Киотный крест: виды и их значения

Киотный крест: виды и их значения

Киотный крест: виды и их значения
СОДЕРЖАНИЕ
20 ноября 2019

Киотный крест: история появления, какие бывают, что означают

Киотный крест: виды и их значения

Кресты бывают разные по форме и назначению. Киотный крест помещают на полку среди икон. Церковный киот — это ящик или шкаф для образов, который выполняет защитную функцию и украшает храм и дом.

История появления

С появлением христианства на Руси крестом осеняли, благословляли. С его помощью исцеляли и хоронили. Киотный символ появился с традицией осенять вход в дом, ворота.

Кресты были семейными реликвиями, которые передавались по наследству. Святыни брали в поездки и походы. С их помощью устраивали временные алтари.

Киотный крест

Киотные кресты делали из разных материалов. Для их изготовления использовали:

  • дерево;
  • камень;
  • кость;
  • металлы.

Чаще всего кресты делали из меди, бронзы и сплавов. Их покрывали эмалью, черной патиной, которая предохраняла металл от коррозии. Для нательных изделий использовали сплавы олова с медью, серебро и золото.

Наиболее почитаемые — медные кресты. На Руси до конца XIX века существовали заговоры, которые использовали для исцеления больного человека. Применение этого металла не является случайным. Меди приписывались магические свойства.

Литейным промыслом владели в основном староверы. Расцвет появления мастерских — XVIII–XIX столетие. Староверы изготавливали иконы, складни, киотные и нательные кресты. В конце XVII – XVIII веке старообрядцы работали в труднодоступных районах.

Обратите внимание

Обитель православных раскольников находилась на реке Выге в Карелии. На фабрике в двух горнах отливали складни, иконы и кресты. В другом здании полировали и украшали финифтью.

С середины XIX века обитель закрылась, а дело продолжили мастера Поморья, Урала, Сибири и Москвы. Старообрядческие мастерские были открыты в Поморье в начале XVIII столетия.

Изделия выговских мастерских отличались легкостью, чистотой литья. Старообрядцы передавали на крестах мельчайшие детали. Отливы украшали золочением и яркими эмалями.

В первой половине XIX века мастерские появились в Москве, они не только повторяли поморские изделия. Мастера расширили ассортимент продукции.

Изучение медного литья началось с середины XIX столетия. Исследователей интересовала археология. Публикаций по киотным предметам мало. Исследовали в основном пластику. Первый каталог по медному литью выпустил в 1979 году немецкий коллекционер Стефан Йекель.

В каталог вошли православные изделия, которые попали в Европу после 1917 года. В 1993 году опубликовали работы Гнутовой, которая изучала и систематизировала памятники старины.

Виды крестов

Существует два вида крестов:

Простое изделие — восьмиконечный Голгофский крест без ушка. Размер предмета старины составляет более 20 см.

Расширенный крест имеет дополнительные пластины. На них изображены сюжеты праздников.

Распятия напрестольные, как правило, восьмиконечные, реже — шестиконечные. Эти изделия считают старообрядческими. Древлеправославные христиане признавали восьмиконечный Голгофский крест с распятием посередине.

Важно

После религиозного раскола староверы распались на две группы:

Старообрядцы первой группы изображали Бога в виде «Царя Славы». Бог Отец находится в верхней части креста на облаке. Руки его разведены. Дух Святой изображен в виде голубя. Есть также надписи:

  • «IНЦИ» (Иисус Назарянин Царь Иудейский);
  • обозначения «IС ХС» находятся по обе стороны от перекладины;
  • «Распятие Господа нашего Иисуса Христа» на верхней перекладине.

Металлический крест

Отличия на литье староверов беспоповского толка:

  • В верхней части креста надпись: «Образ Нерукотворный».
  • Нет голубя.
  • «IС ХС» находится над головой Христа.
  • На перекладине изображены солнце и луна, которые подписаны.
  • На верхней перекладине есть надпись: «СНЪ БЖIИ».
  • Изделия с расширенной композицией бывают с боковыми пластинами. Киотные кресты с пластинами и клеймами заменяют иконостас. Это сложные сюжеты, которые содержат фигуры и иконы. На них изображены евангельские сцены.

    Переносные иконостасы называют патриаршими крестами. В музеях находятся киотные изделия XVIII–XIX века.

    Размеры предметов

    В мастерских отливали изделия следующих размеров:

    • маленького — 60 х 40 мм; 108 х 67 мм;
    • среднего — 165 х 110 мм;
    • большого — 230 х 150 мм.

    Медные изделия староверов считаются уникальным явлением. Такое литье утрачено, а предметы разнообразны и красивы. Они пользуются спросом у коллекционеров.

    Как оценить?

    Существуют критерии оценки старинных изделий:

  • Уникальность.
  • Сохранность.
  • Наличие и количество горячих эмалей.
  • В старину иконы и кресты очищали песком. Придавая блеск, хозяева уничтожали рельеф изделий.

    Как ухаживать и хранить?

    За литьем из меди надо ухаживать без абразивных веществ. Изделия можно помыть, но лучше эту процедуру доверить специалисту. Допускается промыть под проточной водой мягкой щеткой.

    Многовековая патина — гарантия подлинности предмета. Она защищает крест от внешних воздействий. Для хранения изделий не используют:

    • поролон;
    • пакеты с замком (zip-lock).

    Хранить пластику лучше на деревянных полках в сухих помещениях.

    Собирательство — увлекательное занятие, требующее знаний и навыков. Сведений о киотных крестах не так много, и найти новую информацию, как и сами предметы, тем более интересно.

    Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1

    Киотный крест: виды и их значения

    Малые киотные кресты. Выг (?). XVIII – XIX вв.

    Первым крупным центром старообрядческого литья стал Выг. Первые литейные мастерские появились здесь на рубеже XVII и XVIII столетий.

    Среди прочих изделий: разнообразных икон, складней, застежек и закладок для книг, – в медницах, обустроенных в Выговских скитах и многочисленных старообрядческих поселениях, отливались и разнообразные кресты, в том числе наперсные и киотные.

    Здесь появляется самый маленький тип киотного креста, размером (самые маленькие) всего 60*40 мм. Среди  крестов данного типа, выполненных в нескольких изводах, часто украшенных многоцветными эмалями, никогда не встречаются изделия с проушиной для гайтана.

    Это позволяет с уверенностью предположить, что изготавливались эти маленькие кресты преимущественно для врезки в иконы.

    Среди малых киотных крестов другого типа были и такие, которые отливались с проушиной, то есть предназначались для ношения на груди. Их средний размер 108*67 мм, хотя бывали и небольшие отклонения. Разнообразие наверший и подножий данного типа креста, а так же разное качество отливки, позволяют предположить, что отливались они в мастерских разных регионов.

    Малые киотные (наперсные?) кресты. XVIII–XIX вв.

    Вероятнее всего, именно на Выге впервые появился тип киотного креста с четырьмя предстоящими, который получил весьма широкое распространение.

    Киотные (наперсные) кресты XVIII в.

    Одним из первых изделий такого типа был небольшой крест размером 90*57 мм, с образом Спаса Нерукотворного в верхней части и двумя парами предстоящих, находящихся на прямоугольных пластинах, которые первоначально отливались отдельно и потом припаивались к кресту. Наличие проушины на задней стороне и небольшие размеры позволяли носить этот крест как наперсный. Впоследствии над средней перекладиной появились фигурки шестикрылых ангелов. Возможно, это дополнение было сделано гуслицкими мастерами.

    Наиболее распространенные киотные кресты с предстоящими, отливавшиеся первоначально на Выге, а потом практически во всех старообрядческих мастерских, имели значительно больший размер, в среднем 230*150 мм.

    Они отливались либо под золочение, либо с большим количеством выемок под эмаль.

    Украшенные многочисленными эмалями, число которых доходило до восьми, покрытые позолотой, киотные кресты с предстоящими выглядели не менее изысканно и ярко, чем традиционные, написанные на дереве иконы северных писем.

    Совет

    По мнению знатоков, несомненно Выговскими крестами являются те, по контуру которых идет ряд мелких кружков, в то время как в московских и иных изделиях он состоит из прямоугольников. На Выге был разработан и орнамент, украшавший обратную сторону крестов, в котором присутствуют явные черты позднего барокко.

    Киотный крест. Выг. XVIII–XIX вв.

    В московских мастерских, связанных с Преображенским кладбищем, ставшем в конце XVIII века центром сразу двух беспоповских согласий: поморского и федосеевского, помимо больших крестов отливались кресты с предстоящими меньших размеров,  в среднем 165*110 мм. По своему виду они ничем не отличались от больших крестов, однако обратная сторона была заполнена иным, более простым растительным орнаментом.

    На концах средней перекладины крестов этого типа располагались знаки Солнца и Луны. Иногда они изображались окруженные облаками и служили иллюстрацией евангельского текста: «От часа же шестаго до часа девятаго тьма бысть по всей земли…» (Мф.

    27,45). На некоторых крестах ощущение тьмы усиливается изображением звезд.

    Однако человеческие лики на этих лунно-солярных символах указывали на более древние языческие архетипы, которые были зафиксированы на древнейших иконописных изображениях Креста.

    Как известно, старообрядчество очень недолго представляло собой единое движение и очень скоро раскололось на несколько десятков толков и согласий, часто враждующих друг с другом. Поэтому и литые кресты, о которых идет речь, имеют некоторые различия.

    Так на крестах старообрядцев поморского согласия никогда не обнаруживается изображение Святого Духа “в виде голубине”.

      На поморских крестах и крестах, имевших также хождение в среде близких по идеологии к поморцам старообрядцев-федосеевцев, изображение Господа Вседержителя заменяется Нерукотворным Образом Спасителя и никогда не присутствует надписание IНЦИ – Iсус Назорей Царь Иудейский.

    Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, возникли в старообрядчестве с самого начала раскола.

    Обратите внимание

    Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге  “Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны обличительно о написании титлы на кресте Господни” категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы). Не разворачивая аргументации по содержанию надписи, Игнатий приводил многочисленные примеры крестов, содержащих предлагаемую им титлу. Противником Игнатия выступил Соловецкий иеромонах Геронтий, не менее авторитетный публицист и апологет «старой веры». Он  изложил свои возражения в своем “Ответе священноинока Геронтия к востязающим мя…”. В результате конфликта Игнатий вынужден был покинуть Соловецкий монастырь. С 1666/1667 г. начинаются двадцатилетние странствия Игнатия по Русскому Северу, закончившиеся гибелью в знаменитой Палеостровской гари.

    После ухода Игнатия в обители оставались его сторонники. В марте 1669 г. один из самых радикальных лидеров соловецкого восстания Фаддей  Бородин возглавил уничтожение крестов с надписанием  IНЦИ.

    Долгое время защищали «пилатовы титла» последователи другого дьякона Феодосия Васильева, составившие особое согласие федосеевцев. Известны полемические сочинения известных деятелей этого согласия Игнатия Трофимова и Алексея Самойлова, защищавших титла.

    В течение многих десятилетий вопрос о пилатовом титле обсуждался в старообрядчестве, главным образом, среди беспоповцев, пока федосеевцы не согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, они считали приемлемыми оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси.

    К концу XVIII столетия бо'льшая часть федосеецев согласилась с поморцами в отрицании «Пилатова надписания». Меньшая часть, верная основателю толка Феодосию Васильеву, признает только кресты с титлом IНЦI. Эти оставшиеся в меньшинстве последовательные федосеевцы образовали обособленное согласие, названное титловщиной.

    Наиболее редкими киотными крестами являются именно эти бытовавшие в среде «титловщины» кресты, на которых в оглавии присутствует изображение Спаса Нерукотворного, есть пресловутая «титла» IНЦИ, но нет образа Святого Духа.

    Рассмотрим титла и надписания с их традиционным старообрядческим истолкованием, находящиеся на наиболее распространенных крестах, которые теперь имеются едва ли не в каждом православном храме.

    На верхней поперечной перекладине креста, которая по смыслу изображает дощечку с надписью Пилата, в большинстве случаев нанесено титло IНЦИ. Означает оно вину Распятого Спасителя – Иисус Назорей (или Назарянин) Царь Иудейский.

    Отвергая «Пилатово титло», поморцы были уверены, что эта четырехбуквенная надпись “взлезла на крест” только при патриархе Никоне, который “нового бога выдумал”, и толкуют ее так: “Iнаго Царя Никон Исповеда”.
    Следующая надпись, которую некоторые знатоки толкуют по-своему, помещена в крестчатом нимбе Распятого Спасителя.

    Эта надпись ѾОН по-гречески написанное Имя Божие, открытое Моисею (Исх.3:14), то есть “Сый, Сущий”. Наши доморощенные толкователи, изъясняют ее как “Он Отец Наш” или “Он ОТ Отца Нисшел”, или пространнее “ОТ небес сошед Господь наш Iсус Христос и пришед к iудеом, Они же его неприяша, На кресте распяша”.

    Важно

    Заметим, что Византия не знала таких буквенных знаков на крестчатом нимбе Спасителя.

    На русских иконах и фресках они появляются с XIV столетия (Похожим образом помещаемые на богородичных иконах титла МР ѲY  любители витиеватых толкований объясняют как “Мария Роди Фарисеев Учителя”, в то время как это простое сокращение греческих слов “МАТЕР ѲЕY”, то есть Матерь Божия).

    В навершии поморских крестов всегда изображается Нерукотворный Образ Спасителя с соответствующим надписанием, ниже которого находятся изображения двух ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу. Ниже ангелов обычно располагается надпись ЦАРЬ СЛАВЫ.
    На крестах других старообрядческих согласий на месте Нерукотворного Образа находится поясное изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием ГДЬ САВАОФ, окруженное облаками.

    Ниже средней перекладины креста обычно записывается тропарь: «Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».
    Надписание НИКА, находящееся обычно у ног Спасителя, означает по-гречески Победа, ибо Господь Своим Распятием и Воскресением являет победу над абсолютной властью диавола, греха и смерти над человеческим родом.

    Старообрядческим мудрецам такое простое объяснение неинтересно. Оно толкуют слово НИКА как титло “Нас Искупил Кровию Адама”. Сие мудреное измышление никак уже не согласуется с учением Христианской Церкви, ибо искупил нас Своею Кровию Сам Господь Иисус Христос, а кровь Адама здесь совершенно ни при чем.

    По бокам Распятого Христа обычно изображаются орудия казни с соответствующими буквенными обозначениями К – копие, Т – трость, Г – губа, смоченная уксусом. Ноги Иисуса пригвождены к подножию, косой перекладине креста. На древних крестах эта нижняя перекладина часто бывала строго горизонтальной.

    С середины XVII столетия она становится наклонной, так что левый (со стороны зрителя) ее конец слегка приподнят, а правый опущен. Такой наклон, по мнению иных знатоков иконографии, указывает на разбойников, распятых вместе со Спасителем.

    Считается (хотя Евангелия ничего об этом не сообщают), что по правую сторону от Христа был распят благоразумный разбойник, который, покаявшись, был прощен и оказался в раю. Неблагоразумный же разбойник отправился в преисподнюю, которой надлежит быть «ниже нижнего».

    По другому толкованию, приподнятый левый конец изображает участь оправданных на Страшном Суде людей, которые стояли «одесную» Престола Божия, другой, опущенный конец перекладины указывает на участь осужденных грешников. В нижней части креста обычно отливается рельефное изображение Иерусалима.

    Трудно сказать что это: исторический Иерусалим, где совершилось распятия Сына Божия или символический Иерусалим Небесный, который открывается спасенному человечеству Крестной Смертью Спасителя.  

    У подножия креста часто располагаются еще четыре буквы МЛ и РБ, что должно расшифровываться как выражение “Место Лобное Рай Бысть” (то есть раем стало), иногда РБ толкуется как “Распят Бысть”. Еще ниже находятся две буквы ГГ, означающие гору Голгофу.

    В самом подножии креста изображается человеческий череп – Голова Адама с соответствующими буквами ГА. Разумное истолкование этого символического изображения состоит в том, что Распятый Христос побеждает смерть. Но наши доморощенные богословы предпочитали обращаться   к отреченным “Болгарским басням” и объясняли изображение черепа преданием о том, что Адам был погребен на Голгофе, там, где был впоследствии распят Христос.
    На большинстве меднолитых крестов ниже адамовой головы находится изображение некоего куста, который должен изображать то самое трехсоставное древо, из которого был изготовлен Животворящий Крест. На лучших поморских крестах это древо превращается в цветок, окруженный яркими многоцветными эмалями. Вероятно это изображение древа познания добра и зла, которое, как известно, было «хорошо для пищи приятно для глаз и вожделенно».

    Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни

    Медный киотный крест из бабушкиного сундука

    Киотный крест: виды и их значения

    В пору моего детства в маленьком таежном поселке, где я родилась, бабушки имелись далеко не у всех. А у нас была замечательная бабушка — величественная старуха с красивым лицом в глубоких морщинах, с умными выцветшими голубыми глазами.

    По будням она носила длинные черные юбки, которые сама вручную шила, прикрепив ткань булавкой к забавному приспособлению — «самошвейке».Бабушка была из единоверцев-старообрядцев, в храмах которых служили новообрядческие батюшки.

    Она завела в доме строгий старообрядческий порядок: у каждого была своя кружка, тарелка, полочка для книг на этажерке, свое место за огромным круглым столом.В кладовой у бабушки был красивый сундук из красного дерева. А в сундуке сокровища: сушеная малина, мешочки с травами, которыми она лечила всю семью, а в особом отделе — несколько икон.

    Когда дома не было взрослых, мы с младшим братом вынимали иконы и рассматривали. Особенно нам нравились кресты. Один, самый маленький, чуть больше десяти сантиметров, поразил нас фигурой распятого Христа с гвоздями в руках и надписями вокруг креста. Изображение притягивало. Мы рассматривали его снова и снова, силясь понять таинственные надписи.

    Совет

    Спрашивать было нельзя. Во-первых, могло попасть за самовольное обследование сундука. Во-вторых, отец был коммунистом, и, несмотря на огромную любовь и уважение к матери, не поощрял «поповскую» пропаганду в своем доме.

    Так случилось, что прочитала я эти загадочные надписи очень нескоро, в конце 1980-х годов, когда работала в Дальневосточном художественном музее и заочно изучала искусствоведение в Уральском университете. На втором курсе я написала курсовую работу, посвященную палехской иконописи. Тогда же в сферу моих научных интересов навсегда вошла меднолитая старообрядческая пластика: кресты, образки, складни.

    Кресты — самая массовая часть медного литья. В каждом музее их несколько. Они различаются по назначению, величине и декору. Наиболее полно сохранились напрестольные кресты XIX — начала XX века. Они отливались в различных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах.

    Меднолитые изделия широко бытовали не только в старообрядческой, но и в православной среде.

    Старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы».

    Они называют его еще «Господь сил». Обычно изображение поколенное, Саваоф (Бог-отец) помещен на облаке, обе руки широко разведены в благословляющем жесте. Нимб чаще всего комбинированный: восьмиконечная звезда, вписанная в окружность. Звезда образована двумя наложенными один на другой квадратами или ромбами с вогнутыми гранями.

    Нижний означает землю, верхний — небо.

    Нимб в форме восьмиконечной звезды — основное отличие Бога-отца от Иисуса Христа, который тоже может быть изображен в виде «Царя славы». У Бога-сына нимб «крещатый» — сияние в форме круга, расчлененное крестом с греческими буквами на его концах OWN. Они означают «сущий от века».

    Если мы видим вверху Саваофа, то чуть ниже обязательно расположено изображение другой ипостаси единого Бога — Дух Святой в виде голубя.Итак, сверху вниз, Бог-отец, Бог Дух Святой и распятый на кресте Бог-сын — Иисус Христос. Таким образом, перед нами своеобразная схема Троицы.

    Тот, кто будет внимательно рассматривать напрестольные кресты, заметит одну примечательную особенность — форма креста повторяется в композиции дважды: сначала это внешние границы креста, затем — в центре композиции — Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа.

    Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса («Спаса на убрусе») в верхней части. Изображение Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже — «Црь славы».

    Слетающие вниз ангелы с убрусами (полотенцами через руку), изображенные на концах верхней перекладины, присутствуют и у беспоповцев, и у поповцев. А вот голубя, окруженного сиянием, — Святого Духа — на крестах беспоповцев нет.

    Если положить перед собой поповский и беспоповский, или поморский, крест, явственно проступят и другие различия. На второй перекладине крестов поморского типа (со «Спасом на убрусе») обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны: «СЛНЦЕ» и «ЛYНА».

    На поповских крестах светил нет, вместо них по обе стороны от рукавов Голгофского креста надпись с титлами (хризма): «IС ХС» (фото 1, 3, 5).Над головой распятого Христа, на верхней перекладине Голгофского креста, у старообрядцев-поповцев надпись из четырех заглавных букв: «IНЦИ», которая расшифровывается так: «Иисус Назареянин Царь Иудейский».

    У поморцев на этом месте (хризма): «IС ХС».

    Последнее несовпадение между напрестольными крестами основных толков старообрядчества — надписи над верхней перекладиной Голгофского креста. У поморцев написано: «Сын Божий». У старообрядцев-поповцев — пояснительная надпись «Распятие Господа нашего Иисуса Христа».

    Обратите внимание

    Существуют, правда, напрестольные кресты, на которых присутствуют одновременно и те и другие признаки. (фото 6). Очевидно, это связано с особенностями одного из многочисленных толков старообрядчества.

    Сам термин «поморское литье» очень условен и обозначает не столько принадлежность к толку, сколько тип изделия. Правильнее следует называть подобные изделия крестами поморского типа. Широкое распространение изделий поморского типа в старообрядческой и новообрядческой среде современные исследователи связывают с высокой оценкой их качества.

    Собор старообрядцев-федосеевцев, к примеру, в 1751 году определил поморские меднолитые изделия как «истинные».А во всем остальном кресты различных толков совпадают, а зачастую и выполнялись по одному образцу.

    Под широкой перекладиной Голгофского креста вы обязательно прочтете «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим», на косой перекладине — «МЛРБ» («Место Лобное Рай Бысть»), рядом с черепом Адама в условно изображенной пещере — «ГА» (Глава Адамля).На косой перекладине можно увидеть также архитектуру — условное изображение града Иерусалима.

    Гора Голгофа передана авторами литейных форм по-разному: то это вполне узнаваемый намек на гору, то некое нагромождение неправильных форм — камней, то грубоватая решетка — совершенно условное понимание горы, ее символ.

    Часто кресты имеют орнаментированные поля, которые образуют еще один, третий крест. Обратная сторона богато украшена. Чаще всего здесь плетется-заплетается пышная, в духе позднего барокко, виноградная лоза с сочными листьями, пышными цветами и гроздьями.

    Иногда вместо лозы иной узор, но он только кажется другим, по сути это та же лоза, только выполненная схематично, в виде геометрического орнамента. По характеру этого узора, его мотивам исследователи могут определить место изготовления креста.

    Часто здесь помещается также строгая поучительная надпись, которая начинается так: «Крест — хранитель всей Вселенной, крест — красота церковная, крест — царям держава …».

    Очень редко встречаются напрестольные кресты поморского типа, на которых вместо ангелов другая небесная сила — херувим, а вместо светил поясные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова.Если дополнить этот крест двумя пластинами по обе стороны от распятия, под широкой перекладиной, получится киотный крест (фото 2).

    Важно

    На левой пластине Богородица и святая Мария (иногда Марфа), на правой — святой Иоанн Богослов и сотник Лонгин.

    В XIX столетии киотные кресты получили дальнейшее развитие в поповской среде. В композицию стали включаться иконки с различными евангельскими сюжетами. Чаще всего это были двунадесять господних праздников.

    Завершались такие композиции рядом изображений херувимов в верхнем ярусе. Такие сложные изображения называют «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами». Это уже не крест, а сложная икона, состоящая из множества изображений. Она играет роль переносного иконостаса и в быту называется патриарший крест (фото 4).

    Богато украшенные разноцветными эмалями, сияющие позолотой патриаршие распятия производят огромное эстетическое впечатление. Эти кресты играли важную роль в убранстве староверческих моленных. Описания таких крестов встречаются в нескольких делах об изъятии «раскольничьих икон».

    Основанием для изъятия могло служить следующее присутствующее в одном из таких дел объяснение: «Означенный крест не согласен с изображениями, употребляемыми в православной церкви.

    На православных образах, выше всякого изображения, представляется Божество, на освидетельствуемом же образе представлена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на Ея руках выше Триипостасного Божества, и все святые лики изображены с двуперстным благословлением, а силы небесные, изображаемыя на православных иконах служащими и предстоящими Богу со страхом и трепетом и в благоговении закрывающими лица свои сению крыл своих, представлены парящими вверху всех изображений, с открытыми лицами».Такие кресты, предположительно, происходят из подмосковных мастерских с. Гуслицы. Херувимы в верхнем ряду креста или образа — отличительная черта гуслицкого литья, считают многие исследователи. Сейчас их сохранилось немного, т. к. большое количество патриарших распятий было переплавлено в годы борьбы со старообрядчеством еще во времена империи. Еще большая их часть погибла во времена воинствующего атеизма в первые десятилетия после Октябрьской революции. Наша задача — бережно хранить то, что осталось.

    Галина ЕГОШИНА,искусствовед, главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО

    Хабаровск

    Бесогонки, змеевики, складни, китовые кресты – как выглядят и что значат

    Киотный крест: виды и их значения

    Продолжаю публиковать статьи о том, что еще интересного помимо монет можно встретить на копе. И вновь речь пойдет о предметах веры, которые наши предки носили и соответсвенно теряли повсеместно.

    С развитием государства и искусства местных ювелиров, а так же огромного влияния Византии, население Киевской Руси (Московии, территорий других государств, где проживали люди православной веры) носило кроме нательных крестиков, еще такие символы и атрибуты веры, как нательные складни, амулеты – змеевики, иконки с изображением Никиты – бесогона (бесогонки) и киотные кресты, о них сегодня и пойдет речь.

    Иконки с изображением Никиты – бесогона (бесогонки)

    Вот легенда, согласно которой данный Никита почитаем на Руси (России) и его образ стали рисовать на нательных иконках.

    «Правитель – язычник заточил в темницу своего сына Никиту за то, что он принял христианскую веру.

    К Никите – христианину явился бес в облике ангела и стал ему предлагать освобождение за отказ от веры во Христа, Никита усомнился, что перед ним ангел, помолился Богу, после чего с небес сошел архангел Михаил, который приказал подвергнуть беса испытанию, Никита снял с себя кандалы и побил ими искусителя, который тот час же признался в своей сущности. После этого Никита показал беса отцу и рассказал кто над ним действительно властвует, после чего христианин был подвергнут мучениям и вскоре сожжен на костре, но огонь не опалил тело мученика и вскоре он был погребен».

    Естественно молва о таком отношении к вере во Христа быстро распространилась среди простых людей и мастера – иконописцы начали изображать лик Никиты на нательных иконках. Сами атрибуты христианской веры получили название «иконки – бесогоны».

    Совет

    Иконки – бесогоны носили в основном простые христиане, проживающие в сельской местности, в таких поселениях иконки с Никитой – бесогоном пользовались большей популярностью, чем изображения со св. Георгием – Победоносцем.

    В житии его сказано, что Никита помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола.

    В царствование Петра 1 Синод запретил вспоминать Никиту – великомученика, а также изображать лик святого на иконах и крестах.

    Нательные складни

    Нательный складень – атрибут христианской веры, который состоял из нескольких иконок, складывающихся между собой. Данный атрибут христианства появился на Руси вместе с нательными крестами, панагиями (Х век).

    Все воины носили на груди нательный складень, который служил в походе иконостасом: «служивый человек» снимал с себя складень, раскладывал его, ставил на возвышенность и молился.

    Изготавливались нательные складни, как и кресты: из дерева, меди, серебра, золота.

    Когда складень находился на человеке, была видна только средняя часть атрибута (средник), а остальные части заходили за него. Изготавливались нательные складни в зависимости от материального положения человека: двух- трех —  и четырехстворчатые (большие праздничные створы)

    Основные сюжеты двустворчатых складней

    • Николай – Чудотворец;
    • Троица Ветхозаветная;
    • Богоматерь.

    Основные сюжеты трехстворчатых складней

    • Святитель Николай – Чудотворец;
    • Ангел – хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие;
    • Распятие Христово, Знамение, Богоматерь;
    • Спас нерукотворный, святой Сергий Радонежский.

    Основные сюжеты четырехстворчатых складней

    • Изображения Двунадесятых праздников;
    • Изображения Богоматери с разными святыми.

    Мастера – литейщики могли изготавливать нательные складни, привнося в их конструкцию свои оригинальные элементы, которые подчеркивали достоинства христианского атрибута.

    Амулеты – змеевики

    Двусторонний медальон, как правило, круглой формы, с изображением на одной стороне христианских святых (Богоматери и других), а на другой стороне – языческий мотив (голова или полуфигура, обрамленная змеями).

    От изображенного языческого мотива и пошло название амулета «змеевик».

    Известно что эти амулеты уходят корнями далеко в языческое прошлое, однако с принятием христианства, они не исчезли, а просто вместо языческого Божества, на одной из сторон медальона стали изображать христианских святых.

    Официальная церковь относилась к «змеевикам» нейтрально, да так, что например один амулет был вставлен в иконостас Троицкого собора Троицо – Сергиевой лавры. Официальный отказ от этого символа произошел только в 17-18 веках.

    На многих из амулетов, помимо изображения, писались слова всевозможных охранных заклинаний, но доподлинно неизвестно какой смысл был в этих самых амулетах, есть версия, что они служили оберегами от болезней и черной магии, другая версия защищали от укусов змей.

    Ученые полагают, что амулеты – змеевики, также как и другая христианская атрибутика, были привнесены в территорию Киевской Руси из Византии. Считается, что данные амулеты носили все слои населения – от князей до простолюдинов.

    Разница заключалась в материале, из которого делались амулеты: знать делала из благородных материалов у местных «левшей», а простолюдины довольствовались «змеевиками» из недорогих материалов (камня, дерева, меди), которые изготавливали ремесленники.

    Киотные кресты

    Киотный крест – христианский атрибут увеличенного размера, нестандартной формы, который не имеет «ушка» для шейного шнурка.

    Как правило, он устанавливался в иконостасах, специальных подставках, прибивался над дверями в помещениях, а так же брался в странствия для устройства временных алтарей.

     Киотные кресты могут изготавливаться любой формы с «вкраплениями» различных библейских сюжетов. Но в центре композиции киотского креста всегда находился восьмиконечный крест с распятием Иисуса Христа.

    Обратите внимание

    В основном киотные кресты изготавливались в Поморье и гуслицкими мастерами (они припаивали к основному кресту небольшие иконки с различными библейскими сюжетами, превращая киотный крест в произведение искусства).

    Данные кресты изготавливались из материала, который мог себе позволить заказчик/покупатель этого христианского атрибута.

    На этом все, у кого будут какие-либо дополнения, пишите ниже в комментариях, охотно буду дополнять данную статью.

    Находка крест. Любой копатель должен это знать (+)

    Киотный крест: виды и их значения

    Сможете отличить греческий крест от латинского? Любой копатель должен разбираться в крестах и пулях. Это не сложно, тем более в крестах — глобально с ними можно разобраться за несколько минуты. Напрестольный, киотный, мощевик, наперсный. Плюс, сколько лучей и какой формы.

    Определяем крест. Шаг #1

    Первым шагом надо определить, в какой категории ваш крест. Напрестольный крест.

    Характерная особенность креста — его размеры от 30 см и больше, плюс зачастую богатый вид (некоторые могут быть реальными произведениями ювелирного искусства).

    Такие кресты размещались в храмах на престоле алтаря. Артефакт является обязательным элемент любого алтаря (Православной церкви). И именно этот крест целуют во время литургии.

    Киотный крест. Название креста произошло от слова Киот, обозначающее, полка для икон, шкаф, сундук, или ящик для икон. Иногда киотный крест использовался как походный. Но чаще всего этот крест находился в красном углу — киоте, рядом с иконами. Возможны варианты, когда киотный крест располагался внутри иконы.

    Крест энколпион или крест мощевик. Тут надо сразу разделить понятия. Мощевик, это общий термин применяемый для ёмкости хранения частиц мощей. И он может быть любой формы, в том числе и креста. Если у вас такой крест, правильно называть его либо крест-мощевики (сочетание), либо энколпион.

    Такие кресты наполнялись частицами освященных просфор, мощами святых, или другим. По религиозной легенде, такой артефакт способен защитить владельца от беды. Важная деталь, крест-мощевик почти всегда носился поверх одежды. Есть отличный экскурс по теме энколпион, там рассказано о разнице между мощевиком и энколпионом.

    Наперсные кресты или нагрудные кресты. Ещё одна разновидность крестов, предполагаемая ношение креста поверх одежды. Наперсный крест носили священники, у обычного люда наперсных крестов не было.

    Обратите внимание. Термин наперсный крест происходит от слова персы (груди). Часто можно встретить, когда пишут ‘наперсТный крест’. Это неправильно, ибо перст — это палец. Копателям такие ошибки допускать нельзя.

    Крест тельник. Именно эти кресты вы чаще поднимаете из ям (вы ведь уже копали находки крестики?). Небольшой крест на всю жизнь. Выдавался при крещении. Носился на груди под одеждой.

    Определяем нательный крест. Шаг #2

    С киотными, мощевиками, и наперсными — главное определится в типе, дальше вопросы к специалистам. А вот крестами тельниками, тут есть варианты и для простых.

    Для начала помните, любая крестообразная форма в православной религии считается символом. Проще говоря, сложите две палки крестом, и это уже православный символ. И неважно какой обвес: лепестки, шарики, лучи — главное чтобы был крест.

    Посчитайте количество лучей. Если на кресте луча 4, у вас в руках греческий или латинский крест. При равной длине обеих перекладин — крест греческий (как вариант, георгиевский крест). Если вертикальная перекладина длиннее — крест латинский.

    Важно

    Если на вашем кресте 8 лучей — это обычный православный крест. Состоит он из центральной линии, укороченной верхней перекладины, средней перекладины, и косой нижней перекладины.

    6 лучей это тоже православный крест — вертикальная, средняя перекладина, и косая внизу. Относится к обычным крестам.

    Бывают еще и такие кресты шести лучевые — вертикальная, короткая верхняя и средняя перекладины. Без подпорки для ног на распятии (вы ведь знаете, что косая перекладина это подпорка для ног?) Это так называемый униатский крест, иногда его называют патриарший крест. Скорее всего вам такой никогда не попадется.

    Вот такие базовые понятия о крестах должен знать любой копатель.

    А разбираться в лепестках, крестах листиках, каплевидных крестах (кстати, капли обозначают кровь), крестах лилиях, бургундских крестах, египетских, мальтийских, папских, и прочих крестах — это уже по желанию. Всё о находке крест собирается здесь. Там же найдете супер дорогие кресты с эмалью, как отличать домонгольские кресты, и другой.

    Находка наперсный крест на дороге. Оцените размеры. И как такой можно потерять?

    ↓↓↓ Не пропустите обсуждение этой темы в комментариях. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там мнения и отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓

    P.S. Лови момент • • • Здесь собраны все акции по металлоискателям! Прямо сейчас, и только в этом МД магазине. Не упусти свой шанс!!!

    Копатели сейчас смотрят

    Наперсные кресты

    Киотный крест: виды и их значения

    Наперсные и киотные кресты XVII – XIX столетий 1

    Киотный крест XVII в. Похожий крест носил преподобный Серафим Саровский.

    Покидая отеческий дом, юный курский мещанин Прохор Мошнин, в будущем – великий подвижник Русской Церкви, получил в благословение от матери небольшой медный крест, отлитый, вероятнее всего, в гуслицких медницах, который и проносил на груди до самой своей смерти.

    Похожие кресты в XVIII и XIX столетиях изготавливались в различных литейных мастерских сотнями тысяч экземпляров. Они были любимы старообрядцами, но столь же часто их можно было встретить в домах русских православных людей, совершенно далеких от раскола.

    На них истово молились набожные крестьянки, их привозили с ярмарок купцы, их бережно хранили в самые богоборческие десятилетия советской власти, вынимая из сундука только для того, чтобы поставить рядом с гробом.

    Совет

    Эти кресты, простые и изысканные, затертые до гладкости и сохранившие все детали рельефа, потемневшие от времени и сверкающие эмалями разных оттенков, – составляют самый обширный, после нательных крестов, пласт русского церковного литья.

    Чтобы навести хоть какой-то порядок в этом удивительном многообразии, необходимо, прежде всего, обратить внимание на размеры и, если так можно выразиться, на предпочтительную функциональную предназначенность изделий.

    По этим двух признакам, меднолитые кресты, которые по размеру больше тельников, то есть имеют высоту более 8 см, могут быть разбиты на две группы: наперсных и киотных крестов. Наперсные кресты, имевшие в навершие или на обратной стороне проушину для гайтана, предназначались для ношения на груди, поверх одежды.

    Киотные – помещались среди икон и нередко вставлялись в специальные киоты – ставротеки. Эта классификация не является абсолютно точной, поскольку одни и те же кресты могли быть и киотными и наперсными, а часто и отливались то с проушиной, то без нее; да и сама проушина иногда предназначалась только для того, чтобы крест было удобнее повесить на стену.

    Даже в наше время среди участников какого-нибудь крестного хода обязательно встретится человек, на груди которого висит особым образом подвязанный  явно киотный крест немалого веса и размера.

    В XIX веке киотные кресты иногда врезались в иконную доску. Получалась комбинированная икона с врезным крестом в центре и предстоящими, написанными в традиционной манере.

    Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.

    Наперсные и киотные кресты, за редкими исключениями, которые будут оговорены особо, всегда восьмиконечные.

    Это не обязательно связано с тем, что они отливались в мастерских старообрядцев, для которых единственной истинной формой креста был восьмиконечный крест. В действительности, эта типология восходит к домонгольской иконографии.

    Первый русский «осьмиконечный» крест изображен на новгородской иконе XII века. Это образ «Поклонения кресту», помещенный на обороте знаменитого новгородского Спаса.

    Обратите внимание

    Безусловно, наиболее естественной формой креста является  четвероконечная. На таком четвероконечном кресте или кресте, имевшим форму греческой буквы Т, был распят Господь Иисус Христос. Такие кресты во множестве стояли в Римских провинциях во времена мятежей и народных восстаний.

    Святая Русь, приняв четвероконечный крест из Византии, свято почитала его на протяжении пяти столетий, о чем свидетельствуют многочисленные нательные кресты, в том числе мощевики-энколпионы, найденные археологами в раскопах древних городов и относящихся к XIX- XVI векам.

    Распространение осьмиконечного креста, по-видимому, берет начало в “Слове и похвалении Александрове о Моисеове извитем древе, о певги и кедри, и кифариси” из сборника, названного позднее “Басни попа Иеремии”, который в числе прочих апокрифов богомильского происхождения был принесен на Русь в XII столетии.

    Согласно этому апокрифу, сын Адама Сиф посадил ветвь, принесенную из райского сада на месте погребения своего отца на будущей Голгофе. От этой ветви произрастает трехствольное дерево кедра, певга и кипариса, которое впоследствии становится материалом для изготовления Креста Господня.

    Три ствола дают шестиконечный крест, Пилат добавляет еще перекладину – дощечку, сделанную из масличного дерева, на которой пишет вину Распятого. Хотя “Басни попа Иеремии” уже в начале XVI столетия московским митрополитом Зосимой были причислены к списку “отреченных книг”, почитание осьмиконечного креста успешно вытесняло другие его формы.

    Впоследствии старообрядцы считали правильным только восьмиконечный крест, отвергая все другие его разновидности.

    Позднесредневековые наперсные кресты. XV–XVI вв. 2

    Однако прообразами укоренившихся в старообрядчестве восьмиконечных крестов были четвероконечные наперсные кресты XV–XVI вв. Иногда они имели форму древних энколпионов, увеличив свой размер до 8-10 см.

    Однако бортики створок таких крестов были настолько невысокими, что поместить сколь-нибудь значительную частицу мощей внутри такого креста было невозможно.

    Вероятнее всего, эти псевдоэнколпионы были предназначены для хранения так называемых «вторичных святынь», небольших частей облачений святых мощей, всевозможных платов и пелен, которыми украшались раки с мощами и ковчеги с  подлинными «первичными святыми».

    Важно

    Помимо псевдоэнколпионов в это время появляются переливки энколпионов с неподвижными оглавиями, в которых створки вообще не открываются. «По мотивам» этих переливков начинают отливаться обычные тонкие кресты, носившиеся поверх одежды, которые к концу XVI столетия полностью заменили миниатюрные нательные крестики домонгольского периода.

    Вероятно, первыми старообрядческими наперсными крестами, утратившими функцию крестов – тельников, стали небольшие изделия, размером 95*60 мм, отливавшиеся из красной меди (впоследствии из латуни). Они могут быть датированы рубежом XVII и XVIII столетий.

    Они имеют типичное для наперсных крестов сквозное оглавие в виде образа Спаса Нерукотворного, а так же погрудные изображение четверых предстоящих на концах средней перекладины. В верхней части креста, ниже оглавия, помещено изображение херувима. Обратная сторона гладкая.

    Именно такой крест можно считать прообразом более поздних наперсных и киотных крестов.

    В одном из редких изводов этого креста исчезают предстоящие, но зато более рельефными становятся оставшиеся фигуры, само Распятие изображается на отдельном кресте, появляются многочисленные надписи.

    Наперсные кресты. Конец XVII в.
    Наперсные кресты. Конец XVIII в.

    Самой простой модификацией данного креста стало похожее изделие, очень распространенное в конце XVIII столетия. Это крест почти такого же размера, 95х55 мм, однако более рельефный и имеющий ободок из мелких прямоугольников по контору. Обратная сторона представляет собой одну сплошную выемку с бортиками высотой 2 мм.

    Изредка встречается еще одна разновидность такого креста. Отличие состоит в единственной, но очень выразительной детали. На месте херувима находится  ангел с полотенцем в руках.

    Художнику, знакомому со стилистикой барокко, удалось передать стремительность движения ангела к распятому Христу, и это делает композицию очень экспрессивной. 

    Еще один вид наперсных крестов с бортиками на обороте относится к концу XVIII началу XIX столетий. Они имеют больший размер 160х100 мм и выглядят менее изящно, нежели предыдущие. Фигура Христа выглядит одутловатой. Над средней перекладиной внутреннего креста едва прочитываются буквы IС ХС.

    Совет

    В верхней части креста изображения двух спускающихся ангелов с полотенцами в руках; между ними помещается поясняющая надпись АГГЛИ ГДНИ. Такие кресты чаще всего встречаются в Среднем Поволжье. Почти всегда на них лик Христа остается очень нечетким или не просматривается вообще.

    Это, вероятно, связано с тем, что все они – переливки, изготовленные в какой-то местной мастерской с более раннего оригинала.   

    Наперсные кресты XVIII–XIX вв.

    Близкими к данной разновидности креста являются похожие изделия с менее выраженными бортиками на обороте. Иногда там размещается причудливый растительный орнамент. На этих крестах ангелы обретают свои имена Михаила и Гавриила. Вокруг самого Распятия появляется точечный контур, предназначенный для удержания эмали.

    В конце XVII века появляются более изысканные наперсные кресты, нижняя часть которых раздваивается, а боковые части средней перекладины, где помещаются предстоящие, расширяется.

    Данный крест уникален удивительным сочетанием старых и новых форм.

    С одной стороны, он несет явные стилистические черты московского барокко, с его склонностью к искривленным линиям, а с другой – повторяет черты средневековых энколпионов и даже домонгольских крестов.

    Наперсные кресты конца XVII в.
    Новгородский энколпион XV в.
    Древнерусский нательный крест

    В это же время появляются киотные кресты с предстоящими, являющиеся прототипами многочисленных поздних старообрядческих крестов такого же вида. Эти изысканные изделия явно испытали воздействие московского барокко. Тело Распятого Христа имеет вытянутую и сильно изогнутую форму.

    Столь же вытянуты и фигуры предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова. В сквозном навершие креста – образ Спаса Нерукотворного, ниже образ Благовещения. Над средней перекладиной креста размещены два херувима в круглых медальонах.

    Общий размер 150х90 мм (размеры некоторых изделий могут незначительно отличаться) позволяет считать данный крест киотным, однако наличие отверстия в навершие позволяет ему использоваться в качестве наперсного креста.

    Отливавшиеся первоначально из красной меди, в последующем столетии такие кресты изготавливались из латуни; нередко их поверхность была украшена эмалями. Для этого типа креста так же существует домонгольский прототип – уникальный бронзовый крест, найденный на Княжей горе в Киеве.

    Киотный крест с двумя предстоящими. Конец XVII в.
    Древнерусский крест с предстоящими. X–XIII вв.

    Судьба барокко в России в значительной степени отличается от его европейской истории. Если в Европе барокко появилось как закономерное развитие маньеризма, вышедшего из искусства Ренессанса, и  знаменовало частичное возвращение к эстетике Средневековья, то русское барокко, не забыв о своем собственном Русском Возрождении, подхватив европейские идеи, развивало их на своей собственной культурной почве. 3Основная историческая особенность распространения этого художественного стиля в России состояла  в том, что, начинаясь как собственный стиль, главным образом, в архитектуре, московское барокко соединяется с европейским, становясь в полной мере большим художественным стилем. В течение полутора столетий с середины XVII и до самого конца XVIII столетия барокко господствует в литературе и искусстве, в общественно-политической мысли, богословии, поэзии, стиле мышления, линии поведения.

    Неоспоримо влияние барокко на иконопись, а также церковно-прикладное искусство, в том числе и медное литье. Наиболее явственно стилистические особенности барокко проявляются в пластике нательных крестов, которые были самыми многочисленными изделиями литейного производства, а так же появившихся в это время крестов наперсных и киотных.

    Многообразие и изменчивость, которые являются главной особенностью художественного стиля барокко, очень наглядно проявляются в этой области церковного искусства. При этом барочные элементы возникают здесь ранее других областей искусства, едва ли не ранее архитектуры. Так В.Н.

    Перетц отмечает: «По-видимому, с конца 15-го или с начала 16-го века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует в промышленности до 19-го в. включительно.

    …Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные, разнообразной формы, кресты неопределенного назначения (киотные, надворотные?), украшенные иконками праздников, иногда увенчанные цепью херувимов на стержнях…». 4

    Наперсный крест XVII в.
    Наперсные кресты XVII–XVIII вв. 5

    Одним из ярких примеров наперсных крестов, выполненных в  стиле московского барокко, является небольшой, размером 91х58 мм, наперсный крест с четырьмя предстоящими и херувимом в верхней части. Крест имеет килевидное завершение, характерное для нательных крестов XVI столетия; на концах перекладин расположены характерные для московского барокко шарики.

    Еще более ярко черты барокко проявляются в более распространенных типах наперсных крестов, конца XVII века, которые изредка тиражировались и в отливках последующего XVIII столетия.

    Поскольку, начиная с XVIII века, медное литье сосредоточилось в основном в старообрядческой среде, эти кресты с выраженными чертами стиля барокко широкого распространения не получили. Их нарядный, праздничный вид вносил диссонанс в строгое и суровое искусство ревнителей древнего благочестия.

    Обратите внимание

    Однако более сдержанные кресты эпохи Большого Московского Собора были приняты старообрядцами и находились в обращении в течение по меньшей мере еще одного столетия. Это большие, размером 120х80 мм, изделия с криновидными завершениями ветвей.

    Заметим, что такая форма перекладин креста характерна для древнерусских тельников домонгольского времени.

    Наперсные кресты XVII–XVIII вв.

    Первое, что бросается в глаза каждому, кто видит крест данного типа – это две «троицы», расположенных в верхней и нижней частях креста. Безусловно, такая композиция  является данью стилю барокко с его склонностью к «симметричной асимметрии».

    Если верхняя Троица не вызывает сомнений – это традиционный для русского искусства образ Святой Троицы, то нижняя при внимательном рассмотрении оказывается «троицей нечестивых», изображением трех упомянутых в Евангелии римских воинов, увлеченных дележкой одежды распятого Христа.

    Истинность этой догадки подтверждается надписью, идущей по контору нижней лопасти креста;  это известный текст псалма «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий».

    Кресты данного типа очень нарядны. Нередко они были украшены разноцветными эмалями. Существует несколько изводов данного типа креста. На некоторых из них под руками Спасителя находятся схематические изображения храмов.

    Существуют кресты, в нижней лопасти которых вместо воинов изображаются двое святых.

    Чаще всего это Никита бесогон в паре с Николаем Чудотворцем (в этом случае выше у подножия Креста помещены святые Тихон и Мина) или двое Сергий и Никон (?) Радонежские (на крестах данного типа на средней перекладине над руками Спасителя расположены изображения ангелов). 

    Наперсный крест конца XVII в. 6

    Бурное вторжение барокко в русское церковное искусство затронуло и производство меднолитых икон и крестов. Однако эстетика этого большого художественного стиля не вполне коррелировала с традиционным русским благочестием.

    Не отрицая красоты как таковой, оно не удовлетворялось красотой барокко, которая представлялась лишенной духовной глубины, и подлинной религиозности и  сводилась особенно в поздних образцах к чистой декоративности.

    Эксперименты в этой области создавали удивительные по изысканности изделии, которые, однако, не шли в серию, не воспроизводились в повторных отливках, оставаясь свидетельством художественного поиска мастера, в котором «чувство всемирной отзывчивости» компенсировалось укорененностью в духовной традиции.

    Примером таких экспериментов является наперсный крест конца XVII столетия с образом Входа в Иерусалим в верхней лопасти, херувимами, переместившимися в подножие и традиционными ангелами в верхней части, более напоминающих своими формами античных купидонов.
    Важно

    1. Статья проиллюстрирована изображениями предметов из собственной коллекции автора, любезно предоставленных Дмитрием Анатольевичем Остапенко, а также выловленных в бескрайних просторах Интернета.2.

    Обилие таких крестов среди археологического материала позволяет предположить, что большинство из них является позднейшими старообрядческими переливками XVIII – XIX столетий. Для обозначения данной формы креста при достаточном многообразии типов поисковиками и коллекционерами используется устойчивое название «пропеллеров».3.

    Исчерпывающая типология нательных крестов стиля московского барокко представлена в статье Э.П. Винокуровой «Металлические литые кресты-тельники XVII века» в сборнике «Культура средневековой Москвы. XVII век”, М. Наука, 2000, с. 326.4. Перетц.В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л. 1933. С. 7-8 .5.

    Для обозначения последнего креста в последние годы установилось название «курского», поскольку большинство находок происходит именно из Курского региона. Однако, по мнению А.Н. Спасенных, такие кресты отливались в одном из монастырей Рязанского края.

    6. 

    Существует несколько изводов крестов разного типа. В большинстве источников они датируются концом XVI века. Однако наглядная барочная стилистика, а также некоторая тяжеловесность отливки делают возможным датировать их концом XVII столетия.
     

    Комментировать
    1
    Комментарии
    1. John Smith
      Ответить

      Огромная благодарность автору этих интереснейших изследований.
      У меня есть старообрядческий киотный/наперсный крест Гуслицкого отлива.
      Вопрос. По правую руку Спасителя похоже, что это Богоматерь. А кто по левую руку Спасителя?
      Буду благодарен за любой ответ.

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно