Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода

Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода

Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода
СОДЕРЖАНИЕ
11 ноября 2019

Содержание

Чем отличается вентиль от задвижки?

Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода0

Вентиля и задвижки – два основных элемента, чаще всего используемых на промышленных трубопроводах. Без них сложно себе представить любую систему снабжения более-менее крупных размеров.

Задача такого оборудования проста – дать человеку возможность контроля над движением и состоянием транспортируемой жидкости внутри труб.

Многие люди несознательно путают вентиля и задвижки. Одни говорят, что между ними нет разницы, другие же наоборот, приписывают каждому инструменту несуществующие свойства.

Чугунный вентиль на трубопровод

Правда, как всегда, находится посередине. Вентиля и задвижки действительно отличаются друг от друга, но есть у них и сходства. В данной статье будет описано их подробное сравнение.

Особенности и назначение

Вентиль или задвижка – это запорные элементы трубопроводной системы. По стандарту называются запорной арматурой.

С запорной арматурой вы наверняка уже сталкивались. К примеру, на любой бытовой системе водоснабжения наверняка стоят краны, позволяющие ограничить поток жидкости в том или ином направлении. Полное перекрытие крана в считаные секунды блокирует движение носителя, отрезая конкретный участок ветки.

В итоге одним движением руки вы получаете возможность изолировать часть трубопровода, а затем выполнять над ней какие-то операции.

В бытовых условиях чаще всего используют клапана. Вентили и задвижки – это тоже запорная арматура, только более крупного образца.

Стандартный клапан размещают на трубы диаметром до 100 мм. Описываемые в данной статье детали слишком крупные и мощные. Их допустимо монтировать на трубы, диаметр которых только начинается от 100 мм (хотя есть и исключения).

Преимущественно подразумевается монтаж на магистральные ветки систем водоснабжения, отопления, газопроводы, маслопроводы, нефтепроводы и т.д.

Что интересно, конструкция вентиля или задвижки спроектирована так, чтобы каждый элемент смог выдержать огромное давление в условиях постоянного движения носителя. Из-за этого конструкция получается дороже, но куда эффективнее обычной клапанной арматуры.

Тип подсоединения

Мы уже отметили что, вентиль, как и задвижка, обладают схожей структурой и применяются для схожих задач. Чтобы сравнить их друг с другом, а также иметь в голове полноценную картину, чем же вентиль отличается от задвижки, нужно разобрать принцип действия каждого образца. Понять, как он работает, и из чего состоит.

Но перед этим обратим внимание на способы их подсоединения к трубопроводу. Они у них общие.

Элементы такого типа могут быть:

  • фланцевыми;
  • сварными;
  • муфтовыми.

Имеется в виду тип подсоединения к трубопроводу. Здесь различий практически нет. Что вентиль, что задвижка выполнены во всех вариациях.

Обычная бытовая запорная арматура

Фланцевый тип подсоединения подразумевает монтаж на фланцы. Своего рода соединительные кольца, наваренные на края, как запорной арматуры, так и трубопровода. Это хороший вариант, когда нужна надежность в комбинации с практичностью.

Фланцы наваривают на выходы, затем уплотняют резиновыми кольцами. Соединение происходит за счет стягивания болтами ответных фланцев на трубе и задвижке. Количество болтов, их размер, диаметр фланца и множество других параметров зависит от условий в каждом конкретном случае.

Фланцы удобнее всего применять в промышленности, но и в бытовых условиях, а также в гражданском строительстве от них есть толк.

Про сварные соединения, думается, вы уже и так знаете достаточно. Сварная запорная арматура не пользуется такой же популярностью, как фланцевая или муфтовая, но она тоже довольно широко представлена на рынке, а значит, не упомянуть ее было бы решением ошибочным.

Сварные фитинги монтируют на трубопроводы с помощью приваривания газовой или электрической сваркой. Плюсы подобных соединений в их прочности. Минусы – в отсутствии возможности снять запорную арматуру. А такая необходимость может появиться в любой момент.

Муфтовые образцы монтируют преимущественно на резьбовые соединения. Это промежуточный вариант между сваркой и фланцами. С ним нужно больше возиться, зато можно обойтись вообще без сварочного аппарата. Задействуются в большей степени на средних размеров гражданских системах.

Конструкция и принцип работы вентиля

Вентиль – запорная арматура регулирующего типа. Вы должны были видеть вентили если не вживую, то по телевизору.

Это крупный элемент трубопровода, немного утолщенный и с большим регулирующим кольцом, которое собственно вентилем и называют. Задача вентиля заключается в перекрытии и регулировании потока жидкости внутри трубы.

Задвижки разных диаметров

Этим он отличается от задвижки. Дело в том, что фиксируемая деталь может находиться сразу в нескольких положениях.

Если закрутить его на несколько оборотов, то поток блокируется только частично. Запорный элемент искусственно уменьшит диаметр проходного отверстия внутри, что скажется на количестве доставляемой жидкости.

Полное закрытие вентиля блокирует всю систему, точно так же, как это делает задвижка. Эта возможность выбирать положение для запорного элемента внутри вентиля – и есть основное его преимущество.

Очень часто в промышленных трубопроводах постает необходимость не просто полностью перекрыть поток жидкости, а только умерить его до определенных значений. Сделать это проще всего именно через монтаж вентилей в потенциально подходящих местах. Более удобного и простого способа человечество еще не придумало.

Разбор внутренностей

Состоит вентиль из нескольких основных деталей. Базу для всех его внутренностей содержит в себе мощный корпус.

Корпус преимущественно литой, а не разборный. Но бывают разные модели, каждая конкретная схема претерпевает некоторые изменения, в соответствии с ожиданиями и желаниями производителя.

Внутри корпуса есть отверстие для прохода жидкости. Отверстие это может быть как полноразмерным, так и уменьшенным.

Полноразмерный проход дает возможность транспортировать жидкость в полной мере, а также снижает нагрузку на внутренности вентиля. Жидкость течет без проблем, не встречая сопротивления.

Другое дело – миниатюрные вентили. Они в своем базовом состоянии не способны пропускать номинальное количество носителя за один и тот же промежуток времени.

Схематический рисунок конструкции задвижек

В центральной части корпуса находится клапанный блокиратор или просто клапан со шпинделем. К нему подсоединена резьба с направляющими, а резьбой управляют за счет вращения ручки вентиля.

Система проста и неприхотлива, от того и столь эффективна. Вращая ручку, мы передаем усилие на винтовую резьбу. Та влияет на положение клапана внутри вентиля. Закручивание ручки опускает клапан, откручивание наоборот, поднимает. Соответственно вы можете регулировать движение носителя в трубе так, как сами того пожелаете.

Важная особенность состоит в том, что в вентиле течение жидкости блокируется за счет параллельного перекрытия потока. Это сказывается на стоимости всей конструкции, а также его цене его разновидностей. Именно поэтому полнопроходный образец вентиля гораздо дороже стандартного суженного.

Конструкция и действие задвижки

Отличие задвижки от вентиля состоит в нескольких небольших, но все же крайне важных конструктивных особенностях. Разобравшись с ними, вы точно поймете, что здесь и как работает.

Задвижка выполняет те же задачи, что и вентиль. Она тоже способна заблокировать или открыть систему в любой момент.

Только вот задвижка существует в двух положениях:

Третьего варианта не дано. Сама ее конструкция просто не позволяет эффективно перекрывать поток частичным образом. Запорный элемент внутри спроектирован по такой схеме не просто так.

В задвижке запорный элемент или клин находится в перпендикулярном к носителю положении. Закрывается он точно так же, перемещаясь всего на несколько десятков сантиметров вниз.

Это упрощает конструкцию, делает ее более неприхотливой и дешевой. Но также и повышает давление на все составляющие детали. Особенно, если речь идет о запорной арматуре, монтируемой на трубопроводах высокого давления.

Монтаж огромной промышленной задвижки (видео)

Схема сборки

Во многом задвижка повторяет конструкцию вентиля. Она тоже состоит из цельного литого корпуса. Она тоже может быть как полнопроходной, так и стандартной, с суженным диаметром.

Основные различия касаются самого запорного элемента. В задвижках поток блокируют клином. Закрытое положение клина прячет его в верхней седельной части. Клин никак не препятствует движению жидкости в системе.

К его направляющим подсоединена резьба, а ту контролируют вращением ручки. В общем, система та же, что и с вентилем. Различие кроется в деталях.

При вращении ручки клин просто освобождается, в один момент перекрывая всю трубу. Нижняя часть клина заходит во внутренние седла, уплотненные резиной.

Основные отличия

Перечислим все отличия вентилей и задвижек. Так вам будет проще ориентироваться и делать свой выбор.

Список отличий:

  • Вентилем можно регулировать поток в системе, задвижка же находится в двух состояниях: открытом и закрытом.
  • В вентиле идет параллельное блокирование системы, задвижка блокируется перпендикулярно потоку.
  • Задвижка быстрее изнашивается.
  • Вентиль стоит дороже, особенно его полнопроходный вариант.
  • Запорная арматура — виды и эксплуатация

    Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода1

    Система современных коммуникаций немыслима без качественной арматуры.Запорная арматура предназначена для управления потоком рабочей среды, идущей по трубопроводу. На практике рабочая среда может представлять собой воду, пар, газ, нефть, агрессивные жидкости и т. д. Арматура позволяет регулировать давление среды в трубопроводе вплоть до полного перекрытия трубопровода.

    Любой вид запорной арматуры изготавливается из стали, латуни, бронзы или ковкого чугуна. К основным характеристикам относятся диаметр подсоединяемого к ней трубопровода и наибольшая величина избыточного давления при температуре среды в трубопроводе 20 градусов.

    Существуют различныевиды запорной арматуры. К ней относятся всевозможные краны, заслонки, задвижки и вентили.

    Использовать тот или иной вид можно только при его соответствии техническим условиям отдельно взятого трубопровода. К примеру, для газовых трубопроводов, водных магистралей и систем для перекачки агрессивных веществ используются абсолютно разные типы оборудования. Рассмотрим более подробно каждый из этих видов.

    Запорные краны могут устанавливаться на любых трубопроводах. К трубам краны крепятся при помощи фланцевого или муфтового соединения. В отдельных случаях допускается приваривание патрубков кранов к трубопроводам. Все краны подразделяются на две основные группы — шаровые и пробковые.

    В зависимости от состояния рабочей среды краны могут быть:

    • – сальниковые муфтовые. Пробковые краны. Изготавливаются из чугуна и эксплуатируются на водных и нефтяных магистралях. Допустимая температура рабочей среды составляет не более 100 градусов. В состав внутренней начинки входит сальник, набиваемый резиной или пенькой. Кран может устанавливаться в любом положении;
    • – пробковые муфтовые. Также являются чугунными. Специфика их применения — газовые трубопроводы. Температура рабочей среды не должна превышать 50 градусов. Устанавливаться могут в любом положении;
    • – фланцевые шаровые краны. Изготавливаются из стали или из чугуна. Чугунные краны могут эксплуатироваться при температурах до 100 градусов. Эксплуатация стальных кранов производится в диапазоне температур — 40 + 70 градусов.

    Запорная заслонка представляет собой трубопроводную арматуру, в которой запорный орган выполнен в виде диска, вращающегося вокруг своей оси.

    Ось диска расположена перпендикулярно или под некоторым углом к направлению движения рабочей среды. Заслонки используются преимущественно на трубопроводах большого диаметра при невысоком давлении рабочей среды.

    Требования к герметичности таких устройств значительно снижены.

    Запорные заслонки управляются при помощи:

    • гидропривода,
    • электропривода
    • вручную.

    Корпус заслонки выполнен, как правило, из чугуна. Поворотный диск изготавливается из стали. Заслонки врезаются в трубопровод при помощи сварки или с использованием фланцевого соединения. Заслонки могут эксплуатироваться в трубах, по которым перекачиваются кислоты и щелочи, а также корродирующие стоки.

    Заслонки практически не требуют технического обслуживания.

    Выбор запорной арматурыпредполагает выбор качественных трубопроводных задвижек. Они нужны для периодического перекрытия потока рабочей среды. Материалом для изготовления задвижек служит чугун, сталь, нержавеющая сталь или сплавы цветных металлов. Выбор материала задвижки зависит от содержимого трубопровода (щелочная или кислая среда).

    По принципу работы задвижки бывают:

    Клиновые задвижки имеют затвор в виде клина. Уплотнительные поверхности такого затвора расположены под углом относительно друг друга. Шпиндель у клиновых задвижек является невыдвижным. Клин может быть упругий, жесткий или двухдисковый. Применяют задвижки на трубопроводах, по которым перекачиваются нефть, газ, вода, некоторые неагрессивные вещества.

    Очень важно, чтобы рабочая среда была химически нейтральна к материалу задвижки.

    На газопроводах используют клиновые задвижки с выдвижным шпинделем, изготовленным из чугуна.

    Наибольшую популярность приобрели задвижки, оснащенные электроприводом. Он позволяет достаточно быстро приводить заглушку в открытое или закрытое положение, а также частично перекрывать поток.

    Управление электроприводом может осуществляться дистанционно, с пульта, а может включаться вручную, непосредственно на трубопроводе. За положение запорного механизма отвечают специальные датчики и индикаторы.

    Задвижки, оснащенные электроприводным механизмом, можно использовать на любых трубопроводах.

    Врезка запорных задвижек в трубопровод производится при помощи фланцевого соединения или сварки.

    Устройство запорного вентиля.1. Корпус 2.Крышка 3. Золотник 4.Шток 5. Втулка 6. Ручка

    Запорный вентиль является разновидностью запорной арматуры и предназначен для полного перекрытия потока рабочей среды, движущейся по трубопроводу.

    Он не предназначен для регулирования рабочего давления в трубопроводе. Вентиль должен находиться всегда в полностью открытом или полностью закрытом положении.

    Все вентили обладают небольшим ходом запорного органа, а также допускают установку в любом положении.

    Запорный вентиль состоит из золотника, находящегося на опускающемся шпинделе. При закрывании вентиля золотник опускается на седло, перекрывая поток.

    Запорный орган вентиля перемещается параллельно направлению потока, что немаловажно для предотвращения возможных гидроударов в трубопроводе.

    Вентили могут различаться по виду герметизации, они бывают:

    • сильфонные,
    • диафрагмовые,
    • сальниковые.

    Все запорные вентили имеют соединительные патрубки, благодаря которым производится их врезка в трубопровод. Вентили, которые предназначенные для работы с высоким давлением, имеют толстые стенки, а монтируются к трубопроводам при помощи приварки. Изделия небольших размеров имеют муфтовые соединения. Вентили больших размеров могут соединяться с трубами посредством фланцевых патрубков.

    Управление вентилями осуществляется при помощи электродвигателя или ручного маховика, в некоторых случаях применяется дистанционное управление.

    Запорные муфтовые чугунные вентили используют на трубопроводах, по которым производится подача воды, воздуха или пара. При прокачке воды рабочая температура не должна превышать 50 градусов.

    Запорный орган такого изделия уплотняется кожаным, резиновым или фторопластовым кольцом. Прокладки используются паронитовые.

    Резьбовое муфтовое соединение позволяет быстро и надежно установить вентиль в систему.

    Вентили муфтовые латунные запорные имеют небольшой вес и устойчиво работают в системах с высоким давлением. Латунные изделия также не боятся перепадов давления. Могут устанавливаться в любых местах трубопровода, обеспечивая полное перекрытие магистрали.

    Запорные вентили с электромагнитным приводом используются на трубопроводах, по которым проходит вода или воздух. Температура потока не должна превышать 50 градусов. Корпус изготовлен из чугуна, а золотник и крышка — из стали. Управляется устройство дистанционно или вручную.

    Для эксплуатации на трубопроводах, по которым движутся агрессивные вещества, используется специальная запорная арматура. При этом необходимо учитывать надежность, герметичность и время непрерывной эксплуатации.

    Наибольшее распространение получили вентили благодаря герметичному соединению золотника и седла, а также благодаря отсутствию трения. Латунь является материалом, устойчивым к агрессивным средам, поэтому латунные муфтовые вентили очень широко используются в подобных условиях, особенно при эксплуатации в жидкой среде.

    Сильфонные вентили применяют в тех случаях, когда необходимо достичь герметичности соединения и не допустить утечки в атмосферу рабочей среды. Сильфон внутри устройства герметизирует внутренности  от окружающей среды.

    Поскольку запорная арматура для агрессивных сред должна иметь антикоррозийное покрытие, в некоторых случаях используются запорные фланцевые фарфоровые вентили. Корпус такого вентиля полностью изготовлен из фарфора. Роль антикоррозийного покрытия выполняет глазурь, нанесенная на поверхность корпуса.

    Также могут встречаться диафрагмовые вентили, имеющие резиновое защитное покрытие. Мембрана в таких устройствах изготавливается из фторопласта, резины или ПВХ.

    Помимо вентилей, для работы в агрессивных средах используются шланговые клапаны и краны. А вот задвижки обычно не используются ввиду слишком быстрого износа сальника

    Трубопроводная запорная арматура

    Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода2

    9 Июля 2018

    Создана трубопроводная запорная арматура для перекрытия потока рабочей среды без возможности регулировки его параметров.

    Рабочим положением затворного узла считается «закрыто», а условно рабочим – второе возможное положение клапана, шибера, шаровой пробки «открыто».

    В категорию запорной арматуры трубопроводной входят задвижки, заслонки, клапаны и краны. Маркировка расшифровывается по таблицам ГОСТ Р 52720 и СТ ЦКБА 036.

    Назначение трубопроводной запорной арматуры

    Поскольку в открытом состоянии запорного узла трубопроводная запорная арматура пропускает сквозь себя поток рабочей среды без каких либо изменений в его характеристиках, а в закрытом состоянии этих элементов полностью отсекает участок трубопровода, используют эти изделия для решения следующих задач:

    • набор газа/жидкости в емкость, резервуар;
    • спуск рабочей среды из сосуда;
    • открытие колена/патрубка с контрольно-измерительными приборами для определения параметров среды;
    • отсечка части локального трубопровода или участка магистрали для его ремонта/обслуживания;
    • отбор проб среды, стравливание воздуха.

    Существует категория трубопроводной запорной арматуры – регулировочно-запорная. То есть, затворный узел модернизирован для возможности регулировки давления или напора потока рабочей среды. Некоторые изделия запорного типа могут одновременно относиться к двум категориям запорной арматуры. Например, обратный поворотный клапан, по сути, является дисковым затвором.

    Разновидности запорной арматуры

    По умолчанию запорная арматура является категорией трубопроводной арматуры наряду с регулирующей, фазоразделительной, защитной, смесительной и предохранительной. Поэтому существует общая классификация трубопроводной арматуры и более мелкое подразделение внутри самой подкатегории. Другими словами, классифицируется арматура трубопроводная по признакам:

    • тип установки в разрыв трубопровода – приварка, штуцеры, цапфы, муфты, фланцы или любая комбинация из этих патрубков;
    • привод – штурвал ручного управления, механический редуктор с цилиндрической, конической или червячной передачей, электро-, пневмо- либо гидропривод;
    • область использования – арматура резервуарная, сантехническая, судовая, пароводяная, химическая, газовая/нефтяная, энергетическая;
    • тип уплотнения – шланговая, сальниковая, мембранная и сильфонная арматура;
    • конструкция затворного узла – затвор, кран, вентиль и задвижка.

    Внутри своей подкатегории запорная арматура подразделяется на контрольную и спускную (дренажную). При помощи контрольной запорной арматуры открывается доступ среды к участку трубы с измерительным прибором (градусник, манометр). Дренажная арматура позволяет набрать в емкость жидкость, стравить из резервуара газ, слить рабочую среду после выполнения действий технологического процесса.

    Перейти в каталог запорной арматуры

    Задвижки

    Самым простым конструкционным решением с минимальными гидропотерями является запорная арматура с вертикальным перемещением рабочего органа под прямым углом к потоку – задвижка. Основными нюансами конструкции задвижек являются:

    • минимальная длина в сравнении с кранами, клапанами и заслонками;
    • отсутствие гидропотерь;
    • быстрый износ уплотнений;
    • большая масса и высота арматуры;
    • долгое время перевода шпинделя из одного крайнего положения в другое;
    • чаще всего запорная арматура этого типа изготавливается полнопроходной;

    Редукционная задвижка имеет внутренний диаметр, на один типоразмер меньше, чем DN, что позволяет немного снизить усилие затяжки на штурвале. Однако уже при DN 300 мм запорная арматура оснащается редуктором или приводом.

    В зависимости от конструкции запорная арматура подразделяется на категории:

    • шланговая задвижка – шпиндель пережимает эластичный шланг, расположенный внутри корпуса, в положении закрыто;
    • шиберная задвижка – пластинчатый рабочий орган запорного узла;
    • параллельная задвижка – элементы запорного узла не имеют сужения, то есть уплотнительные поверхности параллельны друг относительно друга;
    • клиновая задвижка – конусный затвор перекрывает седло с ответными поверхностями аналогичной формы.

    Маркировка шланговых задвижек начинается с цифр 33, например, 33а603р, корпус арматуры чаще всего выполнен из алюминия. Резина выдерживает максимум 120°С, поэтому применяются задвижки с внутренним шлангом для слабоагрессивных сред высокой вязкости. Максимальный размер DN ограничен 200 мм.

    Шиберные задвижки обозначаются цифрой 30, например 30нж36п (фланцевая, выдвижной шпиндель). Корпус изготавливается из нержавеющей, легированной и углеродной стали (маркировка нж, лс и с, соответственно). Шибер изначально не обладает абсолютной герметичностью, поэтому используется запорная арматура в системах водоотведения.

    Обозначаются параллельные задвижки цифрами 30, могут иметь стальной и чугунный корпус, латунные, бронзовые, нержавеющие и, даже кожаные уплотнения либо не иметь их вовсе (маркировка бк). В конструкцию могут добавляться рычажные и винтовые прижимы, распорные клинья между дисками. Существуют редукционные и полнопроходные варианты исполнения арматуры.

    Маркировка клиновой задвижки начинается с цифры 30, существует несколько типов исполнения арматуры:

    • шпиндель выдвижного типа – увеличены габариты корпуса и крышки;
    • шпиндель невыдвижного типа – вес и размеры корпуса снижены, но уменьшен ресурс;
    • привод ручным штурвалом, посредством редуктора электродвигателя, гидравлического или пневматического мотора;
    • корпус литой или штампосварной из сталей 20/20Л, 25/25Л, 35/35Л, чугуна;
    • клин упругий, двухдисковый либо жесткий.

    Штампосварной корпус изначально не имеет дефектов литья, обладает высокой прочностью и эксплуатационным ресурсом. Однако себестоимость производства штампосварной арматуры значительно выше.

    Краны шаровые

    Изначально в кранах реализована более сложная схема затворного узла:

    • седло состоит из колец;
    • пробка имеет форму шара или конуса;
    • шпиндель поворачивается на 90 градусов, максимум.

    Эту арматуру изначально относят к запорно-регулирующей, так как кроме полной отсечки участка трубопровода можно плавно корректировать напор и давление среды, смешивать/разделять потоки.

    Краны подразделяются на конические и шаровые, пробно-спусковые и обычные трубопроводные. Изначально запорная арматура с конической пробкой стоит дороже, обладает низким ресурсом, герметичностью и надежностью. Поэтому более востребованы шаровые краны с низким крутящим моментом, бюджетной ценой, запасом надежности и удобным эргономичным управлением.

    Шаровой кран является самой востребованной позицией сантехнической трубопроводной запорной арматуры. Запорная арматура с конусной пробкой имеет натяжное или сальниковое уплотнение.

    Обозначаются краны согласно ГОСТ Р 52720 и СП ЦКБА 036 цифрами 10 и 11. Основными нюансами конструкции являются:

    • корпус цельнометаллический или разборный;
    • существуют межфланцевые краны с минимальной строительной длиной;
    • в трубопровод краны монтируются всеми существующими методами;
    • сантехнические краны обычно выполнены в полимерном корпусе (полипропилен, металлопластик, полиэтилен, винилпласт);
    • корпус трубопроводной запорной арматуры изготовлен из латуни, нержавейки, бронзы, легированной или углеродной стали;
    • кольца седел отлиты из полимера, выточены из нержавейки, композитного материала, керамики.

    В инженерных системах зданий применяют арматуру DN 12 – 50 мм, системах жизнеобеспечения населенных пунктов и локальных трубопроводах DN 50 – 400 мм, напорных магистралях DN 400 – 1200 мм.

    Заслонки (дисковый затвор)

    Официальным наименованием арматуры является термин дисковый затвор, перекрывающий внутреннее сечение при повороте на 90 градусов относительно направления потока. В осевых дисковых затворах ось вращения совпадает с осью затворного элемента, а в эксцентриковых модификациях смещена на произвольный угол.

    Применяются заслонки в системах автоматического тушения пожаров, трубопроводах по перекачке морской воды, нефтепродуктов, абразивных сред, кондиционирования и вентиляции. Единственным недостатком дискового затвора является неизвлекаемость из седла в положении открыто, что затрудняет механическую очистку изнутри.

    Первыми цифрами в маркировке дискового поворотного затвора являются 32, а корпус часто изготавливается из титана, алюминия, полимерных материалов. В воздуховодах малого диаметра часто применяются герметичные клапаны, являющиеся аналогами дисковых заслонок. Для этой категории трубопроводной арматуры отсутствует ограничение по номинальным диаметрам изделий.

    Существуют модификации затворов с 1 – 4 эксцентриками. Диск в поперечном сечении имеет седлообразную, плоскую и двояковыпуклую форму. В отличие от ближайшего аналога – шарового крана, рукоятка дискового затвора имеет сложную конструкцию, и оригинальную технологию установки в трубопровод:

    • электродуговой сваркой – используются патрубки с фаской;
    • фланцем – 4 отверстия имеются в литом корпусе дискового затвора, через них пропускаются шпильки, чтобы стянуть заслонку с трубами.

    Для участков трубопроводов, на которых возможно изменение потока среды, созданы модификации обратных дисковых затворов – захлопки. Они монтируются исключительно на горизонтальных участках, рабочий орган подпружинен, чтобы исключить обратное движение рабочей среды.

    Клапаны

    Запорный элемент клапана перемещается внутри потока параллельно ему. Для этого внутри корпуса создается лабиринтная схема для изменения направления потока среды. Существуют клапаны с резьбовым шпинделем (назывались до 1982 года вентилями) и гладким штоком.

    Первый вариант исполнения имеет электропривод или штурвал ручного управления. Клапаны с гладким штоком всегда оснащаются механическими, электромагнитными, пневматическими и гидравлическими приводами.

    Если в заслонке клин приходится перемещать шпинделем на длину всего диаметра трубы, то в клапанах ход затвора снижается в 4 раза. Сокращается время отсечки трубопровода, вес, габариты, материалоемкости и себестоимость производства запорной арматуры, соответственно. Основными достоинствами конструкции запорного узла с золотником являются:

    • установка сильфонного уплотнения;
    • отсутствие трения в сопряжении седло/затвор;
    • изготовление колец седла из полимеров для повышения герметичности;
    • эксплуатация в экстремальных условиях (вакуум, агрессивная среда, высокие температуры и давление).

    Минусы обусловлены сложной конструкцией седла затвора:

    • высокие гидропотери;
    • осадок в застойных зонах;
    • ограничение DN из-за высокого усилия затяжки на шпинделе;

    Сальниковое уплотнение имеет простую конструкцию, но эффективно до диаметра 50 мм и давления  2,5 МПа. Сильфон более надежен, но обладает нулевой ремонтопригодностью. Мембранные клапаны имеют малые габариты и вес, уверенно работают в агрессивных средах, даже при чугунном исполнении корпуса без нержавеющих шпинделей и штоков. Однако резиновая мембрана обладает низким ресурсом.

    Из всех типов клапанов к запорной трубопроводной арматуре относится всего две модификации:

    • отсечной клапан – перекрывает сечение трубопровода на заданных значения давления/напора среды;
    • запорный клапан – по умолчанию позволяет регулировать характеристики потока.

    Маркировка запорных клапанов начинается с цифр 13, 14 или 15, в обозначении отсечных клапанов впереди стоят цифры 22 либо 24. Причем в СТ ЦКБА 036 клапаны именуются вентилями несмотря на то, что этот термин не актуален с более раннего периода по отношению к выходу стандарта.

    Отсечные клапаны делятся на НО и НЗ (нормальнооткрытые и нормальнозакрытые, соответственно). Из-за сложной конструкции седла все, без исключения, клапаны являются арматурой одностороннего направления потока. Поэтому на корпусе помимо маркировки краской в обязательном порядке отливается стрелка с направлением потока среды.

    В отсечных клапанах рабочая среда подается в полости управляющих устройств, заставляя срабатывать электропривод. Помимо магистральных/локальных трубопроводов отсечные клапаны встречаются практически в каждом доме – защита от утечек газа и воды в системах ХВС/ГВС.

    Трубопроводная арматура DN от 20 мм в корпусе из легированной, нержавеющей стали, сплава или цветного металла, в обязательном порядке комплектуется паспортом. Поскольку сантехническая арматура обычно имеет меньший диаметр и исполнение в корпусе из углеродистой стали, документация на нее выдается не всегда.

    Производители используют готовые детали сторонних заводов для сборки запорной трубопроводной арматуры либо используют технологию полного цикла, создавая все элементы сборочных единиц с нуля. Реализуют арматурные заводы краны, вентили, задвижки и заслонки крупным оптом. Поэтому поштучная и мелкооптовая реализация товаров осуществляется официальными представителями этих заводов.

    Наша компания ООО “Стройнефтегаз” сотрудничает с ведущими производителями трубопроводной запорной арматуры РФ. Предоставляем гарантийные обязательства и доставку на ваш объект, адекватный эксплуатационный ресурс арматуры и отсрочку платежа до 60 дней.

    Запорная арматура: задвижки, клапаны и краны

    Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода3

    Различают несколько типов арматуры в зависимости от возложенной на нее функции.

    Задвижки подразделяются на два типа: полнопроходные и суженные. В суженных диаметр трубопровода больше диаметра уплотнительных колец.

    Сходство у них одно – открыть или закрыть поток жидкости или газа. Различия же между ними более выражены, поэтому следует рассмотреть технические характеристики и область применения каждой из них в отдельности.

    Задвижки: основные характеристики

    Задвижка имеет затвор в виде диска, клина или листа.

    Эта конструкция имеет затвор в виде диска, клина или листа. Он двигается перпендикулярно потоку вдоль колец седла самого корпуса. Задвижки подразделяются на два типа: полнопроходные и суженные. В суженных диаметр трубопровода больше диаметра уплотнительных колец.

    Задвижки различаются также и по способу движения шпинделя. Он может быть вращаемым невыдвижным и с выдвижным штоком. Вращаемый шпиндель при работе с задвижкой совершает лишь радиальное движение. Шпиндель с выдвижным штоком совершает либо винтовое движение, либо поступательное.

    Клапаны: основные характеристики

    Обязательными компонентами конструкции предохранительного клапана прямого действия являются запорный орган и задатчик.

    В отличие от задвижки, эта арматура снабжена конусоидальным или плоским тарелкообразным затвором, который совершает возвратно-поступательные движения вдоль поверхности седла.

    Клапана подразделяются на предохранительные, дыхательные, перепускные запорные, регулирующие, обратные и др. Они бывают одно- и двухседельными. По форме затвора односедельные бывают тарельчатыми и игольчатыми. Клапан ручного действия, с резьбовым перемещением затвора, называют вентилем. Вентильная арматура подразделяется на запорную и регулирующую.

    Запорные клапаны, или вентили, полностью перекрывают поток. Они всегда односедельные.

    Существуют так же мембранные клапаны. Это конструкции, перекрывающие поток упругой мембраной из пластмассы или резины. Такие вентили обычно имеют чугунный корпус с внутренними полостями, покрытыми антикоррозийным слоем (эмаль, пластмасса или резина).

    Регулирующие вентили созданы для аналогового регулирования расхода потока среды и снабжены одно- или двухседельным регулирующим органом.

    Преимущества и недостатки задвижки и вентиля

    Клапан ручного действия, с резьбовым перемещением затвора, называют вентилем.

    Задвижка симметрична, благодаря чему она может устанавливаться в любом направлении относительно потока.

    Но имеют они и некоторые недостатки. Например,при перемещении затвора уплотнительные поверхности испытывают сильное трение. Относительно диаметра трубопровода задвижка имеет большой габарит в направлении штока, как правило, не меньше двух диаметров.

    Но недостатком более существенным является то, что в положении затвора, когда сечение седла тарелками перекрывается лишь частично, часть уплотнительных поверхностей подвергается сильному износу твердыми частицами, неизбежно присутствующими в зоне обтекания потоком.

    При длительной эксплуатации задвижки в таком режиме идет усиленный износ поверхности уплотнения, настолько сильный, что в дальнейшем она не может обеспечить герметичность при закрытии задвижки. Что называется, задвижка «не держит».

    Поэтому использование задвижки в качестве регулирующего элемента является нецелесообразным. Это все же запорная арматура.

    Они используются на трубопроводах с большим, более 50 мм, диаметром, где необходимо медленное перекрытие потока для предотвращения гидравлического удара.

    У вентиля затвор перемещается перпендикулярно, и в момент закрытия уплотнительные поверхности не испытывают трения, что существенно уменьшает возникновение задиров.

    Из-за того что внутри корпуса вентиля направление потока дважды изменяется, а проходное сечение меньше, чем у задвижек, вентиль имеет повышенное гидравлическое сопротивление, что является его основным недостатком.

    Вентиль не может эксплуатироваться в различных направлениях относительно движения потока. Его рабочим положением является то направление потока, когда он в закрытом состоянии со стороны седла давит на тарелку, а не со стороны штока. В этом положении давление потока при открывании вентиля даже помогает поднятию тарелки от седла.

    При неправильной установке вентиля давление потока в закрытом положении прижимает тарелку, и при открытии вентиля к перемещению штока придется приложить весьма значительное усилие, так как необходимо будет преодолеть давление потока.

    Это может привести к выходу его из строя, так как тарелку затвора может сорвать со штока, что потребует больших трудозатрат для ремонта.

    Краны: основные характеристики

    Кран отличается от вентиля и задвижки тем, что для пуска или остановки потока при помощи крана не требуется вращать шпиндель

    Они не имеют штока, а затвор их выполнен в форме шара, конуса или цилиндра с отверстием для прохода потока и поворачивается перпендикулярно потоку. Если ось отверстия крана с осью трубопровода совпадает, то кран открыт, так как поток проходит через отверстие. Если же затвор повернуть на 90°, то кран будет закрыт.

    Кран отличается от вентиля и задвижки тем, что для пуска или остановки потока при помощи крана не требуется вращать шпиндель. Для этого достаточно лишь повернуть затвор на 90°. Этим кран отличается от задвижки и вентиля. У него нет маховика, поэтому он приводится в действие рукояткой.

    Кран находится в открытом состоянии, если рукоятка расположена вдоль трубопровода, а если перпендикулярно, тов закрытом.

    У конусных крановзатвор выполненпо типу усеченного конуса. Он имеет отверстие для прохода потока в виде прямоугольника или круга. Конусную же поверхность имеет и корпус крана. Сделано это для того, чтобы пробка могла плотно примыкать к седлу.

    Для герметичности затворимеет смазку, которая должна заполнять все микрозазоры между корпусом изатвором. При этом она уменьшает усилие, необходимое для поворота. Пробканаходится в прижатом состоянии к поверхности корпуса.

    Существуют два способа прижатия затвора, и поэтому различают краны сальниковые и натяжные. В сальниковых кранах между верхним торцом пробки и крышкой крана и находится сальниковая набивка. Это упругий элемент, который прижимает задвижку к корпусу с постоянным усилием.

    Натяжные краны имеют стержень снизу пробки, который проходит через корпусное отверстие. Прижатие затворапроисходит за счет пружины. Такие краны надежнее, так как в них отсутствует сальниковая набивка, упругие свойства которой теряются со временем.

    Поэтому в таких важных отраслях, как газоснабжение, используют натяжные краны.

    Конусные краны имеют невысокую стоимость, они не сложны в ревизии, у них простая конструкция и сравнительно небольшое гидравлическое сопротивление. Это является их преимуществом

    Но у таких кранов есть и недостатки. Требуется большое усилие, необходимое для поворота пробки. Со временем микрозазоры между затвором и поверхностью корпуса покрываются отложениями. В этом случае на поворот затвора требуется уже большое усилие, что может привести к поломке крана.

    Для производства кранов требуется качественно обработанная поверхность затвора и корпуса, поэтому их изготавливают из бронзы и латуни. Кроме того, эти металлы в меньшей степени подвержены коррозии, а это продлевает срок его службы.

    Поделитесь полезной статьей:

    Виды запорной арматуры, ее назначение и конструкция (стр. 1 из 2)

    Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода

    Федеральное агентсво по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

    Кафеда: «Транспорт и хранение нефти и газа»

    Контрольная работа

    на тему: «Виды запорной арматуры, ее назначение и конструкция»

    Выполнил: студент группы ГРз-07-02

    Политаев М.А.

    Проверил: преподаватель

    Фазлетдинов Р.А.

    Уфа 2010

    Запорная арматура – предназначена для полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе и пуска среды в зависимости от требований технологического процесса (цикл «открыто-закрыто»). Сюда относятся задвижки, краны, запорные клапаны, поворотные затворы.

    Основное назначение запорно-регулирующей арматуры – перекрывать поток рабочей среды по трубопроводу и снова пускать среду, а также обеспечивать необходимую герметичность. Завод трубопроводной арматуры следит за качеством выпускаемой продукции. Устанавливается арматура на трубопроводах высокого и низкого давления, агрегатах и сосудах.

    Предназначена запорная арматура для управления: водяной, газообразной, парообразной, газожидкостной массой, путем изменения площади диаметра проходного сечения отверстия. Она должна обеспечивать надежное и полное перекрытие проходного сечения.

    Принципиально она должна обеспечивать всего два состояния – открыта или закрыта – и может быть не предназначена для эксплуатации в промежуточном положении рабочего органа.

    По функциональному назначению трубопроводная арматура подразделяется на следующие основные классы:

    – запорная – предназначена для перекрытия потока рабочей среды с определенной герметичностью;

    – регулирующая – предназначена для регулирования расхода путем изменения количества протекающей по трубопроводу рабочей среды. Регулирующая арматура управляется от постороннего источника энергии;

    – распределительная – предназначена для распределения потока рабочей среды по определенным направлениям или для смешивания потоков;

    – предохранительная – предназначенная для автоматической защиты оборудования и трубопроводов от недопустимого превышения давления посредством сброса избытка рабочей среды.

    , защитная (отсечная) предназначенная для автоматической защиты оборудования и трубопроводов от недопустимых или непредусмотренных технологическим процессом изменений параметров или направления потока рабочей среды, а также для отключения потока.

    – фазоразделительная – предназначена для автоматического разделения рабочих сред в зависимости от их фазы и состояния. Сюда относятся конденсатоотводчики, воздухоотводчики и маслоотделители.

    Задвижка – одно из устройств запорной арматуры. Здесь, в отличие от кранов, запорный элемент совершает не вращательное движение, а возвратно-поступательное. Передвижение запорного элемента происходит перпендикулярно движению жидкости.

    Хронологически задвижки появились одними из первых из устройств перекрытия водного потока. Это связано с их достаточной простотой и неприхотливостью в эксплуатации и ремонте.

    В настоящее же время в связи с бурным развитием техники и технологических процессов задвижки все чаще вытесняются при прокладке трубопроводов устройствами перекрытия воды с круговым движением исполнительного элемента.

    Задвижки, как и запорные краны, используются в основном в двух режимах: открыто и закрыто, т. е. когда запорный элемент находится в крайних положениях.

    При использовании задвижки в промежуточном положении происходит разрушение ее рабочей поверхности из-за вибрации, вызванной высокочастотным перемещением исполнительного органа вдоль и поперек протекания жидкости при ее движении по трубопроводу. Расшатываются также и элементы крепления исполнительного элемента. Как результат – выход задвижки из строя раньше установленного срока.

    Задвижки разделяют на несколько видов. Клиновые, параллельные, с выдвижным и не выдвижным штоком. Применяются при давлениях от 2 до 200 атмосфер. Условный диаметр от 8 мм до 2 м.

    Рисунок 1 Задвижка ЗМС-65-14 К1 ХЛ (Бакинская)

    Таблица 1 Технические характеристики задвижки ЗМС-65-14 К1 ХЛ

    Фонтанная арматура предназначена для герметизации устья скважин, контроля и регулирования режима их эксплуатации, а также для проведения различных технологических операций в умеренном и холодном макроклиматических районах для сред, содержащих СО2, Н2S, и пластовую воду. Собирается по схемам тройникового и крестового типов согласно ГОСТ 13846 – 84.

    В шифре фонтанной арматуры приняты следующие обозначения: АФ – арматура фонтанная; конструктивное исполнение по схемам ГОСТ 13846 – 84; а – двухрядная концентричная подвеска подъёмных труб; К – подвеска подъёмной колонны на резьбе переводника трубной головки (на муфтовой подвеске буква не пишется); Э – для эксплуатации скважин с ЭЦН; В – способ управления задвижками (дистанционный и автоматический); первое число – диаметр условного прохода по стволу и боковым струнам в мм; второе число – рабочее давление; ХЛ – климатическое исполнение для холодного района; исполнение по коррозионной стойкости: К1 – для сред, содержащих СО2 до 6 %; К2 – для сред, содержащих СО2 до 6 %; К3 – то же, Н2S и СО2 до 25 %; К2И – для фонтанной арматуры, изготовленной из малолегированной и низкоуглеродистой стали, с применением ингибитора в скважине.

    Арматура включает трубную головку, фонтанную ёлку, запорные устройства с ручным и пневматическим управлением, дроссели.

    Трубная головка предназначена для подвески одного или двух рядов НКТ, их герметизации, а также для выполнения технологических операций при освоении, эксплуатации и ремонте скважины.

    Колонны подъёмных труб подвешивают на резьбе и на муфтовой подвеске.

    Подвешивание колонн на резьбе осуществляется: при однорядном лифте – на резьбе стволовой катушки; при двухрядном лифте: внутренняя колонна – на резьбе стволовой катушки, наружная – на резьбе тройника (крестовины) трубной головки.

    Подвешивание колонн на муфтовой подвеске осуществляется: при однорядном лифте – на муфте в крестовине трубной головки; при двухрядном лифте: внутренняя – на муфте в тройнике трубной головки, наружная – на муфте в крестовине.

    Рисунок 2 Арматура фонтанная АФК 1 Э65х21М К1 ХЛ

    (для УЭЦН, ППД и фонтанных скважин)

    Ёлка предназначена для направления продукции скважины в выкидную линию регулирования режима эксплуатации, для установки специальных устройств, при спуске скважинных приборов или скребков для очистки труб от парафина, замера давления и температуры среды, а также для проведения некоторых технологических операций.

    В качестве запорных устройств фонтанной арматуры применяют проходные пробковые краны и прямоточные задвижки с принудительной или автоматической подачей смазки. Они предназначены для перекрытия проходных отверстий в фонтанной арматуре и устьевом оборудовании.

    Таблица 2 Технические характеристики арматуры фонтанной АФК 1 Э65х21М К1 ХЛ

    Для регулирования режима эксплуатации на боковых струнах ёлки установлены регулируемые или нерегулируемые дроссели со сменной втулкой из износостойкого материала.

    Фонтанные арматуры классифицируют по конструктивным и прочностным характеристикам:

    – рабочему давлению (7, 14, 21, 35, 70, 105 МПа);

    – схеме исполнения (6 схем);

    – числу спускаемых в скважину рядов труб;

    – конструкции запорных устройств;

    – размерам проходного сечения по стволу скважины (50-150 мм) и боковым отводам (50-100 мм).

    Все фонтанные арматуры применяются с колонными головками ООК1 10'' ´ 9 5/8 ´ 6 5/8 – 210 или колонная головка конструкции ЦНИЛ '' ГАНГ ''.

    Колонные головки , как и обсадные трубы, являются неотъемлемой частью конструкции скважины как инженерного сооружения. Они предназначены для подвески очередной обсадной колонны, герметизации и контроля давления в кольцевом пространстве между соседними колоннами труб.

    Рисунок 3 Обвязка колонная головка ОКК1-35 К1 ХЛ

    Конструкция колонной головки, фонтанной арматуры, схемы их обвязки должна обеспечивать оптимальные режимы работы скважины, герметизацию трубного, затрубного и межтрубного пространства, возможность технологических операций на скважине, глубинных исследований, отбора проб и контроля устьевого давления и температуры.

    Запорная арматура

    Вентиль и задвижка — арматурные устройства трубопровода5

    При производстве запорных узлов используют хорошо поддающийся обработке материалы: чугун, бронзовые и латунные сплавы, мягкие стали.

    Содержание:

    Главные параметры применяемых запорных узлов:

    • Диаметр стыкуемого с запорным узлом трубопровода;
    • Значение избыточного давления трубы в обычных условиях при температуре, составляющей + 20 градусов.

    На фото: вентиль

    К элементам запорной арматуры принято относить следующие устройства:

    • Краны;
    • Заслонка;
    • Задвижка;
    • Вентиль.

    Точное определение условий, при которых предстоит работать запорной арматуре, помогает подобрать оптимальный тип устройств. Информация важна, так как установка водопровода и трубопроводов, доставляющих газообразные продукты и специализированных магистралей, перекачивающих агрессивные среды, на практике используют разные типы запорных узлов.

    Виды запорного крана

    Применяемые при монтаже трубопроводов запорные краны традиционно крепятся к магистралям фланцевым либо соединением, либо муфтой. Крановые патрубки банально привариваются к трубопроводам.

    Запорные краны бывают двух видов:

    • Краны-пробки;
    • Шаровые краны.

    На фото: шаровой кран

    Пробковые краны — традиционная запорная арматура имеющие форму неправильного конуса. До настоящего времени их применяют на тех магистралях, где перекачивают:

    • Различные газы;
    • Углеводороды;
    • Вода в жидком состоянии и в виде пара.

    Главные недостатки кранов-пробок:

    • Чтобы управлять краном, нужен высокий крутящий момент — это вызывает необходимость применения редуктора
    • Склонность такого крана прикипать к магистрали требует периодическое обслуживание.
    • Недостаточное притирание крана с корпусом приводит к разгерметизации крана
    • Такие краны изнашиваются неравномерно, что нарушает герметичность магистрали.

    Особенности, виды и устройство шаровых кранов

    Более современным устройством считается шаровой кран, который из неподвижного корпуса и вращающейся в нем пробки. От того, какое положение занимает пробка, вещество, перекачиваемое по магистрали, течет свободно, либо блокируется.

    Шаровые краны различают по контуру, который образуют их корпус:

    • Конический кран;
    • Сферический кран;
    • Цилиндрический кран.

    На фото: цилиндрический кран

    Благодаря передовой конструкции шаровых кранов их изготавливают из самых разных, порой оригинальных материалов — различных металлов, керамики, пластиков.

    Области применения шаровых кранов:

    • Водопроводы отопительные магистрали бытового назначения;
    • Устройства для монтажа бытовых приборов, требующих постоянной подачи воды;
    • Производственные пищевые установки;
    • Различного рода ответвления на магистралях.

    Надежность шаровой запорной арматуры, устойчивость к резким изменениям температуры и химическому воздействию делают такие краны незаменимыми в тех магистралях, где перекачиваются агрессивные среды.

    Важнейшей характеристикой шаровых запорных устройств — способ установки. Согласно данной градации краны бывают:

    • Муфтовые – применяемые в трубопроводах с малым диаметром;
    • Фланцевые – применяют в магистралях, диаметр 50 миллиметров и более. Они способны выдержать повышенные нагрузки, свойственные промышленным трубопроводам;
    • Штуцерные – устойчивые к многократному демонтажу и разборке. Применяются в промышленном оборудовании;
    • Приварные – устанавливаются консервативной сваркой. Они предназначаются для функционирования в окружении агрессивной среды;
    • Краны комбинированные, предусматривающие два или более вариантов установки.

    Запорные заслонки

    Такая арматура используют только на трубах большого диаметра, в том случае, если давление перекачиваемого вещества невысокое.

    На фото: запорная заслонка

    Непосредственно функцию запорного устройства выполняет диск, конструкция которого позволяет ему делать вращение вокруг оси. Ось вращения может располагаться под любым углом к магистрали, в том числе и перпендикулярно. К герметичности заслонок предъявляются менее жесткие требования.

    Управление заслонками осуществляется следующими способами:

    • Вручную;
    • Используя электрический ток;
    • Гидравликой.

    Традиционно тело заслонки изготавливают из чугуна, а сам поворотный диск льют из стали. Свойство чугуна успешно выдерживать воздействие агрессивных химических соединений и устанавливать заслонки в местах перекачки щелочей, кислот, а также химически активных стоков.

    Заслонки врезаются в магистраль фланцевым соединением. Иногда они просто привариваются. Конструкция заслонок способствует тому, что они могут регулировать поток, содержащий и твердые частицы.

    Запорные задвижки

    Предназначение запорных задвижек – перекрывать поток неактивного высокотемпературного вещества, перемещаемого магистралью под давлением. Задвижки интенсивно эксплуатируют в трубопроводах обслуживающих энергетику и объекты коммунального хозяйства.

    На фото: запорная задвижка

    Запорный узел задвижки располагается поперек направления потока.

    По конструкции запорной мембраны задвижки разделяют на:

    • Клиновые – от постоянного трения в плотном объеме они постепенно могут разгерметизироваться;
    • Параллельные (шиберные) – они используются в трубопроводах, перекачивающих среду с механическими примесями, а также в сточной канализации, где допускается небольшое нарушение герметичности.

    Распространенными являются электрические задвижки. Благодаря использованию электропривода оператор имеет возможность оперативно перекрыть поток.

    Плюсы запорных задвижек:

    • Малое гидросопротивление;
    • Относительная конструктивная простота;
    • Универсальность;
    • Возможность проводки рабочего вещества в прямом и обратном направлении;
    • Легкий ремонт.

    Запорные вентили

    Вид арматуры, который используется наиболее активно. Запорный вентиль применяют если необходимо полностью блокировать поток перекачиваемого вещества.

    Управлять давлением внутри магистрали с помощью вентилей невозможно. Поэтому они имеют два рабочих режима: открыт, закрыт. Монтаж запорного вентиля допускается и при открытом и при закрытом режиме.

    На фото: массивный вентиль

    Элементам вентиля является золотник, расположенный на подвижном шпинделе. Когда вентиль переводится в положение — закрыто — рабочая поверхность винта движется поступательно и параллельно потоку. Данная особенность помогает предотвратить такой эффект, как гидроудар.

    По способу, которым эти арматурные узлы обеспечивают герметичность, вентили бывают следующих видов:

    • Сальниковые;
    • Сильфонные;
    • Диафрагмовые.

    Для облегчения врезки в трубу большинство вентилей снабжаются патрубками. Данная арматура, применяется в средах, перемещаемых под высоким давлением. Поэтому стенки делают утолщенными. Такие вентили фиксируют методом сварки.

    Массивные вентили устанавливаются с использованием фланцев. Небольшие конструкции крепятся муфтой.

    Управление положениями вентилей выполняется вручную или электродвигателями. На некоторых производствах используются модели вентилей, предусматривающих возможность дистанционного управления.

    Для разных сред специалисты подбирают вентили, выполненные из определенных металлических сплавов. При транспортировке воздушных масс или воды, если их температура ниже +50 градусов, устанавливают муфтовые вентили, отлитые из чугуна.

    Для магистралей с повышенным давлением используют легкие муфтовые вентили из латунных сплавов.

    Арматура для агрессивных сред

    Оптимальное запорное устройство способное функционировать в самых жестких условиях – вентиль.

    Седло вентиля плотно обжимает золотник, обеспечивая надежную герметичность. Зарекомендовавшим материалом для подобного вида арматуры — латунь.

    На фото: арматура для агрессивных сред

    Если приходится размещать арматуру в высокотемпературном потоке, устанавливаются сильфонные вентили из латуни. Они легко выдерживают нагревание до высокой температуры.

    Достоинствами являются надежная герметичность не позволяющая попадать нагретому веществу в атмосферу.

    Эксплуатация в агрессивной среде предъявляет высокие требования к коррозийной устойчивости арматуры. В последнее время в таких трубопроводах стали применять фланцевые вентили состоящие из фарфора, с нанесенной на него антикоррозийной глазурью.

    В самых сложных случаях применяют вентили-диафрагмы, которые оснащаются резиновым защитным покрытием. Существующее многообразие технических решений позволяет подобрать оптимальную модель, которая подойдет для конкретного трубопровода.

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно