Описание картины ивана шишкина «дебри»

Описание картины ивана шишкина «дебри»

Описание картины ивана шишкина «дебри»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Лесная природа в картинах Ивана Шишкина

Описание картины ивана шишкина «дебри»

О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. Шишкин получил популярность еще при жизни, рисуя природу России, которую он так любил. Современники называли его “царем леса”, и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.

Картины известного пейзажиста сложно спутать с работами других художников. Природа на полотнах Шишкина показана выборочно. Пейзажист рисовал ее крупным планом, делая акценты на шершавой коре деревьев, зелени листьев, выпирающих из земли корнях. Если Айвазовский предпочитал изображать силу стихии, то природа Шишкина кажется умиротворенной и успокоенной.

(Картина “Дождь в лесу”)

Художник умело передавал это чувство успокоенности через свои полотна. Природные явления он показывал не так часто. На одной из его картин изображён дождь в лесу. В остальном природа кажется незыблемой и почти вечной.

(Картина “Бурелом”)

На отдельных полотнах изображены объекты, которые пережили нашествие стихий. Например, у художника есть несколько полотен с названием “Бурелом”. Стихия отбушевала, оставив после себя груду поломанных деревьев.

(Картина “Вид на остров Валаам”)

Шишкин любил остров Валаам. Это место вдохновляло его на творчество, поэтому среди картин художника можно найти пейзажи с изображением видов Валаама. Одна из таких картин – “Вид на острове Валаам”. Отдельные полотна с пейзажами острова принадлежат раннему периоду творчества художника.

(Картина “Сосны освещенные солнцем”)

Стоит отметить, что уже с самого начала Шишкин определился с манерой изображения природы. Он не берет масштабных объектов и не стремится показать целиком лес, сосредотачиваясь на “трех соснах”.

(Картина “Дебри”)

(Картина “Рожь”)

(Картина “Дубовая роща”)

(Картина “Утро в сосновом лесу”)

(Картина “Зима”)

Одна из интересных картин художника – “Дебри”. На полотне изображен участок леса, нетронутый человеком. Этот участок живет своей жизнью, даже земля на нем целиком покрыта растительностью.

Если бы в это место попал человек, то он ощутил бы себя героем какой-нибудь таинственной русской сказки. Художник сконцентрировался на деталях, изображая глубины леса. Он с потрясающей точностью передал все мелочи.

На этом полотне можно увидеть и поваленное дерево – след бушевавшей стихии.

(Зал картин Ивана Шишкина в Третьяковской галерее)

Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. Они по-прежнему привлекают внимание ценителей живописи. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Художник был также очарован видами Швейцарии. Но сам Шишкин признавался, что без русской природы он скучает.

Картины Ивана Ивановича Шишкина 1832-1898

Описание картины ивана шишкина «дебри»

Cлайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №86 имени М.Е. Катукова СЗОУО г. Москвы Тема урока 3-4 класс: «Картины Ивана Ивановича Шишкина 1832-1898». Автор: Сорокина Елена Юрьевна Учитель: Изобразительного искусства и технологии

Cлайд 2

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса (1856 г.)

Cлайд 3

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв.

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г.

художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Cлайд 4

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов.

В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.

Cлайд 5

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г.), «Рожь» (1878 г.), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.; медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие.

Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.), на этих экспозициях.

Умер 20 марта 1898 г. в Петербурге.

Cлайд 6

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дебри 881г, холст, масло, 142×93 см Несмотря на суровое название, это, пожалуй, один из самых интимных и лирически окрашенных холстов Ивана Шишкина.

Картина проникнута особым ощущением таинственности, своеобычной малозаметной прелестью скрытой жизни лесной природы. Глухомань. Невероятно тонко прочувствовал художник незримый рост елей, сосен.

Cлайд 7

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дубы. Вечер Этюд для картины Дубовая роща” 1887г, холст, масло, 42×62 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Cлайд 8

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Рожь 1878г, холст, масло, 107×187 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Особенный, тихий, погожий выдался день.

Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.

Невероятная тишина царит в пейзаже.

Cлайд 9

«Рожь» Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек – ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, – нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует – быть грозе… Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы.

Cлайд 10

«Рожь» Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. И только тогда ты увидишь бездонную глубину “простоты и наивности” Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы – туда, в благоухающее царство хлеба. Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы. Это глубокое заблуждение… Ведь поэзия бывает разная. Глядя на его „Рожь”, слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета… Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч. (рассказ И.Долгополова)

Cлайд 11

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Полдень. Окрестности Москвы. Братцево. Этюд к картине “Полдень. В окрестностях Москвы” 1866г, холст, масло, 65×59 см Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань

Cлайд 12

Картины И.И. Шишкина 1898 г, холст, масло, 43,3×67,1 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Kартины Третьяковской галереи И.И.Шишкин (1832-1898) Пруд в старом парке Этюд для одноименной картины

Cлайд 13

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Шалаш 1861г, холст, масло, 36,5×47,5 см Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Cлайд 14

Картины И.И. Шишкина Картина «Лес»

Cлайд 15

Картины И.И. Шишкина Картина «Дорога»

Cлайд 16

ЗАДАНИЕ: Кроссворд «13 картин И. И. Шишкина» ВОПРОС: Найдите в предложенном кроссворде 13 картин Ивана Ивановича Шишкина.

Названия не пересекаются между собой и могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали, в виде прямых или ломаных линий (см. образец – слово «Рожь», уже отмеченное в кроссворде).

Дали Шалаш Перелесок Дубы Косогор Дорога Лес Деревья Дебри Рожь Прудик Лето Полдень

Cлайд 17

ЗАДАНИЕ: Кроссворд «13 картин И. И. Шишкина» Р О Ж О С О Г Р Д П Е Ь К К Л Ь Р Е   Р Е Л О Е Н Е Р Л А Ш Е С С Е В Д А Д У Р О Л Д Ь Е Ш И Л П П У Б Я Б Д К Е Т О Д Ы И Р А Л И Д О Р О Г А

Cлайд 18

Проверяем ответы: Р О Ж О С О Г О Д П Е Ь К К Л Ь Р Е   Р Е Л О Е Н Е Р Л А Ш Е С С Е В Д А Д У Р О Л Д Ь Е Ш И Л П П У Б Я Б Д К Е Т О Д Ы И Р А Л И Д О Р О Г А

Cлайд 19

2. Придумать кроссворд на тему: «Русские художники» Используя фамилии художников, название картин. Практическое задание на выбор: 1. Сделать презентацию на компьютере по теме «Любимые художники» 1 слайд – титульный лист (название учреждения, темы, автора, руководителя) 2 слайд – ИФО художника 3 слайд – портрет художника и его краткая биография 4 слайд – картины художника и их краткое описание Приветствуется стихотворное написание, творческие задания, загадки, ребусы.

Cлайд 20

Cлайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт

516115161251613516145161551616516175161851619516205162151622

Скачать эту презентацию

Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие

Описание картины ивана шишкина «дебри»

Оглавление:

Среди русских пейзажистов один из наиболее весомых авторитетов – художник Шишкин Иван Иванович. Будущий живописец родился в Елабуге, 13 января 1832 года.

Талант мальчика был заметен с детства, и после окончания пятого класса гимназии его направили в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества.

Следующим этапом обучения для молодого живописца стала Императорская Академия художеств – главное заведение России в сфере искусств.

Талантливый юноша привлёк к себе всеобщее внимание. В первый же год он получил две малые серебряные медали, затем последовали более солидные награды: большая серебряная, малая золотая и, наконец, большая золотая, предоставленная ему руководством Академии за два изображения валламской местности Кукко.

Большая золотая медаль дала Шишкину право на стажировку за границей за счёт Академии художеств. Молодой человек отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву, Дюссельдорф, посещая мастерские ведущих живописцев эпохи.

Особое влияние оказала на творчество молодого пейзажиста Дюссельдорфская школа, поэтому он считается представителем этого направления.

Кстати, именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.

В Россию Шишкин вернулся даже раньше, чем окончился срок его заграничной стажировки – его тянули виды русской природы, он тосковал по родине. И именно в России он создал свои самые великие произведения.

Описание картин Шишкина и его художественного стиля

Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Иван Иванович Шишкин, с юности выезжавший на природу для изучения особенностей деревьев, трав, ландшафтов, признан авторитетным знатоком растительных форм.

Для карандаша и кисти Шишкина характерно точнейшее воспроизведение ветвей, стволов, травинок, листьев, хвои, валежника, корней, хвороста, песка, каменистой почвы, глины – всех деталей пейзажа в мельчайших подробностях. При этом, что примечательно, художнику удавалось не повторить ошибок некоторых детализаторов, за мелочами упускающих общее. Мелкие детали у Шишкина становились частью общего пейзажа, целостного и выразительного.

Несколько меньшее внимание Шишкин уделял колориту. Искусствоведы отмечают, что рисунок у этого мастера более силён, чем колорит. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы палитра художника бедна или негармонична. Она, скорее, сдержанна и лаконична, что придаёт полотнам особый стиль и узнаваемость.

Самые известные полотна Шишкина

Творчество Шишкина – образец пейзажного реализма. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас, и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей.

Называя самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина, обычно отмечают следующие полотна:

  • «Утро в сосновом лесу» – пожалуй, самая выдающаяся из работ мастера и, однозначно, самая известная.
  • «Рожь» – пейзаж с золотистым полем, над которым возвышаются столь любимые художником сосны, часто появляющиеся на его полотнах.
  • «Дубовая роща», в которой невероятно реалистично передана игра света на стволах и листве могучих деревьев.
  • «Горелый лес» – печальная картина в коричневых тонах.
  • «Корабельная роща» – картина, воспевающая могучую красоту высоких, крепких, прекрасных деревьев-исполинов.
  • «Дебри» – очень атмосферный пейзаж, который переносит зрителя в лесную глушь, где под крышей густых крон растут только папоротники.
  • «Пасека» – один из тех пейзажей, где очень ярко проявилось умение мастера передать игру солнечных лучей и теней – то лёгких, то более густых.
  • Эти картины сейчас хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга и Музее русского искусства в Киеве. Если же поставить задачей обзор всего творчества мэтра, пришлось бы посвятить одному перечислению работ целую брошюру, а анализу – не один том.

    В творчестве пейзажиста нашли отражение все времена года. Зима в картинах художника Шишкин Иван Иванович сурова и лаконична: доминирует сочетание тёмных стволов и белого снега.

    Для весны характерен мажорный колорит: в молодую зелень вплетаются золотистые оттенки. Лето наполнено не только шелестом зелени, но и танцем солнечных лучей.

    Изображения ярко-жёлтой осени средней полосы перекликается со строками русских поэтов.

    Полотна и рисунки Шишкина находятся во многих музеях и частных коллекциях. Их без дискуссий включают в золотой фонд не только русского, но и мирового пейзажа.

    Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»

    Одна из самых известных картин, написанных Шишкиным, – «Утро в сосновом лесу». На этом полотне среди бурелома играют медвежата под присмотром мамы-медведицы.

    Картина переносит зрителя в глушь русского леса, где высокие деревья соседствуют с оврагами и поваленными стволами.

    Но солнце находит себе дорогу в этот потаённый уголок природы, поэтому пейзаж наполнен радостным оптимизмом, а сочетание утренней атмосферы с анималистическим сюжетом – весело играющими малышами – превращает картину в гимн жизни.

    Интересно, что, хотя этот пейзаж широко известен, большинство людей делает ошибку в вопросе: «Сколько медведей на этой картине?». Обычно даётся ответ «три». На самом деле их четыре, в чём легко убедиться, посмотрев на репродукцию.

    Пейзаж Шишкина «Дубовая роща»

    В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. Величественность и мощь вековых дубов переданы со всей силой живописного реализма. Роща залита солнцем, освещающим и грандиозные стволы, и изогнутые ветви, и пышные кроны, и травяной ковёр.

    Некоторые ветви исполинов засохли, на стволах заметны раны, но эти дубы воплощают несгибаемую силу, зрелую красоту природы. Чувствуется бурление жизненных соков в стволах, слышится шелест густых крон, переговаривающихся друг с другом. Становится ясно, что эти великаны простоят ещё века. Это плотно называют символом русской природы и русской души.

    Это полотно мастер писал… тридцать лет! Несмотря на такой долгий путь от замысла к результату, создаётся впечатление, что «Дубовая роща» написана на пленэре: настолько удачно переданы не только детали, но и летняя атмосфера пейзажа.

    Вся жизнь – творчеству

    Всю свою жизнь Иван Иванович Шишкин посвятил творчеству. Он получил всероссийскую известность не только как пейзажист, но и как аквафортист – то есть гравировальщик, создающий гравюры на меди с применением водки.

    Иван Иванович Шишкин любил посещать различные уголки России, делая рисунки с натуры. Он также ездил по России со своими картинами, стал членом Товарищества передвижных выставок, популяризируя искусство пейзажа.

    Последняя картина пейзажиста осталась незавершённой. Художник, всю жизнь посвятивший прославлению красоты русской природы, скончался в 1898 году за работой, у мольберта, с кистью в руках.

    Какая из работ Шишкина нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

    Главная

    Описание картины ивана шишкина «дебри»

    Какой художник не воспевал в своих картинах величие и красоту родной природы! Но каждый по-своему. Покажите кому-нибудь картины «Рожь» или «На севере диком», «Утро в лесу» или «Корабельная роща». Сразу вспомнят Ивана Шишкина и будут правы: невозможно не узнать. Репродукции с его картин можно увидеть в детских книжках, букварях, учебниках.

    Самобытный мастер возвёл в идеал строгое и точное следование правде жизни, пытливое изучение природы. Иной раз кажется, что перед тобой не картина, а фотография, настолько живо изображение, настолько естественны краски.

    Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге, в небогатой семье купца (1832—1898).

    Учился будущий пейзажист в Казанской гимназии, в Московском училище живописи и ваяния, в Академии художеств Санкт-Петербурга.

    Как лучший ученик Академии, он был награждён серебряной медалью и Большой золотой медалью выпускника, дающей право выехать за границу на три года для совершенствования творческого мастерства.

    Художник путешествовал по окрестностям Цюриха и Мюнхена, Женевы и Дюссельдорфа, изучал искусство ландшафта. За одну из написанных за границей картин Иван Шишкин получил звание академика.

    Возвратился в Россию он уже признанным и узнаваемым живописцем, сблизился с Артелью художников, стал одним из первых членов Товарищества передвижников, участвуя в его выставках с 1871 года.

    Шишкин тогда представил свою картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

    Для художников разных поколений вдохновляющим примером служит подвижническая жизнь и профессионализм живописца. Когда Александр Дейнека с группой молодых художников ходил по залам Третьяковской галереи, он остановился возле полотен Ивана Шишкина и сказал:

    — Посмотрите, какое решение! С какой силой создаёт он величавую картину Родины! Кажется, ну что особенного? Солнце жаркое. Просторы полей. Небо голубое. Рожь золотая. На первом плане травка и цветочки. А ведь это Россия! И что самое замечательное, а это свойство только крупных мастеров — какими предельно незамысловатыми средствами лепится запоминающийся на всю жизнь образ…

    Картина «Рожь» появилась впервые в 1878 году на Передвижной выставке. Среди полотен Ярошенко и Репина она была признана «наипервейшей».

    «Рожь» Шишкина не просто пейзаж, а образ раздолья, простора, благодатной красоты России. Мы видим на картине жаркий летний день. В воздухе чувствуется приближение грозы. Ласточки летают над самой дорогой.

    До самого горизонта простирается под голубым небом огромное море ржи.

    Людей на картине нет. Только приглядевшись, мы можем заметить мелькнувший во ржи красный женский платок. Но везде ощущается присутствие человека. Это он истоптал лаптями и покрыл золотом хлеба землю. Это его повозки выбили на дороге колеи.

    Это он вырубил красовавшийся когда-то на этой земле неприветливый сосновый бор. Да не поднялась рука до конца загубить могучую красоту — до самого горизонта возвышаются среди ржи вековые сосны. Под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут щедрую рожь жницы…

    Почему же беден крестьянин на этой щедрой земле?

    Трудно назвать другого рисовальщика такого масштаба, как Шишкин. Наследие его велико и разнообразно: гравюры, офорты, литографии, эскизы пером, карандашом, углём, акварелью. Среди натурных зарисовок много набросков, но есть и законченные рисунки. Некоторые из них послужили этюдным материалом для живописных произведений.

    Когда рассматриваешь рисунки Шишкина, с удивлением обнаруживаешь, что художник хорошо знал строение разных пород деревьев, кустарников, трав. Чувствуется большая любовь к тому, что он наблюдал в природе, артистично исполняя свой художественный замысел.

    В названии рисунка «В лесу. Упавшее дерево» уже заключено его сюжетное содержание: в чаще леса, на поляне, заросшей густой травой, лежит давно упавшая, уже высохшая ель с торчащими в разные стороны сучьями, с остатками коры. Всё нарисовано просто и естественно, красиво и легко.

    В переплетении стволов и сучьев, цветов и трав автор сумел выделить главное, обобщить второстепенное.

    Упавшее дерево уводит наш взгляд в глубину, в частый ельник ― и мы охватываем всё пространство целиком, осязаем его формы: изгибы сухих сломанных сучьев, длинные зонтики трав, листья осинки и лапы елей.

    Почти половину жизни провёл Шишкин в лесу на этюдах. Богатырские дубы и сосны изображал он, да и сам был богатырём. «Громче всех раздавался голос богатыря И.И.

    Шишкина, — вспоминал Репин, — как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью.

    Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора выходит всё изящней и блистательней».

    «Утро в сосновом лесу» совсем не такая, какой запомнилась нам с детства. В ней мало радости. Неприветлив сосновый бор. В нём нет ярких цветов, влажным мхом поросли корни сосен-великанов, да и сама земля.

    Только зверю хорошо в этом глухом лесу, а человеку холодно и страшно. Сыростью, туманом раннего утра веет от этого холста. Эта чащоба не видела следов человека. Не от его руки, а от мощного урагана обрушилась вековая сосна.

    Бор стоит синий, загадочный, и только по самым вершинам сосен крадутся солнечные лучи.

    Не зря современники называли Шишкина «царём леса», восхищаясь его картинами. Облюбовав место, художник устраивал себе сиденье из сучьев и леса и располагался как дома. Лесная мастерская была удобней, здесь никто не мешал шлифовать своё мастерство, создавать убедительные «портреты» корней и хрупких травинок.

    На другой картине Шишкина изображены дубы. Вечер. Тихо. Предзакатное солнце бросает последние свои лучи на землю. Деревья застыли в причудливых позах, изогнувшись ветвями и стволами, словно подчёркивая переход от дня к ночи, от ясного дня к вечерней сказке.

    Обычно в сумерках предметы теряют свои цвета. Солнечный же вечер делает цвета более яркими, насыщенными, тени становятся длиннее и отчётливее. Это происходит потому, что заходящее солнце светит сбоку, а не сверху.

    Преображённая вечерним светом природа предстаёт перед нами во всём своём неотразимом великолепии. Свет скользит по дубовым веткам и стволам, молниеносно преображая и окутывая их своим золотистым чистым сиянием. По всему полотну, кажется, пробегает невидимый лёгкий тёплый ветерок.

    Картина словно оживает на глазах: вечерний луч в последний раз ярко вспыхивает и готовится угаснуть.

    Живописец настолько достоверно написал ствол дерева, покрытый лишайником, что кажется, будто он дышит на солнышке. Вряд ли фотографам удалось бы достичь подобного эффекта.

    Но краски и кисти так послушны руке мастера, что запечатлённая много лет назад картина летнего вечера до сих пор кажется нам живой.

    Такого необычайного эффекта Шишкин смог добиться благодаря знанию законов дневного и вечернего освещения.

    Шишкин много путешествовал: весной по Поволжью, Карелии, Белоруссии, летом в окрестностях столицы. Вместе с семьёй и несколькими художниками в 1879 году Иван Иванович лето провёл в Крыму. «Забирались работать в горные леса, писали в монастыре Козьмы и Демьяна, из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф…»

    Много горестей выпало художнику в жизни: первая жена рано умерла от тяжёлой болезни, вторая жена, талантливая художница, умерла через год после свадьбы, после рождения дочери. Переживания уводили его работать в лес.

    Шишкин умер за работой — с углём в руках, начиная на белом холсте большую новую картину.

    Литература

    1. Жукова А. Лесной богатырь-художник. К 150-летию со дня рождения И.И. Шишкина / Юный художник. – 1982. – №1.

    2. Толстая Н., Герасимова Е. Художник Шишкин. Творческая лаборатория / Наука и жизнь. – 2008. – №1. – С.99-105.

    3. Шишкин И.И. Репродукции картин художника на сайте https://gallerix.ru/album/Shishkin

    Шишкин и четыре медведя

    Описание картины ивана шишкина «дебри»

    20 марта 2013, 23:52

    Иван Шишкин считается одним из самых даровитых русских художников. Он автор произведений, вошедших в историю мировой живописи и ставших эталоном искусства художника.

    Шишкин являлся непревзойденным среди художников знатоком природы, его изображения живой природы отличались крайней реалистичностью и совершенным сходством с действительностью. Только в Третьяковской галерее содержится ряд картин, написанных Шишкиным.

    Это «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Рубка леса», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу».

    Сын купца, Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии. В 12 лет он стал учеником 1-й казанской гимназии, а после 5-го класса поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1857 года Шишкин продолжал образование в петербургской Академии художеств, где его наставником был профессор Сократ Воробьев.

    Тяга Шишкина к изобразительному искусству была столь велика, что ему было мало учебного курса. В свободное от занятий время Шишкин усердно писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам. В первый год учебы в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за ряд рисунков природы.

    В 1859 году Шишкин получил малую золотую медаль, а в 1860-м — большую золотую медаль.

    В 1861 году Иван Шишкин отправился в Мюнхен, где посещал мастерские известных художников. В 1863 году он приехал в Цюрих, где писал животных с натуры. Из Цюриха Шишкин ездил на экскурсию в Женеву, чтобы ознакомиться с работами Диде и Калама. Следующим этапом путешествия художника стал Дюссельдорф.

    В 1866 году он вернулся в столицу, получив ценный опыт. После этого он еще неоднократно совершал поездки по России. Картины Шишкина выставлялись у передвижников. В 1873 году петербургская Академия художеств возвела его в звание профессора.

    В 1892 году Шишкин был приглашен руководить учебной пейзажной мастерской академии.

    Искусствоведами отмечено, что реалистичность картин Шишкина иногда шла во вред его пейзажам, так как заслоняла собой общее настроение и шла в ущерб колориту. Однако талант Шишкина более ярко выказывался в одноцветных рисунках и офортах, чем тогда, когда он пользовался многими красками.

    Наиболее известной картиной Ивана Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Но не все знают любопытные факты об этой картине. Авторство полотна принадлежит не только Ивану Шишкину, но и Константину Савицкому. Шишкин написал лес, а Савицкий написал медведей, он же задумал концепцию картины.

    О Савицком забыли, так как коллекционер Павел Третьяков стер его подпись. Как пояснил Третьяков, все в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

    В России исторически сложилось так, что картину в народе называют «Три медведя», несмотря на то что художник изобразил четырех медведей. Дело в том, что в советские времена продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией на фантике картины Шишкина – Савицкого. На фантике было всего три медведя.

    Еще в обиходе принято именовать картину «Утро в сосновом бору», хотя это тавтология: слово «бор» означает «сосновый лес».

    Художник умер в Петербурге 20 марта 1898 года, сидя за мольбертом и работая над новой картиной. Его полотна по сей день приводят в восхищение поклонников живописи. Шишкин вошел в историю как один из основоположников русского национального реалистического пейзажа. 

    Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин

    Описание картины ивана шишкина «дебри»

    «Человек-школа», «верстовой столб в развитии русского пейзажа» — так писали о Шишкине современники. Предлагаю в этот день вспомнить наше, без сомнения, национальное достояние, еще раз посмотреть картины, почитать об этом человеке и полистать старые фотографии.

    Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13-го по старому стилю) 1832 года в Елабуге (Вятская губерния) в небогатой купеческой семье. Его отец, Иван Васильевич, арендовал мельницу и торговал зерном, но помимо этого был увлечен историей и археологией, разработал и воплотил в жизнь систему водопровода в Елабуге, писал руководства и книги, на свои деньги отреставрировал старинную башню города.

    Отец Шишкина, Иван Васильевич. Портрет В.П. Верещагина

    Именно отец поощрял развитие творческой жилки в сыне – хвалил за успехи в рисовании, вместе с ним занимался резьбой по дереву, и в итоге отправил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где юный Иван попал в класс профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, который заметил у молодого человека талант пейзажиста, и помог ему развиваться в правильном направлении, о чем позже Шишкин с благодарностью вспоминал.

    И.И. Шишкин, автопортрет, 1854

    Во время учебы в училище Шишкина занимал вопрос, почему так завораживают цветом и сочностью итальянские или швейцарские пейзажи (в том числе и в исполнении наших художников), разве нельзя добиться того же, рисуя родные просторы.

    И эта «народность» оказалась как нельзя более уместной «здесь и сейчас»: в это же самое время и другие художники все чаще стали обращаться ко всему русскому, не отставали и писатели. Да и реализм стал цениться и пользоваться успехом.

    Вид на острове Валааме, 1858

    Шишкин трудился над своими картинами с таким усердием, что порой кажется, что каждая травинка и каждый листик не оставлен им без внимания, и зачастую с такой точностью, что можно было бы использовать в качестве иллюстрации в ботаническом атласе.

    Молодая поросль ореха, 1870е

    Лопухи, 1878

    Конечно, находились и находятся те, кто говорит, что за такой тщательностью теряются эмоции, называли его «фотографистом» и «копиистом», но время всё расставляет по своим местам: много ли людей на просторах нашей необъятной не знают имя Шишкина, даже будучи совершенно далекими от искусства? Много ли тех, кто не знает автора «той самой картины с мишками» или «того поля с рожью»? Шишкинские пейзажи уже давно перестали быть всего лишь явлением в искусстве, они неразрывно связаны с русской природой, они – будто она сама.

    Перед грозой, 1884

    Шалаш, 1861

    Осенний лес, 1876

    Пейзаж с озером, 1886

    На севере диком…, 1891

    Туманное утро, 1885

    Кама близ Елабуги, 1895

    Дорога во ржи, 1866

    Ивана Ивановича Шишкина заслужено называют превосходным рисовальщиком. Он не расставался с карандашом, и повсюду делал наброски всего, что ему казалось интересным, будь то изломанная ветка дерева, облака или засохший лист.

    Облака

    Пейзаж с телегами, начало 1870х

    Ручей в лесу

    Летом в поле (Пастух со стадом), начало 1860х

    Лесная речка, 1893

    Деревья в поле. Братцево, 1866

    Деревня, 1874

    Письмо Шишкина родителям с эскизом, 1858

    Кстати, свои первые награды он получил именно за рисунок, будучи студентом Императорской Академии художеств, куда поступил, закончив училище.

    Его успехи неоднократно отмечались медалями, а по окончании вместе с Большой золотой медалью Шишкин был награжден трехгодичной поездкой за границу.

    Правда, уехал он лишь спустя 2 года, его куда больше занимали родные места, и он проводил время в обнимку с дорожным альбомом, делая наброски с натуры.

    Вид Елабуги, 1861

    За границей он работал в Германии, Чехии и Швейцарии.

    И.И. Шишкин в Дюссельдорфе, фотография, 1864/65

    Несмотря на все европейские красоты, его тянуло домой, ему хотелось писать русскую природу. Хотя, надо отметить, в этом путешествии им была создана картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за которую ему присвоили звание академика.

    Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865

    Дрезден. Мост Августа, 1862

    Буковый лес в Швейцарии, 1863

    Швейцарский пейзаж, 1866

    По возвращении он путешествует по России, и становится членом Товарищества передвижных художественных выставок наряду с Репиным, Крамским, Васнецовым, Суриковым и другими.

    В это время у Шишкина окончательно формируется узнаваемый стиль, в котором нет места романтизации, но есть красота природы самой по себе, и в конце 60х годов он пишет одну из самых своих известных работ – «Полдень в окрестностях Москвы».

    Полдень в окрестностях Москвы, 1869

    Художник безумно любит лес, регулярно уходя в дебри с самого раннего утра, и без устали работает над этюдами и набросками. Нельзя не отметить, что на его картинах лес всегда величественный, и даже торжественный.

    Лесная сторожка, 1892

    Сосновый бор, 1895

    Зима в лесу (Иней), 1877

    Березовая роща, 1878

    Дубовая роща, 1887

    Луг на опушке леса. Сиверская, 1887

    Зима, 1890

    Опушка лиственного леса, 1895

    И.И.Шишкин с крестьянами, фотография, 1890

    Часто в картинах Шишкина у природы поистине былинная мощь, и не слишком часто появляются люди или животные. Небезызвестен и факт, что медведей на полотне «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) написал не Шишкин, а его друг, художник Константин Савицкий, чья подпись с картины была убрана ее приобретателем Павлом Третьяковым.

    Утро в сосновом лесу, 1889

    Много у Шишкина и работ, на которых он сосредоточен не на масштабе, просторе, мощи природы, а, напротив, на чем-то небольшом, на отдельных ее составляющих – сорных травах, папоротнике, верхушках сосен и т.д.

    Верхушки сосен, 1890-е

    Цветы у забора, середина 1880-х

    Сныть-трава. Парголово, 1884

    Травки, 1892

    В 1873 г., написав свою очередную картину — «Лесная глушь», в возрасте 41 года, Иван Иванович Шишкин получил звание профессора Академии художеств.

    Лесная глушь, 1872

    Иван Иванович Шишкин был очень плодотворным художником, про таких говорят «работал, не покладая рук».

    И.И. Шишкин за работой над картиной «Мордвиновские дубы», фотография, 1891

    Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873

    На одном эскизе Шишкин написал: «Раздолье, простор, угодья, рожь, божья благодать, русское богатство». И, наверное, что-то похожее проносится в голове большинства, глядя на известную его картину «Рожь» (1878).

    Рожь, 1878

    Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Первой его женой стала Евгения Александровна Васильева, сестра еще одного талантливого русского пейзажиста Федора Васильева, через которого он с ней и познакомился, сразу же влюбившись в девушку.

    В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Шишкин тяжело переносил утрату, и лишь через 7 лет женился во второй раз. Его второй супругой стала художница Ольга Антоновна Лагода, которая умерла спустя полтора месяца после рождения их дочери.

    До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.

    И.И. Шишкин, Автопортрет, 1886

    Умер Иван Иванович Шишкин 20 марта 1898 года в Петербурге за работой. В момент смерти он трудился у мольберта над своей последней картиной – «Лесное царство».

    Иван Иванович Шишкин оставил после себя множество работ, и мы по праву можем гордиться таким выдающимся соотечественником.

    Роща у пруда. Преображенское, 1896

    Шишкин Иван ИвановичКартины и биография

    Описание картины ивана шишкина «дебри»

    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

    Шишкин Иван Иванович, русский художник, превосходный офортист и рисовальщик, известный бесчисленными изображениями лесной глуши.

    Едва ли найдется в Европе другой художник, который мог бы с таким искусством разобраться в рисунке сучьев лесной чащи, сохранив индивидуальный характер каждой ветви.

    Картины масляными красками Ивана Шишкина не всегда бывают колоритны, но зато каждое дерево художника является школой для пейзажистов.

    По грибы, 1872 год, Таганрогская картинная галерея
    За грибами, 1870, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    Часовня в лесу, 1893, Псковский художественный музей-заповедник
    Прогулка в лесу, 1869, ГТГ

    Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуга Вятской губернии в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Отец художника, увлекавшийся археологией родного края, заметив тягу сына к искусству, отправил его в 1852 году учиться в Москву.

    С 1852 по 1856 год Шишкин учился в Московском Училище живописи и ваяния. В 1856 году поступил в Петербургскую Академию художеств, учился в классе профессора Воробьева. В 1860 году он окончил Академию с большой золотой медалью, полученной за картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко.

    » и дававшей право на заграничную стажировку. Однако, вместо заграничного турне, Шишкин отправился на родину в Елабугу, где продолжал неустанно работать.

    С 1862 по 1865 год Шишкин проживал за границей – главным образом, в Германии и Швейцарии, посетил в эти годы также Чехию, Францию, Бельгию и Голландию.

    В Дюссельдорфе Шишкин много писал в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. По возвращении в Россию в 1865 году художник за картины «Швейцарский пейзаж» и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.

    Лесной пейзаж с цаплями, 1870, Государственный Русский музей
    Сестрорецкий бор, 1896, Серпуховской историко-художественный музей
    Утро в сосновом лесу, 1889, Третьяковская галерея, Москва
    Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872, ГТГ
    Дебри, 1881, Третьяковская галерея, Москва
    Березовый лес, 1871, Донецкий художественный музей

    Шишкин был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, ставшего символом новой художественной эпохи. Идеалам передвижничества он не изменял никогда, участвуя в каждой передвижной выставке.

    Особенно близкие отношения сложились у художника с Иваном Николаевичем Крамским, который предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу «Полдень. В окрестностях Москвы.» (1869). С этой картины, собственно, и началась слава художника.

    Это была первая работа пейзажиста Шишкина, приобретенная Павлом Третьяковым.

    Пасека в лесу, 1876, Новгородский государственный музей-заповедник
    Рожь, 1878, Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Ручей у лесного склона, 1880, Киевский музей русского искусства
    Полдень. Окрестности Москвы. Братцево, 1866, Астраханская областная картинная галерея имени Б.М. Кустодиева
    Лес вечером, 1868–1869, Рыбинский художественный и историко-архитектурный музей-заповедник
    Швейцарский пейзаж, 1866, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

    Иван Иванович Шишкин много ездил по России: писал этюды в белорусском Полесье, на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии, в Крыму. Постоянно принимал участие в академических, передвижных, торгово-промышленных выставках.

    В 1894–1895 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, оставив о себе память, как о лояльном педагоге, уважавшем талант и индивидуальность.

    Художник Иван Иванович Шишкин умер в собственной мастерской 20 марта 1898 года.

    У калитки. Сиверская, 1874–1883, Музей Республики Беларусь, МинскЛесные рощи,

    1880-е, частная коллекция

    Парк в Павловске, 1889, Харьковский художественный музей
    Болото. Полесье, 1890, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
    На покосе в дубовой роще, 1874, Музей искусств Республики Татарстан
    Дубовая роща, 1887, Киевский государственный музей русского искусства

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно