Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Содержание

Картина “Вавилонская башня” Питера Брейгеля :

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

Питер Брейгель-Старший — это последний нидерландский художник эпохи Возрождения. Его относят к категории великих мастеров, а среди людей его называют не старшим, а «мужицким». Знаменитой работой этого художника является картина «Вавилонская башня», о которой пойдет речь в нашей статье.

Краткая биография Питера Брейгеля-Старшего

Питер Брейгель-Старший — художник эпохи Возрождения, живший в XVI веке. Точной даты рождения мастера нет, но его биограф склонялся к 1525 году.

Мнение биографов, историков и искусствоведов расходятся, касательно места рождения Питера.

Одни считают, что художник провел свое детство в городе Бреда, а другие утверждают, что его родной дом находится в маленькой деревушки Брегел. Однако мы знаем точно, что Питер Брейгель-Старший родом из Нидерландов.

В своих работах Питер вкладывает образы сатирического эпоса, быта деревни и природы. У художника много знаменитых картин на библейскую тему и древнюю римскую мифологию. К примеру, популярна картина «Вавилонская башня», о которой и пойдет речь в данной статье.

Сюжет

Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. Существует два экземпляра, написанных художником. Большую картину относят к 1563 году, а насчет маленькой до сих пор ведутся споры.

В библейской мифологии существует легенда, которая рассказывает о происхождении различных языков и народов. По преданию, после великого потопа на земле жили только потомки Ноя, которые стали владеть землями Сеннаара. Люди эти всегда стремились возвыситься до Бога, для этого они решили построить высокую башню до небес.

Бог был против, чтобы люди взошли до уровня Создателя, и Он послал на них кару.

В одно утро потомки Ноя снова отправились на строительство, но уже перестали друг друга понимать, так как каждый из них говорил на абсолютно другом языке.

Из-за этого произошел хаос, строительство Вавилонской башни прекратилось, а люди в надежде найти тех, кто бы их понял, разбрелись по всему миру и создали новые государства и народы.

Контекст

Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший.

Если присмотреться, то первое, что бросается в глаза — это небольшая группа людей в левом нижнем углу. Здесь изображен царь Нимрод — жестокий и воинственный герой Ближнего Востока. Он же и возглавлял строительство башни. Нетрудно догадаться, что царь прибыл на место строительства, чтобы проверить ход работы.

Сомнений нет, что это Нимрод, так как простой люд падал ниц перед ним. Искусствоведы эпохи Возрождения утверждают, что эта деталь является отсылкой на короля Карла V – деспота и императора Римской империи. Также Питер старался детально передать культуру тех времен: ручной труд, земледелие, скотоводство.

Главная особенность картины — это величественная башня неприличных размеров, которую возвести с помощью рук было невозможно, поэтому художник изобразил строительные каменные и деревянные машины.

«Большая Вавилонская башня»

«Вавилонская башня» — картина Брейгеля-Старшего, созданная в середине XVI века. Масштабы этой картины поражают. Здесь сосредоточено большое количество жителей, их общее дело и, конечно, огромная башня.

Основой для создания картины стал визит художника в Рим (1553 год), поэтому на картине присутствует большое сходство с Колизеем. Главное отличие картины — это сложная структура Вавилонской башни. Если первые этажи напоминают римскую культуру, то верхние состоят из сложной строительной техники.

Сам же Брейгель-Старший неоднократно отмечал, что Вавилонскую башню можно было достроить, если бы не ошибки, допущенные в процессе возведения здания. Поэтому художник изобразил неравномерно строящееся, асимметричное здание, где некоторые этажи не достроены, расположены неровно, а другие и вовсе рушатся и кренятся вбок.

Картину можно наблюдать в Музее истории искусств (Вена).

«Малая Вавилонская башня»

«Малая Вавилонская башня» — картина Питера Брейгеля-Старшего, которая является противоположностью первой версии. Среди историков и искусствоведов ведутся споры касательно даты написания этой иллюстрации притчи. Мнения раскололись на два фронта: одни считают, что эта работа является первой черновой и была написана до 1563 года, другие относят картину к началу XVII века.

Если присмотреться, то стройка уже приостановлена, людей на картине нет, города и поля пустынны. Сама же «Малая Вавилонская Башня» выполнена в более темных и мрачных тонах, что вызывает ощущения тревоги, хаоса и разрухи. Сейчас эта картина находится во владении музея Байманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Интересные факты

Описание картины «Вавилонская башня» скрывает множество секретов и тайн, которые может увидеть только искусствовед или поклонник Брейгеля. Все потому, что его картины — это колоритная работа, включающая десятки мельчайших деталей. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1. Это не просто изображение эпохи Возрождения, а красочный графический рассказ не о библейской притче, а о жизни людей 2 тыс. лет назад. На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках.

2. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. 3. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Судя по картине, такой «забор» не менее 3–5 метров высоту, может и больше.

4. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. С первого взгляда оценить масштаб города — невозможно.

Особые детали

«Вавилонская башня» — картина Брейгеля-Старшего содержит интересные факты, которые удивляют многих искусствоведов и историков. Например, художник создал еще одну картину из серии «Вавилонская башня», которая имеет очень маленький формат. Картина, как и две предыдущих, нарисована маслом в 1565 году.

Сейчас третья работа Питера находится в Дрезденской картинной галерее. Интересно и то, что, по словам личного биографа, художник создал не три картины, а целую серию работ, которые, к сожалению, не сохранились.

Вдохновением для Питера Брейгеля-Старшего были визиты в Италию и знакомство с Джулио Кловио (миниатюрист). Главная идея художника — изобразить не просто быт человека, его культуру, интересы и мифологию, а передать истинную историю человечества. Каждая работа наполнена смыслом.

Художник передает единство судьбы, удачно переплетает жизнь и смерть, а также углубляется в быт каждого человека.

Чтобы понять суть и смысл работ Брейгеля-Старшего, нужно неоднократно смотреть и изучать его работы. Здесь требуется особое понимание мира и вселенной в целом, о чем так яро пытался рассказать нам художник.

Картина «Вавилонская башня»

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

Дата создания: 1563 год. Автор: Питер Брейгель Старший. Тип : масло, деревянная панель. Жанр: религиозная историческая живопись.

Местонахождение: Художественно-исторический музей, Вена.

Интерпретация Вавилонской башни

Данная картина была второй из трех интерпретаций видения Вавилонской башни, написанных Питером Брейгелем. Первая работа, ныне утерянная, представлял собой миниатюру на слоновой кости.

Она была указана в описи итальянского миниатюриста Кловио, с которым художник сотрудничал в Риме. Последняя версия написана маслом в 1564 году, в настоящее время хранится в музее Бойманса-ван Бёнингена.

Предшествующая ей венская «большая башня» почти в два раза больше по размеру.

Все три работы основаны на одном и том же сюжете (Бытие 11: 1-9), в котором люди начинают стоить башню высотою до небес, чтобы достигнуть уровня создателя. За гордыню Бог сделал так, что строители башни стали говорить на разных языках. Невозможность коммуникации поставила под удар совместную работу над величественным строением.

Основа башни

Изображение башни в форме огромного объекта со спиралевидными подъемами было довольно распространенным явлением в Северном искусстве эпохи Возрождения, но вдохновлялся Брейгель не имеющимися моделями и картинами, а увиденным в Риме Колизеем.

В то время это сооружение считалось символом гордыни, а Рим, задуманный как Вечный город, после разрушения олицетворял скоротечность и бессилие земных амбиций и трудов человека. На «фундаменте» этого символизма Брейгель и строит свою Вавилонскую башню.

Достаточно странным является то, что структура башни заметно пострадала и выглядит неустойчиво. Кажется, что в конечном итоге сооружение рухнет из-за инженерных проблем и трудностей в строительстве, а не по решению Бога, пытавшегося усмирить родившуюся в людских сердцах гордыню.

Строительство происходит на прибрежном ландшафте, возле реки, что, возможно, демонстрирует актуальность водных грузоперевозок в 16-м веке, в частности, для Антверпена. Таким образом, картина может служить аллегорическим предупреждением для властей города о том, что быстрое развитие торговли и денежный поток может принести и ряд проблем.

Тема того, что человек не имеет никакой власти над окружающим его миром и установленными законами, появляется в различных работах мастера (в том числе, в картине «Охотники на снегу»). В этой картине безумные усилия рабочих, каменщиков и инженеров показывают бессмысленность человеческой деятельности, тщетность людских амбиций.

Вавилонская башня демонстрирует невероятно скрупулезную работу, показывая множество мелких деталей. Можно до бесконечности наблюдать за связями на столь глобальной стройке и тем, как еще более высокие рампы наслаиваются на уже имеющуюся конструкцию.

Несмотря на то, что подробный анализ обоснования действий отдельных персонажей еще не проведен, гротескная неадекватность средств, траты ресурсов и общее безрассудство предприятия очевидны.

«Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.

Картина «Вавилонская башня» обновлено: Октябрь 26, 2017 автором: Глеб

Историческая живопись (архив)

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

Городов вавилонские башни,Возгордясь, возносим снова,А Бог города на пашни

Рушит, мешая слово.


В. Маяковский     

Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.

По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».

И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст.

Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е.

почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.     .

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика  собора в  Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э.

существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой.

Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал     в свою державу пленников – почти все население иудейского царства.

Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.

Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

Мастер “Часослова Бедфорда”. Франция.
Миниатюра “Вавилонская башня”. 1423-30 гг. 

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры – жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.

Герард Хоренбоут. Нидерланды.
“Вавилонская башня” из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне.

Неизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),   принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 – начале 1553 гг.

Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства.

Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая   (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая   (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.

Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня.  Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились   итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.

Римский Колизей.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать».

Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении   с окружающим пейзажем – городом, гаванью,   холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне.

Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой.

А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было   присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.

Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,   еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя.

От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой   «Вавилонской башне». В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине.

Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу.

Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт.

На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство – библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки…        

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением.

Да и как может быть иначе: ведь он – сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа
явно зашла в тупик. Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести “башню высотою до небес”, люди занялись более

конкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности,

к повседневности.     

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу,
и смешение языков им не помеха.

Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации.

И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля Старшего. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Хранится картина в Музее истории искусств (нем. Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM) — известнейший художественный музей в Вене.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес».

Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками.

Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.

Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э.

, по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.

На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Питер Брейгель Вавилонская Башня Описание

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. Разобщённость в итоге привела к тому, что грандиозный и одновременно своевольный замысел не был воплощён в жизнь.

Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии.

Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).

Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Но не тут-то было.

«Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). И всё же мы можем различить, что делают некоторые из них: возчик камней, каменщик, штукатур.

Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.

Брейгель же был не так прост. И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого.

В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Гармония нарушилась.

Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»).

Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио.

Как тут не вспомнить библейский сюжет.

Питер Брейгель Старший “Вавилонская башня”: описание картины

Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии.

Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.

Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве.

Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя – те самые, что выжили после всемирного потопа, – разбрелись по земле Сеннаар. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. А на заоблачной вершине царит полный хаос.

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

Конечно же, чёткое толкование своих творений может дать только сам художник, но предполагается, что Брейгель в «Вавилонской башне» проводит параллель с современным ему обществом, воплотив в башне символ империи Габсбургов, в которую в то время входили земли Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании и Нидерландов. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». 2. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.

Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно).

Самая ранняя из них не сохранилась. Нимрод был жесток и горд.

Зиккурат Этеменанки. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

С истории этой книги, вы знаете, что люди, тогда еще говорили на одном языке и хотели построить башню, чтобы достичь самой вершины неба. И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город» (Быт. 11, 4-8).

«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио.

У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Сколько же времени ушло у Брейгеля на такое кропотливо им созданное произведение. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками.

Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля

В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды.

Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

В зрелой юности его буквально огорошил Босх. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне.

Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей.

Описание картины «Вавилонская башня»

Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.

Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. В красной кирпичной пыли продолжается неустанная работа. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.

Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.

Возгордившись, люди решили построить башню «до самых небес», приблизившись таким образом к самому Господу. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Они все говорили на одном языке.

Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563

3. лет назад. 1. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший – художник, сотворил две схожие картины на эту тематику, но хотелось бы остановиться именно, на той которая была созданной в 1563 году.

Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням.

114 155 смМузей истории искусств, ВенаВ основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация.

Описать картинуВавилонская башня Питер Брейгель

Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. 1563Дерево, Масло. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов.

Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене).

Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла.

Картина очень реалистична и повествовательна. Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Башня выглядит огромной до неприличия.

Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». А сколько времени уйдёт на осмысление увиденного, каждый должен решить для себя сам.

В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Реконструкция. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам.

На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой.

Питер Брейгель Старший ” Вавилонская башня” 1563

С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Копошащиеся люди на разных уступах недостроенной башни ничтожно малы и кажутся крошечными точками. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Это совпадение не может быть случайным. Со временем человеческий род увеличивался, приобретал знания, умения и навыки.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. 6 в. до н. э.

Для того, чтобы досконально рассмотреть и изучить все детали на картине Брейгеля «Вавилонская башня», зрителю потребуется не один час. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э.

существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло).

Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.

Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.

Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.

Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни.

В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене.

Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено.

Питер Брейгель “Вавилонская башня”

Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — столпотворение — символом многолюдия и хаоса.

Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Вспомним библейское сказание. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет. Питер Брейгель СтаршийВавилонская башня (Вена).

Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.

Вспомним библейское сказание. Да и даже не одна.

Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе.

После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причем выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.

В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов.

По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Второй вариант почти вдвое меньше первого.

В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу.

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.

К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Да и даже не одна.

В 16-ом веке Антверпен был частью Нидерландов и являл собой крупный торговый порт, куда приходили корабли, гружённые заморскими товарами со всего света и куда стекался многоликий разноязычный люд, – чем не «вавилонское смешение языков и народов».

Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве.

Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Но нет гармонии и в самой башне. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».

Описание картины Питера Брейгеля «Маленькая» Вавилонская башня»

Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Кстати, образ Колизея использован не случайно. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.

Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. 4. Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной.

Мы как будто слышим грохот молотков, звон цепей, скрип канатов. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

«Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Создавая эту картину, Брейгель обращается к библейской легенде о людях, решивших построить башню такой высоты, чтобы она доставала до небес.

Вавилонская башня .П.Брейгель.(1563г.)Это символ единства людей или знак их разобщённости? | Волшебная сила искусства

Описание картины питера брейгеля «вавилонская башня»

   Питер Старший Брейгель.Вавилонская башня.1563г.

    Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».

    Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».

И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла.

В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа».

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! В древнем Шумере в конце 3 тысячелетия до н.э. его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине.

Зиккурат в Уре.Восстанавливался несколько раз.

Легенда о башне привлекла внимание нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего.(1525-1569гг).Он посвятил ей три работы,одна из них не сохранилась.

Точная дата написания этой картины- неизвестна.

  Никогда ранее не удавалось художникам передать так живо чудовищную величину башни, размах строительства, превосходящего все ранее известное человеку.

Несколько слов о самом художнике.

 Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался “немым”. Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей.

Брейгель женился на дочери своего учителя Питера КукаЗа 6 лет до своей смерти.У них было двое сыновей.Когда Брейгель умер,они были ещё очень маленькими.Оба стали известными художниками:Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший.

    Что же касается документов, относящихся к Брейгелю непосредственно, то их обнаружено было всего три. Это справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

   Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры. Гармоничность его картин вытекает из уравновешенности целого и его частей. Для Брейгеля каждая деталь значима – Клод-Анри Роке в своей книге “Брейгель” так передает свои впечатления от “Вавилонской башни”.

    “Невозможно представить ничего более громадного под небом, на морях или на земле, чем эта башня: даже гора служит всего лишь опорой, вокруг которой обвиваются ее стены, – а между тем я различаю на одной из самых дальних строительных площадок желтую птичку, которую рабочий кормит с руки крошками хлеба.”

В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине.

  На первой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает их прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

   Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки.  

  С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику. Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт.

На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство – библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня.

Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки… Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, таким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением.

   Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести башню высотою до небес, люди занялись более конкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности, к повседневности.

  А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу, и смешение языков им не помеха.

Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации.

И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного». 

    К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Город, готические крыши которого виднелись далеко внизу, сквозь дымку тумана, стал для этих людей чужим.

  Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние… Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Вся эта конструкция из камня, такая прочная и так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку на морском дне.

Метафора этой тщетной погони за ветром, которая и есть наша жизнь…

    … Башня – это сама История, цикл ее веков. Она подобна дереву, возраст которого определяют по годовым кольцам, каждый ее этаж есть итог определенного этапа в развитии человечества, однако, пока мы строим новые этажи, приходится постоянно переделывать или обновлять то, что подтачивает и разрушает время…”

    В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока его степень не достигла какого-то критического предела. Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.

  Творчество Питера Брейгеля Старшего – величественный итог сложной и противоречивой эволюции нидерландского искусства XV-XVI веков, одна из высочайших вершин европейской культуры Позднего Возрождения. Брейгель был чутким свидетелем и бурного экономического расцвета своей страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанского владычества, феодального и церковного гнета.

Картины художника были высоко оценены современниками.

Городов вавилонские башни, Возгордясь, возносим снова, А Бог города на пашни

Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

http://smallbay.ru/article/bruegel01.html

http://www.ikleiner.ru/lib/brueghel/brueghel-0015.shtml

http://muzei-mira.com/kartini_gollandia/1036-vavilonskaya-bashnya-piter-breygel-starshiy.html

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-vavilonskaya-bashny

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно