Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)

Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)

Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Иван Айвазовский: биография, картины моря

Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), –  русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского – “Радуга” (.), “Чёрное море” (.), “Волна” (.), “Девятый вал” (.).

В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным.

Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей.

Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков (“Чесменский бой“, “Наварринский бой“, обе – .). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству.

В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной.

В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.

Внимание

Изображения в синей рамочке кликабельны.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Биография Айвазовского, особенности творчества

Статья Екатерины Деготь  из книги “Художественный календарь 100 памятных дат”, М., .

 Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского.

Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма.

Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы.

В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света».

Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского.
Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь.

Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи.

Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского».

Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон… Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский  живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Особенности творчества Айвазовского

Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи).

Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома.

Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже.

«Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений».

Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».

Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы.

В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.

В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу».

Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения. Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет».

Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.

«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.

Однако  творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды.

Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности».
Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе».

Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю».

Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому.

Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».

 Картины Айвазовского

Девятый вал 1850.

Черное море 1881.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.

Радуга 1873.

Наполи

Аул Гуниб в Дагестане. 1869.

Баржи у морского берега.

Башня. Кораблекрушение 1847.

Берег моря ночью. У маяка. 1837.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848.

Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года 1877.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.

Бурное море ночью 1853.

Буря на море 1850.

Буря у мыса Айя. 1875.

Бухта Золотой Рог. Турция 1845.

Вдоль крымского берега. 1872.

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 1844.

Венеция 1844.

Вид на венецианскую лагуну 1841

Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.

Всемирный потоп 1864.

Гондольер на море ночью 1843.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839

Золотой рог. Босфор. 1872.

Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог с автопортретом рисующего художника. 1880.

Кораблекрушение 1843.

Кораблекрушение у Афонской горы 1856.

Лазоревый грот. Неаполь 1841.

Лунная ночь в Константинополе. 1862.

Лунная ночь на Босфоре. 1894.

Лунная ночь на Капри 1841.

Море. Коктебель. 1853.

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года 1846.

Морской вид с часовней на берегу 1845.

Морской пролив с маяком 1841.

Неаполитанский залив в лунную ночь 1842.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840.

Неаполитанский залив в туманное утро. 1874

Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846.

Побережье в Амальфи. 1841.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

Пристань в Феодосии 1840.

Сигнал бури 1851.

Синопский бой. Ночь после боя 1853.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Художник Иван Константинович Айвазовский… Портретно-Жанровое

Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)

?Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2013-12-17 18:00:00Николай Подосокорский
philologist
2013-12-17 18:00:00Оригинал взят у bolivar_s в Художник Иван Константинович Айвазовский… Портретно-Жанровое.Вся живопись Айвазовского – здесь
“Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память” – Мовсес Хоренаци.

Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Великий художник!Прости меня за ошибку мою,
когда я принял за действительность картину твою,
но настолько очаровательна работа твоя,
что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.

Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,
что тебя вдохновляет гений.(Стихотворная обработка дословного перевода с английского:Иосэф Меерович,Израиль)

Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм.

Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան — Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

Портрет брата художника Габриэла Айвазяна.

1883
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию.

Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882

О своём происхождении сам И. К.

Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»
«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.
Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

Видео: Биография
На смерть Александра III. 1894. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. Украина

Портрет бабушки

aivazovsky-with-friends-1893

Портрет А.Халибяна, городской главы Нового Нахичевана. 1862

Автопортрет 1874

Портрет Лорис-Меликова. 1888

Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1896

Портрет И.Х. Лазарева. 1851

Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848

Автопортрет 1892

Последние дни жизни.

Могила И. К. Айвазовского около армянской церкови Сурб-Саркис, Феодосия, Крым
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.
Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: “…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще…”
Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Интересные факты:

В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов.
“22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.”

Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877

А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897
Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.

byron-visiting-mhitarists-on-island-of-st-lazarus-in-venice-1899

russian-squadron-on-the-raid-of-sevastopol-1846.

chumaks-leisure-1885

winter-scene-in-little-russia-1868

ox-cart-crossing-a-flooded-plain-1897

chumaks-in-little-russia

travel-of-poseidon-by-sea-1894

Потоп 1864

dejection-of-noah-from-mountain-ararat-1889

Предательство Иуды. 1834

the-ruins-of-pompeii-1889

the-wedding-of-the-poet-in-ancient-greece-1886

passage-of-the-jews-through-the-red-sea-1891

little-russian-ox-cart-in-winter-1866

jesus-walks-on-water-1888

explosion-of-arkadion-monastery-on-crete-in-1866-1867

coffee-house-by-the-ortaköy-mosque-in-constantinople-1846

boat-ride-by-kumkapi-in-constantinople-1846

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)

Клятва перед Аварайской битвой

jesus-walks-on-water-1888

shipwreck-of-lefort-1858.
Биографию можно почитать – здесь:     Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) | “Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память” – Мовсес Хоренаци. ПортретноЖанровое. (часть-1)

Великий маринист (К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин «Прощание Пушкина с морем»

В сознании многих поколений людей И.К. Айвазовский был и остаётся певцом моря. Никто не изображал море так поэтично и вдохновенно, как Айвазовский.

В своих многочисленных маринах он показал нам море в его беспредельной дали, в колдовстве лунных ночей, в грозном неистовстве бурь, в светозарных восходах и заходах… Более 6 тыс. картин у этого художника, и большинство из них – морские пейзажи. Большинство, но не все.

Иногда ошибочно утверждают, что Айвазовский писал только море. Это не так. Писал он картины и на другие сюжеты и даже портреты.

Вот сегодня мы и поговорим с вами об этом художнике, о его картинах, о его делах и поступках, которые были не менее замечательными, чем его художественные полотна.

Из биографии И.К Айвазовского

И. Айвазовский. Автопортрет 1874 г.

Если говорить сухим языком биографов, то рассказ получится примерно таким. Родился в армянской купеческой семье, потомки которой перебрались в Феодосию (Крым) ещё в XVIII в. В семье было 2 сына и 3 дочери. Иван Айвазовский (Ованес) был старшим. Художественные и музыкальные способности проявились у него в раннем детстве. Он самостоятельно научился играть на скрипке.

А если рассказывать о художнике с житейской точки зрения, то это будет так.

Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев (теперь бы мы сказали: мэр города).

С его помощью мальчика отправили учиться в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии.

Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины и который потом завещал родному городу в качестве музея.

Вот здесь хочется сказать об Айвазовском как о меценате.

Айвазовский-меценат

Меценат – это человек, который добровольно и безвозмездно оказывает материальную помощь из личных средств для развития науки и искусства.  За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский много сделал для своего родного города Феодосии.

В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В 1892 г. была открыта железнодорожная линия Феодосия-Джанкой.

Железнодорожный вокзал станции Феодосия

В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения.

Фонтан Айвазовского

Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа.

Здание Феодосийского краеведческого музея (Музей древностей)

После смерти художника его дом и все картины в нём были подарены городу – так в Феодосии появилась своя картинная галерея.

Картинная галерея Ивана Айвазовского в Феодосии

А вот фонтан «Доброму гению» открыли в Феодосии в 2004 г. уже в память о выдающемся художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для своего родного города.

Фонтан «Доброму гению»

Путешествия И. Айвазовского

За хорошую учёбу в Петербургской Академии художеств Айвазовский был поощрён поездкой за границу. Он посетил Италию (Венецию, Флоренцию, Сорренто), Францию, Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию, Испанию и др. страны. Но это было не просто путешествие, а продолжение учёбы: изучение различных художественных школ, знакомство с художниками других стран.

Айвазовский-баталист

Батальная живопись – (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

В 1844 г. Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России и с глубоким интересом и патриотическим чувством обращается к теме воинской славы и героизма русских моряков. Он был знаком и дружил с русскими адмиралами Нахимовым, Лазаревым, Корниловым. Его картины можно считать летописью подвигов русского военно-морского флота.

И. Айвазовский «Наваринский бой»

Он изобразил Наваринский бой – бой во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., завершившийся взятием русскими силами Первой архипелагской экспедиции турецкой крепости Наварин.

И. Айвазовский «Чесменский бой»

Чесменский бой – картина посвящена исторической победе русского военного флота над турецким в Чесменском бою 25-26 июня 1770 г.

И. Айвазовский «Синопский бой»

Синопский бой – разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом в ноябре 1853 г. под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова.

Две картины Айвазовский посвятил подвигу брига Меркурий.

И. Айвазовский «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

В мае 1829 г., во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.

Много интересных картин посвящено обороне Севастополя (1854-1855 гг.). Севастополь был главной базой Черноморского флота в Крымской войне. Айвазовский находился там, организовал в Севастополе выставку своих батальных картин и отказывался покинуть осаждённый Севастополь.

Только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уезжает из города. Спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны Айвазовский пишет картину «Малахов курган» — дань памяти героям обороны Севастополя.

Картина изображает двух уже немолодых участников той войны, склонившихся у мемориального креста на месте, где был смертельно ранен вице-адмирал Корнилов.

И. Айвазовский «Малахов курган»

С 1847 г Айвазовский становится профессором Петербургской Академии художеств. Он был также членом европейских академий: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Морские пейзажи Айвазовского

Самым известным морским пейзажем Айвазовского является картина «Девятый вал» (1850). Она хранится в Русском музее в Петербурге.

И. Айвазовский «Девятый вал»

Художник изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них (девятый вал) вот-вот обрушится на людей, которые пытаются спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией.

Но что-то подсказывает, что люди будут спасены – всходящее из-за туч солнце, тёплые краски на полотне, которые обнадёживают. Люди ждут спасения – и не напрасно, ведь кто-то их видит в этой, казалось бы, непроглядной морской стихии; кому-то ведь они машут красным флажком? Возможно, где-то поблизости проплывает корабль?

Кроме данной картины, известны многие другие морские пейзажи художника: «Море», «Радуга», «Черное море» и др.

И. Айвазовский «Чёрное море»

Море изображено тёмными красками. Оно начинает штормить, а вдали на горизонте показался корабль. Ничего особенного в этой картине нет. Но передано чувство приближающегося ненастья, и цвет волн изображён реалистически точно.

И. Айвазовский «Радуга»

На этой картине также изображено бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега. Сюжет изображён так, как будто художник сам побывал среди стихии.

Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты его целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно.
Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Люди измучены борьбой со стихией.

Но вдруг на небе появляется радуга, обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает – чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.

Передний план картины отличается от дальнего не только эмоциональным настроением, но и цветом. Напряжение постепенно сменяется спокойными и светлыми оттенками голубых, зелёных, лиловых тонов.

Море изображено Айвазовским в различных ракурсах, в любую погоду, в любое время года и кажется, что он не уходил с побережья никогда.

На самом деле, он не работал на природе, но просто наблюдал море всегда, с самого раннего детства, а потом шёл в мастерскую и создавал свои знаменитые полотна. Но всё же более половины его работ – виды штормового моря.

Изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с этой стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдаётся, человек победит – в этом девизе художника отразился его глубочайший оптимизм и вера в человека.

Другие пейзажные работы Айвазовского

Мы уже говорили с вами о том, что морская тема – не единственная в творчестве художника. У него много и сухопутных пейзажей. Давайте рассмотрим их.

И. Айвазовский «Зимний пейзаж»

И. Айвазовский «Зимняя сцена в Малороссии»

И. Айвазовский «Чумаки в Малороссии»

Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) – так называли на Юге России перевозчиков и торговцев, которые занимались доставкой товаров: соли, рыбы и т.д.

И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены»

А вот интересная картина Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены» (1897).

В 1897 г. исполнялось 85 лет бесславному походу Наполеона на Россию. Наполеон в эти годы в умах и сердцах интеллигенции был уже романтическим героем. Он сам создал этот образ в сознании современников, когда добровольно сдался англичанам и был сослан на неприступный и малопригодный для жилья остров Св. Елены в Атлантическом океане.

Этот остров и сейчас труднодоступен – туда можно добраться только на корабле.
1 января 1817 г бывший император сделал следующую запись в своем дневнике: «Венец мученика – единственная вещь, не хватающая моей известности.

Я носил императорскую корону Франции, железную корону Италии; Англия же дала мне теперь, – еще больший и еще более великолепный, изношенный нашим Спасителем, – терновый венец».

Наполеон изображён на картине едва заметной фигуркой на фоне моря, но в очертаниях этой фигурки ясно вырисовывается образ Наполеона со скрещёнными на груди руками.

Другие темы в творчестве Айвазовского

Айвазовский также писал картины на темы из армянской истории и на библейские темы. Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (церковь святого Сергия), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен. Фрески, к сожалению, не сохранились.

Но мы покажем вам одну картину на библейский сюжет – «Хождение по водам».

И. Айвазовский «Хождение по водам»

В Евангелии говорится о том, что, когда ученики Христа (апостолы) отплыли на другой берег моря, Христос оставался с людьми и беседовал с ними до глубокой ночи, потом взошёл на гору и молился.

А затем отправился прямо по воде догонять своих учеников. Они, увидев идущего по воде Христа, испугались, приняв Его за привидение. И тогда Он сказал им: «Не бойтесь, это Я».

Петр сказал Ему: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде».

Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня».

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»

И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Именно этот сюжет изображён на картине.

Ещё об одной теме картин Айвазовского хотелось бы вам рассказать.

Айвазовский и Пушкин

Считается, что Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии. Возможно, это действительно так.

Поэт и художник были современниками и знали друг друга, хотя знакомство их было недолгим из-за смерти Пушкина.

Когда Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге, профессор Воробьев обучал академистов живописи с большим знанием дела, заботился о каждом из них, как о родном сыне. Юноши любили собираться в мастерской Воробьева по вечерам на беседы и чтения. Один из таких сборов был посвящен чтению недавно вышедшего романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главы его читали по очереди вслух.

В сентябре 1836 г. на осенней выставке Академии художеств Айвазовского познакомили с поэтом, А.С. Пушкин очень хорошо отозвался о его работах и пожелал начинающему художнику творческих удач.

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», – вспоминал Айвазовский. Спустя год Пушкин погиб на дуэли.

Но многие его стихи глубоко волновали Айвазовского на протяжении всей жизни. Особенно был близок, понятен и дорог художнику поэтический образ Крыма – этого волшебного края, который воспел поэт в своих бессмертных строках.

В последние годы жизни художник создал целый цикл работ, на которых были помещены изображения Пушкина (6 картин). Но сам Айвазовский не был удовлетворен ими: он хорошо знал ограниченные свои возможности в написании портретов.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин «Прощание Пушкина с морем». 1877. Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)

Большая часть этих произведений по существу и не являлась портретами в общепринятом понимании. Фигура Пушкина служила как бы дополнением к пейзажу, кроме одной, написанной совместно с И.Е. Репиным картины «Прощание А.С. Пушкина с Черным морем». На ней мы видим поэта, стоящего на скалистом берегу. Сняв шляпу, он обращается в последний раз к любимому морю:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красотой!

Вся свободная и непреклонная натура поэта была похожа на свободное море. Пушкин и море на этой картине неразделимы.

А вот другая картина художника: «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря».

И. К. Айвазовский «А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря» (1887). Художественный музей им. В. В. Верещагина (Николаев)

Художник прожил долгую жизнь, его картины одинаково хорошо знают и русские, и англичане, и французы, и голландцы. Любая его картина по праву считается украшением любой коллекции.

Умер Айвазовский на 83-м году жизни в Феодосии, оставив своему любимому городу свою картинную галерею: в ней выставлено более 400 картин художника.

И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий – к 1900 г. им было создано более 6 тысяч картин и графических рисунков. И даже в день смерти он работал – осталось незавершённым его последнее полотно «Взрыв корабля».

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно