Описание картины константина маковского «выбор невесты»

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

Описание картины константина маковского «выбор невесты»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Маковский Константин

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

Картина увидела свет в 1889 году. Заголовок картины выдает ее исходник – изображенные фигуры являются персонажами литературного произведения. Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» явилась для художника первоосновой в создании выразительной художественной […]

Портретом в живописи называется художественное изображение человека, передающее его внутренний мир. В пространстве полотен нет ничего лишнего, что отвлекало бы зрителя от изображенного персонажа. Среди огромного художественного наследия Константина Маковского женские портреты […]

Дата написания – 1881 год. На картине художник изобразил свое семейство: жену – Ю. П. Маковскую, детей – Константина, Александра, Елену. На прогулке детей сопровождает воспитательница. Перед зрителем – жанровая сценка. Семья […]

1887г. холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург. Сюжетом картины послужило историческое событие: молодой царь Алексей Михайлович, согласно обычаю, выбирает себе будущую супругу. Согласно обычаю, на смотрины собирали самых красивых девушек из знатных сословий. […]

Начиная с жанровых сценок и бытовых зарисовок, художник постепенно уходил к узко профессиональным вопросам – композиции и детализации образов, проработке формы и цвета. Черты романтизма и любовь к декоративным эффектам художник перенял […]

Константин Егорович Маковский яркий представитель одного из наиболее выдающихся семейств XIX века. Его отец являлся учредителем Московского училища, а старший брат был известным передвижником. Любовь к живописи проявилась довольно рано. Полотна К. […]

Известное полотно Маковского Константина Егоровича «Боярский свадебный пир» принадлежит к целому циклу его полотен, которые объединены историческими сюжетами. Это яркие, праздничные, сказочные, необыкновенно колоритные произведения, с большим количеством персонажей, картины, передающие традиции, […]

Писаные русские красавицы в национальных одеждах – героини портретов Константина Маковского с 1880-х годов. Самый востребованный в те годы русский художник увлекся изучением женских костюмов прошлых эпох. Его интересовала Русь XV – […]

Маковский был очень модным живописцем. Его наследие невероятно велико. Мы видим молодую женщину, одетую в традиционную русскую праздничную одежду. Впечатляет особая красочность этого одеяния. Рубаха носила характерное название – красная.Это свидетельствовало не […]

Маковский – русский художник, придерживавшийся академического стиля и прославившийся картинами, изображавшими несколько идеализированную Русь прошлых веков. Порой его относят к передвижникам, противопоставившим свой вариант академизма Академии Художеств и черпавшим вдохновение в народных […]

Русские брачные традиции. Как выйти за царя?

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

?kot-de-azur (kot_de_azur) wrote,
2016-11-01 10:39:00kot-de-azur
kot_de_azur
2016-11-01 10:39:00Это было непростое время. Надо было просмотреть кучу девушек и выбрать самую желанную.

Это сейчас можно проводить разные кастинги и шоу. А раньше, все зависело от государя, ведь если он был не в духе, то и в Сибирь высылали чуть что не так.

Как же проходил самый главный смотр невест?

“Смотрины невесты”

Картина, Мясоедов Г.Г. 2-я пол XIX векаВ XV-XVII веках у царей Московского царства существовал необычный на сегодня способ выбора будущей супруги – смотр невест. Его участницы обязательно отличались красотой, отличным здоровьем и девственной чистотой. Среди семей бояр была жесткая конкуренция, чтобы окончательный выбор пал именно на их дочь. Результаты этих средневековых кастингов влияли не только на судьбу того или иного именитого рода, но и на историко- политическое развитие России.

“Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем”

Картина, 1882 год – автор художник Григорий Семёнович Седов.В эти века женитьба российского царя на представительнице Европы из королевской семьи была невероятно проблематична. Первое – это ее жизнь далеко от Родины, в изоляции в каких-то неведомых и диких землях. Второе – короли противились принятию православия их любимыми дочками.

Боярский свадебный пир”

Картина, 1883 год, автор художник Маковский Константин Егорович – Стать родней знатных российских родов тоже было не легко. Несмотря на видимую всесильность царей царства Московского, в действительности они зависели от бояр. Желая посадить свою дочь на престол, каждый боярский род занимался мутными интрижками и боролся за влияние.

Выбор великокняжеской невесты”

Картина, автор художник Репин Илья Ефимович, 1884 – 1887 годыВпервые такой выбор был проведен Василием Ивановичем, впоследствии ставшим царем Василием III. Эту традицию он заимствовал у Византии и с 1505 г. в течение двух веков она использовалась на Руси.Сначала государь отправлял своих послов во все уголки царства для оглашения особого царского указа. Он гласил, что каждая молодая девушка боярского рода должна была предстать на «региональных смотринах». Среди многочисленных параметров отбора невест были высокий рост, красота и здоровье. Особо выделяли кандидаток из многодетных семей. И конечно проверяли, насколько семья невесты политически благонадежна.

“Под венец”

Картина,  1884 год, автор художник Маковский Константин ЕгоровичКоличество участниц достигало 500 – 1500 красавиц. Отсеивание происходило в течение нескольких туров. Судьями были врачи с придворными. Вот тут и начиналось время интриг для продвижения своего чада и протаскивания его в финал. Более перспективные кандидатки удалялись из конкурса путем организации сговоров среди боярских семей.Отбор можно сравнить с телешоу «Холостяк». В финал проходили лишь немногие красотки – всего несколько десятков.Все они были одеты в прекрасные одеяния и жили в огромном красивом доме. Заходя в царские палаты каждая из претенденток, кланялась царю в ноги. Своими руками он одаривал девушку платком с вышивкой из золотой либо серебряной нитки и жемчужин.

“Будущая невеста царя Михаила Федоровича”

Гравюра начала 1670-х, автор Мария Хлопова

“Выбор невесты”

Картина, автор художник Никитин СергейОбедая и приватно общаясь с девушками, государь внимательно следил за ними. Это помогало ему выбрать самую достойную для себя жену. Окончательно определившись с выбором, он одаривал суженую кольцом из золота. Именно в 1505 году Василием III был сделан выбор в пользу Соломонии Сабуровой.

“Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской”

Картина, автор художник Нестеров Михаил Васильевич, 1887 год.Оставшиеся финалистки становились или женами влиятельных бояр или уезжали обратно домой, имея при себе деньги и дорогущие подарки. Кого-то ссылали в наказание в сибирские земли. Это зависело от того, в каком настроении был государь.

“Венчание Николая II и Александры Федоровны”

Картина, автор художник Репин Илья Ефимович, 1894 год.

Маковский Константин ЕгоровичКартины и биография

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Маковский Константин Егорович (Makovsky Konstantin Yegorovich) – русский художник, портретист, выдающийся мастер исторической и жанровой живописи.

Родился в Москве 8 июня 1839 года в семье финансиста и известного в московском обществе любителя искусства, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского. В возрасте 12 лет под влиянием отца поступил в ученики Московского училища живописи.

Наставниками юного художника были известные живописцы – Михаил Скотти, Сергей Зарянко и Василий Тропинин. В 1857 году Константин Маковский, как один из лучших молодых художников МУЖВЗ, в знак поощрения получил малую серебряную медаль от Академии художеств.

Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова, 1862,

Третьяковская галерея

Граф Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, 1863, Иркутский художественный музейДама в черном

1864, Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1862 году был награжден малой золотой медалью за картину «Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова». По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали.

Но он вместе с тринадцатью своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, не стал выполнять дипломную работу на тему скандинавской мифологии и выпустился из академии с званием художника второй степени.

В 1863 году Константин Маковский, наряду с Иваном Крамским, принял участие в учреждении петербургской артели свободных художников.

Под венец, 1884, Серпуховский художественно-исторический музейБоярыня у окна,

1885, Омский художественный музей

Селедочница,

1867, Государственный Русский музей

В 1867 году за картины «Бедные дети» и «Селедочница», а также за три портрета (генерала Кауфмана, генерала Рокасовского и госпожи Ворониной) был признан академиком.

А в следующем году, за колоссальную и сложную картину “Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге”, Константин Маковский был возведен в звание профессора.

В 1876 году художник совершил поездку по странам Балканского полуострова и в Египет.

Маленькие шарманщики возле забора зимой, 1868 год, частное собрание
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869, Русский музей
Крестьянский обед в поле, 1871 год, Таганрогская картинная галерея

Многочисленные произведения Константина Маковского – портреты и картины историческо-бытового и чисто жанрового содержания – составили ему репутацию одного из талантливейших представителей русской живописи во второй половине XIX века.

Произведения художника экспонировались сначала на годичных академических салонах, затем (с 1874 по 1883 годы) на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, впоследствии же Константин Маковский стал устраивать свои персональные выставки.

Кроме того, некоторые его картины были выставлены в Париже и Северной Америке. Известность художника распространилась далеко за пределы России.

Похороны ребёнка в деревне

1872, ГТГ

Дети, бегущие от грозы

1872, ГТГ

Болгарские мученицы, 1877, Музей Республики Беларусь, Минск

В последней четверти XIX столетия Маковский все чаще стал обращаться к событиям и персонажам русской истории XVII века. В 1880-е годы Маковский серьезно увлекся так называемым «боярским жанром», в котором наиболее ярко проявились и достоинства, и недостатки живописи художника.

Первым крупным полотном на эту тему стала картина «Боярский свадебный пир в XVII веке». Затем последовали картины – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Поцелуйный обряд», «Смерть Димитрия Самозванца» и другие. В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника.

Для основных женских образов позировала супруга художника Юлия Павловна Маковская.

Графиня Зубова Вера Сергеевна,

1877, Русский музей

Графиня Шереметева ЕкатеринаПавловна, 1877, Московский

музей-усадьба Останкино

Русалки, 1879,

Русский музей

Предполагая большой успех картины «Боярский свадебный пир», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из объединения Товарищества передвижников.

Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне.

На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Жена художника Маковская Юлия Павловна, 1881, Русский музейСемейный портрет,

1882, Русский музей

Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883, Музей Хиллвуд, Вашингтон

Все работы Константина Егоровича Маковского отличают эффектность композиции и освещения, выразительный рисунок, сильный, но иногда несколько излишне цветистый колорит, а также мастерство кисти, особенно при обрисовке костюмов и прочих аксессуаров.

К числу наиболее удачных работ художника относят: «Похороны в деревне» (1872), «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), «Болгарские мученицы» (1877), «Русалки» (1879), «Под венец» (1884), «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Иоанна Грозного» (1888).

Наиболее интересными портретными работами Маковского считают портреты: композитора Александра Сергевича Даргомыжского; генерал-адъютанта Александра Егоровича Тимашева; графа, генерал-губернатора Восточной Сибири, Николая Николаевича Муравьева-Амурского; графа, генерала от кавалерии, Сергея Григорьевича Строганова; известного оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова; супруги художника с детьми и некоторых других знаменитых людей.

Купчиха Расторгуева, 1885 год, Ярославский художественный музей
Вдовушка, 1865 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Графиня Строганова Софья Илларионовна, 1864, ГТГ

На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911).

Сложное творческое наследие художника оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX столетия. Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени успешно воплощал художественные пристрастия и тенденции искусства своего времени.

Маковский Константин Егорович скончался в результате несчастного случая (транспортная авария) 17 сентября 1915 года.

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем, 1886, Музей

искусств Понсе, Пуэрто Рико

Счастливая Аркадия,

1889-1890, частное собрание

Императрица Мария Федоровна,жена Александра III, 1890-е,

Иркутский художественный музей

У околицы, 1890-е,

Третьяковская галерея

Воззвание Минина, 1896,

Нижегородский художественный музей

Смерть Димитрия Самозванца,

1890-е, частное собрание

Святочное гадание, 1900-е, Государственный музей истории

религии, Санкт-Петербург

Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905, Государственный музей искусств ГрузииИван Сусанин,

1914, частное собрание

Литературно-исторические заметки юного техника

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» инженер Птибурдуков.По данным первоисточника:

  • Имя: Сашук (очевидно – Александр);
  • Профессия: инженер. Судя по наличию в его библиотеке двух томов сопромата – инженер с приличным дореволюционным образованием;
  • Ближайшие родственники: брат-военврач;
  • Семейное положение: в гражданском браке с Варварой Птибурдуковой (бывш. Лоханкина);
  • Хобби: выпиливание лобзиком по дереву;
  • Возраст: немолодой;
  • Особые приметы: носит усы, на службе – фуражку, дома – синюю пижаму с шнурками.

Птибурдуков – персонаж, объеди­няющий в себе интерес авторов этого сайта к литературе, истории и технике. Несмотря на всю скудность и комичность сведений о нем, предоставленных нам Ильфом и Петровым, мы все же рискнем предположить основные вехи его биографии:Александр Прибурдуков родился и получил техническое образование в России. Если бы революция не прервала его карьеру, он служил бы техническому прогрессу своей страны. Но – случилось то, что случилось: империя рухнула, а Птибурдуков не уехал в эмиграцию и стал на службу новой власти. В период НЭПа он был достаточно высоко­опла­чиваемым специалистом, и мы можем предположить, что и индус­триализа­ция лишь увеличила бы его вос­требо­ванность.Однако не за горами 1937 год: специалист “из бывших” имел все шансы “встать к стенке” за “шпионаж в пользу Антанты», погибнуть “заключенным каналоармейцем”, или пропасть на валке леса. Однако, при некотором везении, он мог и выжить, продолжив работу на благо страны инженером в “шарашке” – закрытом КБ, подведомственном НКВД.Его семейная жизнь с Варварой, вероятнее всего, завершилась бы в годы первых пятилеток: стране нужны были кадры, свободные от личных привязанностей, и эти привязанности безжалостно рубились. Хоть Варвара, не первый взгляд, совершенно не похожа на “жену декабриста”, однако русские женщины не раз ломали общепринятые стереотипы.

Сайт – о человеке на переломе истории. Нас интересуют люди, волею истории лишенные привычной жизни, вырванные из обжитых гнезд и брошенные на произвол судьбы, но не сломавшиеся, сумевшие приспособиться, укорениться на новом месте и выжить.Такая судьба настигала в нашей стране людей каждого поколения: кому-то на долю досталась Гражданская война и кол­лек­ти­ви­за­ция, их детям – Великая Оте­чес­твен­ная, внукам – пе­ре­строй­ка. А как назовут то, что переживут более молодые – покажет История.

« — Была у нас Россия, великая держава…— И будет. Ну как тебе объяснить… Взять вот этот ломберный стол: он как есть стол, так и будет стол. И что бы ты с ним ни делал, все равно он будет стол. Ты можешь его перевернуть, опрокинуть вверх ножками, и все равно он будет стол. И более того: настанет время, и он встанет в свое нормальное положение, потому что стоять вверх ножками ему несвойственно. Вот так же и Россия: ее, вон, переверни вверх ножками, а настанет время, и она встанет в свое нормальное положение. Обязательно встанет!»Спектакль театра им. Моссовета “Белая гвардия”по пьесе М.А. Булгакова “Дни Турбиных”

Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: “Я поздно встал – и на дороге Застигнут ночью Рима был!” Так!.. Но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!.. Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! Федор Тютчев, “Цицерон”

   «…А не кажется ли вам иногда, Князь, что мы сейчас живем на переломе истории? Никогда не появляется у вас это ощущение? На переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно, но с другой стороны – счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…

   …В самом деле, каково это – жить на переломе истории? Надо подумать. Что это такое, собственно, – перелом истории? Когда на перекрестках стоят броневики и чадят костры, на которых догорают старые истины, – это уже не перелом истории, это уже началась новая история.

А перелом – это производная по времени. Говорят, сердечники реагируют не на плохую погоду, а на изменение хорошей. Вокруг еще солнышко сияет, тепло благорастворение воздухов, но давление начало меняться, и сердечник хватается за сердце. Может быть, и с историей так же?…

»

Борис & Аркадий Стругацкие, “Отягощённые злом или Сорок лет спустя”

«…Будь я мыслителем, я бы не сидел всю жизнь согнувшись.»Геннадий Малкин

   «… Человек каменного века был значительнее, несомненно… Бесплатно, только из внутренней потребности, разрисовывал пещеры, думал, сидя у огня, о мамонтах, о грозах, о странном вращении жизни и смерти и о самом себе. Черт знает, как это было почтенно!.. Мозг еще маленький, череп толстый, но духовная энергия молниями лучилась из его головы…

А эти, нынешние, на кой черт им летательные машины? Посадить бы какого-нибудь франта с бульвара в пещеру напротив палеолитического человека. Тот бы, волосатый дядя, его спросил: “Рассказывай, сын больной суки, до чего ты додумался за эти сто тысяч лет?.. — “Ах, ах, — завертелся бы франт, — я, знаете ли, не столько думаю, сколько наслаждаюсь плодами цивилизации, господин пращур…

Если бы не опасность революций со стороны черни, то наш мир был бы поистине прекрасен. Женщины, рестораны, немножко волнения за картами в казино, немножко спорта… Но, вот беда, — эти постоянные кризисы и революции — это становится утомительным…

” — “Ух ты, — сказал бы на это пращур, впиваясь в франта горящими глазами, — а мне вот нравится ду-у-у-умать, я вот сижу и уважаю мой гениальный мозг… Мне бы хотелось проткнуть им вселенную…” »

Алексей Толстой, “Гиперболоид инженера Гарина”

Художник Константин Егорович Маковский | Картины

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 01.10.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 5 мин   ·   Просмотры:

Под венец

Художник Константин Маковский – один из величайших русских живописцев России девятнадцатого века, член Товарищества передвижных художественных выставок, автор просто огромного количества жанрово-исторических полотен, мастер выдающегося мастерства и таланта.

Нужно отметить, что судьба была достаточно благосклонна к Константину Егоровичу – очень скоро картины Маковского стали пользоваться просто фантастической популярностью не только среди российских коллекционеров, но и далеко за пределами России.

В музеях современной России можно увидеть лишь маленькую толику творческого наследия Константина Маковского, поскольку работы мастера, как горячие пироги, если так можно сказать о произведениях искусства, «уходили» буквально из-под кисти художника в галереи зарубежных музеев и коллекционеров.

Боярский свадебный пир в XVII веке

Достоверно известно, что картина «Боярский пир в 17 веке», которую для своей коллекции мечтал приобрести Третьяков, оказалась известному меценату просто не по карману – картину за 60 000 рублей (по тем временам просто огромная сумма) перекупил американский ювелир Шуман, который не торгуясь предложил художнику в три раза больше того, что был готов заплатить Третьяков.

Художник далеко не бедствовал, нежился в лучах славы, жил на широкую ногу и боготворил женщин. При этой много работал.

Детство и юность Константина Маковского

Автопортрет

Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Много лет спустя Константин Егорович писал:

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и Владимира Маковских) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.

Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.

В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова

А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.

О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.

А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».

Творчество художника Константина Маковского

Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика. 

Селедочница

А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

И был удостоен звания профессора Академии живописи.

В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».

Болгарские мученицы

К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник.

В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками.

Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.

Боярышня у окна

Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.

На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.

Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.

Картины художника Константина Егоровича Маковского

“Красивая старина” Константина Маковского

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

                                 В конце XIX века Россия вспомнила о своих национальных корнях, и тотчас же любовь к старине глубокой завладела умами творческой интеллигенции и вошла в моду.

Государи императоры Александр III и Николай II так увлеклись новым русским стилем, что в 1895 году в Петербурге открылся Русский музей, при Дворе стали давать костюмированные «на русский лад» балы, куда все приглашенные являлись только в русских национальных одеждах.

К.Е. МаковскийБоярышня

К.Е. МаковскийАвтопортрет

  

    Константин Егорович Маковский (1839 – 1915) – создатель целого ряда картин на тему русской истории. Творческое наследие этого даровитого живописца уникально. Его талант и мастерство неизменно вызывают восторг, едва глаза зрителя наполняются внешней красотой жизни, давно минувшей.

Однако на смену часто приходит разочарование: а где же тут глубина замысла,  в чем, собственно, состоит идея? В простом стремлении показать, в каких хоромах проживали наши предки, как одевались, что пили-ели, чему посвящали досуг, какие обряды неукоснительно выполняли? Хотя, и в этом тоже кроется смысл, не так ли?

    Константин Маковский родился в семье, в которой искусство высоко чтили. Глава семейства сам рисовал, собирал картины, много сделал для того, чтобы в Москве открылось Училище живописи, ваяния и зодчества. В дом постоянно приглашались знаменитые мастера живописи того времени. Три сына стали выдающимися художниками.

Константин проучился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества с 1851 по 1857 год и затем отправился шлифовать свой талант в Санкт-Петербургскую Академию художеств. К сожалению, формально Константин Егорович не не окончил Академию. В 1863 году, одним из четырнадцати бунтарей, вместе с Крамским он ушёл из Академии и стал членом Артели художников.

Однако, скоро расстался с товарищами, увлекавшимися жанром и современной демократической литературой, обретя свой собственный стиль. В 1867 году он уже получает звание академика, а в 1869 – становится профессором Академии художеств.

Большое полотно «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», написанное в 1869 году, выдаёт весь талант Маковского, с его свободной манерой, жизнелюбием, пристрастием к праздничности и пестроте.

Народное гуляние во время Масленицы

на Адмиралтейской площади в Петербурге.

    К. Е. Маковский становится активным участником передвижных и академических выставок, где показывает сцены из крестьянского быта, портреты современников, изысканно одетых и окруженных роскошной обстановкой.

Портреты отличаются большим сходством и привлекательностью, особенно женщины и дети. К сожалению, Маковский «грешит салонностью» и не стремился раскрыть характеры и передать духовный мир своих моделей.

Константин Егорович становится любимцем публики, модным и богатым художником, чью студию в Петербурге осаждают поклонники и желающие иметь портрет его кисти.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны,

жены Александра III.

Мастер умело передает портретное сходство модели, не вникая в глубину её внутреннего мира. Императрица написана в блеске бриллиантов. Особенно впечатляют огромные синие сапфиры её ожерелья. Но какие глаза! В них чувствуется и ум, и душа.

Княгиня З.Н. Юсуповав русском костюме. Красота и внешнее обаяние княгини  неоспоримы, но что скрывается в сиянии этих светлых глаз? Где русская душа? 

    Огромный успех получили созданные после поездки в Египет и Сирию полотна «Перенесение священного ковра в Каире» и «Болгарские мученицы».

Перенесение священного ковра в КаиреОбе картины вызывают восхищение эффектной композицией, насыщенным колоритом, необычным освещением. Костюмы, ткани, драгоценности, всевозможные предметы быта выписаны с особой тщательностью. Сцена убийства болгарской мученицы  не столь уж и кровавое зрелище. Алые тонкие струйки красиво сбегают по жемчужно-белой груди непокорной христианки, умирающей на глазах сестры. Юную девственницу убивать не собираются, её насильно отвезут в гарем. Воины крепко, но бережно держат, и, кажется по выражению лиц, особенно чернокожего, утешают ценную невольницу.

“Болгарские мученицы”

    Художник женится на красавице Юлии Павловне, становится отцом детей, хорошеньких, точно херувимы. 

Портрет супруги художника с детьми

    «Русский стиль» Маковского сложился позднее, после того, как он окончательно расстался с передвижниками и стал устраивать свои выставки самостоятельно. Тогда родился его «боярский цикл» с его занимательными сюжетами, неизменной фантазией и артистизмом.

Несмотря на это, образы героев картин вполне живые. Огромное количество предметов русской старины, выписанных тщательно, с документальной историчностью и этнографической точностью, наполняет полотна. Это – допетровская Русь, 16 и 17 века – времена пращуров.

“Поцелуйный обряд”Сюжет почерпнут из книги А.К. Толстого “Князь Серебряный”. Боярыня явилась на пир, чтобы приветствовать гостей. Каждый гость принимает из её рук чару вина, выпивает и целует хозяйку в губы.

«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»

Эта работа была программной композицией студента Академии художеств Константина Маковского в 1862 году и удостоена Малой золотой медали. Эффектная композиция.

Кузьма Минин на площади Нижнего Новгорода, 

призывающий народ к пожертвованиям»

Одна из удачных и интересных работ Маковского. Картина проникнута патриотизмом, хотя автор и здесь не отказывает себе в удовольствии изобразить нарядных русских красавиц. Но разве среди них не могло быть патриоток, горячо любящих отчизну и готовых пожертвовать свои жемчуга и самоцветы?

Сцена из жизни XVII века.Здесь чару гостю подносит юная дочь хозяина дома. Кто этот гость? Добрый дядюшка, или старый жених? С какой тщательностью выписаны все предметы боярского быта!

Боярский свадебный пир.В обиходе высшего ранний брак как для девушки, так и для юноши. Женатый человек мог считаться совершеннолетним. Какая трогательная юная пара!

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем»

Шестнадцатилетний царь в первый раз поступил вопреки желанию своего любимого дядьки Бориса Морозова. Первой избранницей Алексея Михайловича стала не Мария Милославская, а дочь касимовского дворянина Рафа Всеволодского Ефимия.

Против этой белокурой красавицы с подачи Морозова была затеяна интрига. Перед обручением ей так туго стянули волосы, что она, выйдя к жениху, упала в обморок, из-за чего была объявлена порченой и недостойной быть царицей.

Алексей Михайлович женился на угодной  Морозову Марии Милославской.

«Одевание невесты к венцу»

Боярыня у окна    Маковский увлеченно копировал натуру в музеях, и сам являлся одним из крупнейших в стране коллекционеров прикладного искусства. Своих детей он очень любил писать в мастерской, в окружении старинной экзотики.

Портрет сына в мастерской 

в образе коллекционера

    Константина Маковского сколько угодно можно обвинять в театральности, в отсутствии глубокой идеи. У него был свой особенный путь, его увлекала поэзия далёкого от современности старинного быта. Вечно в поисках образных средств, нужных ему для выражения национального колорита, художник, истинный виртуоз кисти, увлеченно собирал предметы народного искусства, что было новым явлением в России тех лет. Маковский оказался в числе первых собирателей народных сокровищ.  

“Святочные гадания”

    Константин Егорович был одаренным художником, посвятившим свой недюжинный талант служению Красоте. Его так влекли историко-археологические подробности, что порой, картины выглядят слишком эффектными, переполненными «красотами» древнерусского быта. Но ведь не зря же сказано, что красота спасёт мир?

    Маковский прославился на родине, среди самых разных слоёв русского общества, но за границей познал неизмеримо большую славу, чем кто-либо другой из художников-демократов. Он работал с завидной лёгкостью и признавался, что слишком любил жить и потому не использовал свой талант в полной мере.

    Константина Егоровича Маковского вполне можно бы считать любимцем фортуны, если бы не трагический случай, унесший его в могилу в 76 лет. Пролётка, в которой он ехал, была сбита трамваем.

Картины великих художников

Описание картины константина маковского «выбор невесты»

Константин Егорович МаковскийБоярский свадебный пир в XVII веке. 1883 Холст, масло. 236×400 см

Музей Хилвуд, Вашингтон

Картина “Боярский свадебный пир в XVII веке”

Картина “Боярский свадебный пир в XVII веке”, один из лучших шедевров Маковского, пользовалась головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене и удостоена самой высокой награды — Большой золотой медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник. При работе над этой картиной художнику позировали жена Юлия Павловна (именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина и старший сын Сергей.

Картина “Боярский свадебный пир в XVII веке”, фрагмент

– Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью.

Успел написать несметное количество картин, – писал сам Маковский. – Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы.

Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.

К.Маковский. Русская красавица в кокошникеК. Маковский. Рождение венеры

Русский художник Константин Маковский запросил у Павла Третьякова за «Боярский свадебный пир в XVII веке» 20 тысяч рублей. Немыслимая цена по тем временам! Третьяков отказался, что ничуть не огорчило художника.

В отличие от многих его современников, для него свет клином на Третьякове не сходился. И он благополучно продал «Боярский пир» американскому ювелиру Шуману за 60 тысяч.

Причем покупатель был в полном восторге, немедленно заказал еще одно полотно – (1887 г) – и запустил производство открыток с репродукциями «Пира».

«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1887 г)

«Боярский пир» сначала в доме Константина Маковского представили в виде так называемой «живой картины». Такая забава была чрезвычайно популярна в то время в высшем обществе. Участники делились на команды, и каждая показывала некое живописное произведение, которое соперники должны были угадать.

Играть в это в доме Константина и Юлии Маковских было особенно интересно: чего-чего, а антуража у него для подобных дел хватало, а теплая, комфортная атмосфера привлекала в их гостиную множество интересных людей. Бывать у Маковских стало в некотором роде вопросом престижа и при этом оставалось очень приятным времяпровождением.

Причем для Константина Маковского «живые картины» были не только забавой, но и методом, творческим инструментом. Он нередко менял местами элементы игры, и сначала составлял картину в своем воображении, потом воссоздавал с гостями, эту постановку фотографировали, затем Маковский писал на основе фотографии картину. Именно так было с «Боярским пиром».

С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского, которые чаще всего предварялись созданием «живых картин»

К.МАКОВСКИЙ. РУССКАЯ КРАСАВИЦА

Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. Перед нами – свадебный обряд в России XVII века. В роли невесты выступила , сам он показан в образе жениха.

Возле него за столом сидит их сын Сережа. Богато убранные чертоги наполнены роскошными сундуками, драгоценными кубками, роскошной посудой. Нам показывают один из ключевых моментов свадебного пира, завершающий празднование: внесение традиционного блюда «Лебедь».

А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил.

Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают «советы» по поводу поведения в спальне.

Художник К.Маковский

Окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать “феноменом Константина Маковского”, сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений.

В 1883 году он показал, таким образом, картину “Боярский свадебный пир в XVII столетии”, которая была вскоре куплена в Америку.

Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические “боярские жанры”, поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

Картина “Боярский свадебный пир в XVII веке”

mirtesen.ru

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно