Описание картины татьяны назаренко «московский вечер»

Описание картины татьяны назаренко «московский вечер»

Описание картины татьяны назаренко «московский вечер»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Урок русского языка в 9 классе на тему “Описание картины Т.Назаренко “Церковь Вознесения в Москве…”

Описание картины татьяны назаренко «московский вечер»

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Урок русского языка в 9 классе на тему “Описание картины Т.Назаренко “Церковь Вознесения в Москве…”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Т.Г.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» Урок развития речи 9 класс

2 слайд Описание слайда:

Цель урока: Познакомиться с репродукцией картины Т.Г.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»; Научиться высказывать свои впечатления от увиденной картины в форме дневниковой записи

3 слайд Описание слайда:

Татьяна Григорьевна Назаренко

4 слайд Описание слайда:

НАЗАРЕНКО, ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА (р. 1944), русская художница, мастер живописи, представительница “карнавализма” в русском изобразительном искусстве. Родилась в Москве 24 июня 1944 в семье кадрового военного.

Окончила Художественный институт имени В.И.Сурикова (1968), где училась, в частности, у Д.Д.Жилинского, занималась также в творческих мастерских Академии художеств СССР (1969-1972), где ее наставником был Г.М.

Коржев.

5 слайд Описание слайда:

Завоевала официальное признание произведениями, как будто бы вполне отвечающими традиционным представлениям об идеологически выдержанной “тематической картине” (Казнь народовольцев, 1969-1972, Третьяковская галерея; Партизаны пришли, 1975, Министерство культуры Российской Федерации), однако уже здесь проявилась характерная для нее театрализация и смысловая многослойность образов. 

6 слайд Описание слайда:

В вещах более лирически-интимных ее живопись уже откровенно “деидеологизируется” — в мотивах народной гульбы (Проводы зимы, 1973, Союз художников России) и “посиделок в мастерской” (Московский вечер, 1978, Министерство культуры РФ), мотивах лукаво-ироничных, либо поэтико-созерцательных. Тут Назаренко выступает как одна из лидеров “карнавализма”, стилистической тенденции 1970-1980-х годов, ярко выразившей бурный процесс размывания и, в конечном счете, исчезновения границ между “официальным” и “неофициальным” творчеством.

7 слайд Описание слайда:

Автопортрет 1984-1986 (собственность автора), где Назаренко в образе цирковой плясуньи проходит над головами тогдашних культур-функционеров, стал в этом смысле образом по-своему эпохальным.

8 слайд Описание слайда:

Со временем ее живописные “театры” становились все более драматически-гротескными, включая элементы сюрреалистического “черного юмора” (сквозные символы масок, кукольного театра, людоедства).

9 слайд Описание слайда:

1988 год – год написания картины «Церковь Вознесения на улице Неждановой»

10 слайд Описание слайда:

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

11 слайд 12 слайд Описание слайда:

Лексическая работа На переднем плане мы видим… Слева…(справа) На заднем плане виднеется (расстилается, показывается) Над …отдаленными контурами… Вверху …(парит) Высоко… Около…

13 слайд Описание слайда:

Церковь на улице Неждановой маленькая, но уютная… Эта церковь вписывается в современный город. Она стоит на перекрестке двух улиц… Вероятно, её посещают люди, которые живут рядом… Бесспорно, Церковь Вознесения украшает этот уголок Москвы…

14 слайд Описание слайда:

Стены церквушки мягкого розового цвета, позолоченные купола прикрыты снегом Свинцовые тучи, освещенные первыми лучами солнца, нависают над церковью. Золотые купола возвышаются над деревьями и старыми постройками. В это хмурое утро церковь кажется особенно привлекательной.

15 слайд Описание слайда:

Формулы эмоций Мне понравилось(не понравилось) Приятно поразило… Вызывает восхищение… Я поражен (удивлен)

16 слайд Описание слайда:

Вариант вступления В Москве много храмов, соборов, церквей. Есть среди них величественные, торжественные, и есть более скромные, уютные. Одну из таких церквей я увидел на картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой». Мне захотелось записать . что я почувствовал, о чем думал, глядя на это полотно…

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневника по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения…» упр.№ 52

Описание картины татьяны назаренко «московский вечер»

Урок в 9 классе по русскому языку.

Тема урока: Развитие речи. Подготовка к сочинению в форме дневника по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения…» упр.№ 52

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с репродукцией картины Т.Г.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»; научить высказывать свои впечатления от увиденной картины в форме дневниковой записи (Я смотрю, размышляю, чувствую…)

2.Развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

3.Способствовать расширению кругозора учащихся, воспитанию национального самосознания.

Оборудование– ИКТ (презентация).

Ход урока

1 Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» передать свои личные чувства и настроения, вызванные изображением мира новой и старой Москвы.

Москва – главный город России, красивейший город, который принято называть «сердцем России». За её русский дух, православный, патриархальный, любили её поэты и писатели.

Что же мы видим? Верность традициям в провинции и потерю национального лица в городе, где ни одного русского названия, сплошные американизмы! То же и в архитектуре: огромные однотипные здания, сверкающие стеклом и пластиком, на месте старинных особнячков.

Всё меньше остаётся старинных улочек, домов – свидетелей русской истории – в Москве, украшающих город и охраняемых государством. Не только окраины, но и центр Москвы теряет за домом дом, за улицей улицу. Встаёт проблема сохранения старинных уголков Москвы, которую и поставила в своей картине Т.

Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988).

Учитель: Переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины. Прочитайте задание к упражнению №52 (стр.29).

Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

2. Знакомство с жанром дневника

– Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся).

– Каково лексическое значение слова дневник?

– Многозначно оно или однозначное?

Давайте познакомимся с его лексическим значением.

На экране высвечивается словарная статья:

Дневник

Энциклопедический словарь: Дневник – это буквальный перевод с французского «журнал» – ежедневник (журнал в переводе с французского – день).

Словарь В.И.Даля толкует так: Дневник – поденные записи.

Малый толковый словарь под редакцией Лопатина.

а) записи, ведущиеся изо дня в день. (Вести дневник).

б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

Вывод: (запись в тетрадях). Дневник – это ежедневные записи о событиях текущей жизни.

– В течение дня происходит множество событий.

– Всё ли будете записывать?

– Обязательны ли записи на каждый день?

– А как вы потом определите когда, что произошло? (Обязательно число, месяц, год, иногда время суток) – хронология.

– В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

-Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.

Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?

Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он – верный друг.

Учитель: А для кого вы пишите?

Ученик: Для самих себя.

Учитель: Дневники – это живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. Высказывания многих известных писателей объясняют, какое большое значение придавали они дневниковым записям. “Верным помощником” в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н.

Толстой свой дневник и считал, что его “путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник”. Человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах.

К сожалению, современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника.

3. Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели(Презентация)

– Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся).

Лицейский дневник А.С.Пушкина

10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал её С.С. и вечером с товарищами тушили свечи и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вальтера.

12 декабря. Вчера не тушили свечи: зато пели куплеты на голос.

Из Михайловского дневника

1824, Ноябрь 19, Михайловское.

Выйдя из лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.

Из дневника:

1815 год: Я счастлив был !.. нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!

… Как она мила была! Предо мной она предстала милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.

6 мая 1830 г.

Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью; моими роскошными привычками, уединениями, непостоянством.

– Ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они вам интересны? (Можно узнать о становлении личности автора. Какими были его взгляды, черты характера на разных этапах жизни. Человек меняется).

– Есть ли указание на дату, место, где происходило действие?

– Всегда ли называются имена, фамилии или их можно зашифровать?

4. Работа в тетради для правил.

– Постепенно мы подошли к «Особенностям жанра дневниковых записей».

– Назовите эти особенности.(ответы учащихся)Презентация

Особенностям жанра дневниковых записей:

– Датированность (указывает число, год, время суток).

– Место (город, село учебное заведение и т.д.).

– Повествование от первого лица.

– Монолог (внутренний диалог).

– Мысли отрывочные, запись краткая.

– Зашифрованность имён и фамилий.

– Пишется для себя.

5. Сбор материала.

Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины Т. Назаренко. На дом вам было дано задание: подобрать материал о церкви Вознесения и о художнике Т. Назаренко. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими находками.

(Звучат сообщения учащихся с презентацией)

Приложение№1.

НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна

Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, член президиума, действительный член Российской академии художеств, профессор

Родилась 24 июня в Москве. Отец Татьяны Назаренко, фронтовик, кадровый военный, после войны получил назначение на Дальний Восток, и родители уехали. Таня осталась в Москве у бабушки, Анны Семеновны Абрамовой. Ей она показывала сначала школьные отметки, а потом свои рисунки и картины.

А. С. Абрамова была вдовой с 1937 года. Ее муж, Николай Николаевич Абрамов, был незаконно репрессирован и погиб в заключении. Бабушка имела в себе бесконечный источник любви, но, кажется, главной ее любовью была все-таки Таня, которая тоже любила ее. Анна Семеновна Абрамова осталась жить в картинах художницы Татьяны Назаренко: “Утро. Бабушка и Николка” (1972).

В 1962 году Татьяна Назаренко поступила на живописный факультет Художественного института имени В. И. Сурикова. После окончания института с 1968 по 1972 год она работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г. М. Коржева.

Картина Татьяны Назаренко “Казнь народовольцев” появилась на Московской молодежной выставке в 1972 году. Картина была замечена всеми, хотя и не всеми принята. За картину “Казнь народовольцев” Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976 году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария).

Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов Назаренко пишет несколько групповых портретов друзей, собравшихся по праздничному поводу. Это картины “Московский вечер” (1978), “Карнавал” (1979), “Татьянин день” (1982) и многие другие.

Начиная с 1966 года, когда Назаренко впервые показала свои работы на VII Московской молодежной выставке, она постоянно участвует в городских и всероссийских выставках, выставках изобразительного искусства в России и за рубежом.

Творческие работы Татьяны Назаренко отмечены высокими наградами: Государственной премией РФ (1993), премией Правительства Москвы (1999), серебряной медалью Академии художеств СССР (1985), золотой медалью Российской академии художеств (2005).

Т. Г. Назаренко — заслуженный художник России (2002), с 1997 года — член-корреспондент, с 2001 года — действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года.

Живет и работает в Москве.

Учитель: Что вы узнали дома об истории самой церкви?

Приложение№2. (Сообщение ученика)

«Церковь Вознесения построена в честь одного из великих христианских праздников Вознесения Господня, или Преображения, когда Иисус Христос после погребения и чудесного исцеления вознёсся на небо, как гласит библейское предание. Может, оттого эта небольшая церковь будто устремлена ввысь. Двухэтажное здание церковного прихода шириной всего в 3 окна, зато для таких размеров они очень высокие.

И вытянутые окна. И арочные полукружья под сводом крыши. И единственный, довольно длинный и тонкий барабан, оканчивающийся небольшим золочёным куполом, украшенным крестом. Лёгкость, воздушность, устремлённость в небо этого архитектурного ансамбля подчёркивает высокая колокольня в 3 свода с продолговатыми вытянутыми окнами-арками. Церковь нарядная: по розовому фону идут вверх белые полосы.

Учитель: Внимательно рассмотрим картину «Церковь Вознесения».

Что мы видим на улице Неждановой?

А вот что увидел на картине и записал в своем эссе «Распятие и воскресение Татьяны Назаренко» Владимир Викторович Орлов.

Приложение №3.

«Приятно пройти Брюсовским переулком (когда-то Вражским), ныне улицей Неждановой, миновав при этом дворцы Брюса и Меншикова (внуков, но все же).

Тихий переулок, будто и не впадает он в грохотно-державную улицу, придремавшие автомобили у подъездов, починка обуви и оптики, мемориальные доски во множестве, зелень в сквере, цветники и чистые дорожки, счастливо-нарядные дети резвятся при бабушках у песочниц, псы дорогих пород прохаживаются с достоинством и по праву – “выгул собак разрешен”.

Церковь Воскресения стоит ухоженная, реальная – в ней служат, но и как бы декоративная – до того благополучной выгладит она, будто бы знак благополучия, хоть лепи ее на патриарший календарь, потому и водят к ней иностранцев, и нашего московского интеллигента, пребывающего порой в душевных сомнениях и раздрызгах, она, возможно, устраивает именно своим благополучием, он в минуты порывов, хоть и состоит в атеистических кружках, вводит себя в нее как бы невзначай, как бы посмотреть, но с полутайным намерением приблизиться ненадолго к самому себе и к существенному в мире, а заодно, на всякий случай, и поставить свечку.

А мимо нее шествуют люди, служивые и творческие, кто в сертификатном виде, с дипломатом в руке, кто с папкой нот или инструментом, кто перетекая из одного чиновного дома в другой, кто в дома музыкальные.

А вот степенно прогуливается благородной осанки, с благородными сединами, прекрасно несущий костюм (как его назвать?.. не мужчина же… не гражданин… Господин?.. Сударь? Джентльмен?..) человек… Иван Семенович Козловский. Поклонимся ему…(…)… Впрочем, некогда.

Надо спешить в булочную на улицу Станиславского отоваривать талоны на сахар. Туда мимо церкви Воскресения ходит за хлебом Татьяна Григорьевна Назаренко.

6 Обмен впечатлениям. Анализ картины.

– Где, по-вашему, находится церковь? (в центре города)

– Почему вы так думаете? (рядом выросли современные безликие здания, «хрущёвки» – дома 50-60 годов)

– Откуда писала художница картину? (видимо, мастерская художницы находится очень высоко в доме напротив)

– Чем привлекла художницу церковь? (украшает место, похожа на невесту)

– В какое время года написана картина? Омрачает ли хмурая осень вид?

– Что ещё придаёт этому уголку старой Москвы отрадный вид? (маленькие двухэтажные домики, парк, мальчик с собакой)

Вывод: Церковь Вознесения радует глаз прохожего, манит к себе, приглашает зайти, подумать о душе в наш стремительный век, в который человека всё больше привлекают, увы, не духовные, а материальные ценности.

Церковь Вознесения – настоящее украшение города.

Художница ставит актуальнейшую проблему сохранения уголков старой Москвы, дорогих сердцу каждого русского человека, заставляет нас любоваться небольшой церковью, украшающей современный мегаполис, теряющий своё национальное лицо.

8 Подведение итогов. Сообщение д/з.

Учитель: Дома вам предстоит закончить работу. Что должно быть в вашем сочинении?

Ученики: Сочинение в форме дневниковой записи, значит

– ведется от первого лица,

– каждый пишет о том, какое впечатление оказала на него картина Т.Назаренко,

– обязятельно указать дату, место написания.

9 Д/З написать сочинение по картине Назаренко «Церковь Вознесения».

Владимир Орлов – Распятие и воскресение Татьяны Назаренко

Описание картины татьяны назаренко «московский вечер»

Орлов Владимир

Распятие и воскресение Татьяны Назаренко

Владимир Викторович Орлов

Распятие и воскресение Татьяны Назаренко

Эссе

Слова в паузах

Мне нравится писать протяженные сочинения. Начинаешь роман, не зная, какие события в нем произойдут и куда поведут тебя твои же герои. Пишу я медленно, и пребывание мое внутри романа, собственная моя жизнь в нем происходит годы. Естественными и объяснимыми оказываются паузы между романами.

Необходимы восстановление и накопление жизненной энергии для новой большой работы. Художнику тоже выказывать свою суть и свое понимание жизни не формулировками, а образами и картинами историй персонажей. А вот в паузах между романами формулировки или оценочные слововыражения являются.

Возникает потребность именно оценить все, что происходит вокруг тебя, и себя самого, и свои работы, и те или иные явления истории и культуры. Поэтому я порой принимал предложения литературных или культурологических журналов написать для них эссе либо же выступить в каких-либо дискуссиях.

Так в частности, возникло эссе “Романтика латиноамериканской прозы”, я переписал для публикации в журнале “Латинская Америка” свое устное дискуссионное выступление. Соображения мои расходились с мнением латиноведов, но показались им занятными.

И они уговорили меня, снабдив интереснейшими книгами, написать о феномене открытия Америки. О чем я совершенно не жалею.

Владимир Орлов

1

Был в Москве Успенский вражек. На его берегах живет Татьяна Назаренко. Из окон кухни художницы видна с золотом купола морковно-малиновая церковь Воскресения Словущего, что на Успенском вражке. Первая треть семнадцатого века. Прежде тут непременно восходила из столетий церковь деревянная. Из окна мастерской – иной вид.

Вертикаль Иванова столпа, купол казаковского сената, кубы и параллелепипеды министерств и телеграфа, двор композиторского дома, гаражи и рядом с ними – опять церковь.

Но униженная, примятая, испустившая дух, приведенная в гражданское состояние способом отсечения глав, ныне в ней – общежитие телефонных автоматов, лишь белая колоколенка просится в небо шатром-укором. Вспомните “Московский вечер”…

Уголки Успенского вражка одни из самых спокойных и уютных в Москве. Особенно в безветренный день с солнцем. Приятно пройти Брюсовским переулком (когда-то Вражским), ныне улицей Неждановой, миновав при этом дворцы Брюса и Меншикова (внуков, но все же).

Тихий переулок, будто и не впадает он в грохотно-державную улицу, придремавшие автомобили у подъездов, починка обуви и оптики, мемориальные доски во множестве, зелень в сквере, цветники и чистые дорожки, счастливо-нарядные дети резвятся при бабушках у песочниц, псы дорогих пород прохаживаются с достоинством и по праву – “выгул собак разрешен”. Церковь Воскресения стоит ухоженная, реальная – в ней служат, но и как бы декоративная – до того благополучной выгладит она, будто бы знак благополучия, хоть лепи ее на патриарший календарь, потому и водят к ней иностранцев, и нашего московского интеллигента, пребывающего порой в душевных сомнениях и раздрызгах, она, возможно, устраивает именно своим благополучием, он в минуты порывов, хоть и состоит в атеистических кружках, вводит себя в нее как бы невзначай, как бы посмотреть, но с полутайным намерением приблизиться ненадолго к самому себе и к существенному в мире, а заодно, на всякий случай, и поставить свечку. (Церковь Воскресения можно увидеть и на холстах Назаренко. И будет повод об этом напомнить.) А мимо нее шествуют люди, служивые и творческие, кто в сертификатном виде, с дипломатом в руке, кто с папкой нот или инструментом, кто перетекая из одного чиновного дома в другой, кто в дома музыкальные. А вот степенно прогуливается благородной осанки, с благородными сединами, прекрасно несущий костюм (как его назвать?.. не мужчина же… не гражданин… Господин?.. Сударь? Джентльмен?..) человек… Иван Семенович Козловский. Поклонимся ему… Если принять во внимание приобретения века (в архитектуре, технике, способах существования, понятиях красоты) и сделать поправки, здешний уголок вполне можно посчитать сегодняшним поленовским московским двориком. То есть уже не поленовским.

Но что это за дворик, что это за тихое место, скажете, если тут спешат, несутся куда-то люди! Позвольте, удивлюсь, какие же это москвичи, если они никуда не спешат и не несутся? Век-то их чему учил? Впрочем, верно, не все здесь тихо, и не всегда было мирно. Можно, следуя совету Генри Джеймса, произвести поворот винта, и надвинется на нас иная сущность Успенского вражка. Или одна из его иных сущностей.

Но тогда нас пронзят, пронижут века, и нутро здешних домов, недра их опрокинут на нас свою память и свои горести. И тогда наш соскользнувший с камней взгляд напомнит, чьи имена на мраморе досок. “Здесь жил и работал…” “Здесь жил и работал…” Среди прочих: Качалов… Леонидов… Мейерхольд… Шостакович… И придет на ум.

В этом доме графа Гудовича квартировала мать каторжников Никиты и Александра Муравьевых, друзья и родственники мятежных братьев приходили сюда ради вестей из Сибири. А в этот серый дом никогда не вернулся неистовый Всеволод, доктор Дапертутто, арестованный в Ленинграде.

Но вот, вот с крыши, наверное, ближнего флигеля пробирались в его квартиру убийцы с государственным поручением прирезать лишнюю Зинаиду Райх. А в ста метрах отсюда впервые произносил звуки великой и трагической музыки рояль Дмитрия Шостаковича. Упомянуто было: в обезглавленной церкви размещены нынче телефонные автоматы. Оно так.

Но это не простое общежитие техники, а место междугородных общений, и являются сюда люди не случайно и не каждый день, а для разговоров особенных или чрезвычайных. И слышатся здесь исповеди, объяснения в любви, причитания и плачи при вести о гибели близких. Сгустки людских энергий, надежд и болей бьют в высокие своды мирского помещения, будто бы готовые разнести, разорвать их.

Странные метаморфозы сотворяет время. И вот одно из них. Храм и пункт междугородной связи. И по-прежнему вместилище духа и страстей человеческих… Но двинемся дальше… Тот благородный человек с благородными сединами… Он уже не степенен. Он в лохмотьях, с цепями вериг. Он рухнет сейчас на паперть церкви Воскресения. Юродивый. Слезы на его глазах.

И не от того слезы, что дети, игравшие недавно под надзором бабушек, бросятся к нему отнимать копеечку. Мысль о родной земле тяготит его. Горе, горе Земле Русской. Смутное нынче время, смутное… Коли будут неприятны страдания Юродивого, можно и отвернуться. Но отвернувшись, мы увидим здание стиля соцклассицизма архитектора Н.

Ловейко, несколько лет назад в одном из сановных кабинетов здесь сидел Чурбанов… А чуть подальше, по местному преданию, в невысоких постройках командовали ГУЛАГом… Люди, спешащие мимо нас с дипломатами и папками нот, тоже будто бы стали иными, будто нам открылось истинное в них… Больно, тяжко, стыдно…

А ведь можно произвести и еще один поворот винта, и нахлынет здешнее, но из четвертого или седьмого измерения, с неслыханными существами, с чудесами, с пересечениями пространств и времен, с упырями и демонами, с ведьмами и ангелами, с музыкальными снами и угрызениями совести, с гулом подземным, с внеземными диковинами. Впрочем, некогда. Надо спешить в булочную на улицу Станиславского отоваривать талоны на сахар. Туда мимо церкви Воскресения ходит за хлебом Татьяна Григорьевна Назаренко.

Татьяна Назаренко

Описание картины татьяны назаренко «московский вечер»

Т.Г. Назаренко – Заслуженный художник России (2002), с 1997 года – член-корреспондент, с 2001 года – действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского Государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года.

Родилась 24 июня в Москве. Отец – Назаренко Григорий Николаевич (1910-1990). Мать – Абрамова Нина Николаевна (1920 г. рожд.). Супруг – Жигулин Александр Анатольевич (1951 г. рожд.). Дети: Назаренко Николай Васильевич (1971 г. рожд.), Жигулин Александр Александрович (1987 г. рожд.).

Отец Татьяны Назаренко, фронтовик, кадровый военный, после войны получил назначение на Дальний Восток, и родители уехали. Таня осталась в Москве у бабушки, Анны Семеновны Абрамовой. Ей она показывала сначала школьные отметки, а потом свои рисунки и картины.

А.С. Абрамова была вдовой с 1937 года. Ее муж, Николай Николаевич Абрамов, был незаконно репрессирован и погиб в заключении. Оставшись одна, она работала воспитательницей в детском саду, медсестрой, вырастила и помогла получить высшее образование двум своим дочерям, воспитала внучку Татьяну, а потом помогала растить и ее старшего сына Николая.

Бабушка имела в себе бесконечный источник любви, но, кажется, главной ее любовью была все-таки Таня, которая тоже любила ее. Анна Семеновна Абрамова осталась жить в картинах художницы Татьяны Назаренко: “Утро. Бабушка и Николка” (1972), “Портрет А.С. Абрамовой” (1976), “Воспоминания” (1982), “Жизнь” (1983), “Белые колодези.

Памяти моей бабушки” (1987).

В 11 лет Татьяна поступила в Московскую художественную школу. Там быстро определился круг друзей: Наталья Нестерова, Ирина Старженецкая, Любовь Решетникова, Ксения Нечитайло – будущие яркие мастера 1970-х годов.

Это было время бурное, щедрое, богатое разнообразными событиями культурной жизни, время подъема отечественного искусства, знакомства с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной классики ХХ века, до той поры находившимися под запретом и неведомыми молодежи.

В 1962 году Татьяна Назаренко поступила на живописный факультет Художественного института имени В.И. Сурикова, где ее учителями стали Д.Д. Жилинский, А.М. Грицай, С.Н. Шильников. После окончания института с 1968 по 1972 год она работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г.М. Коржева.

Искусство Татьяны Назаренко формировалось под влиянием бурных событий 1960-х годов и воспоминаний о трагических событиях 1930-х.

В нем соединились полнокровность мироощущения, жизнелюбие, умение переживать будничные события как праздник – и постоянная тревога, позволяющая превращать эти праздники в странные и сложные действа, где все правда – и неправда, где столько же веселья, сколько печали, где много слоев восприятия, много пространств, наложенных одно на другое, где зыбко время, переплетены точность натурных наблюдений и самая безудержная фантазия.

В творчестве Татьяны Назаренко сильно аналитическое начало.

В каком бы жанре живописи она ни работала, главное содержание ее картин выражается не только и не столько через сюжет, сколько через общую духовную атмосферу, которая определяет и психологическое состояние героев, и эмоциональную окрашенность пейзажей, предметов, и сам пластический язык ее искусства. Эта одухотворенность живописи в соединении с аналитически-пристальным подходом к изображаемым явлениям и составляет содержательное своеобразие произведений художницы.

Адекватность времени, глубокая современность – одна из определяющих черт творчества художницы. Назаренко привносит в свои работы нечто неуловимо, но несомненно делающее их порождением наших дней, способа мышления нашего современника. Зритель чувствует время, пульсирующее в ее искусстве.

Эти черты начали проявляться уже в первых самостоятельных работах художницы, в разнонаправленных поисках первых последипломных лет.

В конце учебы в институте, в 1965-67 годах, Назаренко ездила в Среднюю Азию. Казахстан, Узбекистан, Киргизия на несколько лет определили круг сюжетов ее работ. Среднеазиатские картины Назаренко («Мать с ребенком», «Материнство», «Самарканд. Двор», «Узбекская свадьба», «Молитва», «Мальчики в Бухаре») отразили ее живые наблюдения. Но не только.

В этих работах как будто собрался весь багаж ее ученических приобретений. Но в них уже видно и другое неотъемлемое качество молодой художницы – самобытность. Из-под привычных форм «искусства шестидесятых» в них проглядывает иное содержание.

В них все гораздо более зыбко и неоднозначно, они необычайно музыкальны, в них появляются черты примитива: желание снять репрезентацию, внести улыбку, простоту и игру.

И не случайно сразу после среднеазиатской серии Назаренко обращается к темам, значительно более для себя близким. Она пишет картины, где главными героями являются она сама и ее друзья. Жизнь поколения становится предметом ее искусства.

Начало 1970-х годов для Назаренко, как и для большинства художников ее поколения, – время поисков жанра, манеры, темы. Художница пробует свои силы и в «примитивистской» манере, и в системе строгой неоклассики, пишет полотна романтически-декоративные и игровые.

В эти годы ею были написаны такие разные работы, как «Казнь народовольцев» (1969-1972), «Дерево в Новом Афоне» (1969), «Воскресный день в лесу» (1970), «Портрет цирковой актрисы» (1970), «Проводы зимы» (1973), «Новогоднее гуляние» (1973), «Утро.

Бабушка и Николка» (1972), «Молодые художники» (1968), «Мои современники» (1973), «Обед» (1970), «Портрет Игоря Купряшина» (1974).

Среди ее героев почти всегда можно встретить собственное изображение – и мера зоркой беспощадности глаза, умение подчеркнуть острохарактерное в ущерб идиллически-благополучному так же сильно в отношении к самой себе, как и к любой другой модели.

Характерны в этом смысле групповые портреты, решенные как жанровые картины («Студенты», 1969; «Молодые художники», 1968; «Мои современники», 1973; «Туманный день на Шикотане», 1976; «После экзамена», 1976). Их персонажи узнаваемо-портретны, коллизии правдоподобны: праздники молодежи, беседы в мастерской… И вместе с тем в них есть и нечто таинственное, превращающее бытовые сценки в романтические фантазии.

В исторических композициях Татьяны Назаренко отражен взгляд нашего современника на прошедшее. В ее картинах одномоментно присутствует прошлое и настоящее, историческое событие – и наше нынешнее представление о нем.

Характерен уже сам подход к решению темы: в исторических полотнах – «Казнь народовольцев», «Партизаны пришли» (1975), «Декабристы.

Восстание Черниговского полка» (1978), «Пугачев» (1980) – художница избирает трагедийные, кульминационные моменты, требующие высшего напряжения духовных сил участников действия. Многозначительны здесь тишина, молчание.

Картина Татьяны Назаренко «Казнь народовольцев» появилась на Московской молодежной выставке в 1972 году. Картина была замечена всеми – хотя и не всеми принята.

В ней причудливо соединялись приверженность образцам Ренессанса, склонность к обобщенным размышлениям и трагическое чувство уязвимости борцов за свободу, за духовные идеалы перед крушащей безликой силой машины подавления.

За картину «Казнь народовольцев» Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976 году ей была присуждена I премия на международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария).

Сострадание, чувство социальной ответственности – в дальнейшем эти качества развивались и крепли в искусстве Татьяны Назаренко, обретая разные, подчас причудливые формы воплощения, переплетаясь с мотивами карнавалов, праздников, гуляний, с романтическими автопортретами, с артистической игрой. И всюду незримо и отчетливо присутствуют тревога, чувство, что за зыбким благополучием наших будней стоят суровые судьбы других поколений, их боль и страдания.

Назаренко любит писать карнавалы. Одна из первых «карнавальных» работ художницы – «Новогоднее гулянье» (1973), в которой она стремится показать внутренний смысл карнавала, гамму разнообразных и достаточно сложных чувств, которые испытывают случайно собравшиеся люди.

С годами игровое начало усиливается в творчестве художницы. Из работ уходит повествовательность, и появляется аллегория. В аллегорическом качестве пользуется и реминисценциями искусства прошлого – будь то почти прямые цитаты из классических произведений, исторические костюмы на наших современниках или присутствие в композициях, посвященных сегодняшнему дню, предметов из прошлого.

Во второй половине 1970-х – начале 1980-х годов Назаренко пишет несколько групповых портретов друзей, собравшихся по праздничному поводу. Это картины «Встреча Нового года» (1976), «Московский вечер» (1978), «Карнавал» (1979), «Татьянин день» (1982), «Сентябрь в Одессе» (1985) и многие другие, а также написанные ранее полотна «Молодые художники» (1968) и «Мои современники» (1974).

Если в ранних групповых портретах Назаренко отчетливо ощущались тишина, сосредоточенность, стремление героев услышать друг друга, прислушаться к истине, то в последующих работах («Карнавал», «Татьянин день» и др.) царит безудержная стихия карнавала.

Экстравагантны костюмы и позы, дух празднества владеет не только людьми, но и предметами. Однако это – праздник без веселья, общение без взаимопонимания и духовной близости.

Тема одиночества, столь важная для художницы, причудливо соединяется в ее творчестве с темой карнавала («Портрет в маскарадном костюме», 1982).

Элементы карнавализации есть и в картинах «Карусель» (1982) и диптихе «Танец» (1980).

В работах Назаренко звучит стремление к контакту со зрителем, готовность открыть себя внимательному, сочувствующему взгляду.

Художница написала несколько работ, где она почти впрямую говорит об исповедальности своего искусства, о том, как больно и трудно показывать себя незащищенной, раскрытой перед судом всеобщего равнодушия («Цветы. Автопортрет», 1979; «Циркачка», 1984; «Зрители», 1988; «Трапеза», 1992).

Одна из самых необычных картин Татьяны Назаренко – триптих «Мастерская» (1983). Художник представляет зрителю реальную мастерскую, в которой создавались реальные картины («Татьянин день» и «Карнавал»), и одновременно процесс воплощения своего замысла.

Есть и еще одна форма «исповедальности» в работах Назаренко.

В таких произведениях ей не нужна ирония, не требуются пестрые одежды карнавала: здесь воплощается самое близкое, теплое… И почти всегда в этих картинах присутствует образ бабушки: «Утро.

Бабушка и Николка», триптих «Жизнь» (1983) и другие. В 1982 году была написана картина «Воспоминания», где художница как бы материализует жизненные ассоциации, возникшие при рассмотрении старых фотографий.

Среди основных работ Татьяны Назаренко также: «Домашний концерт» (1986), диптих «Счастливая старость» (1988), «Маленький оркестр» (1989), «Обломки» (1990), «Памятник истории» (триптих, 1992), «Время» (триптих, 1992), «Безумный мир» (1992), «Заклинание» (1995), «Бездомная» (2001).

Татьяна Назаренко – социальная художница. «Меня всегда интересовали люди, – говорит она. – Я не могу отвернуться, отмахнуться от чужого несчастья. Заставить людей задуматься, призвать их к сочувствию – вот главная цель моей работы».

Ярким доказательством тому послужила ее выставка «Переход» (1995-96) – инсталляция из 80 крашеных фанерных «обманок», выполненных в человеческий рост.

На выставке посетителям пришлось остановиться, вглядеться в лица несчастных старух, инвалидов, бродячих музыкантов – всех тех, кого видят ежедневно в подземных переходах, но чаще всего проходят мимо, не задерживая взгляда.

Выставка имела большой успех (в дальнейшем ее увидели жители Германии, США, Финляндии), и «Переход» стал для художницы в буквальном смысле переходом к новому этапу в жизни, к новому искусству.

В 1997 году состоялась ее выставка «Мой Париж», где тоже были фигуры из фанеры – гарсоны парижских кафе в длинных белых фартуках, продавцы рыбы… Другая выставка Татьяны Назаренко «Московский стол» состоялась в том же году в галерее Марата Гельмана, а затем была показана в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга в программе выставки «Искусство против географии». В мае-сентябре 2002 года в музее «Кусково» прошла выставка художницы «Я сам обманываться рад…» (Искусство обманки).

Начиная с 1966 года, когда Назаренко впервые показала свои работы на VII Московской молодежной выставке, она постоянно участвует в городских и всероссийских выставках, выставках изобразительного искусства в России и за рубежом.

Первые персональные выставки состоялись в Леверкузене (1986), Бремене, Ольденбурге, Одессе, Киеве, Львове (все в 1987 году). С тех пор персональные выставки художницы прошли в Москве (первая – в 1989 году), Кельне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, Мадриде, Таллине, Хельсинки и других городах.

Работы Татьяны Назаренко хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Национального музея «Женщины в искусстве» (Вашингтон), Национального еврейского музея (Вашингтон), Музея современного искусства (София), Музея современного искусства (Будапешт) и других художественных музеев мира, в частных коллекциях.

Творческие работы Татьяны Назаренко отмечены высокими наградами: Государственной премией РФ (1993), премией Правительства Москвы (1999), серебряной медалью Академии художеств СССР (1985).

Т.Г. Назаренко – Заслуженный художник России (2002), с 1997 года – член-корреспондент, с 2001 года – действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского Государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года.

Живет и работает в Москве.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно