Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Содержание

Автопортрет.Б.Кустодиев. 1912 год

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

Автопортрет.Б.Кустодиев. 1912 год.
[фев. 13, 2007|09:23 pm]дядя Коля

Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его первыми яркими впечатлениями стали картины быта и типы провинциального купечества. В 1887 году, посетив выставку передвижников, Кустодиев решил стать художником и начал брать уроки у местного педагога и живописца А.П.Власова. В 1896-1903 годах он учился в Академии Художеств у В.Е.Савинского и в мастерской И.Е. Репина. Еще во время учебы в АХ под руководством своего знаменитого учителя работал над правой частью полотна “Торжественное заседание государственного совета”. После окончания Академии с золотой медалью был послан для продолжения образования пенсионером в Италию и Францию. По возвращении Кустодиев активно включился в российскую художественную жизнь. Он был членом Союза русских художников (1907-1910), объединения “Мир искусства” (с 1911), Ассоциации художников революционной России (с 1923 года).Ученик Репина, Кустодиев был прекрасным, разноплановым портретистом. Среди его портретов – и камерные (“Портрет Ю.Е.Кустодиевой с дочерью Ириной”, 1908), и парадные работы (“Портрет И.Я.Билибина”, 1901). Однако настоящую славу ему принесли произведения, в которых воплотились образы русской народной жизни, национальные типажи. Толчком к появлению в творчестве художника новой темы стал в1906 заказ году Экспедиции заготовления государственных бумаг для серии “Народных изданий” (картин-лубков). Издание не было осуществлено, но показанная на выставке СРХ “Ярмарка” имела такой успех, что вызвала к жизни новый жанр в творчестве Кустодиева.В этих работах художнику удалось соединить национально-романтический идеал народного искусства с классической традицией и современными ему живописными открытиями импрессионизма и модерна. Его картины наполнены светоносностью, яркостью цветовых контрастов и изысканной декоративной стилизацией форм. В них выразительно воплощается атмосфера народных праздников и гуляний (“Ярмарка” 1903, “Сельский праздник” 1913, “Масленица” 1916 и др.) Кустодиев с наслаждением погружается в стихию народной жизни, любуясь той ярмарочной, купеческой Русью, которая неумолимо уходила в прошлое. Как и положено мастеру “Мира искусства”, художник соединяет свое любование с тонкой иронией. Эта игра чувств особенно выразилась в созданных им незабываемых образах русских красавиц – купчих, пьющих чай, прогуливающихся по провинциальным улицам, нежащихся в пышных перинах. Многие из знаменитых работ с видами захватывающих гуляний или фольклорных красавиц создавались уже в то время, когда художник страдал от туберкулеза позвоночника – недуга, приковавшего его в конце концов к инвалидному креслу. Обладая феноменальной художественной памятью, большинство композиций в это время он писал по воображению.Несмотря на тяжелую болезнь и потрясения, происходившие в жизни страны, Кустодиев продолжал упорно работать, заражая всех своим оптимизмом. Сам художник говорил о своём искусстве: “любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным “сюжетом” моих картин…”

Comments:

From: a_dedushkin2007-02-13 07:07 pm
(Link)

Вот этого автопортрета я тоже ранее не видел. Спасибо!

From: hitrovka2007-02-13 07:15 pm
(Link)

:=)Автопортрет был подарен художником для Галереи автопортретов после выставки в Дрездене в 1913. В настоящее время хранится в запасниках галереи Уффици.Картон, темпера. 100×85 см

From: a_dedushkin2007-02-13 07:35 pm
(Link)

Что-то очень-очень знакомое – особенно угловая красная башня. Но не могу узнать ?
Есть два варианта, но оба неправильные ?

From: hitrovka2007-02-13 08:09 pm
(Link)

Сергиева лавра:-)Только многое реставраторы “попеределали”.Там смотровая площадка есть.))))

From: a_dedushkin2007-02-13 08:11 pm
(Link)

Я был прав: “Есть два варианта, но оба неправильные :)” Оба были неправильные.
А теперь узнал! ;))))

From: alex_luchin2007-02-14 08:31 am
(Link)

Спасибо за краткий экскурс по Кустодиеву! Всё очень познавательно и интересно!
Многие замечательные картины впервые увидел, благодаря Вам!

From: hitrovka2007-02-14 10:42 am
(Link)

Очень,очень рад.)))Ещё несколько картин хотел поставить до конца Масленицы.))))

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле | Милосердие.ru

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

У Троице — Сергиевой Лавры. Автопортрет (1912 г.) Фрагмент. Изображение с сайта wikipedia.org

В русском и советском искусстве XX века трудно найти живописца более жизнеутверждающего, яркого и радостного, чем Кустодиев, 140-летний юбилей которого мы отмечаем 7 марта.

Но все эти красочные зимние пейзажи, портреты дородных красавиц, балаганы, купцы Сусловы, купчихи Пискулины, ухари и молодцы – написаны человеком, страдавшим от сильных болей, долгие годы прикованным к инвалидному креслу.

Болезнь проявилась, когда Борису Кустодиеву (1878-1927), уже известному художнику, счастливо женатому человеку и отцу семейства, было тридцать пять лет.

На охоте. Автопортрет (1905 г.) Изображение с сайта culture.ru

«Тогда это был еще подвижный, стройный человек, застенчивый, но всегда правдиво высказывавший свое мнение, остроумный собеседник, загоравшийся от разговоров об искусстве, никогда, однако, не выступавший публично, — пишет в своих мемуарах известный пейзажист Георгий Семенович Верейский. — У Бориса Михайловича начинала все сильнее разрастаться опухоль в спинном мозгу, и в том же, 1913 году ему была сделана операция в Берлине.

В 1915 году у Кустодиева отнялись ноги, и он мог лишь с трудом передвигаться на костылях. Несмотря на тяжелое состояние, он, на костылях, работал над большими полотнами.

Болезнь угрожающе развивалась, пришлось прибегнуть ко второй операции в клинике профессора Цейдлера в Петрограде.

После пребывания в клинике Цейдлера Кустодиев уже не вставал на ноги и окончательно был прикован к подвижному креслу, которое так хорошо было знакомо всем его друзьям.

Последние годы его жизни были подвигом.

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского (1922 г.)

Своих друзей Борис Михайлович встречал всегда с веселой улыбкой, с добродушной шуткой и горячо вдохновлялся разговорами об искусстве, жадно интересуясь всем, что происходило в этой области. И это, несмотря на то, что весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен. Нельзя было не поражаться его силе воли, его неиссякаемой работоспособности».

В последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля.

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», — вспоминал Федор Шаляпин.

Книги, графика, плакат, календари, декорации

Московский художественный театр. «Блоха» Е.И.Замятина (1927 г.)

Больной, малоподвижный, Кустодиев продолжает писать, разрабатывая новый жанр портрета-картины (знаменитый Шаляпин), ищет свои пути и нередко подвергается критике за «дебелых купчих» и «безвкусных венер». Много занимается и книжной иллюстрацией («Шинель» Гоголя, Сказки Пушкина), а после революции – плакатом и даже календарями.

Пробует себя в графике, оформлении театральных постановок, работая со МХАТом, Большим театром, Мариинкой. Его последней, и удивительной по искрометному темпераменту, работой в театре стало оформление кукольного спектакля «Петушок, золотой гребешок».

Эскиз занавеса к спектаклю «Блоха» Е.И.Замятина (1926 г.) Изображение с сайта dennimm.narod.ru

Вот как вспоминает о работе с Кустодиевым режиссер Георгий Константинович Крыжицкий. «Мне мерещились какие-то необыкновенно яркие, ослепительно красочные декорации, празднично нарядные куклы. К кому же было обращаться с предложением оформить эту вещь, как не к… Кустодиеву, незадолго перед тем блеснувшему карнавалом красок в «Блохе» Евг. Замятина на сцене Большого драматического театра?

Пускай спектакль в целом и не очень удался, неважно — но каким ослепительным богатством красок поразил Кустодиев в этом ситцево-пестром зрелище, как пленительны были и игрушечная «Тула», и диковинная «Англия»!

…Нас провели в кабинет Кустодиева. Да, пожалуй, именно кабинет, рабочая комната, но никак не обычная мастерская художника. Большая комната в несколько окон на улицу. Полутемно. Под потолком лампа с большим круглым абажуром, отбрасывающая яркий конус света на центр кабинета.

А под лампой — кресло на колесах, а в нем, словно гофмановский волшебник, склоненный над работой художник.

Перед ним прикрепленный к креслу рабочий столик, бумага, цветные карандаши, баночки красок и туши — словом, лаборатория этого алхимика, извлекающего из волшебных тюбиков и баночек ослепительные картины балаганных праздников, разноцветных веселых человечков и полнотелых рубенсовских красавиц.

Я представлял себе Кустодиева пожилым, почти стариком, — к нашему удивлению на нас глядело приветливое молодое, да, да, именно молодое лицо. Только вот несколько восковая бледность и легкая припухлость, но разве это имеет какое-нибудь значение при ласковом, веселом блеске глаз!

Оформление и куклы «Петушка» оказались последней театральной работой Кустодиева, его лебединой песней. … Мне представляется символичным, что творческий путь жизнелюба Кустодиева завершился веселой театральной шуткой».

Борис Кустодиев умер 26 мая 1927 года.  Годы его болезни совпали с трудным временем: революция, война, новый режим. Он «стойко переносил лишения, — вспоминала дочь художника Ирина Кустодиева, — нехватку во всем, холод и, несмотря на болезнь, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить».

Кустодиев – не исключение

Художник, прикованный к креслу, испытывающий сильные боли и страдания – создает удивительно радостные произведения. Что за парадокс? Как это возможно?

Вера Донец, искусствовед, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, автору монографий и статей об истории русского изобразительного искусства:

«История искусства знает такие примеры. Кустодиев – не исключительный случай.

Тот же Репин, у которого к концу жизни стали отказывать руки, но он работал – до самой смерти. Ему к руке привязывали кисть, и он писал.

Слепнущий Дега – писал практически пальцами, и получалось такое парящее кружево – потому что человек был практически уже слеп и творил, можно сказать, наощупь. Он ничего не видел уже в нескольких шагах. На натурщицах рисовал цветные линии, чтобы лучше ощущать форму.

Рубенс. На его работах мы видим такую пышную красоту… А ведь он страдал от жесточайшего артрита и умер от болевого шока – не выдержало сердце. И тоже до конца своей жизни он писал великолепие и трепет жизни.

Зима. Масленичное катанье (1919 г.)

Когда мы говорим о таких крупных мастерах, то – надо понимать, что если он и чувствует себя в этом мире к чему-то призванным, то его единственное призвание – это творчество.

Троицын день (1920)

Так же и у Кустодиева. Свойственные ему жизнелюбие и взгляд на вещи – нисколько не изменились с болезнью. Более того, его живопись, вопреки всему, что с ним происходило, стала еще ярче. Да, он ощущал сильную боль, и несмотря на это, он продолжал жить в своем мире и писать свой мир – ярко, радостно и празднично. Его кисть была замешана на этих красках, на этом цвете, на этой радости.

Он просто не мог это видеть, так как к тому времени передвигался на коляске и оказывался на улице крайне редко.

Но его дочка Ирина ездила со своими друзьями на лыжную прогулку и потом приехав, радостная, раскрасневшаяся, рассказала ему, как они катались с гор, какое зеленоватое было небо, какие великолепные открывались дали.

И Кустодиев по ее рассказам написал картину, не видев ни снега, ни мороза, ни далей… Написал исключительно от слышания этой радости, этих впечатлений. Художнику этого оказалось достаточно.

Лыжники (1919 г.)

Мы так привыкаем к каким-то штампам. А если выбраться за привычные рамки, которыми мы себя окружаем, – возникает невероятное ощущение вечности, радостной вечности рядом с человеком, которую художник способен и слышать, и видеть».

Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

veniamin1 wrote in history_of_artAugust 15th, 2010

Оригинал взят у
veniamin1 в

Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия.

Русская Венера (1925-1926)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878–1927)

Посмотрите на эту радостную открытость плоти!

Он назвал её “Русская Венера”, и разве это

не так?Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,— уже куда больше 10-ти лет,— было то,что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике ( туберкулёз позвоночника)и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы. Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,неслыханному и невиданному, что происходило в стране.Но не так много.Пока просто посмотрите.После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы) должны быть вместе с остальными.

Поэтому помещаю снова.


Купчиха на балконе. 1920 г.
Купчиха за чаем. 1918г.
Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,когда не каждый день случалась селёдка на столе,—- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,–как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?Посмотрите на работы Кустодиева.Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,

и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.


Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927)

Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодняесть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.Пока просто смотрите.ОНА—КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.Вот и посмотрите на красавицу!

Купальщица-2. 1921
Аглицкая меря. 1924г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.А там написано: “К Блохе”Да, это сделано для постановки “Левши” в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?Вот это она и есть. То есть меря–это просто английское женское имя–Мэри.Такую героиню ввёл театр. Английская Мэри—или по-нашему: “Аглицкая меря”.Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.Кто как это видит или чувствует?По моему она русская, как и та, что на картине ниже.

Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ  или АГЛИЦКАЯ?Здесь, на этой картине русская Катя! Такой, как эта с матросом, должна быть Катя “толстоморденькая”,из “Двенадцати” Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.Чулочки, и “…С солдатьём гулять пошла…” Снобы выдумывают про неё ипро поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал!!!Вот она! Катя— толстоморденькая!

«Кустодиев, Купчиха и Домовой. 1922г.» на Яндекс.Фотках

Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно смотреть, потому что вы будете понимать.И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.

Нормально!!!  Ничего удивительного.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

 Что же мы здесь видим?

Мы видим ЛЮБОВЬ!!!


Посмотрите, как он любил свою дочку.Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве. Мы видим его любовь на портрете.

Вот это и есть сила искусства.

***************************************************************************

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль  и потом он поехал в Европу.Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.

Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессоразнаменитое московское “Училище живописи…и…”.Он не захотел связывать свою творческую жизнь. Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,и у него туберкулёз позвоночника.

Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли. Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,”Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901…

“У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.Совсем немаленькая.Там же пару сотен портретов.Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,—к своему собственному, русскому, расписному миру.И, я думаю , что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,—-совершенно оригинален.

Если не сказать–уникален.

**********************************************************************************

Кустодиев был высокого класса портретист.Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина, станет его полным наследником. И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.Поэтому Репин так сожалел , что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую Россию Кустодиева, как настоящее искусство.Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал

иногда интереснее чем Репин.


Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.

Вот  двойной мужской портрет..Сельский священник , забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к начальству, так Кустодиев их и написал.Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом, возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской “Дуэли”.Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.

Классный двойной портрет!

Бродский Исаак 1920 г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.Нету желающих.Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.Бродский был талант.Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым–, может к середине 30-х,— он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать сам.

Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.


Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Притягательный дамский портрет.Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он, Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.

Это называется композиция и 

это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится. 
Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.
Я не читал эту детскую писательницу.Но какой портрет.Какой класс!Потом, Кустодиев переменился.И стал писать его собственную Россию.Этого Репин не принимал и не понимал.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.

Пасхальный обряд (Христосованик). 1916

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

================================================================

Жить без любви, быть может, просто,

Но как на свете без любви прожить?

Никак не прожить!Старый просто млеет от этого поцелуя!! Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,а потом стала целовать. Всё как полагается.
Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.
Кажется это последний автопортрет,на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,который собирается осуществить всё что он задумал.Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза позвоночника осталось 4 года.Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый. И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске. В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными

страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.

Купальщица-1. 1921 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)
Купец (Старик с деньгами). 1918 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

=====================================================================

Это конечно не приказчик. Это –САМ! То есть –КУПЕЦ.Так его называли приказчики и все его служащие.За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли –САМА.Икона на месте. Чтобы было видно, что : БОГУ–БОГОВО…

А дальше, на прилавке, уже без Бога.

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

==========================================

Ну хорош!!! Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!Что скажете  наши прекрасные участницы?Вы ж на него посмотрите–ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!Обратите внимание на дату. У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!Это 1920-ый год— ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввестиподобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.Вот это приказчик!! 

Хорош!!

Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,

Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.

Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года
через два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.

Вениамин.

P.S.Про Кустодиева надо сделать несколько штук, такого размера как сегодня. Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.

Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. 

Известный (не)известный Борис Кустодиев

Автопортрет. 1912

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

 Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.

Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

«Морозный день». 1913

Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.

Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева

 «Портрет Федора Шаляпина». 1922

Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма.

 Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.

 На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.

«Зима». 1916

Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.

«Балаганы». 1917

«Масленица». 1916

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.

«Масленица». 1919

«Масленица». 1920

«Лыжники». 1919

«Зимняя ярмарка». 1921

Портреты Б. Кустодиева

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

Б. Кустодиев “Автопортрет”

Чем трагичнее становились обстоятельства жизни художника Бориса Кустодиева, тем радостнее и красочнее были его картины…

Парадокс? Возможно. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.

И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Сам Б.

Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин…».

Родившись в Астрахани,  радостные сюжеты красочных деревенских праздников он  нашёл в Костромской губернии, куда выехал в поисках натуры. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И.

Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров.

Занимался Б. Кустодиев и скульптурой, его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом.

Семья Б. Кустодиева (фото)

Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.

Всего им было создано более 100 портретов, среди которых – портреты его близких (жены и детей), а также современников художника, фактически весь Серебряный век русской культуры в лицах нашел свое отражение в работах Кустодиева. О портретах Б. Кустодиева и пойдёт речь в нашей статье.

«Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности», – считал  Б.М. Кустодиев.

Ранние портреты Кустодиева  выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника.

Б. Кустодиев «Автопортрет» (1912)

Б. Кустодиев “Автопортрет” (Галерея Уффици)

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Б. Кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского).

Галерея Уффици (Флоренция)  – один из старейших музеев Италии. В нем хранится коллекция произведений искусства XIII-XX вв. В июле 1559 г.

правитель Флоренции Козимо I Медичи решил построить в городе новое административное здание, в котором должны были располагаться все административные, канцелярские службы города.

Поэтому здание и получило название «Уффици», что с итальянского переводится как «офисы».

Галерея Уффици, кроме шедевров мастеров Возрождения и других знаменитых живописцев мира, знаменита своей коллекцией автопортретов, которая находится в так называемом «Коридоре Вазари» и насчитывает около 1500 картин. Основная часть их находится в запасниках, поскольку невозможно экспонировать всю коллекцию в небольшом по площади коридоре, длина которого 750 м.

Здесь есть и русские имена. В начале XIX в. Флорентийская Академия впервые обратила внимание на русских художников, которые в то время приезжали пенсионерами от Санкт-Петербургской Академии на «практику» в Италию. В 1819 г. Академия впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому живописцу, и вскоре Коридор Вазари украсил автопортрет Ореста Кипренского.

Спустя 12 лет, в 1831 г., Академия заказала автопортрет для Уффици современнику Кипренского, Карлу Брюллову. Художник начал выполнять заказ, но затем охладел к работе, и портрет остался не оконченным. До конца жизни он хранился у Брюллова, а после его смерти вернулся в Россию. Сегодня этот автопортрет находится в коллекции петербургского Русского музея.

В 1874 г. для галереи написал свой автопортрет Иван Айвазовский, морские пейзажи которого уже были известны во всем мире. В 1874 г. выставка картин Айвазовского во Флоренции прошла с таким успехом, что Флорентийская Академия художеств предложила маринисту написать свой портрет для галереи Уффици. Айвазовский стал вторым русским художником, удостоившимся такой чести. А третий – Б. Кустодиев.

Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. М.Г.

Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в.: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста; сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

Известность и признание пришли к Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Его «Портрет художника И.Я. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.

Б. Кустодиев «Портрет художника И. Билибина» (1901)

Б. Кустодиев “Портрет художника И. Билибина” (Государственный Русский музей)

На портрете молодой художник изображен нарядно одетым, с цветком в лацкане френча. Тёмный фон позволяет оттенить благородную выразительность лица И.

Билибина, а его свободная поза говорит о внутренней раскованности этого талантливого художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя, участника объединения «Мир искусства».

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками.

Б. Кустодиев «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915)

Б. Кустодиев “Портрет царя Николая II”

Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т.к. говорит зрителю о том, что составляет жизнь и деятельность царя: государственность, православие, ответственность за судьбы вверенных ему людей.

Фон картины – это символ мира, в котором существует человек, изображённый на портрете. Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы  лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком.

Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова), и собирательный образ (царя).

Портрет Николая II Кустодиев писал в Царском Селе, куда он был приглашён императором.

Вот как описывает он свои сеансы в Царском Селе: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы… Что еще хорошо – стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так – «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией.

«Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые» – его фраза. И все в таком роде».

Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».

Б. Кустодиев «Портрет Фёдора Шаляпина» (1921)

Б. Кустодиев “Портрет Фёдора Шаляпина” (Париж)

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».

Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Она была очень маленькой, художник работал полулёжа, поэтому картину приходилось писать по частям.

«На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом.

С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное».

Художник создал портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство.

На снежных холмах идёт народное гулянье, множество мелко написанных человеческих фигурок, санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на переднем плане – величественная фигура Ф.И.

Шаляпина, чётко выделенная на фоне зимнего пейзажа, условно изображающего ярмарку – балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров…

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем. Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначально картина так и называлась – «Новый город», куда приехал на гастроли знаменитый артист. Ему ещё предстоит покорить своим талантом этот незнакомый город. Но всё-таки это город русский…

Знаменитый певец показан на портрете щёголем, любящим дорогую одежду, красующимся не только одеждой на бобровом меху, но и перстнем с драгоценным камнем, модными замшево-лаковыми ботинками, дорогой тростью… Всё это сочеталось в Шаляпине: широта натуры, русская стихия и показное барство. Созданный художником образ певца является олицетворением силы и одаренности русской натуры.

Шаляпин стоит в театральной позе, а за его спиной разворачивается праздничная феерия кустодиевской ярмарки.

На втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И.Г. Дворищина.

Ф.И. Шаляпин до самой своей смерти не расставался с этим портретом и ценил его выше всех других своих портретов – за широту, размах и «русский дух».

Б. Кустодиев «Портрет поэта Максимилиана Волошина» (1924)

Б. Кустодиев “Портрет поэта Максимилиана Волошина”

Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, который зрители воспринимают как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Это полотно, как и портреты многих других современников Кустодиева, стало символом времени, на них  сбережён для истории облик людей той краткой поры, когда Россия переживала возрождение во всех сферах жизни.

Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей, изображённых на портретах. Через свои полотна Кустодиев сказал об исторической значимости конкретных личностей, изображенных им на холстах.

Б. Кустодиев «Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника» (1926)

31 мая 1905 г. у Кустодиевых родилась дочь Ирина, которая стала любимой моделью художника. Художник писал ее постоянно. Первое изображение дочери он сделал через четыре часа после ее появления на свет, а над последним работал за день до смерти, 25 мая 1927 г. Вот она смотрит на нас с карандашного рисунка.

Б. Кустодиев “Ирина”

А это последнее из известных изображений Ирины. Она была актрисой и скончалась в 1981 г.

Б. Кустодиев “Портрет Ирины Кустодиевой” (Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина)

Кустодиев-портретист поражает зрителя одновременно и фотографической точностью изображения, и потрясающим «попаданием» в характер образа, отражение наиболее типического в личности.

Его портреты Грабаря, Шаляпина, Волошина, Капицы, Замятина не только запечатлели облик этих ярких и талантливых людей, но и донесли потомкам масштаб личности, свет души и ума, одухотворяющий черты людей, повлиявших на ход истории.

Б. Кустодиев «Портрет академиков Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова» (1921)

Б. Кустодиев “Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова”

Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Так был создан этот портрет.

В дальнейшем Пётр Леонидович Капица стал лауреатом Нобелевской премии по физике (1978).

С 1921 по 1934 гг. он работал в Кембридже под руководством Резерфорда.

А Николай Семёнов, который изображён рядом с П. Капицей справа, является единственным советским лауреатом Нобелевской премии по химии (1956).

Книжная графика Бориса Кустодиева

Описание картины бориса кустодиева «автопортрет»

6 – 2005

Евгений Немировский

Борис Михайлович Кустодиев вошел в историю русского искусства прежде всего как живописец — мастер бытового жанра. Он был певцом купеческого быта с ярмарками и балаганами, с разгульной масленицей, с чаепитиями в трактирах и в домах.

Он писал дородных купеческих жен — как одетых, так и обнаженных. Его полнотелые русские красавицы настолько правдивы и реалистичны, что, кажется, сейчас оживут.

Кустодиев был и блестящим портретистом: достаточно вспомнить его знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина, фоном которому служит все то же безудержное русское разгулье.

Живопись всегда была главной целью и смыслом его жизни. Но традиции «Мира искусства», к младшему поколению которого принадлежал Кустодиев, требовали внимания к графике — к театрально­декорационному мастерству, к рисунку и, конечно же, к книжно­журнальной иллюстрации. И Борис Михайлович всему этому тоже отдал дань.

О Кустодиеве много и охотно писали как профессиональные искусствоведы, так и литераторы, писатели1. Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо.

Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.

Таким образом, герои будущих картин художника вырастали из семейных традиций и детских впечатлений.

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет. 1904

Великой русской реки, на берегах которой прошло детство Кустодиева, нет на его картинах — купеческая жизнь замкнута в нехитром интерьере лавок, трактиров, бань, кричаще убранных комнат.

Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б.М.

Кустодиева, а в Нижнем Новгороде — в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера».

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 — 1930). Школа была прекрасная, и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества, и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.

н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И.Е.Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.

Б.М.Кустодиев. Акакий Акакиевич. Иллюстрация к повести «Шинель» Н.В.Гоголя. 1905 г.

Золотая медаль, полученная при окончании Академии художеств, давала право и финансовые средства для зарубежной поездки, которую Кустодиев совершил с молодой женой. Это тоже была школа, которая чувствуется в его портретах — в жанре, которому были отданы многие годы творческой жизни художника.

Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 1901—1902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».

На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б.М.Кустодиева, проредактированными академиком И.Е.Репиным». Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2.

Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.

Б.М.Кустодиев. В гостях у генерала. Иллюстрация к рассказу «Свечка» Л.Н.Толстого. 1905 г.

Связи с вятскими издателями сохранились, и в 1902 году Б.М.Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально — иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н.В.Гоголя.

Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А.А.Агина и Е.Е.Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А.Ф.Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Б.

М.Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П.М.Боклевский.

Некоторые из этих портретов, помещенных на 12 вклейках, удались, особенно — бесшабашный Ноздрев. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.

Более удачны серии иллюстраций к повестям «Коляска» и «Шинель». К сожалению, в полном объеме они в то время изданы не были — лишь некоторые из них были воспроизведены в альбоме «Юбилейный сборник рисунков известных русских художников к произведениям Гоголя», который был опубликован в Санкт­Петербурге в 1909 году к 100­летию со дня рождения писателя.

Первые графические работы Б.М.Кустодиева носят станковый характер — с книгой как таковой они не связаны. Стремления к единству книжного организма во всем обилии его составляющих, характерного для художников объединения «Мир искусства», здесь нет, но иллюстрации сами по себе хороши.

Б.М.Кустодиев. Вступление. Рисунок из журнала «Жупел». 1905

Рисунки к «Коляске» и «Шинели» повествовательны. Они существенно дополняют гоголевский текст, не отступая при этом от него. Большое внимание уделено всевозможным мелочам. Глубоко драматичные иллюстрации к «Шинели» проникнуты состраданием к «маленькому человеку», которому нет места на земле. Рисунки эти снабжены подписями — лаконичными цитатами из Гоголя.

Первая русская революция, которая стала важной темой в творчестве многих художников «Мира искусства», не прошла незамеченной и для Кустодиева. Он снова обращался к графике, позволяющей незамедлительно откликаться на события, бушующие на улицах и площадях. Темы подсказывала сама жизнь — «Митинг на Путиловском заводе», «Манифестация»…

Кроме того, Кустодиев сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», в «Календаре русской революции».

Обезумевший гигантский скелет, мчащийся по улицам города и символизирующий смерть, сметающую все на своем пути, — таков сюжет рисунка «Вступление», появившегося на страницах второго номера журнала «Жупел» за 1905 год. Рисунок этот известен и в другом варианте, где скелет безжалостно давит толпу.

Б.М.Кустодиев. Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Крестьянин и работник». 1909 г.

Скелет на рисунке из «Жупела» перекликается с более поздней работой — картиной «Большевик», созданной Кустодиевым в 1919—1920 годах. И там и тут перед нами безудержная стихия.

Об этом говорят размеры центральных фигур, возвышающихся над домами, над беспомощной толпой, копошащейся где­то внизу.

Очевидно господство всепоглощающей идеи, которой нет дела до повседневной жизни простых людей и в которой изначально заложена жестокость, не знающая границ.

Б.М.Кустодиев. Обложка к сборнику сказок А.С.Пушкина. 1919 г.

А на соседних страницах этого же второго номера «Жупела» были помещены рисунки И.Я.Билибина, М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере…

Мирискусники выступали единым фронтом: после того как «Жупел» был закрыт, все они перешли в новый журнал со зловещим названием «Адская почта». Здесь Б.М.Кустодиев обнаружил в себе дар карикатуриста.

Правда, еще в «Жупеле» была опубликована блестящая и едкая карикатура на председателя Совета министров Сергея Юльевича Витте (1849 — 1915), автора манифеста от 17 октября 1905 года — того самого, о котором писали:

Царь испугался, издал манифест:

Мертвым свобода, живых под арест.

Карикатура на Витте подписана не была, но известный наш искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891 — 1978) считал ее автором Б.М.Кустодиева4.

В «Адской почте» были помещены безжалостные карикатуры на И.Р.Горемыкина (1839 — 1917), сменившего Витте на посту председателя Совета министров, на обер­прокурора Священного синода К.П.Победоносцева (1827 — 1907), на других сильных мира сего, противостоявших восставшему народу.

В «Календаре русской революции» за 1907 год (издан в 1909 году), был помещен рисунок Б.М.Кустодиева «Февраль» приуроченный к соответствующему месяцу. Сохранилось несколько вариантов этого рисунка. Художник изображает горестный финал революции — скорбные колонны закованных в цепи людей, идущих по этапу в сибирскую ссылку. Рисунок был исполнен тушью, белилами и красной акварелью.

Б.М.Кустодиев. Иллюстрация к повести «Дубровский» А.С.Пушкина. 1919 г.

В годы после Первой русской революции Б.М.Кустодиев написал такие известные картины, как «Ярмарка», «Портрет священника и дьякона», «Монахиня». Он активно работал и в области книжно­журнальной графики. Интересы Б.М.Кустодиева по­прежнему лежали в области отечественной классики. Произведения зарубежных писателей он не иллюстрировал, а к современной русской прозе обращался сравнительно редко.

В 1907—1909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А.Н.Острогорским. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И.А.Крылова «Хозяин и работник».

Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева — к «Неточке Незвановой» Ф.М.Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н.А.Некрасова, к рассказам А.П.Чехова.

К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется — уже в послереволюционные годы.

Мини­хрестоматией был и сборник «Л.Н.Толстой. Три рассказа и очерк его жизни», издание которого было предпринято в 1911 году петербургским Обществом грамотности. Здесь были опубликованы кустодиевские иллюстрации к рассказу «Свечка». То же Общество в том же самом году выпустило «Песню про купца Калашникова» М.Ф.Лермонтова с иллюстрациями Б.М.Кустодиева и А.Ф.Максимова.

Список журналов, с которыми художник сотрудничал в то время, довольно велик. Здесь и близкий мирискусникам «Аполлон», в № 8 которого за 1910 год появились иллюстрации Кустодиева к повести «Аллей Коровин» А.

Н.Толстого. Как повесть, так и рисунки были весьма далеки от генеральной линии журнала, тяготевшего к символизму, — впрочем, Алексадр Блок в том же самом номере «Аполлона» призывал не забывать о реализме.

Сотрудничал Б.М.Кустодиев и в широко известном «Сатириконе», а также в журнале «Лукоморье».

В 1912 году Б.М.Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Первоначально делались портреты отдельных лиц — пастелью и маслом, которые затем художник предполагал перенести на большое полотно.

Эта работа далека от графики, но мы упоминаем о ней потому, что она, по сути дела, представляет собой групповой портрет русских художников книги. На портрете изображены А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов и другие мирискусники, активно и охотно работавшие с книгой. Картина эта, к сожалению, завершена не была.

Сохранился лишь сделанный в 1916 году большой эскиз, который сейчас находится в Государственном Русском музее в Санкт­Петербурге.

Расцвет графического творчества Бориса Михайловича Кустодиева пришелся на первые послереволюционные годы. Для этого были свои причины, и, надо сказать, очень грустные — художник тяжело заболел. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы.

Врачи долго гадали о причинах острой боли в правой руке, мешавшей художнику и работать, и спать. Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.

Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Художник страдал, но работать не прекращал несмотря на то, что нечеловеческие боли не позволяли ему стоять у мольберта, а затем ноги и совсем отказали. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины.

А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» — гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную, исконно русскую призму.

Б.М.Кустодиев. Обложка к сборнику «Русские народные песни, собранные А.С.Пушкиным». 1922 г.

И все же уже в первые послереволюционные годы акцент в творчестве художника был перенесен на графику, и прежде всего книжную.

Работа была заказной. Первое советское издательство — Литературно­издательский отдел Наркомпроса — начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Серия была продолжена и созданным в 1919 году Государственным издательством, которое долгое время было монополистом на книжном рынке.

Читатель, знакомый с нашими предыдущими статьями, помнит, что для этой серии успешно работал Александр Николаевич Бенуа. Добавим, что вслед за Бенуа в первые советские издательства пришли М.В.Добужинский, Д.И.Митрохин, С.В.Чехонин.

Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».

31 января 1918 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский созвал Комиссию по изданию русских классиков, чтобы обсудить вопрос об оформлении однотомника Н.А.Некрасова, которым литературно­издательский отдел собирался открыть свою издательскую деятельность. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций.

Говорилось, что их появление в книге становится целесообразным лишь при условии, что художник конгениален, то есть равен ему по силе таланта. В качестве конгениальных Н.А.Некрасову мастеров назвали Б.М.Кустодиева и К.С.Петрова­Водкина.

Однако в итоге получилось так, что некрасовский однотомник, изданный лишь в 1920 году, вышел вообще без иллюстраций.

Сотрудничество с первыми советскими издательствами у Б.М.Кустодиева началось с произведений Александра Сергеевича Пушкина. И тогда художник делал не только иллюстрации, но и всю книгу, рассматривая ее как единое целое. Первым — в 1919 году — был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись.

Кустодиев, иллюстрируя пушкинские сказки, пошел совершенно по иному пути, чем Иван Билибин, нарядные книги которого все помнили. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Мировая война перерастала в гражданскую, и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише.

Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Поэтому кустодиевские иллюстрации черно­белые. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Он разместил иллюстрации в верхней части полос в виде заставок — цельнополосные иллюстрации казались недопустимой роскошью.

Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная.

В том же ключе Б.М.Кустодиев решал и оформление «Дубровского», который стал первой оформленной им книгой, выпущенной после революции. Для этой повести художник выполнил десять небольших рисунков пером. Ясные по мысли и четкие по исполнению, они превосходно смотрятся в книге, предназначенной для массового читателя.

В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б.М.Кустодиев сделал обложку, иллюстрации и небольшой портрет А.С.Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А.С.Пушкиным» (М.

, 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924). Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Древнерусская сказочность в этой пушкинской сатире начисто отсутствовала, поэтому И.Я.

Билибин за ее оформление даже не взялся.

Окончание в следующем номере.

КомпьюАрт 6'2005

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно