Содержание
Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:
Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению.
Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль).
Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.
Предлагаемый план выглядит следующим образом:
В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?
Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях.
По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1929 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение.
Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства.
У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.
Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.
Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное.
В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером.
Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.
«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:
Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.
В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог.
Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы.
Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.
Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты.
В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома.
Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.
Интересны синтаксические средства, применяемые автором.
Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага.
Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.
Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий).
Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу».
Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.
Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские.
В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм.
Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.
Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах.
Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л].
Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:
Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:
«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.
Шаблон анализа лирического стихотворения
1. Краткая информация об авторе и стихотворении
поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.
2. Тема и идея. Заглавие.
Тема –
Идея
Заглавие
3. Сюжет:
4. Композиция стихотворения
5. Характеристика образов (существительные-образы)-
6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
7. Рифма
8. Тропы.
Кольцевая
точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
Неточная рифма основана на созвучии одного, реже – двух з
ТРОПЫ
ПРИМЕРЫ
Эпитет – художественное определение
Куда ты скачешь, гордыйконь? прозрачная дева
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
яркий, как солнце
Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы
весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» – вместо «лев»
Ирония – скрытая насмешка.
Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Литота – художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.
ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок»
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление
в сто сорок солнц закат пылал «реки крови», «море смеха»
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.
отговорила роща золотая душа поёт, река играет
Овеществление – уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются
мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…
Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.
Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит” – подразумеваются деревья
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот
белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения
автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
ФИГУРЫ
ПРИМЕРЫ
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Разновидности повторов:
Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? пришел, увидел, победил
Антитеза – потивопоставление
Где стол был яств, там гроб стоит
Эллипсис – пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма
я за свечкой – свечка в печку
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари…
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений
молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.
Изумительный наш народ.
каламбур – игра слов
Шел дождь и два студента.
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий
живой труп, пожар льда, гигантский карлик.
Отметим, что в университетах в большинстве случаев требуют подробный, детальный анализ, акцентируют внимание на лексике, художественных средствах, типах рифмы и строфики. А в школах важным аспектом остается содержание, идея и образы.
Для упрощения поставленной задачи предлагаем алгоритм, следуя которому, Вы без труда справитесь с поставленной задачей.
Здесь необходимо указать дату написания, историю публикации, факты из авторской биографии, которые связаны с сюжетом. Если есть посвящение, об этом стоит написать.
Важно продемонстрировать, насколько характерно или нетипично стихотворение поэтической манере автора.
Если оно написано в традициях какого-либо литературного течения (футуризма или акмеизма), к которому автор принадлежал, это стоит указать.
Тема может быть общественно-политической, любовной/интимной, философской. Зачастую возникают трудности с отнесением произведения к той или иной теме, в этом случае принято указывать ведущую тему.
Нелишне написать о более узких подтемах – главных мотивах произведения, это могут быть мотивы одиночества, встречи, тоски, изгнания.
А сюжет – это событие, с которым связано стихотворение: воспоминания автора, случайная встреча, созерцание природы и прочие.
В этой части анализа необходимо ответить на вопросы: является ли каждая строфа законченной мыслью? Согласовывается или не согласовывается смысл строф? Имеет ли важное фундаментальное значение последняя строфа для раскрытия идеи стихотворения? Содержит ли она вывод? Обратите внимание на размер, рифму, ритм. Стихотворные размеры имеют двусложный вид (хорей, ямб, спондей) или трехсложным (трибрахий, дактиль, амфибрахий, молосс) и др. Рифма существует парная, перекрёстная, кольцевая, анафоры (одинаковое начало строчек).
Проанализируйте произведение на наличие тех художественно-выразительных средств, которые помогают автору передать его позицию, чувства героев, их настроение.Троп – выражение, которое используется в переносном значении для усиления образности, художественной выразительности речи.
Аллегория – это иносказание, обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Например, смерть — представляется зачастую посредством косы; как лиса – в значении хитро, льстиво и нагло.
Гипербола – стилистическое преувеличение, например, «я говорил тебе 100 раз».
Ирония – скрытая насмешка. Литота – стилистическое преуменьшение.
Метафора – вид тропа, употребление слова в переносном значении по сходству, например, шоколадный батончик — шоколадный загар (по цвету).
Эпитет – определение, подчеркивающее его выразительность, например, горячо любить.
Охарактеризуйте поэтическую речь: присутствие антитезы или противопоставления, градации, инверсии, повторов, риторических вопросов, обращений, умолчаний, незаконченных предложений.
Героем может выступать сам автор или некоторый персонаж, от лица которого повествуются события. Выявить лирического героя в том произведении тяжело, где постановка философской проблемы есть основная задача, а не изображение состояния души человека.
Воспользовавшись представленным алгоритмом, Вы сможете написать анализ любого стихотворения.
Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.
Помочь проекту
Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.
Добавить стихотворение «Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин». Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.Из биографии К. Чуковского Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к “веселым девкам”, а также имел замужних любовниц.Из биографии А. С. Пушкина Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта. Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
Скажем сразу,
что план этот – примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем
случае не догма. Стихотворение – “живое”, “пульсирующее
смыслами” произведение искусства, поэтому “разъять” его на части
– вовсе не значит постичь его тайну.
Анализировать (интерпретировать,
комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в
большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной
выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция).
Итак…
Восприятие:
Какое впечатление
произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта,
его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в
вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать – вслух
или “про себя”? Почему? Каким настроением проникнуто произведение?
Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении,
которая иногда может быть обозначена уже в названии: “Весенняя
гроза”, “К морю”, “Незнакомка”; иногда название
представляет собой метафору или имеет символическое значение –
“Парус”, “Пророк”; тогда тема оказывается шире заглавия, ее
требуется “расшифровать”).
К темам (в широком смысле) лирических
стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть,
поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический
герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать
поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание,
воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам
стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т.
д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных
типов (“Что ты клонишь над водами…” Ф.И. Тютчева относится
одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое
стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров
следует прочесть в “Словаре литературоведческих терминов” (любое
издание).
Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой
создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в
рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Типологические черты направления могут
выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая
ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д.
В ситуации, когда
поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или
наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это
обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с
логикой развития “поэтической мысли” от начала к финалу, делением на
строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей
произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы –
метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д.
и фигуры –
обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для
усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора,
повтор и др.).
Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько
определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи
стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства,
придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда
сами звуки “работают” на создание образа, например: “Как бушует,
что ни шаг // Под ногами лист древесный” (Б.Пастернак).
Ритм, размер,
рифма – формальные средства построения стихотворения, направленные на
раскрытие авторского замысла.
Использование этих средств обусловлено характером
поэтической речи: делением на строки (стих – одна строка поэтического текста),
ритмически упорядоченной организацией текста – ритмом, способом организации
стиха – размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего
смыслового наполнения.
Ямб – сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит
плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к
интонациям разговорной речи, анапест – очень гибкий размер, способный
передавать различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей
стихотворения, тоже может стать предметом размышлений.
Во-первых, в тексте
произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь
идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах.
Во-вторых,
помните: то или иное слово, значение которого вам кажется
“прозрачным” в языке, может приобретать в контексте стихотворения
новое, не свойственное ему значение.
План
анализа стихотворения
Тема
стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть
сюжет: образы событий (…каких
именно…);
без сюжета: образы чувств
(…).
Художественные
средства, с помощью которых созданы эти
образы:
Композиция:
размер, рифма, ритм. Размер:
_ _' / _ _'
/ _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение
на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _
хорей 3-стопный;
'_ _ _
дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_
_ _' анапест.
Литературное
направление: романтизм,
реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм,
сентиментализм, авангардизм, футуризм,
модернизм и т.д.
1.
Стихотворение «Она» впервые опубликовано
в книге стихов Николая Гумилева «Чужое
небо» в 1912 году. Это книга ухода Н.
Гумилева от символизма, свойственного
ему ранее к новому мироощущению. Именно
эту книгу критики считают первым
по-настоящему акмеистическим сборником.
По свидетельству А. Ахматовой, в
стихотворении речь идет о ней.
2.
В стихотворении основная тема – тема
любви лирического героя. Идеей является
понимание того, что любовь к женщине
всегда загадочна и необъяснима.
Повествование ведется от 1-го лица
(лирического героя). Можно говорить о
максимальном сближении автора и
лирического героя. В стихотворении
представлен образ героини-возлюбленной,
у нее нет имени, она предстает как
«женщина».
На протяжении всего
повествования перед нами возникает
образ героини. Мы понимаем, что она –
поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь
медной музыке стиха»), причем поэтесса
очень талантливая, так как лирический
герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой
боли / В ее истоме и бреду».
Описывается
героиня с нежностью, любовью, благоговением:
«Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней
все счастие мое».
3.
Ключевыми словами в стихотворении
являются слова, наиболее ярко
характеризующие героиню: «молчанье»,
«усталость», «томление», «мерцанье
зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так
как текст поэтический, в нем представлены
средства художественной выразительности:
3.2.
Аллитерация наблюдается в строках: 3
(т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т]
при частотном употреблении придает
тексту чувственный оттенок благодаря
своей взрывной природе. Сонорные звуки
яркие, солнечные, они определяют земную
ипостась, выражают земные радости.
Ассонанс.
Проанализировав состав гласных звуков
в стихотворении, мы выяснили, что
доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а]
ассоциируется в сознании с прямотой,
искренностью, открытостью высказываний
(что характерно для программных
акмеистов), а также звук придает тексту
мелодичность. Два основных звука в
тексте закреплены и в его названии: [о]
н [а].
3.3.
При помощи одного и того же слова (форм):
ее, в ней, в ее, она осуществляется связь
в тексте на лексическом уровне.
Стихотворение объединяет и образ
лирического героя: «я знаю женщину»,
«счастие мое», «я жажду своеволий», «я
к ней иду». Вся лексика текста работает
на наиболее глубокое психологическое
раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение
написано четырехстопным ямбом, в
большинстве своем рифма точная,
чередование мужской и женской рифм;
рифмовка перекрестная.
5.
С
помощью тщательно отобранных лексических
средств, звукописи, образных художественных
средств, четкости композиции, отказа
от эффектных рифм Гумилев достигает
той высоты языка, его чистоты и доступности,
которая, по мнению акмеистов, и должна
стать основой новой поэзии.
Заключение
Хотелось
бы отметить, что Николай Гумилев был
далеко незаурядной личностью с
удивительной и вместе с тем трагичной
судьбой. Не подлежит сомнению его талант
как поэта и литературного критика.
Его
жизнь была полна суровых испытаний, с
которыми он с доблестью справился:
несколько попыток самоубийства в юности,
несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся
дуэль, участие в мировой войне.
Но она
оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает,
какие бы гениальные произведения Гумилев
бы еще мог создать. Прекрасный художник,
он оставил интересное и значительное
наследие, оказал несомненное влияние
на развитие российской поэзии.
Его
ученикам и последователям, наряду с
высоким романтизмом, свойственна
предельная точность поэтической формы,
так ценимая самим Гумилевым, одним из
лучших русских поэтов начала XX века.
Литература
XX века развивалась в обстановке войн,
революций, затем становления новой
послереволюционной действительности.
Все это не могло не сказаться на
художественных исканиях авторов этого
времени. Социальные катаклизмы начала
нашего столетия усилили стремление
философов, писателей понять смысл жизни
и искусства, объяснить постигшие Россию
потрясения.
Поэтому неудивительно, что
любая область литературы начала XX века
поражает необычностью и разнообразностью
авторских мироощущений, форм, структур.
Художественные искания обрели редкую
напряженность и совершенно новые
направления.
За каждым Мастером прочно
укрепилась слава первооткрывателя
какого-либо нового прежде недоступного
направления или приема в литературе.
42011-02-22
20:02:32
Разбор
стихотворений Иосифа Бродского, которые
входят в последнее время в школьную
программу, часто становится труден как
для школьников, так и для самих учителей.
Трудности возникают даже не во время
анализа, но ещё на подступах к нему:
сам смысл стихотворения остаётся
читателю неясен. Мы предлагаем вам вариант интерпретации одного
стихотворения И.
Бродского, входящего
во многие школьные программы.
В
твоих часах не только ход, но тишь.
Притом
их путь лишён подобья круга.
Так в
ходиках: не только кот, но мышь;
они
живут, должно быть, друг для друга.
Дрожат,
скребутся, путаются в днях.
Но их возня,
грызня и неизбывность
почти что
незаметна в деревнях,
где вообще в
домах роится живность.
Там каждый час
стирается в уме,
и лет былых бесплотные
фигуры
теряются – особенно к зиме,
когда
в сенях толпятся козы, овцы, куры.
1963
1.
Это стихотворение о времени и о
вечности.
Противопоставление заявлено
в первой же строке: “ход” времени и
“тишь”. Деление времени искусственно,
оно создаёт “неизбывность” (потому
что всегда, без отдыха), “возню,
грызню”, дрожь, путаницу…
Путь времени
– это “круг” (заколдованный), такой
же бестолковый, как погоня кошки за
мышью. Всем известны ходики – с кошкой,
которая ежесекундно стреляет глазами
вправо-влево, как будто следит за
мышью.
(Кроме всем известной кошки из
ходиков, есть и не менее известная
мышь, устраивающая шум в часах:
Hikory,
dickory, dock,
The mouse run up the clock.
The clock struck
one,
The mouse ran down,
Hickory, dickory, dock.
Стихотворение
из Mather Goose Rhymes. В пер. С.Маршака: “Вышли
мыши как-то раз // Поглядеть, который
час…”) Кошка и мышь дополняют друг
друга: цель кошки – поймать мышь, а
цель мыши – убежать от кошки. Суета
порождается сама собой. А что будет,
если кто-нибудь из них вдруг исчезнет?
Погоня прекратится, часы остановятся,
и наступит “тишь”, отсутствие времени,
вечность…
…Как
бывает “в деревнях”. Стихотворение
делится пополам: первая половина – суть, порождённая временем, а вторая
– деревенская тишина. В деревне время
не замкнуто в круг, поэтому “каждый
час стирается в уме”, вместо того чтобы сохраняться и громоздиться, человек
не “путается в днях”, прожитое не возвращается, а “теряется”.
(“Фигуры
былых лет” названы “бесплотными”, то
есть нереальными. Однако по созвучию
это слово тянет за собой и слово
“бесплодные”, то есть напрасно, зря
сохранённые умом.
) Замедление ритма
жизни подчёркивается и синтаксически:
предложения в первой части соответствуют
строчкам, как бы отражая деление
времени на часы, а к концу стихотворения
они становятся всё длиннее.
Единственный
признак деревни – это “живность”,
противопоставленная механическим, условным коту и мыши из первой части.
Таким образом оппозиция “время/вечность” становится и оппозицией
“искусственное/живое”.
Особенно явным
это противопоставление становится
в конце стихотворения: “козы, овцы,
куры”, “толпящиеся в сенях” зимой,
отсылают читателя к сцене Рождества.
Абстрактное (рассуждающее) стихотворение
кончается яркой картинкой, выделенной
внутренней рифмой (“стираются –
теряются”).
2.
А теперь вспомним, что первое значимое
слово стихотворения – “твоих”. Получается, что это – изящнейшее
признание в любви (в широком смысле
слова, может быть, и к другу).
В нём
только одно слово, впрямую говорящее о
другом, но с ним связано всё
“положительное” для автора.
Этот
человек так удивителен, что даже в
его часах – воплощение “грызни” и
“путаницы” – есть место для “тиши”, которая вообще-то встречается только
в деревнях.
Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева “Последний
катаклизм”.
Основные
подходы к лирическому стихотворению
классического типа мы попытаемся
показать на примере анализа стихотворения
Ф.И. Тютчева “Последний катаклизм”
(1830).
Когда
пробьет последний час природы, Состав
частей разрушится земных: Все зримое
опять покроют воды, И божий лик
изобразится в них!
Анализ
начинаем с поэтики заглавия, так как в
нем содержится главный лирический
образ, скрыта главная для поэта эмоция
и философская идея. По сути дела, название
отражает авторское понимание текста.
Прилагательное “последний”
обозначает события, происходящие на
грани, у последней черты.
Само
слово “катаклизм” (не “превращение”
или “изменение”, близкие по смыслу)
подчеркивает философский смысл
стихотворения. Судя по названию, можно
предположить, что в тексте будет
развернута картина из Апокалипсиса,
рисующая последний день творения. Однако
Тютчев — оригинальный поэт-философ. Для
него последний день окажется первым
днем нового творения.
Стихотворение
состоит из одной строфы (монострофы) —
катрена (четверостишия). Однако
композиционно эта строфа делится на
две части — первые два стиха (стихотворные
строки) и последние два.
Это
деление содержательно, оно отражает
два основных мировых процесса (разрушения
и созидания), которые даны в двух
симметрично расположенных в тексте
глаголах “разрушится” и “изобразится”.
В
стихотворении присутствуют две стихии
— земли и воды. Рисуя гибель земли под
водой, Тютчев обращается к библейскому
мифу о Ноевом потопе (“Все зримое
опять покроют воды”). В самом этом
обращении есть одновременное указание
на гибель и спасение.
Философский
характер стиха подчеркивается
внесубъектным построением — отсутствием
местоимений “я”, “ты”, “мы”
и т д., которые воплощают в стихе образ
человека. Стихотворение несет в себе
философское обобщение. Об этом
свидетельствует и выбор лексики — не
эмпирической, а предельно отвлеченной
(“последний час природы”, “все
зримое”, “божий лик”).
Процесс
разрушения “закреплен” в синтаксисе
стиха: для первых двух строк характерна
глубокая инверсия (неправильный, обратный
порядок слов в предложении). Сравните
для примера обратный порядок слов
(предложение с инверсией) и прямой:
“Когда
пробьет последний час природы…”; “Когда последний час природы пробьет
…”
В
первом случае ударение, падающее на
конец, определяется законами стихового
построения, во втором — оно логическое.
Инверсия
исчезает в последней строке, что
соответствует процессу созидания.
Последняя строка стиха выделяется не
только отсутствием инверсии (“И божий
лик изобразится в них!”), не только
восклицательной интонацией, отражающей
особую патетичность фразы, но и фонетически
звук “и”, многократно повторенный,
по-особому инструментирует концовку
стиха “И божий лик изобразится в них!”
Стихотворение
“Последний катаклизм” написано
пятистопным ямбом с мужскими (ударными
— “земных”, “них”) и женскими
(безударными — “природы”, “воды”)
окончаниями.
Рифмы в стихе как
грамматические (природы — воды), так и
неграмматические (земных — них).
Перекрестные, открытые (оканчивающиеся
на гласный) и закрытые (оканчивающиеся
на согласный звук).
Все это построение
стиха основано на законе двойственности,
“бинарности”, что отражается прежде
всего на содержательном уровне.
Наряду
с первой строкой (“Когда пробьет
последний час природы”), где нет ни
одного метрического сбоя, представлен
чистый ямб, который выражает неумолимость
и неотвратимость наступления “последнего
часа”, все остальные строки содержат
отступления (они приходятся на основные
в смысловом отношении глаголы “разрушится”,
“изобразится”). Отсутствие ударения
называется пиррихий. Представим вторую
строку стиха “Состав частей разрушится
земных” как метрическую схему
(сочетание ударных и безударных слогов,
обозначив U — безударный, I — ударный):
В
первой стопе появляется сверхсхемное
ударение, называемое в стихосложении
спондеем (II — два слога ударных). Вторая
стопа пиррихиическая, с пропуском
ударения.
В
целом большое количество сбоев в этой
строке можно объяснить, на наш взгляд,
тем, что в ней скрыто обозначена
человеческая трагедия. Последний
катаклизм разрушит не только “состав
земных частей”, но и обернется
человеческой трагедией.
На первый
взгляд, в стихотворении нет места
человеческому. Как мы отметили вначале,
стихотворение является громадным
философским обобщением.
Однако выражение
“все зримое” (от старославянского
слова “зрак” — “глаз”) включает
в себя и человеческий план, поэтому
строка как бы окрашена человеческой
эмоцией, нарушающей привычный ритм
стиха.
Предложенный
анализ, как уже отмечалось выше, не
является “ключом”, с помощью которого
можно “открыть” любой поэтический
текст.
Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.).
Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких.
Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.
Вот так делается краткий анализ стихотворения.
Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.
План:
Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.
В мире строительства и промышленности каждая деталь имеет значение, и качественный металлопрокат – основа надежных…
В мире криптовалют новые проекты и платформы вспыхивают почти ежедневно, но только немногие из них…
Контрольные реле - это ключевой элемент в системах безопасности и контроля, обеспечивающий надежное функционирование различных…
LAN-кабели, или как их еще называют для локальной сети, есть важной частью в передачи давних…
Покупка собственного жилья является одним из самых значимых событий в жизни любого человека. В современном…
Стоимость копки колодца: важные факторы и практические рекомендации Копка колодца - важный этап в обеспечении…