Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Андрей Рябушкин: картины, биография

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

Андрей Петрович Рябушкин принадлежал к числу замечательных мастеров русской исторической живописи. Исключительность дарования художника заключалась в поэтическом видении прошлого, в тонком проникновении в поэтику и стилистику старины.

Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском близ Воронежа в семье иконописца. В 1875 году Рябушкин поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали такие яркие и самобытные художники, как В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Е. С. Сорокин, сразу оценившие талант юноши, его работоспособность. На ученических выставках появляются первые работы Рябушкина.

Одна из них — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880) — была приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи. Первые успехи окрыляют молодого художника, и в 1882 году он поступает в Академию художеств в Петербурге. В эти годы он работает легко и быстро, но тяжелая болезнь и слабое здоровье затянули его пребывание в Академии художеств, которую он окончил только в 1890 году.

Ёще будучи учеником Академии художеств, Рябушкин с удовольствием начинает работать как иллюстратор в популярных журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник». Его увлекают картины далекого прошлого русского народа, бытовая жизнь XVII века.

После окончания Академии художеств Рябушкин хотя и получил право на заграничную командировку, но отправился в путешествие по России. Он побывал в Москве, Ростове, Ярославле, Новгороде, Пскове, Киеве. Художник открывает для себя очарование старинных русских городов, одухотворенную красоту средневековых фресок.

Он интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах», он запоминал «каждую интересную мелодию, каждое местное выражение, одним словом, жил и дышал только своим, народным, русским». После окончания командировки художник живет и работает в Петербурге.

Талант Рябушкина развивается медленно, постепенно. Как художник он сформировался в демократических традициях московской живописи, поэтому бытовой жанр и особенно сцены из крестьянской жизни занимают большое место в творческом наследии мастера. Картины проникнуты светлым радостным настроением, мягким лиризмом.

Таковы «Возвращение с ярмарки» (1886), «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), неоконченная картина «Праздник в деревне» (1892).

Для своих картин художник выбирает продолговатый, довольно вытянутый по горизонтали формат, что позволяет вместить в композицию большое количество фигур, размещенных свободно и естественно.

В этих сценах отсутствует развернутая сюжетная повествовательность, они бессобытийны, но с удивительной выразительностью воссоздается атмосфера, настроение праздника или его ожидания.

В 1892 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок появилась картина «Потешные Петра I в кружале».

Художнику удалось точно передать суровый дух петровского времени, показать драматическое столкновение двух сил; история постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа или личности, но через события каждодневные, обыденные. Эта картина была высоко оценена И. Е. Репиным и по его совету приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи.

Наиболее плодотворным стало для художника обращение к русскому XVII веку, к освоению художественного наследия прошлого. Прошлое становится источником вдохновения, дает импульс художническому переживанию эпохи, поэтизации ушедшей культуры.

В картине «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895) передана атмосфера праздничного, шумного дня.

Каждому персонажу найдена тонкая психологическая характеристика: здесь и простодушный парень, и кокетливо потупившая очи красавица, и уверенный в себе удалой молодец.

Особенно выразительна в своей отрешенности от праздничной толпы фигура молодой женщины на первом плане. Яркая красочность одежд, энергичный цветовой ритм создают ощущение движения, биения жизни.

Очень интересна картина «Семья купца XVII века» (1897). Купец и члены его семьи откровенно позируют художнику. В этой картине есть многое от семейной фотографии XIX века, от парадного репрезентативного портрета и от парсуны, что придает художественному образу многослойную ассоциативность. Созданные воображением художника типы людей поразительны по своей убедительности, по своей правдивости.

Одно из самых поэтичных и гармоничных произведений А. П. Рябушкина — небольшая картина «Русские женщины XVII в. в церкви» (1899).

Тонкая согласованность красочного узорочья одежд и росписи церковного интерьера выдержана в мажорной цветовой гамме.

Цвет определяет эмоциональную выразительностью художественного образа, полного просветленной радости, внутренней успокоенности, душевной чистоты. По поводу этой картины художник отметил: «Вот теперь только я выучился».

В 1900 году эти картины были выставлены на Всемирной выставке в Париже, и Рябушкину была присуждена награда.

Последние годы жизни художника — период расцвета его творчества, период больших художественных завоеваний. Новое понимание картины как целостного и замкнутого единства композиции, цвета и ритма активизирует средства художественной выразительности.

В картине «Едут. (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII.века)» (1901) используется узкий вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создает впечатление большой толпы, часть которой изображена на полотне.

Яркие локальные цветовые пятна одежд уравновешивают композицию, придают ей законченность.

Рябушкин соединяет приемы средневековых русских фресок и новаторский для русской живописи этого времени прием фрагментарности в композиции и добивается впечатления торжественной декоративности.

Эмоциональное и декоративное качества цвета создают тонкий поэтический образ одного из лучших произведений Рябушкина — картины «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). По широкой улице, мимо проулка проносится яркий пестрый свадебный поезд, спешат за ним парадно одетые люди. Красочная процессия движется по белому снегу на фоне темных деревянных строений.

Интенсивные цветовые пятна красного, малинового, золотистого, синего написаны тонким слоем краски, что придает цвету сияющую светозарность. Особенно выразительна одинокая фигура молодой женщины на первом плане. Глубоко задумавшись, женщина медленно уходит от праздничной процессии. Рождается чувство грусти, сожаления.

Душевное состояние персонажа художник выражает в мягкой, приглушенной цветовой гамме.

Многие картины Рябушкина впервые появлялись на выставках художественного объединения «Мир искусства», которое активно выступало за новые формы творчества и новые эстетические задачи, вставшие в 1900-е годы перед русской художественной культурой.

Картина «Чаепитие» (1903) появилась на выставке «Мир искусства» в год смерти художника. Небольшому произведению художник придал характер монументального полотна.

Крестьяне, чинно восседая за столом, совершают обряд чаепития, которое напоминает по своей торжественной значимости ритуальное действо.

Яркие и лаконичные характеристики персонажей, фронтальное расположение фигур, неглубокое пространство, строгий рисунок, тонкая, деликатная живопись и скрытое внутреннее напряжение создают сложный и неоднозначный в своем постижении художественный образ.

Тяжелая болезнь оборвала жизнь художника, многие творческие замыслы остались невыполненными. В творчестве Рябушкина проявились искания подлинного художника, воплотившего свои представления о прекрасном в замечательных произведениях живописи.

Галерея картин Андрея Рябушкина

Рябушкин А.П

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

 Хрупкий и болезненный, “словно носящий в себе какую-то тайну”, “человек большого таланта и больших, скрытых страстей” (Михаил Нестеров), Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси. 

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1875-1882). После смерти своего учителя, В. Г.

Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину “Снятие с креста” (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза.

Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (240 Х 429 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину.

Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие.

С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания.

Все это интересует его давно: еще с 1880-х годов вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева.

Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины “Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии” (1891) и исторической композиции “Потешные в кружале” (1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, – яркое, красочное “Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате” (1893) – передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна.

Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии – в “думании” о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостные узоры расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и Илья Репин, Василий Поленов, и “мирискусники”, на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению “36 художников” (преобразовано вскоре в Союз русских художников).

Самая известная из поздних работ Рябушкина – “Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)” (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу.

Есть намек на драму – женская фигурка с мрачным выражением на раскрашенном лице, удаляющаяся в сторону от свадебного поезда.

Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж “Новгородская церковь”. На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева – В.В. Беляева, где он прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Загородникова Е. В.

*   *   *

Галерея (60 изображений)

*   *   *

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

Подобно своим учителям и старшим товарищам-передвижникам, изображение народной жизни Рябушкин считал своим кровным делом. Эта задача представлялась ему единственно важной и неисчерпаемой. Но в ее разработку он внес много своего, принципиально нового.

Для него, родившегося и выросшего в семье деревенского иконописца, народный быт был целым поэтическим миром, который он очень любил, очень хорошо знал и очень верно изображал.

Тонкое понимание исторически сложившихся художественных представлений крестьянства, проявляющихся во всех мелочах его жизни – костюмах, утвари, предметах обихода, поведении и обычаях, – пронизывает каждую работу художника…

Подобно многим русским художникам и писателям, Рябушкин наиболее яркое выражение красоты и национальной самобытной русской народной жизни видел в патриархальных чертах народного характера и быта.

В особых исторических условиях России конца XIX столетия такая точка зрения была своеобразной формой протеста против капитализма, разрушавшего вековые устои крестьянской жизни, несшего в деревню нищету, болезни, кабак, опустошающую человека власть денег.

Повышенный интерес Рябушкина к красоте национальных обычаев, его любовь ко всему красочному, талантливому в народной жизни были связаны, конечно, с характером его дарования, с его творческими воззрениями и пристрастиями.

Но личные склонности художника совпадали, как мы видим, с большим направлением общественной мысли и несли в себе глубокое содержание.

Они питались страстным желанием Рябушкина утвердить художественные особенности народного мировосприятия как некий эстетический идеал.

Именно с этим связано обращение Рябушкина к русской жизни XVII века, когда все дорогие ему черты народного быта выступали в своем, можно сказать, классически чистом виде.

Новаторство Рябушкина в области исторической картины до сих пор по-настоящему не оценено.

Он принадлежал к тому поколению русских исторических живописцев, самое появление и успехи которых были подготовлены великим Суриковым.

Как тонко заметил один из биографов Рябушкина, лишь фоны исторических полотен Сурикова «дали толчок для изучения обыденных явлений прошлого С. Иванову, А. Васнецову и Рябушкину».

Действительно, народный быт XVII столетия, бывший для Сурикова лишь средой фоном, на котором развертывались трагические события истории, стал для названных художников одной из главных тем творчества.

В сущности, так же как и Суриков свои искания они сосредоточили вокруг проблемы национального своеобразия Руси и путей ее развития.

Но если Суриков эту проблему сопоставил прежде всего с борьбой народа с его протестом, его социальной драмой, то в творчестве, например, Рябушкина она получает иное преломление.

Он связывает ее с эстетическими сторонами народного быта видя именно в них наиболее яркое проявление национальной самобытности русского крестьянства. В его творчестве поиски поэтического отодвинули на второй план тему трагедии народа, драматизм уступил место лирике, социальный анализ – поэтизации народного быта, стремлению утверждать его как прекрасное.

Подобная перестановка акцентов была характерна для многих художников, сверстников Рябушкина. Суриков масштабнее и значительнее своих последователей. Но они сказали свое новое слово в исторической живописи. И Рябушкину здесь принадлежит одно из почетных мест.

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

Ранние работы художника на историческую тему (не считая многочисленных заказных журнальных рисунков) представляют собой небольшие жанровые зарисовки быта XVII века. Они являются как бы прелюдией к тому расцвету исторической картины, который начинается в творчестве Рябушкина с середины 90-х годов XIX века.

Одной из первых работ «настоящего» Рябушкина было «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893).

Рябушкин создает выразительные тины царских советников, медлительных тяжелодумов или, напротив, хитрых и лукавых но одинаково степенных и осанистых.

Художник подчеркивает в их облике колоритное соединение мужицкой простоватости с азиатской роскошью и пышностью одежд.

В «Сидении царя Михаила Федоровича» уже в полную меру проявился интерес Рябушкина к художественной стороне русского быта, к национальному декору и орнаментике, составлявшим его неотъемлемую черту.

Характерно, однако, что герои Рябушкина при всей своей выразительности еще напоминают переодетых в исторические костюмы статистов. В самом построении картины художник исходил прежде всего из принципа правдоподобия сцены, не уделяя достаточного внимания декоративно-пространственной цельности полотна.

Отсюда орнаментальное узорочье покрытых богатым шитьем одежд и расписных стен палаты воспринимается как некий бытовой атрибут.

Надо сказать, что эта картина была одной из немногих попыток Рябушкина изображать определенных исторических героев. Чаще всего его привлекало в историческом прошлом нечто совсем иное: повседневная жизнь народа, характерные типы русских людей XVII века, их обычаи, нравы.

Но не быт сам по себе, а его красота, не изобразительная достоверность, а историческая и поэтическая правда были его целью. Вот почему его картины бесконечно далеки от какого бы то ни было приземляющего бытовизма.

В них есть то эмоциональное богатство, то обилие лирических нюансов, которые служат признаком подлинной поэтичности в искусстве. В картинах Рябушкина пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии.

В его жажде подлинности, точности деталей таилась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности.

Эта-то любовь и заставляла его от документальной точности идти к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Вот почему в картинах Рябушкина всегда ощущаешь ту свободу образной интерпретации прошлого, которая выше музейной правды, превращающей историческую картину в наглядное пособие.

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день

Вот одна из крупнейших картин Рябушкина – «Московская улица XVII века» (1896). Кажется, что слышишь нестройный шум, царящий на московской улице в дни весенней распутицы. Хохот и крики уличных зевак, гнусавое пение нищих, восклицания прохожих сливаются с чавканьем и бульканьем грязи под ногами.

Все здесь живет, движется с той неподдельной естественностью, которая заставляет поверить в истинность происходящего. Рябушкин обыгрывает красочность, яркость, узорное богатство одежд XVII века, всячески заостряя декоративную выразительность цветовых отношений и пятен.

Поэтичны и остры характеристики различных типов посадских людей того времени. Здесь и скромно потупившаяся девушка, и простодушно-грубоватый парень, в развалку шагающий по грязи, и нарумяненная молодуха, и молодой щеголь, вызывающе смотрящий на приглянувшуюся ему красавицу, и многие другие.

В их осанке, облике чувствуется удаль, веселье, простодушие.

Рябушкин обладал поразительным даром проникновения в жизнь людей далекого прошлого. Изучение летописей, исторических материалов и источников давало ему знание эпохи. Тонкая интуиция, фантазия, воображение оживляли это знание в ярких художественных образах.

Когда глядишь на картины «Семья купца XVII века» (1897) или «Шуба с царского плеча» (1902), веришь, что именно такими были русские купцы и бояре. Художнику и смешны и любы их тяжеловесные нравы и наивные вкусы. В «Семье купца» он как бы пародирует приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой.

В результате мы проникаемся тем характерным для Рябушкина чувством иронического любования, которое придает его картине неповторимую остроту.

В другой большой картине «Едут» (1901) изображен московский люд XVII века, наблюдающий въезд иностранного посольства в Москву.

На лицах людей, сдерживаемых стрельцами, написаны все стадии любопытства – от простодушия до настороженной недоверчивости.

Живая непринужденность поведения толпы, историческая правда одежд и характеров заставляют поверить, что перед нами кусок «живой жизни», открывшееся из-за «завесы времени» яркое зрелище.

А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке

Впечатление это во многом связано с композиционным построением полотна, явившимся новым словом в тогдашней русской живописи.

Срезав по краям картины фигуры людей, расположив толпу по диагонали, Рябушкин достигает впечатления динамичности и фрагментарности композиции. Благодаря этому приему зритель живо представляет огромную оживленную толпу, часть которой изображена на полотне.

При всей кажущейся случайности такого решения в нем есть та выверенность и образная выразительность, которые принципиально отличают картину от этюда.

Однако в целом этому полотну недостает еще того единства и чистоты стиля, которые характеризуют последние вещи Рябушкина. Кажется, что интерес к отдельным деталям изображения – уборам, лицам, одеждам – доминировал здесь над стремлением к живописной цельности.

В последующих работах Рябушкина появляется то мастерство, которое помогает ему выразить свое живое ощущение повседневной жизни прошлого.

Особенно показательна в этом отношении едва ли не самая лучшая картина Рябушкина – «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901).

В этой картине особенно отчетливо выявилось и его лирическое отношение к историческому прошлому, и умение пережить его как реальность.

Картина напоминает некое красочное видение, которое неожиданно возникло перед нашим взором. Она проникнута настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Вихрем красок проносится свадебный поезд.

Летят кони, едва касаясь земли, скользят легкие фигурки женщин, мерцают красные, золотистые, синие, желтые пятна одежд. Вся процессия охвачена стремительным движением. Еще немного – и шумный, сверкающий красками поезд исчезнет за «кулисой» сарая.

Померкнут на куполах церквей и ветвях деревьев лучи заходящего солнца, и останется тихая московская улица с отсыревшими заборами и сараями да одинокая фигурка девушки с заплаканным лицом.

Все это создает поэтическое настроение изменчивости, мимолетности изображения, вызывающее сожаления об этой навсегда исчезнувшей, невозвратимой красоте. И, быть может, именно в этих переживаниях и состоит очарование того истолкования истории, неповторимым мастером которого явился Рябушкин.

Его позднее творчество подернуто какой-то грустной усмешкой. Это грусть поэта уходящей старой Руси, уступающей место новому укладу жизни. Но Рябушкин, в отличие, например, от Нестерова, поэтизировал не духовные идеалы старой Руси, а вместе с ними и ее предрассудки, а те стороны жизни, в которых выражалась художественная одаренность народа, его нравственное своеобразие.

Раскрытие поэзии обыденной жизни XVII века – вот задача, решение которой определяет значение исторической живописи Рябушкина. Русский национальный характер в его повседневном проявлении, народные вкусы и идеалы, выражающиеся в национальном декоре и красочности быта, прелесть городского пейзажа XVII века становятся в его картинах объектом правдивого, лирически проникновенного изображения.

Стремление воплотить художественную неповторимость русского быта XVII века в самом живописном строе, характере рисунка и трактовке формы определяет работу Рябушкина над исторической картиной.

Его зрелое творчество дает нам своеобразный вариант тех исканий «национального» стиля, которые были характерны для многих художников его времени (Нестерова, Малютина, Е, Поленовой, Врубеля, Рериха и др.).

Литература: Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва, “Просвещение”, 1969.

Воскресный день

Гусляр поющий

Диакон

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)

Московская девушка XVII века

Московская улица XVII века в праздничный день

Новгородская церковь

Ожидают выход царя

Русские женщины XVII столетия в церкви

Семья купца в XVII веке

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Рябушкин Андрей Петрович – великий русский художник

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

Рябушкин Андрей Петрович родился 17 октября 1861 года в с.Станическая Слобода. Работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают Московский быт времён 17 века.

Любовь к искусству у Андрея Рябушкина появилась ещё в детстве. Его отец и брат занимались иконописью и он, как младший в семье, помогал им. Время от времени Андрей и сам пробовал писать иконы и просто делать рисунки. Когда в 14 лет будущий великий художник осиротел, его талант к изобразительному искусству заметил А. Х.

Преображенский, который и дал ему тот самый билетик в жизнь. Преображенский увёз молодое дарование в Москву и определил в училище. Так  на небосклоне русского искусства появилась ещё одна звезда.  Вскоре после этого Рябушкин бросил училище и уехал в Петербург для того, что бы поступить в Академию Художеств. С его способностями это было сделать довольно просто.

Здесь, в Академии, он раскрыл свой талант полностью.

В своих работах Рябушкин изображает не только быт Москвы 17 века, но и различные деревенские темы, которыми увлёкся в последние годы своей жизни. Одной из лучших его картин считается ” Свадебный поезд в Москве “, которая была написана в 1901 году.

  Его знают и помнят как человека большого таланта, который с огромной любовью и преданностью относился к своей стране и истории. Его работы отмечались многочисленными наградами и отзывами, в том числе и иностранных критиков. При жизни его талант оценивали такие великие живописцы, как:  И. Е. Репин, В. Д.

Поленов  и другие. И сейчас его картины находятся в самых известных музеях России.

” Свадебный поезд в Москве “

В гости

В деревне. К обедне

Воскресный день

Девочка с куклой

Диакон

Русские женщины XVII столетия в церкви

Московская девушка XVII века

Московская улица XVII века в праздничный день

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)

Ожидают выхода царя

Иоанн Грозный с приближенными

Красная палата

Пожалован шубой с царского плеча

Поклон с красного крыльца

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате

Слепой гусляр, поющий старинку

Стрелец

Улица старой Москвы

Семья купца в XVII веке

В тереме

Владимир Красно Солнышко и его жена Апраксия Королевична

Алеша Попович

Василий Буслаев

Вольга Всеславьевич

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Марфа Посадница

Микула Селянинович

Садко, богатый новгородский гость

Святогор

Рябушкин Андрей Петрович скончался в 1904 году на усадьбе Дидвинов Санкт-Петербургской губернии. Похоронен на Любанском кладбище.

via

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века»

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

Р/Р. Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века»

  • Андрей Петрович Рябушкин, родившийся в крестьянской семье, стал художником с мировым именем. С детства он вместе с отцом рисовал иконы. Учился в Академии художеств и был одним из лучших учеников. Рябушкин прославился в жанре исторической живописи. Одной из известнейших его картин стала «Московская девушка XVII века».

Рябушкин А.П.  Московская улица XVII века в праздничный день, 1895 г.,

Воскресный, день., 1889, 

Русские женщины 17 столетия в церкви. 1899

Пожалован шубой с царского плеча 1902

Картина незамысловата. На полотне изображена девушка, идущая по пустынной заснеженной улице Москвы. Ее шубка развевается, как и красная лента в длинной косе до пояса. Девушка стройна. Ее силуэт хорошо прослеживается под шубой. Походка девушки легка и горделива. Она словно летит над землей.

На голове у девушки высокая шапка, которая придает ей какой-то важности, хотя девушка представляется почему-то веселой и озорной.

Она одета в малиновую шубу в пол, из-под шубы виднеются рукава богатой зеленой кофты. Цвета картине придает ярко-алая лента в волосах девушки. Руки от мороза девушка прячет в меховую муфту. Меховая шапка, воротник и муфта, — все очень подходит друг другу. Это выдает в девушке модницу, а наряд ее очень красив и гармоничен.

Сословие

Современная девушка; дворянка; боярская дочь; купеческая дочь; крестьянка.

Походка

Лицо

Гордая; статная; высокомерная; ладная; величественная; летящая; стремительная; плавная.

Одеяние

Напудренное, напомаженное, выбеленное, лицо; яркий румянец. Густые, выщипанные, дугообразные, соболиные, черные брови. Горделиво, высокомерно, самоуверенно вздернутый подбородок.

Телогрея; пальто; дубленка; неприталенная; неподпоясанная; свободного покроя; меховой, бобровый, соболиный, каракулевый воротник. Муфта; варежки; рукавицы. Кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги; башмаки; полусапожки. Высокая, меховая, бобровая, соболья шапка. Расшитая бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями.

Цветовая гамма

Задний план

Легкая палитра красок; пастельные тона; блеклые, неяркие цвета; яркие краски.

Образы “деревянной” Москвы; современная Москва; древняя Москва XVII столетия;; храм; церковь; строения; постройки; дома; городской пейзаж; уголок старой Москвы.

Отношение к героине

Иронично, пренебрежительно, осуждающе, сочувственно, с любовью, со злорадством; национальная самобытность; наряд; обряд; обычаи

Домашнее задание. Используя данный материал, напишите сочинение по картине А. П. Рябушкина “Московская девушка XVII века”.

Рябушкин Андрей Петрович,1861-1904-русский живописец. | Клуб интеллектуалов

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

РЯБУШКИН Андрей Петрович 17 октября 1861, с.Станичная слобода около г.Борисоглебска Тамбовской губ. — 27 апреля 1904, имение художника В.В.Беляева Дидвино Новгородской губ.

Живописец, график. Автор исторических и жанровых картин. Выполнял эскизы церковных росписей, писал образа.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875- 1882) у В.Т. Перова и И.М. Прянишникова и в Академии художеств (1882-1890) у П.П. Чистякова и В.П. Верещагина. Был связан с объединениями “Мир искусства”, Союз русских художников.

Работал в бытовом и историко-бытовом жанрах (“Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии”, 1891, ГРМ; “Потешные Петра I в кружале”, 1892, ГТГ). Декоративное дарование Р. раскрылось в исторических картинах (“Едут!”, 1901, ГРМ; “Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).

Его картины отличаются исторической достоверностью, лирическим проникновенным ощущением старинного быта, в них убедительны костюмы, обстановка, пейзаж. В последние годы работал как иллюстратор былин, а также участвовал в иллюстрировании “Истории великокняжеской, царской и императорской охоты” (1898-1900). Произведения Р.

имеются также в музеях Архангельска, Истры, Кирова, Н. Тагила, Пскова, Тамбова, Чебоксар, Минска и других.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)

Русские женщины XVII столетия в церкви

Пир богатырей у ласкового княза Владимира

Возвращение с ярмарки

В деревне. К обедне

Воскресный день

Девочка с куклой

Зимнее утро

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)

Кабак

Дорога

Михайловская улица в Новгороде

Иоанн Грозный с приближенными

Диакон

Крестьянская свадьба

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии

Красная палата

Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии

Портрет И.Ф,Тюменева с женой

Прогулка боярышни

Поклон с красного крыльца

Московская девушка XVII века (В праздничный день)

Московская улица XVII века в праздничный день

Портрет И.Ф.Тюменева

Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии

На деревенских посиделках

Потешные Петра I в кружале

Пожалован шубой с царского плеча

Ожидают выхода царя

Новгородская церковь

Слепой гусляр, поющий старинку

Стрелец

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате

Улица старой Москвы

Старички (Старики мудрые)

Собираются в церковь

Семья купца в XVII веке

Чаепитие

Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве

У чудотворной иконы

Эсфирь перед Артаксерксом

Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века 8 класс. Картина рябушкина

Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

ГлавнаяКартиныКартина рябушкина

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 17Следующая ⇒

Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе.

В четырнадцать лет Рябушкин осиротел.

Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г).

В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей.

В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века.

В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).

Скончался художник в имении своего друга художника В. В. Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребен на ближайшем кладбище в Добром Селе.

Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

ТВОРЧЕСТВО

Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как совершенно точно подметила А.

Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности». Друзьям и потомкам А.П.

Рябушкин «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом».

Картина А.П. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественное сознание современной ему эпохи. В ней художник и теоретик искусства А.Н. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв.

«воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: «Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней.

Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях…».

Одним из элементов, связующих прошлое и настоящее, и одним из способов ухода от бытовизма для А.П. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике.

Он сам попытал свои силы в написании нескольких книг, в создании книжных и журнальных иллюстраций с опорой на древнерусские традиции, использовал в своих работах различные типы древнерусского письма.

Умелое владение древнерусской каллиграфией, иконографией и изографией, знание традиций иконописи и древнерусской монументальной живописи, книжной культуры помогло Рябушкину создать свой, удивительно неповторимый язык исторического художественного повествования.

Как самостоятельный живописец А.П. Рябушкин впервые выступил в 90-х гг. XIX в. В 1891 г. А.П. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии».

Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии. Но в его первых жанровых картинах запечатлены обрядовые, праздничные стороны деревенской жизни.

У Рябушкина постепенно складывался новый тип жанровой картины, характеризующийся отсутствием сюжетного конфликта. В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. Характеристика явления в них строится прежде всего при помощи выразительных деталей обстановки и тонко подмеченных особенностей в поведении и облике людей.

Создавая «настроение» торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев.

Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. под впечатлением полотен В.И. Сурикова.

История России XVII столетия увлекла художника, и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не «бунташный» век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Художник отдал предпочтение допетровскому периоду русской истории, разделяя убеждение в относительной целостности его национальной характеристики. У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный.

Прошлое показано им с бытовой стороны, сюжет сведен к описанию будней людей XVII в. Соответственно и герои произведений превращены в рядовых обитателей Московии: это люди разных слоев, как бы случайно оказавшиеся в поле зрения художника. На первый план вынесены сцены мирной жизни. В характерах людей XVII в.

, как и в самом темпе их давно ушедшей жизни, отражен своеобразный этический идеал: нравственная цельность и душевное здоровье. И Рябушкину удалось воссоздать Русь не видоизмененную, а ту эпоху, когда быт был устойчив, традиции незыблемы, а столицей была Москва.

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901).

В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии.

В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл.

Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие» .

Едут! 1901

Свадебный поезд в Москве 1901

Пожалован шубой с царского плеча 1902

Живопись А.П. Рябушкина в его последующих произведениях необыкновенно нарядна и имеет изысканное цветовое звучание, роднящее ее с русской иконой, фреской и народным искусством. И в этом цветовом звучании присутствует понимание христианской символики цвета.

«Цвет в народных произведениях служит не только характеристике предмета, он еще сам обладает известной реальностью, — писал М.В. Алпатов, — поэтому он всегда интенсивен: краски звонкие, яркие, без примесей, без промежуточных тонов». Многие исторические полотна А.П.

Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором. Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности.

Проявляя «глубокий и чрезвычайно редкий в те годы интерес к древнерусской архитектуре», неоднократно бывая в Новгороде, А.П. Рябушкин создает картину «Церковь» («Новгородская церковь», 1903) — строгий, простой, значительный и печально-торжественный образ.

Об этой небольшой работе написано немало. При этом при описании этой картины каждый из исследователей находил подходящие поэтические строки (у Тютчева, Майкова, Бунина), раскрывающие ту или иную сторону этого произведения. В контексте диссертационного исследования лежит вывод, сделанный Н.Н. Третьяковым в его исследовании «Образ в искусстве».

Анализируя образ времени, он написал: «В этой небольшой по размеру картине изображается изба — дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней — дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием.

В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни.

Художник стал автором разнообразнейших произведений, среди которых журнальные рисунки, иконы, декоративные панно. Последним произведением живописца является картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году» (1904). Оно небольшое, но поразительно монументальное и по характеру композиции, и по колориту, и даже по стремительному движению коня и всадника, заносящего свой меч.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно