Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности
СОДЕРЖАНИЕ
20 ноября 2019

Фабрика И.Е. Кузнецова – история – farfor-antik

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

В 1878 году Иван Емельянович Кузнецов открывает в Новгородской губернии три фарфоровые фабрики: около станции Волхов, в селе Бронницы (основана в 1884 году П.К. Рейхелем, с 1892 года – владелец И.Е.

Кузнецов), около села Грузино (основана в 1898 году И.Е. Кузнецовым).

В последней трети 19 века почти все предприятия Новгородской губернии оказываются в руках Кузнецова, он становится владельцем Чудовского стекольного завода и трех фарфоровых (вышеупомянутых) фабрик.

В 1913 году министерство торговли и промышленности удовлетворяет прошение об учреждении «Товарищества на паях Ивана Емельяновича Кузнецова».

Обратите внимание

Основное свое внимание он сосредоточивает на производстве фарфора, высокое качество которого давало возможность конкурировать с ведущими российскими предприятиями, в том числе и с заводами его двоюродного брата М.С.

Кузнецова, монополизировавшего фарфоровую продукцию в центральной России.

Товарищество И.Е. Кузнецова вело обширную торговлю стеклом и фарфором на внутреннем российском рынке и имело торговые склады в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Харькове, Казани, Астрахани, Самаре, Рыбинске, Омске, Ржеве, а также на ярмарках – Нижегородской, Ирбитской, Омской, Тюменской, Мензелинской, Уфимской, Вологодской, Ярославской и Рыбинской.

На Всемирной выставке в Париже фарфор И.Е. Кузнецова был награжден бронзовой медалью по классу керамики.

Изделия Кузнецова славились добротностью и чистотой отделки: тончайшие фарфоровые чашки не уступали лучшим образцам китайского и западно-европейского фарфора.

Не многие керамические предприятия России могли, да и сегодня могут похвастаться такой непревзойденной белизной фарфора, фаянсом “цвета сливок”, отличающими кузнецовские изделия.

К тому же предприниматель славился умением удовлетворить самые взыскательные вкусы, мгновенно реагируя на изменения рыночного спроса.

На кузнецовских заводах одновременно вырабатывались изделия дешевые и дорогие, высокохудожественные, чтобы удовлетворить покупателей с разными финансовыми возможностями. Для расширения круга покупателей на заводах изготовляли посуду с несложными росписями в виде цветков и веточек , выполненных яркими и сочными красками

После революции завод в Чудово был национализирован. Традиции кузнецовского фарфора за годы советской власти были утрачены. Завод производил заурядный ширпотреб.

Важно

Однако по по-прежнему понятие «кузнецовский фарфор» живет в России, как легенда, как некий Китеж-град. Поднять эту легенду из чудовских болот непросто. Но мы верим, что знаменитое имя «Фарфоровой Фабрики Е.И.Кузнецова на Волхове» будет звучать и в XXI, и в последующих веках.

Хорошо спекшийся черепок, прозрачная глазурь, изысканные краски, насыщенные цвета. Исключительность во всем, безукоризненный стиль и самобытность. Таков он истинный кузнецовский фарфор.

Возрождение кузнецовского фарфора — это возрождение традиций России.

Кузнецовский фарфор

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

?

mama_zima2013 (mama_zima2013) wrote,
2015-02-15 23:58:00 mama_zima2013
mama_zima2013
2015-02-15 23:58:00 Categories:

  • производство
  • история
  • Cancel

 

Товарищество  производства  фарфоровых,  фаянсовых  и   майоликовых  изделий  М.С.  Кузнецова  просуществовало  с  1889  по  1917  год,  когда  многие  производства  были  национализированы.  Основателем  Товарищества  был  потомок  Кузнецовых  –  Матвей  Сидорович  Кузнецов.  Прадедом  Матвея  Кузнецова  был  Яков  Кузнецов,  основавший  фарфоровое  производство  в  Гжели  в  1812.  Его  сын  –  Терентий  Кузнецов  продолжил  его  дело.  Внук  Якова  Кузнецова –  Сидор  Кузнецов основал  в  1841  фарфоровое  производство  в  Риге.  После  его  смерти  в  права  наследования  вступил  его  сын  Матвей  Сидорович  Кузнецов  –  правнук  Якова  Кузнецова. В 1864 году пришел его час возглавить «кузнецовское дело». В 18 лет Матвей становится единоличным владельцем всех заводов семьи Кузнецовых. Правда, официально он находился под опекой мужей своих сестер до совершеннолетия — 21 года, что не помешало ему в 19 обзавестись собственной семьей. Год от года она росла: наследников у Матвея Кузнецова было восемь — семеро сыновей и дочь.

 В  1887  году  Матвей  Кузнецов  организовал  фарфорово – фаянсовое  производство   под  Харьковом,  а  в  1889  организовал  Товарищество,  объединившее   7  российских  заводов .  Правление  “Товарищества”  находилось  на  Мясницкой  улице,  д. 8/2  (сейчас  магазин  “Фарфор”).Купив  еще  несколько  фарфоровых  фабрик,  Матвей  Кузнецов   стал   одним  из  крупнейших  производителей  фарфора,  фаянса  и  хрусталя.В  1918  Кузнецовы  уехали  из  Москвы  в  Ригу.  В  1920  несколько  членов   семьи  были  арестованы  как  шпионы  за  переписку  с  родственнтками  за  границей.  Их  с  семьями  отправили  в  Сибирь.  Остальные  тихо  жили  в  Риге  до   1942  года.  Во  время  войны  они  сумели  выехать  на  Запад.  Это  были  уже  внуки  и  правнуки  Матвея  Кузнецова.     Заводы,  входившие  в  “Товарищество”   Матвея  Сидоровича  Кузнецова.

  • Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (основана в 1841 году; производство фаянсовой и фарфоровой посуды)
  • Дулёвский фарфоровый завод (основан в 1832 году после переноса фарфорового производства из Гжели; перешёл к М. С. Кузнецову от отца)
  • Фарфоровый завод Ауэрбаха, позже Тверская фабрика (ныне Конаковский фаянсовый завод, основан в 1829 году после переноса из деревни Домкино предприятия 1809 года; куплен М. С. Кузнецовым в 1870 году; фарфор, майолика, полуфаянс, строительный материал, терракота)
  • Будянский фаянсовый завод (основан в 1887 году, производство фаянсовой и фарфоровой посуды)
  • Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера (основан в 1766 году, куплен Кузнецовым в 1891 году, производство фарфора; ныне Фарфор Вербилок)
  • Фарфоровая фабрика в Славянске (основана в 1892 году, произодство фаянса)
  • Фабрика в деревне Песочной (куплена в 1894 году; ныне Первомайский фарфоровый завод)
  • Фабрика в селе Песочное (куплена в 1898 год)

Матвей  Кузнецов  был  отменным  предпринимателем.  Он  решил  завалить  Россию  хорошим  недорогим  фарфором,  фаянсовой  посудой,  которую  могли  бы  иметь  все  желающие.  У  него  было  15  магазинов  в  Москве,  Петербурге,  Риге,  Одессе,  Харькове.  Варшаве,  он  продавал  свои  изделия  на  12   ярмарках,  в  Турции,  Персии  и  на  Балканах.  Он  был  гордостью  нации. Тарелка.  Фабрика  фарфора  в  Твери (Конаково).
Пирожковые  тарелки,  кобальт,                            Фабрика  Кузнецова  в  Будах.   XIX век.
Фабрика  Кузнецова,  XIX век. Кузнецовский  завод  в  Конаково.
Супница.                                                                                 Хлебница.  Завод  Гарднера.                                                                              
Фарфоровое  блюдо.                                                                  Фаянсовая   шкатулка (масленка)  Коровка.Масленка  –  Фаянс.                                                                              Чайная  пара.

Ваза,  конец  XiX – начало XX века.                                                                                               Чайник,  фарфор.                                                     Чашка  с  крышкой   и  блюдце.

Кобальтовая  пара.                                               Пиала  –  восточный  товар.

«Фарфоровая» семья Кузнецовых

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

Судьбы многих российских промышленных династий удивительно похожи: в начале — разбогатевший таинственным образом основатель и национализация — в конце. История «фарфоровой» семьи Кузнецовых — не исключение.

Судьбы многих российских промышленных династий удивительно похожи: в начале — разбогатевший таинственным образом основатель и национализация — в конце. История “фарфоровой” семьи Кузнецовых — не исключение.

Прадед

Известно, что в конце XVIII века Яков Васильевич Кузнецов вместе с сыновьями Терентием и Анисимом держал кузницу и занимался торговлей. Откуда взялись деньги, позволившие начать фарфоровое дело, неизвестно.

Одни источники говорят, что первоначальный капитал собирался по копейке, другие — будто бы Яков Васильевич убил и ограбил загулявшего купца, остановившегося переночевать в его доме. Так или иначе, но в 1810 году Кузнецовы начали строить недалеко от Гжели фарфоровый завод.

Место было выбрано не случайно. В Гжели было главное для производства: прекрасная глина и лес.

Керамический промысел возник в Гжели еще в XVI веке. Изготовленную посуду везли в Москву, благо была недалеко. В 1710 году гжельские заводы были приписаны к Аптекарскому приказу “для дела алхимической посуды”. В середине XVIII века на смену керамике пришел фарфор. В 1747 году Иван Гребенщиков разработал специальную технологию получения фарфоровой массы из гжельской глины.

Дед

Дело оказалось прибыльным, и уже в 1832 году сын Якова Кузнецова Терентий организовал производство еще и в Дулево. Вскоре в центральной России ему сделалось тесно. В 1843 году Терентий Кузнецов затеял строительство фабрики в Риге, на которой впоследствии выпускали не только посуду, но и электрические изоляторы. Создание рижского “филиала” было вполне логичным шагом.

Во-первых, он стал “окном в Европу”, точнее, в западные губернии Российской империи. А во-вторых, в Лифляндии и самой Риге проживало много русских старообрядцев. Приверженцами старой веры были и Кузнецовы, на их заводах были сильны общинные традиции. И приехавшие мастера, легко найдя общий язык с единоверцами, смогли быстро наладить производство по образцу Гжели и Дулева.

Параллельно Терентий Кузнецов вел переговоры о покупке предприятия Сафонова. Несговорчивого хозяина пришлось уламывать в течение 20 лет. В 1851 году Сафонов сдался: сначала отдал свой завод в аренду, а затем и продал. В результате Кузнецов не только расширил дело, но и получил специальные технологии, а также штат замечательных художников по фарфору.

Во второй половине XIX века годовой выпуск кузнецовской посуды достиг 50 млн предметов, а оборот — 4 млн руб. На заводах работало около пяти тысяч человек.

Новая эпоха в истории фарфорового дела началась при внуке Тимофея Кузнецова — Матвее Сидоровиче.

Внук

Матвей Кузнецов с детства готовился взять семейный промысел в свои руки. В пятнадцатилетнем возрасте будущий заводчик был отправлен в Ригу, где управляющий фабрикой вводил его в курс дела.

После смерти отца в 1864 году 18-летний Матвей оказался единственным владельцем кузнецовских заводов.

По российским законам совершеннолетие наступало по достижении 21 года — опекунами юного фарфорового короля стали мужья сестер (что не помешало ему жениться).

Совет

Матвей Кузнецов был рачительным хозяином. Решив создать на базе нескольких семейных заводов фарфоровую монополию, он начал скупать предприятия конкурентов.

Из серьезных приобретений можно упомянуть, например, фарфоровый завод Ауэрбаха в селе Кузнецово (ныне Конаково). Это предприятие существовало с 1810 года, а его продукция неоднократно удостаивалась медалей на торговых ярмарках.

Покупка завода Ауэрбаха укрепила престиж компании Кузнецова. Но, пожалуй, самой крупной его добычей стал фарфоровый завод Гарднера.

Английский купец Френсис Гарднер построил в России фарфоровый завод в 1766 году. Первоначально на нем выпускалась расписанная в светло-зеленых тонах “массовая” столовая посуда. В 1779 году Гарднер первым в России наладил выпуск статуэток (“фарфоровых кукол”, как их называли покупатели), которые пользовались огромным спросом.       

Гарднеровский завод не выдержал конкуренции с динамично развивающимся кузнецовским производством. В 1892 году Елизавета Гарднер, последний владелец предприятия, продала его Кузнецову за 240 тыс. рублей.

Авторитет марки “Гарднер” был весьма велик, и ее было решено сохранить — право использования товарных знаков было закреплено в договоре о покупке завода.

Поэтому не следует удивляться, обнаружив гарднеровское клеймо на предмете, выпущенном после 1892 года.

Фарфор для человека

К концу ХIХ века Кузнецов владел 18 предприятиями и был крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса и майолики на российском рынке. Причиной столь впечатляющих успехов была грамотная рыночная стратегия. Продукция кузнецовских заводов всегда была ориентирована на конкретного потребителя. Ставку сделали на недорогую массовую посуду.

При этом Кузнецов имел четкое представление о вкусах своих покупателей. Для крестьян выпускалась недорогая неброская посуда с традиционным фольклорным орнаментом, для горожан — упрощенный вариант “дворянских” сервизов. Круг потребителей продукции кузнецовских заводов был чрезвычайно широк.

Обратите внимание

Это был “средний класс” XIX века или, как сказал бы Матвей Кузнецов, “справные хозяева”.

Особым оформлением отличались изделия, предназначенные для продажи на восточном рынке. Кузнецов активно продвигал свой товар в Турцию и Персию — там кузнецовский фарфор успешно конкурировал с западноевропейскими марками. Экспортировалась как традиционная посуда (чашки и чайники, оформленные в восточном стиле), так и чисто восточные предметы: блюда для плова, пиалы, кальяны и т. п.

Матвей Кузнецов принадлежал к тем промышленникам, которые добивались на предприятиях жесткой дисциплины, параллельно создавая рабочим хорошие бытовые условия.

Им отводилась земля под строительство домов, кроме того, при заводах имелись комфортабельные общежития, церкви, больницы, школы, магазины, торгующие по согласованным с администрацией ценам.

При этом на заводских территориях категорически запрещалась продажа спиртных напитков.

Человек из фарфора

В изготовлении штучных изделий в то время вне конкуренции был Императорский фарфоровый завод.

Только там умели делать декоративные вазы более метра в диаметре или посуду, на которой были воспроизведены картины старых мастеров (эскизы утверждал совет Академии художеств).

Завод выпускал уникальные сервизы и получал медали на престижных международных выставках. Однако изделия такого класса не могли стать массовой продукцией.

Кузнецов же был “номером первым” в производстве массового фарфора. Не обладая технологическими возможностями Императорского завода, его предприятия могли чутко реагировать на изменения моды. Ведь для освоения новых орнаментов им не нужна была санкция Академии художеств.

Однако резкое увеличение объема выпуска неизбежно вело к упрощению технологии. Тщательная ручная роспись превратилась в “скоропись”, работа художников была сведена к минимуму.

Каждый вид такой “скорописи” получил свое название: “агашка” — цветочки и ягодки из нескольких мазков кистью; “мушель” — букетики в медальонах на белом или цветном фоне; “прозолоть” — цветочные гирлянды с использованием золотой краски.

Массовое производство подразумевает его механизацию. Но машинное воспроизведение декоративных элементов грозило снижением художественного уровня изделий. Кузнецову удалось избежать этой опасности.

На его заводах “механическое” творчество сочеталось с ручной дорисовкой.

Важно

В начале XX века стала активно внедряться многоцветная печать — декалькомания (что-то вроде переводных картинок), которая имитировала ручную роспись.       

Внедрение машинного производства грозило смертью самобытным народным промыслам. Так, например, массовое тиражирование икон на жести чуть было не привело к полному разорению иконописцев Холуя, Палеха и Мстеры. Для спасения традиционного иконописания правительству пришлось издать специальные указы, ограничивающие ввоз и изготовление печатных икон.

Пределы возможностей

Начало века — время модерна. Изменение господствующей эстетики поставило в тяжелое положение Императорский фарфоровый завод, продукция которого долгие годы оставалась для русского фарфора эталоном высокой моды.

Выполненные в традициях XIX века, его изделия стали восприниматься как анахронизм. Чтобы спасти положение, предприятие пригласило к сотрудничеству художников “Мира искусства”.

Дизайном фарфоровой посуды занялся, например, Константин Сомов.

Трудности, с которыми столкнулся Императорский фарфоровый завод, навели Матвея Кузнецова на мысль побороться с ним на его же поле. Момент был выбран удачно: новая стилистика Императорского завода только складывалась, что уравнивало шансы конкурентов.

В поисках новых дизайнерских идей Матвей Кузнецов обратился к Михаилу Врубелю, и тот некоторое время трудился на фарфоровом поприще (в частности, результат этого сотрудничества — знаменитое блюдо “Садко”). Кроме того, специалистов Императорского завода переманивали в Дулево.

Однако большого толка из этого не вышло. Предприятие, ориентированное на массового потребителя, оказалось не в состоянии перестроиться на выпуск дорогих уникальных вещей. А академический стиль “императорских” мастеров плохо сочетался с полуфольклорной кузнецовской традицией.

Пролетарский фарфор

После революции ситуация с российским фарфором изменилась радикально. Императорскому заводу, можно сказать, повезло — его взял под свое покровительство Луначарский. Результатом такого покровительства стали серии агитационного фарфора.

“Кто помнит Петроград тех лет,— вспоминала современница,— выщербленные пустыни мостовых, погруженные в тьму и холод безлюдные дома, а в окнах — иглистые звездочки, следы от недавних пуль,— тот помнит и фарфоровую витрину на проспекте 25 октября.

Там, на белых блестящих блюдах, горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель 'РСФСР'. Там стояли маленькие фарфоровые красноармейцы, матросы, партизаны и блестели шахматы 'Красные и белые'. Образцы советского фарфора на бывшем Императорском заводе разрабатывали Петров-Водкин, Кустодиев, Малевич, Кандинский…”

Судьба кузнецовских заводов была иной. Прежний потребитель кузнецовского массового фарфора исчез как класс, и на его место пришел другой. Пришлось делать посуду, которая хорошо смотрелась на коммунальной кухне.

Совет

Появились фарфоровые фигурки рабфаковцев, кузнецов, гармонистов… На фоне этой безликой продукции старые изделия кузнецовских заводов стали восприниматься как нечто высокохудожественное и антикварное.

Матвей Кузнецов, к счастью (или к сожалению?), до этого не дожил — он умер 9 февраля 1911 года.

Ныне существующие фарфоровые заводы — Санкт-Петербургский имени Ломоносова, Дмитровский и Дулевский — это бывшие Императорский, Гарднера и Кузнецовский.

Фарфоровая империя семьи Кузнецовых: одна из первых российских монополий — Истории на vc.ru

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

История самых известных производителей фарфора и фаянса не только в России, но и в мире.

Истоки фарфорового бизнеса Кузнецовых

Один из самых известных представителей клана, как его называли газеты того времени, — «фарфоровый король» Матвей Кузнецов. Однако основал дело его прадед кузнец Яков Васильев (позже его наследники сменили фамилию по роду занятия).

Местные уважали семейство Кузнецовых за умение обращаться с лошадьми и инструментами — на этом они и сколотили свой капитал. Неизвестно, что подтолкнуло Якова на смену деятельности, но в начале 19 века он построил на берегу реки неподалёку от города Гжели небольшую производственную мануфактуру.

По одной из версий, сын Якова Терентий часто бывал на местном рынке и видел, что спрос на глиняную посуду превышает предложение.

Кроме того, качество товара оставляло желать лучшего — работники торопились, не следили за сырьём, не следовали правилам изготовления, а их художественный вкус вызывал большие сомнения.

Основными покупателями были крестьяне, которые приобретали дешёвую посуду и были готовы к тому, что она из-за кривизны и дефектов будет недолговечна. Но и богатые помещики интересовались товаром, однако на рынке ничего не покупали. Именно эта ситуация и подтолкнула Якова Васильева заняться изготовлением посуды.

Открыв завод, первым делом он набрал местных мастеров из Гжели, которые уже имели опыт в изготовлении посуды и могли предложить идеи для товаров. В 1810-е годы производство было запущено. Во главе дела встали братья Терентий и Аким, которые и взяли себе фамилию Кузнецовы. На посуде стало появляться клеймо братьев.

Новые мануфактуры Кузнецовых

Новая фабрика старалась отвечать запросам всех слоёв населения и изготавливать как дешёвые товары для крестьян, так и более дорогие для помещиков. Однако в Гжели была высокая конкуренция, и братья решили переехать во Владимирскую область, куда и перевезли своё основное производство.

Занимаясь изготовлением посуды, Кузнецовы придерживались принципа, что нельзя экономить на сырье, материал должен быть дорогим. А вот дрова, которых требовалось немало для обжига, должны быть дешёвыми.

Также необязательно сотрудничать только с мастерами из Гжели, которые дорого обходились заводу.

Обратите внимание

На новом месте было принято решение искать новых местных работников, которые помогли бы сэкономить на производстве. Уже тогда Терентий Кузнецов понимал необходимость учиться и развиваться, поэтому часто разъезжал по местным ярмаркам в поисках интересных товаров. Если ему что-то нравилось, он, не стесняясь, приглашал мастера к себе на работу.

Неподалёку от завода находилось село Коротково, где базировалась фабрика Сафронова. Он считался главным конкурентом Кузнецова, его мастера умели смешивать яркие насыщенные краски и искусно управлялись с позолотой. Терентий всеми силами старался переманить их к себе на работу.

Но это были полумеры, главной задачей было выкупить производство Сафронова.

В течение нескольких лет Кузнецову удалось взять фабрику в аренду, а вскоре и приобрести.

Немало средств было вложено в развитие нового производства, только количество работников было доведено до 400 человек. Но всё это время Кузнецов подыскивал новую площадку для строительства мануфактуры.

Вскоре он такую нашёл — пустошь Дулёво, где и был открыт знаменитый Дулёвский завод.

В 1859 году на производстве трудилось 860 рабочих, которые выпускали товаров на 90 тысяч рублей, в 1884 году эта сумма возросла до полумиллиона рублей, которые зарабатывали для Кузнецова уже 1100 мастеров.

В начале 20 века Дулёвский завод содержал почти 2,5 тысячи сотрудников, которые в год изготавливали товаров на сумму до 1,7 млн рублей.

Как и просчитывал Кузнецов, в Дулёве были дешёвые дрова, много безработного населения, готового трудиться за умеренную плату, и большие площади. Опытные мастера из Гжели довольно быстро обучили новеньких основам производства.

Важно

Так как смена начиналась рано утром, а заканчивалась поздно вечером, на территории были выстроены спальные корпуса и харчевня. Не секрет, что керамическая пыль не шла на пользу здоровью, поэтому смертность среди работников была высокая. Кроме того, Кузнецов не стеснялся использовать женский и детский труд. Также многие жаловались на низкую оплату труда.

Тем не менее — фабрика процветала.

Секретом роста производительности стало разделение труда, которое впервые было применено именно на Дулёвском заводе. Кузнецов ввёл специализированные цеха — формовки, обжига, живописный цех, сортировочный и складской. Это привело к росту не только количества, но и качества продукции.

В дальнейшем этот принцип был введён на всех производствах Кузнецовых.

Следующей вехой в строительстве фарфоровой империи стало открытие нового производства в Риге. Сын Терентия Сидор выбрал это место неслучайно, а из-за возможности возить товар по морю в разные страны.

Так в 1843 году появился рижский филиал производства Кузнецовых, специализировавшийся на выпуске столовой и чайной посуды.

В начале 20 века на фабрике трудилось около 2,5 тысяч человек, которые выпускали более 22 млн единиц посуды в год. Туда в 1860-х годах был отправлен на обучение будущий «фарфоровый король», сын Сидора — Матвей Кузнецов.

Появление фарфоровой монополии Кузнецовых

После смерти отца Матвей унаследовал фабрики Кузнецовых, однако тогда он был ещё несовершеннолетним, поэтому на первых порах в управлении ему помогали мужья старших сестёр.

Интересно, что основной стратегией нового начальника стало поглощение фаянсовых и фарфоровых производств в России.

На тот момент многие фабрики пришли в запущение, и их действительно можно было приобрести за бесценок, на это Кузнецов и сделал основную ставку.

Совет

Важнейшем шагом на пути к монополии стала покупка в 1870 году фаянсового завода Ауэрбаха, одного из лучших в России. Аптекарь из Богемии Бриннер основал знаменитое производство в начале 19 века, а в 1810 году продал завод провизору Ауэрбаху, который перевёл его в Тверскую область в село Кузнецово (Конаково).

Под новым руководством всего через два года на заказ был выполнен сервиз для великой княжны Екатерины Павловны. Товары Ауэрбаха ценились за ручную роспись, тонкость и изящество. Поэтому нередко покупателями продукции становились высшие российские чины.

В 1833 году фабрика Ауэрбаха получила право маркировать свои товары гербом Российской Империи.

Изделия завода на различных выставках были трижды отмечены золотыми медалями. Известно, что над сервизом для императорского путевого дворца в Твери трудилось семь тысяч человек.

Но к концу 19 века из-за высокой конкуренции (в том числе с Кузнецовым) и неправильного управления хозяева фабрики были вынуждены выставить завод на продажу.

В таком состоянии его и приобрёл Матвей Кузнецов, который вместе с уникальными мастерами и опытом получил и возможность размещать на продукции герб России, что всегда привлекало дополнительных покупателей.

Несмотря на все прошлые заслуги фабрики, после покупки Кузнецов провёл полную реорганизацию и переоборудование. Были введены паровые машины, запущены паровые котлы.

Производство было переименовано в «Товарищество Кузнецова в Твери». А в 1885 году помимо фаянса на фабрике стали выпускать фарфоровые изделия. Обратите внимание

Новое предприятие славилось чайными и кофейными сервизами, а также различными эксклюзивными изделиями, выпущенными на заказ. Из более дешёвого фаянса производились столовые сервизы, сахарницы, блюда и многое другое.

Также Кузнецов развивал и социальную инфраструктуру вокруг производства — в селе появились дома для рабочих, магазины. Недалеко была выстроена начальная школа для детей рабочих и библиотека. Кроме того, был построен ботанический сад с экзотическими деревьями, привезёнными со всей России и из-за рубежа. Это было оригинально и красиво и всегда привлекало внимание.

После Великой отечественной войны сад был вырублен, на его месте образовался пустырь.

Достижения фарфорового магната

Кузнецов стремился и к собственным наградам, регулярно показывая свой товар на выставках и получая первые призы и золотые медали. В 1882 году он участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где преподнёс императрице Марии Фёдоровне понравившийся ей фарфоровый чайный сервиз.

На следующий год он был награждён орденом Святого Станислава третьей степени.

В конце 19 века мечта Матвея Кузнецова осуществилась — он объединил восемнадцать собственных предприятий, в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, создав «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий».

Все товары маркировались единой отметкой «Товарищество М.С. Кузнецова».

Он стал крупнейшим поставщиком не только в России (две трети всего производства в отрасли), но и во всём мире. Это стало новой эрой в развитии керамики в стране.

Только две фабрики в Дулёве и Кузнецове в 1879 году принесли их владельцу 825 тысяч рублей. Самым доходным в фарфоровом бизнесе оставалось рижское производство. Поэтому суммарный доход, по подсчётам экспертов, превосходил один миллион рублей.

Став одним из первых монополистов на отечественном рынке, Кузнецов приобрёл определённый вес и авторитет в обществе. Для защиты собственных интересов он пролоббировал повышение пошлин на импортные товары, которые были востребованы на рынке за нехарактерную тонкую роспись и необычную глину.

Кроме того, от имени товарищества он выбил льготы для российских производителей.

Но фарфоровой король и не думал останавливаться. Новой целью стало приобретение лучшего фарфорового предприятия России — завода Гарднера.

Тем более, что к концу 19 века это производство стало терпеть убытки. В 1892 году Кузнецов выкупил фабрику у наследницы Гарднера за 238 тысяч рублей. За дополнительные пять тысяч он приобрёл все фабричные модели, образцы и рисунки, которыми пользовались мастера на производстве.

Важно

Как и в случае в заводом Ауэрбаха, новый владелец получил право размещать фирменный знак Гарднера, все его награды и медали на продукции и вывесках. Кроме того, новый владелец приобрёл базу заказчиков, среди которых было немало аристократических семей, пользовавшихся услугами завода с момента основания в 1766 году.

В новых руках ассортимент фабрики практически не изменился.

Единственным конкурентом Кузнецова оставался Императорский фарфоровый завод. Магнат даже попытался переманить к себе петербургских мастеров. Но стиль народных умельцев, которым славилось товарищество, и высокая классика оказались несовместимы — каждый остался при своей доле рынка.

В те годы кузнецовские сервизы стояли в каждом доме — от крестьян до дворян. Многие считают, что именно благодаря клану Кузнецовых обычные люди могли наслаждаться фарфором, который раньше считался привилегией богатых людей.

В начале 20 века Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых точек в России и несколько площадок в Персии, Турции и на Балканах.

Для каждого региона он производил товар, востребованный на этом рынке. Например, для восточной доли покупателей товарищество изготавливало (помимо традиционных чайников и чашек с восточным орнаментом) пиалы, кальяны, блюда для плова и многое другое.

Товары Кузнецова вытесняли азиатских производителей на европейских рынках.

Благодаря глине высшего качества и специальной обработке продукция Дулёвского завода считалась одной из лучших в Европе. Кроме посуды, фабрика специализировалась на выпуске фигурок.

Производство придумало также собственный стиль «агашки», названный в честь мастериц завода, многих из которых звали Агафьями. Им была свойственна особая манера работы — краска наносилась преимущественно пальцами.

Кстати, известно, что первыми заказчиками посуды Дулёвского завода были рестораны и трактиры, за что конкуренты снисходительно прозвали кузнецовский фарфор трактирным.

Совет

Однако предприниматель сделал правильный шаг — широкое использование его изделий в местах общепита привело к тому, что люди стали заказывать такую же посуду для дома.

Кузнецов старался следить за вкусами покупателей и выпускать товары для любой аудитории, оплачивая обучение своих мастеров художественной росписи в Строгановском училище. Конец 19 века был отмечен сотрудничеством с художником Михаилом Врубелем, который создал рисунок по мотивам былин про Садко.

Эскиз был сделан специально для размещения на блюде, однако выкупив у Врубеля право на использование рисунка, Кузнецов начал штамповать его и на другие изделия, например, на кувшины, отчего композиция смещалась и теряла всякий смысл.

Как гласит история, когда художник узнал об этом, разгорелся конфликт.

Врубель даже требовал прервать сотрудничество и прекратить использовать его рисунок. В спор вмешался живописец Валентин Серов, который заступился за друга и вызвал Кузнецова на дуэль. Позже фарфоровый магнат признал свою вину и извинился перед Врубелем. Интересно, что публика не оценила этого сотрудничества, и изделия с рисунками живописца оказались не популярны.

В качестве признания заслуг Кузнецов получил от императорского двора право использовать символ государства — двуглавого орла. Как лучший в своей отрасли, он имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Магнат был награждён орденом Бухарской звезды, французского Кавалерского Креста и орденом Почётного легиона.

Он был гласным Московской городской думы, выборным Московского биржевого общества, членом многих благотворительных учреждений. Обратите внимание

Как и всякий миллионер, Кузнецов хотел жить красиво — он попросил архитектора Шехтеля возвести свой личный особняк на Первой Мещанской улице в Москве. А в начале 20 века по его проекту был построен конторский дом на Мясницкой.

Но тратил он не только на себя. На его деньги были построены пять больниц и пять училищ, три церкви, открыто несколько столовых для бедных, родильные дома.

Закат фарфоровой империи Кузнецовых

Кузнецов умер в 1911 году в ранге фарфорового короля, на его похороны съехались все самые видные предприниматели того времени. Он оставил своим детям огромную империю, которую они поначалу активно развивали. Всё изменила Октябрьская революция.

После 1917 года Кузнецовы лишились всех своих предприятий за исключением рижского филиала. Национализированная Тверская фабрика вошла в состав Стеклофарфортреста, а в 1924 году была переименована в Тверскую фарфорово-фаянсовую фабрику имени М.С. Калинина в Кузнецове.

С 1937 года — это Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина.

Новым руководством было принято решение отказаться от всего старого — от процесса изготовления до художественных форм. Это сильнейшим образом отразилось на качестве, ассортимент резко сократился, а товары стали одинаковыми и ординарными.

От завода в Риге остались только корпуса и часть продукции, на деньги от реализации которой наследники Кузнецова смогли восстановить рижское производство и содержать 458 рабочих.

В Латвию уехали те сыновья и внуки Матвея Кузнецова, кто успел, остальные были репрессированы.

В 1940 году последнее предприятие Кузнецова было национализировано и передано под руководство Наркомата местной промышленности Латвийской ССР.

После закрытия фабрики уникальное собрание перешло в пользование городского самоуправления. В 2001 году в Старом городе открылся Музей фарфора.

#какэтобыло Важно

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте. Написать

Кузнецовский фарфор: историческая справка –

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

Кузнецовский фарфоровый завод основан в далёком 1832 году. Его «родителем» был старообрядец Кузнецов. Само предприятие находилось в небольшой деревушке Дулёво, расположенной в черте Владимирской губернии. В исторический период церковного раскола всем старообрядцам приходилось скрываться от гнева императора Петра Великого.

Служители старой веры утверждали, что их правитель является настоящим антихристом, поэтому отказывались служить государю. Для талантливых ремесленников не оставалось ничего другого, кроме как торговать. Наиболее удачливые смогли устроиться на промышленные предприятия, но это было скорее исключение, нежели правило.

Период мировой известности

Кузнецовский фарфоровый завод всегда работал на грани выживания. Ситуация изменилась коренным образом лишь после того как дело, начатое дедом, возглавил внук – Кузнецов Матвей Сидорович.

В 1846 году происходит судьбоносное для предприятия событие – учреждение «Производственного товарищества фаянсовых и фарфоровых изделий Кузнецов М.С.».

Мировую известность оно смогло приобрести исключительно благодаря тайному покровительству губернаторов Московской губернии и дома Романовых.

С тех пор продукция Кузнецовского фарфорового завода воспринималась по всему миру как олицетворение истинного таланта и утонченных исторических корней. Популярность и признание стали визитной карточкой каждого изделия.

В течение нескольких десятилетий предприятие было эксклюзивным поставщиком фарфоровой продукции для Императорского Дворца.

О высоком статусе завода свидетельствует и тот факт, что ему дозволено было ставить государственный Герб России на своих вывесках и изделиях.

На мировых выставках предприятие занимало неизменно высокие места, практически всегда побеждало во всех номинациях. Историки традиционно считают 1913 год – апогеем популярности и расцвет кузнецовского фарфора.

Советская эпоха и наши дни

В период советской власти «Товарищество Кузнецова» просто разграбили. Имущество было национализировано и стало достоянием государства.

Предприятия продолжало работать, но производило оно уже не такую качественную продукцию, а преимущественно «массовые» изделия. Государству требовались дешёвые товары, и все силы направлялись на его производство.

Никто не считался с традициями, талантом, историческими корнями.

Словно феникс из пепла «Товарищество Кузнецовский фарфор» возродилось лишь в 1990 году. Патриотическая группа талантливейших художников, дизайнеров, скульпторов и просто переживающих энтузиастов решились организовать собственное предприятие.

Совет

Главная цель, которую поставил перед собой молодой коллектив – создавать уникальную авторскую продукцию и высокохудожественные серии в лучших традициях исконно Русского Кузнецовского фарфора. Амбициозные планы, под началом которых собрались потомственные профессионалы и талантливейшие личности.

На сегодняшний день предприятие наладило выпуск кофейных и чайных сервизов, подарочных изделий, штучных произведений искусства. Часто фарфоровая продукция изготавливается в соответствии с поручением Президента, правительства РФ. Показательным является и тот факт, что каждое изделие является уникальным в своем роде, изготовленным в единичном экземпляре.

С уверенностью можно заявить, что традиции и история Кузнецовского фарфорового завода не только сохранилась в веках, но и активно приумножаются современными мастерами. Дело фарфорового искусства продолжает жить и развиваться.

(1

История рода: фарфоровые фабриканты Кузнецовы

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

Весьма поучительна история русского старообрядческого рода, который сумел за несколько поколений, начав от нуля, занять исключительное положение в фарфоровом производстве в России. О Кузнецовых писали немало и хорошо[1].

Потому есть смысл пройтись по истории рода пунктирно, обращая внимание на необычное, и на контекст – развитие нового вида промышленности в России. Важно также понять, как был достигнут успех рода, и в чем, в конце концов, выразился.

Тем более это интересно знать для отрасли, в которой Россия не отставала от западных соседей.

Новохаритоново. Старообрядческая церковь Георгия Победоносца, 1910-1913, своеобразный памятник роду Кузнецовых.

Строительство старообрядческих храмов стало возможно лишь после 1905 года, когда было принято постановление о свободе вероисповедания. Георгиевский храм с керамическим алтарем был построен к столетию победы над Наполеоном на средства Кузнецовых, главное попечение оказывалось Иваном Емельяновичем Кузнецовым.

Надо отметить, что во времена церковных реформ патриарха Никона шатровые храмы были признаны несоответствующими «церковному чину» и их сооружение запрещено с 1653 года, за исключением строительства шатровых колоколен. Но старообрядцы считали эту архитектуру своей.

Первое поколение

Яков Васильевич Кузнецов (?-1812(?), деревенский кузнец, старообрядец, сыновья Терентий и Анисим. В 1810 году основатель и владелец небольшого фаянсового производства в Гжельской волости в 50 км от Москвы.

Район этот известен хорошими гончарными глинами и традиционным гончарным промыслом, потому именно там начался бум производства фаянса и фарфора после того, как в 1802 г. крестьянин Павел Куликов, работавший на фарфоровом заводе Отто, нашел хорошее сырье для фарфора и основал свою первую фарфоровую мастерскую.

За ним последовали многие другие местные гончары, создававшие производства размеров от мастерской до фабрик. Самые известные среди них были фабрики Тереховых, Киселевых, Новых, Кузнецовых, Акулиных, Храпуновых.

Диаграмма 1. Как возникали фарфоровые предприятия в двух странах. Учтены 85 предприятий, возникших в Российской империи и 59 в Богемии (Чехии).

Обратите внимание

Для России, возможно, недоучтены некоторые небольшие предприятия. Для Богемии, наоборот, скорей переучтены: некоторые предприятия фактически не являлись заводами, а лишь «студиями», расписывающими фарфор.


Для России с ее дешевым топливом резкий рост производства фарфора оказался возможен уже в начале 19 века, а для Чехии тогда, когда стали доступны угольные и муфельные печи
.

Качество гжельского фарфора, правда, было поначалу очень неважное, глазировка отлетала, краски были тусклые.

И на самом производстве горны часто не отвечали строгим требованиям, разделения труда не было.

«Десятилетиями кустари гнали на рынок неряшливую, непрочную посуду. Исследователь промыслов Московской губернии профессор А.

Исаев негодовал: “Будучи совершенно неспособна к творчеству и даже тупа на перенимание уже появившихся на товарном рынке новых артикул, Гжель снабжает покупателей таким товаром, к которому они привыкли…

” Он критиковал гжельцев за нетщательный размол глины, за плохую обточку изделий, что искривляло их форму, за небрежность приготовления глазури — после обжига она легко отскакивала, если была очень жидкой, или покрывала изделие неровным слоем, если была слишком густой.

Каждая избенка в гжельских деревнях с пятью-шестью работниками именовала себя заводом. Во многих из них не было печей для обжига изделий — гжельцы носили их в горн к более состоятельному и удачливому соседу. Пользовались печью бесплатно, но топили ее своими дровами. Владельцу горна это было выгодно, потому что печь таким образом не остывала, а вновь раскалять остывший горн было довольно накладно»[2].

Но спрос на фарфоровую посуду был очень велик, она расходилась. Тем большие задачи вставали перед новыми поколениями предпринимателей, поскольку в дело вступала конкуренция.

А тут были уже и в России заметные ориентиры.

К примеру, Императорский фарфоровый завод, получавший поддержку казны, завод Гарднера в Вербилках, из частных Батенинский в Петербурге и Попова под Москвой (В 1810-х гг. завод Попова обращается к немецким и французским образцам, главным образом, в скульптуре и формах сосудов. К 1820-м гг.

на заводе вырабатываются собственные индивидуальные характерные только для фарфора завода Попова черты: свои формы, собственная палитра красок, чистая и сочная; особенно славился состав фарфоровой массы, используемой на этом заводе.

Важно

Что касается сюжетов и характера декора, то они соответствовали общим тенденциям в русском фарфоре XIX века).

Урок первого поколения состоит в том, что следует начать и не теряться, ориентироваться по лучшим.

Второе поколение.

Терентий Яковлевич Кузнецов (1781–1848), старообрядец поповского согласия. Был женат на Агафье Дмитриевне (ум. 1832), сыновья Емельян и Сидор.

С 1812 года возглавил отцовское дело. С 1818 года оно становится известно, как Ново-Харитоновский фарфоровый завод.

Решив расширить производство, купил у помещиков Сарычевых во Владимирской губернии пустошь Дулево, и построил новый завод, ставший более сильным и богатым, чем Новохаритоновский. В 1832 году производство с сортировочным цехом, складом, живописной мастерской было введено в действие.

«На фабрике было принято разделение труда: по расчетам благодаря специализации рабочих на отдельных операциях — формовке, обжиге, росписи — можно было на четверть увеличить производительность и выход готового товара».

Связь районов фарфорового дел, как она выглядит на современной карте.

Перемещение в Дулево было недалеким , но район менее заселен, леса побольше. Некоторые журналисты пишут о дешевизне рабочих рук на новом месте. Но это навряд ли, не такие это расстояния.

В 1851 году Т Кузецов арендовал, а позже стал полноправным владельцем фарфорового производства А.Г. Сафонова в селе Коротково (рядом с Дулево, на юг от него), с его производственными секретами, которые заключались в ярких устойчивых красках.

Вероятно, все это время Ново-Харитоновским заводом занимался Анисим Яковлевич Кузнецов с сыновьями (Никола и Адриан) и дело оставалось семейным, благо братья и их дети все входили в московскую старообрядческую общину Рогожского кладбища.

Второе поколение Кузнецовых сумело сделать несколько важных шагов: расширить дело (в чем им могли помочь и связи среди старообрядцев, способных поддержать единовецев ссудой), преодолеть некоторые местные проблемы за счет нового региона, повысить качество своей продукции, пусть и за счет конкурента.

.

Третье поколение.

Сидор Тереньтьевич Кузнецов (1806–1864) жил в Москве в Рогожской части, похоронен в Новохаритонове). В 1843 году он основал фарфорово-фаянсовый завод в Риге, на котором выпускал столовую и чайную посуду, а также телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. Вероятная причина состоит в том, что там обосновалась сильная и спаянная община старообрядцев.

Опытные мастера приехали сюда из Гжели — на окраине Риги, недалеко от Западной Двины, появилась русская деревня. До 1853–1854 гг. был совладельцем фабрики в Новохаритонове, владельцем фабрик в Дулёве и Риге.

Женой Сидора Терентьевича была Татьяна Ивановна (1802 – после 1845), старообрядка поповского согласия. У Сидора Терентьевича них было несколько дочерей и сын Матвей.

Остальные представители третьего поколения Емельян Терентьевич Кузнецов, Никола Анисимович Кузнецов, Адриан Анисимович Кузнецов

Совет

В 1853-54 гг. сыновья Т.Я. Кузнецова и А.Я. Кузнецова разделились: заводы в Дулеве и Короткой отошли к С.Т. Кузнецову, а завод в Ново-Харитонове Н.А. Кузнецову и А.А. Кузнецову.

Эти заводы позже вновь объединились в руках М.С. Кузнецова, который в 1889 году организовал промышленное Товарищество, владевшее к началу XX века восемью крупнейшими в России керамическими предприятиями.

В третьем покелении Кузнецовым снова удалось расширить дело, причем опять не без помощи старообрядцев. Разделение дела не очень сильно повлияло на его дальнейший ход, наоборот, главная линия продолжалась и далее. Рижское предприятие открыло перед Кузнецовыми новый рынок. Интересно также, что Сидор Кузнецов воспитал очень сильного преемника своего дела.

Четвертое поколение.

Матве́й Си́дорович Кузнецо́в (2 августа 1846, Дулёво — 11 ноября 1911, Москва) — российский промышленник и предприниматель конца XIX — начала XX веков, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Жена НАДЕЖДА ВИКУЛОВНА в девичестве МИТЮШИНА, дочь купца. Семь сыновей и дочь.

Все без исключения Кузнецовы были членами старообрядческой общины Рогожского кладбища, а Матвей Сидорович стал председателем этой общины.

Истинно всероссийское и всенародное признание фамилия получила с приходом в дело Матвея Сидоровича, присоединившего в 1870 г. завод Ауэрбаха в Тверской губернии, в 1871 г.

– завод Никитина в Велковском уезде и в 1887 г. – Будянский в Харьковской губернии. В том же 1887 г. на базе этих предприятий сформировалось «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.

Кузнецова», позднее пополнившееся заводами Гарднера в Вербилках (1891), Рыбинским в Ярославской губернии (1894), Славянским в Черниговской губернии (1895), Песоченским в Калужской губернии (1911).

Двоюродный брат Матвея Сидоровича – Иван Емельянович – основал в 1880 гг.

еще три завода: Волховский, Бронницкий и Грузинский. В общей сложности Кузнецовы владели восемнадцатью предприятиями, из них на территории России находились четырнадцать.

Переход к новому увровню произошел с помошью высококлассного управляющего. Доольно неожиданно видеть, что им стал Петр Иванович Ануфриев, служивший у Викулы Морозова на одной из его фабрик главным бухгалтером. О нем: ««Любопытный тип русского самородка.

Сторож при фабрике, безграмотный, нигде не учившийся, он выбился, сам выучился грамоте и, в конце концов, писал вполне грамотно. Уже, будучи во главе огромного фабричного производства, написал две книги о производстве фарфора. Своим детям дал отличное образование» (Бондаренко И. Е. Из записок художника-архитектора//Москва в начале ХХ века. М. 1997. С. 303).

Обратите внимание

Его брат Иван Иванович Ануфриев, один из старейших служащих Товарищества «Викулы Морозова сыновья», одновременно стоял во главе второй московской общины старообрядцев-поморцев.
В 1874 году двоюродный брат Матвея Кузнецова Иван Емельянович, управлявший делами, нашел его и рекомендовал брату.

«В декабре 1874 года Ануфриев переехал в Москву и занялся “устройством и упорядочением счетоводства главной конторы, фабрик и торговли”.
«Ануфриев настоял на том, чтобы плата служащим и рабочим была увеличена, уничтожены или удалены от заводов питейные заведения, устроено новое жилье для рабочих, открыты школы, больницы, библиотеки и читальни.

Не забывал он при этом расширять и обновлять и кузнецовские заводы, умело подсказывая хозяину, как можно с выгодой использовать работу “на общественное благо” для личной выгоды».
Имеется в виду строительство православных храмов.

Старообрядцы, как строители православных церквей: этот храм построен в 1913-1917, Кузнецовы помогали строительству, выделив землю и дав беспроцентную ссуду. Предшественник этого храма, деревянный храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Дулеве был построен в 1887 году хлопотами Ануфриева и помощи Кузнецова.

Кузнецовы также наладили выпуск фаянсово-эмалевых иконостасов, киотов и подсвечников, расписанных «разноцветными майоликовыми и эмалиевыми красками и золотом», отличавшихся большой прочностью, красотой и изяществом, которые приобретались как для зарубежных православных храмов, так и для Казани, Одессы, Саратова, Царицына, Тамбова, Новочеркасска, казачьих станиц Кубани (1902–1912).

Среди документов в приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря сохранились счета “Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова” за 1915 г. Посуда с видами Соловецкого монастыря, изготовленная на Тверской и Дулевской фабриках, отпускалась с главного склада Товарищества в Москве.

Посредником между Товариществом и Соловецким монастырем был архангельский купец Николай Алексеевич Кушеверский. … независимо от различий в декоративном оформлении, на всех предметах в овальном медальоне черной печатью был выполнен вид Соловецкого монастыря. Прототипом для печатного изображения послужил фрагмент литографии “Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители” 1889 г.

, изготовленной в Соловецком монастыре. Монастырь изображен с западной стороны. На переднем плане – бухта Благополучия с монастырским пароходом». http://www.solovky.ru/reserve/collections/nasledie/kondrat/21.html

Но, конечно, сами Кузнецовы при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам.

В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое.

С. Кузнецова пишет также «Таланты Ануфриева помогли Кузнецову вытеснить с рынка и большинство иностранных конкурентов. Как говорилось в одном из благолепных жизнеописаний Матвея Кузнецова, П. И.

Важно

Ануфриев сделал многое для “выяснения пред Министерством финансов вопроса о таможенных пошлинах на ввозимые из-за границы фарфоровые и фаянсовые изделия и по вопросу о закавказском транзите, а также много соображений представлено по предмету железнодорожных тарифов, касающихся перевозки фарфорофаянсовых изделий и сырых материалов, употребляемых в этих производствах”. На деле это означало установление запретительных таможенных пошлин на ввоз заграничной посуды. Стараниями Ануфриева, установившего тесные связи со многими высшими чиновниками, с 1880 по 1893 год они увеличились на 20-50%».
С. Кузнецов, однако, много внимание уделял техническому и художественному прогрессу[3] – первыми перевел заводы на торф, а в 1898 году купил патент на муфельную печь в Германии, стремился привлечь к росписи художников с именем, например, Врубеля.
Уверенно продвигалось Товарищество и на выставках и новых рынках. К примеру, за содействие участию России во Всемирной выставке 1900 г. Матвей Сидорович был отмечен высокой наградой Франции – орденом Почётного легиона. Кузнецовский фарфор (так называемая «кашгарская печать») вытеснил немецкий, английский и французский из Персии, Афганистана, Монголии.

Для успеха четвертого поколения было сделано, наверное, все возможное. В результате род стал производителем фарфора для широких масс населения, на экспорт, но и в лучших своих образцах конкурировал и с ведущими фирмами лома и за границей
.Больше всего удивляет своеобразный новый союз с официальной церковью.

Парадокс: храмовый иконостас в селе Ново-Харитоново не сохранился – пострадал при уничтожении церквей Советской властью. Чтобы представить себе, как он выглядел, надо ехать в Марианске Лазне и посмотреть его аналог в православной церкви Св. Владимира

Этот «старший брат» новохаритоновского алтаря был сделан в керамической мастерской села Кузнецово неподалеку от Твери и привезен на Всемирную выставку в Париже, где удостоился награды «Гран-При-де-Франс». Иконостас был создан совместными усилиями художника Краснощекова, скульптора Аненского и точильщика Иванова.

Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы. Каждый цвет на иконостасе обжигался при специальной температуре, а некоторые его части помещались в печь по нескольку раз.

В 1900 году это замечательное произведение, расписанное эмалью и майоликой, купил для будущего марианско-лазеньского православного храма его многолетний староста полковник, а впоследствии генерал, Петр Петрович Рыковский, из Харькова.

Комментировать
1
Комментарии
  1. Борис
    Ответить

    В этой статье нет ни одной строчки о И. Е. Кузнецове-не менее известном короле Новгородского фарфора.

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно