Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)
СОДЕРЖАНИЕ
25 ноября 2019

Икона Божией Матери «О Тебе радуется»: значение, в чем помогает

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

Один из сравнительно редких случаев, когда икона не изображает какое-либо событие, описанное в Библии или связанное со святыми, — это икона Божией Матери «О Тебе радуется». Свое название она получила по первой строке торжественного песнопения, написанного преподобным Иоанном Дамаскиным в честь Богородицы и для прославления Ее.

Описание иконы

На иконе «О Тебе радуется» перед нами предстает масштабная многофигурная композиция: Богоматерь и сонмы ангелов и святых. Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами, по бокам от него стоят архангелы Михаил и Гавриил.

На заднем плане изображен величественный многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим и окруженный деревьями и цветами. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит преподобный Иоанн Дамаскин, в руках у него свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже его – сонм прославляющих Богоматерь святых.

История иконы

История иконы Божией Матери «О Тебе радуется» неразрывно связана с Иоанном Дамаскиным, выдающимся христианским богословом, жившим в VII-VIII вв. (память 4 декабря). Он написал текст прославляющего Богородицу гимна, а иконы, написанные по этому тексту, появились в XV веке. Одна из древнейших таких икон находится ныне в Третьяковской галерее.

От иконы Божией Матери «О Тебе радуется» словно исходит торжественный и, вместе с тем, праздничный настрой, вызывающий в душе молящегося благоговение и радость.

Значение иконы «О Тебе радуется»

Для верующих значение иконы «О Тебе радуется» отличается от других образов Богоматери, перед которыми они обычно возносят молитвы со своими нуждами и горестями. Здесь же Матерь Божию прославляют и восхваляют как квинтэссенцию всеобъемлющей абсолютной Любви, как Царицу Небесную, объединяющую мир земной и Царствие Небесное, как дарующую надежду на Спасение каждому.

Прославление исходит и от святых на иконе, и от молящихся перед ней. Именно в этом прославлении и заключается значение иконы «О Тебе радуется», в чем помогает исполненный глубокого чувства гимн Иоанна Дамаскина. Не просьбы о помощи, не мольба о защите, а благодарность и радость возносятся к Пресветлому Лику Богоматери, радость тех, кто на земле, и тех, кто в Царствии Небесном.

В чем помогает икона «о тебе радуется»

Хотя иконе «О тебе радуется» возносят не мольбы о помощи, исцелении и защите, она, тем не менее, помогает верующим во многом. Искренняя благодарственная молитва очищает, освещает и освящает душу, настраивает ее на возвышенный лад и добродетельную жизнь.

Богоматерь же в ответ на такую благодарность простирает над очистившимися душами свое покровительство, укрепляет их в вере и стойкости к жизненным перипетиям.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «О Тебе радуется»

(1

О тебе радуется обрадованная вся тварь. пейзаж рая, начало xvi века

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

?gorbutovich (gorbutovich) wrote,
2016-10-05 17:30:00gorbutovich
gorbutovich
2016-10-05 17:30:00Райские обители на иконе начала XVI века мастера круга Дионисия.
Фрагмент иконы. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Ранний XVI век. Москва. 146×110 см. Из Успенского собора в Дмитрове. Инв. 28640. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Photo by Tatiana GorbutovichВ основе иконографии лежит песнопение в честь Богородицы, автором которого считается Иоанн Дамаскин (VIII век).

Оно исполняется на утрене и на литургии Василия Великого:«О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь,ангельский собор и человеческий род,освященный храме и раю словесный,девственная похвале, из Нея же Бог воплотисяи Младенец бысть, прежде век сый Бог наш,ложесна бо Твоя престол сотвории чрево Твое пространнее небес содела.О Тебе радуется, обрадованная всякая тварь, слава Тебе.

»В этом песнопении прославляется Богоматерь, которая уподобляется церкви и раю, поскольку рожденный ею Младенец – Спаситель мира.2.
Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich.

Икона в ГТГ под стеклом, поэтому фотографии 1-10 не самого хорошего качестваИкона «О Тебе радуется» иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения: “О тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный…”3.
Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва.

Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich4.
Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich5.
Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Photo by Tatiana Gorbutovich6.
Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich7.
Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich8.
Фрагмент.

Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich9.
В верхней части иконы изображен храм на фоне белого круга с деревьями – образ рая. Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich10.

В центре райских обителей в окружении архангелов и ангелов восседает на троне Богоматерь с Младенцем в сиянии небесной славы. У подножия престола представлен преподобный Иоанн Дамаскин с развернутым свитком в руках. Внизу изображен молящийся “человеческий род”. Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Photo by Tatiana GorbutovichВ соответствии с текстом песнопения, в центре иконы – Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы; за нею — собор ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада.

У подножия престола Иоанн Дамаскин — автор “Октоиха”, протягивающий текст своей молитвы Богородице; внизу изображен молящийся “человеческий род” – все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы итд. — в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение.

Венчает композицию полукруг неба — как правило, с изображением небесных ангельских сил (“…чрево твое пространнее небес соделала…”).11.
Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Ранний XVI век. Москва. 146×110 см. Из Успенского собора в Дмитрове. Инв. 28640. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н.

Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. SourceИконография «О Тебе радуется» появляется в русской живописи в конце XV – начале XVI века. 12.
О Тебе радуется. Около 1500 г. [Успенский собор Московского Кремля, 1971: 1480-е годы; Алпатов, 1978: Ок. 1500 г.; Толстая, 1979: Конец XV — начало XVI вв.] 200 × 158 см.

Успенский cобор Московского Кремля, Москва. Инв. 973 соб. Изображение воспроизводится по изданию: Алпатов М. В. Древнерусская иконопись /Early Russian Icon Painting. М.: Искусство, 1978. SourceНаиболее ранним из дошедших до нас произведений на этот сюжет является икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля (ок.

1481) [1], причем новая иконография предстает здесь уже во вполне сложившемся виде. Именно кремлевская икона могла послужить образцом для более поздних произведений.13.
О Тебе радуется. Около 1497 г. Место создания: Россия. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Реставрация: Реставрирована в 1965-2001 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря, реставратор Г.С. Клокова. 152 х 116 см. Дерево, темпера. Source

Текст песнопения «О Тебе радуется» включен в Октоих [*]; используется как задостойник в литургии Василия Великого: вместо песнопения «Достойно есть» в литургии Иоанна Златоуста.

[*] Октоих (греч.

— восьмигласник) — богослужебная книга, которая содержит изменяемые молитвы для подвижных дней богослужения годичного круга, произносимые на литургии, утрене, вечерне, повечерии, а также на малой вечере и полунощнице (по воскресным дням).

Октоих поется на протяжении восьми недель — после недели Всех Святых до пятой недели Великого поста включительно. Каждую неделю поется один из восьми гласов — особых церковных мелодий, разработанных Иоанном Дамаскиным и Федором Студитом.

14.
О Тебе радуется. Вторая половина XVI в. Дерево, темпера. 97х73. КП 2157 инв. 409 ДЖ. Реставрация О. А. Пригородова, ВХРНЦ г. Москва. Каргопольский государственный музей. Source

Источники:

Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. «Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству»
[1] О Тебе радуется: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве
Богородица // «Православная Энциклопедия»
О Тебе радуется… Начало XVI в. ГТГ // Icon-art.infoГ
О Тебе радуется. Успенский собор Московского Кремля // Icon-art.info

Дополнительно см.:

Иконы Дионисия в Третьяковской галерее

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Одно из самых высоких достижений русской и вообще европейской культуры позднего Средневековья связано, конечно, с именем великого иконописца, которого называли пресловущим, то есть самым известным.

Это, несомненно, Дионисий.

Он, в отличие от Андрея Рублева и многих других иконописцев, был человеком светским, однако выросшим в необыкновенной, очень образованной, очень изысканной, можно сказать, аристократической московской среде.

С именем Дионисия связано огромное количество ансамблей произведений искусства. Вероятно, его иконное наследие было несоизмеримо велико, но до нас дошло не очень многое. Почему я говорю «несоизмеримо велико»? Потому что он расписывал храмы в огромном количестве.

И в Иосифо-Волоколамском, и в Ферапонтовом, и в Пафнутьево-Боровском монастырях. И он для всех делал иконостасы. А представляете себе, с конца XIV века, со времен Феофана Грека, Андрея Рублева, иконостас, как правило, уже большой, включающий в себя несколько рядов.

И вот Дионисий с артелью мастеров работает над созданием икон.

Особенности его художественного языка очень легко узнаются.

Невозможно перепутать икону Дионисия по тому, как тонка и изысканна линия, как удлинены пропорции; но все эти художественные средства в первую очередь необходимы для создания совершенно определенного духовного, молитвенного состояния, которое отличает лучшие творения русской культуры рубежа XV–XVI веков – иконы и дошедшие до наших дней знаменитые фрески Рождественского собора в ансамбле Ферапонтова монастыря.

Наш музей хранит большое количество работ, так или иначе связанных с именем Дионисия. И наверное, первая, о которой надо сказать, – это икона Божией Матери «Одигитрия», которая была создана на старинной доске от византийской иконы.

Почему это так важно? Казалось бы, торжественный, сдержанный, суровый облик Божией Матери на этой иконе отличается от того, что делал Дионисий. Именно потому, что это был определенный заказ.

После пожара в Москве, в Кремле, где сгорела знаменитая византийская святыня, на доске от сгоревшей иконы, как сообщает летопись, Дионисий «в меру и подобие», то есть в полный размер, повторил древний образ. И вы видите здесь надпись, сделанную по-гречески: «Одигитрия».

Это знаменитая икона, «Путеводительница», на ней по традиции Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который держит свиток, упирающийся в колено. А наверху мы видим Архангелов Михаила и Гавриила. Сохранившаяся икона позволяет предположить, что у нее был оклад.

И наверное, это надо помнить при знакомстве с большинством икон из собраний музеев. Следы от крепления оклада, от венцов сохраняются. Также очень многие иконы мы теперь видим как белофонные, хотя на самом деле они имели золотой или серебряный фон.

Эта икона находилась в самом центре, как принято говорить, «в сердце Отечества» – в Московском Кремле, в Вознесенском женском монастыре.

Дионисий очень много работает именно в Московском Кремле. Для Успенского собора Московского Кремля он вместе с другими мастерами пишет целый иконостас. Успенский собор Московского Кремля был построен в 80-е годы XV века итальянскими мастерами.

И именно для этого собора Дионисий со товарищи делает иконостас, и в частности пишет дошедшие до нас иконы митрополита Алексия и митрополита Петра из местного ряда. Последняя хранится в Успенском соборе. Почему это так важно? Дело в том, что Успенский собор Московского Кремля – уже третий по счету.

Первый – времен Ивана Калиты, второй – построенный Мышкиным и Кривцовым, который пал во время землетрясения; и вот этот, третий, был ориентирован в своем величии на знаменитый Успенский собор города Владимира, сердце Древней Руси.

Если вы помните, древние домонгольские храмы отличались грандиозными размерами. Именно для Успенского собора во Владимире преподобный Андрей Рублев с артелью писал свой знаменитый иконостас, часть которого тоже хранится в нашем собрании.

Так вот, если Успенский собор Московского Кремля повторяет по своим формам и размерам собор города Владимира, то и иконостас, соответственно, тоже создан по владимирскому примеру – такого же грандиозного масштаба.

Это небывалый размер вообще для нашего Отечества в то время.

В местном ряду этого иконостаса находились иконы первых русских митрополитов – Петра и Алексия. И вот особенно мне бы хотелось сказать об этой иконе, которая попала к нам очень поздно, в 40-е годы, из Московского Кремля (а вторая осталась там).

Создана она была, как считает большинство исследователей, в период росписи собора, в конце XV века, в 1480-е годы – это одна из датировок иконы. Это огромных размеров житийная икона, где в центре располагается образ Алексия чудотворца, Московского митрополита.

Его святость – это некий тезис, подтверждением которого являются клейма, запечатлевшие моменты его жития.

Благодаря научным исследованиям мы можем сказать, что эти клейма полностью соответствуют варианту жития святителя Алексия, включая точно датированное событие – чудо исцеления от мощей Алексия старца Наума.

По традиции все клейма на русских иконах читаются так: верхний ряд слева направо – мы видим рождество отрока Елевферия, дальнейшие события: приведение его в храм; чудное третье клеймо, где отрок спит и ему снятся птицы, а голос говорит ему, что он тоже будет, подобно ловцу птиц, ловцом душ человеческих. Далее – пострижение в монахи, поставление в епископы. И наконец – мы с вами должны понимать, в какое время живет святитель Алексий, – он приезжает к татарскому хану. Далее клейма читаются слева направо вразбивку. И мы видим на шестом клейме, что действие происходит уже в Троице-Сергиевой лавре.

А потом мы видим моление – и перед нами Успенский собор, только тот, древний, который не сохранился до нашего времени, где был захоронен Петр, первый из митрополитов Киевских, имевший постоянное местопребывание в Москве. Вот над могилой святителя Петра молится святитель Алексий, и вы видите там изображение белокаменного собора.

Дальше уже история, связанная с поездкой в Орду, исцеление от слепоты ханши Тайдулы. Но, конечно же, это имеет еще и символический подтекст: исцеление от слепоты – это как бы открытие глаз веры, открытие души человека.

А дальше – встреча с преподобным, успение, обретение мощей; мы видим, как приносят икону святителя Алексия в храм, и наконец последнее клеймо – это чудеса от мощей святителя Алексия.

Там, где были мощи святителей Петра и Алексия, находились и эти замечательные житийные иконы, которые для нас являются великими художественными памятниками рубежа XV–XVI веков со всеми присущими Дионисию особенностями, о которых мы говорили: и вытянутые утонченные пропорции, и разбеленный легкий колорит, и от этого – ощущение радости, покоя, отсутствие драматизма, напряженности, присущих иконописцам предшествующей эпохи. Все эти художественные качества полностью соответствуют, на мой взгляд, тому совершенно особому сложившемуся мироощущению периода возвышения Русского государства рубежа веков, времен, когда Иван III женился на Софье Палеолог, когда начинается расширение Руси, расширение русского православного мира.

– Прославленный древнерусский иконописец Дионисий, живший в XV – начале XVI века, происходил из знатной семьи. Будучи ведущим московским иконописцем, он много работал не только в Москве, но и в других местах, получал заказы от князей и монастырей.

Дионисий вместе с сыновьями расписывал Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря, а затем – храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре и иные церкви. Помимо этого им было создано множество икон и книжных миниатюр.

Произведения Дионисия отличаются особой лиричностью и утонченностью, возвышенностью и отрешенностью, светоносностью и ритмичностью.

Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Начало XVI века связано в русской художественной культуре с очень интенсивным продвижением православия и монашеской культуры на север, созданием северных монастырей. Наверное, Дионисия можно назвать тем художником, который сопровождал своим талантом, своей рукой и своими чувствами вот это украшение Русской Фиваиды – северных русских монастырей.

И для Павло-Обнорского монастыря, одного из светочей русского монашества, была написана прекрасная икона «Распятие».

Достаточно и короткого взгляда на эту икону, и длительного глубинного созерцания для того, чтобы увидеть, как совершенно по-иному, по сравнению с предшествовавшими русскими и византийскими мастерами, понимает и передает свое понимание в красках наш иконописец Дионисий.

Небольшая икона вытянутого формата вдруг представляет нам Распятие не как трагическое, страшное событие, а как торжество жизни над смертью. Спаситель распят, Спаситель как бы уже предстает в лучах небесной славы, то есть Он как бы парит на кресте, Его движения спокойные и мягкие.

Ему вторят Мария с тремя женами, сотник Лонгин, Иоанн Богослов, которые склоняются легкими движениями ко Кресту. Мы с вами видим вытянутые пропорции, изящную, очень тонкую разделку одежд, мягкое гармоническое композиционное решение, то есть все то, что создает в этом сияющем золотом фоне ощущение радостного парения, – жизнь побеждает смерть.

И вот это вхождение в жизнь вечную передано художественными средствами живописца Дионисия.

Но здесь есть одна замечательная иконографическая деталь, которая имеет не только художественные достоинства, но и особый богословский смысл.

Я прошу обратить внимание на то, что наверху, по сторонам от Креста изображены ангелы с покровенными руками, а внизу, под руками Спасителя, – четыре фигуры: два ангела и еще две – одна из них улетает, обернувшись, а вторая летит к Кресту.

Это не что иное, как олицетворение Ветхого и Нового Заветов, то есть синагога и христианская Православная Церковь. В соответствии с христианским учением смена Ветхого Завета на Новый происходит именно в момент распятия и крестной смерти Спасителя.

Если бы икона дошла до нас в первоначальном виде, то мы могли бы понять, что кровь Нового Завета собирается ангелом в чашу Новозаветной Церкви. То есть, по сути дела, мы видим, как здесь колористически и композиционно удивительным образом раскрываются и очень важные догматические моменты, самый главный из которых – христианское учение о победе жизни над смертью.

Мы знаем, что Дионисий, как мастер высочайшего уровня, конечно же, работал не один. Он работал со своими помощниками, другими мастерами и, разумеется, учениками.

И наверное, его утонченное, аристократичное искусство оказало огромное влияние на русскую культуру и на русскую живопись первой половины XVI века. И есть целый ряд икон, в которых мы ощущаем это влияние; иногда называем их авторов мастерами круга Дионисия.

На иконах, написанных ими, мы видим не только вот этот дионисиевский колорит, его пропорции, но и самое главное – ощущение радости и торжества, переданное пластическими средствами.

Перед нами чудесная икона, которая так и называется: «О Тебе радуется». Это начало песнопения из «Октоиха», которое исполняется в Церкви. Но здесь перед нами воистину образ рая.

Какая тварь радуется? Мы видим ангельские чины, песнописца Косму Маюмского, праведных мужей и жен, царей, святителей – всех, кто прославляет Богоматерь, принесшую миру Младенца Христа.

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» – это чувство звучит в иконах последователей Дионисия, тех, кто преобразил мир русской культуры начала XVI века

Автор и ведущая Елена Чач

Записал Игорь Лунев

Икона Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется»

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

Икона Божией Матери «О Тебе радуется» — чудотворный лик, дарующий помощь просящим христианам по их молитвам. Оригинал святого изображения хранится в Третьяковской галерее, но каждый храм считает особой благодатью иметь копию этого Святого Лика.

Икона Божьей Матери «О Тебе Радуется»

Значение икон в христианстве

Первоначально в ранней церкви икон не было, однако, со временем вера людей начала ослабевать. Христианам требовался видимый образ, на который можно было бы концентрировать внимание во время молитвенного поклонения. Божественные лики можно сравнить с лупой, которая множество лучиков преобразует в палящий луч.

При написании Святого Лика неизвестный художник передает реальные чувствования Христа, внутренне преобразуя во внешнее, движимое силой любви Спасителя. Через благодатную силу внутреннего первообраза благодать передается Святому Лику, который потом чудодейственным образом при помазании святых сил действует на молящихся.

Важно! Христиане поклоняются не картинке, изображению, а личности, которая представлена на иконе. Этого мнения придерживается православная кафолическая Восточная Церковь.

Описание иконы

При первом взгляде на изображение Божьей Матери, сидящей на престоле с Младенцем на руках, сердце наполняется особенной, трудно передаваемой, радостью. Нет точной даты и имени художника изобразившего на полотне благодатную молитву «О тебе Радуйся!»

Имея перед глазами святое изображение и одноименную молитву, сразу находишь воплощение всего, что изложено в ней. Иоанн Дамаскин в своей благодарственной песне сказал, что в Благодатной Божьей Матери имеет радость каждое творение, ангелы и люди,

Художнику удалось передать завет Бога о радуге, изобразив ее образ в виде ангельского собора, цветущего рая и храмов, окружающих полукругом сверху святой лик Богоматери с Дитем. Это является символом всей Новой Земли, Иерусалима и райского сада.

Икона Богородицы «О Тебе радуется» в интерьере храма

Пречистая Дева, одетая в одежды багряного цвета, нежно обнимает Младенца, сидящего у Нее на руках. Перед Престолом, склонившись на колене, изображен сам автор молитвы «О Тебе радуется» Иоанн Дамаскин, держащий перед собой бумажный свиток, скорее всего, это молитвы верующих, которые приносятся к ногам Богородицы и Спасителя.

С правой стороны стоят женщины — мироносицы. Святые мученики полукругом располагаются у подножия Божьего трона, около них изображены образы простых людей и царей, иноков и патриархов, все равны перед Всевышним Богом.

От образа Богородицы и Младенца исходит божественный свет, дарующий радость всем, кто пришел с благодарственной молитвой. Святой лик «О Тебе Радуется» наполнен благодатной силой, переданной через преданное и наполненное Божьей славой сердце художника.

Важно! Богородица — источник христианского упования на Ее защиту и помощь. Через Богоматерь наши молитвы приносятся перед Спасителем, Иисусом Христом, Которому мы отдаем всю славу, честь, поклонение во веки веков.

История появления иконы «О тебе радуется»

Священное воззвание «О Тебе Радуется, Благодатная» легла в основу написания одноименной иконы. Трудно поверить в реальность событий, предшествующих написанию благодарственного воззвания к Богородице.

В конце восьмого века императором Львом Третьим было дано строжайшее указание запретить поклонение христианским ликам, имеющиеся фрески и иконы подлежали уничтожению. Против иконоборчества выступил Иоанн Мансур, известный в православии, как Иоанн Дамаскин, начавший рассылать послания о защите иконопочитания.

Подлый император не мог сам в открытую уничтожить жителя чужой страны, поэтому он решил пойти на лукавство. От имени Иоанна он приказал изготовить фальшивую грамоту, в которой священнослужитель якобы готовит заговор по свержению халифа и предлагает императору поддержать его. В палац халифа фальшивка и была послана.

Разгневанный халиф не желал ничего слышать, он приказал отрубить Иоанну руку, хотя до этого у властелина не было малейшего повода заподозрить иконописца в измене. Иоанну Мансуру, незаслуженно обвиненному в предательстве, на плахе отрубили руку.

Опечаленный архиепископ Дамаска не отходил от Иоанна после казни, по просьбе казненного он выпросил у халифа отрубленную руку и принес иконописцу. После ухода архиерея Иоанн сорвал все повязки, приложил отрубленную руку к ране и крепко все скрутил полотенцем, которое быстро стало набухать от крови.

Находясь в лихорадочном состоянии, Иоанн упал на колени, и, протягивая руку к имеющейся у него иконе, возопил к Богородице: «Пречистая Богородица, Ты родила Спасителя моего, взгляни на правую руку мою, которую отсекли за написание Божественных ликов Твоих. В твоем ведении все свершившееся, прошу Тебя, не медли с помощью и даруй исцеление и восстановление руке моей».

Икона Божьей Матери «О тебе радуется»

Целую ночь кричал и плакал иконописец, обливаясь слезами и держа поднятой к Иконе Божьей Матери руку, пока сон и боль не сморили его. В полудреме Иоанн почувствовал взгляд, открыв глаза, он увидел сияние, которое лилось от святого лика. Глазами, наполненными любовью и милосердием, Пречистая Матерь смотрела на пострадавшего за веру Христову.

От иконы Богородицы шел голос, Божья Матерь сказала, что Она слышит все молитвы и воззвания к Ней, которую приносятся с верой в Спасителя, утешила художника чудесной новостью об исцелении руки.

В состоянии необъяснимого блаженства Иоанн стал снимать набухшую от крови повязку, соскабливать засохшую кровь с раны, и наконец, увидел красный рубец, соединяющий руку воедино. Попробовав пошевелить пальцами, защитник иконопочитания вскричал от боли, но при этом понял, что рука работает.

Счастливый иконописец выразил свою благодарность в молитве.

Исцеленный Иоанн пообещал всей своей жизнью служить Богу, писать стихи, песни и рисовать иконы.

Иконописцами изображено множество святых ликов, которые обладают чудотворной силой. К ним приходят со всевозможными прошениями, и только благодатный образ «О Тебе Радуется» создана для воздаяния благодарственных молитв.

Невозможно преуменьшить значение чудотворной иконы, перед которой постоянно льются благодарственные слова, наполненные признательностью. Перед святым ликом Богородицы:

  • очищаются христианские души;
  • сердца наполняются светом и добродетелью;
  • наступает покой;
  • возрастает вера.

Веруя в слова, произнесенные к Иоанну, люди с преклоненными коленями благодарят Богородицу за слышание молитв, покровительство и милосердие.

Чтение молитвы перед ликом «О Тебе Радуется» открывает ворота Небес, где Божия Матерь всегда готова прийти на помощь в трудностях и препятствиях на жизненном пути.

Благодарность Пречистой Богородице — гарантия Ее небесного покровительства.

Иконография и значение иконы «О тебе радуется»

Книга – 500 сокровищ русской живописи – Евстратова Елена Николаевна – Читать онлайн, Страница 4

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

Закладки

Чудо Георгия о змие. Начало XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

По византийской версии легенды, св. Георгий, направляясь в Каппадокию, увидел плачущую царевну. Она рассказала ему, что рядом с ее родным городом появился страшный змей, который требует себе в жертву детей горожан. И теперь очередь дошла до нее – царской дочери. Св.

Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, устремился на змея, и «ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». После чего Георгий велел царевне связать змея поясом и вести в город. Жители города, пораженные свершившимся чудом, приняли христианскую веру.

На замечательной иконе новгородской школы св. Георгий предстает во всем «небесном» великолепии: его плащ эффектно развевается за спиной, белый конь встает на дыбы и топчет змея, копье, как молния, рассекает воздух, пронзая пасть чудовища. Наверху справа в голубом сегменте Господь благословляет святого на битву.

Впечатление яркого торжества добра над злом довершается ярко-красным фоном иконы.

Илья-пророк. Середина XV. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Новгородцы почитали ветхозаветного пророка Илью как могучего громовержца, наделенного сверхъестественными способностями повелевать силами природы, и как аскета, истового служителя воле Божьей и Боговидца.

Пророк Илья на знаменитой краснофигурной новгородской иконе производит впечатление человека, наделенного сверхчеловеческой энергией. Скуластое, строгое, излучающее свет лицо седовласого старца, покатые плечи, вытянутый, «пламенеющий» силуэт подчеркивают бесплотность фигуры, ее устремленность ввысь.

Чудо о Флоре и Лавре. Конец XV в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святые Флор и Лавр почитались как милостивые ходатаи о нуждах крестьянина и покровители главного его богатства – лошадей. На сверкающем золотом фоне красочной, словно «сказочной» иконы в верхнем поле изображены Флор и Лавр, которым архангел Михаил вручает поводья двух коней под нарядными седлами.

Внизу коневоды – святые мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп – гонят к водопою табун лошадей. Кони на иконе предстают как символ дня и ночи, бесконечного бега времени.

Их очертания напоминают силуэты широких крыльев архангела – тем самым подчеркивается единство мира горнего (небесного) и дольнего (земного).

Рождество Христово. 1410–1430-е. Москва. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Центральное место иконы занимает фигура Богоматери на алом ложе. Возле нее на фоне мрачного пятна пещеры – ясли с Младенцем Христом. Вокруг них разворачиваются сцены, предшествующие Рождеству и последовавшие за ним.

В верхнем левом углу, увидев путеводную Вифлеемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Спасителя, группа волхвов едет поклониться Младенцу. Справа ангелы благовествуют пастухам о пришествии Спасителя.

В нижней части иконы Иосиф погружен в тяжелую думу: он не смог сразу поверить в рождение Сына Божьего. Рядом с ним сцена омовения Младенца как знак очищения от тревог и сомнений.

Положение во гроб. Последняя четверть XV в. Каргополь. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласно Евангелию, тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский, член Синедриона, не участвовавший в суде над Христом, упросил римского наместника Понтия Пилата отдать ему тело Иисуса для погребения. Снятое с креста тело обвили чистыми пеленами, пропитанными благовониями, и положили в гробе, высеченном в скале.

К гробу с телом Христа припали полные скорби Богородица, Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский. Одна из жен-мироносиц (которая принесла миро – благовоние для тела Христа) в отчаянии вздымает к небу руки.

Этот трагический жест повторяется в полных монументального величия очертаниях скалистых гор, которые, подобно потокам слез, ниспадают вниз крутыми уступами.

Успение Богоматери. Конец XV в. Тверь. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласно апокрифическим текстам, Богоматерь, узнав от архангела Гавриила о скорой смерти, вознесла молитву, чтобы ей было дано попрощаться с апостолами – учениками Христа.

В верхней части иконы ангелы на изысканных, напоминающих птиц облаках переносят рассеявшихся к тому времени по всему миру апостолов к ложу Богоматери.

Христос, вокруг которого сияет облако (мандорла) – символ его Божественной природы, принимает ее безгрешную душу (символически изображается в виде младенца), и Богоматерь через его посредство обретает Царство Небесное.

Яркий, светоносный голубой цвет облака повторяется в одеждах апостолов, на крышах зданий и на крыльях ангелов. За это обилие редкого в древнерусской живописи голубого цвета икона получила название «Голубое Успение».

Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Вторая половина XV в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В данной иконе русская иконопись впервые обращается к батальному жанру, который не встречается в византийской живописи.

В основе сюжета лежит реальное историческое событие – 25 февраля 1170 года независимые новгородцы одержали победу над суздальским войском во главе с князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского.

По легенде, победа была одержана благодаря чуду, которое явила новгородская икона «Богоматерь Знамение».

В верхнем регистре иконы святыню торжественно переносят к главному храму Новгорода – Софийскому собору. В среднем встречаются послы враждующих сторон, и тут же начинается бой – стрелы летят в защитников Новгорода, поражая и чудотворную икону на крепостной стене. «Богоматерь Знамение» «отвернулась» от суздальцев, испустила слезу, и на войско завоевателей средь бела дня напала тьма.

Внизу мы видим итог чуда, явленного Небесной заступницей. Из ворот новгородского кремля выезжает рать во главе со святыми заступниками Георгием, Борисом и Глебом. Схлестнулись копьями два войска, но справа конница побежденных суздальцев уже обернулась вспять и покидает поле боя.

Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Фрагмент

АНДРЕЙ РУБЛЕВ, ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ. Спас в Силах. 1410-е. Москва. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Спас в Силах» был центральной частью деисусного чина большого многоярусного иконостаса Успенского собора во Владимире. Христос как грозный судия восседает на престоле – символе Вселенной и Божьей Славы. Правой рукой он благословляет, левой держит Священное Писание. Красный квадрат символизирует мир земной, а изображения ангела, льва, тельца и орла в его углах – четырех евангелистов.

Зеленоватый овал – это мир духовный, в котором пребывают Силы Небесные в виде крылатых колес. Это так называемые «престолы» – разновидность ангельских чинов, которые всегда рядом с троном Бога. Красный ромб – символ мира невидимого.

Величавая и торжественная интонация композиции иконы смягчается кротким и мягким ликом Спасителя – справедливого судии, вводящего человека в царство Добра и Справедливости.

О тебе радуется. чудотворные иконы божией матери

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

ПРЕДИСЛОВИЕ

O Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род.

Освященный Храме и Раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш: ложесна бо Твоя Престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела.

О тебе радуется. чудотворные иконы божией матери /Сост. Н. Дмитриева — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 432 с.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,

слава Тебе.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно.

Икона — учили отцы — есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой и, кто

отвергает икону, тот не верит в реальность боговоплощения, т. е. человеческой природы Богочеловека.

С. И. Фудель

В сиянии славы и в окружении Сил Небесных — Богоматерь с Младенцем на Престоле. Над Ней, словно образуя радугу, — ангельский собор, цветущий сад, многоглавый храм — образ Вселенной и образ Нового Иерусалима, образ рая.

В нижней части иконы — простые люди и пророки, цари и иноки, патриархи и целомудренные девы.

И все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет все земное и небесное и Сама стала «новым Творением» и «освященной Церковью».

Все это воплощено на одной иконе «О Тебе радуется».

Почему столько веков миллионы людей поклоняются иконам, молятся перед ними, несут к ним свои сокровенные тайны и упования, получают исцеление и утешение?

Что же такое икона — просто доска, краски, олифа?

Отец Павел Флоренский писал: «нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего».

Это внутреннее и есть суть иконы — когда благодатная сила первообраза становится присущей образу и действует через него на человека.

Так писали святые отцы Церкви — Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама.

Так чувствуют и простые люди — с открытым Богу сердцем, искренне верующие и уповающие на Господа. Недаром существует понятие «намоленные иконы».

На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им». Почитание, оказываемое иконе-образу, переходит на «первообразное», на тех, кто изображен на ней. Это общее мнение православной кафолической Восточной Церкви.

Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах, как свечи, загорались светильники Православия — храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. И Русь — единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя «Домом Пресвятой Богородицы».

Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискиллы есть живописная сцена Благовещения.

А святитель Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная.

Она — предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она — слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари.

Она — начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, присно и во веки веков».

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это — «Одигитрия» («Путеводительница»), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению.

Это — «Знамение» (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») — образ Боговоплощения от земной Женщины, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Это — «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание» — в греческом варианте) — вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом.

Это — Акафистный тип: так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в Акафисте и иных церковных гимнах.

Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей.

Ее иконы называются — «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь своей Покровительницы.

Эта книга родилась из статей, написанных для журнала «Встреча». Семь лет в «Светоче» (разделе журнала) ежемесячно публикуются эти очерки. Книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушались храмы и уничтожались святыни. В лучшем случае чудотворные иконы попадали в музеи.

Многие иконы оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших свою Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня.

Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей… будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу: крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Автор выражает сердечную благодарность всем, кто помогал в издании этой книги: архимандриту Тихону (Шевкунову), Н. Н. Чайковской, главному редактору журнала «Встреча» Ю. В.

Куликову, ответственному секретарю журнала «Встреча» А. В. Ракову, председателю Благотворительного фонда «Попечитель» К. Ю. Курченкову, директору Благотворительного фонда «Попечитель» Н. Ф.

Комаровой, Иман-Вере Аль-Мусауи, В. М. Сетдековой, Т. Л. Хоцяновой.

12 марта 2007 г.

О тебе радуется

Описание иконы дионисия «о тебе радуется» (конец xv века – начало xvi века)

22.03.2015 | Анна Голубева

Изображение взято по ссылке
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=6278

“О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”.

В Великий Пост особенно часто, на воскресных Литургиях, которые в этот период служатся по чину Василия Великого, мы слышим пение молитвы «О тебе радуется…», автором которой считается византийский богослов и гимнограф преподобный Иоанн Дамаскин.

Этот гимн послужил литературной основой композиций монументальной и станковой живописи, иконография которых стала не просто отражением поэтической образности текста песнопения, но и была связана с особенностями чинопоследования литургической службы.

О том, когда песнопение «О тебе радуется» вошло в текст литургии, существует несколько мнений. Некоторые исследователи считают, что это позднее дополнение. Доктор богословия Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей М.И.

Орлов (1864–1920) в своей докторской диссертации, анализируя тексты литургии Василия Великого по греческим и славянским текстам, проследил историю её сложения и изменения от VIII до XIX века и обратил внимание на то, что в греческих текстах есть только одна начальная фраза этого песнопения, которой хор отвечает на возглас священника, т.е.

«О тебе радуется…» Славянский же текст литургии включает песнопение целиком и впервые встречается в таком варианте в служебнике XVII века, что впрочем, не исключает его использования и до этого.

Это могло быть связано с тем, что в славянской практике число тайных молитв, читаемых после эпиклезы непосредственно перед ходатайственной молитвой во время пения хором «О тебе радуется…», было увеличено за счет тропаря третьего часа. Эта традиция была заимствована у греков, и появилась на Руси в конце XIV века, а к XVI веку уже канонически установилась.

Греки же, наоборот, к XVI веку от этого нововведения окончательно отказались, сочтя его «богословски неграмотным». Кроме того, ряд исследователей упоминают эту молитву в числе читаемых священником перед входом в храм перед литургией, а Н. Одинцев упоминает эту традицию, отмечая новшества, появившиеся в чинопоследовании богослужения в XV  веке.

Таким образом, мы видим, что песнопение «О тебе радуется», становиться особенно популярным в XV –  XVI веке и именно на Руси. Этим и объясняется появление в конце XV века в иконах и фресках одноименной композиции. Иконы писались, как правило, для местного ряда, что объясняет их широкое распространение в XVI веке в связи с развитием иконостаса.

Смысловым центром композиция является восседающая на золотом троне (престоле) с подножием Богоматерь с Младенцем Христом на коленях, окруженная ореолом Божественной Славы «из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть… ложесна бо Твоя престол сотвори».

 Благословляющий всех Христос – Творец мира и одновременно, священник, освящающий Свои истинный Храм на Земле – Богородицу. Престол окружает собор архангелов во главе с Михаилом и Гавриилом.

«Архангельский собор», прославляющий Богородицу, находится на фоне возвышающегося величественного храма – символического образа Богородицы («освещенная церковь») и Рая в виде белого круга с деревьями, поскольку Богородица – «раю словесный».

Изображение взято по ссылке http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=533

На некоторых образцах всю верхнюю часть иконы охватывает небесная полусфера с изображением ангельских сил, вторящая форме ореола вокруг престола и охватывающая «бесконечность» Рая. Она иллюстрирует слова «чрево Твое пространнее небес соделала».

У подножия престола стоит автор гимна Иоанн Дамаскин со свитком, на котором начертаны первые строки песнопения. Ниже изображен молящийся “человеческий род”, представленный как собор святых.

Здесь изображены праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, цари, жены.

Наиболее ранними из дошедших до нас произведений на этот сюжет являются икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля (ок. 1481 г., по другим версиям ок. 1500 г.

), икона последней трети XV века из суздальского Покровского монастыря с надписью «Похвала Богоматери» (ГТГ), новгородская таблетка 1490-х годов (НГИАМЗ), икона 1497 года из Успенского сбора Кирилло-Белозерского монастыря и фреска Дионисия в Ферапонтово.

Икона из суздальского Покровского монастыря. Псков. Последняя треть XV в. (ГТГ)

Изображение взято по ссылке
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1243

Наибольший интерес представляют две иконы – из иконостаса Успенского собора и новгородская таблетка. Эти  иконы, написанные в двух наиболее важных культурных центрах, стали образцами для подражания, которым в дальнейшем следовали иконописцы или же варьировали их.

При сравнении этих памятников можно заметить, что они различаются в изображении человеческого рода по чинам святости.

В московской иконе чины святости представлены более подробно: среди святителей выделены митрополиты, среди монахов пустынники и пустынницы, помимо пророков есть ещё чин праотцев. Вместо левой группы монахинь праотцы во главе с Иоанном Крестителем.

Фигура Иоанна Предтечи выделяется в связи с тем, что чинопоследование Литургии Василия Великого соединяет песнопение «О тебе радуется» с тайной молитвой  священника за святых причастников и усопших, в которой последовательно поминаются все чины святости и первым поминается как раз Иоанн Креститель.

Таким образом, иконография тесно связывается с центральным моментом литургии. Справа внизу — младенец с нимбом, которого многие исследователи ассоциируют с образом праведной души умершего, но скорее всего это изображение святого мученика Кирика, представленного на иконе вместе со своей матерью Иулиттой.

К этой версии склоняется и известный петербургский искусствовед Н.В. Пивоварова.

Икона из Успенского собора Московского кремля (ок. 1481 г. или ок. 1500 г.).

Изображение взято по ссылке http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=968

Иконография новгородской иконы более проста и не связана с текстом тайных молитв и более соответствует песнопению хора.

Человеческий род изображен более обобщенно, а в верхнем ряду особо выделены две группы преподобных жен, справа и слева, отражающие слова песнопения, прославляющие Богородицу как «девственное похвало».

Выделен только Иоанн Дамаскин как автор текста «О тебе радуется».

Поза Младенца и престол Богоматери также различаются: в новгородской иконе Христос благословляет двумя руками, в московской дан обычный тип изображения Богомладенца – с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Двусторонняя икона-таблетка, Новгород XV век.

Изображение взято по ссылке http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=819

В дальнейшем два типа иконографии, которые были выделены выше, редко встречаются в чистом виде: меняются отдельные элементы, появляются новые детали, различным мог быть подбор и иконография святых. Часто в иконах появляются изображения святых, особо чтимых в той или другой местности, что каждый раз придает образу неповторимость.

Помимо иллюстрации богослужебного текста, композиция «О тебе радуется…» воспринималась как символическое изображение Царствия Небесного, горнего Иерусалима. Образ храма-града вознесенного на высокую гору, соотвествовал описаниям Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (Откр.

21-22) и некоторых других источниках. С этой же темой были связаны изображения праведников, распределенных по чинам и как бы участвующих в едином богослужебном действе.

Наконец, центральная часть фрески – Богоматерь на престоле, окруженная ангелами – напоминала изображение Богоматери в раю в композициях «Страшного суда».

Это сходство усиливалось в тех случаях, когда в сценах рая, вместо традиционного шествия праведных, изображались симметричные группы предстоящих (как, например, в композиции «Страшного Суда» в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря).

Дионисий. «О тебе радуется». Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502. Вологодская область.

Изображение взято по ссылке http://megabook.ru/media/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B9%20(%D0%9E%20%D0%A2%D0%B5%D0%B1%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F)

Интересны сохранившиеся створки иконы-складня «строгановской иконописной школы» из коллекции Русского музея. Они представляют собой две гимнографические композиции. Композиция «Единородный Сыне» выражает идею Боговоплощения и Искупительной Жертвы Христовой, которая продолжает свое развитие и в композиции «О тебе радуется».

Здесь намеренно на центральной оси выделены образы Божьей Матери с Младенцем Христом, Иоанна Крестителя с жертвенной чашей и безвинно пострадавших младенцев, которые раскрывают темы воплощения и жертвы, причастниками которой выступали святые, сгруппированные по сторонам композиции.

 В этой иконе образ «Небесного Иерусалима» предстает перед нами особенно ярко, благодаря тому, что в верхней части композиции место храма занимает архитектурное сооружение, напоминающее об окруженном высокой стеной с двенадцатью вратами Небесном Граде (Откр.

21:12), а по сторонам его нарочито выделены изображения музицирующего Царя Давида и Благоразумного Разбойника, являющихся, согласно эсхатологическим сочинениям, непременными обитателями рая.

«О тебе радуется», створка складня, XVII век, Строгановская школа.

Изображение взято по ссылке http://ikons-allart.do.am/photo/ikonopisnye_shkoly/stroganovskaja_shkola/o_tebe_raduetsja_s_prazdnikami/31-0-744

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что иконография «О тебе радуется» имеет русское происхождение, и возникла в конце XV – начале XVI века одновременно в разных художественных центрах.

Чаще всего такие иконы предназначались для местного ряда и включали изображения местных святых.

То, что иконописцам удалось выразить основные идеи литургии в иконе, говорит о том, что иконографическое творчество на Руси в конце XV – начале XVI века достигло наивышего уровня.

Использованная литература:

  • Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002
  • “Пречистому образу Твоему поклоняемся…” Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея, С.-Петербург, 1995
  • http://www.iconrussia.ru/iconography/422/
  • Е.В. Дувакина «Проблемы иконографии “О тебе радуется” в связи с росписью собора Ферапонтова монастыря». Ферапонтовский сборник. Выпуск первый. Советский художник, Москва, 1985 год
  • Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно