Сборные бани – совершенно особый разговор и не только для дач – всё о банях

Сборные бани – совершенно особый разговор и не только для дач – всё о банях

Сборные бани – совершенно особый разговор и не только для дач – всё о банях
СОДЕРЖАНИЕ
07 ноября 2019

Как раньше строили бани в деревнях «всем миром»

Сборные бани – совершенно особый разговор и не только для дач – всё о банях

Сегодня строительством бани чаще всего занимаются профессиональные организации или бригады мастеров. Реже принимается решение о строительстве бани своими руками. Ну о строительстве «на помог» уже и совсем не слышно, хотя такой вариант строительства был очень распространён.

В чём он заключается и как всё происходило в рассказе о таком событии в довольно большой когда-то деревне Ключи на реке Волге. Как строили бани в деревнях всем миром? Работы по строительству и отделке бани в деревне Ключи раньше проводились всем миром. Это считалось большим праздничным событием.

Бани строили на косогорах у речки. Из речки же брали воду для помывки в бане. Но всё по порядку…

Заготовка леса и  подготовка глины

Хозяин-строитель заранее (за год) все лето заготавливал для стройки лес для бани. Обычно ездили за ним на Терешку: там было много дубовой поросли. Бревна ошкуривали, высушивали. То есть, к началу строительства бани из бревна, основной материал был полностью подготовлен будущим хозяином бани.

Из ямы за деревней привозили в фурах красную глину. Ее замачивали водой с вечера и мяли вместе с сенной мякиной в круге. Если была лошадь, то мяла она: какой-нибудь малец садился на лошадь и гонял ее по кругу, а мужики добавляли в круг по мере надобности глину, воду и мякину.

Когда хозяину не удавалось взять лошадь на конюшне, то в круг залезали пацаны и девчонки лет по 10-12. Вот была потеха: бегают ребятишки по всему кругу взад-вперед, толкаются, кидаются глиной. А глина от их возни мнется, делается эластичной. Переминают глину 2-3 раза.

Ребятню родители не зря на эту работу направляли. Все цыпки и трещины на ногах у детишек от жирной глины при пляске в кругу тут же пропадали. Так, что двойная польза выходит: и глина смята, и ноги подлечены.

Закрывают готовую глину на ночь тряпками, чтобы закисла и не высохла.

Созыв соседей на стройку

Этим же вечером хозяин стройки ходил по деревне по соседям и созывал их на помощь (в деревне говорили «на помог»). Никто никогда из приглашенных не отказывался: самому придется когда-нибудь строиться: сейчас не пойдешь – кто потом поможет? Вот и собирались все кто не болен от мала до велика, все кто мог помочь хоть чем-то.

В деревне имелась полевая солдатская кухня. Она кочевала по всем дворам по мере надобности. Хозяйка стройки расспрашивала соседок, у кого сейчас эта кухня. Кто-нибудь из них обязательно знал, и ребятня вприпрыжку, сопровождаемая хозяйкой, мчалась за кухней.

Стройка «на помог»: баня за один день

Утром следующего дня с «коровами» (когда скотину выгоняют в стадо) собирались на место стройки мужики. С пилами, топорами, колунами. Хозяйка к этому времени уже подготовила стол: всем по рюмочке водки и немного закуски. Все. Это с почином. Дальнейшая работа хозяйки и ее помощниц по приготовлению щей и выпечке хлеба «на помог» требует отдельного рассказа.

И начинается сама стройка. тогда не думали с чего начинать строительство бани — всё было давным давно понятно и известно. В землю вкапываются основные столбы — заводные.

Четыре вертикальных столба для самой бани и еще два – на предбанник.

Ямы под столбы роют глубиной до метра, ставят в них столбы, засыпают слоями битый кирпич и землю, каждый слой тщательно утрамбовывают битой.

Вкопанные заводные сверху укрепляют поперечными балками, делают расклад под стропила. Фундамент капитальный обычно под такие бани не делают: баня стоит на земле, держится за счет заводных столбов и стропил.

Во вкопанных заводных делают пропилы и для дальнейшей постройки сруба вкладывают в них протесанные топором бревна в горизонтальном порядке. Часам к трем пополудни баня была срублена, стропила поставлены.

Наступило время обеда.

После обеденного перекура вновь приступали к работе «на помог». Начиналась отделка бани снаружи и внутри. Одна группа мужиков обивала сруб дранкой, одновременно проверяя, как бабы и ребятишки законопатили стыки бревен в срубе. Пока основные работники обедали и отдыхали, «подмастерья» время даром не теряли: они протыкали паклей щели в срубе.

Мужики второй группы вилами подтаскивали глину для обмазки стенок, уже обитых дранкой. Начинали обмазывать изнутри, затем переходили наружу. Мужики с силой бросали на дранку комки глины, а бабы обрубками досок размазывали ее по стенам.

Работа, хотя была тяжелой, выполнялась с охотой. Сыпались шуточки, анекдоты, иногда и «соленые», но деревенские бабы и сами были горазды горячим словцом мужика в краску вогнать. Смеялись весело, от души. Так и строили бани в деревнях: быстро, весело и всем миром.

Уже смеркалось, когда самый старший из работников вбил последний гвоздь в шифер крыши. Большое хорошее дело было выполнено честными рабочими людьми. И долго над речкой были слышны песни уставших сельчан.

Самые лучшие книги о бане

Сборные бани – совершенно особый разговор и не только для дач – всё о банях

Книг о русской бане написано превеликое множество. Есть книги о строительстве и проектировании бань, существуют отдельные издания о том как построить печь.

Но, лично я считаю, что наибольшей популярностью пользуются книги о пользе бани, о её целебных свойствах. Очень много интересного можно узнать о банных вениках, традициях.

Моей первой банной книгой стал «Щедрый Жар» автора Алексея Галицкого. Вышла в свет она в 1974 году, согласитесь, довольно давно, в настоящее время на книжных полках найти её трудно.

«Щедрый жар» не художественное произведение, это очерки не только о русской бане, но и о других её близких родственниках. Автор хотел не только рассказать о своей любви к бане и её традициям. Он хотел привить нежную привязанность к банной процедуре каждому читателю.

Я расскажу о восьми современных, интересных и полезных книгах про баню и всё что с ней связано.

«Баня и сауна для здоровья и красоты»  Вера Соловьёва

Книга написана совсем недавно, в 2013 году. В ней Вы найдёте не только описание банных традиций всего мира, но и рассказ о вениках, банной утвари.

Узнаете полную последовательность банной церемонии, режимы парения и охлаждения после парилки.

Отдельная глава посвящена напиткам, чаю, квасам, компотам и морсам.

Вы узнаете, какие существуют программы закаливания и особенности холодовых процедур.

Вы узнаете, как правильно вести себя в бане, какие существуют способы лечения, оздоровления в бане, а так же секреты народной медицины.

«Русская баня»  Иван Дубровин

Очень интересное издание, написанное в интересной шуточной манере. Например, одна глава в книге называется «Секретные материалы, или что нужно знать о бане»?

Это одна из немногих книг в которой нет ни слова про строительство и строительные материалы.

Автор рассуждает не только о пользе бани, о том как и почему она популярна в России.

Здесь вы найдёте толковые советы по приготовлению парилки и некоторые советы ревнивым жёнам…

«Русская баня»  Анна Мельник

Это практическое издание раскрывающее не только секреты воды и банного жара. Книга акцентирует внимание на правилах приёма банных процедур.

Вы узнаете, какое влияние на организм оказывает холодная вода.

Как правильно начинать обливания холодной водой и когда лучше начинать закаливание организма.

Рассказывает о том, как правильно париться, какой веник взять с собой в баню.

Читая эту книгу Вы перенесётесь в далёкое прошлое бани. Узнаете совершенно удивительные факты из истории не только чёрных бань…

«О пользе банных процедур и закаливания»  Илья Пирогов

Книга о лечении самых различных заболеваний в бане.

Отдельные главы рассказывают о пользе бани при болезнях органов дыхания, мышечных болезнях.

В этой 170 страничной книге Вы узнаете как укрепить иммунную систему.

Само название издания говорит за себя, но книга рассказывает не только о том, как избавиться от физической боли.

Она поможет справиться с депрессией и подавленностью.

А для красавиц специальная глава — Похудение в бане.

«Бани и Сауны»  Татьяна Дорошенко

Одна из моих любимых книг о бане.

Если вы хотите получить полную информацию о банном мире — это Ваша книга.

Она охватывает практически всё аспекты банного царства.

Тут описана полная история бань народов мира, банные процедуры, напитки для бани и сауны.

Отдельные главы посвящены лечению болезней, массажу, ароматерапии.  Очень большой раздел касается проектирования, строительства и материалов необходимых для этого.

Приобретя такую книгу Вы не прогадаете!

«Лучшие банные рецепты для молодости и красоты»  Светлана Филатова

Книга написана простым языком, легко читается.

Она рассказывает о том, как ухаживать за лицом, телом в бане.

Автор предлагает самые разнообразные рецепты по уходу за телом.

Редкое издание может предложить своим читателям такое количество масок, кремов, смягчающих и увлажняющих средств.

Их можно приготовить самостоятельно, в рецептах используются только натуральные продукты.

«Индивидуальная Баня»  Юрий Замаратский

Если Вы начинаете самостоятельное строительство бани, то Вам обязательно потребуется справочное пособие по строительству.

Эта книга поможет Вам избежать возможных ошибок и станет верным помощником и советчиком. Всё, о чём рассказано в книге, автор сделал сам, с минимумом денежных затрат.

Именно по этой причине я рекомендую это издание, оно основано на личном опыте.

Совершенно не обязательно следовать каждому написанному слову (подход у каждого разный).

Но, некоторые способы строительства автор предлагает взять за основу.

«Бани и Сауны»  Марина Орлова

Эта книга — полная энциклопедия здоровья. Баня и Сауна в этом издании представлены как верные спутники человека.

Банная процедура не только носит оздоровительный характер, это не с чем не сравнимое удовольствие для души и тела.

Эта книга расскажет о том, какие чудеса творит Русская баня, в чём её целительная сила.

Автор не обошёл стороной тему печей и строительства.

А в заключении отдельное место отведено банным поверьям и ритуалам, лунному календарю и приметам. Таким разделом может похвастаться не каждая книга о бане.

Я рассказала Вам о восьми самых лучших книгах про баню. Конечно, я основывалась на личных впечатлениях и предпочтениях. Безусловно, это не полный список и я буду рада, если Вы напишите в комментариях о других интересных книгах.

Дача и Дом

Сборные бани – совершенно особый разговор и не только для дач – всё о банях2

Часть I. Баня. Историко-этнографический очерк.

В этой необычной научно-популярной книге Андрей Дачник объединяет историю, археологию, этнографию, философию и медицину, чтобы разобраться в культурном феномене бани, и ее неоднозначной роли, простирающейся куда далее, чем просто удовлетворение гигиенических потребностей человека.

Используя данные из первоисточников, и исследуя произведения искусства, автор прослеживает историю бани различных народов от Каменного века до наших дней, богато иллюстрируя ее, порой, совершенно невероятными деталями.

Из книги вы узнаете, почему под банями иногда находят скелеты, отчего алеуты в бане держат во рту лыковое мочало, как связан ирландский культ белой лошади с купанием короля в котле с бульоном, и что будет делать лапландский шаман, если в сауне в каменке треснет камень.

В книге подробно рассматривается происхождение мифов о “грязной немытой Европе”, рассказывается о влиянии на европейскую банную культуру пандемий чумы, эпидемий сифилиса и католической церкви.
Значительное внимание в книге уделено истории русской бани, начиная с древних языческих времен.

Автор раскрывает тайны почитания огня и духов предков в банях, объясняет происхождения веры в магические свойства пара и банного веника, которые легли в основу огромного числа знахарских и колдовских банных ритуалов. Вы узнаете, как по славянским традициям следует готовить ритуальную баню, и как православная церковь регламентирует использование бани.

Автор щедро комментирует старинные представления о банных процедурах, рассматривая их с точки зрения современной медицины.

И это еще далеко не все, что вы сможете открыть для себя в новой книге Андрея Дачника о банях…

Книга богато иллюстрирована – в ней 743 цветных и черно-белых иллюстраций. Многие из воспроизводимых в книге средневековых  гравюр, переводы текстов зарубежных авторов впервые публикуются в издании на русском языке. Библиография книги об этнографии бань насчитывает 219 литературных источников.

Часть II. Баня. Очерки медицины.

Во второй части книги подробно рассмотривается  физиология воздействия бани на организм человека  и, на основании данных  современных зарубежных медицинских исследований, которые во многом не соответствуют исторически  сложившимся представлениям о бане, как о полезном и безопасном для всех  без исключения времяпрепровождении, даются подробные медицинские рекомендации по безопасному пользованию баней.

Вторая часть книги будет опубликована осенью 2015 года. Оглавление и избранные статьи из книги.

О бане и баннике | будьте здоровы

Сборные бани – совершенно особый разговор и не только для дач – всё о банях

Не стремись прежде времени к душу, Не равняй с очищеньем мытьё. Нужно выпороть веником душу, Нужно выпарить смрад из неё.

В. Высоцкий

ДОБРА ТА РЕЧЬ, ГДЕ ПРО БАНЬКУ ДА ПЕЧЬ!

Официальная история считает временем появления у восточных славян парных бань V в. н.э. «В их стране холод до того силён, что они выкапывают себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю.

В этот погреб приходит человек с семьёй и приносит дрова и камни. Затем разводит огонь и раскаляет камень на огне докрасна. Когда камень раскалится сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жильё до того, что снимают одежду.

И в таком жилье остаются они до весны…» (Ибн Русте, Книга дорогих ценностей, 1.4.1.3).

Любовь к бане у русского человека прослеживается на протяжении столетий. Ни у одного народа нет такого количества пословиц и поговорок о бане, такого богатейшего банного фольклора. Банная процедура – это некое священнодействие, магический ритуал.

Опытные парильщики надевают шапки и рукавицы для защиты от сильного жара в парной, готовят особые травяные настои по известным им одним рецептам, устилают пол сеном, развешивают ароматные пучки трав по стенам, натирают тело парящегося мёдом или солью с редькой, целебными маслами и всевозможными растираниями.

Как дирижёр оркестра парильщик ведёт действо от этапа к этапу, наддавая пар в парной кипятком с квасом, пивом хреном, горчицей, кофе, травяными отварами и настойками. («Поддай парок да лезь на полок!»).

Установив загодя около бани большие кадки со снегом или ледяной крошкой, раскалённые обнажённые тела парящихся со смехом и уханьем погружаются в сугроб или прорубь.

Пожарче натопить баню, взобраться на полок, попариться и хорошенько пропотеть – приём настолько укоренившийся, что является более предпочтительным в народе, чем всякое другое лекарство.

И в самом деле, нет такого внутреннего органа или системы в человеке, на которые бане не оказывала бы благотворного влияния («На пару да баньке сорок болезней выходит»).

Укрепляется нервная система, нормализуются обменные процессы, улучшается состояние позвоночника и суставов, повышается интенсивность работы почек, регулируется кровяное давление, улучшается тонус кровяных сосудов, активизируется деятельность эндокринной системы и половых органов, происходит ингаляция, через усиленное потоотделение организм очищается от шлаков. Простуда, застой крови, горячка, ломота, ушибы и запойное пьянство одинаково требуют бани. Бани улучшают функции сальных и потовых желез, делают эластичной, упругой кожу.

Русская баня – это совмещение несовместимых начал восточной Аюрведы: огня, воды, камня, дерева, воздуха. Парадоксальное сочетание обжигающего жара, нещадного массажа и ледяного душа (могучих раздражителей капилляров) — блестящая идея стимуляции естественных защитных и целительных механизмов человека.

Баланс первоэлементов является одним из краеугольных камней философии. Если эти элементы находятся в равновесии, то существует всеобщая гармония. Этот баланс поддерживает нормальную жизнедеятельность человека, дисбаланс же приводит к болезням.

Вот и сердце любой бани, её каменка, осмысливается в качестве жилища банного духа, является неким животворящим комплексом, где из огня, воды, дерева, камня, воздуха происходит творение жизни и судьбы человека.

Силы названных стихий, взаимодействуя друг с другом, создают в парной гармоничную, уравновешенную среду, называемую Ладом. Организм человека налаживается, очищаясь и восстанавливаясь.

Как говорят в народе: «Душистый пар не только тело, но и душу лечит». Баня – это не только чистота. Это и гармонизация самих себя, и оздоровление, и профилактика болезней, и терапия, и массаж, и прогрев.

«На щеках горит румянец, синь в глазах, в крови пожар!» — недаром так говорят о человеке, буквально помолодевшем после бани. Везде и всегда телесная чистота была способом гармонизировать своё бытие, стать угоднее Богам, приблизиться к совершенству.

Гармония души и стремление к божественному не мыслились без гармонии тела и без движения к собственному совершенству. Омовение связывалось с ритуальной, религиозной чистотой. Если ты чист телесно, то, значит, чист мыслями, намерениями и душой.

Главная цель парилки в бане – не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека, его возрождение. Ключевое слово здесь – «возрождение». Именно это и происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания. Баня предлагает спокойные эмоциональные впечатления на всех уровнях бытия.

Баня расслабляет, восстанавливает душевное спокойствие. После бани некуда спешить. Мысли и настроение поднимается выше повседневных дел и забот. Тело становится гибким, мышцы мягкими, всё существо лёгким. («В бане помылся – что заново родился!»).

Из века в век бани приготовляются накануне больших праздников: в случае родин, перед именинами и венцом, с дороги и в путь, не говоря уж о еженедельных субботних банях. Здесь властвует Круговорот, стирающий грань между жизнью и смертью, бытиём и небытиём, Явью и Навью.

Традиционно в крестьянском обиходе баня – место иномирное, нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдалённость её от дома, у христиан – отсутствие в помещении бани икон, смываемая в бане грязь и т.п.).

В то же время «переходное» , очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.

Русская баня неразрывно связана с массой религиозных и земледельческих обрядов. Служила она в основном для обрядов очищения. Сюда ходили очищать не только тело, но, прежде всего, душу во все переломные моменты человеческой жизни от рождения до омывания покойника.

Ритуальность посещения бани проявляется в обязательности омовения в определённых ситуациях: в начале века мылись обязательно перед праздниками, перед севом ( было принято выезжать для мытья в бане к Перунову (в эпоху двоеверия – Ильину) дню независимо от этапа работы), мыться не только еженедельно по субботам, но и «в дорогу», и «с дороги», и по завершении больших работ. Считается, что вымыться необходимо успеть «до коров», то есть до прихода стада в деревню, до заката. Баня также была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лён, пряли, кружева плели, вязали, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд. В ритме работы пели песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки. В начале века в бане выполняли некоторые грязные работы («Здесь же и куделю мнут»). Сейчас в бане часто стирают.

«ДУХ ПАРНОЙ, ДУХ СВЯТОЙ!» О ХОЗЯИНЕ БАНЕ — БАННИКЕ

Русские люди придают бане истинно религиозное значение. Только у русского народа есть божество банного пространства, отвечающее за чистоту телесную и духовную. Можно предположить, что баня была настолько важным элементом культуры славян, что это потребовало особого божества – банника.

Банник – дух, хозяин банного пространства, божество языческое. Лишь с усилением христианства в эпоху двоеверия оно было дискредитировано и сведено до уровня нечистой силы. Баннику чужды и враждебны атрибуты и символика христианства.

Поэтому в баню не входят с крестом, не вешают в ней икон, в день банных процедур не ходят в церковь. Входящий в баню оставляет за её порогом также и обереги от нечистой, вредоносной силы, тем более, что «хозяин» таковой не является.

Тем самым вошедший высказывает своё доверие баннику, полностью отдаваясь его власти, вновь и вновь возвращаясь к былой вере, вере Предков.

Известно поверье, что банник заводится в бане после того, как там побывала роженица, как в ней появляется на свет ребёнок. В другом варианте – после того, как хозяин с хозяйкой занялись любовью в помещении новой бани. Если хозяева полюбятся баннику, то они всегда будут здоровы, черпая в мытье в бане невероятную энергию.

Хорошая хозяйка и пол в бане выскоблит, выбелит, замки и петли смажет, а выходят хозяева из бани не спиной, а лицом – в знак уважения баннику. Однако ж если баня редко топится, запущена и замусорена, не ремонтируется и не убирается, то банник в отместку нерадивым хозяевам во время мытья не добавляет, а убавляет здоровья.

Каково же происхождение духа бани? Безусловно, основным фундаментом поверий о «хозяине» бани является страх: вполне реальная угроза угореть в дыму или задохнуться в раскалённом пару, ошпариться кипятком или сгореть при пожаре. Исследователи связывают происхождение банника с домовым и культом Предков.

Был ли домовой первичным образом или домовой и банник равнозначны по происхождению? Большинство сходятся во мнении , что банник и домой – равноправные духи, имеющие одни корни. Некоторые связывают происхождение банника с духами Огня: каменка осмысляется как вместилище магического огня, но она же при этом и жилище банника.

Образ коварного голого длинноволосого старика (обитающего у печки или в печке-каменке) ближе всего в олицетворению жара, морока, душащего человека, жгущего его. Часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянским чёртом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой).

Баня – «уже прямо-таки обиталище чертей», говорили в начале ΧΙΧ в. в Ярославской губернии.

Исследователь Т. А. Бернштам пишет: «Поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом.

Банник не был просто разновидностью домового, его происхождение сложнее – в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню». Записана и такая легенда: «На небе у Бога были андели. Их было много. Жили ладом, хорошо.

Потом о чём-то застырили промеж собя – это анделы и Бог-то. Бог-то взял и спихнул их с неба. Ну, они полетели вниз, на землю. Кто куда упал, тот таким и доспелся. Новой упал в лес, доспелся лешим, новой в баню – так банник, а другой на дом – тот суседка; на мельницах живут мельники, на гумне и ригах – рижники.

В воде опеть же водные черти. А один упал в чан с пивом, баба наживила, ну там хмельник живёт». (Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В.//Живая старина, №2.2000).

Объединив разные сведения о происхождении банника, можно объяснить характер этого персонажа следующим образом: банник – это дух, Предок, но с течением времени этот персонаж переосмыслялся, и стал в итоге представителем пограничья, порога, места перехода. Вот и не высказывает доброжелательности к людям, страж границы, более всего напоминая Бабу-Ягу, также охраняющую границу и проявляющуюся изредка благожелательную натуру, но в основном – вредоносную.

Стараясь не разгневать сурового охранника, крестьяне пытались договориться с ним, принося ему жертвы. «Когда впервые топят баню, бросают на печь сверху соль. Это, несомненно, жертвоприношение баннику», — писал Д. К. Зеленин.

Чаще всего угощали «хозяина» бани куском ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью или ставили блюдце с молоком. Ну, а если требовалось его особое расположение, то приносили в дар чёрную курицу, обязательно задушенную ( не зарезанную). Так поступали в центральной части России и в северных районах.

А вот крестьяне Сибири, к примеру, и не пытались задобрить банника – здесь он однозначно враждебен человеку.

Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью.

В «Новой Абевеге русских суеверий» мы можем найти следующее описание внешности «банного хозяина»: «Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом… Когда банник видим, то предстаёт чаще всего в страшном обличье: это чёрный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми он душит или «запаривает» парящегося.

По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.), банник принимает образы нескольких знакомых мужиков, маленьких человечков, женщины с длинными волосами и чего-то лохматого, а также может быть невидимым.

В представлениях сибиряков банник имеет только антропоморфный облик: персонаж никогда не принимает облика животных или неодушевлённых предметов. Голос может быть скрипучим или походить на голос знакомых людей.

Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала ΧΧ в. также «знакомые и родственники» ( и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.)». Иногда воплощение банника – камень из каменки или сама каменка.

В поверьях русских крестьян существует банник женского рода – банница, байниха, обдериха. «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там ещё хлещутся, парятся, это никто как банница». Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая. Показывается в виде кошки и живёт под полком.

Её основная забота – обдирать кожу с нарушителей банных запретов и развешивать её на каменке сушиться. Зашедшему в полночь в баню обдериха настойчиво «давается» замуж и грозит ободрать кожу в случае отказа. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях).

Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига – демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без обережного заговора. Шишига принимает образ знакомой или родственницы и зовёт с собой париться, может запарить до смерти.

Ещё один обитатель банного пространства – банная бабушка: дух, мифическое существо, обитающее в бане; «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы», дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Упоминания о ней в материалах ΧΙΧ-ΧΧ вв. немногочисленны.

Появление в бане банной бабушки, сверхъестественной знахарки и повитухи, иногда непосредственно связано с родами: она как бы приглядывает за роженицей и ребёнком и обычно доброжелательна к слабым и больным. «Баня парит, баня правит, баня не исправит», — говорили крестьяне.

Упоминаются в рассказах и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра. По распространённым поверьям, банник подкидывает взамен похищенного ребёнка чурку, полено, принимающее человеческий облик. Мать обычно не замечает подмены, долгие годы мучаясь с «ребёнком», который не переставая плачет, просит есть, совершенно не растёт.

По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан свои местопребыванием и с каменкой – сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрёпаны, за каменкой сидит» (Арх.

) Обретается он и за каменкой, и в каменке, и под каменкой ( во всяком случае, именно оттуда чаще всего раздаётся его голос, вой, хохот и свист). На ней сушит он свою шапку-невидимку, сюда засовывает нарушителя банных запретов, отсюда летят в провинившегося раскалённые камни.

Иногда его присутствие обнаруживается в венике, и поэтому в народном фольклоре веник часто изображается живым существом («Маленький, мохнатенький, всех людей перебил, и царю не спустил…»).

Ещё одним местом пребывания банника в народных верованиях служит порог бани (порог – пограничье Яви и Нави). Повсеместно распространён был запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге, но даже прикасаться к нему.

Однако ж, при некоторых гаданиях в бане девушки, желая получить самое точнее предсказание судьбы, становились именно на порог бани, таким образом оказываясь одновременно в двух мирах, в двух измерениях: одной ногой в Яви, другой – на границе банного пространства, Нави.

Оставляйте комментарии и замечания на сайте. С Уважением приму как критические, так и положительные отзывы. Приятного Вам ознакомления, крепкого здоровья, любви и счастья! Ссылка на сайт обязательна, подписывайтесь на новости:

Сайт: http://alexbronsky.ru/

YouTube: http://tinyurl.com/okq4x7b

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно