Описание картины рембрандта «отречение петра»

Описание картины рембрандта «отречение петра»

Описание картины рембрандта «отречение петра»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Рембрандт: картины, биография

Описание картины рембрандта «отречение петра»

Автопортрет с Саскией на коленях

Рембрандт намного опередил свое время. Прошло почти полтора века после его смерти, когда он был извлечен из безвестности и вошел в число наиболее почитаемых художников всей мировой истории искусства.

Лишь в начале XIX столетия осознали, что в рембрандтовских произведениях человечество познает само себя, драматизм бытия, сложность и высшую простоту гармонического мировосприятия.

И те залы крупнейших музеев (в том числе Эрмитажа), где хранятся произведения великого голландца, стали местом паломничества зрителей, стремящихся приобщиться к его потрясающим художественным откровениям.

Рембрандт Гарменс ван Рейн ро­дился в Лейдене в семье состоятельного мельника. Его образование было по тем временам весьма изрядным; отец желал видеть своего сына ученым-гуманитарием.

Однако открывшееся влечение к искусству победило, и, поработав в мастерских нескольких живописцев Лейдена и Амстердама, Рембрандт, совсем молодым, начинает выступать как портретист и автор сюжетных композиций — на темы библейской легенды, античной мифологии, которые перемежались с современными жанровыми мотивами.

Ранние вещи художника принесли ему наибольшую прижизненную славу: похвалы раздавались в адрес заказных вещей, преимущественно портретных, не отличавшихся особой психологической глубиной, весьма внешних и по своим живописным эффектам.

То же можно сказать и о патетических картинах конца 20-х — 30-х годов, в духе шаблонов барочной моды. Но уже и в этот период художник создает работы, чрезвычайно интересные и значительные. Это прежде всего офорты и рисунки, посвященные будничной жизни.

Безобразное, не­лепое, убогое — главные темы графики мастера в эти годы. Никакой красивости, никакой идеализации — проза жизни, зачастую горькая и уродливая, предстает во всей своей неприкрашенной наготе.

Познание человече­ской природы, в том числе ее еще мало знакомой искусству той эпохи области — безобразного,— было содержанием этих экспериментов.

Но, конечно, демонстрация уродливого в человеке и жизни отнюдь не была для Рембрандта самоцелью. Весь пафос, вся логика его дальнейшего творческого развития были связаны с поисками новой гармонии, но не искусственно-идеальной, а охватывающей и завершающей всю совокупность и все проявления реального бытия.

На пути этих поисков стоят полотна переходного периода, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636).

Основная идея холста — гимн человеческому счастью, исполненный полнокровной радости и могучей ши­роты.

Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное языческое упоение всеми радостными благами бытия — вот чувства, которыми насыщена картина. Это поэтическое прославление свободы индивидуальности.

В картинах конца тридцатых годов барочные тенденции все больше уступают место психологическим тенденциям, глубокой и возвышенной поэзии человечности. Так, в «Данае» 1636 года все побеждает, подчиняет себе мощный поток лирического чувства, торжествующая красота искренних сердечных порывов.

В небольшой «Притче о виноградаре» (1637) появляется тончайше прослеженная психологическая коллизия. В одном из самых характерных полотен этих лет — в «Примирении Давида с Авессаломом» (“Давид и Ионафан”- другое название) (1642) встречается столь же глубокая психологическая «красноречивость». Авессалом припал, прижался к груди отца.

Не видно ни его лица, ни рук, которыми, очевидно, он прикры­вает глаза. Это безотчетное дви­жение, а также почти физически ощутимое содрогание его неловко изогнувшегося тела и рассыпав­шихся по спине прядей золотых волос дают понять, что он рыда­ет — безудержно, взахлеб, совершенно забывшись. Давид тихим, нерезким жестом обнял Авессалома.

Умудренный долгим, многолетним опытом наблюдений и размышлений, он воспринимает происходящее как урок жизни, постижение самого главного и существенного в ней, возвышаю­щегося над потоком повседнев­ных мелких страстей и интере­сов.

Это — ни с чем не сравнимое счастье единения родствен­ных душ, веры в могущество и конечное торжество добрых начал в человеке. В таком светлом гу­манистическом прозрении — ос­новной пафос картины.

На рубеже тридцатых — сороковых годов происходит значи­тельная перестройка живописно- пластического построения компо­зиций картин Рембрандта. В большинстве предшествующих холстов мастера пространство нейтрально, безлико, оно было лишь, так сказать, кубатурой сценической площадки.

Теперь появляется живая, конкретная воздушная среда, представляю­щая как бы исходную материю изображения. Она едина и це­лостна, эта среда, но обладает огромным богатством динамиче­ских оттенков, которые многооб­разно изменяются, запечатлевая сложные изгибы потока жизни.

Ведущим началом пространствен­ного решения оказывается теперь не смена перспективных планов, не движение фигур или ритм положения отдельных предметов и деталей. «Душа» пространст­венной среды, «режиссер» ее вы­разительности отныне — свет.

Это свет одухотворенный, его движущей силой оказывается чисто эмоциональная логика, и потому-то он играет столь суще­ственную роль в образном воз­действии картин.

Логическим развитием этой худо­жественной системы было появ­ление в картинах позднего Ремб­рандта, и прежде всего в порт­ретах, величайшего из его об­разно-стилевых приемов — све­тотени.

Создавая вокруг фигур вибрацию воздуха, ложась в сложных вариациях и оттенках на лица и руки, заставляя одеж­ду и фон то загораться темным блеском, то погружаться в полу­мрак, рембрандтовская светотень оказывается как бы материей жизни человеческого духа. Вме­сте с тем она получает значение носителя категории времени.

Скользящие перетекания света и тени заставляют шевелиться гу- бы, складки лиц, скрадывают контуры, так что все изображе­ние представляется полным лег­кого внутреннего движения. Оно открывает путь в глубины воспо­минаний, переносит в прошлое, пережитое, заставляет ощутить и ход мысли в настоящий момент.

Именно такие качества рембранд­товской живописи подсказали искусствоведам формулу «порт­рет — биография». Характер и содержание таких портретных шедевров мастера, как «Портрет Брейниига» (1652), «Портрет Сикса»* (1654), «Хендрикье Стоффельс» (1659), «Титус за чтением» (ок. 1656=57), серия поздних автопортретов в полной мере отвечают такому определе­нию.

Можно вспомнить в этой же связи серию рембрандтовских «стариков» из Эрмитажа и мос­ковского Музея изобразительных искусств (все — 1654 г.), «Брат художника», «Жена брата», «Ста­рушка», «Восьмидесятилетний ев­рей», «Старик еврей». Это глубо­ко индивидуальные образы, и в то же время полотна серии име­ют черты общности.

Все пять портретов изображают людей, прошедших долгий и тяжкий жизненный путь и на склоне лет размышляющих о пережитом. Крупными, рельефными мазками Рембрандт лепит лица, вырывае­мые светом из полутьмы, наделяя каждое из них чрезвычайной сложностью выражения. Глаза стариков никогда не обращены на зрителя.

Они направлены как бы во внутрь и выражением своим отражают беседу человека с самим собой. В этих «внутренних монологах», как правило, участвуют руки, чей жест сопро­вождает движение мысли: у ста­рика еврея они сжимают друг друга, у старушки — безвольно сложены и т. д. Сочетаясь с по­трясающей экспрессией светотени, эти приемы дают почувствовать зрителю всю силу трагического смятения душ изображенных людей.

Еще в 1642 году, создав «Ночной дозор» — групповой портрет, который, однако, воспринимается то ли исторической картиной, то ли причудливым жанром, Ремб­рандт пошел на резкий разрыв с мещанской ограниченностью вкусов голландской буржуазии.

Члены корпорации амстердамских стрелков, заказавшие картину, увидели себя в самом странном и непривычном виде. Блистательный полет фантазии гения их смутил и озадачил. Художника начинают считать сомнительным чудаком. Постепенно он становит­ся отверженным.

Его сначала от­талкивают, а потом забывают. Он живет и умирает в безвест­ности и нищете.

Поздние сюжетные композиции Рембрандта полны трагического величия. Это шедевры психоло­гической драматургии — «Благословление Якова» (1656), «За­говор Юлия Цивилиса» (1661), «Давид перед Саулом» (ок. 1665), «Возвращение блудного сына» (1669).

Последняя из этих вещей, нахо­дящаяся в  Эрми­таже, как бы обобщает характернейшие тенденции творчества позднего Рембрандта. С потряса­ющей силой повествует он в этом полотне о драматической судьбе лучших человеческих порывов.

Радостный в сущности библейский рассказ о долгожданной встрече отца с сыном художник трактовал как горестную сцену прощания. Упав на колени, сын, одетый в нищенское рубище, с обритым за­тылком преступника, прильнул к груди отца.

Старик с бесконечной грустью положил руки на спину сына, не обнимая, а скорее ощу­пывая его тело. Его голова склонена, веки слепых глаз прис­пущены. Стоящего на краю мо­гилы старика и измученного, раздавленного жизнью сына объединяют любовь и жалость друг к другу.

Эта великая и пронзительная сила любви и че­ловечности составляет суть и па­фос картины.

Произведения Рембрандта — величайший образец мастерства. Они сохраняют и поныне непревзойденное значение для человечества как один из высших примеров постижения духовной жизни людей.

Галерея картин Рембрандта

Что скрывают в себе картины Рембрандта ван Рейна?

Описание картины рембрандта «отречение петра»

Гениальный художник, мастер светотени и главный представитель Золотого века голландской живописи — это Рембрандт Харменс ван Рейн. Это тот, кто в своих картинах передал, до того неведомые изобразительному искусству все человеческие эмоции и чувства.

Все его работы являются бесценными шедеврами, окутанные многими загадками, тайнами и домыслами. В День рождения Рембрандта ван Рейна, Lifeguide, собрал невероятные факты о его самых известных картинах. Портрет Якоба де Гейна III (1632 г.

) Rembrandt_Harmensz_van_Rijn_-_Jacob_III_de_Gheyn

Эта картина занесена в Книгу Рекордов Гиннесса, как наиболее часто похищаемое полотно в мире. Ее воровали и находили 4 раза, за что она получила прозвище «Рембрандт на вынос». Даная (1636 -1647 гг.) Rembrandt_Harmensz_danaya

В 1985 году душевнобольной посетитель Эрмитажа облил серной кислотой и порезал это полотно. Наиболее сильно пострадали самые важные части полотна, прежде всего фигура Данаи.

После 20 летней реставрации, ее снова вывесили в галерее, но уже под толстым слоем стекла. Рентгенограмма показала, что вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году.

На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Ночной дозор (1642 г.) Rembrandt_Harmensz The_NightwatchНастоящее название этой картины «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

А название «Ночной Дозор» картина получила значительно позже, из-за того, что когда ее нашли, фон полотна был черного цвета.

И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что картина покрыта копотью, а оригинальный фон должен быть светлый. Поэтому, более логичным названием для картины был бы «Дневной дозор». В центре картины, также, изображена девочка.

Насчет ее персонажа ходит много загадок, но многие считают, что лицо девочки сильно схоже с женой Рембрандта — Саскией.

Возвращение блудного сына (1666-1679 гг.)

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тематику. В ней описывается финал христианской притчи, когда сын вернулся домой (отрывок из притчи: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим«). Существует мнение, что два персонажа в правом углу картины — это те же отец и сын, только в другое время: до того как блудный сын ушел из дома.

Существует еще одно полотно на эту же тему «Блудный сын в таверне», которое показывает сына, прогуливающего наследство отца.

Урок анатомии доктора Тульпа (1632 г.)

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_tulpНа картине изображен доктор Николас Тульп, который показывает анатомию руки человека своим ученикам. На заднем плане можно увидеть человека с листком бумаги, где изображены имена всех людей на картине, хотя изначально там был набросок мускулов руки. Также первоначально на картине присутствовало всего 6 человек, еще двоих художник дорисовал позже.

Художник в мастерской (1628 г.) Rembrandt_Harmensz_v masterskoiНа картине изображена мастерская художника, которая, по мнению экспертов, соответствовала мастерской Рембранта. А художник на картине — это его ученик Геррит Доу.

Синдики (1662 г.) Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_sindikiЭтот групповой портрет выполнен по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. На картине есть малозаметный символ: на стене висит картина с изображением маяка, роль которого в гильдии играют синдики.

Аристотель с бюстом Гомера (1653 г.)

Rembrandt_Harmensz_aristotel z bustom Эта картина была написана для итальянского мецената Антонио Руфоо, который заплатил за нее немалую сумму (в 8 раз больше, чем цена средней картины). На Аристотеле можно заметить медальон, по мнению экспертов на нем изображен Александр Македонский. Бюст, изображенный на картине, принадлежал, по всей видимости, самому художнику.

Еврейская невеста (1665 г.)

Rembrandt_Harmensz_van_Rijn_nevestaЭта картина — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта. Название картине дал коллекционер Ван дер Ноор лишь в 1825 году. Он ошибочно полагал, что на ней изображен отец, дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу.

Настоящее название картины так и неизвестно, но предполагается, что это «Исаак и Ревекка», так как в 1662 году Рембрандт написал картину с похожей композицией.

Рентгенограмма картины показывает, что первоначально на картине были изображены дополнительные детали, в частности, в руке девушки была корзинка с цветами.

Заговор Юлия Цивилиса (1661 г)

Rembrandt_Harmensz_zagovorЭто самое большое полотно Рембрандта — изначальная его ширина и длина была более 5 метров. В настоящее время от неё сохранился только центральный фрагмент (196 на 309 см).

Флора (1634 г.)

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_floraНа картине, по мнению экспертов, изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт».

Отречение Петра (1660 г.)

The denial of Saint Peter *oil on canvas *154 × 169 cm *signed: Rembrandt 1660На картине изображён момент отречения апостола Петра, один из эпизодов Страстей Христовых.

На переднем плане Рембрандт изобразил служанку с солдатами и отрекающегося Петра, а на заднем плане в правом верхнем углу — Христа со связанными сзади руками, который может лишь наблюдать предательство перед тем, как его уведут.

Христос во время шторма на море Галилейском (1633 г.)

Rembrandt_Harmensz-Hristos-vo-vremya-shtorma-na-galileyskom-moreЭтот единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске. На картине изображены 14 человек: Христос и двенадцать апостолов, кто четырнадцатый не известно. Есть много версий кто это может быть, и одна из них что это сам Рембрандт. Источник: http://www.lifeguide.com.ua/chto-skryvayut-v-sebe-kartiny-rembrandta-van-rejna/

Рембрандт, Харменс ван Рейн

Описание картины рембрандта «отречение петра»

Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91. Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие.

Иллюстрация с сайта http://rembr.ru/

Рембрандт, Харменс ван Рейн (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. Родился в Лейдене 15 июля 1606 в семье зажиточного мельника.

В 1620 поступил в Лейденский университет, однако пробыл там недолго и вскоре стал учеником местного художника Якоба Исаакса Сваненбюрха. Около 1623 переехал в Амстердам, где поступил в мастерскую Яна Пейнаса, учился у мастера исторической живописи Питера Ластмана.

Последний познакомил Рембрандта с произведениями мастеров итальянского искусства. С 1625 по 1631 Рембрандт держал собственную мастерскую в Лейдене, иногда работал вместе с живописцем и гравером Яном Ливенсом. Из учеников Рембрандта наиболее известен Герард Доу.

В 1631 или в конце 1632 Рембрандт вернулся в Амстердам.

22 июня 1635 женился на Саскии ван Эйленбюрх, дочери состоятельного бургомистра Лейвардена. В 1642 успех в творчестве и личной жизни сменился чередой несчастий. В конце 1630-х годов у него один за другим родились четыре ребенка, но все умерли еще в младенчестве, а затем 14 июня 1642 внезапно умерла и любимая жена.

Художник остался с годовалым сыном Титусом. Картина Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), законченная вскоре после смерти Саскии, отмечает начало его новых творческих поисков.

В конце 1640-х годов Хендрикье Стоффельс стала неофициальной женой Рембрандта (по завещанию Саскии он не мог жениться во второй раз). В 1654 у них родилась дочь Корнелия.

Однако теперь художника преследовали финансовые трудности. В июле 1656 он был вынужден заявить о своем банкротстве, и в последующие два года его замечательная коллекция была распродана.

Желая помочь Рембрандту, в конце 1658 Титус и Хендрикье стали заниматься торговлей картинами.

Последние годы жизни художника были омрачены смертью близких. 24 июля 1663 умерла Хендрикье. Титус женился в феврале 1668, а через полгода умер. Теперь Рембрандт остался один с юной Корнелией. Умер Рембрандт 4 октября 1669.

Рембрандт создал около 600 картин, почти 300 офортов и более 1400 рисунков. Ниже предлагается хронологический обзор его творчества.

Ранний период творчества Рембрандта следует рассматривать в контексте влияния итальянского искусства на голландскую живопись. Из итальянских мастеров голландцев особенно привлекал Караваджо, в произведениях которого смелый натурализм и контрастная свето-теневая моделировка казались вызовом классическому искусству.

Такие художники, как Герард Тербрюгген и учитель Рембрандта Питер Ластман работали в стилистике Караваджо, постепенно вводя караваджизм в арсенал художественных средств голландской живописи. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению.

В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения. На первой из них изображен старик в очках за работой, в углу, заваленном счетными книгами. Его морщинистое лицо освещено тусклым светом единственной свечи, которую он прикрывает рукой.

Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Главным предметом изображения является сама комната с высоким потолком, залитая мягким трепещущим светом.

На протяжении всего своего творческого пути художник обращался к сюжетам, в которых глубокая жизненная драма сочетается с элементами тонкого психологизма. В картине Ужин в Эммаусе (ок.

1630, Париж, музей Жакмар-Андре) видны особенности живописи Рембрандта этого периода. Рембрандт представил этот эпизод как театральную мизансцену.

Силуэт Христа выделяется на фоне ослепительного света, бльшая часть холста погружена в тень.

Переезд в Амстердам и последовавшие за ним большие художественные успехи открывают новый период в творчестве Рембрандта; это десятилетие, в течение которого были созданы произведения, проникнутые драматизмом и в то же время не лишенные материальной чувственности, отчасти родственные по духу работам фламандца Питера Пауля Рубенса. Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Она представляет собой изображение известного амстердамского врача и его коллег по городской гильдии хирургов.

Среди картин на исторические сюжеты, выполненных Рембрандтом в 1630-е годы, особенно драматичным представляется Ослепление Самсона (1636, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт). Отблески света, динамичные диагонали и яркие цвета использованы для того, чтобы усилить напряженность сюжета; картина наполнена резким стремительным движением.

Гедонизм и техническая виртуозность, характеризующие живопись Рембрандта этих лет, возможно, нашли наиболее яркое воплощение в Автопортрете с Саскией (ок. 1635, Дрезден, Картинная галерея).

Здесь художник изобразил себя в романтическом костюме кавалера; одной рукой он поднимает бокал пива, а другой обнимает Саскию, сидящую у него на коленях.

Яркость красок и свобода мазка полностью соответствуют настроению сцены.

Автопортрет с Саскией на коленях. 1635 г.

К началу 1640-х годов жизнь и художественная деятельность Рембрандта приобрели стабильность и размеренность. На Автопортрете 1640 (Лондон, Национальная галерея), созданном под влиянием работ Рафаэля и Тициана изображен уверенный в себе, рассудительный человек, одетый в соответствии с итальянской модой 16 в., облокотившийся о балюстраду; его плечи слегка повернуты, взгляд обращен на зрителя.

Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Настоящее название работы – Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга.

Она была написана по случаю посещения Амстердама французской королевой Марией Медичи и устроенного по этому поводу торжественного выхода войск городской милиции. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Именно поэтому в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор.

Как и Анатомия доктора Тюльпа, эта картина выходит за рамки традиционного группового портрета. На ней изображено 29 персонажей, из которых 16 – реальные исторические лица; их движения и расположение на картине подчинены единому общему действию, развивающемуся на глазах у зрителя.

Древки, знамена и мушкеты торчат в разные стороны, делая композицию более свободной и динамичной; ощущение усиливается игрой света и тени.

Ночной дозор. 1642 г.

В 1640-е годы религиозная живопись Рембрандта становится менее риторичной, в ней появляются смирение и глубокая внутренняя сила, характерные для позднего творчества мастера.

С эпохи Ренессанса события Священного Писания интерпретировались обычно в героическом ключе, а их персонажи наделялись физической красотой.

Вдение Рембрандта резко отличалось от этой концепции; Христос в его работах кажется смиренным и кротким, униженным и незаметным среди людей.

Лист в сто гульденов, гравюра, получившая свое название из-за цены, по которой она была продана на одном из первых аукционов, посвящена теме христианского смирения.

Фигура Христа не выделяется из толпы ни одеждами, ни особым положением, но внимание зрителя оказывается обращенным к центру композиции – лику Спасителя с исходящими от него тончайшими лучами божественного света. По левую руку от Него – сломленные немощью духа и плоти, богатые и бедные, объединенные страданиями.

Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры. К ногам Христа припадают маленькие дети. В гравюре Лист в сто гульденов при отсутствии видимого действия Рембрандту прекрасно удалось передать чудо Божественного присутствия в мире людей.

С начала 1650-х годов портреты Рембрандта становятся глубоко личностными, композиции – строгими и геометричными в построении, а цветовая гамма – огромным спектром оттенков трех или четырех цветов.

Искусство Рембрандта не отражает более художественных пристрастий публики; художника занимает теперь исследование свойств техники масляной живописи.

Мироощущение мастера, воплощенное в его поздних произведениях, столь высоко ценимых ныне, осталось непонятным для его современников.

Рембрант. «Даная». 1636.

Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. Лицо седого воина погружено в глубокую мягкую тень, а отблески света на шлеме переданы свободными широкими густыми мазками.

Для Рембрандта необычный сюжет иногда мог стать поводом для смелых художественных экспериментов. Примером здесь может служить картина Освежеванная бычья туша (1655, Париж, Лувр). Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию.

Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела.

На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту, изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории, и вовсе не красивой. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа.

В своем позднем творчестве Рембрандт все чаще обращается к интерпретации событий христианской истории. Картина Снятие с креста (ок. 1655, Вашингтон, Национальная галерея) посвящена не только смерти Христа, но и скорби оплакивающих Его.

Одно из самых известных произведений религиозной живописи Рембрандта этого периода – картина Отречение Петра (ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум). В центре изображена обращающаяся к Петру молодая служанка, а он жестом отведенной в сторону руки подтверждает свои слова об отречении от Христа.

Пространство переднего плана освещено единственной свечой, которую служанка заслоняет рукой, – прием, который был очень популярен среди караваджистов в начале столетия. Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане.

Они написаны легкими мазками, в коричневато-желтоватой цветовой гамме с несколькими красными акцентами. Иногда формы как будто растворяются в свете или наполняются им, как загораживающая свечу рука служанки. На лице Петра лежит глубокая печаль.

Здесь, как и в поздних портретах и автопортретах художника, Рембрандт с непревзойденным мастерством изображает старость, с ее накопленной с годами мудростью, немощью плоти и стойкостью духа.

Глубоко личностными становятся с годами и портреты Рембрандта.

В портрете поэта Яна Сикса (1654, Амстердам, коллекция семьи Сикс) портретируемый изображен в едва заметном ракурсе снизу вверх; за исключением тонко моделированного лица, портрет написан быстро и свободно, широкими мазками. В цветовой гамме доминируют сверкающий красный цвет плаща и золото пуговиц костюма, контрастирующие с различными оттенками зеленого и серого.

В портрете Хендрикье Стоффельс (ок. 1656, Берлин – Далем) фигура вписана в раму оконного проема и из-за выбранного художником крупного масштаба кажется стоящей совсем близко к картинной плоскости.

Взгляд Хендрикье обращен к зрителю, ее поза свободна, голова наклонена в сторону, а руки лежат очень естественно. Цветовую гамму картины составляет сочетание золотистых, белых, красных и черных тонов.

Один из лучших групповых портретов Рембрандта – Синдики (1661–1662, Амстердам, Рейксмузеум). Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики). Они изображены вокруг стола с лежащей на нем счетной книгой. Художник делает зрителя участником происходящего в картине.

Кажется, что мы только что прервали синдиков, занятых своими подсчетами, и поэтому все они, как будто оторвавшись на миг от своей работы, смотрят на зрителя. В картине преобладают прямые линии, но разворот стола и сложная игра света смягчают строгость композиции. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность.

Эта картина замечательна и как психологический этюд, цель которого – изобразить людей с разными характерами, и как исторический документ.

Около 1661 Рембрандту была заказана одна из восьми исторических картин, которыми предполагалось украсить амстердамскую ратушу.

Огромное полотно (первоначальные размеры 5ґ5 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям, или так и не было вывешено в ратуше, или занимало отведенное для него место не более двух лет, и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет.

Сохранился лишь фрагмент этой работы Рембрандта, который находится в Национальном музее в Стокгольме. Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в.): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества.

О масштабе этого произведения в его первоначальном виде можно судить по композиционному наброску, находящемуся в Мюнхене. В нем видно, что сначала стол и собравшиеся вокруг него люди были показаны в пространстве огромного зала, глубина которого передавалась посредством игры света и тени.

В 17 в. рисунок обычно служил в качестве предварительного наброска для разработки большой композиции, этюда отдельных деталей будущей картины или наносился на картон, а затем переводился на поверхность, предназначенную для росписи.

Очень редко рисунок мыслился как законченное произведение искусства; часто после выполнения проекта рисунки выбрасывали. Каждый рисунок Рембрандта – исследование природы явлений и попытка уловить характер момента или предмета.

Когда художник делал зарисовки с произведений старых мастеров, он создавал не копии, а вариации на ту же тему, решая при этом собственные художественные задачи. В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой.

Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками, где нервная линия почти нигде не остается непрерывной.

Рембрандт первым осознал богатые возможности офорта по сравнению с резцовой гравюрой на металле. Такая гравюра создается путем процарапывания рисунка на металлической пластине; затем пластина покрывается краской, заполняющей оставленные резцом углубления, и с нее печатают оттиски на бумаге при помощи пресса.

Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. Работа над офортом, напротив, не требует большой физической силы, а линии получаются более свободными и гибкими.

Вместо того чтобы процарапывать металл резцом, художник покрывает пластину кислотоустойчивым лаком и рисует по нему иглой, затем погружает пластину в кислоту, и металл протравливается в свободных от лака местах. Офорт предоставляет художнику гораздо больше свободы, и он может рисовать иглой, как пером на бумаге.

В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером.

Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске, иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. Например, в Листе в сто гульденов художник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет).

Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. Рисунок выполнен густо положенными перекрещивающимися штрихами, которые создают контрасты светлых и темных тонов.

Пятью годами позже в Успении Богоматери господство густо заштрихованных темных зон сменилось преобладанием светлых участков и тонкой параллельной штриховки.

В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела; наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок. 1650).

Возвращение блудного сына. 1669 г.

Использованы материалы энциклопедии “Мир вокруг нас”.

Литература:

Ровинский Д. Полное собрание гравюр Рембрандта, т. 1–4. СПб, 1890

Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в. СПб, М., 1970

Егорова К.С. Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза [Альбом]. Л., 1971

Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975

Далее читайте:

Ирина Ненарокомова. Рембрандт. (Детская Роман-газета).

Художники (биографический справочник).

Подробнее читайте в Сети :

Сайт http://rembr.ru/ – о голландском художнике Рембрандте Ван Рейне. Галерея картин, биография художника, книги и исследования о жизни Рембрандта.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно