Исчезнет ли эпистолярный жанр?

Исчезнет ли эпистолярный жанр?

Исчезнет ли эпистолярный жанр?
СОДЕРЖАНИЕ
26 ноября 2019

Тест по русскому языку (9 класс) по теме: Не исчезнет ли эпистолярный жанр?

Исчезнет ли эпистолярный жанр?

Рассуждение о том, кчему приведет компьютерная технология.

Исчезнет ли эпистолярный жанр?

     «Сижу один в комнате во всем верху; читал сейчас твое письмо и не могу описать всю нежность, до слез нежность, которую к тебе чувствую, и не только теперь, но всякую минуту дня.

Душенька моя, самая лучшая на свете! Ради Бога, не переставай писать письма мне каждый день до субботы… Без тебя мне не то что грустно, страшно, хотя и это бывает, но главное – я мертвый, не живой человек.

И слишком уж тебя люблю в твоем отсутствии. Так, что глупо. Прощай, милая, голубчик».

Письмо Л.Н. Толстого жене, 1867 год, июнь.

    Скажите, а вы хотели бы получить такое или подобное письмо, написанное рукой любимого, близкого человека? И потом хранить его, перечитывать, чувствуя настроение, с которым оно писалось?

Обратите внимание

     Письма в почтовых конвертах…  Входя в свой подъезд, мы по привычке заглядываем в почтовый ящик – нет ли там письмеца? Вздыхаем – совсем  писать перестали…  Ждем с нетерпением, но сами не всегда находим время, чтобы вовремя ответить.

Если спросить: «Любите ли вы получать письма? Не смс-ки, а настоящие, на бумаге, по почте?», то, думаю, что большинство ответит положительно.

А если поставить вопрос по-другому: «Вы любите писать письма?», наверняка, многие скажут: «Да зачем писать, ведь сейчас так легко общаться с родственниками и друзьями, даже если они далеко от нас! Позвонить по телефону, связаться через Skype, отправить смс-сообщение». Хотя в нашей огромной стране еще далеко не везде есть не то что интернет, а даже и телефон.

    Исчезает ли эпистолярный жанр? В реальной жизни мы все реже и реже пишем письма. Возможно, стали ленивыми? По себе сужу – если раньше я в год писала 140-150 писем, то теперь раза в три-четыре меньше. Хотя не у всех моих родственников и друзей есть интернет, да и по телефону не всегда можно дозвониться.

Моя тетушка, живущая в Казахстане, не любит разговаривать по телефону – слышимость неважная, да и много ли скажешь? Она просит – «Пиши нам письма, мы их так ждем, перечитываем по несколько раз!». Да и большинство школьных подруг не владеют интернетом и предпочитают получать настоящие, «бумажные» письма.

Но все реже и реже появляются они в почтовых ящиках.

    Меня приучила писать письма мама, едва я освоила грамоту в первом классе. Когда у нее были какие-то неотложные дела, она сажала меня за кухонный стол, и я под диктовку писала письмо то одной её сестре, то другой. Она поступала мудро, и я ей благодарна за это.

В школе, теперь не помню, во втором или в третьем классе, на уроках русского языка нас учили, как написать правильно письмо и адрес на конверте. Вот тогда-то и читался рассказ А.П. Чехова «Ванька».

А в современном школьном курсе русского языка тема эпистолярного жанра практически не изучается.

Важно

      Почитайте своим детям и внукам этот удивительный рассказ А.П. Чехова! Из небольшого письма, написанного нетвердой детской рукой, встанет картина горькой сиротской доли деревенского мальчика. Нашим избалованным ребятам очень полезно узнать, как жили в то далекое от нас время, какой была «учеба», ведь Ваньку определили в обучение.

    А личная переписка Антона Павловича? Это же настоящая энциклопедия культурной и общественной жизни России конца XIX – начала XX века. Всего сохранилось около 4400 писем, написанных в течение 29 лет, с 1875 по 1904 год, они составляют несколько томов! Это одно из самых значительных собраний эпистолярного жанра в литературном наследии русских классиков. Тематика писем А.П.

Чехова разнообразна. Дневники путешествий, календари работы над произведениями, события личной жизни. Переписка с писателями, редакторами, издателями, театральными работниками, актерами, композиторами, художниками. Отклики на общественные, литературные и театральные явления, отзывы на критические статьи и советы начинающим авторам.

Как много потеряли бы мы, если бы эти письма не сохранились!

      Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения.

Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.

     В 2005 году вышел одиннадцатисерийный фильм «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли. Не знаю, как кому – у всех свой взгляд на произведения киноискусства, но мне фильм не понравился, более того, просто огорчил. Стало обидно за любимого поэта, которого представили в фильме этаким пропойцей  и дебоширом.

Когда же он успел написать столько стихов, если был все время в запоях? Сразу стала перечитывать томик с письмами Сергея Есенина. Они-то и дают верное представление о характере поэта, его взглядах на писательский труд и литературу, его взаимоотношениях с писателями-современниками.

Зря отец и сын Безруковы так исказили образ Поэта!

     А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину.

Совет

Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху.

Хотя военные письма и подвергались «обработке», перлюстрации, но даже по количеству вымаранных кусочков, а порой читая «между строк», можно узнать не меньше, чем из официальных документов.

    Думается, что в этой быстро летящей жизни, мы перестали ценить письма, как исторический документ, важный, пусть не для всего человечества, но для нашей семьи, для внуков. В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер.

По прошествии времени с большим удовольствием перечитываешь сохранившиеся письма, написанные много лет назад, и, как в машине времени, переносишься в свою молодость.

Как хорошо, что где-то в укромном уголке, в коробке, хранится пачка писем от близких людей, порой уже ушедших в мир иной!

    Конечно, нынче альтернативой рукописным посланиям становится электронная почта и другие современные средства связи. Но, как бы ни были частыми смс-сообщения, они несут в себе очень скудную, часто односложную информацию, типа ОК, Ну, Пока, и т.п., а затем стираются.

Телефонные разговоры не в силах удержать самая замечательная память. Не зря пословица говорит – «Что написано пером, того не вырубишь топором!» Даже сообщения электронной почты, письма Е-mail могут затеряться, если получатель или отправитель не распечатает их на бумаге.

      Как-то по телевизору показали интересный сюжет: в музее-заповеднике

 А.С. Пушкина, в Михайловском, на почте учат детей, как правильно и красиво писать обычные письма. Проводится конкурс на самое лучшее письмо. Писать можно кому угодно: родным, друзьям и даже самому А.С. Пушкину. Письма отправляются в специальных конвертах с марками. За неполный год с этой почты было отправлено более 5000 писем!

Начало формы

Обратите внимание

     Так может быть, всем следует сохранить привычку писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком.

Исчезнет ли эпистолярный жанр?

Исчезнет ли эпистолярный жанр?

Скажите, а вы хотели бы получить такое или подобное письмо, написанное рукой любимого, близкого человека? И потом хранить его, перечитывать, чувствуя настроение, с которым оно писалось?

Письма в почтовых конвертах… Входя в свой подъезд, мы по привычке заглядываем в почтовый ящик — нет ли там письмеца? Вздыхаем — совсем все писать перестали… Ждем с нетерпением, но сами не всегда находим время, чтобы вовремя ответить.

Если спросить: «Любите ли вы получать письма? Не смс-ки, а настоящие, на бумаге, по почте?», то, думаю, что большинство ответит положительно.

А если поставить вопрос по-другому: «Вы любите писать письма?», наверняка, многие скажут: «Да зачем писать, ведь сейчас так легко общаться с родственниками и друзьями, даже если они далеко от нас! Позвонить по телефону, связаться через Skype, отправить смс-сообщение». Хотя в нашей огромной стране еще далеко не везде есть не то что интернет, а даже и телефон.

Исчезает ли эпистолярный жанр? В реальной жизни мы все реже и реже пишем письма. Возможно, стали ленивыми? По себе сужу — если раньше я в год писала 140−150 писем, то теперь раза в три-четыре меньше. Хотя не у всех моих родственников и друзей есть интернет, да и по телефону не всегда можно дозвониться.

Моя тетушка, живущая в Казахстане, не любит разговаривать по телефону — слышимость неважная, да и много ли скажешь? Она просит — «Пиши нам письма, мы их так ждем, перечитываем по несколько раз!». Да и большинство школьных подруг не владеют интернетом и предпочитают получать настоящие, «бумажные» письма.

Но все реже и реже появляются они в почтовых ящиках.

Меня приучила писать письма мама, едва я освоила грамоту в первом классе. Когда у нее были какие-то неотложные дела, она сажала меня за кухонный стол, и я под диктовку писала письмо то одной её сестре, то другой. Она поступала мудро, и я ей благодарна за это.

Важно

В школе, теперь не помню, во втором или в третьем классе, на уроках русского языка нас учили, как написать правильно письмо и адрес на конверте. Вот тогда-то и читался рассказ А.П. Чехова «Ванька».

А в современном школьном курсе русского языка тема эпистолярного жанра практически не изучается.

Почитайте своим детям и внукам этот удивительный рассказ А. П. Чехова! Из небольшого письма, написанного нетвердой детской рукой, встанет картина горькой сиротской доли деревенского мальчика. Нашим избалованным ребятам очень полезно узнать, как жили в то далекое от нас время, какой была «учеба», ведь Ваньку определили в обучение.

А личная переписка Антона Павловича? Это же настоящая энциклопедия культурной и общественной жизни России конца XIX — начала XX века.

Всего сохранилось около 4400 писем, написанных в течение 29 лет, с 1875 по 1904 год, они составляют несколько томов! Это одно из самых значительных собраний эпистолярного жанра в литературном наследии русских классиков. Тематика писем А. П.

Чехова разнообразна. Дневники путешествий, календари работы над произведениями, события личной жизни. Переписка с писателями, редакторами, издателями, театральными работниками, актерами, композиторами, художниками.

Отклики на общественные, литературные и театральные явления, отзывы на критические статьи и советы начинающим авторам. Как много потеряли бы мы, если бы эти письма не сохранились!

Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми — писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения.

Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.

В 2005 году вышел одиннадцатисерийный фильм «Есенин» с С. Безруковым в главной роли. Не знаю, как кому — у всех свой взгляд на произведения киноискусства, но мне фильм не понравился, более того, просто огорчил. Стало обидно за любимого поэта, которого представили в фильме этаким пропойцей и дебоширом.

Совет

Когда же он успел написать столько стихов, если был все время в запоях? Сразу стала перечитывать томик с письмами Сергея Есенина. Они-то и дают верное представление о характере поэта, его взглядах на писательский труд и литературу, его взаимоотношениях с писателями-современниками.

Зря отец и сын Безруковы так исказили образ Поэта!

А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину.

Совет

Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху.

Хотя военные письма и подвергались «обработке», перлюстрации, но даже по количеству вымаранных кусочков, а порой читая «между строк», можно узнать не меньше, чем из официальных документов.

Думается, что в этой быстро летящей жизни, мы перестали ценить письма, как исторический документ, важный, пусть не для всего человечества, но для нашей семьи, для внуков. В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер.

По прошествии времени с большим удовольствием перечитываешь сохранившиеся письма, написанные много лет назад, и, как в машине времени, переносишься в свою молодость.

Как хорошо, что где-то в укромном уголке, в коробке, хранится пачка писем от близких людей, порой уже ушедших в мир иной!

Конечно, нынче альтернативой рукописным посланиям становится электронная почта и другие современные средства связи. Но, как бы ни были частыми смс-сообщения, они несут в себе очень скудную, часто односложную информацию, типа ОК, Ну, Пока, и т. п., а затем стираются.

Обратите внимание

Телефонные разговоры не в силах удержать самая замечательная память.

Не зря пословица говорит — «Что написано пером, того не вырубишь топором!» Даже сообщения электронной почты, письма Е-mail могут затеряться, если получатель или отправитель не распечатает их на бумаге.

На днях по телевизору показали интересный сюжет: в музее-заповеднике А. С. Пушкина, в Михайловском, на почте учат детей, как правильно и красиво писать обычные письма.

Проводится конкурс на самое лучшее письмо. Писать можно кому угодно: родным, друзьям и даже самому А. С. Пушкину. Письма отправляются в специальных конвертах с марками.

За неполный год с этой почты было отправлено более 5000 писем!

Так может быть, всем следует сохранить привычку писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком?

Эпистолярный жанр в историческом контексте

Исчезнет ли эпистолярный жанр?



Эпистолярный жанр в настоящее время переживает не лучшие времена. Связано это с развитием технического прогресса. Большую часть информации мы передаем и получаем посредством интернет-ресурсов, телефонов и массовых коммуникаций. Сохранилась единственная форма бумажного письма — деловой документ. Отсюда наш интерес к этому жанру.

История письменности началась около 10 тысяч лет назад, когда так называемым предметным письмом, своеобразным способом передачи информации, были дары скифов. Автор М.Кронгауз в своей статье писал: Когда-то персидский царь Дарий I против скифов кочевников вел войну, которой «конца не было видно». Скифские цари отправили к Дарию I посланца с дарами: птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами.

Значение этих даров предстояло разгадать персам. Было множество различных версий, но мудрейший перс истолковал так: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, ли как мыши, не зароетесь в землю, или как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Исход той войны показал, что мудрейший перс, верно, истолковал предметное письмо, посланное скифами.

Ничто не стоит на месте, все изменяется и совершенствуется, так предметное письмо сменилось пиктографическим письмом, которое содержало сообщение в виде рисунка или последовательности рисунков.

Вскоре, появились логограммы, знаки, обозначающие слова и силлабограммы, знаки для записи частей слова, слогов. Так появились логографические письма, устроенные по типу ребусов и иерографическая система письменности, т. е. написание слогов.

Возникла клинопись и звуковое письмо, знак соответствовал определенному звуку речи. Зародилось буквенное письмо и первые алфавиты. Так что же такое эпистолярный жанр?

Эпистолярный жанр- это жанр письма, происходит от греч. epistole — письмо, послание.

Важно

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «письмо» имеет значение: сообщение на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой» письмо определяется как «бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств».

По определению Аристотеля, эпистолярная форма «позволяет автору оставаться самим собой» [1].

«От Гостяты къ Васильви»— в начальной формулировке письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты — первый образ частного письма Древней Руси (11 в.).

С древнейших времен на Руси был известен эпистолярный жанр. Широко была распространена грамотность. Всенародной корреспонденцией считалась берестяная грамота. Это частные письма, шуточные тексты, жалобы к правительству, деловые вопросы, хозяйственные документы.

Эпистолярный жанр в XIX веке получает широкое распространение.

Герцен писал, что письма, «больше, чем воспоминания; это само прошедшее, задержанное и нетленное». Общественный деятель и юрист А. Ф.

Кони вспоминал, что Гончаров за свою жизнь написал огромное количество писем, причем они представляют прекрасные образцы эпистолярного рода, который был устоявшимся в тридцатые и сороковые годы XIX века.

Это была неторопливая беседа человека, который не только хочет поделиться своими мыслями и чувствами, но и рассказать о том, что с ним происходит и побудить своего собеседника рядом вопросов внимания и шуток на такое повествование.

XVIII и XIX века были в значительной мере веками письма. Связано это было с совершенствованием почтовой техники, дорог и почтовых сообщений.

Совет

Для отправления писем были установлены специальные два дня в неделю, их называли почтовыми днями. Человек заранее планировал свои дела, что высвободить почтовые дни. А. С.

Пушкин писал: «Почтовый день — мой чёрный день», — нужно было писать письма. Письма получали и отправляли регулярно, это было своего родом культом тех времен.

Обучали манере письма, разным был зачин в обращении к начальнику, другу, императору, любимой женщине. Нужно было знать, как правильно обратиться, чтобы не выглядеть нелепо, одно неправильное слово и всё может быть испорчено. Было установлено следующее языковое оформление письма:

1. Принятые условные эпистолярные формулы — обращения, приветствия:

— непринужденная форма обращения (между знакомыми или близкими): — Мой дорогой мальчик! — Дорогой Георгий Александрович! — Милый дружище Александр — Дорогой друг;

— официальные формы обращения: Господин редактор! — Глубокоуважаемый Валентин Борисович!

2. Этикетные формулы, клише:

— Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам… — Не откажите в любезности… — Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо… — Смотрел спектакль и хочу выразить Вам свое восхищение..

. — Давненько мы с Вами не виделись… — Спешу тебя поздравить… — Ты, мой друг, высказал мнение… — Как-то ты утверждал… — Не знаю, может быть, дорогой друг, у тебя возникнет иное мнение, но я думаю…

3. Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения:

— Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! — Как ты учишься? — Как вы живете? — Ах, да. Забыл написать… — Представляешь?

4. Типичные обороты конца письма:

— Искренне Ваш… — С уважением… — С глубоким уважением… — До свидания… — До скорого… — Ваш Арсений. — Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты… — На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Борис. Дата, место.

С точки зрения лингвистики, как разновидность текста, письмо имеет ряд особенностей: сложное переплетение разговорной и книжной речи. Непринужденная манера общения устоялась в эпистолярной форме (милостивый государь, дружище и т. п.). Исторически сложилась система разговорных оборотов, этикетных конструкций, вопросительных и восклицательных формул, которые знают те, кто писал письма.

Человечество имеет значительное эпистолярное наследие, что позволяет представить живую литературную речь, насыщенную фразеологизмами, метафорами, конкретной бытовой лексикой [2].

Переписка занимала значительную часть жизни многих людей, до появления телефона.

На протяжении XX века эпистолярный жанр теряет свою актуальность. Ослабевает количество частных переписок, а жанр деловое письмо становится почти наукой.

Благодаря появлению информационных технологий, возродилась частная переписка посредством передачи писем по электронной почте. Но письмо в электронном виде уже принимает новый формат.

Романтика ночных бдений за столом с пером в руке, перед листом бумаги, вероятно, осталась только в романах.

«Она сидела на полу и кучу писем разбирала…», «Кончаю, страшно перечесть…» — все это — литературно-историческое прошлое, окрашенное в романтически-лирические тона.

Возникло мнение, что технический прогресс уничтожил эпистолярный жанр, поэтому существуют две точки зрения.

Первая точка зрения — эпистолярный жанр умер. Многие люди уже забыли, что такое держать в руке ручку и писать на листке бумаги письмо близкому человеку. Во времена Достоевского умение «класть буквы на бумагу» было широко распространенным.

Обратите внимание

В XX веке клавиатура пишущей машинки сменила перо. Красота и изящество почерка теперь присуще немногим. Почтальон, тот самый «с цифрой пять на медной бляшке», уже не нужен.

Почтальон теперь оцифрован, он не стучит в нашу дверь, он приходит к нам по оптоволоконному кабелю в виде электронных сообщений.

Вторая точка зрения — культура письма возродится. Благодаря своей уникальности культура письма возродится в новом качестве. Письма из моды не выйдут никогда. Например, почему бы не признаться любимому человеку, находящемуся в другом городе в любви, написав письмо. Ведь это безумно приятно! Вспомните слова поэтессы Н. Кузовлевой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены».

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем высокотехнологичном XXI веке электронные сообщения заменили письма. Сейчас письма пишет небольшое количество людей в возрасте от 50 лет и старше, они считают электронные письма чем-то ненастоящим, неживым.

Молодое поколение в основном предпочитает общение в социальных сетях, клавиатуру и мышь, нежели ручку и лист бумаги, а порой и живое общение. Теряя эпистолярный жанр, мы теряем возможность общения друг с другом. Следует задуматься о том, как мы отравляем свою жизнь, обменяв реальную жизнь на виртуальную.

Ведь межличностное общение — это нечто большее, это система ценностей, это живые эмоции, культурное насыщение [3].

Безусловно, старое уступает новому, но, несмотря на это, почта еще долго будет выполнять свои функции. Ведь каждому приятно получить письмо от близкого человека, почувствовать его теплоту, прочесть его мысли, узнать знакомый почерк.

Эпистолярный жанр умрет только тогда, когда наши дети не будут иметь под рукой авторучки, а только компьютер, и первые слова напечатают на клавиатуре ноутбука.

Литература:

  • Дьяконов И. М. Эпистолярный жанр [Текст] / Большая советская энциклопедия. — М., 1969–1978.
  • Универсальная научно-популярная Энциклопедия. [Текст] / Аршинов В. И., Алякринский О. А., Бибикова О. П. и др. М.: Кругосвет, 2016.
  • Трофимова Г. Н. Напиши мне письмецо [Электронный ресурс]//URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/net/28_66 (дата обращения: 19.10.2016)
  • Горнфельд А. Г.Эпистолярная литература[Текст] / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
  • Основные термины (генерируются автоматически): эпистолярный жанр, письмо, эпистолярная форма, технический прогресс, предметное письмо, мудрейший перс, мой друг, дорогой друг, близкий человек, культура письма.

    Эпистолярный жанр: что это такое простыми словами

    Исчезнет ли эпистолярный жанр?

    Толкование данного типа жанра зародилось в греческой культуре. Слово «epictole» означает письмо. Эпистолярный жанр имеет отличие от остальных: специфическая, уникальная манера речи, ориентированная прямо получателю информации.

    Но бывают случаи, когда адресат отказывается плодом фантазии человека. Независимо от этого, получатель письма наблюдается при любых обстоятельствах.

    Эта особенность — обязательное наличие получателя и различает вид эпистолярики от рукописных работ других видов: дневников, записок и других.

    Появление эпистолярного жанра

    Важно

    Данный стиль начал свое зарождения в период античности. Поначалу в нем не наблюдалось общих принципов с публицистическими, научными и другими произведениями, прозы, не мог выходить за границы общебытового общения, передачи информации первой важности. Время текло, наука и жанры, особенно эпистолярный, развивались.

    В этом виде начали отличаться заметные черты публицистических и дидактических работ. Это замечается в очень старинных примерах эпистолографии античности — в письменных творениях Платона и Аристотеля.

    В них хранятся очень ценные и дорогие обществу философские и психологические размышления и ответы на такие вопросы, как: что такое моральные принципы? какие методы правления страной?

    Далее эти учения вытеснила поучительная эпистолография Эпикура. В его учениях древнегреческий философ основывался на трех творениях, каждое письмо доставлялось одному человеку: Менекей, Пифокл, Геродот. К сожалению, с течением времени вся поучительная способность писем исчезла.

    Философские творения превратились в сухие, неинформационные, с обычным перечислением имеющихся фактов, а также с очень коротким комментарием от повествователя письмом.
    Еще через некоторое время начала основываться риторика, создавшая безгранный список основных правил и нормативов письменной культуры.

    Люди, которые изучают эпистолярный жанр, обязательно должны уметь правильно писать письма на конкретную тему от имени данного лица.

    Благодаря этой практики, образовалась культура фиктивного письма. Риторический стиль изменил манеру письма, превратив его в одну из специфических видов словесного искусства. Своим стилистизмом эпистолярные письма имели отличие от устной речи.

    От авторских, ораторских речей они казались более лаконичными и краткими. От научных произведений отличались тем, что были слишком эмоциональными и фамильярными по структуре.

    Данные черты и особенности эпистолярности, которые сформировались во времена античности, наблюдаются и в нынешнее время.

    Жанр в мире и литературе

    Первые примеры зародились на территории Европейских государств. Очень сильно в этом направлении отличилась Франция. Стиль французов отличался искренними чувствами, простотой, которую невозможно подделать. Можно с легкостью в данном убедиться, прочитав произведение «Письма» знаменитого писателя Жана-Луи Геза де Бальзака, а также В. Вуатюра.

    Англичане также превозмогли в данном направлении. Самыми первыми и знаменитыми авторами классических эпистолярных писем являются Джонатан Свифт, Вальтер Скотт, Джон Локк и другие.

    Российские публицисты в точности стали повторять метод писания Европы. При правлении Петра Первого очень сильно увеличилось влияние этого европейского этикета на славянский, а если быть точнее, то при издании первого письмовника. Федор Михайлович Достоевский с произведением «Переписка», Иван Сергеевич Тургенев, Николай Васильевич Гоголь и другие классицисты писали в этом жанре.

    Особенности

    Вид письма может быть официальным или частным. Но обе категории все равно по сложности изложения сухие и жесткие. В неофициальных рукописных работах можно встретить даже товарищеские шутки, перефразирования, неоднозначные намеки и многоточия. Также особый акцент делается на виде обращения к отправителю: очень-очень вежливая. Это характерно для деловых и личных писаний.

    Структурирование письма делится на несколько пунктов: сначала идет вступления, где обозначается датирование и адресат.

    После этого в главной части необходимо поприветствовать получателя, кратко к нему обратиться, указать предлог написания письма, а также здесь могут находиться размышления и личные наблюдения.

    Совет

    После этого нужно закончить письмо концовкой, в которой обычно встречаются прощальные слова, пожелания, указы и просьбы. В конце письма, в углу необходимо оставить личную подпись, которая подтверждает личность.

    Эпистолярный жанр: что это такое

    Исчезнет ли эпистолярный жанр?

    В школе на уроках литературы нам рассказывали о литературных жанрах: повесть, рассказ, пьеса, новелла и т.д. Жанр – один из способов раскрытия темы. Выбирая тот или иной, автор в какой-то мере становится его заложником, поскольку каждый жанр предписывает свои каноны: объём произведения, стиль изложения, количество главных героев.

    Литературный мир прекрасен в своем многообразии. Каждый читатель может выбрать жанр, наиболее близкий ему по стилю. Кто-то любит надолго погружаться в миры многотомных романов, кто-то любит короткие, но ёмкие рассказы, а кому-то по душе детально расписанные постановки сцен в пьесах.

    В этой статье мы подробнее остановимся на жанре, именуемом эпистолярным. Термин произошёл от греческого слова «эпистола», что означает «письмо». Если сказать о нём в двух словах, то это изложение в виде писем кому-то. То есть, принципиально важным является наличие адресата, иногда даже вымышленного.

    В наш век технологий бумажные письма стали редкостью. Их заменили различные мессенджеры и электронная почта. Но на протяжении многих веков вплоть до ХХ века письма были основным способом общения людей на расстоянии.

    К написанию подходили основательно: в письмах изливали душу, рассказывали о своих делах и проблемах, чувствах, переживаниях, впечатлениях и мечтах.

    Концовка письма обычно оканчивалась наводящими вопросами, ответы на которые хотелось бы получить от адресата.

    Обратите внимание

    Место в качестве художественного жанра досталось письму далеко не сразу. Со временем люди поняли, что он является подходящим для дидактических нравоучений с элементами публицистики или философских рассуждений. Примеры можно найти в античных трактатах Платона и Аристотеля.

    Родиной возникновения данного жанра считается Европа. Среди английских, французских и немецких авторов есть его основоположники: Иоганн Вольфганг фон Гёте, Джонатан Свифт, Вальтер Скотт, Жан-Луи Гез де Бальзак и другие. Россия не осталась в стороне и унаследовала европейские традиции. У Пушкина, Достоевского, Гоголя, Тургенева, Карамзина и других есть произведения в данном жанре.

    Основа эпистолярного жанра

    Основой произведения эпистолярного жанра могут послужить личные переживания автора. В таком формате можно хронологически достоверно передать суть событий. Форма изложения от первого лица позволяет сконцентрироваться на событиях, волнующих автора. Он сам может быть главным героем повествования, либо может описывать чью-то жизнь, как, например, в «Страданиях юного Вертера» И. В. Гёте.

    Эпистолярный жанр легко угадывается по таким признакам, как:

    • Постановка даты в начале письма;
    • Деление произведения на письма, а не на главы;
    • Начинается всегда с обращения к адресату и оканчивается прощальной фразой.

    Особенности эпистолярного жанра

    В жанре письма может быть написан не только роман, но и личный дневник, мемуары, автобиография. Стиль повествования также может варьироваться: драматичный, юмористический, лирический, и всевозможные их сочетания.

    Ведь поскольку автор выступает в роли рассказчика, его настроение не отстранённое и напрямую отражается в изложении. Поэтому на протяжении романа характер писем может меняться от шутливого тона до драматичного.

    Форма послания может быть и стихотворной. К примеру, в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина присутствуют главы-письма главных героев. Лирическая форма наиболее кратко и ёмко помогает выразить чувства. В ней нет случайных и лишних фраз.

    Писатели использовали эпистолярный жанр, чтобы в полной мере раскрыть внутренний мир героев или свой личный. К тому же, письма часто служили способом признания в чем-то сокровенном, что сложно выразить лично. И назначение их может быть различным: исповедь, рекомендация, порицание или похвала.

    До конца письмо никогда не утратит свою популярность. Речь не идёт о деловой переписке. Она всегда востребована. А художественные послания и дневниковые записи являются уникальным способом выражения чувств и раскрытия тем.

    Попробуем оживить эпистолярный жанр

    Исчезнет ли эпистолярный жанр?5

                   
    Попробуем оживить эпистолярный жанр.

    (Маленькое предисловие:

    Друзья! Как редко мы теперь пишем друг другу длинные, тёплые, смешные     письма..Неторопливые.Зовущие к отклику.

    Не так, конечно, как бывало у тех, великих:

    —Милостивый государь!..Извольте выйти вон…(И т. д.) 

    Ну хотя бы— вот как пишется мне сегодня  (присоединяйтесь и Вы вашими письмами):

    Письма очень старому другу за океан

           ( МЕКСИКАНСКИЙ ЭПИСТОЛЯРИЙ)

       Жень-Шень! Фэн-шуй души моей! Готовься меня узнать через 

      тысячу лет разлуки!

      С горящим глазом,с внешностью Миллера в любимых фильмах- 

     это я теперешняя…Ты-то красотка —  и толстая,и гладкая. Ничуть не изменилась. И я боюсь твоего шока от меня!
       Жалко,что ты никак не поймёшь моего настроя.А ты его ощути.

       Пусть тебе в этом помогут стишки Кирсанова:
      Меня насильно выдают за ложку,
      А я — не вилка,Я  —  часы!
      Теперь придётся с ней нырять в окрошку
      И тыкаться в капустные усы.

      А я — часы, на моём сердце стрелки.
      Мне вовсе делать нечего в тарелке.
      Меня не свяжет с ложкой ничего.
      Я вообще другое существо!
     Ты,конечно,тоже не вилка.

    Ты — тоже часы,но другие,

      навороченные, а я —  простые ходики с кукушкой,своими   вскриками взыскующей отклика.
                                 —————————
      Но мы уважаем тебя ещё и за безумное количество бед внутри      себя,которые переливаются через край.

    Признавайся,что там у вас    происходит? Чем я смогу помочь этому смешному государству —    Мексике?  Излагай подробно. Смотри в глаза… И подпиши протокол.
                                           ————————-
       Насчёт твоей жратвы там, за морями. Есть такое присловье: Жена  должна знать две команды:1.Дай поесть. И 2.

    Дай спокойно поесть!
        Похоже, что ни одна из них не работает в ваших условиях. Вы 

     назло себе едите лепёшки с сыром в жару. Тот свет  манит вас к 

     себе со страшной скоростью, дурёха!
                                             —————————

      Ах ты маленькая паршивка!Это почему же именно меня оповещает    гнусный голос — «недоступна»? Знаешь ли ты, что сказал Геращенко

     о правительстве и его кредитах?-«Если оно не знает,кому давать,а кому не давать —  пусть уходит с панели!» Уйди и ты с неё, раз 

      кому-то ты доступна, а мне — нет!

                             ——————————
     Удалось ли тебе всё расставить по местам,чтобы «ЦИ «свободно  входила и выходила?  Или все твои пространства превращаются в    закоулки?
     Не нужен ли тебе Вергилий? Или ему одному уже не справиться и  понадобится простой,кондовый Сусанин,чтобы вывести тебя из  закоулков проблем?
                          ———————
     Как хорошо,что тектонические разломы твоих проблем начали  сдвигаться. Китайцы говорят,что если сегодня ты сделал усилие 

    Важно

     в один сантиметр,то значит-  ты сделал усилие в один сантиметр.  Главное — вперёд!
       А я ведь тебя предупреждала,что всё встанет на своё место и 

     уступит тебе твоё!
                             ————————-
      Рыбка моя стриженая! И это ты жалуешься,что почти лысая? 

      В этой ситуации твой воздушный поцелуй мне представляется 

     почти плевком,поскольку ты свои волосья пока ещё стрижёшь,

      чтобы мне понравиться,а я для тех же целей собираю их все 

     в жалкую коску и нумерую каждый,чтобы они дожили до нашей  встречи.Так что ты давай с внешностью своей поосторожней, а то унизишь меня до невозможности!
        Любим тебя, дурочку, какая бы ты красотка ни была!
                            ————————
     Мы не знаем года  твоего рождения, но мы знаем его век — 16-й.    Потому что совершенно очевидно, что ты — недосожжённая 

    ведьма!.. Не вздумай меняться!..

      * * *

                

    Из переписки двух жён. Здравствуйте, Клара!      Каждый раз, когда открывается страничка  в соцсетях, первым выплывает Ваше лицо с   предложением стать Вашим другом. …Правда, последний раз мы видвиделись 20 лет назад в доме общего друга перед Вашим отъездом в   Израиль. …    Я, первая жена Вашего мужа. И я, и моя мать- его первая тёща        сыграли    определённую роль не только в его жизни вообще, но и в  обретеретении   спокойствия в его личной жизни, поскольку на суде при разводе с его четвёртой женой моя мать выступила, защищая его моральный облик,  чем полностью удовлетворила суд…      Так вот, уважаемая Клара, я как старшая жена хотела бы знать, как сложилась его судба? Здоров ли он? Не хочет ли повидать Москву? ..Очень давно не было от него весточки… Передайте ему поклон.. С уажением, Светлана.    *  *  * Добрый день, Светлана!   Прежде всего, цитата из речи известного социолога Дарского — «у меня нет пропроблем с заполнением записной книжки, я думаю, как ее освободить». Вторая цитата — любимый герой детских лет, которого и по сей день вспоминаю с уважением- Атос:  попрекнуть благодеянием… Кстати — старшие и младшие жены есть там, где все они существуют в этом стастатусе одновременно. В иных культурах дамы довольствуются номерами.  Вот и нам с Вами ничего иного не остается.    Муж,  слава Богу, прекрасно себя чувствует, работает, пишет, издает… В Москву не собирается. Привет ему, разумеется, передала. И письмо показала. Дальше он сам…      Клара.      *  *  * Дорогая   Клара!— Номер Главный! Безумно порадовалась Вашему отклику! Молодчина!  Теперь по пунктам, как принято у жён:  1.Никаких попрёков за благодеяния — только гордость: мы сделали это!  2.Про нумерацию: как мы теперь понимаем-первый номер — не значит  Главный, и чаще всего вообще ничего не значит.  3.То, что наш муж здоров и издаёт ( не только звуки, я полагаю?)-  это может порадовать не только меня, но и всех нас (прежних жён и  буду…Тьфу, заговорилась!).  4.То, что в Москву не собирается- это и грустно, и хорошо: Москва, хоть и красивенькая, но жить в ней практически невозможно, а посему  размышляем мы с мужем-  а не рвануть ли к Вам  на малую Родину. 5.То, что передали   нашему мужу привет от меня с моим мужем- это «больше, чем  просят…» Тронута… Но понял ли он, от кого?! Время, время…чёрт знает, что происходит с памятью!  6.Ну а про то, что «дальше он сам» — это немножко пугает…Может, не  надо?  Ну а с Вами расстаюсь с тихой благодарностью- спасибо, что не  «врезали». (Это была не очень удачная шутка- как и все предыдущие).    Рада была пообщаться.  НИЗКИЙ поклон  нашему мужу….

     
     Коровин К.А. Две дамы на террасе.  Масло, картон.

    6 эпистолярных сборников: записки, послания и личная корреспонденция

    Исчезнет ли эпистолярный жанр?

    «Письма» Мадам де Севинье

    Любимая книга бабушки Марселя Пруста и важнейшее для всей истории французской литературы произведение — «Письма» Мадам де Севинье — не издавалось на русском языке с 1903 года. В небольшом томике собраны избранные письма баронессы к разным адресатам, но, в первую очередь, к ее любимой дочери — Франсуазе де Севинье.

    Когда она была выдана замуж за графа де Гриньяра, наместника короля в Лангедоке и Провансе, мадам де Севинье принялась за сочинительство писем к дочери, без которого с тех пор не проводила практически ни дня.

    В переписке упоминается обо всех важнейших исторических и культурных событиях Франции второй половины XVII века: персонажи ее писем — это и король, и его придворные, и писатели, и политические деятели.

    «Я удивляюсь всегда честности господ почтальонов, беспрестанно находящихся в дороге только для того, чтобы отвозить и привозить наши письма. Нет дня, чтобы они не привезли вам или мне по письму. Они ходят всюду и всегда.

    «Письма к друзьям» и «Письма к брату Тео» Винсента Ван Гога

    Винсент Ван Гог оставил, пожалуй, самое известное эпистолярное наследие художника. Многолетняя переписка художника с родным братом Тео и другими адресатами, среди которых его известнейшие современники, неоднократно издавалась на многих языках.

    В этом году издательство «Азбука-классика» выпустило подборку писем Ван Гога к друзьям, годом ранее — более обширное собрание писем к брату Тео, безусловно, самому важному человеку в жизни художника, проделавшего путь от торговца картинами и проповедника до одного из ключевых представителей постимпрессионистской живописи.

    Письма Ван Гога, оказавшегося еще и неплохим литератором, помогают развеять множество ложных мифов о его персоне, сложившихся в массовом сознании: это не сумасшедший самоучка, прославившийся тем, что отрезал себе ухо, а образованнейший и тонкий человек, остроумный и вдумчивый критик и, наконец, незаурядный мыслитель.

    «Я написал свой автопортрет в пепельных тонах.

    Пепельный цвет, получившийся в результате смешения веронеза с французским суриком, на фоне бледного веронеза образует единое целое с коричневато-красной одеждой. Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды. Портрет дался мне нелегко, и мне еще придется его переделать, если я хочу успешно воплотить свой замысел.

    Совет

    Мне предстоит еще долго избавляться от отупляющих условностей нашего цивилизованного мира, прежде чем я отыщу более удачную модель для более удачной картины…» (из письма Полю Гогену от 1888 года)

    «Письма к Фелиции и другая корреспонденция» Франца Кафки

    Франц Кафка, если и известный кому-то в начале 1910-х годов, то, вероятнее всего, как чиновник из страхового ведомства, а не один из ключевых немецких писателей XX века, однажды на одном дружеском ужине у господина Брода познакомился с некой Фелицией Бауэр, проживавшей в Берлине.

    После этого он раздобыл ее адрес, и началась их многолетняя драматическая переписка. Письма Кафки к Фелиции — к девушке, с которой он дважды разрывал помолвку и которая так и не стала его женой — это фактически своеобразное продолжение его болезненных, пугающих и зачаровывающих дневников.

    Кафка предельно откровенен со своей адресаткой и призывает ее к тому же, ведь эта переписка была для них основным выражением многолетней любви, состоящей, помимо этих писем, лишь из крайне скупых и редких встреч.

    «В сущности, вся моя жизнь издавна состояла и состоит из попыток писательства, в большинстве своем неудачных.

    Но не будь этих попыток, я бы давно опустился и стал мусором, достойным лишь веника и совка.

    Беда в том, что силы мои для этих поползновений с самого начала были слишком малы, и так уж само собой вышло, хоть я долго этого не осознавал, что ради дела, представлявшегося мне главной жизненной целью, мне пришлось отказывать себе и беречь себя чуть ли не во всем остальном». (из письма к Фелиции от 1 ноября 1912 года)

    «Переписка из двух углов» Михаила Гершензона и Вячеслава Иванова

    В июне 1920 года поэт и переводчик Вячеслав Иванов и историк Михаил Гершензон оказались соседями по комнате в Московской здравнице для работников науки и культуры. И между ними завязалась, наверное, самая известная философская переписка, получившая впоследствии название «Переписка из двух углов» и впервые опубликованная уже год спустя.

    Всего из одного угла комнаты в другой было отправлено двенадцать писем, первое из которых — написанное Вячеславом Ивановым — начиналось так: «Знаю, дорогой друг мой и сосед по углу нашей общей комнаты, что вы усомнились в личном бессмертии и в личном Боге».

    Обратите внимание

    Диалог, переросший в спор о культуре и ее ценностях, кризис которых наметился в начале XX века, стал одним из важнейших образцов русской философско-религиозной мысли.

    «Наша случайно начавшаяся переписка из угла в угол начинает меня занимать.

    Вы помните: в мое отсутствие вы написали мне первое письмо и, уходя, оставили его на моем столе; и я отвечал вам на него, когда вас не было дома. Теперь я пишу при вас, пока вы в тихом раздумьи силитесь мыслью разгладить жесткие вековые складки Дантовых терцин, чтобы затем, глядя на образец, лепить в русском стихе их подобие.

    Пишу, потому что так полнее скажется, так и раздельнее воспримется мысль, как звук среди тишины. А после обеда мы ляжем каждый на свою кровать, вы с листом, я с маленькой книжкой в кожаном переплете, и вы станете читать мне ваш перевод «Чистилища» — плод утреннего труда, а я буду сверять и спорить». (Гершензон — Вячеславу Иванову)

    «Письма» Уильяма Берроуза

    Один из главных американский литературных битников — Уильям Берроуз — написал не только много романов, статей и рассказов, но и, само собой разумеется, писем, не менее важных для понимания этого автора.

    Первое издание эпистолярного наследия Берроуза на русском языке вышло в прошлом году: в нем напечатаны избранные письма к его ближайшим друзьям, любовникам и литературным единомышленникам.

    Особую ценность представляют, конечно, письма к Аллену Гинзбергу и Джеку Керуаку, которым он писал часто и много из всех своих поездок и путешествий, вынужденных и добровольных. Откровенные и часто грубые письма Берроуза, тем не менее, представляют собой иногда совершенные образцы литературных жанров.

    И раскрывают, конечно, многие подробности долгой — скандальной и трагичной — жизни Берроуза.

    «Я и еще шестеро индейцев уселись в кружок на опушке джунглей, возле хижины колдуна (я хорошенько намазался цитронеллой). Пили яхе, или айяваска, как зовут его местные. Хранили молчание.

    Наступило ощущение ясности, безмятежной мудрости, и было в кайф просто сидеть на земле. Продолжение прихода описать невозможно. Меня словно одержал голубой дух. Точнее, пурпурно-голубой. Тело наполнилось голубым веществом, я видел узоры, характерные для острова Пасхи или народа маори. А еще древнее лицо, оно ухмылялось… Захотелось секса, секса… с женщиной!» (из письма Аллену Гинзбергу от 18 июня 1953 года)

    Что такое эпистолярный жанр?

    Исчезнет ли эпистолярный жанр?

    Если обратиться к толковому словарю, то дословным объяснением понятия будет «послание» и «письмо». Родом слово  epistole из Греции. Иными словами, то, чем вы привыкли пользоваться для передачи информации как с целью личного общения, так в деловом формате, это и есть эпистолярный жанр.

    Однако дневники, записки и мемуары не относятся к данному жанру, так как в этом случае человек ни к кому не обращается. Главное отличие эпистолярного жанра от других форм именно в ориентире на адресата. Необходимо добавить, что стиль речи весьма специфичен.

    В той же записке человек не будет уделять столь пристальное внимание к деталям.

  • Начало свое эпистолярный жанр берет в античных временах. С художественной прозой он не имеет ничего общего. Первыми представителями античной эпистолографии стали Платон и Аристотель, им удалось расширить возможности жанра. Ценность писем философов заключается в использовании элементов дидактики и публицистики.
  • Далее появляется поучительная эпистолография Эпикура. С помощью писем, адресатами которых стали Пифокл, Менекей и Геродот, философ излагал свои мысли, но то, что можно было бы назвать «поучительностью», со временем сходит на нет. Краткие комментарии автора становятся настолько ничтожными, что интерес читателя справедливо понижается. Письма меняют свой вид на обычное перечисление фактов.
  • Огромный вклад в жанр внесла риторика. Формальным правилам и шаблонам письменной речи человечество должно быть благодарно именно этой науке. Письма превратились в формальность, они стали особой разновидностью словесного искусства. Его еще называют литературой фиктивного письма. 
    • стилистикой;
    • краткостью (особенно это заметно в сравнении с ораторскими речами);
    • фамильярностью, а также повышенной эмоциональностью.

    Эпистолярная литература как таковая зародилась на территории Европы. Стиль французских писателей, которые работали в данном жанре, отличала искренность, а также удивительная простота.

    Яркий тому пример — «Письма» (автор — Жан Луи Гез де Бальзак), литературные произведения Венсана Вуатюра.

    Наиболее известные представители английской элиты, использующих письмо в литературе — Джон Локк, Джонатан Свифт, Вальтер Скотт.

    Важно

    В России при написании писем полностью повторялась структура европейского изложения. Влияние европейского этикета особенно заметно в эпоху Петра Первого. Российский письмовник, изданный в это время, — наиболее яркий образец. С этого времени наши соотечественники получили возможность приобщиться к подобному стилю изложения.

    Романы в письмах — нельзя не упомянуть это направление. Скорее всего, если обратиться к более или менее эрудированному человеку, то он вспомнит именно это направление эпистолярного жанра. Габриэль Гийераг вполне заслуженно считается первым представителем, «Португальские письма» (1669 год) — наиболее известная его работа.

    Особую популярность эпистолярные романы обретают в 18 веке. Из-под пера Ф.М. Достоевского рождаются «Бедные люди», читатели в восторге. Далее отмечается снижение интереса к эпистолярному жанру, но и в 20 веке достойные работы имели место быть. Так, В. Каверин написал роман «Перед зеркалом», а В.

    Шкловский запомнился читателям благодаря роману «Письма не о любви».

    Эпистолярные письма могут быть как деловыми, так и частными.

    Объединяет и деловые, и частные письма подчеркнуто вежливая форма обращения. Деловое письмо чаще всего пишется по стандартам предприятия.

    Структура частного письма:

  • Зачин (указывается дата и время написания письма);
  • Приветствие;
  • Краткое обращение, с помощью которого человек выражает особое отношение к адресату;
  • Суть письма (зачем понадобилось потревожить собеседника, мысли в свободной форме);
  • Прощание (концовка), здесь же указываются особые пожелания или просьба;
  • Подпись. 
    • Картинка
    • Картинка
    • Картинка
    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно