Как писать сочинение по тексту

Как писать сочинение по тексту

Как писать сочинение по тексту
СОДЕРЖАНИЕ
21 ноября 2019

Содержание

Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019? Мы разработали для вас шаблон с примером, подробно рассмотрели каждый пункт, начиная от формулировки проблемы и заканчивая правильным выводом. Важно: шаблон и пример сочинения написаны в соответствии с новыми критериями оценивания.

Шаблон для написание сочинения ЕГЭ по русскому

В данной статье вы найдете краткую информацию об общих правилах написания и готовый шаблон с набором фраз, которые вы можете использовать в качестве клише. Начнем с первого:

Общая структура сочинения:

  • Вступление.
  • Определение и формулировка проблемы. Речь идет о том, какой важный вопрос поднимает автор своей работой.
  • Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по поводу указанного отрывка текста.

  • 2 Примера-иллюстрации – это отрывки текста, которые вы должны объяснить и интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого отрывка смогли извлечь.
  • Позиция автора – это тот вывод, к которому приходит автор в ходе своих размышлений, сопоставления примеров и аргументов.

  • Отношение к позиции автора: (согласие/несогласие) + аргументация
  • Вывод.
  • Таким образом, Вам необходимо начать сочинение вступлением (обобщенным и риторическим). Затем с помощью вопроса-якоря или напрямую (см.

    подробно описание ниже) определить проблему, которую поднимает автор в представленном тексте. Затем привести 2 примера из текста, пояснить их (то есть определить, почему автор приводит именно этот пример). Следующим шагом является сопоставление, противопоставление или сравнение этих примеров.

    Также возможно вывести из этих примеров следствие. После этого необходимо четко определить позицию автора, согласиться с ней (или нет) и аргументировать, почему. Наконец, сделать вывод по написанной работе.

    Готовый шаблон:

    Казалось бы, всё очень просто! Однако из года в год будущие абитуриенты совершают одни и те же ошибки. Поэтому ниже приведена подробная информация в виде таблицы по написанию правильного сочинения по русскому языку на 24 балла. Запомните, что вам достаточно выучить ход действий и фразы-клише, которые можно использовать для абсолютно любой работы.

    Пример сочинения ЕГЭ 2019 по новым критериям

    Вступление:

    Чувство благодарности – одно из самых светлых и нерушимых чувств по отношению к другим людям. Сохранять его необходимо абсолютно ко всем, а особенно к близким. Ведь зачастую за пеленой обыденности и данности мы забываем, сколь кратно наши близкие делают нашу жизнь лучше.

    Проблема

    Так, известный русский хирург и педагог Н.И. Пирогов поднимает проблему благодарности и чувства долга перед близкими нам людьми.

    Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

    Два примера:

    Говоря о благодарности, Николай Иванович, безусловно, ценитель этого безупречного чувства, обращаясь к своему прошлому и вспоминая свои студенческие годы, указывает на собственные ошибки: “В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!”.

    В своем повествовании Пирогов анализирует два случая из жизни, где он не смог отблагодарить своих близких. Первый случай связан с благодарностью почтеннейшей теще профессора Мойера Екатерине Афанасьевне Протасовой, на дочери которого он хотел жениться.

    Второй случай касается непосредственно его семьи и больнее отзывается в сердце Пирогова. Мать и родные сестры автора сделали все для того, чтобы в голодное время будучи студентом Николай Иванович получил качественное образование.

    Они вложили в него всё и не хотели, чтобы он отвлекался на работу: “Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем”.

    Смысловая связь между примерами:

    К сожалению автора, он так и не смог их отблагодарить. Из приведенных примеров становится ясно, что в сердце Пирогова живет сильное чувство вины за его бездействие.

    Позиция автора:

    Подытоживая свои размышления, автор приходит к закономерному выводу: быть истинно благодарным человеком очень трудно, и зачастую там, где благодарность должна быть священным долгом: перед своими близкими.

    Отношение к позиции автора и аргументация:

    Я полностью согласен с позицией автора. Казалось бы, простое чувство благодарности словно затмевает пред нами, что мы вынуждены себе напоминать о нем. Иногда так и думаешь, чтобы не забыть сказать человеку банальное “спасибо”.

    Порой кажется, что такая форма благодарности – это меньшее, что мы можем дать, но именно она и является нашим священным долгом, особенно перед нашими близкими: друзьями и родителями. Последние очень часто готовы вложить в нас все, что у них есть, и наше безразличие – это самый страшный яд для их сердец.

    Яд, который они будут готовы принимать, продолжая оказывать помощь и поддержку ради нашего счастья…

    Вывод:

    Подводя итог, автор хочет, чтобы мы никогда не забывали о благодарности окружающим и нашим близким. Ведь в мире ничто не вечно, и, к большому сожалению, однажды отблагодарить человека, сказать ему простое “спасибо”, может быть слишком поздно.

    Сочинение-рассуждение. Основные принципы

    Сочинение рассуждение на заданную тему является одним из заданий ОГЭ 2019 или может быть задано в качестве домашнего задания. В отличие от сочинения ЕГЭ здесь всё также важны литературные примеры.

    Более того, ваша задача – отразить свою позицию, и она может быть отличной от общепринятой (Всё-таки при написании сочинения ЕГЭ использовать отличную от большинства позицию чревато своими сложностями).

    По своей структуре сочинение-рассуждение пишется следующим образом:

  • Вступление. 3-5 предложений с постановкой вопроса.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  • Более подробную информацию вы можете найти по указанной ссылке.

    Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

    • Блог
    • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

    Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

    Чтобы написать сочинение ЕГЭ на «отлично» нужен:

    1. Алгоритм написания сочинения

    • Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
    • Определяем тип текста (художественный или публицистический);
    • Сформулируйте проблему и позицию автора;
    • Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);
    • Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
    • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);
    • Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
    • Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;
    • Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче;
    • Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца);
    • Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.

    2. План сочинения ЕГЭ

    Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  • Вступление.
  • Проблема.
  • Связка.
  • Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  • Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  • Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  • Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  • Заключение.
  • Вступление. Как начать сочинение?  

    • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
    • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
    • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
    • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
    • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

    Клише для вступления в сочинении:

    • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
    • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
    • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

    Комментарий к проблеме 

    В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

    Структура комментария:

    • Пример из текста.
    • Пояснение примера.
    • Смысловая связь между примерами.
    • Пример-иллюстрация из текста.
    • Пояснение.

    Требования к комментариям:

  • Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  • Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная  или другие связи в тексте.

     

  • Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую.

    При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

  • Соответствие заявленной проблеме.
  • 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан. 
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.
  • Ошибки в комментариях:

    • Комментарий не полностью основывается на тексте.
    • Плохой пример комментария.
    • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

    В комментарии не должно быть:

    • Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
    • Избегать повторов слова «проблема».
    • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

    Как писать комментарий?

  • Нужно внимательно прочитать текст.
  • Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос.

    Это и будет проблема, поставленная автором.

  • Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.
  • Клише для комментария:

    • Автор считает (что?)
    • Автор отмечает важность (чего?)
    • Автор рассказывает (о чём?)
    • Автор размышляет (о чём?)
    • Автор обращает внимание на (что?)
    • Автор подчеркивает (что?)
    • Автор раскрывает проблему на примере
    • Автор делает акцент на том, что
    • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
    • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
    • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

    Аргументы

    Аргументы должны быть:

  • Точными.
  • Развёрнутыми и убедительными.
  • Доказывать вашу точку зрения.
  • Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример.

      Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя.

    Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

    Клише для аргументов:

    • Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
    • Читательский опыт:  эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
    • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

    Как заканчивать сочинение?

    • Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
    • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

    Клише для выводов в заключении:

    • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав  произведение, осознаешь…
    • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

    Советы!!!

    • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
    • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
    • Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

    Дополнительные материалы для написания сочинению ЕГЭ по русскому языку:

    Как писать сочинение в ЕГЭ-2019 по русскому языку

    В этом году несколько изменений коснулись критериев оценки сочинения в ЕГЭ по русскому языку. В материале преподаватель курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu Татьяна Игоревна объясняет, как должна выглядеть структура сочинение, как писать комментарий к проблеме и какие фразы‑клише можно использовать.

    Изменения в сочинении

    Наиболее существенное изменение в сочинении — из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из литературы и жизненного опыта. Приводит их всё равно придётся, чтобы обосновать отношение к точке зрения автора, но следить за ними будут менее строго.

    Критерии, на которые необходимо обратить особое внимание

    Обязательно нужно обратить внимание на критерий К1 «Формулировка проблем исходного текста». Крайне важно верно сформулировать одну из проблем, поставленных автором. Если проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока « сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8.

    Стоит также помнить о К11 «Соблюдение этических норм»: не следует излишне эмоционально и резко выражать негативное отношение к позиции автора, а также использовать фразы, которые могут оскорбить чувства проверяющего.

    Традиционно трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К9 и К10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским языком и быть внимательным при написании сочинения.

    Структура сочинения

    Татьяна Игоревна Семенищева, преподаватель русского языка курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu рекомендует соблюдать следующую структуру при написании сочинения:

    1. Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.

    2. Комментарий:

    • первый пример‑иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы;
    • второй пример‑иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы.

    3. Позиция автора.

    4. Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) и обоснование своего мнения.

    5. Заключение.

    План написания сочинения

    После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте, о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.

    При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые иллюстрируют проблематику текста.

    Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно‑ответная форма изложения.

    • Как правильно определить проблему?

    Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.

    Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».

    • Как написать комментарий к проблеме?

    После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.

    В нём вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приёмы для этого использует.

    Пример‑иллюстрация — это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.

    • Как правильно обозначить смысловую связь между примерами?

    Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.

    Они могут быть:

    • сопоставлены — подтверждают одну и ту же мысль;
    • противопоставлены — демонстрирую противоположные точки зрения.

    Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.

    • Как не исказить позицию автора?

    Позиция автора — это его точка зрения на проблему. Её нужно не придумать, а найти.

    Вспомните о тех фразах, которые вы подчеркнули при повторном чтении текста, они могут помочь сформулировать авторскую позицию.

    Чтобы передать мысль автора, можно использовать фразу «мысль автора выражена следующими словами…» или косвенную речь «автор считает, что…».

    • Как правильно обозначить свою позицию?

    Необходимо выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Мы можем либо согласиться с автором, либо частично или полностью не согласиться.

    Несмотря на то что в сочинении теперь не требуются аргументы, экзаменуемому нужно обосновать своё мнение (см. К4), а значит привлечь факты, связанные с поставленной проблемой. Это могут быть примеры из научной, публицистической и художественной литературы, а также из личного опыта, новостных сводок и даже рассказов знакомых.

    • Как стоит завершить текст?

    В заключении необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.

    Не стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать предположение, призвать читателя к действию.

    Стоит ли использовать фразы‑клише?

    Использование фраз‑клише в сочинении желательно, так как они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.

    Фразы‑клише достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз‑клише:

    1. Проблема

    • В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
    • В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
    • Автор текста не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
    • Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является…
    • Что такое …? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

    2. Комментарий

    • На примере случая из жизни автор показывает…
    • Не случайно писатель обращает наше внимание на…
    • Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах , которые…
    • Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
    • Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать…

    3. Позиция автора

    • Автор считает/утверждает, что… .
    • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
    • Автор убеждает нас в том, что… .
    • Позиция автора такова: .
    • Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: .
    • Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: .

    4. Отношение к позиции автора

    1) Согласие:

    • Я согласен с автором данного текста в том, что…
    • Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
    • Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
    • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
    • Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.

    2) Несогласие (полное или частичное):

    • Текст писателя произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны … , но с другой …
    • В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что … Постараюсь обосновать свою точку зрения.

    5. Заключение

    1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:

    • В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…

    2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:

    • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

    3) Сделать прогноз, высказать предположение:

    • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

    4) Призвать читателя к действию:

    • В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…

    Пример шаблона сочинения

    Шаблон сочинения можно составить из фраз‑клише, например:

    Что такое…? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

    • Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах , которые…
    • Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать …
    • Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …
    • Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: .

    Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что …

    Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

    Мы собрали всё важное, что нужно знать о написании сочинения в ЕГЭ-2019 по русскому языку. Если вам не удаются тексты, вы не можете справиться с повторяющимися ошибками, не уверены в своих силах, советуем дополнительно позаниматься с преподавателями по русскому языку.

    Курсы TwoStu предлагают подготовку к ЕГЭ в паре, что дешевле, чем заниматься с репетитором, но не менее эффективно.

    О чём ещё вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.

    Как писать сочинение по исходному тексту

    • Как писать сочинение по исходному тексту.
    • Памятка выпускнику, выполняющему задание части С ЕГЭ
    • Что такое проблема?

    1. Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной).

    Проблема — это сложный практический или тео­ретический вопрос, требующий решения, исследо­вания,например: проблема сохранения окружаю­щей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

    Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

    Философские проблемызатрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемыкасаются устройства и жизни общества.

    Политические проб­лемысвязаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп. Экологичес­кие проблемыотражают взаимодействие человека и окружающей среды.

    Нравственные (этические) про­блемысвязаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

    Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п.

    — это иллюстрация, част­ный случай, пример проявления какой-либо абст­рактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

    Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

    1) С помощью речевых клише:Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

    Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсу­дить, разрешить какую-либо проблему

    Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,

    Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

    Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

    Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в …

    Тебе поможет начать сочинения и такая фраза:

    Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: … 2.Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

    Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

    При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

    1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

    2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

    3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

    Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше пони­мать события современности. Значит, соответст­вующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

    Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

    Ссылки на авторитет.

    Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

    «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п.

    Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…; Еще Петр 1 говорил, что…; Любой ис­торик скажет вам, что…; Большинство врачей счи­тают, что…

    ; Как установлено японскими учеными… и т. п.

    Работаем над вступлением

    Важно помнить, что основная цель вступле­ния – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

    Проблемный вопрос.

    Может ли компьютер заменить книгу? Та­кова проблема, которая привлекла внимание ав­тора.

    Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

    Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и чело­века. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут живот­ные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии…

    3. Ссылка на авторитетное мнение по воп­росу, близкому к обсуждаемой проблеме.

    Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих чле­нов современного общества. Действительно, каж­дому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

    4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуа­ции, связанные с проблемой текста.

    Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословя­щих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были„ случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спо­койное бездействие. Проблему равнодушного от­ношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

    Создание определенного эмоционального настроя.

    Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

    Призыв, обращение к читателю.

    Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

    Использование цитаты.

    Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова

    текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

    В заключение я хочу снова обратиться к мыс­ли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

    А В ЗАКЛЮЧЕНИЕ несколь­ко полезных советов.

    1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразитель­ности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предло­жения исключаются при подсчете слов (рекомен­дуемый объем сочинения – не менее 150 слов).

    2. В сочинении не нужно специально ана­лизировать использованные в тексте средства выразительности

    Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ-2019

    За сочинение можно получить максимум 24 балла. Формат предполагает свободную форму изложения мыслей, но всё-таки нужно действовать по определенному алгоритму, чтобы получить высокий балл.

    Читаем задание

    В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  • вступление + формулировка проблемы;
  • комментарий к проблеме: первый пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы;
  • комментарий к проблеме: второй пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы + смысловая связь между двумя примерами;
  • позиция автора;
  • ваше отношение к позиции автора и его обоснование;
  • заключение.
  • При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения). Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики.

    Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации.

    Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.

    В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.

    Что нужно уметь

    • Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.
    • Анализировать чужой текст*Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию. *В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста. Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.
    • Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.
    • Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.
    • Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.

    Формулируем проблему

    Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

    В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

    Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

    • Что такое Х?
    • Что не так с Х?
    • Какова роль Х в нашей жизни?
    • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.
    • Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
      А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
      Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
      В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
    • Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

    Комментируем проблему

    В 2019 году требования к комментарию стали более высокими и серьёзными. Теперь комментарий к проблеме — это основная часть вашего сочинения, и он оценивается 5 баллами.

    Чтобы извлечь из исходного текста два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:

    На каком материале раскрыта проблема?

    Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия. Вы можете выделить в тексте две разных иллюстрации — двух героев, два события, эпизод из жизни автора и ссылку на авторитетное мнение или исторический пример.

    Какие типы речи использует автор?

    Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте несколько типов речи, значит, вы можете взять примеры-иллюстрации из повествования автора и из его рассуждений.

    Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?

    В разных смысловых частях текста вы найдёте две разные иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему. Например, в начале текста он вспоминает случай из своей жизни, а в конце рассказывает о своих наблюдениях за другими людьми. Это и будут ваши два примера-иллюстрации.

  • Какие два фрагмента в тексте наиболее важны для раскрытия проблемы?
  • Укажите на эти фрагменты (но не надо пересказывать их подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.
  • Какие образы или аргументы из текста показался вам наиболее убедительным?
  • Выделите в тексте самые яркие элементы — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этих элементов текста, расскажите, почему они, по вашему мнению, так важны.
  • Не забудьте, что найденные вами примеры-иллюстрации должны помогать автору раскрывать ту проблему, которую вы сформулировали в начале сочинения.

    Важно обратить внимание на то, что вы должны не только привести два примера-иллюстрации из исходного текста, но и объяснить, какова их роль в раскрытии проблемы, а также установить смысловую связь между этими примерами. Это новые элементы в задании.

    Чтобы определить значение найденного вами примера-иллюстрации, задайте себе вопрос: как этот эпизод (образ, пример, цитата, антитеза и т.п.) помогает автору раскрыть суть проблемы? Для чего автор ввел этот эпизод/этот пример в свой текст?

    Определяем авторскую позицию

    Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.

    Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

    Выражаем собственное мнение

    Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.

    Обосновываем свою позицию

    В 2019 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

    Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?

    Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

    В качестве обоснования своего отношения можно использовать  свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.

    Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.

    Начинаем и заканчиваем

    Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

    Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

    Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

    В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

    Оформляем мысли грамотно

    Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

    В сочинении не должно быть:

    • разговорной лексики, слэнга;
    • большого количества англицизмов и неологизмов;
    • грубых и нецензурных слов;
    • научных терминов и оборотов;
    • канцеляризмов;
    • излишней высокопарности;
    • устаревших слов и выражений.

    Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

    Как писать сочинение по исходному тексту

    Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о
    чем этот текст, какова его тема.

    Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи». И начинать работу над сочинением
    нужно, разумеется, с чтения текста
    и определения его темы.

    Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий
    решения, исследования
    например: проблема сохранения окружающей
    среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

     Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство
    мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие
    другие. Выделяют различные категории (виды) проблем. 

    В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос.
    Например:

    Что делать, когда очень одиноко?

    Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к
    созданию гнезда, семьи).

    Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за
    девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та.

    Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем
    приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою
    заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

    Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни.
    Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия
    приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но
    бездеятельности.

    (В.К. Харченко)

    Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что
    делать, когда очень одиноко?
     Далее автор излагает свое видение
    проблемы и предлагает варианты ее решения.

    Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение
    важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они,
    скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его
    реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это
    предполагает умение обобщать информацию.

    • Алгоритм работы с текстом:
    • ·           
      Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном
      тексте?»
    • ·           
      Ответы подчеркните.
    • ·           
      Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с
      вопросительной интонацией (формулировка проблемы).

    ·           
    Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то
    проблема найдена.

    ·           
    Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание
    текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в
    тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п.

    – это иллюстрация,
    частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой
    автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только
    случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

  • Работа с текстом:
  • Прочитайте текст, определите его тему, а затем попытайтесь сформулировать
    проблему.
  • ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • В семье Сверла радостное событие: сын родился.
  • Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый
    отец!
  • И назвали сына Штопором.
  • Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на
    металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да
    родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

    Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор
    сверлильному мастерству.

    Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и
    пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там!
    Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам
    присматриваться.

    Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

    (Ф.Кривин)

    Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему
    воспитания молодого поколения.

     Автора волнуют следующие вопросы: как
    следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными,
    неприспособленными к жизни? 
    В олицетворенных образах неодушевленных
    предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают
    сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая
    в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

    Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте
    может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае –
    попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

    Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько
    проблем.

    Работа с текстом:

    На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте? Над какими вопросами
    заставил задуматься автор данного текста?

    Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца,
    мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по
    дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский
    дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста,
    который мать надела ей при расставании.

    И завязала ниточку узлом туже, чтобы не
    сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить,
    с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для
    дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не
    научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя
    мать, дочь не может быть уголовницей.

    Лучше буду политической, как вся семья».

    И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина,
    тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся
    уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная
    гипсовая статуя Сталина.

    На ней стали появляться издевательские и неприличные
    надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.)
    Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А
    надписи все появляются, и ребята хохочут.

    Наконец в одно утро голову статуи
    нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

    Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам
    допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за
    террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б
    Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

    Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

    – Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?

    И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за
    недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять
    14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не
    двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати
    – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется,
    третий.

    • Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
    • Да здравствует наша веротерпимость!
    • Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!
    • Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

    (По А.И.
     Солженицыну)

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно