Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Содержание

Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”. – Дневник живописи

Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.

В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.

Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.

Закрытые створки триптиха. Сотворение мира

Иероним Босх. Закрытые створки триптиха “Сотворение мира”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира.

На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.

Левая створка триптиха. Рай

Иероним Босх. Рай (левая створка триптиха “Сад земных наслаждений”). 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений

Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха. Ад

Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки.

В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон.

О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье “Главные монстры картины Босха”.

Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.

Символы картины Босха

Почему же на картине такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Продолжение следует

Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха? 

Ответ вы можете найти в продолжении – статье “Сад земных наслаждений Босха. 7 самых невероятных загадок картины”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Сад земных наслаждений. Иероним Босх Картина Босха

Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ. ИЕРОНИМ БОСХ.Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.ТРИПТИХ КАРТИНА ИЕРОНИМА БОСХА «САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ». ЗНАЧЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, ФОТОНаписать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное — упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы. Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИКогда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму. Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека. В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное – он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя. Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛАЭто панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу – один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум – наша погибель. У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ. (АД)Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом. Это сильный намек на обманчивость чувств. На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения — центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим. Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны. Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. “Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” – спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу. Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены. Человек предполагает, а Бог располагает.Рекомендуем к прочтению:Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.«Корабль дураков» картина Иеронима Босха.

Триптих «Сад земных наслаждений»

Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

Босха, известного своими фантастическими, часто чудовищными по гибридам триптихами и существами на них, возможно, в каком-то смысле можно рассматривать как предвестника популярности сюрреализма.

Тем не менее, в то время как сюрреалисты творили в царстве снов и бессознательного состояния, Босх, под влиянием религиозности своей эпохи, вызвал в воображении, как полагали зрители, вполне реальные последствия греховной жизни.

Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений является триптихом, а это означает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикреплены по одному крылу на шарнире с обеих сторон.

Закрытый вид

В закрытом виде триптих изображает полупрозрачную сферу, охватывающую землю, небо и море.

«Сад земных наслаждений» в закрытом виде

Сцена изображена в монохромных оттенках серого (стиль известный как гризайль). Некоторые историки связывают это с великим потопом, в котором Бог очищает мир во время Ноя. Внутренняя часть триптиха является предметом большего интереса.

Райский сад

Крылья триптиха демонстрируют красочный вид, наполненный странной архитектурой, неестественных форм рельеф, а также множество гибридных существ. На переднем плане левой панели Бог стоит между обнаженными фигурами Адама и Евы, в окружении разнообразной флоры и фауны. Это, без сомнения, райский сад.

Сад земных наслаждений

Центральная панель триптиха носит одноименное с современным название всего триптиха. Это «Сад земных наслаждений», он показывает массы резвящихся голых мужчин и женщин. Пейзаж является домом для огромных птиц, габаритных фруктов и причудливой растительности. Сцена живет, она хаотична.

Поведение фигур кажется, на первый взгляд, похотливым, но на этот счет до сих пор не утихают споры. Несмотря на множество голых пар, Босх явно не изображает половых актов. Ученые обсуждали значение центрального образа, утверждая, что он представляет собой видение невинного удовольствия.

Ад

Сад земных наслаждений. Правое крыло.

Крайняя правая панель работы, наиболее тревожна и наименее загадочна.

Здесь изображены ужасы ада, места, где грешников пронзают гигантские зайцы, где они подвергаются мукам с использованием специальных инструментов и съедаются гротескными насекомыми.

Каким бы ни был смысл триптиха в целом, Босх напоминает зрителю, что в коррумпированном мире шанс быть проклятым крайне велик.

История

Хотя форма Сада земных наслаждений характерна для алтарей 16-го века, считается, что триптих был приобретен для частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя.

Триптих «Сад земных наслаждений» обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Глеб

Религия

«Колорит»: Рай и Ад на земле. Смысл триптиха Босха «Сад земных наслаждений»

Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

Иероним Босх – один из самых загадочных живописцев, соединивший в своих картинах элементы религиозного аллегоризма, причудливой фантазии, социальной сатиры и средневековой философии. Concepture публикует разбор его знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений».

Несмотря на то, что Босх очень часто обращался к библейской тематике, язык его образов почти никогда полностью не укладывался в канон церковно-христианской символики. Например, в центре полотна «Сад земных наслаждений» вместо традиционной фигуры Христа изображен вполне земной человеческий «праздник плоти».

Мы видим большое количество обнажённых женщин и мужчин, предающихся разнообразным утехам: вкушающих плоды, играющих с животными, занимающихся совокуплением. Если бы Босх был художником эпохи Ренессанса, правомерно было бы считать, что изображенный им «сад» – это олицетворение идиллического «золотого века», в котором люди и животные мирно сосуществуют друг с другом.

Но поскольку Босх все же средневековый художник, вернее предположить обратное, а именно, что «сад земных наслаждений» – это мир, растленный похотью и любодеяньем, поскольку в системе христианской средневековой морали половой акт расценивался как признак падения человека и утраты им первоначальной божественной природы.

Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

Надо отметить, что расположение земной юдоли в центре существенно меняет логику изображения традиционных религиозных триптихов.

Как правило, на таких картинах изображалась библейская хронология: Творение мира, жертва Христа, Страшный Суд (если смотреть слева направо), но поскольку у Босха в середине вместо Христа показана человеческая земная жизнь, moralite картины приобретает совершенно иной смысл. Босх рисует историю человеческого грехопадения: от сотворения до конца света.

Разберем каждую из 3 частей отдельно

Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты, и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. В центре мы видим некое причудливое сооружение.

Это Фонтан Жизни, изливающий чистые голубые воды, из которых появляются на свет различные животные. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.

Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой, из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).

Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.

Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др.) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов.

По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.

На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.

Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В центре находится гротескная фигура монстра. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари.

Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).

Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.

Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Привычные вещи наделены противоположным жутким смыслом, и большая часть объектов лишена целостности, остались только какие-то ошметки.

Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.

Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций.

Почему? Потому что в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Поэтому на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.

 Принципиальная амбивалентность средневековой культуры может объяснить, почему персонажи картин Босха одновременно похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселый карнавал людей и демонов.

Общим местом в среде искусствоведов стало говорить о непознаваемой таинственности работ Босха, их неоднозначности и пугающей загадочности.

Босха называют «профессором кошмаров», «мрачным фантастом», некоторые даже считают, что ему удосужилось воочию лицезреть сцены Страшного Суда.

Мы же в свою очередь можем вслед за некоторыми исследователями сказать: «выступая в своем искусстве как мыслитель, Босх смотрел на мир глазами художника».

  • Тревин Коплстоун «Хиеронимус Босх: жизнь и творчество»
  • Ксения Егорова «Три картины Босха на тему Мыслитель и Природа»
  • Цецелия Несельштраусс «История искусства зарубежных стран. Средневековье»
  • Мораль Босха через призму “Сада земных наслаждений”

    Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

    veneyaВходим в пространство, растворяемся в нем с помощью музыки

    http://music.yandex.ru/#!/album/1105528

    http://music.yandex.ru/#!/album/1600426

    Хертогенбос, что в Нидерландах,

    родной город для одного из самых необычных и величайших творцов Северного Возрождения в 15 веке – Иеронима Босха,

    с возвышающимся над всем готическим Собором святого Иоанна, оказывающий почти гипнотическое воздействие на людей того времени, живших в жутком религиозном страхе перед адскими муками за земные грехи…

    в мрачном мире инквизиции и нескончаемых войн …тьма опустилась на это мир, накрыв собой все вокруг, оставив только животный ужас…Лишь одно могло спасти их души – неистовые молитвы, подняв глаза к небу…Босх, будучи глубоко религиозным человеком, создавал свои творения, следуя Библии слово в слово.

    Он, как и все живущие в 15 веке, чтил и знал ее наизусть, веря в бога и дьявола, грехи и искушения, а кроме того он был членом религиозного братства, которое проповедовало строгое следование религиозным догмам. В своих произведениях художник дает мораль своему и будущим поколениям, зашифрованные в символах и, на первый взгляд, казалось бы непонятных, фантастических сюжетах.

    Но, все становится ясно, стоит только узнать больше о том времени, когда жил художник, чем он дышал, что его тревожило, погрузиться в его картины, атмосферу той эпохи, чтобы понять его чувства и чаяния, и, конечно же, надо превосходно знать Библию.

    Мы сделаем это, точнее попробуем, все вместе, просто внимательно поизучаем и рассмотрим каждый сантиметр его величайшего творения – «Сад земных наслаждений» (кстати, название картине дал не автор).

    Чтобы осознать – надо почувствовать. Приступаем!

    Псалом 32

    «6. Словом Господа сотворены небеса, и духом устЕго – все воинство их:7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил

    бездны в хранилищах».

    Псалтирь

    Картина наполнена символами, соткана из них, где одно плавно перетекает в другое… Известно, что Босх использует общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

    Другие часто встречающиеся символы:

    лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;

    перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;• ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;

    отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;

    стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);

    сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости).

    Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил ее иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху.

    Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

    черные птицы — грех

    Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии.

    Ее адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придает алхимии негативные, демонические черты.

    Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это еще и эмблемы черной магии и дьявола.

    Мы видим отсылки к Библии.

    Вот Бог создает наш мир, наблюдая со стороны (см. верхнюю часть слева. На обратной стороне триптиха).

    «… но пар поднимался с земли и орошал все лице земли».

    Библия, Ветхий Завет

    Босх знал только латинскую версию, где пар значился как фонтан, поэтому в центре картины мы видим фонтан.

    Во многих картинах мы можем увидеть его лицо, он как бы наблюдает за реакцией зрителя, пытается уловить настроение, желая понять, помогают ли его сюжеты в осознании прописных истин, в человеческих слабостях и его стремлении бороться с ними до конца.

    Иероним Босх «Блудный сын», ок. 1510. Музей Бойманса-ван Бенингена. Роттердам

    Общая картина обнаженных тел кажется сейчас нечто похотливым, извращенным, но это не так…Босх изобличает человеческие пороки через обнаженных людей, потому что в день Страшного суда мы все предстанем как пришли в этом мир, без ничего, ничто не укроется от Бога.Художник осуждает мир за его пороки и грехи.

    Эгоизм

    Жадность

    Обжорство

    Птицы – символ порока. Босх использует их для нападения на церковь, попустительствующую развитию всем этим порокам.

    В то время были развиты секты, их мы видим в виде нескольких групп, которые движутся против часовой стрелки. (см. людей, идущих по кругу)

    Он противопоставляет два учения друг другу: богословие с его близорукостью и бесполезными доводами, возглавляющее кардиналом в красном, связанный с вечным преклонением Риму. И чистую веру братства, с другой стороны, символизирующую его истинные догматы.

    Справа наверху мы видим трех человек под прозрачным куполом, монах и его ученики, которые с ужасом глядят на этот грешный мир.

    Страх перед разнузданной музыкой, не религиозной и не почитающей Христа и Бога. Вот что с ними будет.

    Каждый из деталей значим, и им нет конца.

    Его картины написаны с целью назидания. Художник хотел возбудить любопытство, зрители должны были задавать вопросы, получая ответы – они обучались.

    Интересно, что спустя тридцать лет после смерти Босха, Питеру Брейгелю Старшему заказали картины в стиле Босха. В 1557 году он пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехами. Приведу некоторые из них.

    Зависть, 1558 г.Обжорство, 1558 г.

    Скупость, 1558 г.

    Впоследствии такой стиль был прозван «Злой шуткой», а сам художник получил прозвище «Клоун Питер». Все, кто впоследствии собирал картины Босха, считались странными, например король Филипп II, который был уверен, что это сатира на все греховное, не считая творчество Босха еретическим, как его воспринимали в то время.

    А Сигуенса так оценивал творчество Босха:

    «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

    И вот в 20 веке его картины получают вторую жизнь через призму теорий Фрейда и Юнга. Его сексуальные и развращенные обнаженные тела привлекают внимание наших современников, но это НЕ ТО, что он хотел сказать, будучи ревностным католиком.

    Другой смысл был вложен, совсем иной…

    P.S. В ходе исследования творчества художника и его картины «Сад земных наслаждений» случайно наткнулась на одну занимательную историю по одному из фрагментов, верить или нет решать вам.

    Одна из посетительниц, студентка по имени Амелия Хамрик из Оклакхомского Харистианского Университета, заинтересовалась нотами, изображенные на попе лежащего человека, и задала «детский» вопрос: «А что это за ноты?»

    Но не получила на него ответа. Нигде. Студентку удивил столь вялый интерес к картине, наполненной аллегориями и символами. Тогда она решила сама восстановить мелодию.

    Исходя из того, что в средневековых хоралах самой популярной тональностью была до мажор, Амелия переписала ноты по современной системе. На картине длительности не обозначены, поэтому никаких догадок на этот счет студентка не сделала.

    А вот что у нее получилось в исполнении хора студентов Христианского Университета.

    Картины, описание картин — Сад земных наслаждений, центральная часть: Сад земных наслаждений. 1500 – Музей Арт-Рисунок

    Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

    Худ ожественные образы нидерландского художника Иеронима Босха настолько фантастичны, настолько не укладываются в наши представления о средневековой живописи, что порой трудно представить, что картины эти написаны 500 лет назад.

    «Иеронимус Босх» – это псевдоним, которым художник подписывал свои произведения, а настоящее его имя Иероен Антонисзаен ван Акен. Известность Босха уже при жизни художника перешагнула пределы его родного Буале-Дюк – небольшого бельгийского городка.

    Заказчиками художника были не только жители Герцогенбосха (другое название города) и городской магистрант, но и знатные испанские вельможи. Произведения Иеронима Босха любил и собирал испанский король Филипп II, одна из ранних картин художника – «Семь смертных грехов» – висела в спальне короля, а повторение «Воза сена» – над рабочим столом.

    Спрос на произведения нидерландского живописца был столь велик, что изготавливались многочисленные копии его произведений. Посмотреть произведения прославленного мастера в Герцогенбосх приезжали художники и любители искусства из разных стран. В 1508 году его посетил Лукас Кранах и скопировал триптих Босха «Страшный суд».

    Однако впоследствии, как это часто случается, Босха забыли, и только во второй половине XIX века его картины извлекли из запасников картинных галерей. Но для историков искусства. И. Босх оказался очень трудным художником, даже и сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку сюжетов и отдельных образов его картин.

    Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии.

    Так, например, исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», – льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII-XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Творчество Босха, может быть, еще и потому затруднено в наше время для непосредственно го восприятия, что художник, помимо традиционных средневековых символов (всем известных), использовал и другую символику – менее изученную и трудно поддающуюся расшифровке.

    Художественный язык Босха никогда не укладывался полностью и в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении, обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров».

    Однако сюрреалисты XX века видели в Босхе своего духовного отца и предтечу.Вот, например, одна из таких сцен. Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре.

    Чуть выше молодой человек обнимает огромную сову, правее пузыря посередине бассейна, в воде, другой мужчина стоит на голове, широко расставив ноги, между которыми птицы свили гнездо.

    Неподалеку от него юноша, высунувшийся со своей возлюбленной из розового полого яблока, кормит чудовищной виноградной гроздью людей, стоящих по шею в воде. Это «Сад радостей земных» – одна из самых известных картин Иеронима Босха.

    Свой триптих «Сад радостей земных», или «Сад наслаждений» (его часто называют самым «босховским» произведением), Иероним Босх создал в 1503 году, и в нем его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Название картине дано уже в современной литературе, а во второй половине XVI века, когда она попала в собственность короля Филиппа II, ее называли «Многообразие мира», в XVII веке у нее было название «Тщеславие и слава».

    На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой – Ад, а между ними помещался образ земного бытия. Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками. На фоне фантастического пейзажа Рая, заполненного разнообразными животными и растениями, мастер показывает пробуждающегося Адама.

    Только что проснувшийся Адам приподнимается с земли и в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог. Искусствовед Ш. де Тольнай отмечает, что удивленный взгляд, который Адам бросает на первую женщину, – это уже шаг на пути к греху. А Ева, извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения.

    Противоречие между спокойным и безгрешным мужчиной и несущей в себе семена греха женщиной воспроизводится и в окружающей их природе. Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного зверя.

    И над всем этим возвышается источник Жизни – гибрид растения и мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих камнях небольшого острова. На самом верху ее – пока еще едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно червяку, сова – вестник несчастья.

    Центральная часть триптиха – собственно «Сад радостей земных» – изображает грандиозный ландшафт, покрытый обнаженными фигурами мужчин и женщин. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.

    В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на разнообразных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

    Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничего не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологиче ский анализ творчества И.

    Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.

    В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейс ком искусстве земляничина служила символом чистоты и девственности.

    Сцена с виноградной гроздью в бассейне – это причастие, а гигантский пеликан, подцепивший на длинный клюв вишню (символ чувственности) дразнит ею людей, сидящих в бутоне фантастического цветка. Сам пеликан символизирует любовь к ближнему.

    Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-тел есный план.

    Иероним Босх создает поражающий воображение мир эфемерных желаний и чувственных удовольствий: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается и превращает любовную пару в своих пленников.

    В башне Прелюбодеяния, которая поднимается из озера Похоти и желто-оранжевые стены которой сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера стального цвета, в которой предаются ласкам любовники, увенчана короной из полумесяца и розовым мрамором рогов.

    Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны!». А еще они являются символами еретической природы греха и тех опасностей, которые он несет в мир.

    Правая створка триптиха – Ад – темная, мрачная, тревожная, с отдельными вспышками света, пронзающими ночную мглу, и с грешниками, которых мучают какими-то гигантскими музыкальными инструментами.

    В центре Ада находится огромная фигура сатаны, это своего рода «гид» по Аду – главный «рассказчик» с мертвенно-бледн ым лицом и иронической улыбкой на тонких губах. Его ноги – это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна. Тело сатаны – это вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами. Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестестве нном грехе.

    Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. В высоком кресле сидит демон, карающий обжор и чревоугодников.

    Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их.

    Створка Ада представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания.

    Эти химеры нечистой совести обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Заяц (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши служат предзнаменовани ем несчастья.

    Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства.

    Внутри монстра находится таверна, над которой развевается знамя – все та же волынка. В некотором отдалении сидит в состоянии меланхолии человек, склонившийся над хаосом.

    Если в нем увидеть черты самого Иеронима Босха, то вся картина может предстать перед зрителем в ином свете: художник сам выдумал этот кошмар, все эти агонии и муки совершаются в его душе. На этом настаивают некоторые историки искусства, например тот же Ш. де Тольнай.

    Однако Босх был глубоко религиозным человеком, и о том, чтобы поместить себя в Аду, он и помыслить не мог. Скорее всего, художника следует искать среди тех образов, которые несут на его картинах Свет и Добро, недаром он принадлежал к Братству Богородицы.

    Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха они были наполнены глубоким символическим смыслом.

    Его картины, в том числе и «Сад радостей земных», часто устрашают зрителя противоестестве нной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого, и одновременно они могут забавлять. Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселых чертей карнавала. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.

    Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

    Описание картины иеронима босха «сад земных наслаждений»

    Искусство и развлечения 21 сентября 2016

    Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Его живопись – отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии.

    Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании? В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Дат у большинства произведений нет, и названий им сам живописец не давал.

    Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотографиякоторой здесь представлена, самим художником.

    Заказчики

    Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю, и Ад». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.

    Антония». Современники считали, что живописец давал благоразумную трактовку Ада или сатиру на все греховное. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Сколько людей – столько и мнений.

    История

    Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» работа ранняя, кто-то – поздняя. При исследовании дубовых панелей, на которых она написана, ее можно датировать примерно 1480-1490 годами. В Прадо под триптихом стоит дата 1500-1505 годы.

    Первыми владельцами работы были члены дома Нассау (Германия). Через Вильгельма I она вернулась в Нидерланды. В их дворце в Брюсселе ее видел первый биограф Босха, который путешествовал в свите кардинала Луиса Арагонского в 1517 году. Он оставил детальное описание триптиха, которое не позволяет сомневаться, что перед ним была действительно картина Босха «Сад земных наслаждений».

    Ее унаследовал сын Вильгельма Рене де Шалон, потом она перешла в руки герцога Альбы во время войны во Фландрии. Далее герцог оставил ее своему внебрачному сыну дону Фернандо, настоятелю ордена Святого Иоанна. Испанский король Филипп II по прозвищу Разумный приобрел ее и отправил в монастырь Эскориал 8 июля 1593 года. То есть практически в королевский дворец.

    Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97,5 см. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.

    Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.

    Там картина находится до наших дней.

    Видео по теме

    Закрытый триптих

    На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. На нем нет ни людей, ни животных.Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны, и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Это – третий день творения.

    Число 3 считалось полным и совершенным, потому что содержит в себе и начало, и конец. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть абсолютное совершенство. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал, и было сделано. Он повелел, и все создано».

    Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.

    Открываем триптих

    Живописец дарит нам три подарка. Левая панель – образ Рая последнего дня творения с Адамом и Евой. Центральная часть – безумие всех плотских удовольствий, которые доказывают, что человек потерял благодать. Справа зритель видит Ад, апокалиптический и жестокий, в котором человек навечно обречён пребывать за грехи.

    Левая панель: Эдемский сад

    Перед нами – Рай земной. Но он не типичен и не однозначен. В центре явлен Бог почему-то в виде Иисуса Христа. Он держит за руку Еву, стоящую на коленях пред лежащим Адамом.

    Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. При создании человека Бог вдохнул в Адама душу, но после сотворения Евы этого сказано не было. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.

    Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет, и она полна дьявольского соблазна. Это будет один из переходов от Рая к греху. Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде.

    Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами.

    Парадиз и смерть

    В центре – фонтан, подобный розовому фаллосу, и в нем сидит сова, которая служит злу и символизирует здесь не мудрость, а глупость и духовную слепоту и безжалостность всего земного. Кроме того, бестиарий Босха наполнен хищниками, пожирающими своих жертв. А разве возможно такое в Раю, где все живут мирно и не знают смерти?

    Деревья в Раю

    Дерево добра, расположенное рядом с Адамом, увито виноградом, который символизирует плотские наслаждения. Дерево запретного плода обвил змей. В Эдеме имеется все, чтобы перейти к греховной жизни на Земле.

    Центральная створка

    Здесь человечество, поддавшееся похоти, идет прямо к погибели. Пространство заполнено безумием, которое охватило весь мир. Это языческие оргии. Тут представлено секс-шоу во всех видах. Эротические эпизоды соседствуют с гетеро- и гомосексуальными сценами. Есть и онанисты. Сексуальны связи между людьми, животными и растениями.

    Плоды и ягоды

    Все ягоды и фрукты (вишня, малина, виноград и «клубничка» – ясная современная коннотация), понятные средневековому человеку, – знаки сексуальных удовольствий. Одновременно эти плоды символизируют скоротечность, поскольку уже через несколько дней они загнивают. Даже птичка малиновка слева символизирует безнравственность и порочность.

    Странные прозрачные и непрозрачные сосуды

    Они явно взяты из алхимии и похожи и на пузыри, и на полусферы. Это ловушки для человека, из которых он никогда не выберется.

    Водоемы и реки

    Круглый пруд в центре заполнен преимущественно женскими фигурами.

    Вокруг него в круговороте страстей проходит кавалькада всадников-мужчин на животных, взятых из бестиария (леопарды, пантеры, львы, медведи, единороги, олени, ослы, грифоны), которые истолковываются как символы похоти. Далее находится пруд с голубым шаром, в котором найдется место для непристойных действий похотливых персонажей.

    И это далеко не все, что изображено у Иеронима Босха. «Сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Возможно, этим живописец пытался подчеркнуть, что все человечество едино и вовлечено в грех.

    Это далеко не полное описание центральной панели. Потому что можно описать и 4 реки Рая и 2 Месопотамии, и отсутствие болезней, смертей, пожилых людей, детей и Еву в нижнем левом углу, которая поддалась искушению, и теперь люди ходят голые и не чувствуют стыда.

    Колорит

    Зеленый цвет преобладает. Он стал символом доброты, синий представляет землю и ее удовольствия (вкушение синих ягод и плодов, игры в синих водах). Красный, как всегда, – это страсть. Божественный розовый становится источником жизни.

    Правая створка: музыкальный Ад

    Верхняя часть правого триптиха выполнена в темных, контрастных двум предыдущим створкам тонах. Верх мрачен, тревожен. Ночную мглу пронзают вспышки света от пламени. Из горящих домов вылетают струи огня. От его отблесков вода становится алой, как кровь. Огонь вот-вот уничтожит все. Везде хаос и смятение.

    Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Она смотрит прямо на зрителя. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».

    Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам.

    Поэтому музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне.

    Не обойдены вниманием обжоры. Монстр с птичьей головой пожирает чревоугодников.

    Свинья в одежде монахини не оставляет своей навязчивостью беспомощного мужчину.

    Неистощимая фантазия И. Босха дает огромное количество наказаний за земные грехи. Не случайно Аду у Босха придается огромное значение.

    В средние века, чтобы управлять паствой, была усилена, вернее выросла до невероятных размеров, фигура дьявола.

    Ад и дьявол безраздельно правили миром, и спасти от них могло лишь обращение к служителям церкви, естественно, за деньги. Чем страшнее будут изображены грехи, тем больше денег получит церковь.

    Сам Иисус и предполагать не мог, что некий ангел превратится в чудище, а церковь вместо воспевания любви и доброты к ближнему будет чрезвычайно красноречиво говорить только о грехах. И чем лучше проповедник, тем больше в его проповедях звучит речь о ждущих грешника неотвратимых карах.

    С громадным отвращением к греху написал Иероним Босх «Сад земных наслаждений». Описание картины дано выше. Оно весьма скромное, потому что полностью раскрыть все образы не сможет ни одно исследование. Это произведение так и просит вдумчивого размышления над ним.

    Только картина Босха «Сад земных наслаждений» высокого качества позволит рассмотреть абсолютно все детали. Иероним Босх оставил нам не слишком много своих произведений. Это всего 25 картин и 8 рисунков.

    Несомненно, величайшие произведения, которые написал Босх, шедевры – это:

    • «Воз сена», Мадрид, Эскориал.
    • «Распятая мученица», Дворец Дожей, Венеция.
    • «Сад земных наслаждений», Мадрид, Прадо.
    • «Страшный суд», Вена.
    • «Святые отшельники», Дворец Дожей, Венеция.
    • «Искушение святого Антония», Лиссабон.
    • «Поклонение волхвов», Мадрид, Прадо.

    Это все большие алтарные триптихи. Их символика далеко не всегда понятна в наше время, но современники Босха читали их как открытую книгу.

    Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно