Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?
СОДЕРЖАНИЕ
26 ноября 2019

Гней Помпей. Самая крупная полицейская операция античности

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?0

Пиратство, как морской разбой, существовало с незапамятных времён, а точнее – появилось одновременно с морской торговлей.

Конечно, своего романтизированного многими писателями «расцвета» оно достигло после открытия Вест-Индии и начала трансатлантических путешествий с массовым вывозом сокровищ Нового Света в Европу, но от грабежей судов и прибрежных селений обитатели античного мира страдали не меньше, чем их отдалённые потомки многие века спустя. Собственно, само слово «пират» – латинское, и восходит оно к древнегреческому «пытающий счастья». Особенно в античном мире прославились финикийские пираты, вполне успешно совмещавшие грабежи с торговлей: торговали они там, где не считали себя достаточно сильными для того, чтобы заниматься грабежом. За свои подвиги на поприще пиратства финикийцы даже удостоились строчек в Гомеровской «Одиссее».

Хотя со времён Гомера до походов Гнея Помпея Великого прошло не одно столетие, ситуация с пиратами на Средиземном море в корне не поменялась.

Обратите внимание

После падения морских держав – Карфагена и Коринфа, которые во многом сдерживали силы пиратов, – морской разбой на пространстве от Ближнего Востока до Испании начал приобретать угрожающие масштабы, а сами пираты со временем пересматривали и меняли свою тактику.

Если изначально они использовали лёгкие, быстрые и манёвренные суда для внезапных атак, то, почувствовав силу и безнаказанность, пираты начали строить более крупные и тяжёлые корабли. Используя большие триремы и биремы они атаковали уже не единичные корабли, а крупные торговые караваны и прибрежные города.

Реконструкция внешнего вида киликийского пирата.

Исторический музей, города Тарс, Турция (бывшая столица Киликии)

Пока римский Сенат был занят непрекращающимися войнами с соседними племенами и гражданским конфликтом в самом Риме, пираты вовсю орудовали близ италийских берегов – в своё время к ним в плен попал даже молодой Юлий Цезарь.

Своего расцвета морской разбой достиг после того, как царь понтийский царь Митридат VI заключил союз с киликийскими пиратами в целях противостояния Риму – это значит, что пираты представляли из себя не только военную, но политическую силу. Историк Аппиан писал об этом странном альянсе следующее:

После поражения Митридата в войне с Римом пираты окончательно стали неконтролируемой силой, а Киликия, ставшая домом для многих из них, вообще превратилась в независимое пиратское государство.

Совершенно обнаглевшие разбойники позволяли себе не только выставлять напоказ награбленное богатство – позолоченных мачт не было даже на кораблях могучего Карфагена! – но и начали нападать на храмы и святилища, что было совершенно неприемлемо по меркам античного мира.

Некоторые предводители пиратов возгордились настолько, что считали себя равными греческим царям и называли добычу «военными трофеями».

В итоге Сенат вынужден был отвлечься от конфликтов с иберийцами и галлами – правительство Республики осознало: возле границ государства появилась сила, претендующая на политическую значимость, а следовательно, способная бросить вызов Риму.

Дионис изгоняет пиратов из Тирренского моря. Впрочем, богу не удалось полностью очистить воды от морских разбойников, эта проблема осталась в наследство римлянам

Особенно острой ситуация стала к 60-м годам до н.э.

Важно

Многие пираты осели на острове Сицилия, построив укреплённую базу неподалёку от Сиракуз – оттуда совершались молниеносные набеги на побережье Италии, под угрозу были поставлены римские торговые пути, из-за чего столица Республики столкнулась с критическими перебоями в поставках зерна.

Более того, пираты не были Карфагеном, который можно было прийти и разрушить (впрочем, ранее мы говорили, какой ценой Риму обошлись пунические войны) – они представляли собой многочисленные разрозненные отряды, действовавшие по всему Средиземноморскому бассейну, что серьёзно затрудняло любые попытки активного противодействия.

Под властью пиратов оказалось более четырёхсот приморских городов, а флот насчитывал тысячи кораблей. Чтобы прекратить бесчинства морских разбойников, Сенат обязан был организовать, а главное профинансировать (в условиях гражданской войны в Риме!) крупную морскую экспедицию.

Впрочем, сенаторы были постоянно заняты внутренними проблемами Рима, которые приходилось решать в порядке очереди. До пиратов очередь дошла только после победы над восставшими рабами во главе со Спартаком.

В 67 г. до н.э. трибун Авл Габиний – верный друг Гнея Помпея – предложил принять специальный закон для борьбы с пиратами. Согласно законодательному проекту, Сенат назначал во главе антипиратской экспедиции (сроком на три года) одного из полководцев, обязанного вести борьбу на море.

Командующий римским флотом наделялся чрезвычайными полномочиями с традиционной формулировкой «Пусть консулы примут меры, чтобы государство не претерпело ущерба» – то есть, полномочия были фактически диктаторскими. Цель – установление полного контроля над Средиземным морем, включая прибрежные области на суше.

Предусматривалось выделение огромного бюджета на создание и содержание боеспособного флота и поддерживающей его армии.

Как успешно бороться с пиратами из Нигерии?

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?

Мир » Остальной мир » Африка

Нигерийское и сомалийское пиратство на сегодняшний день представляет для всего мира такую же угрозу, как терроризм. Морской разбой в XXI веке приобрел небывалый размах.

Покончить с распоясавшимися бандами голодранцев, вооруженными автоматами и мачете, не могут ни местные власти, ни боевые корабли НАТО. Пираты представляют серьезную опасность для морского судоходства всего мира.

Украинских моряков освободили из нигерийского плена

В МИД Украины сообщили об освобождении трех граждан Украины, которые были захвачены пиратами у берегов Нигерии. О судьбе других моряков, находившихся на захваченном пиратами из Нигерии судне Armada Tuah, украинский МИД не сообщает.

Напомним, что 17 февраля 2013 года судно Armada Tuah, ходившее под флагом Малайзии, было захвачено нигерийскими пиратами. Помимо троих украинцев, на корабле еще были один россиянин и два гражданина Индии. Нападение произошло в 70 км от побережья Нигерии, в штате Байелса, богатом нефтью. За последние десять дней это четвертый случай пиратства в этом регионе.

Нигерийские пираты

Совет

Следует отметить, что в нефтеносной дельте реки Нигер действует группировка повстанцев MEND — «Движение за освобождение Нигера». Ее боевики нападают на государственные объекты нефтедобывающей отрасли, а также похищают иностранцев, которые работают в нефтяной промышленности, требуя потом выкуп. Подобные преступления могли совершить представители именно этой организации.

У берегов Нигерии и Камеруна тоже орудуют пираты, грабящие гражданские суда и похищающие людей. Александр Поляков, посол РФ в африканском государстве, охарактеризовал MEND как группировку, «которая представляет собой сложный конгломерат из разных групп — от идейных борцов за освобождение дельты Нигера до бандитов», занимающихся похищением людей.

Совет Безопасности ООН давно беспокоит проблема пиратства в Гвинейском заливе. На восточном побережье Африки, как правило, действуют небольшие группы вооруженных нигерийцев. Местные власти не могут повлиять на ситуацию, да и не особо пытаются, отметил Дмитрий Бондаренко, замдиректора Института Африки РАН:

«Ситуация в Нигерии очень сложная. У правительства много различных серьезных проблем, в первую очередь, политических, связанных с исламистскими группировками и забастовочным движением в стране. Кроме того, такие группы бандитов плохо контролируются и отслеживаются. Правительство неспособно эффективно бороться с пиратством».

Отметим, что в последние годы Гвинейский залив, освоенный нигерийскими пиратами, стал горячей точкой в морском судоходстве. По словам Александра Бодни, зампредседателя Российского союза моряков, пираты-нигерийцы в большинстве случаев не захватывают суда с целью выкупа, как это делают сомалийские пираты, а грабят экипаж и судовой груз.

При этом зачастую жестоко обращаются с моряками. Ущерб мировой экономике от морского пиратства по разным оценкам составляет 7-12 млрд. долларов в год. Согласно данным Международного морского бюро, за 9 месяцев 2012 года пираты убили минимум шесть моряков, 448 взяли в заложники, 125 судов взяли на абордаж, 26 обстреляли и 24 угнали.

Эти цифры говорят о том, что до полного искоренения пиратства еще очень далеко.

Как быстро побороть пиратов?

Как защищаться от современных пиратов, которые, используя быстроходные катера, могут действовать в тысячах км от берегов Африки, перекрывая, по сути, большую часть торговых путей? Если поступать с пиратами гуманно (сдавать их властям тех стран, гражданами которых они являются, а не убивать), то воевать с ними можно бесконечно, причем война все равно будет проиграна. Поэтому остается одно — наказывать по всей строгости.

Как боролись с морскими разбойниками в CCCР

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?

Сейчас, пожалуй, и дня не проходит без новостей о сомалийских пиратах. Последний громкий случай – захват алжирского сухогруза Blida, среди членов экипажа которого – шесть украинцев. Судно было захвачено 1 января, и до сих пор пираты пока не выдвинули требований по освобождению Blida.

И каждый раз, после того, как очередной корабль или под флагом какой-то из стран СНГ, или с украинцами и россиянами на борту оказывается жертвой пиратов, либо арестовывается местными властями, в прессе и обществе звучат риторические вроде бы вопросы в духе «Да разве б кто-то осмелился тронуть корабль под советским флагом?». Однако это не совсем так.

Наши корабли начали бороться с пиратством далеко не сегодня, и чаще всего советским военным морякам приходилось выручать из беды суда рыболовного флота СССР. Надо сказать, что эта отрасль, приносившая стране в год до $2 млрд.

(причем, долларов не нынешних, не инфляционных), была предметом особой заботы руководства страны. Уже в 60–70-х годах тралфлот СССР стал самым большим на планете – рыбаки осуществляли морской промысел в водах 25 государств.

Обратите внимание

Неудивительно, что довольно быстро встал вопрос о том, что все это хозяйство нуждается в защите, для которой немало было сделано советскими военными моряками.

Ганский инцидент

Один из примеров. В феврале 1966 года, когда президент Ганы Кваме Нкрума находился с визитом в Пекине, группа заговорщиков осуществила переворот в этой стране. Взаимоотношения с Москвой были свернуты, а специалисты из социалистических стран высланы. Но этим дело не ограничилось.

25 января 1967 г. ВМС Ганы захватили теплоход «Ристна», входивший в состав советского космического флота (в его трюмах находилась специальная секретная аппаратура). Как выяснилось, причиной нападения стали утверждения местных СМИ, что якобы «Ристна» везет оружие для террористов.

На секретную аппаратуру космической связи простодушные африканцы просто не обратили внимания. Однако оказалось, что старпом «Ристны» и командир ганских пограничников вместе учились в Москве, и официальная акция плавно перешла в дружескую пирушку, после чего наш корабль освободили.

Но в октябре 1968 года ганские ВМС захватили в Гвинейском заливе два траулера севастопольской промысловой экспедиции – «Холод» и «Ветер». Членов команд бросили в портовую тюрьму города Такоради. Предлогом было нарушение границ, но на самом деле, как предполагают очевидцы, имела место провокация – в трюмах рыбаков особо старательно искали оружие.

Под арестом советские моряки провели полгода. Дипломатические усилия освободить корабли и команды ни к чему не привели. Было решено задействовать экономические рычаги: СССР прекратил поставки нефтепродуктов в Гану – и вновь никакого толка.

Во время тюремного заключения моряков всячески унижали. Людям не давали есть и пить по нескольку дней, при этом нарочно на их глазах тюремщики объедались, пьянствовали и устраивали оргии с проститутками.

К делу решили подключить флот. Был сформирован отряд боевых кораблей, в его состав входили корабли трех флотов – Северного, Балтийского и Черноморского.

Это была первая эскадра советского флота, направленная в воды Западной Африки.

В феврале 1969 года отряд прибыл к берегам Ганы. Властям было о чем задуматься: небольшая советская флотилия оказалась намного сильнее, чем все военно-морские силы этой африканской страны.

Важно

По прибытии на место флагман передал по радио заявление относительно «возможных последствий», если траулеры и их команды не будут освобождены. Встав на рейд Такоради, корабли эскадры начали проводить демонстративное приготовление ракет к боевой стрельбе.

Подогревала ситуацию та пикантная деталь, что состоявшая на вооружении кораблей противокорабельная ракета «Щука» предназначалась для поражения как надводных, так и наземных целей.

Так что, опасаясь получить в борт трехтонный реактивный снаряд, суда под флагом Ганы старались не показываться в пределах видимости.

При предъявлении таких аргументов, 3 марта власти Ганы освободили и траулеры, и команды. Тогда часть кораблей ушла с «визитом вежливости» в нигерийский порт Лагос: о силовом давлении на Гану официально долго нигде не упоминалось.

Ганский инцидент кроме всего прочего показал, что советский ВМФ способен на успешные операции далеко от собственных территориальных вод, не используя при этом авианосцев и не имея больших военных баз за рубежом. После этого долгие годы наши корабли никто не осмеливался задерживать.

Вежливые фашисты и мясо криля

В 1977 году обострился в очередной раз давний конфликт между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских островов.

И в ходе этого обострения аргентинцы решили подтвердить свой суверенитет над акваторией, выгнав прочь из спорных вод все иностранные промысловые суда.

По странному стечению обстоятельств, жертвами «рыбной войны» стали почти исключительно суда СССР.

В сентябре того года аргентинским эсминцем был захвачен производственный рефрижераторный траулер (ПРТ) Мурманского тралфлота «Апатит». Высадившаяся на борт абордажная команда запретила любые передвижения экипажа, выставив в коридорах и на палубе пулеметы, опечатала трюм, радиорубку и радиотрансляционный узел.

Совет

Захватчики обыскали каюты и кубрики, конфисковали судовой журнал и карты и даже вскрыли сейфы. Капитана и всех его помощников держали в штурманской рубке под прицелом пистолетов.

В течение нескольких следующих дней оказались взяты в плен еще четыре траулера и два мурманских ПРТ, один из которых вообще не вел промысел, а стоял на якоре и ремонтировал главный двигатель в нескольких десятках миль от границы спорной зоны.

Более 50 дней находились советские моряки под арестом. Как вспоминали сами аргентинцы, «они проявляли высокую бдительность, выдержку, сознательность, веру в правоту своих действий». Между экипажами были поровну распределены продукты и топливо.

Моряки занимались хозяйственными работами, не прекращались занятия в заочной школе, проводились спортивные соревнования и выступления самодеятельности. Для координации действий ежедневно проводились совещания капитанов и первых помощников, совместно отмечали праздники.

Кстати, власти Аргентины, правитель которой, генерал Видела, публично называл себя фашистом, обращались с нашими гражданами не в пример корректнее, чем «дружественная» Гана.

Когда страсти улеглись, советские рыбаки без лишнего шума вернулись в район Фолклендских островов. Люди старшего поколения должны помнить в изобилии встречавшиеся в наших магазинах консервы из мяса криля, выловленного именно в тех краях.

Как советские эсминцы французов спасли

В конце 70-х годов активизировались обычные морские бандиты – последовали ряд нападений на суда крупнейших мировых держав. Поэтому в обстановке строжайшей секретности в СССР была разработана и проведена крупная антипиратская операция. Ядром ударной группы советских кораблей стали специально подготовленные, небольшие торговые суда.

Коренным их отличием было то, что на них были установлены и тщательно замаскированы несколько 100-мм и 76-мм орудий, а также небольшие ракетные установки. В случае опасности, в течение нескольких секунд орудия и ракетные установки приводились в боевое состояние, а само судно превращалось из беззащитной добычи в грозный боевой корабль.

Обратите внимание

Экипаж этих кораблей состоял исключительно из офицеров спецназа КГБ, морской пехоты и ВМС СССР. Когда все приготовления были закончены, корабли направились в различные уголки планеты, где пираты проявляли наибольшую активность. Схема боя была проста.

Как только к кораблю на расстояние прицельного выстрела приближался пиратский корабль и разбойники готовились взять судно на абордаж, неожиданно для них на облюбованной добыче взвивался флаг ВМС СССР (до этого судно шло под флагом третьей страны).

Пока ошарашенные пираты пытались понять, что и как, на судне-ловушке приводились к бою орудия и ракетные установки и звучали выстрелы… Всего, по неполным данным, советскими кораблями-ловушками в различных регионах планеты было уничтожено и взято на абордаж более 10 пиратских судов.

Финальным аккордом операции стало совместное появление советских и американских боевых кораблей (уже настоящих, не суден-ловушек) возле мест наибольшей активности пиратов.

Джентльмены удачи были не настолько глупы, дабы не понять, какая реальная опасность им угрожает, и предпочли договориться.

Несколько пиратских главарей были найдены мертвыми в своих логовах (ходили слухи, что здесь не обошлось без вмешательства разведслужб), а нападения на суда стран НАТО и Варшавского договора прекратились.

Были и случайные победы, когда боевые корабли заставали пиратов во время захвата добычи. Одна такая история произошла в 1981 году. Близ Мадагаскара находилась советская военная эскадра Тихоокеанского флота.

В одну из темных, безлунных ночей советскими радистами был получен сигнал SOS от французского торгового судна, также находившегося близ Мадагаскара.

Важно

Радист «француза» успел передать координаты и сообщить, что судно подверглось нападению пиратов.

Затем связь прервалась. Советское командование отправило на помощь крейсер и два эсминца – «Быстрый» и «Смелый».

Хотя до французского судна было около 40 морских миль, советские корабли подоспели весьма кстати: пираты, очистив трюмы «француза» от наиболее ценного груза, кассу корабля и карманы команды от наличных денег, как раз пробили в судне пробоину ниже ватерлинии и направились в сторону Мадагаскара.

«Быстрый» и «Смелый» начали преследование бандитов (крейсер остался помогать французам), но смогли догнать их лишь в территориальных водах Мадагаскара.

Приказы остановиться и предупредительные выстрелы пираты проигнорировали, и тогда эсминцы открыли огонь на поражение.

Два пиратских судна были уничтожены артиллерийским огнем, а третье судно, получив прямое попадание 100-мм снарядом в машинный отсек и потеряв ход, было взято эсминцами на абордаж.

Пираты в ходе этой операции потеряли убитыми более 60 человек, около 50 попали в плен. Дальнейшая судьба пленников, кстати, как и в большинстве других случаев, покрыта пылью и мраком спецархивов – КГБ умело хранить тайны.

В борьбе с нигерийцами помогали провода

Что до всемирно известных ныне сомалийцев, то еще в середине прошлого века о морских разбойниках из этой страны никто не слышал. «Это была страна овцеводов, а вот жители Нигерии, Ганы, Либерии порой промышляли морским разбоем», — рассказывает ветеран внешней разведки Украины Анатолий Боронин.

Кстати, и сейчас нигерийцы известны нападениями на суда, но за полвека они порядком эволюционировали. Ведь еще в 1960-х чернокожие корсары ходили по морю на рыболовецких весельных суденышках, их оружием были мачете, а добычей — отобранная рыба, пойманная у их берегов.

Может возникнуть вопрос: «Зачем «делиться» с бандитами, у которых даже автомата нет?» Но те края не зря назывались «невольничьим берегом»: именно здесь набирали широкоплечих и рослых парней для американских плантаций.

И даже вооруженные лишь ножами темнокожие бандиты внушали страх морякам.

Совет

Впрочем, наши умельцы защищали себя довольно оригинальным способом. «Наши ребята натягивали вдоль борта оголенные провода и пускали по ним ток. Бандиты, не подозревая подвоха, пытаясь взять судно на абордаж, хватались за провод и летели в воду», — рассказывает Анатолий Боронин.

А в руках сомалийских пиратов советское судно впервые оказалось 18 июля 1990 года — вооруженные автоматами террористы захватили рыболовецкий траулер «Кафф» с 27 моряками.

Формальным поводом для нападения стал лов омаров и лангустов — по мнению сомалийцев, он был незаконен, хотя на судне была официальная лицензия.

Однако на дворе уже были времена «нового мышления», и власти СССР не стали посылать в Красное море эскадру, а после почти двух недель переговоров заплатили выкуп в $250 тыс., и «Кафф» благополучно вернулся домой.

Что до нынешнего положения, то ни российский, ни украинский флаг (как и флаги других стран СНГ) давно уже не являются надежной защитой ни от пиратов, ни от кредиторов, арестовывающих суда вместе с командами прямо в порту. Да и стремительно стареющим ВМС все труднее поспевать на помощь.

Подготовила Александра Билярчик,
по материалам «Независимое военное обозрение» , «Украина криминальная» , «Сегодня»

Борьба с пиратами в древности

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?

С образованием первых государств древнего мира одновременно возникают и первые торговые пути.

В таких исторических документах как кодекс законов Хаммурапи, табличках библиотеки Ашурбаниппала и других, перечислен список перевозимых товаров того времени: мед и ладан, строительный лес и слоновую кость, зерно и рабов, золотые и серебряные украшения и многое другое. И, вполне естественно, они привлекли к себе внимание древних пиратов.

Происхождение морского разбоя, как вида опасного промысла, относится к самым древним временам. Описание пиратских набегов встречается еще в греческих мифах и скандинавских сагах, в фольклоре многих народов.

Обратите внимание

Долгое время занятие это ничуть не считалось постыдным, а даже похвальным. И это вполне понятно, ибо оно было сопряжено с огромным риском, требовало от людей большого мужества и отваги.

Эпические поэмы переполнены рассказами о морских грабежах, отношение к которым в высшей степени сочувственное.

Самыми известными пиратами древности по праву считались финикийцы. Они были лучшими, искуснейшими моряками своего времени.

Задолго до других, их корабли прошли Геракловы столбы (Гибралтар) и вышли в Атлантику.Они первыми нашли путь в Страну олова — Британию, а примерно в 600 г.до н.э.

отряд финикийцев, состоящих на службе у египетского фараона Нехо на нескольких кораблях обошел вокруг Африки.

Но помимо открытия новых земель и торговли, основным занятием финикийцев была работорговля. Большая часть рабов на рынки Родоса поступала с захваченных и потопленных кораблей, ибо долгое время ничьи суда не могли сравниться по скорости с финикийскими.

Финикийцам принадлежит слава первых морских купцов… и первых морских пиратов

Пираты античности

Оссиан, бард севера, воспевал бесчисленных героев, спускавшихся с бурых холмов и на утлых суденышках добиравшихся к берегам древней Ирландии.

«Пена, — говорил он, — прыгала под их палубными судами, мачты с белыми парусами гнулись под напором ветра, подобные тем еловым лесам, которых высокие вершины убеляет суровая зима.

Мы часто переплывали моря, чтобы нападать на иноземцев; ржа смывалась о мечей наших в крови, и цари земные оплакивали свои потери».

Сыны Эллады тоже не остались в стороне от «божественного» промысла, о чем содержаться многочисленные упоминания у Гомера.

Важно

Например, поход Аргонавтов — это по своей сути самая настоящая разбойничья экспедиция, но воспета как героический подвиг: Одиссей хвастается своими корсарскими победами и перечисляет захваченное имущество: «…град мы разрушили, жителей всех истребили. Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, стали добычу делить мы, чтобы каждый мог взять свой участок…».

«Какое ремесло твое?» — спросил мудрый Нестор у молодого Телемака, отыскивавшего отца своего после падения Трои. «Путешествуешь ли по делам своей земли или принадлежишь к числу тех пиратов, которые распространяют ужас на отдаленнейших берегах?»

Афинские законы утверждали Общество пиратов и регламентировали его деятельность — помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т.д. Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством.

Поликрат Самосский, тиран острова Самос (537 — 522 г до н. э.) вел в широких размерах морской разбой и грабил острова и побережья.

Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти.

Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи.

Несмотря на то, что в его эпоху морской разбой был частью политики и торговли, Поликрат отличался такой алчностью и занимался пиратством в столь крупных масштабах, что вошел в историю как самый прославленный пират античности. В 522 году до н. э.

персидский царь Оройтес обманом заманил Поликрата в Магнесию под предлогом заключения договора о ненападении, где захватил и распял его.

Однако после смерти диктатора Самоса пиратство в Эгейском море только усилилось и, с переменным успехом, существовало на протяжении всех древних веков.

Господство пиратов в Средиземном море

Это продолжалось примерно до VI века до н.э. Расцвет Карфагенской державы, чей мощный флот охранял торговые пути, и завоевание Финикии более чем на три века сдерживало пиратство в рамках каботажного.

Однако противостояние с Римом, приведшее к трем Пуническим войнам, привело Карфаген к полному военному разгрому. На некоторое время на море наступает безвластие. Это приводит к новому этапу пиратства — киликийскому.

Особое усиление пиратства можно было наблюдать после окончания Третьей Пунической войны. После 3-х летней осады Карфаген был захвачен римскими войсками. Римляне разрушили и сожгли город . Уцелевшие жители были проданы в рабство.

Совет

Карфаген был разрушен и финикийские мореходы, лишившись своего традиционного торгового партнера, пополнили ряды средиземноморских пиратов. В первом-втором веке до н. э. пираты контролировали все Средиземное море, от Геллеспонта до Геркулесовых столбов.

Пираты не только захватывали корабли и разоряли прибрежные города. Они также занимались грабежом на дорогах Италии, и дошло до того, что двое преторов вместе с сопровождающими их ликторами были пойманы почти у самых ворот Рима и отпущены только после уплаты огромного выкупа.

Из-за постоянного морского грабежа торговля становилась невыгодной и цены росли. Под давлением римлян Сенат предпринял несколько походов против пиратов, но не добился в них успеха. Причина этого крылась в слабости римского флота и раздробленности римского государства, раздираемого распрями. В первом-втором веке до н. э.

пираты контролировали все Средиземное море, от Геллеспонта до Геркулесовых столбов.

Римляне в первые века своей истории морского разбоя совсем не знали, так как у них не существовало и мореплавания, что, с одной стороны, мешало Древнему Риму успешно справиться с морским разбоем, а с другой — обусловило особую ожесточенность против пиратов. Казнь на кресте — вот единственное наказание, которое Рим признавал подходящим для пиратов.

Воспользовавшись междоусобиями, долго препятствовавшими римской республике заниматься своими внешними интересами, киликийские пираты в короткое время достигли такого могущества, что по сказанию Плутарха, они учредили арсеналы, наполненные воинскими снарядами и машинами, разместили гарнизоны и маяки на всем азиатском берегу и собрали флот с лишком в тысячу галер. Суда их, блистая царскою роскошью, имели позолоченные, пурпурные паруса и обитые серебром весла. Никогда впоследствии не было примера, чтобы пираты так дерзко выставляли добычу перед глазами ограбленных.

Крепости пиратов тянулись далеко в глубь ликийского, киликийского и памфилийского берегов, практически все Средиземное море было под их контролем. Греческие приморские города вынуждены были заключать с «новым царством» договоры, открывать им свои гавани для починки кораблей и рынки для торговли.

Пираты образовали особое государство, где место национальной связи занимала тайная связь, основанная на общности гонений и преступлений. То, что приобретали пираты, было на их языке не награбленным имуществом, а военной добычей.

Обратите внимание

Поскольку пиратов ожидала в случае поимки казнь на кресте, то они считали себя вправе мстить. Особенно они ненавидели римских граждан.

Чаще всего к ним применялось выработанное тогда и сохранившееся до наших дней выражение: «За борт!», то есть приглашение добровольно броситься в море.

Римляне долго терпели господство пиратов, но в итоге истребили их с привычной для них методичностью

Борьба Древнего Рима с пиратами Средиземного моря

В 228 году до н.э. Риму пришлось вести борьбу с иллирийскими пиратами. Властитель Скодри (Скутари) соединил иллирийские племена и организовал из них настоящее корсарское царство. Его эскадры терроризировали все прибрежные города и полностью прервали торговлю в Эгейском и Адриатическом морях.

Римляне выслали против царя Аргона, стоявшего во главе пиратов, 200 кораблей, которым удалось разгромить его флот и прекратить на время организованный морской разбой. Первоначальное устройство киликийские морские разбойники получили при Тифоне (II век до н.э.

), захватившем с их помощью Сирийское царство.

В 102 году до н.э. Риму вновь пришлось снарядить экспедицию под руководством претора Марка Антония для борьбы против сицилийских пиратов, но она успеха не имела.

Постепенно обнаглев от безнаказанности, киликийские пираты начали нападать даже на римские корабли, благо Римская республика в то время была охвачена фактически гражданской войной между сторонниками Мария и Суллы, и Риму было не до этого.

Дело дошло до того, что однажды разбойникам в 81 году до нашей эры удалось захватить в плен тогда еще молодого Юлия Цезаря, который был изгнан из Рима диктатором Суллой, опасавшегося этого молодого аристократа.

Цезарь решил заняться ораторским искусством и отправился с многочисленной свитой на Родос, где располагалось училище риторики ( по другим данным, спасаясь от проскрипции Суллы, он укрылся при дворе Никомеда, короля Вифинского и только на обратном пути он попал в засаду).

Около острова Фармакуза их парусник был захвачен киликийскими пиратами. Выбросив его спутников за борт, пираты обратили внимание на его пурпурную тогу, и предположив, что Цезарь, наверное, знатная особа, предложили отпустить его за большой выкуп. Захваченный в плен, он сохранял полное спокойствие и занимался подготовкой своих речей, не обращая на пиратов внимания.

Важно

Пираты долго спорили о размере выкупа и решили установить неслыханную по своей величине цену в 10 талантов (1 талант — 26,2 кг серебра). Однако Цезарь, возмущенный показавшейся ему низкой оценкой, сказал, что стоит 50 талантов. Пираты, естественно, спорить не стали и милостиво согласились.

При этом не учли угрозы Цезаря рассчитаться с ними когда будет свободен — соберет корабли, поймает всех пиратов и повесит.

Цезарь провел у пиратов две недели, не прекращая своих занятий и не высказывая никаких признаков страха. Залог в размере 5000 золотых монет был внесен его родственниками наместнику Милета, и пираты получили деньги в обмен на пленников.

Обретя свободу, Цезарь немедленно обратился к наместнику с просьбой предоставить ему четыре военные галеры и пятьсот солдат, и взял курс на Формозу. Пираты в это время делили добычу и были не в состоянии сопротивляться. Цезарь захватил 350 пиратов, освободил всех пленников и получил назад всю сумму выкупа.

Затем он отправился на Пергам, к претору Малой Азии, чтобы получить разрешение на смертную казнь пиратов.

Претор находился в это время в отъезде, и, заковав пиратов в крепость, Цезарь отправился за ним. Однако его ждало разочарование — подкупленный пиратами претор не дал разрешение на их казнь и обещал заняться этим делом лично после возращения.

Однако Цезарь не собирался отступать: вернувшись в город, он сообщил, что получил специальные полномочия на смертную казнь от самого Суллы, хотя этот рискованный шаг мог стоить ему головы.

Все 350 пиратов были казнены, а тридцать главарей распяты на кресте, однако, в благодарность за хорошее отношение к нему, дал указание перед распятием на кресте перерезать им горло.

Совет

После казни Цезарь продолжил свое путешествие на Родос, надолго очистив Средиземное море от пиратов, а местных купцов — от необходимости выплачивать разбойникам дань.

Внутренние раздоры на время заставили Рим оставить в покое пиратов, но в 73 году до н.э. снова была послана против них экспедиция под начальством претора Антония Критского. Однако, вместо того чтобы бороться с морскими разбойниками, Антоний вступил с ними в союз и сообща грабил Сицилию.

Римляне уничтожают средиземноморское пиратство

Однажды, пираты захватили римский караван, везший в Рим хлеб из Сицилии и с берегов Северной Африки. Это вызвало в Риме голод, так как в самой Италии в этот год был неурожай.

Голод стал причиной крайнего недовольства и последовавших за этим народных волнений. Патриции, и трибуны, стоя между двумя предвестниками близкой гибели, прекратили на время свои интриги.

По предложению народного трибуна Авла Габиния в 67 году до н. э. разгром пиратов был поручен Помпею.

Получив в свое распоряжение пятьсот кораблей и стодвадцатитысячную армию, Помпей дополнил команду каждого корабля опытными иноземными моряками, благодаря чему получил фактически неодолимый флот на Средиземном море. После чего он разбил его на тридцать отрядов и одновременно атаковал все крупнейшие пиратские базы средиземноморья, нанеся удар по побережью Сардинии, Сицилии, Африки, Франции и Испании.

Пятьсот кораблей поплыли к Азии, заграждая все сообщения Востока с Западом и уничтожая все, что покушалось пройти мимо них.

Стесненные более и более этим убийственным оплотом, пираты в отчаянии и беспорядке возвращаются в Киликию и сосредоточиваются в крепости Карацезиум, чтобы попытать шансы решительной битвы.

После сорокадневной поездки, ознаменованной значительными призами и уничтожением множества пиратов, Помпеи принимает последний решительный вызов, сжигает их суда и превращает в прах стены Карацезиума.

Обратите внимание

Потом, высадившись со всею армией, преследует свою победу, берет и уничтожает одно за другим все укрепления, сооруженные между берегом и Тавром, в которых спрятаны бесчисленные сокровища, награбленные в Греции, Италии, Испании. Но, кончив это дело, римский полководец пощадил остатки побежденных — Помпей предусмотрительно объявил помилования тем из пиратов, кто сдастся без борьбы.

В результате вместо трех лет, отведенных ему Сенатом, он справился со своей задачей всего за три месяца. Впрочем, римляне не оценили этот успех по заслугам: в триумфе Помпею было отказано.

Впоследствии римлянам в период правления императора Августа вновь пришлось бороться с пиратами. В V веке н.э. после шестивекового перерыва Карфагенский порт наполнился эскадрами новых пиратов — вандалов, которые быстро овладели почти всем побережьем Римской империи. Но это уже совершенно другая история.

Как справиться с морскими пиратами?

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?

В последний день октября у берегов Африки пираты совершили очередное нападение на корабль. На этот раз пострадал северокорейский сухогруз. Правда, фортуна вообще, и у морских разбойников в частности, слишком переменчива.

Когда пираты уже праздновали победу, к «коммунистам» неожиданно пришла помощь от американских «империалистов».

Патрульный вертолет с борта эсминца James Williams вовремя заметил недалеко от Могадишо угнанный корабль, и не успели бравые американские морпехи высадиться на его борту, как плененный экипаж поднял против флибустьеров восстание и с помощью национальных приемов борьбы частично сбросил их в море, а частично пленил.

В том, что моряки США помогли представителям «Оси зла» выбраться из сложной ситуации, в принципе, нет ничего удивительного. Действующие террористы и представители криминала традиционно представляют для американской демократии большую опасность, чем рядовые носители «враждебной» идеологии.

Впрочем, не это обстоятельство интересует в первую очередь. Пиратство, после своего, казалось бы, окончательного угасания в XIX веке, вновь заставляет говорить о себе все чаще.

Нападения пиратов у берегов Сомали начались в 1991 году, когда в результате военного переворота пал диктаторский режим Мохаммеда Саида Бара, и в стране воцарилось безвластие.

Кроме того, за прошедшее с ухода американцев время Африканский Рог стал своего рода «Гуляй Полем» для разного рода лиц, живущих криминалом и даже откровенных террористов. И хотя случаи пиратства в Сомали были и раньше, за период «безвластья» 1994–2007 гг.

это, казалось бы, оставшееся лишь в кинокартинах явление расцвело пышным цветом. Экономика одного из образований, возникших на территории Сомали, Пунтленда, во многом базируется на доходах от пиратства. Дело в том, что у населения прибрежной полосы, по сути, нет иного занятия, кроме пиратства.

Важно

Одной рыбной ловлей много не заработаешь, поскольку продавать морскую живность особо некому, да и доходов она приносит значительно меньше, чем бандитизм.

Заметим, что в последнее время Вашингтон проявляет к опрометчиво брошенному им в 1994 году Сомали повышенный интерес.

И хотя, судя по последнему инциденту, действия американцев приносят свои плоды, руководство 5-го флота военно-морских сил США, базирующегося в Индийском океане, признается, что им пока так и не удалось обнаружить четыре других судна, захваченные сомалийскими морскими разбойниками. Это датское грузовое судно, индийский парусник и два рыболовных судна, принадлежащих Танзании.

В последнее время морское пиратство становится все большей угрозой для международного судоходства и наносит все больший урон мировой экономике. Серьезность проблемы подтверждает создание в 1991 году в малазийской столице Куала-Лумпур Центра по борьбе с пиратством. Кроме того, в Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками.

В то же время, по данным Международного центра по борьбе с пиратством, всего этим промыслом занимаются более ста крупных группировок. Результаты говорят сами за себя: жертвами нападений стали суда 62 стран мира. Ущерб от пиратства только в азиатских водах оценивается не менее, чем в 25 млрд долларов ежегодно.

С этого времени воды Мирового океана не стали безопаснее, а скорее, наоборот. Из обнародованного 17 октября доклада Международного морского бюро видно, что только за первые девять месяцев текущего года пираты совершили около 200 нападений на корабли разных стран, что на 14% выше показателей за аналогичный период 2006 года.

И потому нет ничего удивительного в том, что из 2,6 млн баррелей «черного золота», добываемых ежедневно у нигерийских берегов, 100 тысяч уходит пиратам.

Впрочем, нигерийские морские разбойники не ограничиваются одной нефтью и занимаются похищением работников иностранных компаний, занимающихся добычей нефти. Казалось бы, цифра потерь сравнительно небольшая.

Совет

Однако из-за угрозы подобных нападений уровень добычи пришлось понизить на 0,5 млн баррелей в сутки, что оказывает серьезное влияние на рост мировых цен на энергетическое сырье.

В той же Нигерии, являющейся крупнейшим экспортером нефти в Африке, большая часть жителей живет за чертой бедности. Поэтому «национальной особенностью» нигерийского пиратства является нападение на объекты нефтедобывающей сферы, включая танкеры и морские платформы.

И хотя 1 октября 2007 года военно-морские силы Нигерии провели «победоносную» операцию, захватив 12 пиратских судов, включая танкеры, в глобальном плане это не нанесло пиратству такого сильного удара, который бы привел к его ликвидации, поскольку порождающие его условия бедности и одновременно «роскоши за забором» не устранены.

География действий корсаров ХХI века довольно широкая, она охватывает прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Это явление отмечено в прибрежных морях 56 стран. Особенно опасны воды Юго-Восточной Азии, например, Южно-Китайского моря (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).

В Западной Африке, кроме Нигерии, особенно активны пираты в Сенегале, Анголе и Гане. Немало шансов встретить пиратов и в водах Индийского океана (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).

Южная Америка с Карибским морем прочим значительно уступают, хотя случаи пиратства отмечены в Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Эквадоре, Никарагуа и Гайане.

Но пальму первенства удерживает Индонезия – 37 нападений. Стоит заметить, что воды у берегов последней традиционно являются прибежищем современных флибустьеров, поскольку здесь проходят оживленные коммуникации, по которым ежедневно следуют сотни и тысячи кораблей с нередко весьма ценным грузом.

При этом славившееся когда-то пиратами Карибское море считается тихим и спокойным, тогда как воды экваториальной Африки по обеим сторонам, как в Атлантическом, так и в Индийском океане, кишмя кишат пиратами.

Обратите внимание

Показательно, что Сомали и Нигерия делят «почетное» второе место – по 26 нападений, им значительно уступает Танзания со своим третьим местом – девять случаев. Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовные суда, а также богатые яхты.

В числе «жертв» отмечены и корабли ООН с помощью голодающему населению Африки, как это было с сухогрузом NV Rozen . Примечательно, что данное судно одновременно принадлежало к региональному антитеррористическому центру в Джибути.

Нападения обычно проходят по одному сценарию. Корабль-жертва, нередко в условиях плохой видимости, окружается большим количеством быстроходных моторных катеров, иногда легких резиновых лодок.

Оттуда без лишнего шума пираты поднимаются на палубу и в первую очередь захватывают радиорубку и капитана судна и после этого берут «объект» под полный контроль. При этом нападения имеют место не только у самого берега, но и в открытом море.

Например, в 2006 году пираты атаковали огромный круизный лайнер «Сиборн спирит» в 160 километрах от побережья.

Современное пиратство делится на три вида: 1) обычные банды, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают в открытом море, иногда на месте стоянки, в гавани, а затем грабят пассажиров и экипаж.

Они обычно не пытаются захватить само судно – их цель – судовая касса и груз. 2) Группы, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, нередко истребляющие весь экипаж и захватывающие судно вместе с грузом.

3) Международные мафиозные группировки, специализирующиеся на захвате кораблей с особо ценными грузами. При этом их вооружение и оснащение нередко не уступает тому, что имеется во флотах самых развитых стран.

Важно

Так, они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают обширной агентурной сетью и связями во власти.

Стоит заметить, что пираты становятся все наглее. Около года назад сомалийские пираты опрометчиво вступили в бой с американским ракетным крейсером «Кейп Сент-Джордж» и эсминцем «Гонсалес», когда представители флота США решили учинить им досмотр.

Итог боя для пиратов был печален – мощным артустановкам и ракетам они смогли противопоставить лишь пулеметы, и после нескольких выстрелов американцев их корабль пошел ко дну.

Однако то, что пираты решились дать бой столь мощному противнику, весьма показательно.

Показательно и то, что динамика нападений отражает одну закономерность: современные пираты становятся все более жестокими по отношению к членам экипажей захваченных судов.

Так, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты обезглавили всех 23 членов команды китайского сухогруза «Чунг сон», а само судно продали. Другой «громкий» случай имел место в 2001 году, когда жертвой грабителей на Амазонке стал известный на весь мир американский яхтсмен Питер Блейк.

А 4 июня 2007 г. сомалийские пираты, захватившие китайское рыболовецкое судно, не дождавшись выкупа, перебили часть его экипажа.

Пиратство нередко затрагивает и интересы России. Так, в числе пострадавших от морских разбойников, числится немало плавсредств из нашей страны. В 1996 году нападению пиратов в порту Лагос подвергся танкер «Амурск». 21 апреля 2000 года на рейде бангладешского порта Читтагонг пираты напали на российский сухогруз «Форест-1».

Совет

22 февраля 2003 года около побережья Сомали пираты атаковали российский танкер «Моннерон». 10 апреля 2005 года у побережья Сомали жертвой флибустьеров стал российский теплоход «Тим Бак».

В последнее время особенно известными стали нападения на танкер «Лучегорск» гвинейских пиратов и нападение на другой российский танкер «Шкотово» 22 мая 2006 г.

И хотя все эти случаи завершились без захвата кораблей, они красноречиво свидетельствуют, что пиратство угрожает и интересам России.

Показательно, что после того, как в 2004 году в руках пиратов побывал очередной российский теплоход, бывший главком ВМФ России адмирал Куроедов высказался о необходимости почаще выводить российские военные корабли в Мировой океан, чтобы «ни один пират не осмелился нападать на наши мирные суда».

Почему же не удается справиться с этим явлением? В своем интервью » NewsInfo » эксперт в области антитеррора главный редактор журнала «Солдат удачи» полковник Михаил Болтунов заявил: «Одним из вариантов решения проблемы могло стать вооружение команд коммерческих судов, которые в большинстве своем остаются безоружными перед угрозой нападения». Однако из-за бедности подавляющей части населения прибрежной полосы бороться с подобным явлением можно с таким же успехом, как срубать головы Лернейской гидре. Закономерность здесь одна: чем беднее страна и чем ниже уровень жизни ее населения, тем выше вероятность стать жертвой пиратской вылазки.

Мужи, промышляющие морем

Как помпею удалось быстро справиться с морскими пиратами?

Горская О. В.

Смелость, ты — мать кораблей, потому что ведь ты мореходство Изобрела и зажгла жажду наживы в сердцах. Что за коварную вещь ты из дерева сделала! Сколько Предано смерти людей ради корысти тобой!

Антифил Византийский

Как только по морским просторам поплыли первые суда, появились пираты — люди, промышляющие морским разбоем.

Море еще не было поделено существовавшими тогда государствами на зоны влияния, а каждый чужеземец считался врагом, поэтому захват чужих кораблей был таким же промыслом, как и все прочие, не лучше и не хуже. Афинский политический деятель Солон в своих законах назвал моряков, купцов и пиратов «мужами, промышляющими морем».

Обратите внимание

Государства, ведущие морскую торговлю, расценивали пиратство, как средство борьбы за превосходство. Некоторые правители содержали разбойничьи флотилии, приносившие неплохой доход. Многие владыки эпохи эллинизма открыто пользовались их услугами в нелегкой борьбе за талоссократию (морское владычество).

Полибий рассказывает о том, что спартанский тиран Набис даже лично участвовал в пиратских рейдах жителей Крита (Полибий. XIII. 8).

Одним из первых народов, начавших освоение моря, были финикийцы. Став опытными судостроителями и мореходами, одни из них нанимались в команды на торговые и военные корабли не только своего государства, но и соседей, не достаточно преуспевших в морском деле.

Другие же предпочитали начать свое «дело» и промышляли разбоем. После того как город Тир вывел колонию на север Африки и основал Карфаген, все западное Средиземноморье оказалось под властью финикийцев. Они вели чрезвычайно активную торговлю со всеми крупными державами того времени.

Каждый корабль, отправлявшийся в плавание, должен был быть готов к нападению неприятеля. Поскольку одиноко идущий корабль становился легкой добычей, для обеспечения безопасности суда, собранные в караваны, сопровождал конвой из военных кораблей.

Так, например, поступали египетские фараоны, торгуя с Ливаном, Сирией, Пунтом (область около современного Сомали).

Часто купец был готов сам стать пиратом, если подвернется случай захватить добычу, а потом с выгодой продать ее. Пристающие к берегам корабли не всегда везли с собой товары для продажи, порой их целью был грабеж и пленение местных жителей, ведь работорговля приносила очень большие доходы.

Греческий географ Страбон рассказывает, что египтяне «были враждебно настроены против всех мореплавателей; они установили охрану… приказав ей задерживать всех, кто приближался к берегу» (Страбон. 792).

Охрана прибрежной территории была поручена жившим там пастухам, которые быстро сообразили, что у них в руках оказался дополнительный источник дохода и сами начали грабить «корабли, бросавшие здесь якорь» (Страбон. 802).

Важно

Изрезанная береговая линия с удобными бухтами и множество островов позволили морским разбойникам чувствовать себя уверенно в средиземноморских водах. Сложилось несколько центров пиратства. Один из них находился на Крите.

Жители этого острова, расположенного на перекрестке морских путей Древнего мира были отличными мореходами. Поскольку множество караванов судов с богатым грузом проходили мимо, это было одно из самых привлекательных мест для грабителей.

В древности всех критян считали пиратами, хотя среди разбойничьей братии были представители самых разных народов. Греческий поэт III в. до н.э. Леонид Тарентский писал в эпитафии жертве пиратов:

Критяне все нечестивцы, убийцы и воры морские, Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь? Вот и меня, Тимолита несчастного, плывшего морем С малою кладью добра, бросили в воду они.

(Античная литература. С. 127)

Пресечь пиратский разгул могли только сильные державы или объединения государств. Например, возникший в 478-477 гг. до н.э. Афинский морской союз, объединивший для борьбы с персами более 200 городов-государств. После победы над врагом союзнический флот патрулировал прибрежные воды и торговые пути. Средиземное море на некоторое время стало относительно безопасным.

Когда распался Афинский морской союз, купеческие сообщества были вынуждены сами заботиться о безопасной доставке своих грузов. Противостоять быстрым, маневренным кораблям пиратов, с хорошо подготовленной и отчаянно смелой командой на борту было непросто.

Родос, являвшийся одним из важнейших центров международной торговли, всерьез противостоял морскому разбою, ибо каждый ограбленный по пути к нему корабль означал недополученную родосцами прибыль.

Страбон пишет: «О Родосцах рассказывают еще следующее: они имели удачу на море не только со времени основания современного города, но даже за много лет до олимпийских игр они плавали далеко от родной страны, чтобы обеспечить безопасность своих людей» (Страбон. 654).

Совет

Греческий географ отметил заботу жителей острова о своем флоте, при помощи которого им удалось долгое время господствовать на море и уничтожить пиратов (Страбон. 652).

Как только начинались военные действия, часть разбойников присоединялась к одной из сторон, справедливо считая такую службу более безопасной. Во время Пунических войн Рим и, тем более, Карфаген не гнушались пользоваться услугами «джентльменов удачи».

После сокрушительного поражения карфагенян, на западе Средиземного моря исчезло сильное государство, контролировавшее судоходство в этом районе. Рим был занят решением внутренних проблем. Пираты поняли, что пришел их час. Началась «золотая эра» пиратства. Оплотом разбойников стали Киликия и остров Крит. К концу II в.

они имели сильный, прекрасно оснащенный флот, опытных моряков, множество хорошо укрепленных стоянок и крепостей, в которых можно было укрыться. Пираты контролировали все Средиземноморье.

Римская республика, озабоченная внутренними проблемами и сложной внешнеполитической ситуацией, смотрела на усиление морского разбоя сквозь пальцы до тех пор, пока он не стал мешать ее нормальной жизни. Однако пиратство приняло такой чудовищный размах, что справиться с ним долгое время не удавалось.

В начале I в. до н.э. понтийский царь Митридат IV Евпатор допустил в Черное море «морских разбойников, которые вначале плавали, как это обычно у пиратов, на небольших и немногочисленных быстроходных судах и грабили» (Аппиан. Митридатовы войны. 92). Когда разгорелась первая Митридатова война с Римом, их стало больше и плавали они уже на больших кораблях.

Вероятно, Митридат использовал морскую братию в борьбе с римлянами. Война, как обычно, оставила после себя много народа, лишенного средств к существованию, оторвавшегося от родины и впавшего в жестокую нужду.

Они «стали искать себе пропитания не на суше, а на море, вначале на легких разбойничьих судах и полуторках, а затем стали плавать уже на биремах и триерах, причем у них были разбойничьи военачальники, как в настоящей войне.

Обратите внимание

Они нападали на неукрепленные города, стены других городов они или подкапывали, или разбивали, или брали штурмом и разграбляли, а людей побогаче отвозили до пристаней в расчете на выкуп. И эти доходы, обижаясь уже на прозвание пиратов, они называли военным жалованьем.

Они имели ремесленников, насильно приставленных, и постоянно лес, медь, железо, свозя все это вместе» (Аппиан. Митридатовы войны. 92). Пираты сами строили корабли, имевшие боевые и ходовые характеристики, сообразно нуждам их ремесла.

Быстроходные и маневренные суда, управляемые опытными кормчими, были оснащены всеми боевыми средствами, использовавшимися в то время. На борту, кроме гребцов, находились защищенные доспехами воины, осуществлявшие захват корабля-добычи. Они использовали луки, копья, пращи, метательные машины. Оружие производилось на пиратских базах и было отменного качества.

Владели разбойники им в совершенстве, ибо в случае поражения и пленения пощады ждать не приходилось. С пиратами победитель мог поступать по свому разумению, но самой распространенной казнью было распятие на кресте. Так, в частности, поступили Гай Юлий Цезарь и Гней Помпей Великий с побежденными разбойниками.

Пиратские шайки объединялись в большие сообщества, справедливо полагая, что так станут непобедимыми. «Главным местом стоянки для них всех или их лагерем была так называемая Суровая Киликия; но они имели повсеместно гарнизоны и укрепленные пункты, пустынные острова и пристани, но самыми важными пунктами они считали те, которые находились около этой самой Киликии, скалистой, не имевшей гаваней и вздымающейся высокими вершинами» (Аппиан. Митридатовы войны. 92). В I в. до н.э. всех пиратов стали называть киликийскими, независимо от их принадлежности к тому или иному народу.

Римская республика находилась в затруднительном положении. Уничтожить столь большое количество пиратских отрядов, имевших хорошо укрепленные и скрытые в труднодоступных местах убежища, никак не удавалось.

«Война с ними была необычной, не имела ничего закономерного, ничего твердого или ясного; этим она вызывала чувство беспомощности и страха» (Аппиан. Митридатовы войны. 93). Несколько антипиратских рейдов окончились неудачей.

Считая уже себя непобедимыми, морские разбойники стали высаживаться на побережье Италии и грабить прямо на дорогах. Аппиан рассказывает, что они ограбили двух преторов (претор — должностное лицо, отвечающее за отправление правосудия) и захватили в плен ехавших по дороге женщин из знатных фамилий ради большого выкупа (Аппиан.

Митридатовы войны. 93). В конце 70-х гг. до н.э. Рим оказался в экономической блокаде. Пираты сделали невозможной транспортировку грузов по морю. Положение осложнялось распрями внутри самой Республики. Над Италией нависла угроза голода.

Важно

В 67 г. до н.э. на борьбу с пиратством был призван известный талантливый полководец Гней Помпей, за военные победы получивший прозвище Великий. Ему были даны чрезвычайные полномочия и почти неограниченная власть.

Разделив все вверенные ему земли и морские просторы на участки, он поставил в каждом из них военачальников, с заданием нападать на пиратов и ловить тех, которые бегут, спасаясь от других полководцев. Сам Помпей объезжал все эти территории, поражая современников быстротой передвижений и необычайным размахом предприятия.

Многие разбойники сдались на милость победителя, отдав корабли (готовые и строящиеся), оружие, медь, железо, строевой лес, снасти, захваченных пленников.

Помпей увел с собой 71 корабль, захваченный в битвах, и 306 сданных побежденными добровольно, пленников отпустил на родину и многие из них нашли там свои могильные плиты, поставленные родственниками, не ждавшими увидеть их живыми. 120 укреплений и убежищ было захвачено, 10 000 пиратов были убиты или пленены (Аппиан. Митридатовы войны. 94-96). Римляне отвели ему для исполнения дела 3 года, он же справился за 3 месяца, покрыв себя еще большей славой.

Последним оплотом пиратства еще некоторое время остался остров Сицилия. По иронии судьбы предводителем обосновавшихся там грабителей стал младший сын Помпея Великого Секст Помпей.

После смерти отца, молодой человек разбойничал в Испании.

Несмотря на юный возраст, он проявил себя как талантливый полководец и привлек в свои ряды многих опытных воинов и успешно сражался против Цезаря, победителя его отца.

После смерти Гая Юлия Цезаря римский сенат счел за лучшее иметь Секста у себя на службе, и некоторое время тот командовал римским флотом. Падение Римской республики и установление власти Второго триумвирата (Антония, Леппида и Октавиана) заставляют его вернуться к разбою.

Палубы кораблей Помпея сделались последним прибежищем опальных сенаторов-республиканцев. Он, владеющий сильным флотом, делает своей основной базой Сицилию, которая имела чрезвычайно важное значение для снабжения Рима зерном. Средиземное море вновь стало небезопасным для судоходства.

Совет

Гражданская война усугубляла неразбериху и позволила пиратам быстро упрочить положение. В течение двух лет Секст Помпей успешно отражал атаки римского флота, подробный рассказ о которых содержится в «Гражданских войнах» Аппиана. Октавиан Август терял много кораблей и людей, а пиратам каждый раз удавалось выходить победителями.

Наконец, Марк Випсаний Агриппа, один из лучших полководцев того времени, нанес Сексту Помпею сокрушительное поражение при Навлохе. Аппиан рассказывает, что в этом бою были использованы придуманные Агриппой гарпаксы. Это обитые железом бревна с крюком на одном конце и кольцом с веревками на другом.

Такое бревно при помощи катапульты забрасывали на вражеский корабль, а когда оно цеплялось там крюком, судно подтягивали за веревки и брали на абордаж (Аппиан. Гражданские войны. 118).

С этого времени Рим более не упускал контроля над Средиземным морем, патрулируя торговые пути. Вплоть до конца Римской империи пиратство не достигало таких размахов, как во II-I вв. до н.э. Сильный флот могучего государства взял на себя охрану морских просторов.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно