Монтаж огнезащиты воздуховода

Монтаж огнезащиты воздуховода

Монтаж огнезащиты воздуховода
СОДЕРЖАНИЕ
11 ноября 2019

Содержание

ET VENT ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА

Монтаж огнезащиты воздуховода

Настоящая инструкция описывает технологию монтажа конструктивной системы огнезащиты воздуховодов ET Vent. Данное огнезащитное покрытие воздуховодов, производимых как из черных, так и из оцинкованных металлов позволяет повысить огнестойкость воздуховодов до EI180.

Краткое описание огнезащитной системы ET Vent.

Настоящая инструкция распространяется на систему комплексной огнезащиты воздуховодов ET Vent, состоящую из: базальтового материала МБОР, выпускаемого по ТУ 5769-003-48588528-00 с изм.

1,2,3,4 в сочетании с огнезащитным составом Плазас, производимым по ТУ 5765-013-70794668-06.
Подробнее о технических характеристиках огнезащитного покрытия можно ознакомиться в статье – ET Vent.

Огнезащита для воздуховодов.

Технология монтажа огнезащитного покрытия ET Vent

Подготовка поверхности воздуховода.

Воздуховоды, подлежащие огнезащите, требуется подготовить к монтажу комплексной системы огнезащиты воздуховодов ET Vent.
Для этого необходимо:

  • Если воздуховод из черной стали и не обработан грунтовочным слоем поверхность конструкции очистить от ржавчины, окалины, обеспылить и обезжирить. Ржавчина удаляется до 2 степени по ГОСТ 9,402 . В последующем поверхность высушивают. Далее следует нанести антикоррозийную грунтовку ГФ-021, ГФ 0163.
  • Если имеется антикоррозийное покрытие с участками отслаивающегося, поврежденного, антикоррозийного покрытия. Поврежденные участки механически зачищаются и покрываются новым слоем антикоррозийного состава (ГФ 0163 или ГФ021).
  • Воздуховоды из оцинкованной стали очищают от пыли, грязи и обезжиривают при помощи моющих составов, просушивают.

Нанесение клеевого состава Плазас.

Условия нанесения.Работы по нанесению мастики возможно производить только при положительных температурах и влажности не превышающей 85%. Не допускается попадание капельной влаги на поверхность воздуховода.

Подготовка жаростойкой клеевой мастики Плазас.

Перед использованием мастику тщательно перемешивают до однородной массы механическим способом. Допускается разведение мастики водой до 5% от объема.

Нанесение мастики.

Мастику наносят строительным шпателем или кистью.

  • Для пределов огнестойкости EI 30, EI 60, EI 90, EI 120, EI 150 наносят одним слоем требуемой толщины.
  • Для достижения предела огнестойкости EI 180, при монтаже двух слоев базальтового материала МБОР-10Ф на воздуховод наносится слой 1,5 мм и между слоями слой 0,5 мм.

При выполнении работ необходимо контролировать толщину слоя при помощи прибора Константа ГУ , либо другого измерительного прибора, обеспечивающего достоверность измерений.

Монтаж огнезащитного базальтового огнезащитного полотна МБОР на воздуховод.

Предварительно необходимо произвести раскрой огнезащитного материала МБОР, учитывая размеры и конфигурацию воздуховодов.

Необходимо помнить, что расход огнезащитного покрытия на 1 кв.метр защищаемой поверхности составляет не менее 1,1 кв.м.
В случае монтажа огнезащитного покрытия в два слоя монтаж производится стык в стык, но со смещением швов относительно друг друга. При этом расход базальтового огнезащитного материала МБОР составляет не менее 2,05 кв.м на кв.м поверхности воздуховода.

В дальнейшем, на влажный слой мастики, наклеивается (обворачивается воздуховод) огнезащитным покрытием МБОР фольгированой стороной наружу.
Применяемые покрытия МБОР:

  • Предел огнестойкости воздуховода EI 90 – применяется покрытие МБОР-8Ф ;
  • Предел огнестойкости воздуховода EI 120 – применяется покрытие МБОР-13Ф;
  • Предел огнестойкости воздуховода EI 150 – применяется покрытие МБОР-16Ф;
  • Предел огнестойкости воздуховода EI 180 – применяется покрытие 2 слоя МБОР-10Ф или 1 слой толщиной 20мм.

При монтаже комплексной огнезащиты ET Vent на смонтированный воздуховод.
Первоначально клеевым составам Плазас промазывают фланцевые соединения на ширину 50 мм с каждой стороны и толщиной слоя 1 мм.

Далее фланец обворачивают полосой материала МБОР шириной равной А=2h + b + 100 мм, где А – ширина полосы; h – высота фланца; в – толщина соединения, Далее монтаж производится в соответсвии с методикой описанной ранее.

Схема монтажа огнезащиты воздуховодов ET Vent приведена на рисунке 1.

Рисунок 1.

1-Воздуховод.2-Огнезащитный состав Плазас3-МБОР -8Ф, МБОР -13Ф, МБОР -16Ф4- Фланцевое соединение
1-Воздуховод.2-Огнезащитный состав Плазас3-2 слоя МБОР-10Ф4- Фланцевое соединение

 При монтаже комплексной огнезащиты ET Vent до монтажа воздуховодов.

При данной схеме монтажа допускается производить огнезащиту фланцев после монтажа защищенных воздуховодов. Возможно, при монтаже использовать бандаж из стальной проволоки с последующим наклеиванием алюминиевого скотча (по желанию заказчика).

При монтаже комплексной огнезащиты ET Vent на воздуховоды, находящиеся в непосредственной близости друг от друга или от ограждающих конструкций.

Рекомендуется производить огнезащитную обработку на земле до монтажа воздуховодов; Допускается зачеканить щели между смонтированными воздуховодами негорючими материалами из минеральной ваты или базальтового волокна и далее обернуть покрытием ET Vent, объединив воздуховоды в единую систему; Узкие промежутки между воздуховодами и ограждающими конструкциями также плотно заполнить негорючими материалами из минеральной ваты или базальтового волокна, после чего заполненное пространство укрыть системой ET Vent с нахлестом на ограждающую конструкцию. Возможно заделать промежутки цементно-песчаным раствором с последующей штукатуркой;

Места пересечений воздуховодов с ограждающими конструкциями следует зачеканить негорючими материалами, обеспечивая нормируемый предел огнестойкости пересекаемой ограждающей конструкции.

Огнезащита несущих элементов воздуховодов.

Огнезащита кронштейнов и подвесов воздуховодов производится тем же материалом что и воздуховод с толщиной слоя мастики
Плазас 0,5-1 мм и нахлестом в местах стыков на 20 мм.

Контроль качества.

  • В процессе монтажа. Контролируется расход и толщина нанесенного состава Плазас.
  • Контроль готового покрытия ET Vent производится по внешнему виду. При осмотре покрытие не должно иметь механических повреждений, провисаний, отслоений.
  • Контроль общего слоя покрытия. Контроль производится с помощью прибора Константа-5 или прибором, аналогичным данному. Средняя толщина смонтированного покрытия ET Vent должна быть для предела огнестойкости:

для EI 90 – не менее 8,5 мм; для EI 120 – не менее 13,5мм, для EI 150 – не менее 16,5мм,

для EI 180 – не менее 19,5мм.

Гарантийный срок хранения.

Материал базальтовый огнезащитный рулонный МБОР– 12 месяцев.

Огнезащитный состав Плазас – 6 месяцев

Чем и для чего делается огнезащита воздуховодов?

Монтаж огнезащиты воздуховода

Огнезащитное покрытие используется для предотвращения попадания огня в вентиляционную систему и последующего распространения продуктов горения по зданию.

Вентиляция, опутывающая любое здание (от маленькой квартиры до огромного завода), может за считанные минуты распространить продукты горения, усугубив ситуацию. Для помощи в локализации очага возгорания используют огнезащитные системы воздуховодов.

Какие помещения в первую очередь нуждаются в защите?

Помещения, в которых обязательно нужна установка огнезащиты воздуховодов это, в первую очередь:

  • Склады горюче-смазочных и легковоспламеняемых материалов.
  • Места большого скопления людей: офисные здания, бизнес-центры, жилые многоквартирные дома, торговые центры.
  • Здания с высокими температурами: бани, сауны, котельные.
  • Вентиляционная система, проводящая воздух через этажи, имеет несколько отсеков с клапанами и обитые противопожарными материалами. Таким образом, достигается изоляция каждого отдельного помещения.

    Покрывать изоляционными материалами требуется трубы вентиляции, систем кондиционирования и дымоудаления. Последние сделаны для выведения дыма из здания, поэтому они нуждаются в повышенной защите.

    Зачем нужна огнезащита воздуховодов?

    Согласно статистике, во время пожара наибольший вред для людей наносится дымом, а не огнём.

    Огнеизолированные воздуховоды

    Вторая её цель – изолирование огня, чтобы тот «задохнулся», не получая необходимого кислорода. Третья – дымоудаление, вывод горючих газов из помещения.

    Материал, покрывающий вентиляционные каналы снаружи, во время чрезмерного нагревания вспенивается, тем самым создавая дополнительную теплоизоляцию. Распространена огнезащитная штукатурка, пропитка для тканевых покрытий, специальная краска. Эти материалы предназначены, чтобы защитить от огня отделочные материалы, которые, как правило, легко воспламеняются и выделяют ядовитый дым.

    Правила и нормы эксплуатации огнезащиты воздуховодов

    Свод правил, установленный законодательным актом СП 7.13130 от 2013 года по технике противопожарной безопасности, регламентирует действия по установке вентиляционных, обогревательных и кондиционных систем.

    При прокладке вентиляционных систем допускается применение исключительно негорючих изоляционных и облицовочных материалов «А» класса. Внутри одного пожарного отсека можно использовать трудновоспламеняемые материалы «В» класса. «В1» — полуогнестойкие материалы разрешаются к использованию в воздуховодах, которые не проходят:

    • сквозь потолки (в том числе подвесные) и стены;
    • в коридорах и путях эвакуации.

    Система вентиляции с противопожарной защитой

    По данным правилам система вентиляции помимо огнезащитного покрытия должна иметь: воздушные затворы, противопожарные клапаны. Согласно техническим нормативам противопожарной безопасности, огнезащита должна выдержать нагревание в течение времени эвакуации. Для каждого отдельного случая рассчитывается определенный интервал времени.

    Материалы должны быть сертифицированы согласно нормам предела огнестойкости. Огнестойкость конструкции определяется временем от начала чрезмерного нагревания до момента разрушения поверхности. Материал для огнезащиты должен выдерживать температуру до 1000º, учитывая среднюю температуру пожара в помещении 850º.

    Использование листовых перлитофосфогелевых, асбестоцементных, гипсоволоконных, гипсокартонных, базальтовых плит, специального напыления и огнезащитного лакокрасочного покрытия увеличивает время предельной огнестойкости до 240 минут. По нормативам это время не может быть меньше 150 минут.

    Способы и материалы для защиты

    Теперь разберемся с тем, какие средства могут применяться для огнезащиты:

  • Базальтовая защита.
  • Огнезащитная краска.
  • Напыляемый материал.
  • Ниже рассмотрим каждый вариант подробнее.

    Бальзатовая огнезащита воздуховодов

    Базальт – вещество вулканического происхождения, включающее в себя примеси железа, кальция, магния и 47% диоксида кремния. Именно благодаря кремнезёму базальт повсеместно используется в качестве огнезащиты. При воздействии высоких температур, материал не теряет свою форму, свойства твёрдого тела и не выделяет опасных веществ.

    Базальтовое волокно, которым изолируют трубы от пожаров, создаётся из оригинальной породы без участия посторонних добавок, уменьшающих его природные свойства.

    Комплексная огнезащита базальтовым материалом и краской

    Наиболее популярными и надёжными считаются бренды:

  • Rockwool (Wired Mat). Гидрофобизированные теплоизолирующие плиты, легкие и жесткие, выпускаются в рулонах. Размер 1 рулона: 800х600х50 мм.
  • Pro-Vent. Размеры рулона: 10000х1000-1200х20-80. Имеются варианты односторонней обкладки: фольга, армированная фольга, стеклянная, базальтовая, кремниевая ткань, металлическая сетка.
  • ТИЗОЛ. Размеры рулона: 1000-1200х500-600х40-200. Кашированные стеклохолстом и фольгой. Цена в среднем от 326 руб/м².
  • Бизон. Размер рулона: 6000х1000х20-80. Материал может быть облицован базальтом, кремнием, стеклом, алюминиевой фольгой, металлической сеткой. Цена от 200 руб/м².
  • МБФ. Максимальная длина рулона 31000х1000-1500х5-20. Материал имеет фольгированное покрытие. Цена от 320 руб/м².
  • Плюсы применения базальтовой огнезащиты:

    • сравнительная дешевизна;
    • высокая степень защиты;
    • нетоксичность;
    • негорючесть.

    Основной минус – требование дополнительного крепежа. Как правило, для этого используются металлические скобы, которые разрушаются при высоких температурах, от чего изоляция просто спадает с вентканала. Надежнее всего клеить рулоны базальтовой защиты на огнестойкие клеевые составы.

    Среди других минусов: сравнительная трудность монтажа, утяжеление конструкции.

    Базальтовая фольгированная огнезащита воздуховода

    Монтаж производится в несколько этапов:

  • Подготовка поверхности. Зачистка, выравнивание, сушка, удаление ржавчины, неровностей.
  • Нанесение клеевого вещества. Одного слоя достаточно для огнестойкости в 30-150 минут, для большей нужен второй слой.
  • Наклеивается материал полосами. Расход материала на 1 м² составляет 1.1 м². При монтаже двойной защиты, слои идут со смещением стыков относительно друг друга и расход составляет 2.05 м².
  • Если не используется клей, то рулон разматывается по всей поверхности трубы и закрепляется металлическими скобами.
  • У базальтовых рулонов предел огнестойкости составляет 180 минут при толщине в 70 мм. Чем больше толщина, тем выше защита, и наоборот. Варианты с фольгой повышают сопротивляемость энергии тепла. Применение совместно с краской или напылителями обеспечивает комплексную и наиболее надежную защита.

    Применение рулонной базальтовой огнезащиты (видео)

    Огнезащитная краска

    Во время сильного нагревания, при воздействиях температуры в районе 100º, такая краска вспенивается, образуя новые слои углеродной защиты от огня и дополнительную теплоизоляцию.

    Популярные бренды:

  • Термобарьер. Расход краски для минимальной защиты в 45 минут – от 0.95 кг/м² в зависимости от толщины металлической конструкции (чем больше толщина воздуховода, тем меньше требуется краски).
  • Кедр-Мет-В. Расход составляет в среднем 1 кг/м².
  • Ecofire. Средний расход: 1.11 кг/м².
  • КРОЗ. Средний расход: 1.37 кг/м².
  • Плюсы огнезащитной краски:

    • легкость нанесения;
    • быстрота ремонта после пожара;
    • конструкция не утяжеляется.

    Первый минус – за толщиной и целостностью покрытия нужно неустанно следить, поскольку краска со временем облупляется, отпадает, стекает. Краски на водной основе могут не успеть вспениться, если пожар идет по углеродному типу (если температура резко возрастает в первые пять минут). В таком случае краска неэффективна, и следует заранее учесть возможность возникновения такого типа пожара.

    Краску на водной основе наносят напылением или кистями. Она обеспечивает защиту в течение 120 минут при толщине в 0.8 мм. Чем больший слой краски наносится, тем выше время предельной огнестойкости.

    Чем больше краски наносится на поверхность, тем она чаще нуждается в ревизии и проверке на целостность.

    Результат применения огнезащитной краски для дерева (видео)

    Напыляемый огнезащитный материал

    Состав, наносимый методом напыления для огнезащиты поверхности. Он создаётся из минеральных микроволокнистых веществ, неорганического связующего и добавок с очень большим пределом огнестойкости (2-3 часа).

    Известные марки:

    • ПОЛИНОР;
    • Термоспрей;
    • Корунд.

    Плюсы:

    • отсутствие необходимости в подготовительных работах;
    • хорошая сцепка с поверхностью;
    • напыление можно красить, покрыв дополнительным слоем защиты;
    • самый долговечный метод (слой может оставаться эффективным до 50 лет).

    Напыленная огнезащита

    Минусы:

    • выделение токсичных веществ;
    • высокая стоимость;
    • распыление должно производиться со всеми мерами предосторожности и в костюме защиты.

    Напыляемый огнезащитный материал это смесь, которая гранулируется в бункере торкрета и наносится на поверхность под воздействием воздушной струи.

    Из водяных форсунок смесь смачивается, что позволяет ей равномерно покрывать металл, дерево, бетон и любую другую конструкцию. За один этап напыления формируется толщина огнеупорного слоя до 20 мм. Согласно таблице соответствия, 8 мм достаточно для 30 минут предельной огнестойкости, а слоя толщиной 25 мм для 180 минут.

    Применение напыляемой огнезащиты (видео)

    Монтаж системы для конструктивной огнезащиты воздуховодов Ультра-Вент-60

    Монтаж огнезащиты воздуховода

    Главная  Статьи  Монтаж системы для конструктивной огнезащиты воздуховодов Ультра-Вент-60

    Монтаж системы для огнезащиты воздуховодов Ультра Вент 60 следует проводить в хорошо проветриваемом помещении, температура воздуха должна быть не ниже +5 oC, а влажность не должна превышать 85%, в противном случае, огнестойкий клей АФ-01 не обеспечит должного сцепления полотна с поверхностью воздуховода. При проведении работ по огнезащите воздуховодов покрытием Ультра-Вент-60 необходимо соблюдать следующие этапы:

     Материалы с учётом на 1 м2

    • Клей АФ-01:
      • при толщине стали от 0,8 мм – слой 1 мм, расход 2,1 кг на 1м2
      • при толщине стали от 0,55 до 0,8 мм – слой 1,4 мм, расход 2,4 кг на 1м2
    • Полотно УльтраМат – толщина 5 мм расход 1,1м на 1 м2
    • Алюминиевый скотч – для закрепления швов.
    • Ацетон или уайт-спирит для обезжиривания поверхности воздуховода.

    Оборудование

    • Штукатурно-смесительный агрегат СО-150, металлический шпатель, малярные щётки и кисти – для нанесения клеевого состава.
    • Низкооборотная дрель с насадкой-миксером и мастерок – для размешивания клея.
    • Щётка по металлу – для очистки и обеспыливания поверхности воздуховода.

    Монтаж системы огнезащиты 

    1. Подготовка поверхности

    Поверхность воздуховода необходимо подготовить в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402. Прежде всего, следует очистить воздуховод от ржавчины, следов старой огнезащиты щётками по металлу или дрелью с насадкой-щёткой.

    Затем поверхность воздуховода необходимо обеспылить ветошью. Для обезжиривания необходимо смочить ветошь ацетоном, уайт-спиритом или тёплым раствором моющих средств и протереть поверхность до полного удаления жировых или битумных пятен.

    После этого поверхность необходимо тщательно просушить.

    Нет необходимости грунтовать или защищать от коррозии воздуховоды из нержавеющей или оцинкованной стали. На воздуховоды из холоднокатаной чёрной стали для улучшения адгезии  необходимо нанести адгезив на водной основе типа АФГ или его аналог толщиной 10-30 мкм (сухой слой).

    2. Раскрой УльтраМат

    Огнезащитный укрывной материал УльтраМат раскраивается по размеру воздуховода с прибавкой не менее 100 мм с каждого края. Работы по раскрою материала должны проводиться с осторожностью, в хорошо проветриваемом помещении. Необходимо избегать попадания волокон полотна в глаза и дыхательные пути.

    3. Подготовка клея

    Следующим этапом работ является подготовка огнезащитного клея АФ-01. Мы поставляем готовый к применению состав, требующий лишь тщательного перемешивания перед применением.

    Перемешивать клей можно вручную или низкооборотной дрелью с насадкой-миксером.

    Если в ёмкости с клеем на поверхности образовалась плёнка или корка, необходимо удалить её с поверхности шпателем, а затем тщательно перемешать состав.

    4. Нанесение клея

    Огнестойкость системы зависит от толщины стенок воздуховода и регулируется толщиной слоя огнестойкого клея. Эти параметры можно уточнить в техническом регламенте на материал.  Наносить клей на поверхность воздуховода можно вручную – кистью, шпателем или валиком. Для больших площадей мы рекомендуем воспользоваться штукатурно-смесительными агрегатами типа СО-150 или его аналогами.

    5. Укладка укрывного материала

    Огнезащитный материал УльтраМат наклеивают сразу после нанесения клея, нахлёстывая края друг на друга. Шов с нахлёстом не менее 100 мм. Необходимо плотно прижать полотно и разгладить  его резиновым валиком, удаляя воздушные пузыри.

      Места соединения укрывного материала тщательно проклеиваются металлизированным скотчем. Если в процессе работы металлизированный слой покрытия был случайно повреждён, следует проклеить скотчем места повреждения материала.

    Если воздуховод проходит возле потолка или стенки, свободное пространство можно заполнить базальтовым волокном или огнезащитными матами, а поверх них наклеить УльтраМат.

    6. Огнезащита креплений воздуховодов

    Работу по огнезащите креплений воздуховодов (подвесок и кронштейнов) можно проводить тремя способами:

  • Нанести на защищаемые элементы воздуховода огнезащитный клей АФ-01 слоем не менее 1 мм и обернуть их материалом УльтраМат. Для более плотного прилегания огнезащитное полотно стягивают проволокой с шагом стяжки не более 200 мм. На каждом элементе должно быть как минимум 2 стяжки.
  • Допускается огнезащита подвесок и кронштейнов только огнезащитным клеем АФ-01.  При этом толщина слоя клея должна быть не менее 3 мм (расход клея 5,8 кг/м2).
  • Нанесение огнезащитных красок по металлу Крауз, Крауз-Ультра, Крауз-Р толщиной сухого слоя не менее 1 мм (расход краски не менее 1,74 кг/м2)
  • Контроль качества выполнения работ

    Входной контроль 

    ГОСТ 24297 требует проведения входного контроля противопожарных материалов используемых для огнезащиты воздуховодов. При входном контроле проверяется:

    • Техническая документация на огнезащитные материалы.
    • Состояние поверхности воздуховода, на котором будут проводиться работы по огнезащите.
    • Однородна ли консистенция огнестойкого клея АФ-01, легко ли он наносится на защищаемую поверхность.
    • Качество и целостность укрывного полотна УльтраМат.

    Прежде чем начать работы необходимо также проверить исправность оборудования и инструментов.

    Контроль качества работ

    При осуществлении контроля качества выполнения работ проверяется каждая операция от очистки поверхности воздуховода до покраски. На этом этапе необходимо:

    • Следить за толщиной мокрого слоя
    • Проверять качество нанесения клея по слоям
    • Контролировать процесс укладки укрывного полотна:
      • обращать внимание на плотность прилегания материала;
      • следить за отсутствием разрывов, трещин на изгибах полотна;
      • тщательно проклеивать соединительные швы.
    • Внимательно наблюдать за процессом огнезащиты крепежа воздуховода.

    Приёмочный контроль

    После окончания работ по огнезащите воздуховодов необходимо визуально оценить покрытие. Смонтированная огнезащитная система должна быть сплошной, без пропусков, отслоений и механических повреждений. Необходимо оценить 100% площади огнезащитного покрытия. Если при приёмке были обнаружены дефекты, их необходимо устранить, а затем подвергнуть покрытие повторному визуальному осмотру.

    Ремонт огнезащитного покрытия Ультра-Вент-60

    Если при приёмочном контроле или в процессе эксплуатации покрытия были обнаружены места отслоения, дефектный сегмент  необходимо надрезать, отогнуть и приклеить обратно клеем АФ-01. Заплату необходимо плотно прижать к поверхности воздуховода по всему периметру. Целостность металлизированного слоя покрытия восстанавливают алюминиевым скотчем. 

    Если были обнаружены механические повреждения фольгированного слоя укрывного материала, их устраняют, проклеивая алюминиевым скотчем места повреждения.

    Меры безопасности при работе с системой конструктивной огнезащиты

    Требования ГОСТ не обошли стороной и превентивные меры безопасности процесса монтажа. Регламентируется: наличие соответствующей вентиляции в помещении, где происходят огнезащитные работы.

    Необходима специальная защитная одежда, включая рукавицы, каску, обувь, и средства индивидуальной защиты глаз и органов дыхания.

    Во время огнезащитной обработки воздуховодов запрещается курить и принимать пищу.

    Если огнестойкий клей или адгезив попал на открытый участок кожи, его следует сразу же смыть мылом под струёй воды. После этого на кожу необходимо нанести вазелин или защитный крем.

    Если клей или волокна полотна попали в глаза, необходимо сразу же промыть их струёй воды и без промедлений обратиться к врачу.

    После окончания работ с огнезащитным материалом Ультра-Вент-60 следует принять душ с использованием мыла, прополоскать рот водой и переодеться. 

    январь 2016

    Огнезащита воздуховодов: особенности крепежа

    Монтаж огнезащиты воздуховода

    Ежегодно пожары в коммерческих и промышленных зданиях наносят огромный материальный ущерб и, что самое страшное, уносят человеческие жизни. Особенно уязвимы системы общеобменной вентиляции и дымоудаления – именно по ним в случае пожаров распространяется пламя, что осложняет процесс тушения огня. 

    Так, летом 2016 года произошло возгорание воздуховода в крупном самарском торговом комплексе «Интермебель». Огонь распространился на относительно небольшую площадь (50 м2), но в тушении пожара участвовали 70 человек и 21 единица техники[1]. В результате происшествия никто не пострадал.

    Но, к сожалению, известны случаи с более серьёзными последствиями.

    Так, в феврале 1998 года полностью выгорело здание Росморфлота в Москве, несколькими месяцами позже при пожаре в здании РАО «ЕЭС России» было уничтожено 2000 м2 площади, а ещё два года спустя произошло возгорание в Останкинской башне[2].

    Во избежание подобных ситуаций воздуховоды в коммерческих, гражданских, жилых и промышленных зданиях необходимо защищать системами огнезащиты с пределами огнестойкости EIот 30 до 240 минут. Они способствуют сохранению целостности инженерных коммуникаций, чтобы при пожаре те, например, продолжали работать, удаляя из помещений дым.

    Это также даёт дополнительное время для эвакуации людей, так как позволяет конструкции не обрушаться в течение достаточного для этого времени. Как правило, в качестве огнезащиты применяются рулонные негорючие материалы с покрытием фольгой, в частности прошивные маты из каменной ваты проверенных производителей.

    Её волокна способны выдерживать температуры до 1000 0С, в критической ситуации сдерживая распространение огня.

    Но недостаточно просто выбрать проверенное решение – для того чтобы система огнезащиты функционировала должным образом, необходимо уделить особое внимание её монтажу. Рассмотрим известные способы крепления и выясним, существуют ли решения, которые позволяют избежать ошибок при установке и в то же время отличаются высокой надёжностью.

    Клеевое крепление: просто, доступно, но с некоторыми ограничениями

    Одним из распространённых способов установки огнезащиты на воздуховоды является так называемый клеевой. По приблизительным оценкам специалистов, он встречается на 20–30% воздуховодов.

    Популярность решения обусловлена тем, что подобные огнезащитные системы обладают малой толщиной (до 5 мм).

    При этом необходимо учитывать, что поверхность металлического воздуховода очищают от загрязнений и ржавчины, обезжиривают, при необходимости грунтуют, а затем на неё вручную наносят клеевой состав. 

    Важно постоянно контролировать толщину крепящего покрытия щупом или измерительной гребёнкой. После на клей укладывают маты. Во избежание отслаивания покрытия от поверхности воздуховода изоляцию можно прикатать валиком.

    В местах стыков полос маты кладутся внахлёст с заходом не менее 30 мм. Требуется выполнить огнезащиту подвесов и траверсов.

    Качество крепления всегда проверяется визуально – покрытие должно быть сплошным, без прорывов и повреждений.

    Из-за большого количества предварительных работ, таких как обеспыливание и обезжиривание поверхности воздуховода, клеевой способ затратен по времени.

    Кроме того, есть важное ограничение по окружающим условиям – монтаж должен вестись в помещении при температуре не менее 5 0С и влажности воздуха не более 70%. Таким образом, в зимнее время года в неотапливаемых зданиях укладка огнезащиты клеевым методом невозможна.

    Кроме того, подобные системы не могут выступать одновременно в роли и теплоизоляции, и огнезащиты, так как обладают малой толщиной.

    При условии соблюдения технологии монтажа и эксплуатации огнезащита, закреплённая клеевым способом, прослужит не менее 20 лет. В противном случае покрытие начинает отслаиваться в некоторых местах, порой расходятся стыки, отходят маты на изгибах воздуховодов.

    А это уже значительно снижает предел огнестойкости.

    Подобные вещи происходят также и при использовании некачественных клеевых составов сомнительного происхождения, поэтому рекомендуется выбирать только протестированные и проверенные рынком решения, предназначенные специально для крепления огнезащиты.

    Механическое крепление: традиционные методы на все времена

    К классическим механическим креплениям относятся бандажные ленты и приварные штифты (иглы).

    Крепление с помощью бандажа из ленты

    В основе этого метода – использование гальванизированной или оцинкованной ленты, выпускаемой по ГОСТ 3560-73. Толщина бандажа должна быть не менее 0,8 мм, а ширина – от 15 до 20 мм.

    Монтаж довольно лёгок и может проводиться даже начинающими специалистами (под надзором ответственного лица): воздуховод покрывают теплоогнезащитными матами и с шагом 200–350 мм оборачивают бандажной лентой, крепление лент между собой осуществляется болтовым соединением.

    Крепёж при помощи бандажных лент не требователен к температурному режиму и обладает высокой виброустойчивостью. Долговечность бандажа сопоставима со сроком службы всего воздуховода.

    Но, учитывая частый шаг, крепление бандажной лентой времязатратно. Как и клеевое решение, в большинстве случаев данный способ требует защиты подвесов.

    Обеспечиваемый предел огнестойкости при соответствующем подборе характеристик матов из каменной ваты – от 60 до 180 минут.

    Крепление с помощью штифтов

    Установка теплоогнезащитных матов на иглы требует особенно тщательного подхода, так как нужны специальный инструмент и определённые навыки со стороны монтажника. На подготовленную поверхность воздуховода посредством импульсной конденсаторной сварки крепятся иглы.

    Точки приварки намечаются исходя из конструктивных особенностей воздуховода: размеров и конфигурации сечения. Так, для прямоугольных воздуховодов горизонтального расположения достаточно приварки игл с трёх сторон: снизу и по бокам. Расстояние между штифтами рекомендуется выдерживать в 350 мм, между краем воздуховода первой линии игл – 100 мм.

    Таким образом, на квадратный метр в среднем используется девять крепежей.

    На приваренные штифты нанизываются минераловатные маты. Они фиксируются блокировочными шайбами, сверху самоклеящейся алюминиевой лентой крепятся накладки из каменной ваты, а концы игл подгибаются или откусываются. Подвесы можно закрыть огнеупорными цилиндрами из каменной ваты.

    Подобный способ установки огнезащиты крайне надёжен, но требует от монтажника высокой квалификации и умения пользоваться сварным инструментом, а также временных затрат.

    Как и бандажная лента, штифтовое крепление имеет предел огнестойкости до 180 минут. При повышенных требованиях к огнезащите для EI 240 специалисты рекомендуют использовать комбинированный способ крепления: одновременно при помощи и лент, и игл.

    Механическое крепление: новый взгляд на монтаж огнезащиты

    Учитывая, что каждый из рассмотренных способов имеет не только преимущества, но и недостатки, в числе которых трудоёмкость, специалисты отраслевых компаний-производителей разрабатывают решения, значительно ускоряющие монтаж и снижающие вероятное количество ошибок.

    Так, ROCKWOOL представил способ с применением ALU I WIRED MAT 105 – мата, кашированного неармированной алюминиевой фольгой и покрытого сеткой из гальванизированной проволоки.

    Благодаря наличию металлических ячеек такие маты можно крепить на воздуховод вязальным крючком или вязальной проволокой (так называемое самонесущее крепление).

    Провязка крючком отлично подходит для негабаритных воздуховодов с шириной горизонтальной грани до 600 мм: ALU I WIRED MAT 105 оборачивается вокруг воздуховода, стыки скрепляются вязальным крючком. Больше никаких работ не требуется.

    Если размер горизонтальной стенки воздуховода превышает 600 мм, для предотвращения провисаний огнезащитного покрытия необходимо использовать бандажную ленту или проволоку (в качестве бандажа). Предел огнестойкости самонесущего крепления – от 60 до 120 минут.

    Подвесы при этом могут оставаться не изолированными, так как сами по себе резьбовые штанги, крепящие траверсы, обладают пределами огнестойкости 150 и 180 минут (шпильки М8 и М10 соответственно).

    Отсутствие необходимости огнезащиты креплений воздуховодов ведёт к дополнительной экономии времени и материалов.

    ALU I WIRED MAT 105 и самонесущее крепление, предложенные компанией ROCKWOOL, проверены на соответствие Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности (№ 123-ФЗ) и ГОСТ Р 53299-2013 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость».

    Испытания проводились независимыми экспертами, получен сертификат соответствия федерального образца.

    На сегодня это единственное подобное решение на рынке огнезащиты воздуховодов, проверенное и прошедшее обязательную сертификацию, подтверждающую заявленные характеристики.

    Стоит отдельно отметить, что для случаев, когда требуется реализовать огнезащиту с EI 60, разработаны маты ALU I WIRED MAT 105 толщиной 25 мм взамен распространённых (толщиной 30–40 мм). Это самое тонкое решение для обеспечения предела огнестойкости 60 минут для воздуховодов и систем дымоудаления среди минераловатных неклеевых решений.

    Оно разработано специально для объектов, где недостаточно пространства между воздуховодом и потолком.

    Продукт имеет все необходимые сертификаты на соответствие Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам и документацию о пожарных испытаниях воздуховода с покрытием толщиной 25 мм.

    В материале подробно описаны все из доступных на сегодняшний день креплений огнезащиты воздуховодов.

    Конкретное решение всегда подбирается исходя из особенностей проекта, условий укладки матов, требуемых пределов огнестойкости и бюджета.

    Для удобства все обеспечиваемые при помощи крепежа EI сведены в таблицу ниже. Показатели действительны только при подборе огнеупорных матов с соответствующими характеристиками.

    Крепёж
    Предел огнестойкости

    EI 60
    EI 90
    EI 120
    EI 150
    EI 180
    EI 240

    Клеевой крепёж
    +
    +
    +
    +
    +
    +

    Бандажная лента
    +
    +
    +
    +
    +

    Штифты приварные
    +
    +
    +
    +
    +

    Комбинированный способ крепления (бандажная лента и штифты)
    +
    +
    +
    +
    +
    +

    Вязальная проволока (ГОСТ 3282-74) толщиной 2,0–3,0 мм в качестве бандажных колец
    +
    +
    +
    +
    +

    Вязальная проволока 0,9–1,5 мм для провязки соединений матов
    +
    +
    +


    Провязка соединений вязальным крючком
    +
    +
    +


    Ирина Орлова

    [1] http://fedpress.ru/news/society/news_event/1434957884-pozhar-v-samarskom-tk-intermebel-tushili-70-chelovek

    [2] http://www.vashdom.ru/articles/mirk_fvozd.htm

    Аннотация: в статье рассмотрена актуальность систем огнезащиты воздуховодов и раскрыты существующие способы монтажа систем, их преимущества и недостатки. Предложено современное решение, позволяющее снизить влияние человеческого фактора при крепеже каменной ваты на воздуховоды.

    Ключевые слова: техническая изоляция из каменной ваты, монтаж огнезащиты, простота и удобство монтажа, быстрый монтаж, надёжность решений, сертифицированные решения.

    Огнезащита воздуховодов: нормы изоляции системы дымоудаления, проектирование и монтаж вентиляции

    Монтаж огнезащиты воздуховода

    Любое здание должно обеспечивать максимальную безопасность находящихся в нем людей. Одна из самых опасных ситуаций – возникновение пожара. Распространение огня между этажами происходит чаще всего по системе вентиляции, и поэтому проблема огнестойкости воздуховодов – одна из самых актуальных задач противопожарной профилактики.

    Мы приветствуем нашего постоянного читателя и предлагаем ему статью о том, что такое огнезащита воздуховодов,  для чего она нужна и как выполняется.

    Что собой представляет

    Огнезащита для воздуховодов представляет собой пассивное средство защиты от пожара и заключается в создании на поверхности вентиляционных трубопроводов теплоизолирующей защиты (экрана) с высокой тепло- и огнестойкостью.

    Экран должен в течение заданного времени защищать:

    • возле источников возгорания – воздуховод от разрушения и по возможности от нагрева;
    • в выше- и нижерасположенных помещениях, стенах, перекрытиях – горючие конструкции и материалы, примыкающие к трубам воздухопровода, от вторичного возгорания.

    Огнезащита выполняется путем нанесения специальных составов или теплоизоляции различными изделиями из негорючих материалов (минеральной ваты, асбеста, иногда керамических материалов – например, керамзитобетона, кирпича).

    Зачем нужна огнезащита

    При пожаре именно по сквозной сети вентиляционных трубопроводов распространяется дым и  огонь.

    Чем опасна вентиляция во время пожара

    Система вентиляции в случае пожара создает два вида опасности:

  • распространение задымленного воздуха по воздуховодам. Непосвященные люди недооценивают опасность дыма – а согласно статистике, большая часть пострадавших и погибших во время пожара умерли от удушья. Но в этой статье речь о профилактике задымления не пойдет;
  • распространение огня и вторичное возгорание горючих конструкций и материалов от соприкосновения с раскаленными стенками воздуховода.
  • В большинстве общественных, производственных и офисных зданий применяется естественная вентиляция (то есть без применения вентиляторов) или смешанная (часть систем оборудована вентиляторами). В частных и многоквартирных жилых домах обычно применяется только естественная вентиляция.

    Воздуховоды любой системы вентиляции практически не перекрывается никакими задвижками и шиберами (в современных системах установлены специальные противопожарные клапаны, но всегда имеется вероятность не срабатывания клапанов, да и современные системы установлены не везде).

    В больших современных зданиях существуют системы дымоудаления – отдельная вытяжная вентиляция  удаляет продукты горения от мест возникновения возгораний и из смежных помещений, приточная вентиляция накачивает воздух и создает избыточное давление в лестничные клетки и шахты лифтов и предотвращает их задымление.

    Какие помещения в первую очередь нуждаются в защите

    В первую очередь нуждаются в противопожарной защите:

    • склады горюче-смазочных материалов;
    • производства с применением открытого огня или расплавленных металлов и минералов, сварки, плазменной резки, электропечей различного назначения;
    • места с большим скоплением людей – торговые центры, магазины; развлекательные учреждения (театры-кинотеатры, развлекательные комплексы, спортивные сооружения); офисные здания, бытовые здания на промышленных предприятиях, детские и учебные заведения; предприятия общепита4
    • подземные сооружения.

    На бытовом уровне в первую очередь нуждаются в защите помещения с отопительными приборами (особенно с применением открытого огня) – помещения с печами и каминами, бани, кухни, котельные и расположенные над ними помещения и чердаки. Впрочем, защищать следует все воздухоотводы – пожары возникают и по другим причинам (сигареты, шалости, короткие замыкания).

    Правила и нормы эксплуатации огнезащиты

    Требования к выполнению и эксплуатации огнезащиты систем вентиляции, кондиционирования и отопления прописаны в Своде правил СП7.13130.2013.

    Допускается применять только сертифицированные материалы. Огнезащита должна выдерживать температуру 1000°С в течение не менее 150 минут.

    Способы и материалы для защиты

    Способы проведения огнезащиты:

  • изоляция с применением листовых и рулонных материалов из минеральной ваты;
  • нанесение специальных вспучивающихся красок;
  • нанесение огнеупорных мастик;
  • устройство огнезащитного барьера из теплоизоляторов;
  • комбинированный способ – применение красок и рулонных материалов.
  • Для огнезащиты системы принудительной вентиляции  (с использованием вентилятора) требуются виброустойчивые звуконепроницаемые материалы, так как вентустановки шумят и создают вибрацию.

    Базальтовые маты, плиты, полотна

    Для огнезащиты применяются маты и листы минеральной ваты, плиты из вермикулита, фольгированные полотна, самоклеящиеся базальтовые волокна, асбоцементные, гипсоволоконные плиты.

    Средний по цене и доступный для самостоятельного монтажа способ изоляции. Для монтажа используют шурупы, шайбы, шпильки, проволоку, хомуты.

    Увеличивают габариты и массу труб, нельзя проводить работы, если труба плотно примыкает к стене или расположена в углу. Видов и разновидностей плит и матов очень много.

    Огнезащитная краска

    Применяются специальные краски, лаки и эмали, вспучивающиеся под воздействием высоких температур. Образующийся слой имеет высокие теплоизоляционные свойства.

    Легко и быстро  наносится. Можно наносить в труднодоступных местах, там, где более толстая изоляция не помещается – например, если трубы проложены у стены и в углу помещения. Трудоемкость этого метода примерно в 5 раз меньше, чем применение минеральных матов или мастик. Недостатки: Меньшая эффективность теплоизоляции, чем у других методов. Большинство составов имеют немалую стоимость.

    Огнезащитный барьер

    Для создания огнезащитного барьера используют штукатурку по сетке, устройство короба из кирпича или обетонирование. Эти методы уже малопопулярны. Штукатурка очень утяжеляет конструкцию, требует усиления креплений. Короба из кирпича иногда применяют в частном домостроении.

    Обетонирование раньше применяли при строительстве промышленных и жилых зданий, сейчас оно практически не применяется.

    Огнеупорная мастика

    На поверхность воздуховодов наносятся толстым слоем всевозможные пасты и мастики на основе фосфатов, жидкого стекла (силикатов), минерального или асбестового волокна, минерала нефелина. Толщина покрытия  – от 10 до 50 мм. Эффективный способ огнезащиты, к тому же недорогой и достаточно легкий и с не слишком большими трудозатратами.

    Нанесение паст требует применения специализированного оборудования, имеющегося только у организаций. Покрытие неустойчиво к влажности и попаданию осадков – влажный слой при перепадах температур растрескивается. Значительно увеличивают массу конструкций и требуют усиления креплений. Нельзя нанести покрытие на стенки воздуховодов, примыкающих к стенам.

    Где купить материалы

    От качества применяемых материалов зависит Ваша жизнь и жизнь Ваших близких, поэтому не стоит покупать материалы для огнезащиты на рынках и в маленьких магазинчиках – почти наверняка качество не соответствует нормативам. Покупать нужно в крупных строительных супермаркетах, с чеком и сертификатом. Вероятность купить подделку в таком случае будет минимальна.

    Проектирование и монтаж

    Любые работы по огнезащите общественных и жилых зданий проводятся специализированными организациями с наличием проекта. Впрочем, дополнительно изолировать вентканал в своей квартире никто не запрещает. Огнезащита систем вентиляции в частном домостроении практически никем не контролируется.

    Проведение огнезащиты целесообразно в следующих случаях:

    • если жилье имеет два и более этажей, включая используемый цокольный этаж;
    • если вентканалы в одноэтажном доме проходят близко к дымоходам системы отопления. В небольшом одноэтажном доме проведение огнезащиты вентиляционных коробов на чердаке – дело Вашего желания.

    Самостоятельно можно нанести вспучивающуюся краску или провести изоляцию с помощью минераловатных плит. Работа с асбоцементными или гипсоволоконными  плитами трудоемка, применение асбоцемента в жилых помещениях не допускается.

    До проведения работ следует выполнить проект или сделать чертеж, продумать способ крепления, просчитать количество всех комплектующих.

    Чаще всего дома применяют базальтовые маты.

    Технология монтажа:

    • необходимо обезжирить промыть и обезжирить поверхность воздуховодов ( с помощью ацетона). Не забудьте открыть окна – работать можно только при достаточном поступлении свежего воздуха и по возможности быстро;
    • маты обрезаются по периметру воздуховода с учетом нахлеста 100 мм;
    • замешивается специальный клей для наклейки минераловатных полотен, промазываются выступающие элементы воздуховода (например, стыки, хомуты);
    • в первую очередь проклеиваются выступающие части, кронштейны, стыки. фольга при этом будет на наружной стороне мата; куски мата клеятся с нахлестом 100 мм;
    • промазывается и наклеивается ровная часть воздуховода;
    • на стыках матов и выступающих частей минераловатные плиты должны иметь нахлест, при необходимости стыки проклеивают алюминиевой фольгой;
    • желательно (но необязательно) сверху закрепить маты проволокой, хомутами, металлическими скобами.

    Посмотрите технологию детальнее на нашем видео:

    Заключение

    Дорогой читатель! Мы искренне надеемся, что Вам пригодится информация по огнезащите воздуховодов при создании своего уютного и безопасного дома. Делитесь полезной информацией с друзьями, приводите их на наш сайт – у нас всегда много актуальной информации  для Вас.

    (2

    Огнезащитная обработка воздуховодов от компании «МСК-Групп» | Огнезащита воздуховодов по выгодной цене за м2

    Монтаж огнезащиты воздуховода

    В строительных конструкциях промышленного и коммерческого назначения магистральная сеть системы вентиляции монтируется из металлических труб, имеющих стандартный предел огнестойкости и нуждающихся в дополнительных мерах защиты от пожара.

    ООО «МСК-Групп» производит огнезащитную обработку (огнезащиту) воздуховодов дымоудаления и вентиляции, расположенных как в помещении, так и на открытом воздухе. Мы имеем лицензию на этот вид деятельности и располагаем штатом квалифицированных специалистов с большим опытом работы на производственных и коммерческих объектах Москвы и Подмосковья.

    Огнезащита воздуховодов с использованием качественных покрытий в нашей компании имеет приемлемую цену за м2.

    Преимуществами наших услуг являются:

    • проведение работ в соответствии с требованиями стандарта и технической документации;
    • выбор оптимальных способов огнезащиты воздуховодов;
    • предварительная подготовка проектной документации;
    • точный расчет расхода материалов и составление сметы;
    • наилучшее соотношение цены и качества;
    • предоставление гарантии.

    Мы предоставляем комплексные услуги по огнезащите воздуховодов – от проектирования до последующего обслуживания и проведения восстановительных мероприятий. Для обработки используются материалы и составы, обеспечивающие эффективную защиту от возгорания.

    Цены на услуги

    Выполняемые работы

    Цена

    Нанесение огнезащитного состава до предела огнестойкости EI 30

    от 610 руб./м2

    Нанесение огнезащитного состава до предела огнестойкости EI 60

    от 870 руб./м2

    Нанесение огнезащитного состава до предела огнестойкости EI 90

    от 1115 руб./м2

    Нанесение огнезащитного состава до предела огнестойкости EI 120

    от 1420 руб./м2

    Комбинированная система огнезащиты (огнезащитный клей + базальтовый материал, армированный фольгой) до предела EI30

    от 580 руб./м2

    Комбинированная система огнезащиты до предела EI60

    от 635 руб./м2

    Комбинированная система огнезащиты до предела EI90

    от 675 руб./м2

    Комбинированная система огнезащиты до предела EI120

    от 720 руб./м2

    Комбинированная система огнезащиты до предела EI150

    от 800 руб./м2

    Комбинированная система огнезащиты до предела EI180

    от 960 руб./м2

    Проектирование огнезащиты воздуховодов

    Разработка проекта производится на основе анализа технической документации системы вентиляции. Для выбора наиболее подходящих способов огнезащиты воздуховодов определяются:

    • предел огнестойкости элементов;
    • необходимость нанесения огнезащитного покрытия;
    • оптимальные средства;
    • толщина слоя и расход материалов.

    Выбор материалов производится на основании из характеристик, указанных производителями в технической документации на продукцию.

    Методы огнезащиты воздуховодов

    Металлические трубы защищаются от воздействия пламени:

    • огнезащитными красками из смеси пигментов и антипиренов;
    • штукатурными системами и составами на основе минерального вяжущего;
    • кальциево-силикатными панелями;
    • листовыми материалами.

    Вспучивающиеся краски для огнезащиты воздуховодов обладают способностью значительного увеличения толщины слоя при температурном воздействии. Все указанные составы характеризуются высокой адгезией и подходят для использования на объектах различного назначения. При их нанесении строго соблюдаются технологические требования.

    Для точного расчета цены огнезащиты воздуховодов дымоудаления и вентиляции рекомендуем вам воспользоваться формой обратной связи или позвонить по телефону: 8 (495) 120-13-85.

    Примеры выполненных работ

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно