Второй показатель касается его употребления вовнутрь, когда он может привести человека к летальному исходу. Если с ним аккуратно обращаться и проверять систему на целостность, то он не причинит вреда и будет долго служить внутри алюминиевых радиаторов.
    • Пропиленгликоль – это лучшее дополнение к дистиллированной воде при производстве антифриза. Он не токсичен, не дает осадков и его единственный недостаток – это достаточно высокая цена.

    Так как антифризы на основе этиленгликоля пользуются большой популярностью благодаря их стоимости, прежде чем покупать такое средство, необходимо проверить его на совместимость с теплосетью. Подобный носитель используется исключительно в автономных системах с одноконтурным котлом, так как при попадании в воду, он способен вызвать серьезные отравления вплоть до летального исхода.

    Антифриз с этиленгликолем нельзя применять в открытых отопительных системах. В случае испарений вред может быть таким же непоправимым.

    С другой стороны, теплоносители, в которые входит пропиленгликоль или глицерин полностью безопасны, и могут использоваться во всех видах отопительных индивидуальных систем.

    Как правильно выбрать антифриз

    Чтобы теплоноситель был действительно эффективным, следует знать, какой антифриз для алюминиевых радиаторов подойдет оптимально.

    • У любого вида антифриза теплоемкость ниже воды, поэтому потребуется большее количество секций радиатора.
    • Размер батареи так же должен быть другим. Так как при нагреве этот теплоноситель сильно расширяется, то и емкость для него нужна на 50% больше, чем для воды.
    • Следует удостовериться, что котел в отопительной системе пригоден для работы с антифризом.
    • Все места стыков нужно проверить и убедиться, что у них не нарушена герметизация. В том случае, если в теплосети используются в качестве дополнительных прокладок льняное волокно, его придется заменить резиновыми аналогами.
    • Антифриз «не дружит» с цинком, поэтому надо проверить все фитинги и трубы, чтобы среди них не было изделий из этого металла.

    Незамерзающий теплоноситель не обязательно приобретать в магазине. Его достаточно легко сделать собственными руками из дистиллированной воды и 40% спирта.

    Как залить антифриз в отопительную систему

    Как советуют профессионалы, отопительную систему на антифризе следует планировать до ее монтирования. Она должна учитывать такие нюансы, как мощность котла, материал труб и запорных устройств, наличие расширительного бака, через который теплоноситель подается в систему.

    В том случае, если средство вносится в систему, которая раньше работала на воде, то придется проделать большую работу по перерасчетам мощности и размерам ее радиаторов, тщательно промыть или заменить трубы.

    Если необходимо долить теплоноситель в отопительную систему, то использовать можно исключительно ту же марку, что и при заливке в первый раз. Разные виды антифризов входят в химическую реакцию, вызывая образование осадка, а имеющиеся в них дополнительные добавки будут нейтрализованы.

    Если вы решили установить алюминиевые радиаторы отопления важно знать следующее:

    Подводя итоги, можно сказать, что у незамерзающего теплоносителя есть ряд своих преимуществ, которые привлекают многих потребителей. Благодаря антифризу алюминиевые радиаторы служат значительно дольше. Важно соблюдать правила безопасности и не пользоваться средством без защитных перчаток, а в случае с носителем на основе этиленгликоля еще и маской.

    Какой теплоноситель лучше для отопления частного дома

    Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать3

    Выжить зимой без отопления в нашей стране практически невозможно, потому ее устройству уделяют много времени, сил и средств. Наиболее распространенный у нас вид обогрева — водяное (жидкостное) отопление. Его составная часть — теплоноситель. Как выбрать теплоноситель для системы отопления, как его закачать — в статье. 

    Что такое теплоноситель и каким он должен быть

    Теплоноситель в жидкостной отопительной системе — это то вещество, посредством которого тепло переносится от котла к радиаторам. В наших системах качестве теплоносителя используется вода или особые незамерзающие жидкости — антифризы. При выборе необходимо руководствоваться несколькими критериями:

    • Безопасность. Время от времени в отоплении возникают протечки или они требуют обслуживания и ремонта. Чтобы ремонтные работы не были опасными, теплоноситель должен быть безвредным.
    • Безвредным для составляющих системы отопления.
    • Должен иметь высокую теплоемкость, чтобы эффективно переносить тепло.
    • Иметь длительный срок эксплуатации.Теплоноситель для систем отопления выбирают по условиям эксплуатации

    С учетом этих требований наиболее подходящая жидкость для система отопления — вода. Она безопасна, безвредна, имеет высокую теплоемкость, а строк эксплуатации неограничен. Но в тех системах отопления, где велика вероятность простоя зимой, вода может сослужить плохую службу.

    Если она замерзнет, разорвет трубы и/или радиаторы. Потому в таких системах применяют антифризы. При отрицательных температурах они теряют текучесть, но оборудование не рвут.

    Совет

    Так что выбрать теплоноситель для системы отопления с этой точки зрения легко: если система находится все время под присмотром и работоспособном состоянии, использовать можно воду.

    Если дом временного проживания (дача) или он надолго может оставаться без присмотра (командировки, зимний отпуск), если в регионе возможно частое и/или длительное отключение электроэнергии, лучше в систему заливать антифриз.

    Особенности использования воды в качестве теплоносителя

    С точки зрения эффективности переноса тепла вода — идеальный теплоноситель. Она имеет очень высокую теплоемкость и текучесть, что позволяет доставлять тепло к радиаторам в требуемом объеме. Какую воду заливать? Если система закрытого типа, заливать можно воду прямо из крана.

    Да, водопроводная вода неидеальна по составу, в ней содержатся соли, некоторое количество механических примесей. И да, они осядут на элементах системы отопления. Но это произойдет один раз: в закрытой системе теплоноситель циркулирует годами, подпитка небольшим количеством требуется очень редко. Потому никакого ощутимого вреда некоторое количество осадка не принесет.

    Вода как теплоноситель для систем отопления почти идеальна

    Если отопление открытого типа требования к качеству воды, как к теплоносителю, намного выше. Тут происходит постепенное испарение воды, которое периодически восполняется  — воду доливают.

    Таким образом получается, что концентрация солей в жидкости все время увеличивается. А это означает, что и осадок на элементах тоже накапливается.

    Именно поэтому в системы отопления открытого типа (с открытым расширительным бачком на чердаке) заливается очищенная или дистиллированная вода.

    В данном случае лучше использовать дистиллят, но достать его в требуемом объеме бывает проблематично, да и дорого. Тогда можно заливать очищенную воду, которая пропущена через фильтры.

    Наиболее критично наличие большого количества железа и солей жесткости.

    Механические примеси тоже ни к чему, но с ними бороться проще всего — несколько сетчатых фильтров с ячейкой разных размеров помогут отловить большую их часть.

    Чтобы не покупать очищенную воду или дистиллят, ее можно подготовить самостоятельно. Во-первых, налить и отстоять, чтобы осела большая часть железа. Отстоявшуюся воду аккуратно перелить в большую емкость и прокипятить (крышкой не закрывать).

    Этим удаляются соли жесткости (калия и магния). В принципе, уже такая вода неплохо подготовлена и ее можно заливать в систему. А доливать потом уже или дистиллированной водой или питьевой очищенной.

    Это уже не так бьет по карману, как первоначальная заливка.

    Антифризы для отопления

    В системы отопления кроме воды заливают специальные незамерзающие жидкости — антифризы. Обычно это водные растворы многоатомных спиртов. Не так давно на нашем рынке появился антифриз на основе глицерина. Так что теперь типов незамерзающих жидкостей для систем отопления три.

    Виды незамерзающих жидкостей и их свойства

    Антифризы есть на основе двух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. Первый более дешев, замерзает при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только выпив, но даже просто замочив руки или надышавшись парами.

    Второй незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на основе пропилен-гликоля.Он более дорог, но безопасен. Иногда он даже используется как пищевая добавка.

    Его минус (кроме цены) — он теряет текучесть при более высоких температурах чем пропилен-гликоль.

    Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовит

    Обратите внимание

    Несмотря на высокую токсичность чаще покупают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, скорее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде еще и химически активны, могут вспениваться, имеет повышенную текучесть.

    С пеной и активностью борются присадками, а повышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть где-то малейшая возможность, этот антифриз протечет. А так как и его пары ядовиты, ни к чему хорошему это не приведет.

    Поэтому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.

    НазваниеВеществоВесДиапазон рабочих темпеартурНачало кристализацииТемпература термического разложенияСрок службыВозможность разведения водойЦена

    Dixis (Диксис) 65
    моноэтиленгликоль
    10 кг
    -65°С ~ +95°С
    -66°С
    + 111°C
    10 лет
    да
    850 руб

    Тёплый Дом – Эко
    пропиленгликоль
    10 кг
    -30°С до +106°С
    -30°C
    +170°С
    5 лет
    да
    1050 руб

    Dixis TOP (Диксис ТОП) -30
    пропиленгликоль
    10 кг
    -30°С до +100°С
    – 31°C
    +106°С
    3 года
    да
    960 руб

    ANTIFROST на основе глицерина
    глицерин
    10 кг
    -30°С до +105°С
    4 года
    нет
    700 руб

    PRIMOCLIMA ANTIFROST на основе пропиленгликоля
    пропиленгликоль
    10 кг
    -30°С до +106°С
    -30°C
    +120°С
    5 лет
    да
    762 руб

    ТЕРМАГЕНТ 30
    этиленгликоль
    10 кг
    -20°С до +90°С
    -30°C
    +170°С
    10 лет
    нет
    650 руб

    Теплоком (глицериновый)
    глицерин
    10 кг
    – 30°С до +105°С
    8 лет
    нет
    780 руб

    Еще один важный недостаток — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при довольно низкой температуре. Уже при +70°C образуется большое количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения снижают теплоотдачу, что снова ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на твердом топливе такие антифризы не используют.

    Пропилен-гликоль, наоборот, химически почти нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими веществами, перегрев наступает при более высоких температурах и приводит не к таким последствиям.

    Пропилен-гликолевый теплоноситель безопасен , но стоит дороже и замерзает при более высоких температурах

    В конце прошлого столетия был разработан антифриз для систем отопления на основе глицерина. Он — это нечто среднее между этиленовыми и пропиленовыми теплоносителями. Он безопасен для человека, но не очень хорошо влияет на прокладки, также плохо реагирует на перегрев. По цене и температурным характеристикам он примерно в том же диапазоне, что и пропиленовые теплоносители (смотрите таблицу).

    При проектировании системы отопления надо изначально принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, а также другими их свойствами. Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:

    • Не хватит мощности и в доме будет холодно. Это связано с более низкой теплопроводностью антифризов. Решить эту проблему можно малой кровью — увеличить скорость движения теплоносителя, поставив более мощный циркуляционный насос. Но по-хорошему, требуется увеличение количества секций радиаторов.
    • В системах закрытого типа может недостаточным оказаться объем расширительного бачка. Это связано с тем, что при нагревании незамерзайки расширяются больше, чем вода. Выход — поставить еще один бачок. Суммарный объем должен быть чуть больше требуемого (объем можно взять из таблицы).Объем расширительного бачка для разных типов теплоносителя
    • Если использованы обычные резиновые прокладки, при использовании этилен-гликоля или глицерина они через некоторое непродолжительное время разрушатся и потекут.  Потому перед заливкой антифриза во всех разъемных соединениях прокладки заменяют на паронитовые или тефлоновые.

    Как вы поняли, лучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по характеристикам и в разы дешевле. Если же отоплению грозит разморозка, приходится заливать антифризы, но не автомобильные, а специальные — для отопления.

    В этом случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — крайний случай.

    Они пригодны в системах закрытого типа, в которых установлены специальные прокладки и автоматизированные котлы, которые не допустят перегрева.

    Чтобы покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красные или розовые, в пропиленовые — зеленый, в глицериновые — голубой. Через некоторое время цвет может стать нет таким интенсивным или пропасть совсем. Это происходит из-за термического разрушения красителей, но на свойства самого антифриза не влияет.

    Как закачать теплоноситель

    Проблемы обычно возникают только с системами закрытого типа, так как открытые заполняются через расширительный бак. В него просто наливается теплоноситель для системы отопления. Он под действием силы гравитации растекается по системе. Важно чтобы при заполнении системы все воздухоотводчики были открыты.

    Открытая система отопления заполняется через расширительный бак

    Есть несколько способов заправить закрытую систему отопления теплоносителем. Есть способ заполнения без использования техники — самотеком, есть с погружным насосом типа «Малыш» или специальным, с помощью которого делают опрессовку системы.

    Заливаем самотеком

    Этот способ закачать теплоноситель для системы отопления хоть и не требует оборудования, но уходит на него много времени. Приходится долго выжимать воздух и так же долго набирать нужное давление. Его, кстати, накачиваем автомобильным насосом. Так что оборудование все-таки потребуется.

    Находим самую высокую точку. Обычно это какой-то из газоотводчиков (его снимаем). При заполнении открываем кран для спуска теплоносителя (самая низкая точка). Когда через него побежит вода, система заполнена.

    При таком способе можно шланг подключить от водопровода, можно подготовленную воду налить в бочку, поднять ее выше точки входа и так залить ее в систему. Также заливается и антифриз, но при работе с этиленгликолем потребуется респиратор, защитные резиновые перчатки и одежда. При попадании вещества на ткань или другой материал он тоже становится токсичным и подлежит уничтожению.

    Следить за давлением надо по манометру

    Важно

    Когда система заполнена (из крана для слива побежала вода), берем резиновый шланг длиной порядка 1,5 метров, крепим его к входу в систему. Выбираем вход так, чтобы виден был манометр. В этой точке  устанавливаем обратный клапан и шаровый кран. К свободному концу шланга крепим легко снимающийся переходник для подключения автомобильного насоса.

    Сняв переходник, в шланг наливаем теплоноситель (держим поднятым вверх). Заполнив шланг, при помощи переходника подсоединяем насос, открываем шаровый кран и насосом закачиваем жидкость в систему. Надо следить чтобы не закачивался воздух. Когда почти вся содержащаяся в шланге вода закачана, кран закрывается, операция повторяется.

    На небольших системах чтобы получить 1,5 Бар, придется повторять ее 5-7 раз, с большими придется возиться дольше.

    Заливаем с помощью погружного насоса

    Для создания рабочего давления теплоноситель для системы отопления можно закачивать маломощным погружным насосом типа Малыш. Его подключаем к самой низкой точке (не точка слива системы). Насос подключаем через шаровый кран и обратный клапан, на точке слива системы ставим шаровый кран.

    Теплоноситель наливаем в емкость, опускаем насос, включаем его. В процессе работы постоянно добавляем теплоноситель — насос не должен гнать воздух.

    В процессе следим за манометром. Как только его стрелка сдвинулась с нулевой отметки — система заполнена. До этого момента ручные воздухоотводчики на радиаторах могут быть открыты — через них будет выходить воздух. Как только система заполнилась, их надо закрыть.

    Далее начинаем поднимать давление — продолжаем насосом качать теплоноситель для системы отопления. Когда оно достигнет требуемой отметки, насос останавливаем, шаровый кран закрываем. Открываем все воздухоотводчики (на радиаторах тоже).

    Воздух выходит, давление падает. Снова включаем насос, докачиваем немного теплоносителя, пока давление не достигнет проектного значения. Снова спускаем воздух. Так повторяем до тех пор, пока их воздухоотводчиков не перестанет выходить воздух.

    Далее можно запустить циркуляционный насос, снова стравить воздух. Если при этом давление осталось в пределах нормы, теплоноситель для системы отопления закачан. Можно запускать ее в работу.

    Используем насос для опрессовки

    Заполняется система так же, как и в описанном выше случае. При этом насос используется специальный. Он обычно ручной, с емкостью, в которую заливается теплоноситель для системы отопления.

    Из этой емкости жидкость закачивается через шланг в систему. Взять его можно на прокат в фирмах, которые торгуют трубами для водопровода.

     В принципе, имеет смысл его купить — если использовать будете антифриз, его придется периодически менять, то есть снова надо будет заполнять систему.

    Совет

    Это ручной насос для опрессовки, с помощью которого можно закачать теплоноситель для системы отопления

    При заполнении системы рычаг идет более-менее легко, при подъеме давления работать уже тяжелее. Манометр есть как на насосе, так и в системе. Следить можно там, где удобнее.

    Далее последовательность такая же, как описано выше: накачали до требуемого давления, спустили воздух, снова повторили. Так до тех пор, пока воздуха в системе не останется.

    После — тоже запускаем циркуляционник минут на пять (или систему целиком, если насос в котле), стравливаем воздух. Тоже повторяем несколько раз.

    Какой антифриз лучше заливать. ТОП антифризов, правила выбора

    Теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления: какой выбрать, антифриз, охлаждающая жидкость, какой лучше, можно ли заливать

    Нужно ли прогревать двигатель в зимнее и летнее время? От чего это зависит? Как материал движка влияет на необходимость прогрева? Что будет, если не прогревать мотор или прогревать его слишком долго? Допустим ли прогрев «на ходу»? Почему в Европе даже зимой уже никто не прогревает двигатель перед поездкой? Все эти и другие вопросы будут рассмотрены в нашей статье.

    Итак, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой? Сегодня по этому поводу много споров, но единого мнения на этот счет так и не сложилось.

    Еще лет 15–20 назад ответ на вопрос был однозначным: да, прогревать двигатель необходимо. Причем как зимой, так и летом. Непрогретые машины чихали, кашляли, глохли или вообще отказывались заводиться.

    Но с появлением более современных машин автомобилисты массово отказываются от прогрева двигателя. Более того: во многих странах Европы прогревать мотор на стоянке категорически запрещено законом.

    Так как же быть рядовому автовладельцу? По-старинке прогревать двигатель перед каждой поездкой или же уподобиться Западу и забить на предварительный прогрев? А главное: почему так велико число людей, отчаянно защищающих прогрев, если большая часть Европы давно уже от него отказалась?

    Зачем нужно прогревать двигатель?

    Чтобы понять, зачем нужно прогревать двигатель, стоит разобраться в том, что же происходит в моторе после продолжительного простоя. Особенно если на улице зима.

    Итак, у нас есть двигатель с кучей деталей, коробка передач, а также рабочие жидкости: топливо, антифриз, масло.

    Все параметры этих составляющих подобраны таким образом, чтобы они обеспечивали автомобилю стабильную езду с минимальным износом деталей. Большинство деталей изготовлены из металлов и их сплавов, а такие материалы склонны к расширению при нагреве. Соответственно, зазоры между деталями узлов изначально рассчитаны на нормальную рабочую температуру двигателя.

    Если температура в двигателе значительно ниже рабочей, то:

    • рабочие жидкости имеют более высокую вязкость и быстрее срабатываются (возрастает риск образования осадка);
    • детали смазываются медленнее;
    • снижаются защитные свойства присадок;
    • зазоры между деталями отклоняются от нормы, из-за чего усиливается трение, возникают удары, образуются задиры, ускоряющие развитие коррозии.

    По некоторым подсчетам, один холодный запуск двигателя приводит к такому же износу, к какому привели бы 500-700 запусков прогретого мотора.

    При этом если вы не прогреете двигатель перед поездкой в зимнее время, первые минуты вам также придется нервничать из-за запотевания ветрового стекла и отсутствия хорошей обзорности. Да и садиться в ледяное авто не очень-то приятно.

    Вдобавок первые 5–10 километров автомобиль может «есть» гораздо больше бензина, чем обычно. Динамика движения также ухудшится.

    Следовательно, прогрев двигателя – вещь весьма полезная и необходимая. Но все должно делаться с умом. И ниже мы расскажем, почему.

    Нужно ли прогревать двигатель летом?

    Зачем прогревать двигатель летом, когда температура за бортом и так существенно выше нуля? Или зачем прогревать двигатель, если автомобиль выезжает из отапливаемого бокса? Может быть, в данном случае прогрев бессмыслен и даже вреден?

    На самом деле нет: и у летнего прогрева есть свое логическое обоснование.

    Во-первых, рабочая температура двигателя составляет порядка 80–95 градусов. А температура воздуха летом редко переваливает за 25–30 градусов. Соответственно, даже летом двигатель автомобиля на стоянке «холодный».

    Во-вторых, даже если бы на улице держались все 50 градусов по Цельсию, резко стартовать со стоянки было бы неправильным. Вдумайтесь: даже человеческому телу, – практически идеальной «машине», – перед любой физической нагрузкой требуется разминка. Так и мотору нужно некоторое время поработать без нагрузки, чтобы прийти в оптимальное состояние.

    Как долго нужно прогревать двигатель?

    Пожалуй, это самый адекватный вопрос. Ведь мы уже пришли к выводу, что прогревать двигатель нужно практически в любом случае. Осталось только понять, сколько по времени должен занимать прогрев.

    Итак, можете ориентироваться на подсказку:

    Температура воздухаВремя прогрева

    +20 С и выше
    0,5 — 1,5 минуты

    +15 С
    1 — 2 минуты

    +10 С
    1,5 — 3 минуты

    +5 С
    2,5 — 5 минут

    0 С
    3 — 7 минут

    -5 С
    3,5 — 8 минут

    -10 С
    5 — 10 минут

    -15 С
    8 — 15 минут

    Как видите, в летнее время прогрев занимает совсем мало времени. Вы успеете лишь поудобнее устроиться в кресле, пристегнуть ремень безопасности, отрегулировать зеркала и включить любимый радиоканал.

    Зимой рекомендованное время прогрева автомобиля больше, зато пока ваше авто прогревается, вы можете неспешно почистить кузов от снега, освободить дворники ото льда, прогреть лобовое стекло.

    Ждать полного прогрева не стоит. Как только температура рабочей жидкости повысится до 60—70 градусов, можно аккуратно начинать движение. Но разгоняться все же было бы правильнее, когда температура жидкости достигнет 80—90 градусов по Цельсию.

    Почему нельзя прогревать двигатель слишком долго?

    Как мы уже говорили выше, во всем нужна мера. Прогревать двигатель слишком долго тоже нельзя.

    Дело в том, что при низкой температуре топливная смесь плохо испаряется, поэтому авто с электронным впрыском топлива тут же генерирует команду на выброс дополнительной порции горючего.

    Но автомобиль остается на месте. И получается, что на холостом ходу в камере сгорания формируется избыток бензина.

    Обратите внимание

    Бензин в свою очередь становится причиной вымывания моторного масла, то есть, по сути, он оставляет мотор без защиты. Бензин, как мы знаем, — прекрасный растворитель.

    Однако если не затягивать с прогревом, ничего такого не случается, и преждевременного разрушения двигателя не происходит.

    Прогрев на ходу

    В последнее время очень популярным стал прогрев двигателя на ходу, то есть в первые минуты движения автомобиля. Вы просто плавно трогаетесь с места и медленно (на небольших оборотах) выезжаете из двора или гаража. При этом желательно, чтобы дорога была как можно ровнее, ведь во время прогрева рывки и толчки нежелательны.

    На ходу мотор прогревается быстрее и тратит меньше горючего.

    У этого способа есть один минус: как ни крути, а движение начинается с холодным двигателем, соответственно нагрузка на механизм больше (вспоминаем про зазоры и вязкость рабочих жидкостей). Кроме того, коробка передач тоже нуждается в предварительном прогреве, а без него детали КПП претерпевают ускоренный износ, масло быстрее срабатывается и дает осадок.

    Идеальный вариант: пару минут (зимой вдвое дольше) погонять двигатель в холостом режиме, а затем начать плавное движение на небольших оборотах.

    Чем опасен прогрев двигателя?

    Многие боятся прогревать двигатель из-за ряда осложнений, вызываемых данной процедурой. К минусам прогрева обычно относят:

    • повышенный расход бензина;
    • образование смоляного налета на клапанах;
    • вымывание бензином масла.

    Особенно опасно вымывание масла. От этого в первую очередь страдают поршневые кольца и стенки цилиндров. Однако доказано, что все эти недостатки проявляются только в тех случаях, если имеет место хронический длительный прогрев двигателя.

    При умеренном прогреве с двигателем не происходит ничего такого, что бы могло значительно ухудшить его работу.

    Есть ли разница между старыми и новыми машинами?

    Раньше абсолютно все двигатели перед поездкой прогревали, и прогрев занимал немало времени. Почему так происходило?

    Первая причина – низкое качество рабочих жидкостей. Тогда еще мало знали про присадки, поэтому масла и антифризы при понижении температуры вели себя очень капризно. Нередко машина просто не заводилась или заводилась, но тут же глохла.

    Вторая причина – разные коэффициенты расширения материалов блока цилиндров и самих поршней.

    В старых автомобилям преобладали двигатели с чугунным блоком. Чугун иначе расширяется, поэтому достичь идеального зазора с поршнями без достаточного прогрева мотора было невозможно. Кроме того, чугун имеет меньшую теплопроводность (в 4,5 раза ниже, чем у алюминия), из-за чего на прогрев движка уходило больше времени.

    А еще в старых машинах не было всех тех датчиков, которые есть сегодня. То есть процесс смешивания топлива с воздухом аппаратно не регулировался. И чтобы вернуть движку работоспособность, его нужно было полностью отогреть.

    Процент содержания кислорода в топливной смеси на карбюраторных двигателях можно было уменьшить путем вытягивания подсоса на себя, но далеко не все это умели.

    Важно

    Современные автомобили напичканы электроникой и в большинстве своем строятся на алюминиевом блоке цилиндров. Алюминиевые поршни покрываются тонким слоем никасила (никелькремниевого сплава). Такое сочетание металлов позволяет сохранять идеальный зазор при любой температуре двигателя.

    Можно сказать, за счет этого износостойкость мотора сохраняется, даже если вы поленились прогреть двигатель. Но не забывайте, что кроме зазоров важную роль играют свойства жидкостей. И как бы технологи не изворачивались, им пока не удалось и вряд ли удастся создать антифризы и масла, одинаково хорошо работающие в широком температурном диапазоне.

    А как же европа?

    Ах, да: Европа. Там двигатели в автомобилях уже давно никто не прогревает. Но делается это скорее по экологическим соображениям, нежели ввиду высокой надежности моторов.

    Европа ратует за уменьшение объемов вредных выбросов, поэтому для них просто находиться на стоянке с включенным мотором – непростительный грех.

    Заботятся ли европейцы о долговечности двигателей? – А зачем им это? В Европе принято менять автомобиль на новый раз в 4–8 лет. И уровень жизни им это позволяет. Естественно, этого времени очень мало, чтобы отсутствие прогрева успело серьезно сказаться на работоспособности двигателя.

    Но это Европа, а мы живем в России. И далеко не каждому россиянину по карману покупать новый автомобиль хотя бы раз в 10–15 лет. Поэтому для нас очень важно свести к минимуму любые факторы, способные ухудшить качество работы двигателя. ОСОБЕННО если мотор состоит из алюминиевого блока и никасиловых поршней (такие двигатели практически официально признаны неремонтопригодными).

    Кстати, многие автомобильные марки вновь вводят в свои моторные линейки силовые агрегаты из чугуна. Такие движки стоят сегодня на Toyota Camry 2017 года выпуска.

    В литровом двигателе Ford EcoBoost, устанавливаемом на модели Fiesta, Focus, B-MAX, C-MAX и Mondeo, блок цилиндров также отлит из чугуна, а не из алюминия. Чугун возвращается в моторы Opel.

    Также о нем вспомнили и некоторые японские марки.

    Очевидно, производители позаботились о том, чтобы даже на холодном ходу такие двигатели работали с минимальным износом. Хотя даже чисто теоретически прогрев им не помешал бы.

    Мировой заговор?

    А пока мы продолжаем прогревать двигатели в своих машинах, в рекламе все чаще можно услышать информацию о том, что та или иная модель совершенно не нуждается в предварительном прогреве. Производители заявляют, что рекламируемое авто такое удобное и надежное, что может стартовать без всякой подготовки.

    Конечно, рядовому автолюбителю (особенно если он совсем не разбирается в механике) проще купить такой автомобиль и со спокойной душой забыть о прогреве. Ведь завод дал добро. И, скорее всего, на протяжении всего гарантийного периода ничего и не случится.

    Совет

    Зато когда гарантия истечет, могут начаться проблемы. Замена двигателя выльется в копеечку.

    Автомобильным брендам это выгодно. Производители не заинтересованы в том, чтобы машина работала без поломок 10–15–20 и более лет. Заводам нужно, чтобы мы как можно чаще меняли транспорт. По сути европейцы так и делают. Но если вы хотите, чтобы автомобиль исправно служил вам много лет после истечения гарантии, не пренебрегайте прогревом двигателя.

    Прогревать или не прогревать двигатель?

    Итак, прогревать или не прогревать двигатель – личное дело каждого автовладельца. Все-таки это ваша машина, и только вам решать, как с ней обращаться. Но помните: автозаводам выгодно навязывать вам идею о том, что новые машины прекрасно обходятся без прогрева даже в зимнее время.

    Ваша задача – продлить ресурс двигателя, а запуск при низких температурах – это всегда стресс для движка. Попробуйте разобраться в специфике этого узла, расспросите опытных механиков. Они сотни раз видели мотор изнутри, своими глазами видели последствия «холодного старта». Любой из них скажет вам, что прогревать надо абсолютно любой двигатель и в любое время года.

    Важно: предварительный прогрев двигателя важен, но это не панацея. Если вы будете каждый раз прогревать мотор по всем правилам, но при этом сильно сэкономите на рабочих жидкостях, последствия быстро дадут о себе знать.

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно