Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?
СОДЕРЖАНИЕ
26 ноября 2019

Исаакиевский собор. Амальгама на крови или амальгама на века?

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

В декабре 1948 года, всего через четыре года после снятия блокады и через три года после завершения Великой Отечественной войны, Исаакиевский собор открыли для посетителей. Столь быстрому открытию собора, получившему во время войны значительные повреждения, способствовали несколько обстоятельств, из которых отметим два.

Первое — во время войны собор служил хранилищем коллекций, эвакуированных из пригородных дворцов: Екатерининского, Павловского, Гатчинского, а второе — купол собора потребовал минимальной реставрации, в частности, не требовалось его золочение.

Купол Исаакиевского собора — самый большой позолоченный купол в мире. На него израсходовано 100 кг золота (для сравнения: на золочение шпиля колокольни Петропавловского собора потрачено всего 8 кг).

Обратите внимание

Золочение выполнялось огневым методом: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, называемый амальгамой, а затем, нагревая листы, выпаривали ртуть.

При этом атомы золота проникали внутрь медных листов и закреплялись в них навечно.

Золочение продолжалось с 1835 по 1843 год. На куполе собора до сих пор сохранилась оригинальная позолота, которая продержалась уже более полутора веков, пережила, сокрытая серой краской, блокаду.

Однако при всех достоинствах метод огневого золочения имеет один существенный недостаток — пары ртути чрезвычайно ядовиты. Золочение купола Исаакиевского собора стоило жизни шестидесяти позолотчикам.

Поэтому сейчас иногда прекрасный купол собора называют «амальгамой на крови».

Известно, что главный архитектор Исаакиевского собора, Огюст Монферран, прилагал все усилия к тому, чтобы, насколько возможно, снизить число несчастных случаев и смертей на строительстве. Почему же он выбрал такой жестокий по отношению к рабочим метод золочения купола?

Технология огневого золочения, или «жженого золота», известна с древнейших времен, достаточно упомянуть, что первое ее описание было приведено в естественной истории Плиния.

Методом огневого золочения, в частности, создано покрытие на куполах Успенского собора Московского Кремля.

Однако к моменту постройки Исаакиевского собора метод этот использовался редко, так как было известно о смертельном воздействии паров ртути на организм человека.

Важно

Единственной альтернативой амальгамации во времена строительства Исаакиевского собора являлось покрытие сусальным золотом — тончайшими, имеющими толщину в несколько микрон, листочками золота, которые наклеивались на особым образом подготовленную поверхность.

Качество и надежность покрытия сусальным золотом сильно зависит и от мастерства позолотчика, и от качества клея, и от климатических факторов. Так в дождливом Петербурге даже в XIX веке срок жизни такой позолоты составлял максимум несколько десятков лет.

А в современном Петербурге с его кислотными дождями срок жизни сусальной позолоты часто не превышает и десяти лет.

Монферран стремился сделать все детали как внутреннего, так и внешнего убранства собора как можно более долговечными. В частности, ему принадлежит идея заменить при оформлении интерьеров собора роспись мозаикой.

Зная о смертельной опасности паров ртути, Монферран приказал снабдить всех позолотчиков стеклянными колпаками со шлангами, через которые подавался чистый воздух. Однако даже это нововведение не спасло рабочих, потому как пары ртути могут впитываться и через кожу.

С середины XIX века, то есть примерно в то же время, когда золотился купол Исаакиевского собора, появляется гальванический метод золочения.

Но и он не был достойной альтернативой амальгамации, поскольку, с одной стороны, еще не была известна долговечность гальванического покрытия, а с другой — цианиды, используемые при нанесении гальванического покрытия, также как и ртуть, являются высокотоксичными веществами.

Даже сегодня, когда существуют достаточно надежные средства защиты органов дыхания, амальгамация, или огневой метод золочения, используется на практике нечасто и практически не используется при золочении больших поверхностей, таких как кровля.

Совет

Его заменили значительно усовершенствовавшиеся гальванические методы, а в ряде случаев вместо золота купола и кровли покрывают нитридом титана или дисульфидом олова, последнее покрытие имеет название муссивного золота.

Однако заменители золота быстро покрываются тончайшей оксидной пленкой и уже не могут соперничать по блеску и яркости с куполами, покрытыми благороднейшим из металлов.

Те, кто строили Петербург — строили его на века, и не их вина, что строительство унесло сотни жизней. Но мы не вправе об этом забывать. И если мы не сумеем уберечь город-произведение искусства от разрушения — это будет уже наша вина.

Огневое золочение

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

Огневое золочение — древнейшая технология золочения. Она существовала еще в античные времена. Впервые об этой технике упомянул историк Плиний. Примеры работ античных мастеров, сделанные методом огневого золочения, дошли до наших дней. Огневое золочение считается самым стойким и долговечным.

В Древней Руси этот метод получил наименование жжёного злата. Начало его широкого использования на Руси датируется IX веком. Метод состоит в прокаливании золота высокой пробы в ртути (амальгамы) пока ртуть полностью не испарится.Технология получила широкое распространение в архитектуре. Самое известное: • купола Исаакиевского собора.

Санкт-Петербург. 1838-1841 гг. • шпиль колокольни Петропавловского собора. Санкт-Петербург. 1735 и 1744 гг.• купола Успенского собора в Кремле. Москва. 1895 г.Другим течением в использовании огневого золочения стала техника иконописи на металле.

До наших дней дошел памятник этой технике иконописи — Златые врата Рождественского собора в городе Суздале.Этот метод идеально подходит для использования в области архитектуры. Он гарантирует срок службы и прочность золотого слоя на сотни лет.

Огневое золочение, помимо прочности покрытия и красоты металла, позволяет сохраниться золоту даже в условиях плохой экологии больших городов.Слой золота методом огневого золочения наносился на предметы из различных металлов.Основные из них:• серебро, • медь, • латунь,

• бронза.

Отличием техники огневого золочения является использование ртути. Этот металл при нагревании, расплавляет листы золота. В результате выходит золотая амальгама – золотая смесь пастообразной консистенции. Амальгамой покрывают предварительно обработанную металлическую поверхность. Добиваясь равномерного покрытия, амальгаму распределяют по поверхности.

Саму же поверхность подвергают медленному нагреву. С нагретой поверхности ртуть испаряется. Этот этап является наиболее опасным в процессе огневого золочения. Ртутные пары представляют собой сильнодействующий яд и угрожают при вдыхании их здоровью и даже жизни человека. Недооценка этого стоила жизни многим мастерам.

Обратите внимание

Например, во время работ по золочению Исаакиевских куполов, до 60 работников погибли, отравившись смертоносными ртутными парами.Последовательность работ по огневому золочениюЭтот способ строго запрещено использовать любителям!Берется 8 частей ртути и 1 часть золота и делается амальгама.

Мелко нарезают золото, помещают в тигель, доводят на огне каления темно-красного цвета и медленно доливают ртуть, нагретую до 300°С, непрерывно помешивая лопаткой из железа. Помешивание продолжается до полного амальгамирования золота с ртутью. Полученную амальгаму подвергают промывке и сушке. Лишнюю ртуть отжимают сквозь фильтр из замши.

Во избежание приставания амальгамы к дну тигля, его внутреннюю часть натирают с помощью мела.Если золото имеется в виде золотого порошка, амальгаму получить проще и быстрей. Ртуть разогревают в тигле до температуры 150°С и медленно сыплют в тигель золотой порошок, постоянно помешивая.

Предмет, подлежащий огневому золочению заранее, прокаливают в специальной печке, подвергают чистке, а затем, щеткой из латунной проволоки покрывают амальгамой до покрытия изделия достаточным слоем.Для обеспечения лучшего сцепления амальгамы с изделием, перед амальгамированием изделие покрывается азотнокислой ртутью в растворе.

Далее полученное изделие моют, сушат и добиваются испарения всей ртути, держа изделие над разогретой печью из древесного угля. Завершает процесс промывка в проточной воде и протирание изделия водой с уксусом.При любых условиях, огневое золочение требует очень мощной вытяжки, чтобы ядовитые ртутные пары немедленно выводились из помещения.

Залогом качественного золочения является качество сусального золота, используемого в работе и квалификация мастера-позолотчика.Из-за работы с ртутью, приносящей здоровью огромный вред, степень распространения метода огневого золочения в наши дни гораздо меньше, чем раньше.

Тем не менее, есть компании, выполняющие работу по позолоте методом огневого золочения. Теперь в процесс золочения привнесены современные технологии, позволяющие осуществлять фильтрацию ртути и строгие требования, обеспечивающие безопасность работ. Заказы на работы по огневому золочению делают аукционные дома, церкви, музеи, частные коллекционеры.

«И купол растворился в небе…»

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

«И купол растворился в небе…»

Сложно найти человека, который ни разу не любовался горящим на солнце золоченым куполом детища Огюста Монферрана. Впрочем, так было не всегда. В блокадные годы все блестящие конструкции Исаакия покрыли серой масляной краской. В первозданном виде ленинградцы снова увидели собор только в 1946 году.

Секрет меткости

Купол Исаакиевского собора наряду со шпилями Адмиралтейства, Михайловского замка и Петропавловской крепости являлся важнейшим ориентиром для немецкой артиллерии. Именно благодаря этим бликующим доминантам гитлеровцы без труда находили и прицельно обстреливали школы, госпитали, заводы…

О том, что исторические «высотки» могут быть использованы фашистами в своих целях, Совет обороны Ленинграда узнал от наших артиллеристов еще до блокады — в июле 1941 года. Подтверждение этим догадкам предоставили разведчики, которые нашли у немцев панорамные фотоснимки Северной столицы.

На них были отмечены все высотные строения города с указанием направления и расстояний до зданий, подлежащих уничтожению.

Важно

Совет обороны поручил Управлению культуры придумать способ маскировки высотных достопримечательностей. На экстренном совещании озвучивались разные идеи.

Одни предлагали разобрать шпили и купола, другие — закрыть строительными лесами, третьи — использовать аэростаты воздушного заграждения. В итоге остановились на предложении закрасить часть блестящих конструкций серой краской, а часть из них — облачить в брезентовые чехлы.

Задание поручили группе альпи¬нистов из спортивного общества «Искусство» — Ольге Фирсовой, Михаилу Боброву, Алле Пригожевой и Алоизу Зембе.

Вместо гор — на собор

Эта работа началась именно с Исаакия. В первую очередь замаскировали крест, «чепчик» фонарика, а затем основной купол и четыре звонницы. Конструкции покрывали шаровой краской для военных кораблей.

Она точь-в-точь совпадала по цвету с хмурым ленинградским небом и лишила немцев возможности видеть храм со своих рубежей.

Прежде чем дать добро на малярные работы, Инспекция по охране памятников изучила метод золочения купола постройки и пришла к выводу, что краска не навредит собору.

— Позолота на куполе и звонницах собора очень прочная — наносилась при помощи ртутной амальгамы. Маскировку с металла можно было оттереть химикатами без каких-либо последствий.

А вот на шпили Адмиралтейства и Михайловского замка приклеивались тонкие листы сусального золота, которые сошли бы вместе с краской.

Поэтому их накрывали чехлами, каждый из которых весил несколько сотен килограммов,— рассказал один из тех блокадных альпинистов, ныне почетный гражданин Петербурга Михаил Бобров.

Купол Исаакия поделили на четыре части, закрепили веревки к перилам фонарика и приступили к делу. Ведра с краской «малярам» подавали помощники из числа контуженых бойцов.

— Особых сложностей мы не испытывали, несмотря на то, что раньше такого опыта ни у кого из нас не было. Делая мазки, постепенно спускались сверху вниз. Дело спорилось быстро.

Помогала теплая погода,— вспоминает Михаил Бобров.— Самым сложным объектом стал шпиль Петропавловского собора. Мы маскировали его в лютый мороз и подвергались частым обстрелам.

К тому же при сильном ветре он раскачивался в разные стороны чуть ли не на два метра.

Совет

Работа по покраске купола Исаакия заняла у альпинистов десять дней. Практически сразу по ее завершении прицельный огонь в этом районе Ленинграда прекратился. Маскировку собора сняли только в 1946 году, но, по словам музейных работников, серые вкрапления на куполе можно увидеть и по сей день.

Евгений ЗАЙЦЕВ

Израненный, но живой

Перекрашенный купол Исаакиевского собора спас жизнь не одному ленинградцу. При этом сам памятник получил значительные повреждения. Осколки бомб и снарядов оставили «раны» на мраморной облицовке стен, повредили кровлю, 10 из 16 колонн. Кроме того, взрывной волной частично были разбиты стекла уникального витража.

Похлебка из птиц

Группа альпинистов, маскировавшая достопримечательности, как и другие ленинградцы, испытывала сильный голод. Чтобы окончательно не лишиться сил, приходилось ловить птиц. Рядом с куполами расставляли силки, в которые очень быстро попадались вороны и голуби. После рабочего дня из добычи варили суп.

Подвиг хранителей

Николай БУРОВ, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»:

— Военная история Исаакия интересна не только фактом покраски купола. Здание стало надежным укрытием более чем для 110 тысяч экспонатов, вывезенных из музеев Петергофа, Пушкина, Павловска и Гатчины.

Это были скульптуры, мебель, фарфор, ткани, медали, монеты, научные документы и другие исторические ценности. Упакованные в ящики, они находились здесь до мая 1945 года, а некоторые задержались вплоть до 48-го.

О сохранности экспонатов заботились 12 человек, большинство из которых, несмотря на мороз и сырость, жили прямо в соборе. Эти люди сделали максимум для того, чтобы музейные реликвии пережили войну.

Они не только оберегали их от мародеров, но и создавали условия для безопасного хранения: откачивали воду из подвалов, летом выносили экспонаты на просушку. Хранители также обследовали повреждения собора, полученные в условиях военного времени, вели подготовку к реставрационным работам.

В 2004 году в Исаакиевском соборе открылась выставка «Чтобы помнили», посвященная подвигу людей, работавших здесь в блокадные годы. Авторам проекта удалось воссоздать картину и атмосферу жизни музейных хранителей. Это дань памяти людям, которые, проявив мужество и героизм, сумели сберечь национальное достояние России!

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

Исаакиевский собор строился 40 лет, с  1818 по 1858 год, архитектором этого грандиозного сооружения был Огюст Монферран. Собор освящен в честь святого Исаакия Далматского, которого Петр I особо чтил. Для этого был серьезный повод — день памяти святого совпадал с днем рождения императора 

Петра I — 30 мая по юлианскому календарю.Размеры Исаакиевского собора поражают воображение – его высота 101,5 м, площадь внутри свыше 4000 кв. м. Это четвертое по размерам в Европе купольное сооружение – после собора св. Петра в Риме, собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции и собора св.

Павла в Лондоне.

Создание такого массивного сооружения на  болотистых почвах Петербурга было бы невозможно без создания надежного фундамента. В основании собора находятся  10762 просмоленных сосновых свай диаметром 26-28 сантиметров и длиной 6,5 метров.

Из 40 лет строительства пять лет ушли на сооружение фундамента.

Всего Исаакиевский собор украшают 112 монолитных колонн из гранита. Первые 17-метровые колонны, каждая весом 114 тонн, были установлены в начале 1828. За установкой колонн наблюдали царь с семьей, иностранные гости, многие архитекторы и просто горожане, разместившиеся на площади и  крышах близлежащих домов.

Обратите внимание

Интересно, что сооружение стен Исаакиевского собора происходило после установки колонн нижнего яруса. Толщина стен составляла 2,5 — 5 м. Стены Исаакиевского собора облицованы мрамором, снаружи толщина облицовки 50-60 см, внутри — 15-20 см. В 1837 году, когда было завершено основание купола, была начата установка 24 верхних колонн.

Следующим этапом строительства стало сооружение купола.

Купол Исаакиевского собора  является настоящим его украшением и в тоже время это уникальное инженерное сооружение. Купол состоит из трех частей. Находясь внутри собора, мы видим внутренний сферический купол, снаружи мы видим внешний параболический купол, который был позолочен так называемым огневым способом.

Третий, средний купол – конический, пространство между ребрами которого, заполнено полыми глиняными горшками, всего их около 100 тысяч. Эти горшки создают  теплоизоляцию и обеспечивают великолепную акустику Исаакиевского храма. На отливку металлоконструкций купола потребовалось 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы.

Золочение купола Исаакиевского собора проводилось в 1838 — 1841 годах.

Для золочения купола был использован метод «золочение через огонь». Для
этого приготовляли амальгаму (раствор золота в ртути) — тонкие маленькие листочки чистого золота высочайшей пробы заливали нагретой до 300°С ртутью, в весовом соотношении 1 часть золота на 8-9 частей ртути.

Свежеприготовленная золотая амальгама, тестообразная масса, плавится гораздо проще золота. Смесь золота и ртути наносили на металлические листы, которые нагревали. В процессе плавления амальгамы необходимо было ее  постоянно разглаживать, делали это обычно заячьей лапой.

Ртуть испарялась, а золото прочно соединялось с металлом.

Внутри Исаакиевский собор  отделан мозаикой, различными сортами европейского мрамора и других видов отделочных и полудрагоценных камней, таких как порфир, малахит, лазурит и другие.

Кроме того, Исаакиевский собор украшает живопись лучших мастеров академической школы того времени, роскошные витражи и скульптура, выполненная в передовой для того времени техники гальванопластики.

Важно

Освящение Исаакиевского собора состоялось 30 мая 1858 года, в день памяти святого Исаакия Далматского. На торжественной церемонии присутствовали император Александр II и другие члены  императорской фамилии.

Сейчас Исаакиевский собор является государственным музеем,  по православным праздникам в соборе проходят службы.

  • Адрес: Исаакиевская пл., д. 4
  • Режим работы: с 10:00  до 18:00.
  • Выходной:среда

Ртуть (начало) — Художественная и холодная ковка металла, металлоконструкции

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

С тех пор как много столетий назад человек познакомился с ртутью, ее образно стали называть «живым серебром». Нетрудно догадаться, что послужило причиной такого сравнения. Внешне похожий на серебро металл отличается необыкновенной подвижностью.

При падении он разделяется на множество мелких шариков, которые, словно живые, с большим проворством «разбегаются» во все стороны.

Поразившись странному поведению металла, древние римляне сравнили ртуть с подвижным и изворотливым богом торговли Меркурием.

Непоседливый бог считался покровителем путников, купцов и глашатаев и изображался художниками с крылышками на обуви. С легкой руки римлян ртуть повсюду стали называть меркурием. «Ртуть — крушец или металл… живое серебро, меркурий»,— читаем мы в толковом словаре В. И. Даля.

Средневековые алхимики, называя в своей литературе ртуть меркурием, постоянно подчеркивали, что, как только планета Меркурий появляется на небе, в недрах земли, подобно подземным грибам – трюфелям, начинает расти ртуть.

Ртуть обладает способностью растворять другие металлы, образуя смесь, называемую амальгамой. Было подмечено, что при нагревании амальгамы ртуть улетучивается, а металл, растворенный в ней, восстанавливается вновь. На основании этого явления средневековые алхимики сделали вывод: если ртуть растворяет другие металлы, то она может их рождать.

В алхимическом стихотворении, посвященном семи основным металлам, говорится, что «всем им ртуть — родная мать». Разумеется, алхимиков, прежде всего, интересовали «родственные отношения» ртути и золота. По их представлению, ртуть должна рождать этот благородный металл, но с помощью так называемого философского камня.

Вот почему много энергии алхимики тратили на его поиски.

Всем известно, что металлы плавятся только при плюсовой температуре. Даже легкоплавкое олово нужно нагреть до двухсот с лишним градусов, чтобы оно стало жидким. И только ртуть составляет исключение: она плавится на… морозе, причем сильном морозе, при -38,86°С.

А поскольку такие морозы там, где живет человек, бывают нечасто, да и не всюду, металл этот ему приходится видеть, как правило, в расплавленном состоянии. А вот в Антарктиде, где морозы достигают -80°С, из ртутного слитка при желании можно выковать, например, подсвечник.

Совет

Правда, вряд ли его можно будет использовать по назначению: стоит поковку внести в помещение, как она тут же расплавится и превратится в подвижную серебристую лужицу.

Плотность ртути – 13,5 г/см?, то есть она самая тяжелая из известных жидкостей. Ведро ртути будет весить 162 кг! Если, скажем, в ртуть опустить чугунный утюг, он свободно будет плавать на ее поверхности: ведь металл, из которого он сделан, значительно легче ртути.

При влажном воздухе ртуть окисляется, покрываясь тонкой оксидной пленкой. Так же, как и золото, она растворяется в царской водке – смеси соляной и азотной кислот.

Заключенную в стеклянную трубочку ртуть можно встретить в любом доме. В термометре, служащем для определения температуры человеческого тела, ртуть чутко реагирует на малейшие ее изменения: при повышении температуры она увеличивается в объеме и при понижении уменьшается.

Нужно всегда помнить, что в сухом помещении ртуть постепенно испаряется, выделяя ядовитые вещества.

Поэтому, если градусник случайно разобьется и ртуть мелкими шариками раскатится по полу, их необходимо тут же собрать.

При помощи щепочки или кусочка картона мелкие шарики скатывают в одно место, где они тут же сливаются в один крупный шарик. Его осторожно вкатывают в стеклянный пузырек с плотно притертой крышкой.

Способность ртути растворять другие металлы мастера издревле использовали при золочении и серебрении простых металлов, наводке золотом и серебром, при соединении мельчайших деталей скани и зерни.

Обратите внимание

На Руси смесь металлов с ртутью (амальгаму) называли «сортучкой», то есть «со ртутью» растворенными. В словаре В. И. Даля говорится, что «зеркала поводятся оловянною сортучкою», а «медь серебрят серебряною сортучкою, выгоняя затем ртуть через огонь».

Чаще всего производили амальгамацию благородных металлов – золота и серебра. Тонкие листочки сусального золота или серебра растирали вместе с ртутью до образования однородной массы, получая амальгаму необходимой густоты.

Чем гуще получалась амальгама, тем толще слой золота или серебра мог быть нанесен на изделие из простого металла. И наоборот, более жидкая амальгама позволяла наносить драгоценные металлы очень тонким слоем. При этом, естественно, золото и серебро экономились, но покрытие получалось менее прочным.

Опытные мастера в такой пропорции смешивали компоненты амальгамы, что золочение и серебрение при хорошей прочности было достаточно экономичным.

Серебрение и особенно золочение широко применялись в ювелирном деле. Золотили как полностью, так и отдельные части изделия. Полностью золотились кольца, серьги, кулоны и другие украшения.

А вот серебряных дел мастера Великого Устюга золотили посуду, украшенную чернью, чаше всего только внутри. Кубачинцы золотили фон и отдельные элементы гравировки.

Эти приемы в основном сохранились до нашего времени.

Художники Древней Руси разработали и успешно применяли оригинальную технику золотого письма, или золотой наводки, на меди. Выполненный золотом рисунок празднично сиял на приглушенном медном фоне.

Со временем, когда медная основа темнела, рисунок приобретал еще большую контрастность.

Важно

Двери городских соборов украшались золотой наводкой, изображающей сцены из христианской мифологии, объединенные изысканным орнаментом.

Секрет золотой наводки был разгадан сравнительно недавно. Готовую золотую амальгаму наносили на медную пластину, покрытую слоем лака, с заранее процарапанным и протравленным кислотой рисунком. Амальгама сцеплялась с медью только в тех участках, где был удален лак.

Когда металл подогревали на углях, ртуть улетучивалась, а золото восстанавливалось на меди. Нанесенный амальгамой золотой рисунок был матовым. После удаления остатков лака его полировали до блеска.

Двери храмов, украшенные «дивно медию золоченою», были одной из важнейших частей архитектурного декора. Упоминание о «златых» и «чудных» дверях часто встречается в летописях.

Древние мастера сделали в XIII веке писанные золотом двери для соборов Рождества Богоматери в Суздале, Спаса в Нижнем Новгороде и Успенского собора в Ростове Великом.

Иногда золотильщикам приходилось выполнять грандиозные по объему работы. Одной из таких работ было золочение медных листов, предназначенных для покрытия купола Исаакиевского собора в Петербурге, имеющего диаметр 26 м. Золочение было выполнено с помощью амальгамы.

Хотя золотая пленка имела толщину всего несколько микрон, на золочение купола все же пошло более 100 кг золота. Медные листы натирали золотой амальгамой и нагревали до полного испарения ртути.

Когда работа была окончена, выяснилось, что пары ртути оказались роковыми для рабочих-позолотчиков. Некоторые тяжело заболели и вскоре скончались. Так что красота золотого купола Исаакия стоила не только больших денег, неимоверного труда, но и человеческих жизней.

Совет

В наше время золочение и серебрение выполняются более дешевым и безопасным гальваническим способом.

Питер — любовь моя!!! Часть 2. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

Продолжаю экскурсию по Любимому мной Питеру. Сегодня мы посетим с вами Исаакиевский собор — самый, пожалуй, известный и крупный храм Петербурга. Он поражает своим великолепием и роскошеством как снаружи, так и внутри.

До нынешнего лета я была в соборе в 1979 году, но, как оказалось, не очень много запомнила, единственное моё впечатление осталось, что там очень красиво. Да ещё помню маятник Фуко. Он был установлен в 1931 году советской властью как научный прибор с целью доказательства факта, что Земля вращается вокруг своей оси.

Маятник был демонтирован в 1986 году.
Здание Исаакиевского собора, которым мы можем любоваться сейчас — четвёртое по счёту.

Это макеты трёх первых строений собора. Ещё при Петре I в 1707 году была построена деревянная церковь для рабочих адмиралтейских верфей. Та, что крайняя справа, и была самой первой. Но она быстро разрушилась.

В 1727 году была построена вторая церковь в камне (на фото — в центре), но место строения было перенесено ближе к Неве, поэтому во время разлива реки, вода стала подмывать фундамент.

К тому же храм сильно пострадал во время грозы в 1735 году, когда в него попала молния.

Третий вариант Исаакиевского собора был возведён на месте первой церкви и освещен 30 мая 1802 года. Но Александру I собор не понравился , так как портил своим неказистым видом красивый облик Петербурга. Он велел собор разобрать и на его месте построить новый.

Обратите внимание

Был объявлен конкурс на новый проект Исаакиевского собора. Победителем становится молодой французский архитектор Огюст Монферран. Его наброски проекта собора очень понравились Александру I. Император назначает Моферрана императорским архитектором и поручает возглавить работы по строительству собора.

Строился собор 40 лет. При строительстве принимали участие около 400 тысяч рабочих — государственных и крепостных крестьян. Согласно документам того времени — около ста тысяч рабочих погибло от разных болезней и несчастных случаев.

Существует легенда, что кто – то нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет возведён, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс. Но тем не менее летом 1858 года собор в честь преподобного Исаакия Далматского был освящён митрополитом Григорием. Совпадение это или нет, но через месяц после окончания строительства Монферран умер.

Высота собора 101,5 метра, ширина — 100 метров….Диаметр купола — 25,8 м… В соборе установлены 112 монолитных колонн разного размера (48 колонн нижнего яруса диаметром 1,85 м и высотой 17 м.

Наружные каменные колонны монолитные. Сам Монферран в книге, посвященной Исаакиевскому собору, писал, что колонны сразу круглыми вытаскивали из каменоломен. Использовались при этом технологии Древнего Египта.

В Петербург колонны транспортировались водным путём. Вот для меня это что — то из области фантастики как и строительство египетских пирамид.

Некоторые современные исследователи пытаются доказать, что колонны внутри полые.

Купол Исаакиевского собора — самый большой позолоченный купол в мире. На него израсходовано 100 кг золота. До сих пор позолоту не реставрировали. В годы войны купол закрасили серым цветом для маскировки, а после войны краску сняли без всякого вреда позолоте. Золочение проводилось огневым способом.

: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, называемый амальгамой, а затем, нагревая листы, выпаривали ртуть. При этом атомы золота проникали внутрь медных листов и закреплялись в них навечно.

Пары ртути очень ядовиты и при этом погибли 60 позолотчиков, хотя Монферран приказал снабдить всех стеклянными колпаками со шлангами, через которые подавался чистый воздух, но это не спасло рабочих, потому как пары ртути могут впитываться и через кожу.

Важно

Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.

Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные Скульптурами и горельефами.

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и других минералов.

   

Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. Интерьер украсила многочисленная декоративная скульптура, живопись, мозаика.

Исаакиевский собор можно назвать и музеем живописи — здесь находится около 150 панно и картин, к созданию которых привлекались Брюллов, Завьялов, Бруни, Марков, Басин и др. Росписи в Исаакиевском соборе плохо сохранялись из-за отсутствия отопления и высокой влажности. В 1851 году начались работы по переведению росписей в «вечную живопись»-мозаику.

Мозаики набирались прямым способом — это очень долгий и кропотливый труд. Для того, чтобы воспроизвести краски живописного оригинала, использовалась смальта более 12 тысяч оттенков. Это просто потрясающе!!!
Общее число мозаик в храме — 62.

Мозаика «Святой Пётр».

Икона в мозаике «Тайная Вечеря» с оригинала Н. Майкова.

Вид на главный купол.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым.

Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Главный иконостас вырезан из белого мрамора. Украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита .

Совет

Такое впечатление, что колонны созданы из монолита, но на самом деле они состоят, из чугунных цилиндров, укрепленных на гранитных основаниях и обложенных мед­ными тамбурами. На эти-то тамбуры уже и наклеен малахит методом «русской мозаики». Из малахита выпиливали тонкие — до 2,5 мм пластинки и их подгоняли плотно друг к другу, чтобы составить красивый рисунок и не было видно швов.

Иконы двух ярусов главного иконостаса — мозаичные.

 

Царские ворота. За ними расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене….

Площадь витража почти 28 кв.м. На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода, так как витражи, как правило, устанавливались в католических церквях. А после этого случая витражи начали устанавливаться и в православных храмах.

Над Царскими воротами расположена икона «Тайная вечеря» и бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе.

Икона «Тайная вечеря» — единственная в третьем ярусе переведена в мозаику.

Кроме главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:
— левый алтарь — посвящен Великомученице Екатерине.

 

— правый алтарь — посвящен благоверному Александру Невскому….

Чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская» — список с древней иконы находящейся в Тихвинском монастыре.

 

Отдельно хотелось бы остановиться на трёх больших дверях Исаакиевского собора. Их называют ещё воротами
Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы. Каждая «дверька» весит 20 тонн.

  

К концу экскурсии хочу показать модель лесов для установки колонн.

 

Каждую колонну массой 115 тонн обшивали войлоком, обвязывали канатами, по деревянным каткам вкатывали в один из пролетов лесов и закрепляли концы канатов через систему блоков на 16-и воротах.

Обратите внимание

По команде 128 человек начали вращать кабестаны. Установка одной колонны занимала 40-45 минут.

А это модель внутреннего разреза купола. По предложению Монферрана для облегчения купол Исаакия был сделан не кирпичным, а полностью металлическим из трех взаимосвязанных частей .

А этот наружные ворота очень красивые!!!

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов.

  

Вот и закончилась наша с вами экскурсию по одному из крупнейших православных храмов-музеев — Исаакиевскому собору. я постаралась рассказать очень кратко из того , что сама узнала. В соборе постоянно формируются экскурсионные группы, так я прошла собор с двумя группами, очень мне понравилось и захотелось получше всё запомнить.
Надеюсь , что мой репортаж вам понравился.

Арина Веста — Амальгама власти, или Откровения анти-Мессинга

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

Арина Веста

Амальгама власти, или Откровения анти-Мессинга

30 августа, 1948 год.

Секретный полигон «Б» под Владимиром

Его считали колдуном, чтецом мыслей, жестоким и вероломным правителем, меченным дьявольской метой, и ужас, который он внушал людям с нечистой совестью, казался частью его существа, темным облаком, скрывавшим его истинное лицо. В его словах и в его молчании искали скрытый смысл, и непременно угрожающий. Его улыбка леденила сердца, а морщины вокруг глаз напоминали прищур стрелка.

Непроглядный покров окутывал начало его пути; истинная дата его рождения не оглашалась, а официальная была назначена им самим по забытому канону древних мистерий.

Вершить и заключать – эта формула древних магов была избрана им как тайное кредо, и он вершил Историю и заключал тех, кто мешал ее вершить…

Познав суть магии, он научился извлекать силу из разности противоположных начал: из страха и обожания, из животной ненависти и слепой любви, из созидания и разрушения и даже из разности мужского и женского, когда разделил школьное обучение мальчиков и девочек.

Казалось, он сумел взнуздать само Время и направить его бег в далекое будущее. Он отменил соху и запряг атом, при нем маховик Истории набрал бешеную скорость.

Он готовил рывок, настоящий прорыв в эпохах, и вместо огня и пара возгонял человечий дух, поднимая его к невиданным прежде героическим высотам.

Он ставил вечное выше временного, дух выше плоти и не боялся пускать кровь. В Крыму и на Кавказе есть мрачные, сырые пещеры, полные звериных и человечьих костей.

Важно

Эти древние жертвенники называются Эль-коба, и он принял имя Коба, еще не ведая о роке этого имени.

Будущий маг, а тогда еще юноша, влюбленный в книги, он видел жизнь сквозь разноцветный кристалл легенд и романтики, но было и еще кое-что в его темной и глубокой душе.

Еще в гимназии он научился драться с жестким остервенением, как маленький демон, чуть позже его идеалом стал благородный красавец разбойник Коба из нашумевшей повести «Отцеубийца». Подражая любимому герою, он начал свой бунтарский путь как революционный грабитель.

Размахивая револьвером, он останавливал почтовые кареты и отнимал у чиновников саквояжи с деньгами. Так он очутился на подстилке из гнилой соломы в Кутаисской тюрьме, там он впервые узнал настоящее страдание и получил подлинное знание о природе человека и сути жизни.

Нищий старик, дервиш, умирающий от гнойных язв, открыл ему невидимое устройство мира и тайный язык птиц, он рассказал ему о земле сияющей Власти – северной Долганиде, где в зимней пещере нарождается юное солнце.

Там одаривают судьбой Избранников и Предреченных, и, слушая его слабый голос, он впервые увидел себя среди снегов и елей не вершине покатой горы, похожей на выгнутую спину кита, она так и звалась – Кит-Кай…

Прозрение сути Истории пришло к нему внезапно: в основе всего лежит металл! И он превратил страну в гигантскую кузницу, в жаркую мастерскую, в доменное пекло, где стальные мускулы ковали, мяли и плавили железо, отливая невиданный доселе монолит из бурых железняков и червонного золота, из крови и подземной магмы, из ртути и свинца, из воли и власти.

Как волхв или провидец, он возвестил людям новую формулу жизни – священное чувство Родины и вдохновенный труд во имя ее, он возродил культ земного плодородия и приравнял подвиг материнства к пути воина. Он подарил простому дворовому мальчишке мечту о крыльях и научил его летать!

Совет

Это новая вера нуждалась в очищенном от инородных примесей и облагороженном человеческом материале, и он знал, как перековать ржавую руду в гибкую звонкую сталь!

В пышных панегириках его называли волшебником, преобразившим земные недра и расцветившим саму преисподнюю уральской яшмой и малахитом, сиянием хрусталя и дивными мозаиками, звездами и золотыми колосьями. О том, что подземелья московского метро на деле были великолепной копией подземных храмов Митры и тайным алтарем неведомым богам Долганиды, не ведал никто.

Он возводил свою империю из руин древних деспотий на расколотом камне Белого Царства. Он и был Красным Монархом, магом-коммунистом, и духовным Царем, венчанным на тайном соборе в недрах Рудных гор в самом начале Железного века…

Вороненая броня ЗИСа раскалилась на полуденном солнце. В салоне пахло надушенной кожей и ваксой от сапог охранников, но он так и не опустил пуленепробиваемого стекла.

Автомобиль затормозил за воротами военной базы. Он вышел, не дожидаясь торопливой помощи ординарца, и огляделся вокруг, прикрывая глаза от слепящего солнца, точно отдавал салют светилу.

Это место на русской равнине было выбрано им не случайно. Тот, кому дано читать тайные знаки, не мог пройти мимо города с названием Владимир. Владеющий миром или владеющий мерой? Оба эти значения сливались в волшебной амальгаме грядущего.

Вытоптанная травяная поляна между бараками, столовой и лабораториями кишела рабочими и военными.

Люди двигались нервно, как встревоженные муравьи, они пробегали проторенными тропами, перебрасываясь короткими словами-паролями и стремительными взглядами, и в этом сплаве сил, в этом броске к единой цели чудилось движение единого разума. Все они, как пальцы, собранные в кулак, готовили удар невиданного оружия, боевого топора, рассекающего миры до основания, до первородного ядра, до огонька жизни, теплящегося в золотом яйце Времени.

Обратите внимание

Ординарец достал из багажника ЗИСа трофейный немецкий кофр, вынул из его недр небольшой стальной шар, проверил маркировку и передал Верховному.

Шар был невелик и покрыт старой окалиной, на ободке были выбиты процентный состав сплава и клеймо завода-изготовителя, но внутри, под стальной скорлупой, зрел таинственный зародыш, тлела его Жизнь, спала его Надежда.

Надежда… так звали женщину, посланную ему роком, – Деву, которую он спас из горной реки, вырвал из ледяных потоков, но так и не смог овладеть ее душой.

Однажды во время ссоры она в своей женской горячности назвала его Кощеем, точно ударила в сердце острой иглой, и он задумался над тайной этого имени и стал читать дочери сказки о скупом старике, влюбившемся в юную красавицу.

Кощей – бессмертный властелин вечности, мудрый хранитель и консерватор, и время Кощея – богатство. В этом стальном шаре тоже дремлет тайна Времени и Власти…

Охрана на несколько минут удалила из зала всех участников эксперимента. Пройдя по внезапно опустевшему подземелью, он бережно положил шар на нефритовую платформу, поправил прицел рефлекторов и задумчиво коснулся объектива камеры рапидной киносъемки: все шаги эксперимента фиксировались.

Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Народный фильм про загадку Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

Обновление:

Исаакиевский собор в Петербурге. Он поражает своей монументальностью и величественной красотой.

С момента строительства собора по официальной версии не прошло и двухсот лет, и, считается, что процесс постройки был задокументирован подробнейшим образом. Однако при внимательном рассмотрении этих данных возникает много вопросов…

…Зарисовки к фильму

Раздел будет постоянно обновляться, предварительные иллюстрации:

Вот несколько примеров технологических отверстий, которые представлены на рисунках Монферрана.

Исаакиевский альбом Монферрана 1845 года:

Важно

Аналогичные, но более чёткие отверстия (или выступы?) можно наблюдать из альбома Монферрана, посвящённого Александрийской колонне.

А вот такие же технологические отверстия в храмовом комплексе Баальбека (город в Ливане):

И снова эти же отверстия в одном из самых больших мегалитов подземного Иерусалима:

 Храм Аполлона в Дельфах (Греция):

Орнаменты

70-я страница Исакиевского альбома Монферрана:

Если верить подписи на французском языке, то это вид на бюро «Главного Архитектора».

А подпись с сайта monpherran.ru гласит:

«Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.»

Историки не могут определиться?

Но интересно другое, на рисунке мы видим два типа камней: тёмные и светлые. Также видим характерный орнамент.

В Баальбеке, о котором речь шла выше, часть сооружения из белого известняка, а часть из красноватого гранита.

И тот же характерный орнамент: 

А вот орнамент пола в Исаакиевском соборе (заметим, что до недавней реконструкции центральный элемент в круге тоже был не в виде «цветка», а в виде солярно-свастичной фигуры):

Казалось бы, глупый для традиционной истории вопрос, когда строился Питер и когда — Баальбек, становится совсем непростым… 

…Персонажи

(материалы из блога Льва Худого)

Практически все «шишки» добычи и обработки гранитных мегалитов Петербурга свалили на одного человека — Самсона Суханова. По официальной версии именно он вырубал из гранитной скалы куски толщиной с трехэтажный дом и длиной с десятиэтажный (для Александровской колонны, например).

Вот как в официальной версии описаны достижения камнетёса:

Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные — поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П.

Совет

Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи.

Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны.

Потом были колонны Исаакиевского собора.

На башне Адмиралтейства стоят высеченные им статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке — мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита, в Москве — пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса неудач.  

Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды.

Однако если рассматривать официальные версии его биографии более детально, то обнаружится огромное количество неточностей, нестыковок и откровенных мифов:

— Разные отчества в разных источниках, а в некоторых из них приписали ему двух отцов ОДНОВРЕМЕННО — Семёна и Ксенофонта,

— По найденным источникам Самсон Суханов рождался 4 раза — в 1766, 1768, 1769 и 1776, а умирал всего только 2 раза — в 20-х и 40-х. Разброс 4-х дат рождения составляет 10 лет, а двух дат смерти — 20.

— 16-летний мальчик Самсон, судя по описанию, убил двух белых медведей, с шкурами которых его артель вернулась в Архангельск. Эта история, кочующая из одного источника в другой, совершенно неправдаподобна.

Белый медведь — самый большой хищник на Земле, современные белые медведи весят до тонны, однако 200 лет назад они были крупнее: в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной более 100 лет назад, указан вес: до 1600 кг («16 центнеров весом»). 

Вот цитата из энциклопедии:

Из-за опасности встречи с белым медведем охотники придумали другой способ охоты, описанный в той же энциклопедии:

Очевидно, что история с 16-летним Самсоном Сухановым, который окружил себя частоколом из двух лыж, и завалил ножом полуторатонного зверя, находясь под его тушей, не более чем миф.

— нет достоверного изображения великого камнетёса, единственный портрет имеет туманное объяснение:

Как устанавливалась личность мужчины с молотком на фоне колонны, изображённого на картине – не сообщается.

— Историки не знают ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен.

Имя Самсон (от ивритского שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшо́н) — носил ветхозаветный персонаж, прославившийся необыкновенной физической силой. Так может быть в честь него и назвали русского сказочного богатыря-камнетёса? Библейский Самсон порвал льва — самого большого хищника в тех местах, а русский Самсон — белого медведя, тоже самого большого хищника в его местах.

Обратите внимание

Если предполагать, что Самсон Суханов личность вымышленная, то становится понятным, почему мифотворцы к имени «Самсон» подобрали  именно такую фамилию. В «ПОВЕСТИ О СУХАНЕ» неизвестного автора 17 века более чем 90-летний русский богатырь Сухан вырвал с корнем молодой дуб и этим дубом перебил татарское войско, после чего был застрелен из пушки.

Далее, по официальной версии, гигантские гранитные блоки, отколотые и обтёсанные до совершенных форм артелью Суханова, переходили в распоряжение не менее загадочных персонажей – Августа Августовича Бетанкура и Августа Августовича Монферана.

Продолжение следует…

Публикация проиллюстрирована рабочими материалами к фильму, которые добавляются и обновляются по мере продвижения проекта.

Специалистам при полноценном сотрудничестве высылаются фрагменты чернового сценария.

На данный момент проект поддержали:

Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Дмитрий Маврин, Дмитрий Карасев, Гавриленко Геннадий, Шутов Максим, Бесмельцев Евгений, Свистунов Александр, Смола Юрий, Раман Ком, [email protected], Чекмаев Александр, Андреев Евгений, Захаров Павел, Свинкин Роман, Пронин Сергей, Андреев Дмитрий, Разин Владимир, Волков Вадим, Шулаев Владимир, Самохин Александр, Дмитрий Горбунов, Vitaly, Лиманова Т.В., Алекс Элзи Сэйвер, mavrindmitrij, Клевин Александр Владимирович, Михаил Скарабей, gennadii_tgl, Трахимчук Александр Иванович, Мыльников Дмитрий, Баландин Михаил, Максим Сергеевич Андрийчук, Pisarev Vladimir, Тартарин Константин Викторович, Иван Викторович Тюлькин, Бочков Павел Александрович, Филиппов Роман Александрович, Рыбальченко А.А., Эндрю Сафронов, Пономарёв Павел Петрович, Шарапов Валентин Юрьевич, Боярских Жанна Викторовна, Журавлёв Виталий Викторович, Соколов Андрей Дмитриевич, Быкова Ольга, ninekib, Добряк Анастасия, Куканов Михаил Владимирович, Щукин Андрей, Нилов оа, Коробов В.М., Лёвин Евгений, Шугаев Алексей,  Косова Ольга Алексеевна,  Станислав, Меженин Геннадий Геннадьевич, Гребнев Валерий Михайлович, Федоров Юрий Владимирович, Варламов Роман Игоревич, Хохлов Андрей Вячеславович, Кармазин Максим, Артём Андреев, Кичигин Михаил Валерьевич, Эмиль Пайо, Савенков Вадим, Игорь Заливский, Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Шкатов Владимир Александрович, Ганкович Владислав Викторович, Андреева И.Ю., Хворов Иван Александрович, Щукин Андрей, Привалов Игорь Александрович, Гордеев Антон Валериевич, Кольцов Илья Викторович, Сергей Михайлович Дубаков, Белянский А.А., Виктор Владимирович Осипов, Аризар Арцев  и многие другие…

С платформы планета.ру: 

Гордеева Ирина Олеговна, Гурьев Андрей, Олег, Шадрина Мария, Анатольевна Шилова, Людмила Борисовна, Сысков Михаил Михайлович, Огородников П.М., Сергей Шубный,  Евсегнеев Николай Михайлович, divasoft.ru, Александр Гончаров,  Рокин К.В., Лобода Николай Борисович, Aлександр К.

, Денисов Всеволод Анатольевич, Голубь Евгений Владимирович,  Соловьев Евгений Викторович (г. Москва),     Соболев А.А.

,  Жиряков Руслан Викторович, Иванов Алексей Сергеевич, Елена, Моляков Илья Юрьевич, Катышев Евгений Владимирович, Аникеев Андрей Валерьевич,     Савенков Илья,  Капарулин Илья Александрович, [email protected], Сергей  Беляев, Игорь Александрович, Комаров Герман Леонидович, Рудаков Гавриил Владиславович, Сташков Алексей Александрович,  Андреев Денис Владимирович, Семёнов Виталий Владимирович, Куницын Сергей Николаевич, Угланов Николай Игоревич, Новоаганск ХМАО, Аристархов Дмитрий, Иван Питерский, Леонид Мельников.

Благодарим всех участников, в том числе тех, которые пожелали остаться неизвестными.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно