Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Содержание

Огюст роден

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

гмии, личности, персоны, франция

Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.

“Вечная весна” 1884

Детство и молодостьОгюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец Жан-Батист Роден был чиновником префектуры. Огюст был первым ребёнком от второго брака Жана-Батиста и Мари Шеффер, которая происходила из Лотарингии. У Огюста также была сестра Мари на два года его моложе.

В школе Роден не проявлял интереса к учёбе за исключением рисования. В 14 лет он убедил отца разрешить ему поступить в École Gratuite de Dessin (также известная как Petite École, Малая школа) — учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и т. д.

Учителем Родена был крупный художник и педагог Гораций Лекок де Буабодран. Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу.

Это объясняется классицистическими установок, которых придерживалось руководство заведения и которым были недостаточно близки работы Родена.

 

“Поцелуй” 1886

СтановлениеВ 1864 году первая работа Родена — «Человек со сломанным носом» — была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов академическим канонам красоты. Роден также не был принят в Школу изящных искусств, и с 1864 по 1870 годы работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, зарабатывая созданием декоративной скульптуры.

С началом франко-прусской войны Роден был призван в действующую армию, но вскоре уволен из-за плохого зрения. Каррье-Беллёз, который переехал в Бельгию и получил крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, предложил Родену работу. Роден переехал в Брюссель.

В Брюсселе Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д’Анверс. Параллельно он продолжил самообразование в области средневекового искусства и творчества Рубенса. На скопленные заработки Роден совершил путешествие в Италию, где посетил Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию.

Целью Родена было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с великими скульпторами прошлого Микеланджело и Донателло.По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, получившей название «Бронзовый век».

Для неё он использовал непрофессионального натурщика — бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры.

Роден впервые выставил скульптуру под названием «Побеждённый», представив её как памятник мужеству французских солдат. Однако мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан.

Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, а особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе. Роден хотел изобразить движение при том, что обе ноги скульптуры твёрдо стояли на земле и вес был распределён между ними.

В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). «Шагаюший» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Вторая скульптура не содержит никаких религиозных аллюзий; фигура натурщика вызвал у Родена ассоциацию с Иоанном Крестителем, и скульптор так озаглавил работу. Роден выставил «Иоанна Крестителя» на Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.

Позже Роден был введён в салон писательницы Жюльетты Адам, где был представлен премьер-министру Гамбетте. Гамбетта в свою очередь порекомендовал Родена министру изящных искусств Антонену Прусту, который приобрёл для государства «Иоанна Крестителя». Это было первое признание, которое пришло к скульптору, которому в то время было уже сорок лет.

Портрет Густава Малера 1909

Главные работыВ 1880 году Роден получил заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Музей в итоге так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название «Врата ада», до самой смерти, в итоге оставив её незавершённой.

Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, произведений Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. «Врата ада» вмещают 180 фигур, многие из которых обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры.

Среди них «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории. Скульптуры «Ева», «Мимолетная любовь», «Поцелуй» и многие другие также были созданы как этюды к «Вратам ада».Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году).

Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь.

Решение, избранное Роденом, было необычным: он изобразил всех шестерых граждан, а не одну фигуру, которая символизировала бы их лидера, Юсташа де Сен-Пьера. В скульптурной группе статичные фигуры противопоставлены фигурам, пойманным в движении, при этом каждый герой, запечатлённый в момент, когда он отправлялся на верную смерть, получил выделяющие его индивидуальные черты.

Скульптура была установлена в Кале в 1895 году.Среди других крупных произведений Родена памятники двум из числа наиболее значимых фигур во французской литературе — Виктору Гюго и Оноре де Бальзаку. Заказ для памятника Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того.

Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее Роден создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён.

В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль. В 1891 году Общество литераторов, во многом благодаря личным стараниям его президента Эмиля Золя, заказало Родену памятник Бальзаку со сроком исполнения в два года.

Роден много изучал сохранившиеся изображения Бальзака, умершего в 1850 году, и общался с лично знавшими его людьми. Бальзак к концу жизни сильно растолстел и по воспоминаниям современников из одежды предпочитал бесформенную доминиканскую рясу. Роден видел памятник массивной стоящей фигурой с крупной головой и телом, скрытым драпировками.

Роден быстро принялся за работу; сохранились этюды в виде обнажённой фигуры, которые Роден создал, чтобы лучше проработать позу памятника. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Когда его студию проинспектировали представители заказчиков, они остались крайне разочарованы проектом, который они охарактеризовали как «бесформенную массу».

Публичный показ незаконченного памятника состоялся на Салоне 1898 года и вызвал скандал, при этом Родена поддержали многие деятели искусства. В результате Общество литераторов отказалось от принятия работы и заказало памятник Александру Фальгьеру, а Роден вернул выплаченный ему аванс и оставил свою скульптуру у себя. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году.

В 1885 Роден взял помощницей в мастерскую 19-летнюю Камиллу Клодель. Девушка оказалась не только талантливой ученицей, но и вскоре стала возлюбленной Родена, несмотря на значительную разницу в возрасте. При этом Роден не разрывал отношения со своей спутницей жизни Розой Бёре, которая была рядом с ним в трудные годы, когда они бедствовали в Бельгии, и растила их сына.

Ева 1881

Последние годыК началу XX века Роден был уже знаменитым скульптором, и французское правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900, проводившейся в Париже. Среди учеников Родена можно назвать таких знаменитых скульпторов, как Антуан Бурдель и Константен Бранкузи.

В 1908 году Райне Мария Рильке, одно время бывший секретарём Родена, пригласил его в Отель Бирон, парижский особняк XVIII века, переоборудованный в жилой дом, где Рильке и его жена снимали комнаты. Особняк настолько понравился Родену, что он снял там первый этаж, перевёз туда студию и жил там последние годы.

В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора.

Охрана поместья Родена была организована лично министром коммерции в правительстве Клемансо Этьеном Клементелем.19 января на вилле в Мёдоне недалеко от Парижа состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии. 12 ноября Роден тяжело заболел.

Доктор определил у него воспаление лёгких. Скульптор умер утром 17 ноября в своём доме в Мёдоне. Похороны прошли там же, на могиле была установлена копия «Мыслителя».

Наследие

Работам Огюста Родена посвящены три музея. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Его основой стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году.

Другой французский музей Родена был создан в 1930 году в Мёдоне, где находилась вилла Родена и где он был похоронен. В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей театральному магнату Жюлю Мастбауму был открыт музей Родена в Филадельфии.

Роден позволял массово производить копий своих скульптур для продажи, а после его смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя».

По этой причине в настоящее время авторизованные копии роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусств (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга.

В 1956 году во Франции был принят закон, ограничивавший количество копий, которые позволялось снимать со скульптуры, двенадцатью.

Творческий метод

Роден уделял много внимания изучению движений человеческого тела. Он часто нанимал натурщиков для того, чтобы они отрабатывали определённые движения или просто ходили перед ним обнажёнными, и в это время делал наброски из глины.

Одним из излюбленных методов Родена была работа с профилями. Он ставил натурщика так, чтобы был отчётливо виден его профиль, и затем воспроизводил этот силуэт на глиняной модели. Затем Роден менял угол зрения, получая новый силуэт и снова воспроизводя его.

Таким образом он постепенно создавал всю скульптуру.

 

Огюст Роден и история «Поцелуя»

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

12 ноября 1840 года в Париже появился на свет всемирно известный скульптор Франсуа Огюст Рене Роден. Отец Родена служил в префектуре и для сына желал совсем другой судьбы, чем искусство, но в 1854 году Огюст поступил в парижскую Школу рисования и математики, где проучился до 1857 года. Позже Роден пошел учиться к известному французскому скульптору-анималисту Антуану-Луи Бари, работавшему в реалистической манере и желавшему отойти от холодных академических канонов

Признание не пришло к Огюсту Родену легко – первые его работы не были приняты, а также он три раза неуспешно пытался поступить в парижскую Школу изящных искусств.

Отчасти это объясняется тем, что уже тогда Роден, признанный родоначальником импрессионизма в скульптуре, обладал смелой манерой, которая позже будет доминировать в его произведениях.

Всю свою последующую жизнь Роден будет культивировать в себе нелюбовь к конвенциональному искусству, нарушая его традиции в своей работе.

Скульптор стремился передать мгновение в выражении лиц и позах своих изваяний, выразить движение и эмоции, внутреннее напряжение, привыкшие к скупому на эмоции академизму критики оказались не готовы к свежему взгляду художника. Но именно этот новаторский для того времени подход и принес Родену известность и признание позже.

Мыслитель (1880-1882, Музей Родена)

В период с 1880-х по 1890-е годы Роден создает ряд своих самых значительных творений, в число которых вошли «Ева», «Старуха», «Мыслитель», «Вечный идол», «Поцелуй», «Вечная весна» и другие.

Все эти изваяния должны были стать частью скульптурной группы бронзовых «Врат ада», заказанных властями Парижа для так и не построенного Музея Декоративных искусств.

В создании образов скульптор опирался на сюжеты «Божественной комедии» Данте Алигьери.

На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что самой известной скульптурой авторства Родена является «Поцелуй»  — мраморный шедевр, представленный в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Бронзовая версия скульптуры сегодня хранится в ГМИИ им.

Пушкина. В период времени, когда был создан «Поцелуй», Роден активно развивал тему любви в своем творчестве. Часто критики соотносят это с увлечением скульптора своей 19-летней ученицей Камиллой Клодель, которая в 1885 году стала брать уроки у мастера.

«Поцелуй» (1882, Музей Родена)

Ученик Родена, французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден».

Однако именно эта чувственность стала причиной того, что многие сочли скульптуру неприличной для демонстрации широкой аудитории. Интересно, что в скульптуре Родена влюбленные на самом деле не касаются друг друга.

Основанная на все той же «Божественной комедии» Данте, работа скульптора рассказывает о знатной итальянке Франческе де Римини, полюбившей младшего брата своего мужа. Последний убил пару, хотя никакой физической измены не произошло.

«Данаида» (1901, Новая глиптотека Карлсберга)

Композиция «Поцелуя» кажется весьма динамичной, линии тел влюбленных приковывают внимание зрителя, в то же время их лица остаются в тени.

Закрытость и зацикленность скульптуры, выражающаяся в том, что влюбленные обращены исключительно друг к другу, передает то, что чувства, охватившее героев, должно быть тайной и не может быть свободно.

Критики и исследователи творчества Родена с восторгом отмечают, как мастеру удалось передать напряжение, охватившее пару.

Сам же Роден достаточно прохладно отнесся к «Поцелую», считая, что в этой скульптурной группе нет ничего особенного, и не понимая, почему она наделала столько шума. В 2004 году общественное мнение Великобритании признало изваяние самым любимым среди жителей Туманного Альбиона. Оригинал «Поцелуя» можно увидеть в Париже, в Музее Родена.

Роден Огюст, «Вечная весна»

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

«Вечная весна» – самая дорогая скульптура Огюста Родена из когда-либо продававшихся на аукционах.

«Вечная весна» (фр.: l’Éternel printemps, англ.: Embracing Lovers) Родена высечена из цельного куска мрамора и является одной из самых удачных версий этого сюжета в исполнении скульптора (считается, что это – пятая из десяти версий).

Данная скульптура была особенно отмечена в биографии Родена, составленной в 1906 году Фредериком Лотоном (Frederick Lawton), как самая красивая из всех версий. Другие мраморные версии этого сюжета в исполнении Родена находятся в Эрмитаже, Метрополитен-музее и других лучших музеях мира.

Тема обнимающихся влюбленных захватила Родена; скульптура отсылает к Паоло и Франческе – легендарным возлюбленным, души которых встретил в аду Данте («Божественная комедия», Ад, Песнь V).

Данте упоминает о событиях, современником которых он являлся: Франческа да Римини, дочь Гвидо да Полента, синьора Равенны, была около 1275 года выдана замуж за Джанчотто Малатеста, отец которого был вождем риминийских гвельфов, некрасивого и хромого. Когда Джанчотто узнал, что Франческа вступила в сношения с его младшим братом Паоло, он заколол их обоих – это произошло между 1283 и 1285 годами.

А у племянника Франчески, Гвидо Новелло да Полента, синьора Равенны, Данте нашел свой последний приют.

Приведенный в «Божественной комедии» эпизод впоследствии побудил многочисленных поэтов, художников и композиторов неоднократно обращаться к трагической истории любви Паоло и Франчески.

Для фигуры женщины скульптуры «Вечная весна» Роден выбрал чувственную Torse d'Adèle (1882), которая была названа по имени модели, позировавшей скульптору.

Огюст Роден. Вечная весна. Мрамор. 66,6 см. Задумана в 1884, высечена в 1901-1903

В скульптуре «Вечная весна» заметно усиление эротизма по сравнению с более ранними работами Родена; движения и позы более откровенные, что может быть результатом правил, принятых в мастерской скульптора: модели могли двигаться свободно и раскрепощенно. Сам Роден высказывался об этом так:

(цитата из Ionel Jianou & Cécile Goldscheider, Роден, Париж, 1967, стр. 19-20)

Другая версия скульптуры на ту же тему (о Паоло и Франческе):

Огюст Роден. Поцелуй. 1886. Музей Родена в Париже

Скульптура «Вечная весна» Огюста Родена находилась в коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева и была продана им на нью-йоркских торгах Sotheby’s 9 мая 2016 года за $20,4 млн., установив аукционный рекорд цены на произведения этого мастера. Однако, это более, чем вдвое меньше $48,1 млн., заплаченных за скульптуру ранее самим Дмитрием Рыболовлевым.

автор: Елизавета Мельниченко

Скульптура Огюста Родена “Вечная весна”

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

Скульптура Огюста Родена «Вечная весна» — одна из наиболее известных и проникновенных работ автора. Она была создана в середине 1880-х годов, когда мастер с головой погрузился в любовный роман с молодой девушкой-скульптором Камиллой Клодель.

Сложные и неравные отношения, наполненные ссорами, изменами, расставаниями и примирениями, вдохновили Родена на создание экспрессивных и подчеркнуто эротичных произведений.

Именно в этот период увидела свет его скульптурная композиция «Вечная весна», ставшая впоследствии настоящим символом любви между мужчиной и женщиной.

Сюжет и герои скульптурной композиции

«Вечная весна» посвящена торжеству чувственности и любви и по праву считается одной из самых удачных композиций Родена. Ее героями являются девушка и мужчина, слившиеся в страстном поцелуе. Их красивые обнаженные тела вовсе не выглядят застывшими.

Сотворенные волшебными руками скульптора мраморные фигуры наполнены жизнью и движением. У смотрящего на них зрителя создается впечатление, будто они дышат и в любой момент начнут двигаться.

В чем секрет динамичности произведений Родена? Работая с натурщицами, скульптор хотел, чтобы они не сидели на месте и чувствовали себя раскрепощенными. Модели могли свободно ходить по мастерской, менять позу, поворачивать голову.

Роден внимательно следил за их движениями и фиксировал их на бумаге, а позже воплощал в камне. Так ему удавалось делать невозможное — вдыхать в мраморные фигуры жизнь.

Сюжет скульптуры переносит зрителя в лес или парк, где под большим деревом слились в едином страстном порыве обнаженные мужчина и женщина. Роден изобразил их фигуры расплывчато, намекая на то, что свидание происходит в вечернее или ночное время.

Несмотря на то что композиция насквозь пронизана эротизмом, она не выглядит вызывающе. Тела ее героев поражают реалистичностью и совершенством форм. Изображенная скульптором девушка юна и прекрасна.

Хрупкая и беззащитная, она запрокинула руку за голову и обнажила грудь, полностью открывшись перед своим возлюбленным и ничуть не сомневаясь в его чувствах к ней. Она полулежит на руке избранника и с готовностью отвечает поцелуем на его поцелуй. Ей все равно, одобрят ли ее выбор окружающие.

Она наслаждается настоящим моментом и предпочитает не думать о том, что будет, когда свидание завершится и ей снова придется играть роль добропорядочной барышни.

Молодой мужчина обладает телом древнегреческого атлета. Крепкий торс и упругие мышцы свидетельствуют о его небывалой физической силе. Одной рукой юноша держится за крону дерева, а другой страстно обнимает девушку за талию.

Склонив свою голову над лицом избранницы, он пылко целует ее губы. Этот мужчина молод, прекрасен и пользуется успехом у представительниц слабого пола.

Однако в этот вечер его мысли заняты только той женщиной, которая находится в его объятиях.

Судя по тому, что местом свидания выбран парк или лес, а сама встреча происходит в темное время суток, можно догадаться, что свои чувства главные герои вынуждены скрывать от окружающих.

Однако, несмотря на осуждение общества, они находят возможность встречаться.

Некоторые исследователи творчества Родена полагают, что в образе обнимающихся влюбленных скульптор изобразил героев «Божественной комедии» Франческу и Паоло, которые попали в ад за то, что позволили себе предаться запретной любви.

Создание произведения, судьба его копий

«Вечная весна» впервые была создана Роденом в 1884 году. Скульптура оказалась настолько удачной, что он начал делать ее копии из мрамора, гипса и бронзы. Всего мастером было создано около 10 работ, которые впоследствии разошлись по всему миру.

В Эрмитаже сегодня хранится вариант скульптуры, высеченный из белого мрамора. Ее высота составляет 77 см. Изначально скульптурная композиция принадлежала семье русского миллионера Елисеева.

После прихода к власти большевиков она была национализирована и передана в Эрмитаж, где находится и по сей день. Увидеть копию скульптуры можно также в:

  • Метрополитен-музее в Нью-Йорке;
  • частных коллекциях по всему миру.

Одна из копий скульптуры «Вечная весна» до недавнего времени находилась в частной коллекции миллиардера из России Д. Рыболовлева. В 2016 году владелец продал ее на аукционе Sotheby’s за 20,4 млн долларов. Однако эта сумма не является рекордной для скульптуры Родена, так как сам Рыболовлев за несколько лет до этого приобрел ее за 48,1 млн долларов.

1 Комментарий

Скульптура Огюста Родена «Вечная весна» продана за 20,4 миллиона долларов. ФОТО

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

10 мая 2016:

Скульптура французского мастера Огюста Родена «Вечная весна» на аукционе Sotheby's ‏ушла с молотка за рекордную сумму 20,4 миллиона долларов.

Скульптура “Вечная весна” Огюста Родена (1840 – 1917) продана в понедельник на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за рекордно высокую цену – $20,4 млн.

Об этом сообщает сайт британского аукционного дома.

Эксперты оценивали работу максимум в $12 млн.

Прежний рекорд для шедевров Родена был установлен в феврале текущего года в Лондоне. Обнаженная фигура “Ирис – посланница богов”, находившаяся в свое время в коллекции актера Сильвестра Сталлоне, ушла с молотка за $16,7 млн.

В целом высоким спросом традиционно пользовались произведения Клода Моне. Три его полотна вошли в десятку самых ценных лотов, в том числе пейзаж “Отлив в Петит-Даль”, который ушел с молотка за $9 млн, вдвое выше прогнозов торгового дома.

“Бюст женщины” Пабло Пикассо был продан за $3,9 млн. Sotheby's рассчитывал выручить не менее $8 млн за другую картину гениального испанца, однако покупателей на нее не нашлось.

В первый день торгов произведениями импрессионизма и современного искусства в Нью-Йорке было выставлено 62 лота. Треть из них не нашла покупателей.

Выручка составила $144,4 млн, не дотянув до $165 млн, на которые рассчитывал Sotheby's.

Огюст Роден – Вечная весна

Напомним, что Роден исполнил скульптуру “Вечная весна” на сюжет из пятой книги поэмы Овидия “Фасты”.

Она изображает бога западного ветра Зефира, с крыльями бабочки. Левой рукой он опирается о ствол дерева, а правой – обнимает обнаженную богиню цветов Флору, которая стоит перед ним на коленях.

“Вечная весна” почти точно иллюстрирует фрагмент поэмы, в котором нимфа Хлорида, ставшая впоследствии богиней цветов Флорой, рассказывает о том, как ее похитил бог западного ветра Зефир:

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, Он полетел за мной: был он сильнее меня. Право девиц похищать Борей ему дал: он и сам ведь Дочь Эрехтея увлек прямо из дома отца. Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна – это лучшее время: В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных: Нежит его ветерок, ласково воды журчат.

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: “Навсегда будь ты богиней цветов!” Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,

Я никогда не могла: нет и числа их числу.

Основной вариант “Вечной весны” Роден исполнил в мраморе в 1884 году. Эта работа должна была стать частью архитектурного ансамбля на дверях Музея декоративного искусства, который предполагалось построить на набережной д'Орсе. Но при жизни скульптора задуманное так и не удалось осуществить в жизнь.

Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру XIX века – при помощи сильной пластической моделировки и драматической игры света мастер придавал скульптурной форме подвижность и одухотворенность, тем самым демонстрируя связь между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Почти каждую свою скульптуру Роден рассматривал не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс. Герои его произведений охвачены сильными эмоциями – любовью, болью, отчаянием…

Убедительного отображения этих состояний скульптор добивался не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам.

С середины 1880-х годов характерной чертой его творчества стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: “выплывавшие” из мраморных глыб фигуры словно олицетворяли собой метафизический процесс рождения формы из аморфной материи.

Долгое время Роден считался противоречивой и даже скандальной фигурой, новаторское мастерство которого шокировало консервативную публику. Оглушительный успех к нему пришёл лишь в конце жизни, когда он был признан величайшим мастером со времён Микеланджело.

“Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию подборку знаменитых произведений одного из создателей современной скульптуры.

“Мужчина со сломанным носом” (1874-1875)

Натурщиком для этой работы выступил разнорабочий по имени Биби, черты лица которого скульптор находил очень живописными и хотел изобразить его, не искажая и не приукрашивая действительности. В одну из холодных ночей затылок бюста промерз и отвалился – так “Мужчина со сломанным носом” превратился в “Маску человека со сломанным носом”.

Скульптор решил использовать случайную составляющую и несмотря ни на что выставить работу, однако салон дважды отверг её. Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался.

“Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками”, – говорил он.

“Бронзовый век” (1877)

Впервые Роден выставил гипсовую скульптуру под названием “Побеждённый” с копьём в руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат. На следующий год он изменил смысл работы таким образом, чтобы салонная публика увидела в ней не страдание человека, а его пробуждение.

Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название – “Бронзовый век”. Мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он сделал слепок с тела натурщика, но вскоре, поддержанный многими деятелями искусства, он был оправдан.

В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз.

“Иоанн Креститель” (1878)

В этой работе Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги героя твёрдо стояли на земле и вес был чётко распределён между ними. В результате он сделал две скульптуры: “Шагающий” (эскиз без головы, 1877) и “Иоанн Креститель” (1878).

Фигура натурщика, итальянского крестьянина, вызывала у мастера самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем, однако он решил отказаться от каких-либо религиозных аллюзий, сделав упор на уверенной позе героя и его внутренней собранности.

В 1880 году Роден выставил “Иоанна Крестителя” в Салоне и получил за него третью премию.

“Призыв к оружию” (1879)

В 1879 году, участвуя в конкурсе на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов, Роден представил динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу “Призыв к оружию”. Отвергнутая жюри, она была уже после смерти автора отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

“Ева” (1881)

Хрупкая и беззащитная фигура Евы изначально предназначалась для ансамбля “Врата Ада” – вместе с фигурой Адама она должна была фланкировать двери врат. Родену удалось с поразительным мастерством предать стыдливое смятение и отчаяние, охватившее вкусивший запретный плод героиню.

“Данаида” (1885)

Прекрасное тело Данаиды вырастает из камня, как цветок из плодородной почвы Эллады. Скульптурное изображение одной из 50 дочерей царя Даная Роден посвятил своей возлюбленной – скульптору Камилле Клодель.

“Мысль” (1886)

Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. Примерно через год она начала работать в его мастерской и стала для него источником вдохновения, моделью, ученицей и любовницей.

“Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью”, – так описал её великий художник.

Роден был немолод, женат, у него были возлюбленные, но это юное существо впервые по-настоящему пробудило в нём мужчину, что не могло не сказаться на творчестве мастера, ставшем ещё более чувственным.

“Поцелуй” (1886)

Вот что писал об этой скульптуре Райнер Мария Рильке: “Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом”.

Изначально обнимающаяся пара была частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота “Врата Ада”, и носила название “Франческа да Римини”, в честь знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила “Божественная комедия” Данте.

Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. Любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. В 1887 году критики переименовали скульптуру.

Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия “Поцелуя” высотой 74 сантиметра была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, где её сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

“Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден”, – писал о произведении Эмиль Антуан Бурдель.

“Мыслитель” (1888)

По первоначальному замыслу скульптура называлась “Поэт” и была частью композиции “Врат ада” – со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца.

Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело, Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.

“Он думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног”, – говорил автор о своей работе.

“Граждане Кале” (1884-1888)

После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города Юсташ де Сен-Пьер, его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них.

Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Этот монумент должен был выразить обуревавшие французов эмоции – и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан.

В 1884 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену, работавшему над ним на протяжении четырёх лет.

Впервые композиция была представлена публике в 1889 году и встречена почти всеобщим восхищением.

“Вечный идол” (1889)

Ещё одна чувственная скульптурная композиция, навеянная отношениями с Камиллой Клодель.

Роден отдал своей возлюбленной часть работы – в результате получилось их по-настоящему общее произведение, однако настроение у него безрадостное. Мужчина стоит перед девушкой на коленях, не решаясь посмотреть в её глаза.

Ещё мгновение назад она обнимала его, но уже отводит руки и полный скорби взгляд. Их глаза закрыты – они не видят будущего…

“Памятник Оноре де Бальзаку” (1893-1897)

Памятник, заказанный Родену Обществом литераторов, стал последней крупной работой скульптора. Четыре года мастер искал образ, полностью соответствовавший его представлению о великом романисте. Закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий Бальзак был выставлен в Салоне в 1898 году и вызвал очередной скандал.

Роден выступил в свою защиту в прессе: “Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, — оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования… Если истина должна умереть — последующие поколения разломают на куски моего Бальзака.

Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь…”

“Вечная весна” (1900)

Скульптурная группа была исполнена Роденом на сюжет из пятой книги поэмы Овидия “Фасты”. Она почти точно иллюстрирует фрагмент поэмы, в котором юная и прекрасная нимфа Хлорида, ставшая впоследствии богиней цветов Флорой рассказывает о том, как ее похитил бог западного ветра Зефир.

“Рука Бога” (1898-1902)

Над небольшой скульптурой, изображающей “Руку Бога”, ваяющую из земли и глины Адама и Еву, мастер работал четыре года. Одно из самых философских его творений ныне представлено в Музее Родена – расположено оно рядом с зеркалом, чтобы посетители смогли рассмотреть миг творения во всех деталях.

“Врата ада” (1880-1917)

Над этой монументальной работой, основанной на сюжетах из “Божественной комедии”, библейских легендах, античных мифах и поэзии Бодлера, Роден трудился до конца жизни, но окончить её так и не успел – “Врата” были отлиты в бронзе лишь через восемь лет после смерти автора.

“Тут была жизнь, была тысячекратно в любую минуту, была в томлении и в муке, в безумии и в страхе, в утрате и в обретении.

Тут было непомерное желание, жажда, столь жгучая, что вся влага мира одной каплей высыхала в ней, тут не было обмана, не было предательства, а жесты, которыми берут и отдаются, – тут они были истинными и великими.

Тут были пороки и богохульства, проклятие и блаженство, и вдруг выяснилось, как беден мир, скрывавший все это, хоронивший все это, делавший вид, будто этого нет. Это было. Рядом со всей историей человечества шла другая история, эта история, не знавшая облачений, условностей, различий и сословий, – одна сплошная борьба.

И она тоже по-своему развивалась. Из инстинкта она превратилась в желание, из похоти, влекущей самца к самке, она стала влечением человека к человеку. И такой является она в творении Родена. Все еще длится вечная битва полов, но женщина – больше не животное, подавленное или покорное.

Она страстная и возбужденная под стать мужчине, и они сопрягаются словно бы для того, чтобы обоим найти свою душу. […] Тут вихри хотения и затишья ожидания; тут мечты, становящиеся деяниями, и деяния, переходящие в мечты. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние – имя ему сила. Все это заключено в творении Родена”, – писал о произведении Райнер Мария Рильке.

Огюст Роден. Истина сквозь века

Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

Биография мастера
Лучшие произведения скульптора
Клейма на работах Родена

Первые шаги в своей творческой карьере Франсуа Огюст Роден сделал в 14 лет, когда поступил в Малую школу художников в Париже, где он родился. Путь к славе был для известного мастера очень долгим и трудным. В юном возрасте его даже не хотели принимать в Школу изящных искусств, куда будущий великий скульптор пытался поступать несколько раз.

Огюст Роден (1840-1917).

В молодом возрасте ему приходилось перебиваться скромными доходами от работы декоратором и оформителем. Роден принимал участие в оформлении парижских театров Гоблен и Гаитэ, а также анонимно выполнял другие работы, большинство из которых не сохранилось. Единственным приобретением в это время была бывшая конюшня, из которой Роден и обустроил себе мастерскую.

В последующие периоды жизнь пока еще неизвестного мастера была полна самых разнообразных событий. Он некоторое время участвовал во франко-прусской войне, переехал в Брюссель, работал со скульптором А.

Каррье-Беллёзом и затем с А.-Ж. ван Расбургом, представлял свои работы на конкурсах и выставках, но часто терпел неудачи.

Жюри не нравились слишком откровенные и разрывающие каноны произведения Родена, из-за чего их не принимали.

Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. С 1880-х годов Родену стали поступать государственные заказы на монументальные произведения. Также ему выделили новую мастерскую.

Постепенно критики стали более благосклонно относиться к творчеству Родена, а его работы были отмечены рядом премий на крупных выставках.

Его известности в немалой степени способствовали публикации в журналах и участие во Всемирной выставке 1900 года, где скульптор представил полторы сотни своих самых удачных работ.

Скульптор в своем имении в Мёдоне.

В 1900-х годах Родена узнали и как виртуозного графика. Альбомы с его рисунками расходились мгновенно, что привело к появлению новых заказов от богатых людей. Он создал портреты выдающегося драматурга Бернарда Шоу, аргентинского президента Сармьенто, премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и многих других известных лиц.

Скончался мастер в ноябре 1917 года, завещав все свои произведения государству.

Родена считают наиболее ярким и талантливым скульптором своего времени. Многие современные ему мастера брали его работы за образец. Необычная архитектура человеческого тела, умение передать его пластику и энергетику задало новое направление для скульпторов следующего поколения.

Лучшие произведения скульптора

Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». Мастер создал ее после поездки в Италию, впечатленный величайшими произведениями Микеланджело и Донателло.

Работу над скульптурой он продолжал полтора года, пригласив в натурщики обычного солдата с очень развитой мускулатурой. Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем.

Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. Согласно легенде о веках, бронзовый век символизирует несчастливую эпоху человечества, связанную со страданиями.

В этом произведении Роден поставил перед собой задачу воплотить в камне чудо жизни, отказавшись от канонов совершенных, но фактически лишенных жизни статуй классиков.

Работа была вылеплена столь мастерски, что критики обвинили Родена в обмане. Они посчитали, что скульптор просто сделал с натурщика слепок и выдает его за творение своих рук. Однако группа художников сумела защитить мастера от нападок.

Скульптура взбудоражила весь художественный мир и стала вызовом Родена традиционному искусству.

«Бронзовый век». Гипс. О. Роден. Создана между 1877 и 1914 гг.

Один из 25 экземпляров бронзовой скульптуры «Бронзовый век», отлитой по оригинальному слепку. 1998 г.

В 1880 году к Родену обратились власти с заказом скульптурной группы для нового парижского музея. Роден начал работу над грандиозной композицией, получившей название «Врата Ада».

Эта работа родилась после знакомства с «Божественной комедией» Данте, весьма подробно описывающей все круги ада.

Врата, впускающие грешников в ад, Роден представил в виде огромной конструкции (высотой 7 м), украшенной 186-ю фигурами.

Бронзовая композиция «Врата Ада».
Отлита после смерти Родена.

Скульптура «Врата ада». Вид снизу.

Музей декоративного искусства, для которого создавалась работа, в итоге так и остался лишь идеей, но талантливый мастер не прекращал работу над вратами до конца своих дней, дополняя ее новыми скульптурами. В ходе такой грандиозной работы на свет появились произведения, ставшие самостоятельными. Это скульптуры «Мыслитель», «Адам», «Ева», «Поцелуй», «Тень» и многие другие.

«Мыслитель» — это одна из самых узнаваемых во всем мире скульптур. Изначально мастер пытался создать с ее помощью портрет Данте, но позже скульптура стала олицетворять образ философа и творца, чья мощь тела воплощала мощь разума. Позировал для нее физически крепкий парижский боксер Жан Бо.

Боксер Жан Бо — натурщик для статуи «Мыслитель».

Скульптура «Мыслитель». О. Роден. Франция.

Самая первая статуя «Мыслителя» была высотой только 72 сантиметра, однако позже появились ее большие копии размером около двух метров. Известно порядка семидесяти авторских копий данной скульптуры, одну из которых Роден подарил Парижу, а вторая установлена на его могиле.

Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ.

По мнению специалистов, его подделки порой лучше оригиналов, однако Ги Эн явно направил свой талант не в то русло и в итоге оказался в тюрьме. В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег.

Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4,2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом.

Скульптура «Мыслитель». Высота 72 см.

По модели О. Родена.

Любовная связь Родена с талантливой студенткой Камилой Клодель породила на свет ряд скульптур эротического содержания. Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году.

Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада».

В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. И только в более поздний период современники и потомки оценили обнаженную чувственность, трепет и силу двух влюбленных людей, которую автор сумел изваять в камне.

Скульптура «Поцелуй». О. Роден. Бронза. 19 век.

Не меньше чувственности передано в работе «Вечная весна», первым названием которой является «Юность».

В то время как для других работ Родена характерна высочайшая детализация, в этой композиции мастер намеренно сделал фигуры менее четкими, будто бы зритель видит сцену сквозь легкую дымку.

В результате применения такой техники автор сумел добиться новой игры света, создающей в белом камне чувство чистоты и невинности влюбленных.

Скульптура «Вечная весна» из коллекции Государственного Эрмитажа. О. Роден.

Существует только десять мраморных копий скульптуры «Вечная весна», одна из которых находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

В мае 2016 года белоснежное великолепие французского мастера выставили на нью-йоркском аукционе Sotherby's, предварительно оценив его стоимость 8-12 миллионами долларов.

Однако один из ценителей антикварного искусства не пожалел денег за скульптуру талантливого мастера и отдал за «Вечную весну» 20,4 миллиона долларов. И на этом аукционе работа Родена была оценена выше других.

Скульптура «Вечная весна» на аукционе Sotherby's.

Май 2016 года.

Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена. Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов.

Работая над образом известного писателя, Роден решил отказаться от традиционного портретного сходства и запечатлеть в скульптуре стихию творчества, движение мысли творца, его психологическое состояние, которое в конкретной скульптуре больше напоминает поток, нежели фигуру человека. Однако критики не оценили замыслы автора и сочли работу бесформенной, лишенной сходства с писателем.

Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу. Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже.

Сам Роден заявил критикам, что обвинение в небрежности при создании скульптуры Бальзака расценивает как оскорбление. Он посчитал, что если в его статуе нет истины, то потомки разломают ее, но в противном случае «моя статуя совершит свой путь». Надо заметить, что великий скульптор не ошибся в своем предсказании.

Памятник Бальзаку. О. Роден.

Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. Скульптура была призвана запечатлеть историческое событие, произошедшее в крепости Кале во времена Столетней войны. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода.

Английский король Эдуард III согласился помиловать обитателей крепости при условии, что они передадут на казнь шестерых самых знатных горожан.

По приказу короля шестеро добровольцев, первым из которых вызвался богатый человек Эсташ де Сен-Пьер, в рубахах и с веревками на шее отправились за ворота, чтобы сложить свои головы за жизни других людей.

Чтобы заказать скульптуру в память исторических событий, мэру Кале пришлось устроить сборы средств, так как денег на оплату работы Родена в городской казне не было. Горожане думали, что Роден изваяет фигуру одного Э.

де Сен-Пьера, расположив ее на постаменте на манер распространенных тогда героических памятников. Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр. В его работе представлены все шесть добровольцев ровно в таком виде, в каком они шли на казнь.

При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов. Скульптурная группа буквально заполнена драматизмом момента, который передан через напряженные позы, жесты, контрасты динамичных и статичных фигур.

Чтобы усилить степень воздействия памятника на зрителя, Роден распорядился поставить его на уровне зрителей без постамента. В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением.

Скульптурная группа «Граждане Кале». О. Роден.

Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. Реалистичный портрет бедняка Биби пришелся не по нраву жюри парижского Салона, поэтому работу отклонили.

Лишь спустя время стало ясно, что это очень зрелая работа, полностью соответствующая мировоззрению мастера. Сам Роден говорил о себе, что для него все прекрасно, так как сквозь внешнюю форму всегда можно разглядеть внутреннюю правду.

Относительно этой работы он заметил, что у него нет более значительной скульптуры с точки зрения тщательного изучения натуры и искренности в труде.

«Человек со сломанным носом».
О. Роден.

В 2015 году бронзовый бюст «Человек со сломанным носом» был похищен из музея в Дании.

На сегодняшний день работы непризнанного многими современниками виртуоза скульптуры Огюста Родена имеют огромную ценность. Ими восхищаются в музеях, пополняют дорогостоящие коллекции, их подделывают и даже воруют. Все это говорит о том, что скульптору действительно удалось сквозь века донести до ценителей искусства свою истину…

Клейма на работах Родена

Самые первые работы Родена не имели подписи, так как автор часто работал анонимно. Во время работы скульптора с Каррье-Беллезом последний продавал скульптуры французского мастера под своим именем.

Когда Роден пометил одну из работ своим именем и попытался продать ее самостоятельно, Каррье-Беллез тут же распрощался с ним.

Впрочем, в 1879 году это не помешало ставшему руководителем Севрской мануфактуры Каррье-Беллезу пригласить набиравшего популярность скульптора работать на мануфактуре.

На большинстве работ Родена встречается клеймо «А. Роdin». Одновременно с ним литейщики указывали клейма своих фабрик, а также отмечали другую информацию. Это могла быть дата отливки, число выпущенных экземпляров и порядковый номер конкретной отливки.

На репродукциях скульптора ставили знак Reproduction или Reproduction Bronze для изделий из бронзы.

После смерти мастера государство разрешило Музею Родена сделать в ограниченном количестве отливку с оригиналов скульптур, в том числе с его незавершенных работ.

Отливкой занималась мастерская бронзолитейного предприятия Алексиса Рудьера, с которым Роден сотрудничал с 1902 года. Рудьер помечал копии своим клеймом. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо.

С 1954 года в клейме появилось имя Жоржа Рудьера, племянника Эжена Рудьера, а также номер отлитого экземпляра в пределах разрешенных 12 копий.

Работы Родена отливали и другие заводы. В частности, известная фабрика Фердинанда Барбедьена еще в конце 19 века заключила со скульптором контракт на отливку в течение двадцати лет его работ «Поцелуй» и «Вечная весна». В это время фабрикой руководил племянник великого бронзолитейщика Гюстав Лебланк, который еще долгое время пользовался клеймом Барбедьена: «F. Barbedienne Fondeur».

После смерти Огюста Родена Музей Родена и его Фонд заказывали отливку скульптур мастера для различных выставок. Это были предприятия Masters Limited Edition, Airaindor Valsuani и некоторые другие.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно