Описание картины сальвадора дали «цирк»

Описание картины сальвадора дали «цирк»

Описание картины сальвадора дали «цирк»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Театр-музей Сальвадора Дали (окончание)

Описание картины сальвадора дали «цирк»

Окончание разговора о театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. (Начало здесь.)

Башня “Галатея”, помещения, где жил сам Дали. На потолке – картина “Дали с Гала улетают в рай”.

Знаменитая “Венера Далисская” с ящичками.

Спальня Дали. Золотой скелет слева придает ей какое-то особое очарование!

На стене – знаменитый гобелен с растекающимися часами. Я вообще всегда думал, что это картина – ан нет, гобелен. Такой картины, по крайней мере в этом музее, нет.

В траве сидел кузнечик, которых Дали, как известно, боялся до одури.

Скульптура старины Ньютона с продырявленной головой. Рядом с музеем она есть в натуральную величину.

Красная нить красной нитью проходит через все творчество художника. Мы ее еще увидим на картинах.

Крепится нить к какой-то компьютерной плате. Почему – а фиг знает.

Лампа-телефон.

Шариковая Гала.

Женщина вроде неживая. Скорее всего, это скульптура. Впрочем, я ее не щекотал.

Отправились в галерею с картинами. В основном минималистичными – вот такими. Обратите внимание на красную нить, которая красной нитью проходит через многие эти картины.

Вот это моя любимая. Называется “Небо над нами не тронешь руками, песок подо мной не тронешь ногой”.

А тут аж две красных нити. Похоже, Дали что-то задумал.

Театральные работы.

Фигура Христа в качающейся инсталляции.

Если приглядеться, то в этой инсталляции видно лицо.

В этой тоже что-то видно.

Это уже не Дали (в музее есть работы и других художников, собранные самим Дали). Это художник по фамилии Pitxot. Он пишет картины, составленные из камней. Выглядит очень оригинально.

Вот эта работа меня особенно тронула. Она называется “Камень, неподвижно висящий в воздухе”.

А это творение самого Дали. По его мнению, так должен выглядеть голубь.

Причем внутри каждого голубя должен быть заключен китаец.

Могила женщины-робота.

За роботом – вот такая забранная стеклом ниша с фигурками.

Если бросить монетку в специальный ящичек могилы женщины-робота, то сверху раскроется вот такая конструкция с рисунками.

Еще один зал с оптическими иллюзиями.

Искусно встроенный в картину тигр.

Голубые мальчики кидают голубенькие шарики.

Была еще одна галерея с картинами, на каждой из которых почему-то была звезда Давида. Вот, например, Пушкин со звездой Давида. Я не знаю, что это было.

Ну и все, вышли во дворик.

Это выход.

Вот он Ньютон в натуральную величину с пробитой головой.

Правую ногу ему разрубили злые люди. Но в компенсацию добавили шестой палец.

Дали, как я уже говорил, тут везде.

Улочки Фигераса.

Все, уезжаем домой.

Музеи Сальвадора Дали. Испания по-русски – все о жизни в Испании

Описание картины сальвадора дали «цирк»

На родине прославленного художника – в Каталунии – находятся три музея: Театр-музей Дали в Фигерасе, дом-музей Сальвадора Дали в Портлигат и Замок Гала Дали в Пуболь.

Театр-музей Дали в Фигерасе

Идея создания музея родилась в 1961 году. Новоизбранный мэр Фигераса попросил прославленного уроженца подарить городу одну из своих работ. Дали решил подарить музей. И не просто музей, а театр-музей. Сейчас театр-музей является самым большим сюрреалистическим экспонатом в мире и одним из самых посещаемых музеев Испании.

Дали взялся за перестройку старого театра, разрушенного во время гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантский купол, зрительный зал был разделен на сектора для представления работ разных жанров.

Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галлу, моющих золото в Фигерасе. Официальное открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.

Кроме картин, среди экспонатов находятся результаты экспериментов художника с галографией, его скульптуры, инсталляции, фотографии и двойные спектроскопические картины. Всего театр-музей насчитывает около 1500 экспонатов.

Экспозиция музея позволяет проследить весь артистический путь маэстро: от импрессионизма, футуризма, кубизма к сюрреализму.

Также в нем представлены работы других художников и личная коллекция Дали работ Эль Греко и Марселя Дюшана. В 2001 г.

была открыта ювелирная экспозиция Дали-Хойас, которая насчитывает тридцать девять работ, выполненных из золота и драгоценных камней, а также около тридцати рисунков и дизайнерских эскизов.

Время работы музея: с 1 ноября по 28 февраля с 10:30 до 18:00, вход разрешен до 17:15; с 1 марта по 30 июня с 9:30 до 18:00, вход разрешен до 17:15; с 1 июня по 30 сентября с 9:00 до 20:00, вход разрешен до 19:15; с 1 октября до 30 октября с 9:30 до 18:00, вход разрешен до 17:15. Залы закрываются за 15 минут до окончания работы музея.

Музей не работает: 1 января и 25 декабря, все понедельники с 1 октября по 31 мая за исключением праздников и канунов праздников и 24 декабря. С 1 июня по 30 сентября театр-музей работает без выходных.

Входные билеты: 11 евро взрослый (включая ювелирную экспозицию), 8 евро льготный (для пенсионеров, инвалидов, студентов и безработных) и 7 евро для групп от 25 человек. В последнем случае необходим предварительный резерв на сайте http://www.salvador-dali.org.

Обычно в августе каждого года в музее проводятся ночные посещения с 22:00 до 1:00 с аудиовизуальным сопровождением и предложением каждому посетителю бокала шампанского на внутренних террасах.

Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакес (Портлигат)

Музей разместился в доме, в котором постоянно проживал и работал Сальвадор Дали. В 1982 году после смерти Галы он переехал в Кастильо-де-Пуболь.

Дом-музей Сальвадора Дали был открыт для посетителей в 1997.

Будучи первоначально простой рыбацкой хижиной, он рос, поглощая соседние дома, и наконец, согласно проекту Дали, прекратился в настоящий лабиринт комнат, лестниц и коридоров, образец сюрреалистического дома.

Тем не менее, необычные формы ансамбля прекрасно гармонируют с окружением. Посетители могут осмотреть мастерскую художника, библиотеку, сад, жилые комнаты.

В 1998 Департаментом Культуры Правительства Каталонии, дом-музей был объявлен национальным культурно-историческим памятником.

Время работы музея: с 1 по 6 января с 10:30 до 18:00, вход разрешен до 17:10; с 7 января по 11 февраля музей закрыт; с 12 февраля по 14 июня с 10:30 до 18:00, вход разрешен до 17:10; с 15 июня по 15 сентября с 9:30 до 21:00, вход разрешен до 20:10; с 16 сентября по 31 декабря с 10:30 до 18:00, вход разрешен до 17:10.

С 15 июля по 15 сентября музей работает без выходных. Нерабочие дни: 1 января и 25 декабря, все дни с 7 января по 11 февраля, все понедельники с 9 февраля по 14 июня и с 16 сентября по 31 декабря за исключением праздничных дней и канунов праздничных дней.

Входные билеты: 10 евро взрослый, 8 евро льготный (для пенсионеров, инвалидов, студентов и безработных). Дети до 8 лет посещают музей бесплатно. Обязателен предварительный резерв по телефону 972 251015 или электронной почте [email protected], или на сайте http://www.salvador-dali.org.

Замок Гала Дали в Пуболь

Недалеко от Фигераса в небольшой деревушке Пуболь расположен замок XII в., подаренный Сальвадором Дали своей супруге и музе Гала. Художник был автором дизайна интерьеров замка. В нем хранятся работы великого сюрреалиста, фотографии, предметы обихода, сделанные по дизайну Дали, коллекция туалетов Гала от известных кутюрье и созданные самим Дали, а также многое другое.

В замке имеется небольшой выставочный зал, где организовываются сезонные выставки небольшого формата. Маленький сад Дали искусственно увеличил за счет оптических иллюзий.

Уходящая в перспективу сужающаяся аллея, в конце которой установлена небольшая статуя, кажется очень длинной, но на самом деле это оптический обман.

Среди зарослей сада гармонично разместились пауконогие слоны, которых в миниатюрном виде можно встретить в ювелирном зале театра-музея в Фигерасе.

Время работы музея: с 15 марта по 14 июня с 10:00 до 18:00, вход разрешен до 17:15; с 15 июня по 15 сентября с 10:00 до 20:00, вход разрешен до 19:15; с 16 сентября до 1 ноября с 10:00 до 18:00, вход разрешен до 17:15; со 2 ноября по 31 декабря с 10:00 до 17:00, вход разрешен до 16:15.

Музей закрыт 1 января, 24 и 25 декабря, с 1 января по 14 марта, все понедельники с 14 марта по 14 июня и с 16 сентября по 31 декабря, за исключением праздников и канунов праздников.

Входные билеты: 7 евро взрослый и 5 евро льготный (для студентов, пенсионеров, инвалидов и безработных, а также групп свыше 30 человек. Посещения с гидом требуют обязательного резервирования по телефону 972488655. Билеты можно приобрести на сайте http://www.salvador-dali.org.

Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, умер 23 января 1989 года, спустя шесть лет после завершения своей последней работы “Ласточкин хвост”, простой каллиграфической композиции на белом листе. Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.

 

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?

Да

(1) (0)

Как массовый коммерческий поп-проект в Казани прикрывается именем Сальвадора Дали

Описание картины сальвадора дали «цирк»

Передвижной цирк шапито на три месяца поселился в Государственном музее изобразительных искусств

Проект «Дали — живые полотна», работающий на территории ГМИИ РТ, собирает солидную зрительскую аудиторию по меркам столицы Татарстана. При этом впечатления от увиденного зрители выносят прямо противоположные.

Искусствовед Гузель Файзрахманова специально для «БИЗНЕС Online» побывала в Галерее современного искусства и попыталась понять, как проекторы full HD и подушки в зрительном зале связаны с творчеством одного из самых знаменитых художников прошлого века.

«ЖИВЫЕ ПОЛОТНА» ДАЛИ ДОРОЖЕ ПОХОДА В ЭРМИТАЖ

Выставка «Дали — живые полотна» открылась в начале января в Галерее современного искусства ГМИИ РТ.

Несмотря на то, что в 2010 году у музея уже был скандал, связанный с выставкой сомнительных автолитографий Сальвадора Дали из «коллекции» некого Александра Шадрина из Екатеринбурга (их подлинность не была подтверждена никакими документами), руководство ГМИИ РТ опять решилось поставить на громкое имя Дали в целях крупного заработка, поскольку ничем иным этот выбор не объяснить, не заботой же о повышении культурного уровня горожан. И не прогадало!

Массовый коммерческий поп-аттракцион, а именно к этой категории относится экспозиция проекций репродукций известных полотен Дали, которая подается при этом под грифом «уникальной мультимедийной выставки», действительно способна собрать крупные суммы на продажах билетов. Стоимость билета составляет 450 рублей для взрослых посетителей, 350 рублей — льготный билет для студентов и пенсионеров, 250 — детский, есть даже выгодное предложение для семьи из двух родителей с ребенком — они смогут попасть на выставку, заплатив 900 рублей.

Недавно казанское культурное сообщество возмутил факт поднятия цены билета в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге до 400 рублей — в социальных сетях развернулась оживленная дискуссия: мало кто из интеллигентных казанцев готов заплатить 400 рублей за возможность увидеть шедевры живописи в одном из крупнейших и известнейших музеев мира.

В случае же выставки «живых полотен» Дали цена никого не смущает — публика идет валом, и многие выходят из залов весьма довольными. Учитывая, что выставка будет идти три месяца — до 31 марта, выручка с продажи билетов ожидается весьма существенная.

Но, конечно же, не деньги, собранные устроителями выставки и дирекцией ГМИИ РТ, в первую очередь беспокоят автора статьи, а вопрос художественной значимости такого вот «проекта» .

«В ХРАМ ИСКУССТВА ХЛЫНУЛИ ТОРГОВЦЫ ВСЕГО И ВСЯ»

Забавно, что массовый успех выставки, а об этом написано на ее сайте («выставка стала одним из успешнейших мероприятий 2014 года»), устроители подают как свидетельство ее необыкновенной художественной ценности. До Казани она с большим успехом прошла в Москве, посещаемость ее была чрезвычайно высока.

Но, как известно, в цирк ходит гораздо больше публики, чем в концертный зал консерватории, а грамотная реклама и громкое имя самого гениального в истории искусств pr-менеджера самого себя Сальвадора Дали — беспроигрышный вариант.

На звездное имя публика и идет, даже не поинтересовавшись содержанием выставки и происхождением ее экспонатов.

Этот феномен ГМИИ РТ уже с успехом использовал, проведя в 2012 году выставку «Гений да Винчи», на которой были представлены несоразмерно большие относительно оригиналов репродукции полотен великого художника, напечатанные на дешевой баннерной ткани, и макеты его изобретений.

Воспитанная в большинстве своем в советское время казанская публика, привыкшая в стенах музея видеть исключительно оригиналы, решила, что увидит подлинные полотна титана Возрождения, и хлынула в залы Галереи современного искусства рекой. Что и нужно было устроителям этой выставки, проведение которой также позиционировалось как небывалый доселе факт культурного прорыва. Как будто бы саму «Мону Лизу» из Лувра удалось привезти в заштатный выставочный региональный зал.

Выставку сопровождали совершенно безумные по тематике, никак не пересекающиеся с искусством семинары: «Как спланировать профессиональную карьеру», «Тренинг по управлению временем», психологический семинар «Архитектура души», всевозможные курсы иностранных языков и тому подобные нехудожественные мероприятия.

Словом, в храм искусства хлынули торговцы всего и вся, прежде всего со всевозможными псевдопсихологическими «знаниями».

То есть «выставка» была фоном для реализации всяческих коммерческих предложений сомнительной направленности.

Поразительно, что это мало заботило и публику — масса посетителей, побывавших на этой «выставке», рассказывали, что они видели работы Леонардо да Винчи. То, что это были репродукции, было оставлено зрителями без внимания.

Вот такого рода проекты продвигает наш художественный музей, главная цель деятельности которого — воспитание вкуса и понимания прекрасного, осознания ценности «общения» с подлинником. Выставки-аттракционы с макетами и репродукциями проходят и в европейских странах в специальных пространствах типа наших бывших ДК, однако в серьезных музеях изобразительных искусств их проведение невозможно.

Самое печальное в этой истории то, что ГМИИ нисколько не заботит свой профессиональный имидж, если бы было иначе, то и «Живые полотна» Дали принял бы бывший кинотеатр «Родина» на улице Баумана, где проходят выставки восковых фигур и тому подобных кунштюков.

НИ БУКЛЕТОВ, НИ АННОТАЦИИ, НИ КОМПАНИИ-ОРГАНИЗАТОРА

Почему же и эту выставку, как и выставку «Гений да Винчи», нельзя занести в разряд полноценных художественных проектов? Попробуем ответить по пунктам. Итак, начнем с афиши, на которой не указан ни ее организатор, ни партнеры, ни место проведения.

Кроме того, у выставки нет не только информационного буклета, но даже и минимально краткой аннотации, из которой зритель мог бы узнать, кто же является автором идеи — куратором данного проекта, кто предоставил для проецирования изображения полотен Дали, а также кто дал разрешение на показ фильмов, снятых при участии художника — например, в зале показывают знаменитый фильм «Андалузский пес» Луиса Бунюэля.

Все вышеперечисленные компоненты, увы, отсутствуют. В качестве аннотаций на выставке присутствует лишь огромное количество цитат — изречений великого мистификатора. Они никак не поясняют творчество Дали, а наоборот, создают невообразимую «кашу» случайных ассоциативных связей, не приближающих зрителя к творчеству художника, а уводящих их от него как можно дальше.

Андрей Жуков, отвечающий за проведение выставки в Казани, в телефонном разговоре со мной отказался сообщить название московской компании, организовавшей проект — хотя зритель, а тем более профессиональный зритель, имеет на это полное право, а также имя куратора и всех прочих участников этого предприятия. Эта информация оказалась секретной. Единственное, что удалось узнать у скрытного организатора, что документы на право показа произведений Дали у него имеются. Будем надеяться, что с ними руководство музея ознакомилось — на этот раз, в отличие от предыдущего.

ПРИОБЩЕНИЕ К МЕДИААРТУ БЕДНЫХ КАЗАНСКИХ ЗРИТЕЛЕЙ

“Дочь” Дали оказалась самозванкой: тело испанского художника эксгумировали зря

Описание картины сальвадора дали «цирк»

Мария Пилар Абель Мартинес уже десять лет пыталась доказать, что она — биологическая дочь художника. Летом этого года история достигла апогея. Суд постановил эксгумировать останки и провести тест ДНК. Результаты оказались отрицательными.

Кто такая Пилар Абель

По данным газеты El Pais, Мария Пилар Абель Мартинес — 61-летняя ясновидящая из испанской Жироны. Более восьми лет она выступала в роли гадалки в передаче на местном телевидении. Городок Жирона находится всего в часе езды от Фигераса, где родился и вырос Сальвадор Дали.

По утверждениям Абель Мартинес, впервые она услышала о том, что Дали — ее отец, от своей бабушки. Однажды та сказала ей: “Я знаю, что ты не дочь моего сына и что ты дочь великого художника, но я так же сильно люблю тебя”. Кроме того, Абель утверждала, что когда бабушка ругала ее, она часто говорила: “Ты странная, как и твой отец”.

В 50-е годы, по рассказам Абель, ее мать работала горничной в Порт-Льигате. Неподалеку у семьи Дали был дом, который впоследствии стал музеем художника. Абель утверждает, что Антония трудилась у друзей Дали, которых художник часто посещал.

Пилар Абель родилась 1 февраля 1956 года. Еще до этого мать покинула деревню и вышла замуж за другого человека. Однако, как утверждает Абель, она появилась на свет именно после тайных отношений художника и ее матери Антонии в 1955 году.

На тот момент Сальвадор Дали уже два десятка лет жил в гражданском браке со своей будущей женой Галой (урожденной Еленой Дьяконовой). Их официальное венчание произошло лишь в 1958 году. Детей у пары не было.

Обмен исками

Сальвадор Дали умер в Фигерасе в 1989 году в возрасте 84 лет. Художник завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле могли ходить люди. Именно поэтому останки Дали были замурованы под полом его театра-музея в Фигерасе.

Однако после художника не осталось биологических образцов, на которых можно было бы провести анализ. В 2007 году Пилар уже пыталась провести ДНК-исследование для установления отцовства. Тогда материалом для экспертизы послужили остатки кожи и волос, которые сохранились в гипсовой посмертной маске Дали.

Эту маску предоставил друг и биограф Сальвадора Дали Робер Дешарн. Но, как заявляет Абель, эти анализы она так и не получила, потому что их передачу заблокировал Фонд Дали, который контролирует и распоряжается всем наследством мастера.

Тем не менее еще в 2008-м в интервью испанскому агентству EFE сын Дешарна Николя рассказал, что врач, проводивший тест на отцовство, передал ему, что результат анализа был отрицательным.

В 2015 году Абель подала иск к Министерству финансов Испании и Фонду Галы и Сальвадора Дали. 26 июня 2017 года суд Мадрида постановил эксгумировать тело художника. 

И снова фиаско

Если бы результаты анализов оказались положительными, Пилар Абель могла претендовать носить фамилию великого живописца. Также женщина могла претендовать на четверть наследства Дали и авторские права на его работы.

За свою жизнь художник, который считается одним из самых известных представителей сюрреализма, создал свыше ста произведений. Самая дорогая на данный момент его картина — портрет Поля Элюара. Эта работа была продана на аукционе Sotheby’s за $22 млн в 2011 году.

20 июля останки Дали были эксгумированы. Для анализа были взяты пробы волос, ногтей, зубов, а также извлечены две длинные кости. Однако ДНК-тест показал, что Пилар Абель не является дочерью живописца. Сама женщина намерена оспорить это решение. Она отметила, что “не доверяет сети хранения” образцов ДНК.

В то же время на заседании 18 сентября суд Мадрида подтвердил результаты генетической экспертизы. А прокуратура Испании ходатайствовала о взыскании судебных издержек с Пилар Абель. Сторона обвинения заявила, что поведение женщины является “капризным и необоснованным”, так же как и высказанные ею в адрес Института токсикологии сомнения в ошибочности результатов теста ДНК.

Ходатайство прокуратуры рассмотрят на следующей неделе. Тогда же будет озвучен вердикт.

Тимур Фехретдинов

Пророчество Сальвадора Дали | Достояние искусства

Описание картины сальвадора дали «цирк»

Испанский художник Сальвадор Дали был превосходного мнения о себе… или делал вид, что он о себе превосходного мнения. Он говорил: «Сюрреализм – это я». Нет, нельзя сказать, что сюрреализм – это он.

Но он был гениальный выдумщик, экстравагантный, экстраординарный тип, его было много, он был шикарно экстравагантен и стремился ни в чем не быть похожим на других, что ему отлично удавалось.

И при этом именно Сальвадор Дали, как никто другой из сюрреалистов, был очень болезненно, очень чувствительно связан со своим временем.

Когда мы смотрим на картины импрессионистов, мы видим, как они связаны с миром, но не как они связаны, например, с Франко-прусской войной.

А когда мы видим такого сюрреалиста, как Сальвадор Дали, мы видим, как он, при всем своем шутовстве (а шутовство это было программное – он сам говорил, что в обществе должен быть шут, имея в виду, конечно, шекспировского шута, который может и правду сказать не моргнув глазом), связан со всеми актуальными проблемами мира, с новыми теориями о мире и о человеке, с мировой культурой. Импрессионисты отошли от мифа, а Дали вновь вернулся к нему, потому что миф связан со сном, он связан с архетипическим мышлением. Для Дали очень большое значение имеет миф. И его волновало все, что случалось в мире: атомные испытания, Вторая мировая война… В 1955 году Сальвадор Дали, который в это время всерьез занимался проблемами христианства (и не просто христианства, а значения религии в мире и той исторической ситуации, в которой он находится), пишет одну из своих главных картин – «Тайную вечерю». Это последняя трапеза в пасхальную ночь, трапеза Христа и выбранных им двенадцати учеников, которых он нарек апостолами. Сальвадор Дали очень увлекался Леонардо да Винчи. Для него очень важна была картина, написанная Леонардо в 1495–1498 годах и хранящаяся ныне в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.

День, в который происходят события, изображенные на картине, был днем заклания жертвенного агнца. Христос есть агнец заклания, и он предупреждает об этом учеников. А они мало что понимают, как потом становится известно. Единственное, что они поняли, то, что это обвинительный приговор, ибо Он сказал: «Один из вас предаст меня».

Что они делают? Взглянем на картину.

Они спрашивают: «Я ли, Господи?» Для Леонардо да Винчи в композиции этой фрески очень интересна сама по себе динамика, она напоминает камень, брошенный в воду: бух – камень упал, расходятся волны, одна, вторая, третья… Так и здесь: слова Христа – пошла одна волна, три ученика справа и слева, цезура, вторая волна пошла… Он произнес эти слова, а дальше идет психологическая реакция. Леонардо показывает, насколько жест правдивее и мгновеннее слова: «Ты предатель!» – «Я?!» – «Нет, не я!» Они реагируют на эти слова мгновенно, словно прозвучал выстрел – и реакция на него. Это грандиозное психологическое исследование, и даже глубже – это исследование соединения психической реакции и жеста. И Леонардо никак не мог понять (он потом специально занимался этой проблемой): каким образом идет реакция жеста и потом слова. Но задача это такая, что и сегодня непонятно, как ее решать. Экзистенциальная ситуация, кризисная, резкая, опасная – и ваше отношение к ней. Среди всех апостолов есть один – Фома, он находится в правой группе. Фома не отвечает, а вопрошает. Он поднимает палец – это очень важный жест. Фома спрашивает: «Один?» Мы знаем, что было потом, знаем, что апостолы уснули, хотя были предупреждены. Остановимся на этом жесте – «один?..» Мы вспомним об этом, когда вернемся к картине Дали.

Вспомним еще картину «Тайная вечеря», написанную Н. Н. Ге в 1863 году. Она была показана на выставке в Академии художеств. Эта картина вызвала в русском обществе целую бурю, никто не мог удержаться от того, чтобы высказать свое мнение о ней. Это сюжет, который не входит в русскую религиозную традицию.

В русскую традицию религиозной живописи в основном входят сюжеты праздников: Благовещение, Рождество, Троица. Но отрицательные драматургические темы, такие как предательство, в нее не входят. Можно сказать, что в середине XIX века Н. Н. Ге практически был первым, кто эту тему вот так написал.

На Западе это традиция непрерывная, у них нет закрытости на эту тему: право на изображение имеет любой сюжет Ветхого и Нового Завета. Для Запада показать Богородицу в виде своей возлюбленной, матери или дочери – обычное дело. У Христа или апостолов тоже есть прототипы. В России же невозможно, чтобы у Христа был прототип. А на картине Ге у Христа есть прототип – это Герцен.

В виде апостола Петра художник написал себя. И очень красиво написанная фигура Иуды – темная, хрупкая… Он закрыл себя талесом. В Евангелии от Иоанна Христос говорит, что предаст его тот, кому он, обмакнув, подаст хлеб. И дальше там сказано про Иуду: «Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь».

Стояла ночь, и в окне мы видим фосфоресцирующий зеленый свет, почти бесплотную тень – таинственный знак зла выходящего, предвестника беды. И все взволнованы, и только Он один знает… В Евангелии от Матфея сказано: «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал».

«Тайная вечеря», помимо прочего, имеет мистический аспект. Пока апостолы галдели: «Я ли?.. Не я ли?..», Иисус преломил хлеб и, раздавая им, сказал: «сие есть Тело Мое». А вот 1955 год и Сальвадор Дали. Посмотрим, что он написал. Он пишет очень каббализированную, герметизированную картину. В ней есть зашифрованная символика.

Дали пишет картину, где нельзя отделить одно от другого – пространство, в котором сидят апостолы, от большого каменного стола, от образа Христа, от ландшафта, которым они все окружены. Это изумительный ландшафт, который Дали писал всегда. Если посмотреть на его картины, можно увидеть, что другого ландшафта он не пишет.

Это ландшафт того места, где он жил, когда был изгнан из отчего дома, когда женился на своей Гале. Место это называется Порт-Льигата. Дали всегда пишет именно его, нет ни одной картины, где бы у него был другой ландшафт. В нем есть космичность еще не сотворенного Отцом и Творцом пространства, какая-то первичность, изначальность. Вернемся к существу вечери у Леонардо или Ге.

Вспомним палец Фомы, поднятый вверх: «Предатель один?» Сальвадор Дали отвечает: «Нет, предатель – каждый». Взглянем на апостолов: каждый из сидящих предал, и Петр тоже. Они зеркальны: шесть сидящих справа повторяют шестерых, сидящих слева. Они все погружены в себя, в свою совесть, в свои размышления. У этой картины очень много подтекстов, трактовок.

Начнем с того, что в раннем христианстве в катакомбном искусстве присутствуют изображения двух рыб – знака зодиака. Их можно увидеть в Риме, в музее раннего христианства. Если сейчас наш мир перешел в знак Водолея, то тогда, когда родился Христос, он переходил в знак Рыб, и Христос часто изображен в виде рыбы. Его даже называли «ихтис», то есть рыба.

У Дали он изображен как Христос и как рыба – «ихтис». И еще лодки: лодки тоже связаны с темой апостолов, рыбаков, ловцов душ. И они даже не столько связаны с евангельским текстом, сколько создают мистическую пространственную дистанцию между нами и другой стихией, в которой Он находится.

Эти гиперреалистические лодки – за каменным столом, плывущие в воде… Он очень близко – и очень далеко, он здесь – и не здесь. Все это пространство обозначено пятиугольным прозрачным кристаллом. Они сидят в прозрачном кристалле, и каждая грань этого кристалла имеет пять углов. Эти пять углов совершенно не случайны: пятиугольник этот называется пентаграммой, или пентаклем.

Это такая кристаллическая конструкция – пентакль, состоящий из пентаклей. А пентакль изображает все стихии: земля, вода, огонь, воздух и эфир – верхний угол. Это эфирное тело висит над нами. Или можно описать эту фигуру так: квадрат плюс треугольник. Квадрат – символ мистический, на его основе выстраивалась вся средневековая архитектура, с ним связано понятие земли.

Треугольник – понятие воскрешения, эфира. Этот пентакль имеет и другую расшифровку, самую старую, когда Христа называли «ихтис» – Иисус Христос, Божий сын, Спаситель. В слове «ихтис» пять букв, которые вписываются в пентакль. И не случайно Булгаков своего героя называет Иешуа. Иешуа – тоже раннее имя Христа, и оно тоже вписывается в этот пентакль. Дали очень увлекался нумерологией.

Формы, символы, числа – все это характеристики образа. И на картине перед нами образ этого кристалла, мистического пространства, который и есть «ихтис». Это то, что входит в изобразительную ткань картины: она вся как бы гиперреальна, и вместе с тем она плывет, истаивает. Какими жесткими кажутся эти перекладины, но и они истаивают… Очень большое место в этой картине занимает небо.

Оно написано бесподобно. Сальвадор Дали пишет в своих мемуарах: «Я не знаю, что такое небо. Небо наверху и внизу, оно справа и слева… Я его не чувствую. Я не знаю, что такое небо. Небо в нас. Это мы в себе содержим небо». Таким образом, мы видим, что каждый из элементов образа, созданного в этой картине, имеет очень глубокий смысл.

И еще один смысл «Тайной вечери» Дали – это тема предательства, познания и погружении в себя. После Второй мировой войны очень большое значение приобретают размышления о том, что такое виновность и невиновность, что такое выбор, в каком новом мире мы начинаем жить. Для Сальвадора Дали эти размышления очень важны.

И какой он делает вывод, когда пишет «Тайную вечерю»? Сальвадор Дали ненавидит войну. У него есть картина 1940 года, в которой он полностью выразил свою ненависть к войне: на картине изображен большой череп, а в его глазницах и во рту – другие черепа. Для него война – это разрушение, и он ее ненавидит. Но он ненавидит не только войну. Он писал: «Я ненавижу войну.

Я ненавижу всякие коллективные, стадные идеологии: национал-социализм, коммунизм, радикализм. Они все агрессивны, они выбрасывают общество в Ссредние века». Но мы ведь так и живем сейчас, как в Средние века: бесконечное политическое дробление, огромное количество международных институтов, которые пытаются это дробление как-то отрегулировать… А самое главное – это национальная и конфессиональная вражда. Разве это не Средние века? И Дали говорил: «Ничего, мы пройдем через Средние века, я верю, что мы это переживем и вслед за этим наступит вновь Возрождение. И это будет эпоха индивидуализации». И в картине «Тайная вечеря» это все есть.

О Сальвадоре Дали до сих пор много спорят. Но эта его картина, «Тайная вечеря», содержит очень современное и оптимистически пророческое изречение. Дали очень беспокоился о том мире, в котором живет.

И все коллективное всегда вызывало в нем неприязнь, но он был уверен, что мы переживем это, осознаем все свои предательства и выйдем к высшей степени человеческого общества – к обществу высокой индивидуализации, к возможности личностного проявления.

Сюрреализм

Описание картины сальвадора дали «цирк»

Сюрреализм появился в 1920-х годах. В этот период живопись становилась все более сложной и неоднозначной, что создавало почву для появления новых, неординарных направлений. Так появился сюррерализм («сверхреализм»), идеей которого стало преобладание подсознания над созданием.

В то время общество уже было знакомо с мистикой, гипнозом, болезненными состояниями психики и другими подобными явлениями. Сюрреалисты считали, что истинное искусство может существовать лишь в бессознательном мире.

Лучшие картины, это те, которые написаны под влиянием сном, ухода в другую реальность, в бреду, с помощью рефлекторных действий, например, хаотичными движениями карандаша.

Представители первого – художники абстракционисты – Эрнст, Массон, Миро, Арп. В их картинах преобладает произвольность, текучесть линий, абстрактные образы.
 

“Метаморфозы растений”. Андре Массон
 

Второе направление – это Сальвадор Дали и его последователи. Это яркое искусство, которое ранее не имело аналогов. Задачей художников становится точная передача образов, возникающих в подсознании.

  Дали рисует свои картины тщательно, передает светотени, придерживается правильной перспективы, четко прорисовывает детали. Эта манера, характерная для классической живописи, сбивает зрителя с толку.

Оптические эффекты, иллюзорные образы, сплетение изображений – все это создает неповторимое впечатление, бред и иллюзия сливаются с реальностью.
 

“Геополитический младенец”. Сальвадор Дали
 На самом деле художники сюрреалисты в своих идеях ушли достаточно недалеко от модернистов. Их стремлением было все то же желание – выразить протест существующему строю через свои произведения. Сюрреалисты затрагивали общественное сознание более глубоко. Их ассоциативные, алогичные образы были созданы для того, чтобы стимулировать сознание, заставлять зрителя мыслить более широко. Неординарный сюрреализм получил большое распространение по всему миру. К этому направлению обращались почти все художники той эпохи. Многие впоследствии отошли от сюрреализма, например, известный творец той эпохи Пабло Пикассо.

Произведения глубоких приверженцев сюрреализма стали историческим наследием, несмотря на свою неоднозначность. Имя Сальвадора Дали вошло в историю живописи, как одно из самых ярких и противоречивых. Другие представители сюрреализма – Фрида Кало, Поль Дельво, Рене Магритт, Майкл Паркес и другие, также являются яркими представителями своей эпохи – времени борьбы, страданий и новых поисков.

Дали, Сальвадор

Описание картины сальвадора дали «цирк»

(1904-1989) испанский живописец и рисовальщик, дизайнер

В истории культуры XX века трудно найти более экстравагантную личность, чем художник Сальвадор Дали. Ну кто же еще придумает «внутриутробные воспоминания» и начнет их последовательно описывать?

Начатая им в детстве игра продолжалась всю его жизнь, поэтому он поочередно был то художником, то поэтом, то теоретиком, то сценаристом.

Все открытое и придуманное им было впоследствии «растаскано» многочисленными подражателями.

И только оказавшись на выставках Дали, где представлены его картины или графика, начинаешь понимать, что этот человек был не только экстравагантен, но и по-настоящему талантлив.

Сальвадор Дали родился в небольшом испанском городе Фигуэрасе на Коста-Браво. Связь с семьей была у него не очень прочной, поскольку родные не принимали чудачеств и выходок сына, их всегда возмущало его неумение правильно тратить деньги. Окончательно же они разошлись после того, как в жизнь Сальвадора Дали вошла Гала, его жена и муза.

Появление Сальвадор Дали в искусстве не было случайным. Он просто оказался тем талантливым человеком, в творчестве которого смогли отразиться противоречия XX века, эпохи войн и революций. Полагают, что вначале он блуждал между кубизмом и реализмом, что позже отразится в нарочитой выразительности его картин.

Сальвадор Дали отразил в своих сюрреалистических картинах расщепленное, неустойчивое сознание современного ему поколения. Не случайно он заявлял: «Сюрреализм — это я!» Правда, во главе новой школы Дали пробыл недолго. В 1929 году он присоединился к сюрреалистам, а в конце тридцатых их пути уже разошлись. Обычно программной картиной этого периода называют «Постоянство памяти» (1931).

Искусствоведы считают, что на творческую манеру Сальвадора Дали оказал влияние Зигмунд Фрейд. Поэтому в его картинах и появились такие поразительные, фантастические образы — деформированные фигуры людей, перетекающие часы, пылающие жирафы.

Сам же Дали называл свои работы «рисованными фотографиями снов».

Впрочем, кажущиеся на его картинах ирреальными выжженные земли и невероятное нагромождение скал на самом деле являются пейзажами его родной Каталонии, тех мест, где художник родился.

Свои произведения Сальвадор Дали всегда называл эпатажно, вызывающе, например, так: «Обломки автомобиля, превращающиеся в слепую лошадь, кусающую телефон» (1938).

Интересно, что во времена сближения с сюрреалистами Дали впервые попробовал свои силы в кинематографе. Совместно с известным впоследствии испанским режиссером Луисом Бунюэлем он работал над картинами «Андалузский пес» (1929) и «Золотой век» (1930). Их премьера вызвала настоящий скандал, фильмы запретили к показу во Франции, но Дали они принесли известность.

К концу тридцатых годов он приходит к более традиционному стилю. Причем начинает симпатизировать фашистам. Все это заканчивается тем, что художника официально исключили из сюрреалистического движения.

На события времени он откликается картиной «Предчувствие гражданской войны» (1936). На ней изображена какая-то страшная конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге и с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском.

Она расположена на маленьком ящичке на фоне традиционного безжизненного, мертвого пейзажа.

Однако Сальвадор Дали продолжают воспринимать как «Мистера Сюрреалиста». Так называют его американцы, восторженно встретившие Дали с женой. С этой поездки и начинается настоящая слава художника.

Хотя Америка ему не понравилась, именно сюда он приехал во время Второй мировой войны и поселился в одном из дорогих отелей в Нью-Йорке. Деятельность художника в Америке в эти годы необычайно разнообразна.

Он пишет картины, ставит балеты, сотрудничает в журналах, оформляет магазины и выступает консультантом по дамским прическам. Он даже оформил на экране эпизоды снов героя в фильме Альфреда Хичкока «Замороженный»(1945).

Многогранность художника проявилась и в том, что он разрабатывал также рисунки костюмов для балета, декораций, ювелирных украшений, мебели.

Сальвадор Дали является автором автобиографических книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (1942) и «Дневник гения» (1966), первую из них он написал, когда ему еще не исполнилось сорока. Но его жизнь была столь насыщенной, что он сумел вспомнить достаточно много и прежде всего рассказал о культурной ситуации в Испании первой трети века.

Послевоенный период творчества Сальвадора Дали получает название католического сюрреализма. Со свойственной ему бесцеремонностью художник посылает эскиз картины «Мадонна Порт-Лигата» (1949) на утверждение Папе Римскому.

И все-таки следует признать высокий профессионализм картин Дали, выполненных в это время, — «Тайная вечеря»(1955), «Христос святого Иоанна на кресте» (1951), «Святой Иаков Великий» (1957).

Хотя религиозная проблематика вовсе не означала, что Дали перестает экспериментировать.

Любопытны и графические работы художника, прежде всего его прочтение библейских текстов. Он передает столь же расщепленный и мятежный мир, как и Босх, и так же в абсурдности бытия видит определенную гармонию. Сложные, завораживающие символы в сочетании с реалистической условностью были свойственны и всей творческой манере Сальвадора Дали.

Переклички же с Босхом видны и в его картине «Постоянство памяти» (1931), которую считают самой выразительной картиной XX века и сравнивают с образами картины Босха «Сад наслаждений» (ок.1505—1510). Они поражают изощренностью воображения.

В повседневной жизни художник стремился быть скандально непредсказуемым. Он любил придумывать разные несообразности и созывать журналистов для их демонстрации. Но основное внимание он уделял своей внешности, полагая, что в его усах заключена такая же сила, как в волосах у библейского Самсона.

Сальвадор Дали тщательно ухаживал за усами, подкручивал их и подкрашивал синей краской.

Большинство современников и запомнили знаменитую маску Дали с застывшим взором и закрученными усами, хотя он на самом деле был не просто привлекателен, но и красив.

Если собеседник мог его разговорить, художник оказывался человеком высокоэрудированным, остроумным и афористичным. Впрочем, именно такова его проза.

Понимание Сальвадора Дали невозможно без его «скандальной музы» — Галы (Елены Дмитриевны Дьяковой (1894— 1982). Она была не менее экстравагантна, чем Дали. В одном из своих интервью она даже заявляла, что хотела бы прожить свою жизнь «как сплошной взрыв».

Гала славилась своими любовными похождениями и в то же время духовно и физически после встречи с Дали принадлежала только ему. Она была для него всем — его первой женщиной, натурщицей, вдохновителем его многих выдумок, матерью, женой и импресарио одновременно.

Если она не закручивала очередной роман, то, по обыкновению, растворялась в Дали, читала ему вслух, когда он работал, а потом делала замечания. Художник обычно прислушивался и кое-что даже исправлял. Не случайно он однажды включил ее имя в свою подпись под картинами: Гала Сальвадор Дали.

Рассказывая об этой удивительной женщине, как-то забывают, что хотя она была намного старше Сальвадора Дали, но притягивала и своего мужа, и других людей не только особой чувственной красотой, но и глубоким интеллектом, внутренней интеллигентностью.

Ведь не случайно в своих воспоминаниях, старшая сестра Марины Цветаевой, Анастасия заметила о Гала: «Один из самобытнейших характеров, мною встреченных». Кроме того, Гала смогла создать для Дали все необходимые условия, чтобы он только писал, не зная прозы жизни. Именно для него она носила изысканные наряды от Шанель, а когда они снашивались, она заказывала по их подобию новые.

Не случайно после ее смерти, Сальвадор Дали остался отшельником в собственном доме и практически ни с кем не виделся. Когда он умер, то был похоронен под хрустальным куполом музея его работ в Фигуэрасе на Коста-Брава в Испании.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно