Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Самохвалов, Александр. В лагерь!

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

Ленинград, Государственное издательство, 1930. 10 с. с илл. Тираж 20000 экз. Цена 22 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редка!

С именем художника Александра Самохвалова связано становление и утверждение в искусстве образа нового человека – строителя социализма, активного и сознательного борца за невиданный ранее общественный строй.

Символом советской юности стала картина «Девушка в футболке», в которой художник нашел точную меру реального и условного, идивидуального и типичного. Это классический пример произведения социалистического реализма, где изобразительный язык при лаконизме и сдержанности приемов отличается, необыкновенной меткостью и убедительностью.

Композиционная слаженность и законченность позволяют говорить об архитектоническом совершенстве этой работы, заключающей в себе и монументальное обобщение. Произведениям А. Самохвалова, особенно созданным в 1920-первой половине 1930-х годов, присуща монументальность.

В значительной мере это объясняется тем, что художник находился в центре событий, характерных для эпохи: строительство нового мира, грандиозность планов, трудовой энтузиазм современников.

«История совершалась у нас на глазах,-писал позже А. Самохвалов. – И образы новых людей формировались также у нас на глазах. Они были монументальны сами по себе, потому что порождались великими событиями. Это были творцы истории, творцы революции…».

Самохвалов, Александр Николаевич (21 августа 1894, Бежецк, Тверская губерния, Российская империя — 20 августа 1971, Ленинград, СССР) — крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Александр Самохвалов родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей.

Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении». В последующем закончил реальное училище в Бежецке.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923). Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К.С. Петров-Водкин.

Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С.

Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве.

Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства».

Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Дипломная картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму.

Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье».

Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934, в основном — Русский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом.

Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки.

Книгой и книжной графикой Александр Самохвалов занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом.

Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город», 1927; «Ночные страхи», 1927; «Водолазная база», 1928; «Мстительный Худжар», 1929, и др.). Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С.А.

Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С.

Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты. Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В.И.

Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С.М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и др. Среди произведений, созданных А. Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И.

Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского» (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М.А. Клещар» (1958) и другие.

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Выставки произведений А.Н.

Самохвалова были показаны в 1963, 1968 и 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве. В 1967 году А.Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства.

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929—1932 был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года — членом Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны.

Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Кондукторша

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

В 1920-х годах Самохвалов, как и многие художники той поры, был увлечен поисками характерных явлений современности. Стремительность перемен особенно ярко виделась ему в образах женщин, осваивавших новые социальные роли, новые профессии, стиль поведения, одежду.

Кондукторша, героиня картины, показанной в 1928 году на выставке объединения «Круг художников», – это не просто женщина, продающая билеты и следящая за порядком в трамвае. Она представляется Самохвалову новой богиней, повелительницей электричества.

И хотя сам автор выводил пластическое решение образа из византийской иконографии Богоматери Оранты, предстающей в древних изображениях в полный рост с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, его Кондукторша более походит на языческого идола.

Пропорции ее колоссальной фигуры восходят к образам архаических каменных баб. Она господствует в футуристически динамичном пространстве с грохотом несущегося по рельсам трамвая.

Половина лица озарена зелено-голубым светом электрической вспышки, и это сияние разливается по ее могучей груди, откликаясь в очертаниях открытой ладони. Кондукторша с ее слепым взором и поднятой рукой Немезиды есть образ влекущей и карающей власти.

Поясняя суть произведения, Самохвалов подчеркивал, что хотел заставить зрителя почувствовать, как простая работница, дающая энергичным жестом сигнал хода, управляет грозной и страшной силой – электричеством, в прошлом подвластной лишь Зевсу-громовержцу и Илье-пророку. «Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина. Так я думал тогда. Мне казалось все ясным. Пафос «Кондукторши» остается пафосом той эпохи», – комментировал свое произведение художник.

Картина “Кондукторша” создавалась художником в период расцвета его творческого дарования. Среди работ Самохвалова, созданных в 1920-е гг., “Кондукторша” выделяется остротой пластического решения, повышенной экспрессией цветовых сочетаний и одновременно своей подчеркнутой величаво-торжественной интонацией.

Отталкиваясь от случайно запечатленной в его памяти сцены и сохраняя в повествовательном строе произведения отдельные жанровые подробности, Самохвалов стремится возвысить образ до значения символа эпохи, использовать язык монументальной живописи.

Картина написана темперой, имитирующей фактуру фрески, в плоскостной манере, где лишь отдельные части изображения приобретают объемность. В это время, отталкиваясь от достижений своего учителя Петрова-Водкина, Самохвалов ищет собственные формы обобщения.

В “Кондукторше” наиболее откровенно проявилось увлечение древнерусской фреской, которую художник изучал во время поездок в Новгород в 1925 г. и в Старую Ладогу в 1926—1928 гг.

Богиня, продающая билеты

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

вадим михайлов

Выставку Александра Самохвалова в Русском музее из государственных и частных собраний можно воспринимать поверхностно – выставленный по хронологии набор красивых картин и рисунков, сделанных универсальным профессионалом. Но в подтексте – размышления куратора Алисы Любимовой о взаимоотношениях художника и власти.

«Метростроевка у бетоньерки». 1937 г.

Биография Самохвалова выглядит безоблачной. Любознательный и талантливый юноша из Бежецка приезжает в Москву, берет уроки у Машкова и Кончаловского, потом перебирается в Петербург, интересуется символистами и Врубелем. На выставке показаны ранние работы – «Царевна ночи» и эскиз панно.

Затем он поступает в Академию художеств на прогрессивный архитектурный факультет, учится у Леонтия Бенуа. В смутное революционное время дружит с учениками Татлина, не сторонится авангардистских экспериментов.

В 1923 году он оканчивает академию в мастерской Петрова-Водкина. В дипломной работе, названной учителем «Головомойка», изображено купание младенца. В ней сочетаются цветовые решения Петрова-Водкина и винтовая лестница, ведущая в небо.

Родство «водкинцев» и футуристов заметил еще Николай Пунин.

Десятилетие между 1926-м и 1937 годом – пик творчества Самохвалова. Он находит свой стиль и свою нишу: юные женщины, советские Венеры, в которых гармонично сочетаются феминистская уверенность создателей нового мира и эротичность античных богинь.

Картины «Кондукторша», «Девушка в футболке», «После кросса» входят в постоянную экспозицию ГРМ, серия акварелей «Метростроевки» регулярно участвует в разных проектах. Они стали символами социалистического оптимизма.

Через много лет в своих мемуарах «Мой творческий путь» Самохвалов напишет о кондукторше, дающий сигнал к отправлению трамвая: «…

колоссальная, страшная и благотворная сила – электричество, в прошлом считавшаяся покорной лишь Илье-пророку и великому громовержцу Зевсу, ныне покоряется простой работнице. Кондукторша, дающая сигнал хода, чем-то похожа на Оранту.

Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина».

На выставке показана и менее известная серия эскизов к неосуществленной картине «Радость жизни». Юные стройные создания отдыхают на пляже, откровенно демонстрируя совершенство гибких форм.

Этот же мотив стал главным в картине «Киров принимает парад физкультурников». Самохвалова интересует изображение стройных девушек в майках нежно-розового цвета и белых юбках, а не пафос парада.

Тем более не Киров, вытесненный на периферию большого полотна.

Последовали упреки в формализме и «эстетизированной схематичности», звучавшие и прежде. Наверное, художник испугался. Кто тогда не знал, чем могли закончиться подобные обвинения. Советские Венеры исчезают с холстов Самохвалова. Он продолжает получать престижные заказы – панно для Всесоюзной выставки, панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, картины с деяниями вождей.

Но такой Самохвалов, сухой и схематичный, неотличим от десятков соцреалистов. Появляются надуманные картины типа «Александр Блок в рабочем пикете». В 1967 году, за несколько лет до смерти, художник пишет картину «Аппассионата (Строители коммунизма)».

На заводе во время обеденного перерыва взъерошенный пианист терзает рояль любимой сонатой Ленина. В толпе слушателей легко узнаются «цитаты» – девушка в футболке, работница, в первом ряду сидит смешной старичок со звездой Героя Труда, похожий на вождя.

Жестом постмодерниста Самохвалов показывает, что всю жизнь поклонялся красоте. Сначала явно, а потом тайно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.

Александр Самохвалов на выставке в Русском музее показан не советским художником

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

«Кондукторша» Самохвалова – неземная женщина

Татьяна Горд / Русский Музей

Проходящая в Русском музее юбилейная – к 125-летию художника – выставка, безусловно, стала одним из интереснейших событий художественной жизни двух столиц. Кроме того что работы представлены на ней отличные и доставляющие удовольствие, так и представлено творчество Самохвалова на ней неполно. К большому зрительскому счастью.

Не то чтобы махровый соцреалистический период его творчества совсем обойден, но к нему отнеслись без особого внимания. Только одна большая картина «Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде советов» 1940 г. грязью красок, фальшивостью фигур и композиционным маразмом портит светлый настрой экспозиции.

Да и то за идеологическим чудовищем как утешение выглядывает портрет второй жены художника – тонкой лепки лицо, соломенная шляпка, красивая тонкая рука держит алую книгу, звонко контрастирующую с желтой юбкой. Ничего советского в этой милой даме нет, да и здоровье ее не выпирает из тела, как у большинства самохваловских девушек. Портрет этот написан в 1957 г.

достаточно традиционно, даже старомодно, если сравнивать его с ранними вещами художника, представленными на выставке.

Для Александра Самохвалова определение «советский» – не указание гражданства, а почетное звание. Он, как и художник Александр Дейнека, скульптор Вера Мухина, архитектор Иван Щусев, фотограф Александр Родченко или кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, – гордость советской культуры и ее создатель. Носитель званий, лауреат премий, творец мифов.

Самохвалов принял ответственность за миф о здоровом теле нового советского человека, спортсмена и труженика, о радости жизни в голодных 20-30-х, когда ковалась сталь новой идеологии, убеждающей людей в неизбежности светлого будущего. Одна из главных героинь этого мифа – широколицая девушка в обтягивающей крепкую грудь полосатой футболке.

Знаменательно, что именно этого канонического образа на выставке нет – «Девушка в футболке» отправлена за границу представлять советское искусство, что и понятно: «Ленина на съезде» нигде не ждут, а спортсменка без устали олицетворяет здоровых советских венер и всем своим видом славит первые десятилетия советской власти.

На выставке висит ее механическая репродукция, словно список с иконы.

В отсутствие идеологических ужасов и достижений совершенно по-человечески и очень художественно раскрываются даже самые известные картины художника, женские. Самохвалов писал женщин всю жизнь, без устали, с радостью и чувственно. Примером здорового эротизма по праву считается приспустившая трусы и обнажившая бритый лобок героиня картины «После кросса».

Но и многочисленные метростроевки на этой выставке не выглядят девственницами-валькириями, богинями труда. Сильные, напряженные тела комсомолок с упругой грудью и круглым животом пышут жаром, а сверла, лопаты и отбойные молотки в их руках смотрятся монументальными фаллическими символами.

Особенно кокетлива героиня «Метростроевки у бетоньерки» – глаз горит, попа оттопырена, зубки сверкают, голубые бусы обнимают шею.

Если забыть миф, который они иллюстрируют, – об оптимизме и энтузиазме копателей тоннеля в большом городе, – то можно принять их за деревенских девок, вышедших в город на поиск радостей жизни.

Посмотреть на них так заставляет вся выставка, представляющая Александра Самохвалова не как певца пятилеток, а большим буржуазным художником, отдавшим в молодости дань формализму и эксперименту и успокоившимся в мире женщин и детей.

Самохвалов учился сначала на архитектора, потом у Петрова-Водкина и у древнерусских фресок. И кажется, что все свои знания сплавил в своей живописной манере, наилучшим образом проявившейся в работах 20-30-х гг.

, где тракторист с трактористкой в приволжских степях писаны на голубом фоне легкими ангелами, а кондукторша парит в пространстве картины как воинственный архангел в неземном свете.

Ну а все тяжелое, пастозное и мрачное, принесшее ему государственный почет и звания, – так то от лукавого. Не хочется вспоминать.

Принято представлять художника в контексте своего времени, и это правильно. Но вынуть его из обстоятельств жизни, собственных воспоминаний и признаний, очистить от мифов, им же самим созданных, – исключительно интересно. В Русском музее показали выставку советского художника как не советского. Самохвалов от этого очень выиграл.

До 2 февраля

Богини Революции. Сильная женщина 20-х годов

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

Революция 1917 года изменила формировавшийся веками образ жизни людей, трансформировала гендерные роли.

  Женщина больше не воспринималась как хранительница семейного очага, она теперь – равный мужчине  член коллектива, товарищ в строительстве социалистического будущего.

  В общественное сознание  внедрялась идея о неограниченности потенциала женщины  на стезе трудовых и общественных подвигов. Правительство, понимавшее агитационную мощь искусства, подталкивало художников изображать реальность в стратегически необходимом ключе.

«Кондукторша» Александр Самохвалов

В живописи, которая в 20е годы еще существовала на стыке реализма и авангарда, появился новый идеал современницы. Женщина теперь далека от  хрупких барышень прошлых столетий,  в искусстве утверждается образ богатырши, окруженной технологиями нового времени.

Александр Самохвалов «Кондукторша» 

Представительницу новой женской профессии изобразил в полотне «Кондукторша» Александр Самохвалов. Художник создал гротескный образ, уподобив работницу в лохматом полушубке языческой богине. Она, словно древний идол, извергающий зеленые молнии, властвует в доверенном ей трамвае, охраняя спокойствие пассажиров и карая правонарушителей.

«На стройке новых цехов» Александр Дейнека

Александр Дейнека. «На стройке новых цехов» 

Ажур железных конструкций окружает женщин  «На стройке новых цехов» Александра Дейнеки. Мощная женщина, толкающая вагонетку, стоит спиной к зрителю. Одежда не скрывает напряженную в сильном движении мускулатуру всего тела.

Художник подчеркивает гигантский  труд, в котором женщина наравне с мужчиной борется за светлое будущее. Хрупкая девушка,  стоящая впереди, кажется совершенно невесомой. Ее лицо сияет радостной улыбкой, она открыто и легко смотрит в будущее.

Полотно передает силу духа советской женщины, которая не входит в конфликт с её хрупкостью и женственностью.

«Делегатка» Георгий Ряжский

Ярким отпечатком эпохи стала красная косынка, символ революции и  непременный атрибут костюма новой женщины. Эта деталь нашла свое место во многих живописных произведениях 20х годов.

В «Делегатке» Георгия Ряжского передан один из образов типичной общественницы, человека, порожденного Октябрьской революцией. Поза стоящей женщины наполнена монументальным пафосом.

Она готова читать свой доклад, вдохновляя слушателей на революционные трудовые подвиги.

Георгий Ряжский. Делегатка» 

Волевое лицо непоколебимо, спокойный взгляд направлен на зрителя. Она одета в простую белую блузу с синим бантом,  не скрывающим сильной шеи. Весь её образ дышит чувством собственного достоинства.

Колорит картины наполнен яркими, жизнеутверждающими цветами.

Энергичными мазками художник написал портрет, точно отразивший свое время, эта женщина, прежде всего, активный деятель общественной и трудовой жизни.

«Работница» художник-символист Кузьма Петров-Водкин

Свое мнение о современной женщине передал в портрете «Работница» художник-символист Кузьма Петров-Водкин. Смелая и решительная женщина с ярко накрашенными красными губами смотрит прямо на зрителя.

  На ее лице застыла улыбка, выражающая «сиюминутную готовность к действию», свойственную многим женским образам официального искусства того времени.

Портрет пронизан пафосной торжественностью, но за яркими, броскими атрибутами скрыта маска куклы, написанная с манекенной шаблонностью.

Кузьма Петров-Водкин «Работница» 

Теплый цвет лица и шеи работницы сочетается с деревянным фоном и словно растворяется в нем, отделяя естественный женский облик от вычурных внешних деталей.

Взгляд пронизывает острым высокомерием, черные глаза,  блестящие настолько, что кажутся пустыми, воспринимаются отдельно от лица, становясь внешним атрибутом.

Это лицо женщины, которой будто и не существует, в ней нет души, нет внутреннего содержания, одни только яркие атрибуты, нарисованные на деревянной поверхности.

Искусство было призвано передать пафос эпохи первого революционного десятилетия. Женщины, запечатленные на полотнах, способны заменить мужчину, с легкостью выполняя непосильно тяжелую работу.

  Художники не скрывают тяжелых бытовых условий жизни в разрушенном государстве. Но все трудности обыденной жизни меркнут перед  пламенем энтузиазма,  который горит в этих выразительных женских образах.

Они призваны вдохновить зрителя на трудовой подвиг, внушить ему уверенность в безграничности человеческих возможностей.

 Алина Свердлова-Александрова

Особый взгляд на СССР

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

Фотограф: АРХИВ «ТЖ»

Творчество Александра Самохвалова – это вольный гимн человеку и труду

Творчество Александра Самохвалова – это вольный гимн человеку и труду

Несколько лет назад в Академии славянской культуры готовился к изданию сборник искусствоведческих работ преподавателей и студентов.

Одна из публикаций была посвящена иллюстрациям Александра Самохвалова к роману Лиона Фейхтвангера «Лженерон».

Цикл рисунков этого художника, напоминавших по своей мощи работы мастеров итальянского Возрождения, произвел на меня очень сильное впечатление.

До этого я знал, пожалуй, только его известную всем «Девушку в футболке», которую нередко называют «советской Джокондой». Да еще то, что автор картины — наш земляк. Более пристальное обращение к его творчеству открыло мне целый художественный мир со своей особой эстетикой, культом здоровья, молодости и труда.

Механика из него не вышло

Александр Самохвалов родился 21 августа 1894 года в Бежецке в семье мещан. Отец был купцом, а мать вела хозяйство и воспитывала четырех детей. Уже после кончины художника, в 1977 году, вышла книга его воспоминаний «Мой творческий путь» — глубокая, светлая и искренняя. Много страниц в ней посвящено детству.

«Я помню женщину, загорелую и статную, на шее у нее голубые бусы — я думал, что она приплясывает, а она жнет. А рядом с нею молодая, красивая — она жнет так красиво, что у меня в груди заиграла музыка… И мне тогда же сказали, что жать — это труд очень тяжелый».

И еще, уже о Бежецке, где семья поселилась на Большой улице: «Близко была площадь, собор, базар, ярмарка, балаганы, городской сад, цирк, карусель, река, лодки, плоты, дрова, мост, кузница, за мостом — штаб и деревня.

На том берегу пасутся коровы… Я просыпался рано и бежал в сад, чтобы умыться росой, добегал до реки, и там открывались мне дали и вправо, и влево… Для меня это было чудо и переполняло мою душу радостью познания».

Саша поступил в механико-техническое училище в Калязине, но был исключен из него за участие, как писал он сам, в «школьном революционном движении». Вернувшись в родной Бежецк, юноша окончил только что созданное реальное училище.

В домашней библиотеке директора Максакова он прочитал книги о египетской литературе и истории, об африканской поездке Петрова-Водкина, о Сезанне, о Пикассо и о других мастерах мирового искусства, познакомился с поэзией Александра Блока.

«И Блок в какой-то мере стал моим учителем жизни».

В начале 1910-х годов Самохвалов переехал в Петербург, где учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств, каждое воскресенье посещал Эрмитаж или Русский музей.

Когда академия после революции закрылась, ему пришлось вернуться из голодного Петрограда в Бежецк.

Но надо было завершать образование, и Александру удалось сделать это в Петроградских свободных художественных мастерских, где он проучился еще три года.

Эту кондукторшу не забудешь

Трудно сказать, как повернулась бы творческая судьба Самохвалова, если бы не его участие в экспедициях по зарисовкам и обмеру древнерусских архитектурных памятников и работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге.

Фресковая живопись потрясла его, и наш земляк, как никто другой, перенес некоторые ее композиционные и колористические приемы в свою живопись.

Его «Кондукторша», как это ни парадоксально, более всего напоминает «Богоматерь Оранту» и остается в потрясенной памяти навсегда.

Самохвалов писал портреты, жанровые картины, пейзажи, занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Ему принадлежит приоритет в создании первых образов советских людей. Не соглашусь с теми, кто скептически смотрит на его портреты метростроевок и спорт­сменок.

Здесь воспевается не идеология, а надежда, светлая ясность помыслов, стремление радостных и сильных людей трудиться на благо страны. Причем это не фотографии и не плакаты, а талантливые произведения живописи. Автор художественно запечатлел эпоху, несколько романтизировав ее.

Можно назвать десятки работ Самохвалова, представляющих в совокупности панораму портретов рабочих людей и по-своему героических трудовых будней. В официальных по смыслу произведениях художнику удалось сохранить дух свободы, вольности, раскованности, и в этом отношении он тоже уникален.

Трудно определить его стиль, который я бы назвал «мифологическим реализмом», настолько он уходит корнями в античность.

Конечно, Самохвалову приходилось писать картины и на заказ. Но и в тех случаях, где мы видим на его полотнах фигуры вождей, не они являются центральными персонажами, а живые люди или события.

Очень тонко понимавший его творчество народный художник СССР, академик Евгений Кибрик писал: «Особенным я называю Самохвалова потому, что художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства…».

Одним из самых знаковых произведений советского искусства стала неизъяснимо привлекательная самохваловская «Девушка в футболке» (1932). Наш земляк вспоминал: «Я принес эту работу на открывающуюся выставку и поставил у стенки, на которой собирался ее повесить, но надо было получить санкцию жюри и выставкома. И.Э.

Грабарь проходил через наш зал, и я обратился к нему с просьбой, показывая на «Девушку в футболке», найти возможность собрать жюри и просмотреть мою работу. Мне очень хотелось включить ее в экспозицию.

Грабарь оборачивался то на меня, то на «Девушку», ни слова ни говоря, и я волновался, что же это будет… Но вот он с некоторой восторженностью высказал: «Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!» — и обеими руками пожал мою руку».

В споре между Третьяковкой и Русским музеем за приведшую всех в восторг картину победила Северная столица, где жил художник. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже картина была удостоена золотой медали.

А Самохвалов кроме этой награды получил еще два Гран-при: за панно «Советская физкультура» для советского павильона и за иллюстрации к «Истории одного города» своего земляка-калязинца, великого сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина.

Заслуженная слава

С середины 1920-х годов Самохвалов в течение многих лет сотрудничал с издательствами «Радуга» и «Детгиз». Изумительны его детские книжки «Наш город», «Ночные страхи», «Водолазная база», «Мстительный Худжар» и другие. В некоторых из них ему принадлежат и тексты, и иллюстрации.

Обретя заслуженную славу, Александр Николаевич творил и как театральный художник. После войны он преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи Мухинского училища, создал замечательную серию женских портретов, несколько его выставок прошло в 1960—1970-е годы в Ленинграде и Москве.

В 1967-м за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства наш земляк удостоился ордена Ленина и звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Александр Николаевич скончался 20 августа 1971 года и похоронен на Комаровском кладбище — неподалеку от могилы Анны Ахматовой, которая в годы его юности жила под Бежецком.

О малой родине художник написал в книге воспоминаний следующие строки: «Теперь, когда я узнал много городов нашей Родины, мне стали понятны те ценные особенности нашего Бежецка, которых я тогда не то что не замечал, нет — я их чувствовал и воспринимал, но не придавал им того значения, которое они имели вообще и для меня — в частности. И это значение я понял и оценил именно тогда, когда утратил связь со своим городом».

Вячеслав ВОРОБЬЕВ,

профессор Государственной академии славянской культуры

Самохвалов Александр Николаевич (1894–1971)

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

Выдающийся советский художник-живописец, график, монументалист, прикладник. Художник театра, педагог. Яркий представитель ленинградской школы живописи.

В своём творчестве причудливо соединил черты символизма и романтики с соцреалистической идейной программой. Член Ленинградского Союза советских художников (с 1932 года). Был заместителем председателя ЛССХ (1938–1940).

Член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1967).

Александр Самохвалов родился в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей, умер в 1917 году. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей.

Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении». Впоследствии закончил реальное училище в Бежецке. Первоначальные художественные навыки получил у преподавателя этого училища – живописца И. М. Костенко.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914–1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919–1923).

Художественный пластический язык Самохвалова складывался постепенно, творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма, до направления близкого немецкой новой вещественности («Скрипки», 1916).

Видимо здесь сказалось влияние В. И. Шухаева, который преподавал в те годы в академии. Но, особое – определяющее дальнейший путь развития творчества влияние, на А. Н. Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин.

Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С.

Петровым-Водкиным в Самарканд (1921) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве.

Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 – участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

Дипломная картина художника «Головомойка» (1923, ГРМ), в которой Самохвалов стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина. Однако Александр Самохвалов вскоре вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства».

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», участвовал в трёх его выставках (1927, 1928, 1929), а также выставке в Доме работников просвещения (1927). В 1935 году участвовал в 1-й общегородской выставке ленинградских художников. Вышел из «Круга» в 1928 году. Был членом конструктивистского общества художников «Октябрь» (1929–1932).

Подобно художникам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был программно и стилистически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтического символизма во вполне официально-триумфальных заказных произведениях. В 1920–30-х годах основным героем художника был новый советский человек.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Девушки», 1927–1928; «Кондукторша», 1928; «Спартаковка», 1928; «Женщина (работница) с напильником», 1929; «Девушка с ядром», 1933, ГТГ; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933–1934; «Работница-строитель» 1934, ГРМ; «На теннисной площадке.

Девушка с ракеткой», «После кросса», Физкультурница с букетом», все –1935; «Вузовка», 1937) – образы, полные мажорного пафоса и в то же время, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом.

Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов – «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.

В своём творчестве 20–30-х, – Самохвалов близок своему ленинградскому коллеге – художнику Алексею Пахомову. Который также работал над подобными темами, создавал образ современника – писал юных строителей нового общества Страны Советов.

Как и многих художников 20–30-х годов А. Н. Самохвалова вдохновляла социалистическая действительность.

Внимание художника привлекали темы индустрии –   железнодорожный транспорт, работа заводов и фабрик («Щебенщики», 1926; «Ткацкий цех», 1929;  «Ремонт паровоза», 1931; «В приволжских степях», 1934), спортивные праздники, военные учения и оборона СССР: «На страже Родины» (1930), «Осоавиахимовка» (1932), «Военизированный комсомол» (1933). В 1930–1931 годах Самохвалов написал серию небольших камерных портретов работников коммуны, ударников и передовиков производства: «Маслодел Мария Ивановна Голубева», «Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева с женой и дочерью», «Портрет полевой работницы Анны Ульяновой», «Портрет партшколовца Сидорова», «Портрет тракториста Гаврилова», «Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева».

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали.

Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за цикл гротескных иллюстраций-литографий к «Истории одного города» М. Е.

Салтыкова-Щедрина (1935) художник получает два Гран-при Международной выставки. Кстати, золотой медалью этой выставки был награждён и А. Ф. Пахомов за панно «Юношеский стадион».

Как и многие ленинградские художники (В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса и т. д.) с середины 1920-х годов А. Н.

Самохвалов успешно занимался оформлением детских книг и книжной иллюстрацией, сотрудничал с ленинградскими издательствами Детгиз и «Радуга».

Примечательны детские книжки, в том числе с текстами самого художника: «Наш город» (1927), «Ночные страхи» (1927), «Три случая под водой» (1928), «Водолазная база» (1928), «Путь в Сиаб» (1929), «Мстительный Худжар» (1929, 1933), «В лагерь» (1930) и другие.

В середине 1925-х годов творческий диапазон художника значительно расширяется за счет включения в сферу его художественной деятельности политического плаката и фарфора.

Его плакаты: «Ленин и электрификация» (1924), «Смычка», «Вперед, по ленинскому пути!» и, особенно, комсомольский плакат «На смену старшим» (на Парижской международной выставке декоративного искусства плакату присуждена золотая медаль) были в свое время оценены по достоинствам: высокого художественного качества и идейно-политической целеустремленности… Работа в области политического плаката и книжно-журнальной графики была для Александра Самохвалова прекрасной школой овладения советской тематикой. Плакат поставил перед художником во всей своей сложности и ответственности новые идейные задачи, правильное решение которых невозможно без разрешения новых формально-технических проблем, без определенного перевооружения художника в области цветовых, композиционных, пространственных средств выражения. Самохвалов применяет объемно-плоскостные принципы построения своих произведений, принципы, истоки которых он устанавливает для себя в русской фреске и в античной живописи.

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э.

Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы имени А. С.

Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.

Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С. М. Киров и И. В.

Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и другие. Среди произведений, созданных Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е.

Мравинского» (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие.

Преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной (1948–1951). Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Персональные выставки произведений А. Н.

Самохвалова состоялись в 1963, 1968, 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в Москве (1964). В 1967 году А. Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства.

Произведения А. Н. Самохвалова находятся в Государственном Русском музее (ГРМ), Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И.

Машкова, Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств, Новокузнецком художественном музее, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, Музее искусств имени А.

Кастеева в Казахстане, во многих государственных галереях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах. Тиражные плакаты художника хранятся в собрании Российской государственной библиотеки, в частных российских и западных коллекциях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Биография Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)

Описание картина алексанра самохвалова «кондукторша»

Александр Николаевич Самохвалов (9 (21) августа 1894, Бежецк, Тверская губерния, Российская империя — 20 августа 1971, Ленинград, СССР) — крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), член Ленинградской организации Союза художников РСФСР

Александр Самохвалов родился 9 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении». В последующем закончил реальное училище в Бежецке. Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

Дипломная картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934, в основном — Русский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки.

Книгой и книжной графикой Александр Самохвалов начал заниматься с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город», 1927; «Ночные страхи», 1927; «Водолазная база», 1928; «Мстительный Худжар», 1929, и др.).

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э.

Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С.

Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.

Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («Киров принимает парад физкультурников», 1935, ГРМ, «Появление В. И.

Ленина на Всероссийском съезде Советов», 1939, ГРМ, «Парад Победы», 1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция, «Киров и Сталин на Волховстрое», 1950, частное собрание, Лондон и др.). Среди произведений, созданных А. Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И.

Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского» (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие.

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Выставки произведений А. Н. Самохвалова были показаны в 1963, 1968 и 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве.

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929—1932 был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года — членом Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны.

Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Искать еще в блоге  Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)

Перейти в раздел “Советские художники” 

Список картин в блоге Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) 

Посмотреть все записи блога

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно