Как в российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?

Как в российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?

Как в российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?
СОДЕРЖАНИЕ
26 ноября 2019

Сколько служили в царской армии, какой раньше был срок службы

Как в российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?

До конца 17 века, защитную функцию государства выполняло стрелецкое войско. Они жили на землях выданных царем и были готовы по первому зову выступить на неприятеля. Первое регулярное войско появилось только при первом российском императоре, Петре первом.

История создания российской армии берет с села Преображенское, в которое сослали юного Петра, вместе со своей матушкой Натальей Нарышкиной. Там он и собрал свою армию из детей бояр, своих сверстников. На основе этого потешного войска были созданы петровские полки Преображенский и Семеновский.

Они показали себя блестяще, прибыв на защиту Петра в Троице-Сергиеву Лавру. Второй раз они проявили себя при сражении под Нарвой, где были единственными, кто стоял насмерть. В результате этого сражения была создана лейб-гвардия, которая стала основой армии Российской империи.

Начало призыва в Российскую армию

В ходе северной войны, 1705 года Петр издал указ о введении рекрутского набора солдат в русскую армию. С этого момента началось обучение низших чинов. Служба в царской армии была тяжелой и многим интересно, сколько лет служили в царской армии?

Для дворян не было никакого выбора, они должны были служить все, правда в офицерском чине, кроме гвардейских полков. Крестьяне должны были выбирать кого они отправят на службу. Чаще всего этот выбор определял жребий.

Дворяне жили в полковой казарме и получали обычный солдатский паек. В первые годы создания государственной армии побеги рекрутов были частыми явлениями, поэтому для надежности их сковывали кандалами. Позднее рекрутов начали помечать татуировкой в виде креста на ладони. Но за исправную службу Петр щедро награждал своих солдат. Были введены ряд премий за участие в значимых боях.

Изменение срока воинской повинности

При Петре первом тщательно следили за тем, чтобы в назначении званий не пользовались родственными связями, звание назначалось только благодаря личным заслугам. Солдаты призванные из обычных крестьян имели возможность получить дворянский чин за службу Отечеству и передать его по наследству.

После смены правления Петра, дворяне постепенно начали получать возможность освобождения от воинской повинности. Сначала такое право имел один член семьи, для управления имением, позже срок службы сократили до 25 лет.

При Екатерине второй, дворяне вовсе получили возможность не служить. Но основная часть дворян продолжала служить, так как это был неплохой источник дохода, а поместья имели далеко не все. От службы в те времена можно было откупиться, заплатив за недешевый рекрутский билет.

Пенсия для отслуживших солдат

В царские времена в России о солдатах, которые уже отслужили и имели преклонный возраст, заботились с почитанием. При Петре первом были созданы богадельни при монастырях, где заботились о солдатах получивших увечья.

При Екатерине второй такую заботу взяло на себя государство. Все солдаты получали пенсионное содержание, а если у солдата была травма, пенсионное обеспечение назначалось в независимости от того сколько он отслужил. При увольнении в запас им полагалась немалая выплата, на которую они могли построить имение, а также небольшое денежное содержание в виде пенсии.

В связи с тем, что срок службы в армии был сокращён, появилось много отставных офицеров, которые были еще способны служить. Таких солдат при Павле собирали в отдельные роты.

Обратите внимание

Эти роты служили в охране тюрьм, городских застав и других значимых объектов, они направлялись на обучение молодого пополнения.

После службы отставные солдаты и офицеры были освобождены от выплаты налогов и имели право заниматься тем, что им будет по душе.

Личная жизнь солдат

Солдатам не возбранялось жениться. Кроме этого девушка, будучи крепостной, после свадьбы с солдатом становилась свободной. Для сопровождения мужа, через определенное время, женам разрешено было селиться рядом с полком.

Солдатские дети практически с рождения находились под учетом военного ведомства. По достижении определенного возраста они обязаны были учиться. Для их обучения создавались полковые школы.

Благодаря обучению они имели возможность получения офицерского звания.

Организация призывного принципа в армию

В 19 веке произошел существенный переворот в вопросах военной повинности. За этот век срок службы сократился до 10 лет. Император Александр второй провел военную реформу, в результате которой была смена рекрутской повинности на всеобщий призыв. Реформа коснулась не только призыва, но системы военного управления и системы военно-учебных заведений.

Кроме этого была произведено развитие военной промышленности и перевооружение армии. Вся страна была разделена на военные округи. Был создан центральный штаб по управлению сухопутными войсками. Все мужское население, в возрасте 21 года и старше, служило в армии.

Но призыву подлежало слишком много людей, поэтому на службу отправлялись не все, а только годные к военной службе и кому выпадет жребий. Всех делили на две группы:

  • Первых, кому выпал жребий направляли в место расположения действующей армии.
  • Вторых в ополчение, из которого они могли быть вызваны в случае мобилизации.

Призыв проводился один раз в год в осеннее время после сбора урожая.

Армия начала 20 века

В начале 20 века, срок службы составлял 3 года для пехоты и артиллерии. Во флоте служили 5 лет. Отслужив в армии, полуграмотный крестьянин мог получить достойные знания и продвинуться в жизни, а срок службы был не таким большим как, например, в петровские времена.

Но проходя срочную службу в императорской армии рядовой солдат имел некоторые ограничения. Он не имел права жениться и заниматься торговой деятельностью. На время службы солдат освобождался от выплаты долгов.

Если у него был долг, приходилось ждать, пока он уволится со службы в армии.

При Николае втором армия все еще составляла костяк государства. Комплектовалась она по принципу призыва, принятого еще при Александре втором. Пока офицерским мундиром гордились и хранили память о завоеваниях, которые произвела русская армия, она была непобедима. Но в начале 20 веке началось несчастливое время для русской армии.

Существенным ударом стала война 1904-1905 года. В результате Первой мировой войны исчезла и сама Российская империя. По всей стране прошла активная мобилизация. Солдаты все как один ехали на фронт, чтобы дать отпор врагу. Только лидеры большевиков не поддерживали начало войны.

Вождь пролетариата Владимир Ленин осудил действие властей. Через несколько лет эта война была использована для смены власти. На смену царскому строю пришел революционный строй, который окончательно изменил состав армии и ее принципы.

Память о русской армии пытались уничтожить всеми возможными способами. В красной армии очерняли образ царских офицеров, но столкнувшись с реальной угрозой, армия РККА во время сражений при второй мировой войне, показала лучшие черты старой русской армии.

Не забылись подвиги великих полководцев, вспомнился русский армейский дух, который был основой всех побед.

За Веру, Царя и Отечество. Как служили в царской армии

Как в российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?

23 февраля в России отмечается День защитника Отечества. В советское время он был установлен в качестве праздника в честь созданной после революции Красной армии.

Новая Красная армия полностью отреклась от преемственности со старой дореволюционной армией. Были отменены погоны, звания, появился институт комиссаров.

Лишь годы спустя советская армия стала отдалённо напоминать дореволюционную.

В допетровские времена военным сословием были стрельцы, которые всю жизнь проводили на государственной службе. Они были наиболее обученными и почти профессиональными войсками.

Важно

В мирное время они жили на земле, которая была пожалована им за службу (но лишались её, если по какой-то причине покидали службу и не передавали её по наследству), и выполняли массу других обязанностей.

Стрельцам надлежало следить за порядком и участвовать в тушении пожаров. 

В случае серьёзной войны, когда требовалась большая армия, проводился ограниченный набор из числа податных сословий.

Служба стрельцов была пожизненной и передавалась по наследству. Теоретически существовала возможность уйти в отставку, но для этого нужно было либо найти кого-то себе на замену, либо заслужить её прилежной службой. 

Кандалы для призывника

Регулярная армия появилась в России при Петре I. Желая создать регулярную армию по европейскому образцу, царь издал указ о рекрутской повинности. Отныне в армию вербовали не на отдельные войны, а на постоянную службу. Рекрутская повинность была всеобщей, то есть ей подлежали абсолютно все сословия. 

При этом в самом невыгодном положении оказались дворяне. Для них была предусмотрена поголовная служба, правда почти всегда они служили на офицерских должностях.

Крестьяне и мещане отдавали в рекруты лишь по несколько человек от общины. В среднем в рекруты забирали лишь одного мужчину из ста. Уже в 19 веке вся территория страны была поделена на две географические полосы, с каждой из которой раз в два года набирали по 5 рекрутов на тысячу мужчин. В форс-мажорных ситуациях мог быть объявлен чрезвычайный набор — 10 и более человек на тысячу мужчин. 

Кого отдать в рекруты определяла община. А в случае, если речь шла о крепостных крестьянах, как правило, решал помещик. Много позднее, уже к концу существования рекрутской системы, было решено устраивать между кандидатами в рекруты жеребьёвку. 

Как такового призывного возраста не существовало, но, как правило, рекрутами становились мужчины в возрастном промежутке 20–30 лет. 

Весьма любопытно, что первые полки в регулярной армии именовались по фамилиям их командиров. В случае, если командир погибал или уходил, название полка должно было меняться в соответствии с фамилией нового. Однако испугавшись путаницы, которую неизменно порождала подобная система, было решено заменить названия полков в соответствии с российскими местностями. 

Попадание в рекруты было для человека, пожалуй, наиболее значительным событием в жизни. Ведь это практически гарантировало, что он навсегда покинет родной дом и больше никогда не увидит родных.

Совет

В первые годы существования рекрутской системы при Петре побеги рекрутов были столь частым и распространённым явлением, что по пути на «рекрутные станции», одновременно игравшие роль сборных пунктов и «учебки», рекрутов сопровождали конвойные команды, а их самих на ночь заковывали в кандалы. Позднее вместо кандалов рекрутам стали делать татуировку — маленький крестик на тыльной стороне ладони.

Любопытной особенностью петровской армии было существование т.н. полонных денег — компенсации, выплачиваемой офицерам и солдатам за лишения, которые они претерпели, находясь во вражеском плену. Вознаграждение отличалось в зависимости от страны-противника.

За пребывание в плену в европейских государствах компенсация была вдвое ниже, чем за плен в нехристианской Османской империи.

В 60-е годы 18 века эта практика была отменена, поскольку возникли опасения в том, что солдаты не будут проявлять должного усердия на поле боя, а будут чаще сдаваться в плен. 

Начиная с петровских времён в армии широко практиковались выплаты премиальных не только за отдельные подвиги в бою, но и за победы в важных сражениях. Пётр распорядился наградить каждого участника Полтавской битвы.

Позднее, во время Семилетней войны, за победу в сражении под Кунерсдорфом все участвовавшие в ней нижние чины получили премию в виде полугодового жалования.

После изгнания армии Наполеона с российской территории в Отечественной войне 1812 года все без исключения армейские чины получили премию также в размере полугодового жалования.

Никакого блата 

На протяжении всего 18 века постепенно смягчались условия службы как для солдат, так и для офицеров. Перед Петром стояла чрезвычайно сложная задача —буквально с нуля создать боеспособную регулярную армию. Действовать приходилось методом проб и ошибок.

Царь стремился лично контролировать многие вещи, в частности, практически до самой своей смерти он лично утверждал каждое офицерское назначение в армии и зорко следил, чтобы при этом не использовались связи, как родственные, так и дружеские.

Звание можно было получить исключительно за свои собственные заслуги.

Кроме того, петровская армия стала настоящим социальным лифтом. Примерно треть офицерского состава армии петровских времён составляли выслужившиеся из простых солдат. Все они получили потомственное дворянство. 

Обратите внимание

После смерти Петра началось постепенное смягчение условий службы. Дворяне получили право освобождения от службы одного человека из семьи, чтобы было кому управлять имением. Затем им сократили срок обязательной службы до 25 лет.

При императрице Екатерине II дворяне получили право вообще не служить. Однако большая часть дворянства была беспоместным или малопоместным и продолжала службу, которая была для этих дворян основным источником дохода. 

Ряд категорий населения был освобождён от рекрутской повинности. В частности, ей не подлежали почётные граждане — городская прослойка где-то между простыми мещанами и дворянами. Также от рекрутской повинности были освобождены представители духовенства и купцы. 

Все желающие (даже крепостные крестьяне) могли вполне законно откупиться от службы, даже если подлежали ей. Вместо этого им надо было либо приобрести весьма недешёвый рекрутский билет, выдававшийся в обмен на внесение в казну существенной суммы, либо найти вместо себя другого рекрута, например, посулив любому желающему вознаграждение. 

«Тыловые крысы»

После того как пожизненная служба была отменена, возник вопрос, как найти место в обществе людям, которые большую часть сознательной жизни провели вдали от общества, в закрытой армейской системе. 

В петровские времена такого вопроса не возникало. Если солдат был ещё способен хоть к какой-то работе, ему находили применение где-нибудь в тылу, как правило, его отправляли для обучения рекрутов-новобранцев, на худой конец он становился сторожем.

Он по-прежнему числился в армии и получал жалование. В случае дряхлости или тяжёлых увечий солдаты отправлялись на попечение монастырей, где получали от государства определённое содержание.

В начале 18 века Пётр I издал специальный указ, согласно которому все монастыри должны были обустроить у себя богадельни для солдат. 

Во времена Екатерины II заботу о нуждающихся, в том числе и о старых солдатах, вместо церкви взяло на себя государство. Все монастырские богадельни были распущены, взамен церковь платила государству определённые суммы, к которым добавлялись и казённые средства, на которые существовал Приказ общественного призрения, ведавший всеми социальными заботами. 

Все солдаты, получившие на службе увечье, получили право на пенсионное содержание, независимо от срока их службы. При увольнении из армии им предоставлялась единовременная крупная выплата на строительство дома и небольшая пенсия. 

Сокращение срока службы до 25-летнего привело к резкому росту числа инвалидов. В современном русском языке это слово означает человека с ограниченными возможностями, но в те времена инвалидами назывались любые отставные солдаты, независимо от того, имели они увечья или нет. 

Важно

При Павле были сформированы специальные инвалидные роты. Современное воображение при этих словах рисует сборище несчастных калек и дряхлых стариков, но на самом деле в таких ротах служили только здоровые люди.

Комплектовались они либо ветеранами строевой службы, которые близки к окончанию срока службы, но при этом здоровы, либо теми, кто по причине какой-то болезни стал не годен к строевой службе, либо переведёнными из действующей армии за какие-либо дисциплинарные проступки. 

Такие роты дежурили на городских заставах, охраняли тюрьмы и другие важные объекты, конвоировали каторжников. Позднее на базе некоторых инвалидных рот возникли конвойные. 

Солдат, отслуживший весь срок службы, после ухода из армии мог заниматься чем угодно. Он мог сам выбирать любое место жительства, заниматься любыми видами деятельности. Даже если он был призван крепостным крестьянином, после службы он становился свободным человеком. В качестве поощрения отставные солдаты полностью освобождались от налогов. 

Почти все отставные солдаты селились в городах. Там им было значительно легче найти работу. Как правило, они становились сторожами, урядниками или «дядьками» у мальчиков из дворянских семей. 

В деревню солдаты возвращались редко. За четверть века его успевали забыть в родных краях, а ему было очень трудно вновь приспособиться к крестьянскому труду и ритму жизни. А кроме этого делать в селе было практически нечего. 

Начиная с екатерининских времён в губернских городах начинают появляться специальные дома инвалидов, где не способные к самообеспечению отставные солдаты могли жить на полном пансионе и получать уход. Первый такой дом, получивший название Каменноостровский, появился в 1778 году по инициативе цесаревича Павла. 

Совет

Павел вообще очень любил солдат и армию, поэтому уже став императором распорядился переоборудовать в дом инвалидов Чесменский дворец — один из императорских путевых дворцов. Однако при жизни Павла этого сделать не удалось из-за проблем с водоснабжением, и только через два десятилетия он всё же открыл свои двери для ветеранов Отечественной войны 1812 года. 

Отставные солдаты стали одной из первых категорий людей, получивших право на государственную пенсию. Право на неё также получали солдатские вдовы и малолетние дети, если глава семьи умер во время службы.

«Солдатки» и их дети 

Солдатам не возбранялось жениться, в том числе и во время службы, с разрешения командира. Жёны солдат и их будущие дети входили в особую категорию солдатских детей и солдатских жён. Как правило, большая часть солдатских жён выходила замуж ещё до того, как их избранники попадали в армию.

«Солдатки» после призыва мужа на службу автоматически становились лично свободными даже в том случае, если до этого были крепостными. Поначалу рекрутам разрешено было брать с собой на службу и семью, но позднее это правило отменили и семьям рекрутов разрешалось присоединяться к ним только после того, как они прослужат некоторое время. 

Все дети мужского пола автоматически попадали в особую категорию солдатских детей. Фактически они с рождения находились в ведении военного ведомства. Они были единственной в Российской империи категорией детей, которые законодательно обязывались учиться.

После обучения в полковых школах «солдатские дети» (с 19 века их стали звать кантонистами) служили в военном ведомстве.

Благодаря полученному образованию они не очень часто становились простыми солдатами, как правило, имея унтер-офицерские должности либо служа на нестроевых специальностях. 

В первые годы своего существования регулярная армия летом обычно жила в полевых лагерях, а в холодное время года уходила на зимние квартиры — размещаясь на постой в сёлах и деревнях.

Избы для жилья им предоставляли местные жители в рамках квартирной повинности. Такая система вела к частым конфликтам.

Поэтому с середины 18 века в городах стали возникать специальные районы — солдатские слободы. 

Обратите внимание

В каждой такой слободе были лазарет, церковь и баня. Возведение таких слобод было достаточно затратным, поэтому не все полки получили себе отдельные слободы. Параллельно с этой системой продолжала функционировать и старая постойная, которая применялась во время военных походов. 

Привычные нам казармы появились на рубеже 18–19 веков и поначалу только в крупных городах. 

По призыву

На протяжении 19 века срок службы рекрутов неоднократно сокращался: сначала до 20 лет, затем до 15 и наконец до 10. Император Александр II в 70-е годы провёл масштабную военную реформу: на смену рекрутской повинности пришла всеобщая воинская повинность. 

Впрочем, слово «всеобщая» не должно вводить в заблуждение. Всеобщей она была в СССР и является в современной России, а тогда служил далеко не каждый. С переходом на новую систему выяснилось, что потенциальных призывников в несколько раз больше, чем того требуют нужды армии, поэтому служил не каждый годный по состоянию здоровья молодой человек, а только тот, который вытянул жребий. 

Происходило это так: призывники бросали жребий (тянули из ящика бумажки с номерами). По его итогам часть призывников отправлялась в действующую армию, а те, кто жребий не вытянул, зачислялись в ополчение. Это означало, что они не будут служить в армии, но могут быть мобилизованы в случае войны. 

Призывной возраст несколько отличался от современного, в армию нельзя было призвать ранее 21 года и позже 43 лет. Призывная кампания проходила раз в год, после окончания полевых работ — с 1 октября по 1 ноября. 

Призыву подлежали все сословия, за исключением духовенства и казаков.

Срок службы составлял 6 лет, но позднее, в начале ХХ века, был сокращён до трёх лет для пехоты и артиллерии (в остальных родах войск служили четыре года, на флоте — пять лет).

При этом совсем неграмотные служили полный срок, закончившие простенькую сельскую церковно-приходскую или земскую школу служили четыре года, а имевшие высшее образование — полтора года. 

Кроме того, существовала весьма разветвлённая система отсрочек, в том числе и по имущественному положению. Вообще не подлежали призыву единственный сын в семье, внук при дедушке и бабушке, у которых не осталось других трудоспособных потомков, брат, у которого были младшие братья и сёстры без родителей (то есть старший в семье сирот), а также преподаватели университетов. 

Важно

Отсрочка по имущественному положению на несколько лет предоставлялась владельцам бизнеса и крестьянам-переселенцам для устройства дел, а также студентам учебных заведений. Не подлежала призыву часть инородческого (т.е. нехристианского) населения Кавказа, Средней Азии и Сибири, а также русское население Камчатки и Сахалина. 

Полки старались комплектовать по территориальному принципу, чтобы призывники из одного региона служили вместе. Считалось, что совместная служба земляков будет укреплять сплочённость и боевое братство. 

***

Армия петровского времени стала непростым испытанием для общества. Невиданные прежде условия службы, пожизненный срок службы, отрыв от родной земли — всё это было непривычно и тяжело для рекрутов. Впрочем, в петровские времена это отчасти компенсировалось отлично работавшими социальными лифтами.

Некоторые из первых петровских рекрутов положили начало дворянским военным династиям. В дальнейшем, с сокращением срока службы, армия стала главным инструментом освобождения крестьян от крепостной зависимости. С переходом на призывную систему армия превратилась в настоящую школу жизни.

Срок службы теперь был уже не таким значительным, а призывники возвращались из армии грамотными людьми. 

Георгий Шавельский — протопресвитер армии и флота Российской империи

Как в российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?

Аннотация.В статье рассказывается о судьбе выдающегося церковного деятеля, последнего протопресвитера армии и флота Российской империи Г.И. Шавельского, его большом вкладе в становление военного и морского духовенства в предвоенный период и в годы Первой мировой войны; раскрывается роль церковных пастырей действующей армии на полях сражений.

Summary.The article describes the story of the prominent church figure, last Protopresbyter of the Army and Navy of the Russian Empire G.I. Shavelsky, his great contribution to the military and naval clergy’s forming in the pre-war period and during the First World War; explores the role of church pastors of the acting army on the battlefield.

Котков Вячеслав Михайлович — профессор Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, доктор педагогических наук

(Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

ГЕОРГИЙ ШАВЕЛЬСКИЙ — ПРОТОПРЕСВИТЕР АРМИИ И ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Звание протопресвитера военного и морского духовенства впервые появилось в 1890 году, когда Высочайшим указом было утверждено «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств».

Обладатель этого высшего для лица белого духовенства иерейского сана осуществлял надзор за всеми церквами полков, крепостей, армейских госпиталей и военно-учебных заведений, а также руководил деятельностью военных и морских христианских пастырей.

Последний протопресвитер армии и флота Российской империи Георгий Иванович Шавельский (1871—1951 гг.), по мнению многих историков, внёс наибольшую лепту в становление и развитие этого государственно-церковного института.

Совет

Краткая официальная биография этого выдающегося военно-церковного деятеля была впервые опубликована в журнале «Офицерская жизнь» в мае 1911 года:

«Протопресвитером военного и морского духовенства на место покойного о. Аквилонова назначен настоятель Суворовской Кончанской церкви при Николаевской академии Генерального штаба, протоиерей Шавельский. Отец Г.И. Шавельский — сын псаломщика Витебской губернии, родился 6 января 1871 года.

По окончании курса местной духовной семинарии в 1891 году поступил псаломщиком Усминской церкви, Велижского уезда, Витебской губернии. В 1895 году был рукоположен в священники Бердецкой церкви Лепельского уезда.

В 1898 году Георгий Иоаннович отказался от службы и поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1902 году студентом 4 курса о. Шавельский был назначен исполняющим пастырские обязанности при Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба, а по окончании академии был утверждён в должности настоятеля названной церкви. Новый протопресвитер участвовал в японской войне. С 33 Восточно-сибирским полком Г.И.

 Шавельский участвовал в девяти боях с японцами (при Кинчжоу, Вафангоу, Дашичао, Ляояне и т.д.), причём был контужен осколком гранаты в правую часть головы. За беспримерное исполнение пастырских обязанностей во время сражений о. Г.И. Шавельский был награждён орденами св. Анны 2 и 3 степени и св.

 Владимира 4 степени с мечами, а также золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. После войны о. Г.И. Шавельский в сане протоиерея снова возвратился к Суворовской церкви, в каковой должности состоял до последнего времени.

Санкт-Петербургской духовной академией за сочинение “Последнее воссоединение с православною церковью униатов белорусской епархии (1833—1839 гг.)”, удостоен учёной степени магистра богословия»1.

Несомненный организаторский и педагогический талант, неординарность мышления, широта и смелость суждений, непоколебимая вера и личная скромность Г.И. Шавельского проявились как в ходе Русско-японской войны, так и после её неудачного завершения. В процессе проводимой в 1905—1912 гг.

Обратите внимание

армейской реформы особое внимание уделялось совершенствованию системы управления военным духовенством. Активное участие в этой работе принимал о. Георгий. Во многом благодаря его усилиям армейские и флотские пастыри с честью выдержали сложнейший экзамен в ходе последующей мировой войны.

В процессе реформы христианская жизнь частей и подразделений русской армии была приведена в определённую систему. Появились документы, регламентирующие функции военных пастырей в новых исторических условиях, в т.ч. «Христианские обязанности» (Свод военных постановлений. Ч. 3. Кн. 1. Ст. 366—390).

Георгий Шавельский считал, что основанием чистой нравственности является религия.

Русский человек с детства привыкает находить в ней утешение, опору и надежду; она поддерживает его в самые тяжкие мгновения; она внушает ему геройское самоотвержение и презрение опасностей.

Поэтому каждый честный начальник должен стараться поддерживать высокие религиозные чувства, требовать от подчинённых строгого выполнения всех обрядов церкви и сам подавать в том пример.

Ещё до начала Первой мировой войны, в период своего протопресвитерства (1911—1914 гг.) отец Георгий успел реорганизовать и значительно поднять военное и особенно морское духовенство, привлекая в его состав наиболее одарённых священнослужителей.

Здесь ярко проявились его организаторские способности и умение подбирать себе достойных помощников, твёрдо держать в своих руках все нити управления. От подчинённого ему духовенства он требовал полной самоотдачи.

Ленивых и строптивых старался воспитывать, а в случае непонимания — беспощадно расставался с нерадивыми подчинёнными. Авторитет Г.И. Шавельского в армейском духовном сообществе был непререкаемым.

Благодаря неустанной деятельности о. Георгия институт военных священников значительно вырос по сравнению с его малочисленным составом в период Русско-японской войны.

Важно

Армейское командование неоднократно отмечало благоприятные изменения и в самом существе их деятельности. При этом Г.И. Шавельский занимался активной научной работой, постоянно вёл личный дневник, в т.ч.

и во время военных действий2.

В ноябре 1915 года о. Георгий стал членом Святейшего синода3. Будучи представителем белого духовенства, он достиг наивысшего положения в Русской православной церкви, став в 45 лет членом руководства главной конфессии страны.

С самого начала войны протопресвитер находился при Штабе Верховного главнокомандующего, а не в Петербурге, как это предусматривалось инструкцией. Кроме того, пользуясь правом личного доклада у императора, Г.И.

 Шавельский добился возможности «лично присутствовать в Военном совете и защищать свои проекты»4, что позволяло ему быть в курсе всех военных планов, разрабатываемых Россией, и напрямую соотносить задачи своего ведомства с теми вопросами, которые должны были решать Военное и Морское министерства.

В течение войны он почти каждый месяц выезжал из Ставки на фронт и считал своим долгом посещать передовые позиции, чтобы личным примером поднимать боевой дух армии. За эти годы о.

 Георгий проехал через всю Восточную Пруссию, объехал Варшавский район, побывал в Галиции, не один раз посетил крепости Ковно, Гродно, Осовец, Новогеоргиевск, Брест-Литовск, Иван-город, порт Ревель, таким образом, проинспектировав практически всю линию фронта.

29 января 1916 года в письме к Екатерине Ивановне Мосоловой Г.И. Шавельский писал: «Из Петрограда я уехал на Рижский фронт, где подышал чистым воздухом.

Какая огромная разница между Петроградом и позициями! В Петрограде сплетни, страхи, интриги, оханья да аханья, а на позициях все крепки, бодры, верят в победу. Я объехал полки 3-х дивизий. Везде приходилось говорить, а погода была сырая, совсем не для речей. Вернулся с разбитым голосом и надорванной грудью»5.

Совет

Руководимое Г.И. Шавельским военное духовенство за годы Первой мировой войны не раз получало высокую оценку со стороны верховных главнокомандующих: великого князя Николая Николаевича и самого императора. О доблести военных священников свидетельствовали и многочисленные факты их награждения за боевые заслуги.

Если за всё время существования Георгиевского креста (до войны включительно) этой награды были удостоены только 4 священника, то за Первую мировую войну — 146. Армейским и флотским пастырям были вручены более 200 золотых наперсных крестов на георгиевской ленте7, сотни священнослужителей были пожалованы орденами: Св.

 Владимира 3-й и 4-й степени с мечами, Св. Анны 2-й и 3-й степени с мечами8.

Ярким примером доблестного исполнения пастырского долга является письмо, написанное Г.И. Шавельскому старшим врачом 198-го пехотного Александро-Невского полка в январе 1915 года:

«Многоуважаемый о. Протопресвитер!

Не откажите поместить в Вашем “Вестнике” нескольких слов и о нашем полковом священнике.

Мы стояли на нашем перевязочном пункте в деревне Янушеве. Уже с самого раннего утра начался кровопролитный бой: наши полки шли в атаку. Младшие врачи открыли перевязочные пункты по флангам, а я с батюшкой находился на главном перевязочном пункте. Вскоре наша хата заполнилась ранеными. Между нашими серыми шинелями видны были и более светлые — германские.

Тут же стонал и немецкий офицер… Одним словом, стон усиливался ежеминутно, ибо число раненых увеличивалось. Мало было одних рук для оказания немедленной помощи. Пастырь нашего полка Александр Яковлевич Успенский сначала исполнял апостольскую роль — напутствовал страдающих — лечил душу, а как только заканчивал свою священную работу — принимался лечить тело.

Выучившись делать перевязки даже при самых серьёзных ранениях, батюшка наш вступил в роль врача. При наплыве новых раненых был священником и опять утешал Словом Божиим. Одним словом, где появлялась разноцветная эпитрахиль, там примолкали стоны.

О, как бы побольше таких духовных лиц в полках и как бы все они находились на передовых позициях среди страдающих за Веру, Царя и Отечество! Тогда легче было бы нашему воину на душе. Подпись: Старший врач Войчик»9.

Г.И.

Обратите внимание

 Шавельский отмечал: «Могу смело сказать, что с тех пор, как существует военное духовенство, оно впервые только теперь отправлялось на войну с совершенно определённым планом работы и с точным понятием обязанностей священника в разных положениях и случаях при военной обстановке: в бою и вне боя, в госпитале, в санитарном поезде и пр. Несомненно, этим объясняется то обстоятельство, что, по общему признанию, в эту войну духовенство работало как никогда раньше»10.

В послании Екатерине Ивановне Мосоловой 18 ноября 1914 года о. Георгий писал: «Очень утешен я и работою священников на войне. Смело скажу: никогда ещё духовенство на войне так не работало, как теперь. Потери в его составе огромные. Кто-нибудь обвинит меня за них. Но я так смотрю: везде потери — почему же в составе д(уховен)ства не быть потерь?»11.

По имеющимся сведениям, в Первую мировую войну были убиты 26 священнослужителей, находившихся в действующей армии; умерших от ран или болезней — 53 человека; 48 священнослужителей были ранены; 47 — получили контузию; отравление удушающими газами получили 5 священнослужителей12.

В своей книге «Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота» Г.И. Шавельский писал: «О деятельности военного духовенства на театре военных действий я имел счастье слышать блестящие отзывы от обоих Верховных Главнокомандующих. В конце 1916 г.

Государь как-то сказал мне: “От всех приезжающих ко мне с фронта военных начальников я слышу самые лучшие отзывы о работе военных священников в рядах армии”»13.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новый протопресвитер военного и морского духовенства // Офицерская жизнь. 1911. 6(19) мая. № 267. С. 2538.

2 Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954. Т. 1. С. 9.

3 Г.И. Шавельский входил в состав Св. синода в 1915—1917 гг. Ежемесячно он выезжал из Ставки в Петроград на его заседания.

4 Шавельский Г.И. Указ. соч. Т. 1. С. 100.

Важно

5 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 1000. Оп. 7. Д. 50. Л. 43, 43 об.

6 Шавельский Г.И. Указ. соч. Т. 1. С. 104.

7 Протопресвитер о. Г.И. Шавельский отмечал: «100 священников были награждены наперсными крестами на георгиевской ленте» (См.: Шавельский Г.И. Указ. соч. Т. 1. С. 104). К.Г.

 Капков называет цифру 248 (5 из них — священнослужители римско-католического вероисповедания (См.: Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX — начала ХХ веков.

Справочные материалы. М.: «Летопись», 2008. С. 96).

8 Исследователями приводятся разные цифры орденоносцев из числа военного духовенства. По данным историка А.С. Сенина: 85 орденов Св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами, 304 ордена Св. Анны 2-й степени с мечами и 239 орденов Св. Анны 3-й степени с мечами (См.

: Сенин А.С. Армейское духовенство в России в Первую мировую войну // Вопросы истории. 1989. № 10. С. 164). К.Г. Капков утверждает, что за отличия в Первую мировую войну до марта 1917 г. священникам было пожаловано: орденов Св.

Анны 3-й степени с мечами — более 300, без мечей — около 500, орденов 2-й степени с мечами — более 300, без мечей — более 200, орденов Св. Анны 1-й степени с мечами и без мечей — около 10, орденов Св. Владимира 3-й степени с мечами — более 20, без мечей — около 20, Св.

Владимира 4-й степени с мечами — более 150, без мечей — около 100 (См.: Капков К.Г. Указ. соч. С. 96).

9 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 5. Д. 10767. Л. 756 об.

10 Шавельский Г.И. Указ. соч. Т. 1. С. 83, 84.

11 ОР РНБ. Ф. 1000. Собрание единичных поступлений. Оп. 7. Д. 50. Л. 33.

12 Г.И. Шавельский отмечал: «В Русско-японскую войну был убит один священник (35 див.), и то случайно своей же пулей. Погибших на кораблях в Цусимском и других боях иеромонахов не считаю. Там они разделили общую участь.

Совет

В эту войну убитых и умерших от ран священников было более 30. В Русско-японскую войну раненых и контуженных священников не набралось и десяти, в Великую войну их было более 400» (См.: Шавельский Г.И. Указ. соч. Т. 1. С.

106).

13 Там же. Т. 2. С. 102.

Кризис нравственности в армии

Как в российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?

В наше время армии приходится осмысливать, что есть ее священный долг? Дело это непростое.

Сегодняшняя российская армия представляет собой собрание слишком разных людей, имеющих противоположные и несовместимые цели. Сама армия не может разрешить свои проблемы. Поэтому ей все труднее выполнять возложенную на нее задачу.

* * *

Офицеров тоже надо понять. Как обеспечить дисциплину и выполнение приказов? Сегодня в армии нет надежного механизма, который гарантировал бы беспрекословное выполнение распоряжений.

Не от хорошей жизни, понимаете ли, приходится пользоваться таким уродливым явлением, как «помощь» старослужащих. И я с трудом могу представить, как это командир может потребовать выполнения приказа, если солдат его не боится.

Прапорщик должен быть страшен для солдата, офицер – ужасен, генералу же полагается быть настоящим монстром.

* * *

Разве мы сами чувствуем это пресловутое единство народа, братство жителей земли, на которой живем?

Увы, не чувствуем. Такова наша данность, которую изменить в одночасье не получится. И надо признать еще вот что: в России не существует идеологии, которая может объединить всех ее граждан.

Обратите внимание

Впрочем, отсутствие общей идеологии не должно нас пугать. Мы должны научиться жить на тех основаниях, на которых живет весь цивилизованный мир – на взаимной выгоде.

ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Если армия нуждается в хороших и честных людях, то, казалось бы, примите меры, которые способствовали бы притоку таких людей. Но вся беда в том, что никто не знает, какие именно меры надо принять.

И действительно, найти в России честных людей – это задачка посложнее, чем увеличить рождаемость, хотя над решением этой проблемы бьются лучшие правительственные умы. Вроде бы всем ясно, что надо делать для появления детей на свет. Осталось заинтересовать женщин рожать и воспитывать. Правительство предложило завлекательные льготы и субсидии, а рождаемость не растет.

Самые мрачные скептики полагают, что у нынешнего поколения женщин утрачен инстинкт материнства, а если это так, то программы матпомощи делу не помогут.

С армией примерно такой же конфуз получается: за идею служить не хотят, а привлекаем за деньги – идут большей частью рвачи, пьяницы и эмигранты. К тому же нет надежных и убедительных программ воспитания тех, кто уже находится в строю.

* * *

Как обеспечить качественное воспитание военнослужащих? Очевидно, что нужны совершенно новые программы, рассчитанные на заинтересованность личности в собственном развитии, на умение вести диалог, на поиск истины и т.д.. Понятно, что система феодального набора рекрутов не поставляет таких людей и не предусматривает усмотрения в новобранцах полноценной личности.

Между тем, армия – это такая система, которая вынуждена ориентироваться на лучший мировой опыт.

Надеяться, что мы победим так, как побеждал Мольтке французов, имевших совершенные по тем временам ружья и пушки, но действовавших по старинке, не приходится.

У нас нет времени изобретать наилучший метод воспитания, усвоить бы то, что имеется в мировом опыте, чтобы встать вровень с передовыми странами в деле подготовки солдат и офицеров.

Важно

Сегодня невозможно унифицировать общественно-политические взгляды военнослужащих, поскольку не представляется возможным устранить полностью нежелательное влияние извне. Поэтому вопрос воспитания патриотизма, то есть прививки такого отношения к стране и ее имуществу, которое позволило бы не вводить меры тотального контроля, стоит особенно остро.

Как известно, воспитание патриотизма надо начинать с утробы матери. К сожалению, до сих пор ничего серьезного в этом отношении не придумано, кроме уроков истории и пропагандистских материалов и передач.

Вот три кита нынешних программ: 1) описание внешнего мира как враждебного и завистливого окружения; 2) история бедной и доверчивой России; 3) экспозиция скромного желания России быть великой державой, одним из полюсов мира.

Как все это увязать с современностью, понять трудно.

* * *

Монарха называли помазанником (то есть избранником) Бога. Считалось, что Бог вверяет ему управление конкретной страной. Так мыслили о себе и сами цари, в том числе и российские. А раз царь – помазанник Бога, то его надо профессионально защищать. Не убережешь царя – начнется смута. Армия имела конкретную задачу, священный долг по охране царствующей особы.

Альтернативой монархии является идея народоправления. Суверенный народ, которому Бог дал землю и все, что в ней и на ней. В случае опасности армия защищает народ и его землю. Сильная мысль, и дает хороший стимул. Идея защиты народа вполне достойна, чтобы стать священным долгом.

Но что сегодня? Нынешний Президент (при всем нашем уважении) на роль монарха не подходит, да и сам он от такого предложения отказывается. Народ разобщен.

Никто не спорит, мы – все еще республика, но республика уже странная, с извивом в сторону феодализма. Не сомневаемся, явление это временное.

Не пройдет и десятка лет, как Россия вновь начнет осваивать общий для всех путь, но вопрос в том, как быть и что делать именно сейчас? Армии нужна четкая постановка военно-политических задач.

* * *

Совет

Если народ и его лидеры будут исполнять возложенные на них обязанности, страна обретет благословение Божие, что включает в себя и защиту от всех врагов, как внешних, так и внутренних. Главное, всегда быть на стороне Бога.

РЕЛИГИЯ В АРМИИ
Может ли религия помочь армии? Конечно, может. Но для этого нужны вера и страх Божий. И желательно, чтобы верующий не терял связи со своей общиной. Иначе остаются только административные меры по поддержке государственной религии. Можно заставить солдат ходить строем на богослужение, но от этого они не станут ни верующими, ни порядочными людьми.

* * *

Протестанты подходят серьезно к делу воспитания личности. Я говорю не о конкретной церкви, но о направлении в целом. Можно воспитывать личность на уроках патриотизма, но этот метод уступает воспитанию общиной. Люди, прошедшие школу жизни в общине – действительно способны содействовать развитию гражданского общества.

Казенный патриотизм насаждается через идеологию административного ресурса.

Но эта практика сегодня дает сбой, поскольку невозможно отсечь альтернативные источники информации, которые предлагают свою трактовку событий, наконец, предлагают принципиально другие идеи.

Между тем, община настолько эффективно воспитывает человека, настолько мощно воздействует на него, что идеологии, способной ее нейтрализовать, просто не существует. Человек, выросший в общине с самого детства, воспринимает ее как «малую Родину».

Община дает не идеологический штамп, но мировоззренческую установку, которая сохраняется длительное время, практически в течение всей жизни человека. Община с развитой формой внутреннего самоуправления закладывает принцип прав личности и свободы, и вместе с тем – дисциплины и верности долгу.

ОППОЗИЦИЯ ОФИЦЕРОВ
Нет офицера, который не понимал бы важность устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих. Однако далеко не все командиры согласны видеть в духовенстве тот институт, который может помочь обеспечить устойчивость психики бойца.

Согласно одному из недавних социологических опросов, почти половина опрошенных военнослужащих (46%) ответила, что они верят в себя, 32% верят в судьбу. Более 17% респондентов допускают, что Бог существует, но они не вполне в этом уверены.

Из тех, кто назвал себя православным, 7,7% сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили, что являются атеистами.

Такие вот православные верующие… Немалая часть военнослужащих верит в приметы и суеверия (21,4%), в астрологические прогнозы (8,6%), в колдовство и магию (3,7%).

Если же судить о степени религиозности, то получается следующая картина: по нескольку раз в день молятся только 2,5% верующих, один раз в день – 4% , молятся только в присутствии священника – 2,4%, молятся по необходимости или в трудную минуту – 34,5%.

Обратите внимание

В причастии нуждается менее 3% опрошенных, а во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) – 4%, в чтении Священного Писания – 3%.

Как видим, военные не слишком жалуют веру в Бога и прочие «религиозные штучки». Советская армия, говорят они, побеждала не молитвой, а военно-политической подготовкой.

* * *

Но стоит ли упрекать военных? Офицеры – народ практичный. Если не видят быстрого результата, терпеть на территории части продавцов воздуха не будут.

Поэтому нам надо сделать правильный вывод: иронически-снисходительное отношение офицеров к религии показывает, что работа религиозных служителей в частях и на кораблях до сих пор не доказала своей эффективности, а значит не подтвердила права на жизнь.

Современного человека обряды не впечатляют. Один раз совершили обряд, ну два раза… и достаточно.

* * *

Как видим, вопрос прихода в армию христианской веры еще не до конца осмыслен ни руководством Вооруженных Сил, ни командирами на местах.

СВОБОДА ВЕРОВАНИЙ В АРМИИ
Что произойдет, если в армии будет допущена свобода религиозных убеждений? Некоторые офицеры искренне думают, что произойдет катастрофа, сродни разгрому РККА в 1941 году.

Допусти разные верования – и появится контингент военнослужащих с разными убеждениями. Придется думать, как бы не задеть чувства верующих, чтобы они не подали в суд за оскорбление своих святынь. Сплошная морока для командира части.

Легче и понятнее было бы поставить всех на единую платформу.

Но, как мы сказали выше, с этими мечтами придется расстаться, поскольку в армии появляется все больше представителей самых разных религий. Разве что желающим этого избежать придется набирать по контракту только православных или, если угодно, мусульман…

Важно

Поэтому следует исходить из того, что армия должна предоставить военнослужащим режим наибольшего благоприятствования в деле удовлетворения их религиозных запросов. Что, в конечном счете, означает все то же уважение личности в солдате и офицере.

Во все времена каждый верующий лично решал для себя проблему своей веры. И во все времена умное государство шло ему навстречу.

ПРОТЕСТАНТЫ В АРМИИ
Странно полагать, будто протестанты во время боевых действий обязательно поведут себя скверно, будто они могут сплоховать в защите нашего общего дома, если Россия, к примеру, станет воевать с протестантской Европой или США…

Сегодня Россия полна решимости преподать урок Грузии и Украине, если они вздумают выступить против ее интересов в Абхазии или Крыму. Но почему-то мало кто вспоминает, что Грузия и Украина – это страны, в которых господствующей религией является православие.

Зададим риторический вопрос: неужели православные россияне устыдятся воевать с православными украинцами? Никак нет. (Да и Киев к тому же давно стал матерью городов нерусских.) То же самое в отношении возможных конфликтов с мусульманскими странами.

И в мыслях не допускаю, чтобы кто из наших правоверных перешел на сторону тамошних.

Так что давайте не будем пугать российского обывателя жупелом протестантизма. Протестанты присутствуют в России с XVI века и зарекомендовали себя на службе царю и отечеству наилучшим образом. Не счесть имен военачальников-протестантов, отличившихся в многочисленных сражениях за Российскую империю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство россиян смирилось с навязываемой нам идеологемой о том, что Россия – другая. Тезис действует вполне убедительно: мы – большие, Европа нас к себе не возьмет при всем желании. Поэтому у нас нет иного выхода (это говорят даже либералы) как подчиниться политическому реализму, который мыслится в создании систем особого пути и «суверенных демократий».

Сегодняшняя ситуация неопределенности и всеобщего беспокойства за страну способствует порождению множества исследований, авторы которых пытаются угадать картину будущей России.

Наряду с серьезным анализом истории и прогнозами на ближайшие годы, опять появились в изобилии мифы – верный признак нашей взволнованности и неуверенности.

Совет

Стоит ли сомневаться, что неизжитые нами мифы приведут нас к поражению на внешней и внутренней арене? Мы даже не сможем предвидеть, откуда придет опасность, откуда получим удар.

Иные наивные россияне полагают, что с такой большой страной, как Россия, ничего не случится. Это какую-нибудь Грузию может подстерегать катастрофа, а мы не пропадем. Что на это ответить? Римская империя тоже была огромной, и Византия была большой… но обе пали. Думаю, чтение списка павших можно не продолжать.

* * *

Конечно, представителям министерства обороны и командирам частей виднее, с кем им сотрудничать в деле воспитания военнослужащих. Этой работой автор хотел лишь развеять миф о протестантах, который, как ему кажется, намеренно создан тенденциозными СМИ. Автором руководило стремление сказать правду о тех гражданах нашей страны, которые исповедуют библейское учение и живут в соответствии с ним.

* * *

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно